Церемония Степени Философа, 4=7 — «Орден Золотой Зари»
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Церемония Степени Философа, 4=7 — «Орден Золотой Зари»

Церемония Степени Философа

4=7

 

 

ОТКРЫТИЕ

 

(Престол Иерофанта, рядом с которым находятся Чаша Воды и Знамя Востока, помещается перед помостом на северо-востоке. Сиденье Гегемона — перед помостом на юго-востоке. Престол Иерея — на западе. Рядом с каждым служителем стоит Чаша Воды. Столпы установлены перед сиденьем Гегемона приблизительно в трех футах1 от него; за спиной Гегемона помещена буква Коф. В центре зала находится алтарь, по обе стороны от него стоит по свече. На Алтаре лежит карта Таро «Луна».  Зажжены светильники, символизирующие стихию данной степени. На юге помещено кадило с курением. Храм подготовлен для церемонии 29-го Пути. Все участники ритуала и зрители облачаются, как подобает, и рассаживаются по местам.)

Иерофант:

(Один удар скипетром.)  Почтенные Братья и Сестры! Помогите мне открыть Храм степени Философа. Почтенный Гегемон! Проверь, охраняется ли Храм, как подобает.

Гегемон:

Достопочтенный Иерофант! Храм охраняется, как подобает.

Иерофант:
Почтенный Иерей! Проверь, все ли присутствующие прошли посвящение в степень Философа.

Иерей:
Почтенные Братья и Сестры! Совершите Знак Философа (Указание выполняется.) Достопочтенный Иерофант! Все присутствующие прошли посвящение в степень Философа. (Совершает знак Приветствия.)

Иерофант:
Почтенный Гегемон! Какой стихии соответствует данная степень?

Гегемон:
Стихии Огня.

Иерофант:
Почтенный Иерей! Какой планете соответствует данная степень?

Иерей:
Венере.

Иерофант:
Почтенный Гегемон! Каким Путям соответствует данная степень?

Гегемон:
29-му, 28-му и 27-му Путям Коф, Цадди и Пе.

Иерофант:
Почтенный Иерей! Что символизирует 29-й Путь?

Иерей:
Отражение сферы Рыб.

Иерофант:
Почтенный Гегемон! Что символизирует 28-й Путь?

Гегемон:
Отражение сферы Водолея.

Иерофант:
Почтенный Иерей! Что символизирует 27-й Путь?

Иерей:
Отражение сферы Марса.

Иерофант:
(Один удар скипетром.) (Все встают и обращаются лицом к востоку.) Поклонимся Владыке и Царю Огня!

Иерофант:
Тетраграмматон Цебаот. Да будет благословенно Имя Твое, о Предводитель Воинств! Аминь! (Все совершают знак Приветствия.  Иерофант встает со своего престола и идет к югу. Один раз ударяет скипетром. Все обращаются лицом к югу. Иерофант стоит перед Скрижалью Огня. Скипетром чертит в воздухе перед Скрижалью окружность и призывающие пентаграммы.)

Иерофант:
И сказали Элохим: «Сотворим Адама по образу Нашему, и по подобию Нашему; и да владычествуют они»2. Именем Элохим, Могучим и Властным, Именем Тетраграмматон Цебаот, — Духи Огня, поклонитесь своему Создателю! (Берет кадило со столика под Скрижалью и чертит им в воздухе перед Скрижалью знак Льва.)

Иерофант:
Именем Михаэля, Великого Архангела Огня, и знаком Льва, — Духи Огня, поклонитесь своему Создателю! (Чертит в воздухе крест кадилом.) Именами и Буквами Великого Южного Четырехугольника, врученного Еноху Великим Ангелом Аве, — Духи Огня, поклонитесь своему Создателю! (Поднимает кадило высоко над головой.) Тремя Великими Тайными Именами Бога, начертанными на Знаменах Юга, — OIP TEAA PEDOCE, — Духи Огня, поклонитесь своему Создателю! Именем EDELPERNA, Именем Великого Царя Юга, — Духи Огня, поклонитесь своему Создателю! (Ставит кадило на место и возвращается на свой престол. Все обращаются лицом к востоку.)

