Анализ ритуала Неофита Герметического Ордена Золотой Зари — Хендрик Богдан
Анализ ритуала Неофита Герметического Ордена «Золотой Зари»
Открытие
Ритуал инициации в степень Неофита довольно продолжителен по сравнению с последующими ритуалами Ордена «Золотой Зари». Он, в определенной степени, является основой для всех последующих ритуалов, поскольку этот ритуал не только содержит основы, которые будут присутствовать во всей системе посвящения, но и считается наиболее важным ритуалом, сравнимым, возможно, лишь с ритуалом степени Младшего Адепта Внутреннего Ордена. Структура ритуала близка ритуалам Масонской Ложи, особенно для принятия степени Ученика, и все офицеры напрямую соотносятся с соответствующими служителями в масонстве. Иерофант восседает на Востоке, как и Досточтимый Мастер в масонстве, для того, чтобы освещать храм наподобие солнца. Также как и в масонских ложах присутствуют две колонны, Иахин и Боаз. Фактически, большая часть предметов используемых в ритуале, могла быть позаимствована из масонских ритуалов, но их смысл не обязательно одинаков. Символы, используемые «Золотой Зарей» интерпретировались с эзотерической, а точнее с оккультной точки зрения. К счастью, мы можем узнать, до некоторой степени, как эти символы интерпретировались создателями ритуалов, поскольку часть документов, описывающих их, сохранилась. Наиболее важными среди них являются документы Z-1 - «Символизм Храма» и Z-3 - «Степень Неофита», поэтому и будут пользоваться для анализа ритуала Степени Неофита.
Офицеры, даже при том, что они заимствованы из масонства, по своему значению отличаются от Франкмасонских. Факелоносец и Приуготовитель символизируют Огонь и Воду, и находятся на Юге и Севере. В западном эзотеризме четыре элемента соответствуют четырем направлениям компаса: Огонь – Югу, Вода – Северу, Воздух – Западу, Земля – Востоку. В документе Z-1 утверждается, что степень Неофита связана с Древом Жизни, и что Храм убран в соответствии с его символикой:
Храм, убранный для 0=0 Степени Неофита Внешнего Ордена «Золотой Зари», располагается в направлении Йуд и Хе из Йуд Хе Вав Хе, в Малхут Асиа, то есть, так как Йуд и Хе соотносятся с Сфирот Хокма и Бина на Древе, с Авва и Аима, через которые знание о Кетер может быть обретено, и, наконец Вав, исключая Малхут, который есть финальное Хе: даже при этих условиях, священные ритуалы Храма, могут постепенно, независимо от него самого, возносить Неофита к Знанию его Высшего Я.
Имя Господа, Йуд Хе Вав Хе, имеет много значений в эзотеризме. Например, четыре буквы соответствуют четырем элементам. Или четырем, так называемым, материнским буквам, в этом случае они представляют формулу творения, или даже эманации, поскольку в Каббале считается, что мир эманировал из Бога, и поэтому они соотнесены с Древом Жизни и с четырьмя Каббалистическими мирами, Ацилут – миром Архетипов, Бриа – миром созидания, Йецира – миром формирования и Асиа – материальный миром. Последняя часть, указывающая на достижение Неофитом знания своего высшего Я (higher self), является намеком на главную задачу Внутреннего Ордена, а именно, знание и собеседование со Святым Ангелом-Хранителем.
Считалось, что инициация происходит в Малхут, Царстве, которое обычно рассматривали как материальный мир. Сфирот Йесод, Ход и Нецах, также символически присутствуют в храме, но Неофит не может приближаться к этим высшим сфирот. На востоке находился занавес, который символизировал Завесу Паракет, отделяющую нижние Сфирот от Тиферет, и в системе «Золотой Зари» обозначал разделение между Внешним и Внутренним орденом. За занавесом находились, незаметно для кандидата, три главных правителя ордена. Две колонны храма были окрашены в черный и белый цвета соответственно, почти как в некоторых масонских ложах, но в «Золотой Заре», они имеют каббалистическое значение:
Они представляют Милосердие и Суровость, первая имеет белый цвет и находится в Нецах, вторая – черный и находится в Ход. Их черные кубические основания символизируют Элемент Земли в Малхут, цвета колонн, черный и белый соответственно выражают неизменный баланс Весов Справедливости. На них представлена противоположными цветами, выполненная в египетском стиле эмблема души. Алые кубические капители представляют Огонь Испытания и Пробы, а между Весами находится Портик Неизмеримой Области.