Иерофант:
Именем Тетраграмматон Цебаот объявляю, что Храм степени Философа ныне открыт.

Иерофант:
(3, 3, 1 удара.)

Иерей:
(3, 3, 1 удара.)

Гегемон:
(3, 3, 1 удара.)


ДОПУСК НА 29-й ПУТЬ


(Убранство Храма для ритуала 29-го пути показано на схеме. В Храме приглушают огни.)

 

Иерофант:
(Один удар скипетром.) Братья и Сестры! Наш Брат (Сестра) ....... достиг немалых успехов на Путях Тайной Науки.  Поднявшись на ступень Практика более трех месяцев назад, он овладел необходимыми познаниями, с честью выдержал экзамен и показал себя достойным перейти на следующую ступень. Я получил от Достопочтеннейших Вождей Второго ордена разрешение посвятить его в степень Философа. Почтенный Гегемон! Проследи за подготовкой Практика и постучись условным стуком. (Гегемон встает, совершает знак Приветствия в сторону Иерофанта, покидает Храм и подготавливает Практика: тот должен быть облачен, как подобает, и на нем должна быть Перевязь Практика. Гегемон завязывает ему глаза и вкладывает в его правую руку Эмблему Допуска — Крест Распятия, состоящий из 12 квадратов. Затем Гегемон берет Практика за левую руку, подводит его к двери и стучится условным стуком — 7 ударов.)

Гегемон:
И РУАХ ЭЛОХИМ носился над Ликом Вод3. (Иерей открывает дверь, впускает Гегемона и Практика и возвращается на свое место. Гегемон ведет Практика на юг к Скрижали Огня, поворачивает его лицом к востоку и забирает у него Крест Распятия.)

Иерофант:
Покажи Гегемону Знак и Рукопожатие степени Практика и назови Великое слово, Мистическое число и Пароль. (Указание выполняется. Знак Практика, рукопожатие Первого ордена. Великое слово — Элохим Цебаот, число — 36, пароль — Элоа [Eloah].)

Иерофант:
Назови мне также Мистический Титул и Символ, которые ты получил на этой степени. (Указание выполняется. Monocris de Astris. Майим.) (Гегемон поворачивает Практика лицом к Скрижали Огня.)

Иерофант:
Брат …….! Готов ли ты торжественно поклясться, что будешь хранить тайны 29-го, 28-го и 27-го путей и степени Философа  в таком же строгом молчании, как  и тайны предыдущих степеней?

Практик:
Я готов.

Иерофант:
Тогда простри руки над головой и скажи: «Клянусь Потоком Огненным». (Практик выполняет указание.)

Иерофант:
Да будет снята повязка с его глаз! (Указание выполняется. Практик оказывается в полутемном Храме. Гегемон берет из-под Скрижали кадило и вручает его Практику.)

Иерофант:
Взмахни кадилом перед Скрижалью Огня и скажи: «Призываю в свидетели моей клятвы Силы Огня». (Практик выполняет указание. Гегемон ставит кадило на место.)

Иерофант:
Проведите Практика на восток и поместите его перед Мистическими Столпами (Гегемон выполняет указание.)

 

РИТУАЛ 29-го ПУТИ

 

Иерофант:
Ты обращен лицом к Вратам 31-го, 32-го и 29-го Путей, как и при посвящении в степень Ревнителя. Первые два из них ты уже прошел, ныне же перед тобой открываются Врата 29-го Пути, ведущего к степени Философа. Возьми в правую руку Крест Распятия, состоящий из двенадцати квадратов, и следуй за своим Проводником по Пути Вод. (Гегемон один раз обходит Храм вместе с Практиком, предварительно передав тому Крест Распятия. Когда они, совершив круг, возвращаются к престолу Иерофанта, тот встает, держа в руке красный светильник. Гегемон и Практик останавливаются перед ним.)

Иерофант:
Жрец в маске Осириса заговорил и молвил: «Я — Вода стоячая, безгласная и недвижная, отражающая все сущее, все сущее таящая в себе. Я — Прошлое. Я — Разлив Реки. Восставший из Великих Вод — Имя Мое. Да здравствуют Обитатели Страны Ночи, ибо скоро будет разорвана завеса Тьмы». (Гегемон ведет Практика дальше по кругу и останавливается у престола Иерея. Тот встает при их приближении и поднимает красный светильник.)

Иерей:
Жрец в маске Гора заговорил и молвил: «Я — Вода мутная и  бурлящая. Я — Возмутитель Покоя в безбрежном обиталище Вод. Никто не устоит перед силою Вод Великих, перед необъятностью Ужаса их, перед величием Страха их, перед ревом их громового Гласа. Я — Будущее, покрытое туманами и облеченное мраком. Я — Разлив, идущий на убыль. Буря, окутанная ризами Ужаса, — Имя Мое. Да здравствуют Могучие Силы Природы и Вожди Мятущихся Вихрей!» (Гегемон ведет Практика дальше по кругу, останавливается у своего собственного сиденья, берет красный светильник и обращается к Практику.)

Гегемон:
Жрица в маске Исиды заговорила и молвила: «Путник, идущий через Врата Анубиса, — Имя Мое. Я — Вода, чистая и прозрачная, неустанно стремящая к морю струи свои. Я — вечнотекучее Настоящее, непрерывно сменяющее собою Прошлое. Я — оплодотворенная Почва. Да здравствуют Летящие на Крыльях Утра!» (Ставит светильник на место, подводит Практика к сиденью у западной стороны Алтаря и возвращается на свой пост. Практик обращается лицом к Иерофанту.)

Иерофант:
(Поднимается с престола) Я восстаю в месте Слияния Вод, пронзая отступающее Облако Ночи. От Отца Вод изошел Дух, разрывая завесы Тьмы. И не было в месте Слияния Вод ничего, кроме Беспредельного Безмолвия. Ужасно было то Безмолвие Несотворенного Мира; безмерна была глубина Бездны той. И восстали полуоформленные Лики Тьмы; но не дано им было утвердиться, и не устояли они; и в беспредельности Пустоты витал Дух и озаряли пространство Светоносцы. «Тьма Тьмы», — сказал я; но разве Лики Тьмы не пали вместе с Царями? Вечны ли Сыны Ночи Времени? Не истек ли срок их? Прежде всего сущего были Воды, и Тьма, и Врата в Страну Ночи. И Хаос громко взывал о Единстве Формы, и явился Лик Вечного. И Ночь отступила перед Сиянием Лика сего, и Тьма бежала прочь. И Лик сей отражался в нижних Водах, в Бесформенной Бездне Пустоты. И Очи Его метали лучи, блиставшие нестерпимым блеском; и скрещивались лучи с потоками, отражавшимися в зеркале Вод. Чело и Очи Его образовали треугольник Безграничного Неба, а отражение их — треугольник Безграничных Вод. И так возникла Вечная Гексада, Шестерица, число Зари Творения. (Гегемон зажигает огни, а затем подводит Практика к престолу Иерофанта и передает последнему Крест Распятия.) Крест Распятия, состоящий из двенадцати квадратов, — это символ зодиака, в коем заключены Воды Нут, как древние египтяне называли Небеса. Это те Воды, что над Твердью. Также этот Крест — символ Вечной Реки Эдема, разделенной на четыре Потока, которые соответствуют четырем тригонам зодиака. (Откладывает Крест)