Каббалистические колонны соотносятся с путями, идущими через «внешние» Сфирот Древа Жизни, т.е. белая: Нецах, Хесед и Хокма, черная: Ход, Гвура и Бина. Были использованы египетские изображения из иллюстраций к первой главе Книги Мертвых (Белая колонна) и из иллюстраций к двенадцатой главе той же книги (Черная Колонна). Рисунок на Белой Колонне предполагает своё соответствие с Гимном Восходящему Солнцу, на черной - изображает почившего, проходящего мимо сорока двух привратников Зала Суда, где взвешивается его сердце, перед тем, как он предстанет пред лицом Осириса.
Черная Колонна символизирует путь тьмы, Исповедь Отрицания, в то время как Белая Колонна представляет Гимн восходящему Солнцу, Путь Света и Исповедь Оправдания. Между двумя колоннами проходит прямой и узкий путь, который должен быть пройден инициируемым.
Использование Египетского символизма было очень модным в конце девятнадцатого столетия, особенно в оккультных кругах, поскольку древний Египет считался местом возникновения не только алхимии и магии, но и самой «истинной инициации». Мазерс учредил в Париже то, что он называл Ритуалом Исиды, а, как подтверждают ритуалы «Золотой Зари», он был большим поклонником египтологии. Каждый из офицеров в посвящении Неофита считался символизирующим определенного Египетского бога:
Иерофант: Осирис в Нижних Землях. Раскрывающий Мистерии в Зале Двойного Проявления Богини Истины.
Иерей: Гор в Обители Слепоты над Неведающими Всевышнего. Мститель Богов.
Гегемон: Тмаа-Эст, «Пред Лицом Богов в Месте Начала».
Глашатай: Анубис на Востоке. Страж Богов.
Приуготовитель: Аурамот
Дьякон: Тум-аш-нейт
Часовой: Анубис на Западе.
Проход между двумя колоннами представляет собой врата к Оккультной Науке, и Гегемон, который восседает на этом месте и держит увенчанный митрой скипетр, символизирует религию, направляющую и регулирующую жизнь. Понятие «Оккультной Науки» проходит через весь ритуал и является наиважнейшим для верного понимания системы посвящения «Золотой Зари». Просматривая обязательные учебные курсы для каждой степени, легко заметить, сколь велика область знаний, находящаяся под заголовком «Оккультная Наука». Другое часто встречающееся понятие – «Свет», которое, очевидно, используется двумя способами. Во-первых, это свет Оккультной Науки, который стремится пробудить «скрытые» способности человека, и таким образом превратить его в «нечто большее, чем человек» или в сверхчеловека. Эта трансформация, в системе «Золотой Зари», связана с особым мистическим опытом: «Знанием и Собеседованием со Святым Ангелом-Хранителем». Во-вторых, Свет рассматривался в общем случае как духовный свет, противостоящий материальной тьме, а более точно, как безграничный свет (Эйн Соф Oр), который распространяется через Древо Жизни, представляя собой эманации Всевышнего Бога. И мистическая процессия, которая символизирует возрождение света, должна интерпретироваться в соответствии с этими понятиями Света.
Поклонение Господу, которое завершает открытие, интересно тем, что ясно декларирует, что Господь един, т.е. несмотря на частые упоминания и использование большого количества божеств, концепция Господа является монотеистической. Все прочие божества, ангелы и демоны, встречающиеся в системе «Золотой Зари», являются, в конечном счете, ничем иным кроме разнообразных аспектов Единого Бога, поскольку все они соответствуют Древу Жизни, которое представляет собой эманации Бога. Следует заметить, что подавляющее большинство членов «Золотой Зари» были христианами, а некоторые из них имели духовный сан. Поэтому не было никаких сомнений в том, что поиски Оккультного Знания, в определенном смысле, могут быть совмещены с жизнью благочестивого христианина.