29-й Путь «Сефер Йецира», соответствующий букве Коф, называют Телесным Разумом, ибо он формирует всякое тело, подчиненное всему Порядку Миров и являющееся их Продолжением. Посему этот Путь представляет отражение водного знака Рыб. Он соединяет материальную вселенную Малкут со Столпом Милосердия и стороной Хесед через сефиру Нецах. Через него изливаются вниз Воды Хесед. (Иерофант, Гегемон и Практик подходят к западной стороне Алтаря.) Перед тобой на Алтаре — 19-й аркан Таро, символически представляющий эти идеи. Здесь изображены Луна, четыре еврейские буквы Йод, падающие каплями росы, две собаки, две башни, извилистая тропа, убегающая за горизонт, а на переднем плане — рак, выползающий на берег из воды. Луна изображена в фазе приращения, а, следовательно, связана со стороной Гедулы и Столпом Милосердия. От нее исходят шестнадцать больших и шестнадцать малых лучей, в совокупности дающие число 32 — число Путей «Сефер Йецира». Это Луна под ногами Жены, облеченной в Солнце. Она правит качествами холода и влажности, а также двумя пассивными стихиями — Землей и Водой. Следует обратить внимание на то, что символ знака Рыб образован двумя лунными серпами, связанными воедино. Это свидетельствует о лунной природе данного знака. Собаки на карте Таро «Луна» — это шакалы египетского Анубиса, сторожащие Врата Востока и Запада. Врата эти представлены в образе двух Башен, между которыми вьется Путь всех небесных тел, восходящих на востоке и заходящих на западе. Рак — это знак Рака, в древности связывавшийся со Скарабеем, или Хепри, — олицетворением Солнца, скрывшегося за горизонтом с восходом Луны. Кроме того, рак на этой карте напоминает о том, что в период прохождения Солнца по знаку Рыб Луна достигает заметного прироста в  знаке Рака. (Иерофант подводит Практика к изображению Медного Змея, расположенному на востоке.) Это Змей Нехуштан4, которого изготовил Моисей, когда Сынов Израилевых в пустыне стали жалить Змеи Огня5. Это Змей Путей на Древе. Моисей поместил его на шест, то есть обвил вокруг Срединного Столпа Сефирот. Слово, которым в 21-й главе Книги Чисел названы Огненные Змеи, — то же, что и имя ангелов Гебуры, и пишется оно точно так же, — Серафим; обвиты они вокруг Срединного Столпа Сефирот потому, что он примиряет Огни Гебуры, или Суровости, с Водами Хесед, или Милосердия, — и поэтому сказано в Новом Завете, что Медный Змей — прообраз Христа-Примирителя6. И Змей этот изготовлен из Меди — металла Венеры, сфера которой именуется «Нога» — Внешнее Великолепие, что отображено также в алхимическом символе планеты Венера, в коем круг Солнца вознесен над крестом ржавления. Поэтому сказано в книге «Зогар», что из всех оболочек только Змей-Нога обретается в Святости и носит имя «Весы Справедливости». Почему же он именуется Внешним, то есть ложным, Великолепием? Потому, что, хоть он и соединяет Пути, но не постигает Сефирот. И, тем не менее, он же — Небесный Змей Мудрости. Однако Змей Искушения — это Змей на Древе Познания Добра и Зла, а не на Древе Жизни. (Иерофант возвращается на свой престол. Гегемон подводит Практика к Иерею.)

Иерей:
(Указывает на схему). Это так называемая каббала Девяти палат. Буквы в этой системе группируются по подобию их числовых значений. К примеру, в первую палату помещаются Гимел, Ламед и Шин, числовые значения которых — 3, 30 и 300 — подобны друг другу, и так далее. Вверху находится общеупотребительная таблица этой системы. В нижней же таблице палаты распределены в соответствии с сефирот. (Указывает на вторую схему.) Здесь изображены соответствия карт Таро Древу Жизни. Четыре Туза помещены на Престоле Кетер. Остальные числовые карты каждой масти распределены по соответствующим сефирот: Двойки относятся к Хокме, Тройки — к Бине, и так далее. Двадцать два Старших аркана в соответствии со своими буквами распределены по Путям, соединяющим сефирот. Король и Королева каждой масти помещаются рядом с Хокмой и Биной соответственно, Рыцарь — рядом с Тиферет, а Паж — рядом с Малкут. Таким образом, придворные карты отображают соотнесение сефирот с четырьмя буквами Священного Имени в тех Мирах, к которым относятся их масти. (Гегемон подводит Практика к схеме Столпов, расположенной на юге.)