Вхождение в Храм
Очищение водой и огнем не обязательно выражает эзотерический контекст, поскольку подобное очищение является обычным для не эзотерических масонских ритуалов. Тем не менее, для членов «Золотой Зари» оно имеет непосредственно эзотерическое значение. Наиболее важным аспектом этой части ритуала, является ответ кандидата на вопрос, зачем он желает быть допущенным в орден:
«Моя душа блуждает во тьме, в поисках Света Оккультного Знания, и я верю, что в этом Ордене можно обрести знания этого Света».
Этот ответ в достаточной мере резюмирует основную цель «Золотой Зари» – учить своих членов Оккультизму, который освободит их души от тьмы материи. Дэниэл ван Эгмонд дал определение тому, что он считает эзотерическими школами, к которым он относит «Золотую Зарю», Эзотерическое Отделение Теософского Общества, и Mysteria Mystica Aeterna, предположительно учрежденную Рудольфом Штейнером (1861-1925):
«Я называю эзотерической школой общество, которое преподает своим ученикам специальные теории и практики, которые позволяют им трансформироваться в людей осознающих и направляемых их «душами», «высшим Я» или «святыми ангелами-хранителями».
Клятва
В клятве, которую дает кандидат с эзотерической точки зрения есть несколько интересных аспектов. Во-первых, он обещает, что берет на себя обязательства приложить все усилия к изучению Оккультных Наук, в виду того, что этот Орден учрежден не для тех, кто стремиться лишь к поверхностным знаниям о них. И действительно, если он желает развиваться в рамках посвятительной системы «Золотой Зари», он не сможет добиться этого, если не станет усердно изучать Оккультные Науки, поскольку его ждут серьезные экзамены перед выдвижением на следующую степень. Во-вторых, он обещает, что никогда не позволит себе быть загипнотизированным или зачарованным, или погруженным в состояние, в котором теряется контроль над мыслями, словами и действиями. Это может показаться противоречащим общему мнению об оккультисте как о ком-то, кто по собственному желанию подвергается влиянию чуждых сил, но оккультизм «Золотой Зари» использовал рациональный и «научный» подход к оккультным явлениям, и сильная воля личности требовалась в первую очередь, для того, чтобы стать квалифицированным магом.
Третий аспект клятвы, который следует рассмотреть, это наказание; в этой части кандидат утверждает, что готов по собственной воле предоставить себя смертельному и враждебному потоку воли, приведенному в движение вождями ордена, под действием которого он падет пораженный, как от удара молнии. Было много догадок о природе «потока воли», приводимого в движение вождями, но оказалось, что руководители ордена заявляли, что владеют способностью уничтожать людей при помощи сверхъестественных средств. И это еще один намек на возможную силу оккультных знаний, которой может достигнуть адепт.
Принятие в Орден
Эта часть начинается с очищения и освящения кандидата, что в мистическом смысле возвышает его природу до состояния, которое необходимо ордену для принятия человека в свои ряды. Часть, в которой провозглашается: «Дитя земли, помни, что неуравновешенная сила есть зло, неуравновешенное милосердие - лишь слабость, неуравновешенная суровость – лишь угнетение» - это еще одно упоминание о двух колоннах Древа Жизни. Иерофант завершает воззвания к Господу и наставляет кандидата: «Дитя Земли, ты долго бродил во тьме. Покинь же ночь и ищи день». Это еще одно указание для кандидата - отвернуться от материальной тьмы в поисках духовного Света.
Наставление
Это наиболее значимая часть инициации, поскольку в ней кандидата посвящают в символизм его степени и впервые открывают таинства, хранимые орденом. Кандидату объясняют, что во время его «блуждания во тьме», глашатай нес перед ним светильник, являющийся символом Скрытого Света Оккультной Науки. Это можно интерпретировать как выход из материальной тьмы, т.е. изучая оккультную науку «Золотой Зари», кандидат сможет найти дорогу во тьме. Важным является и упоминание Сефер Йецира, или Книги Творения, поскольку она напрямую отсылает к Каббалистическим текстам. Сефер Йецира – один из древнейших Каббалистических текстов, непосредственно посвященный эманациям Бога, т.е. десяти Сфирот. Гильом Пастель, «этот необычайно упорный французский иудейско-христианский мистик и каббалист», перевел эту книгу на латынь в середине шестнадцатого века, и она была широко известна в среде христианских каббалистов. Сефер Йецира была в распоряжении членов «Золотой Зари» в переводе Уинни Уэсткотта, впервые изданная в 1890 году, в частной редакции, тиражом всего 100 экземпляров.
Роза, Огонь, Чаша с Вином, Хлеб и Соль намекают, как указано в ритуале, на четыре элемента (воздух, огонь, воду и землю). В завершающей речи Иерея есть два момента, которые напрямую относятся к оккультизму, а именно ««Постигай Великое Таинство», т.е. истинный баланс милосердия и суровости» и «Будь неустрашимым перед трудностями Оккультного Учения». Упоминание истинного баланса между милосердием и суровостью является последним указанием на путь адепта меж двух Каббалистических колонн, который приведет его к свету. Наставление в неустрашимости перед трудностями Оккультного Учения, вероятно, вполне обоснованно, поскольку не так-то просто было стать продвинутым учеником в Оккультной Науке «Золотой Зари».
Закрытие
Закрытие полностью соответствует процедуре открытия, лишь с одним важным исключением – причастием элементов, которое можно рассматривать как усложненный вид церковного причастия, поскольку члены ордена вдыхают аромат Розы (воздух), ощущают тепло тайного Огня обратив к нему руки (огонь), едят хлеб с солью (земля), и, наконец, пьют вино (вода). Заключительная речь к членам ордена наполнена ссылками на классические цели алхимии: «Пусть то, что мы сейчас разделили, укрепит нас в наших поисках Квинтэссенции, Камня Философов, Совершенного Счастья и Высшего Блага». Традиционная цель алхимиков - вечная жизнь и трансмутация несовершенных металлов в золото, позднее часто трактовалась в духовном ключе, в котором трансмутация рассматривалась как очищение души самого алхимика.
Какие же выводы мы можем сделать из анализа первого ритуала инициации в «Золотую Зарю»? Очевидно, в основном, ритуал характеризуется значительным Каббалистическим влиянием. Оно проявляется в большинстве моментов в течение ритуала, это путь к оккультному озарению, идущий между Каббалистических колонн Милосердия и Суровости, и необходимость для кандидата балансировать между двумя этими силами. В последующих ритуалах Каббалистическое влияние становится еще более ощутимым, что выражается в символическом путешествии кандидата по путям и Сфирот. Другая характеристика это частые аллюзии к Оккультной Науке и Оккультному Свету. Путешествие в поисках Света красной нитью проходит через ритуалы «Золотой Зари». И конечная цель членов - стать озаренными этим Оккультным Светом, или, пользуясь особой терминологией «Золотой Зари», достигнуть Знания и Собеседования со Святым Ангелом-Хранителем.
Заключение
Герметический Орден «Золотой Зари» это одно из наиболее значительных и влиятельных английских масонских посвятительных обществ второй половины девятнадцатого века. Учредители этого ордена, Уэсткотт, Мазерс и Вудман, были масонами особо заинтересованными в более эзотерической и мистической масонской системе для своего времени. Хотя, фактически, орден, в своей изначальной форме, действовал всего двенадцать лет, с 1888 по 1900 гг., его наследие для более поздних эзотерических обществ поразительно. Посвятительная система Золотой Зари, основанная на ступенчатой схеме каббалистического Древа Жизни, была принята бесчисленным множеством более поздних обществ. Эта посвятительная система, более того, была связана с весьма специфической духовной «просвещенностью» которой, как ожидалось, члены достигают в степени Младшего Адепта – Знания и Собеседования со Святым Ангелом Хранителем.
Другой значительной частью наследия Золотой Зари для более поздних посвятительных обществ, было то, что мужчины и женщины принимались на одинаковых основаниях. Важно подчеркнуть тот факт, что во все другие посвятительные общества, действовавшие в Великобритании в конце 1880-х гг., принимали только мужчин, а часто только франкмасонов. Герметический Орден «Золотой Зари» бросил вызов существующим порядкам того времени и смело открыл для женщин мир посвятительных ритуалов западной эзотерической традиции.
Изложено по книге From Darkness to Light by Hendrik Bogdan