Гегемон:
На этой схеме показано, как из правого и левого Столпов образуется гексаграмма Тиферет. В Хесед пребывает Вода, а в Гебуре — Огонь. В Тиферет же оба треугольника примиряются и соединяются в гексаграмму. Подобно тому как Алеф примиряет друг с другом Мем и Шин, так и этот примиряющий Столп воздвигнут между Столпами Огненным и Облачным, между столпами Яхин и Боаз Соломонова храма. (Гегемон подводит Практика к схеме, расположенной на севере.) Здесь показан метод использования талисманических форм, образованных из геомантических фигур: формы, полученные из фигур, соответствующих необходимой планете, располагаются на противоположных точках обода колеса с восемью спицами. Затем вдоль обода вписывается подобающий стих.

Иерофант:
С превеликой радостью присваиваю тебе титул Владыки (Владычицы) 29-го Пути. Ныне ты должен на краткое время покинуть Храм, а когда ты вернешься, совершится церемония прохождения 28-го Пути.

 

 

ДОПУСК НА 28-й ПУТЬ

 

 

Иерофант:

Почтенный Гегемон! Повелеваю тебе вручить Практику Эмблему Допуска и ввести его в Храм. (Гегемон подходит к двери, открывает ее, вручает Практику Усеченную Пирамиду стихий и впускает его в зал.)

Гегемон:

И вечно струятся Реки Эдема из срединного источника своего. (Ведет Практика на юго-восток и помещает его перед Столпами.)

Иерофант: Брат ………….! Ныне перед тобой открылся 28-й Путь, ведущий от степени Теоретика к степени Философа. Возьми в правую руку Усеченную Пирамиду Стихий и следуй за своим проводником по этому Пути. (Гегемон и Практик один раз обходят Зал. Когда они возвращаются к Иерофанту, тот встает и поднимает красный светильник. Гегемон и Практик останавливаются перед ним.)

Иерофант:
Жрица в маске Исиды заговорила и молвила: «Я — Дождь, ниспадающий с Небес на Землю, несущий в себе силу плодородия и роста. Я — Подательница изобильного Урожая. Я — Кормилица Жизни». (Гегемон ведет Практика к престолу Иерея. Тот встает, держа в руке красный светильник. Гегемон и Практик останавливаются перед ним.)

Иерей:
Жрица в маске Нефтиды заговорила и молвила: «Я — Роса, ниспадающая с Небес на Землю незримо и беззвучно, усыпающая Землю бриллиантами без счета, увлекающая силы Небес на Землю под темным покровом Ночи». (Гегемон подводит Практика к своему собственному сиденью, берет красный светильник и обращается к Практику.)

Гегемон:
Жрица в маске Хатор молвила: «Я — Владычица Туманов и Облаков, облекающих Землю влажной ризою, парящих и витающих между Землей и Небом. Я — Подательница росной Ночи». (Гегемон ставит светильник на место, подводит Практика к западной стороне Алтаря и обращает его лицом к Иерофанту, а сам возвращается на свой пост.)

Иерофант:
Монада Отца расширилась и породила двоих, и воссела рядом с Ним Диада, блистающая Долями Разума. И стала она править всем сущим и упорядочивать все, что не упорядочено7. Ибо всю Вселенную озаряет своим сиянием Триада, над которой властвует Монада8. Этот Порядок — начало всякого подразделения на Доли.

Иерей:
Ибо Разум Отца повелел, дабы все сущее было разделено на Три; и свершилось по Воле Его, и все сущее разделилось, как повелел Он. Ибо Ум Вечного Отца повелел разделиться на Три, Разумом управляя всем сущим9. И явилась Триада: Добродетель, Мудрость и Всеведущая Истина10. Из них исходит предсущая форма Триады — не Первая Сущность, но мера всего сущего11.

Гегемон:
Да будет тебе известно, что все сущее склоняется перед Тремя Наивысшими12. Первое Истечение священно; посредине движется Солнце, в третьем же Земля питается внутренним Огнем из Истока всех Истоков13. Прообраз содержит все14, из него же щедро изливаются порождения многообразной Материи15. (Гегемон подводит Практика к престолу Иерофанта и передает последнему Усеченную Пирамиду Стихий.)

Иерофант:
Эта Пирамида соответствует Четырем стихиям. На ее боковых гранях начертаны еврейские имена стихий: Аш — Огонь, Майим — Вода, Руах — Дух, Арец — Земля. На верхнем ее основании начертано слово «Эт» (Eth), состоящее из первой и последней букв алфавита и означающее «Сущность». Нижнее основание — символ Материальной Вселенной, и на нем начертано слово «Олам» (Olam), означающее «Мир». (Откладывает Пирамиду.) 28-й Путь «Сефер Йецира», соответствующий букве Цадди, именуется Естественным Разумом, ибо он доводит до совершенства Природу всякой сущности, пребывающей под Сферой Солнца. Посему этот Путь является отражением воздушного знака Водолея, с которым соотносится Лик Человека — Адам, обновленный Мир. (Иерофант, Гегемон и Практик становятся у западной стороны Алтаря.) Перед тобой на Алтаре — 17-й аркан ТАРО, символически представляющий эти идеи. У большой Звезды, сияющей посреди Небес, — семь больших лучей и четырнадцать малых. Это — эмблема Семерицы, умноженной на Троицу, что составляет число 21 — число Божественного Имени  ЭХЕЙЕ, которое, как тебе уже известно, относится к сфере Кетер. В египетской системе это Сириус, Песья звезда, звезда Исиды-Сотис. Ее окружают семь планет, изображенные в виде малых звезд. Фигура обнаженной женщины с семиконечной Звездой-Гептаграммой на лбу — это Исида, Нефтида и Хатор в одном лице. Это также олицетворение планеты Венера, через сферу которой нисходит влияние Хесед.  Она же — Айма, Бина и Тебуна (Tebunah), Великая Божественная Мать, Айма Элохим, изливающая на Землю Воды Творения. Воды эти, сливаясь в единый поток, образуют реку, струящуюся у ее ног из Божественного Эдема, где бьет неиссякаемый источник. Заметь и запомни, что на этой карте Таро она полностью обнажена, тогда как на 21-й карте — лишь частично. В двух Сосудах заключены силы Хокмы и Бины. Справа возвышается Древо Жизни, слева — Древо Познания Добра и Зла, на ветвях которого сидят птицы Гермеса. Следовательно, этот аркан Таро символизирует обновленный Мир, пришедший на смену Пустоте и Тьме, а также Нового Адама, Лик Человека, явленный в знаке Водолея. Поэтому астрономический символ Водолея изображает зыбь на Водах Реки, вытекающей из Эдема. Однако справедливо и то, что он соотносится со стихией Воздуха, а не Воды, — ибо не что иное как Воздушная Твердь разделяет и вмещает Воды. (Иерофант ведет Практика на восток.) Здесь представлены различные способы,  которыми записывается Священное Имя в каждом из четырех Миров. Обрати внимание, что неизменной остается только буква Йод, ибо она — символ неизменности Первопричины. Далее числовые значения каждого варианта суммируются, и сумма эта записывается еврейскими буквами. Таким образом получается Тайное имя каждого Мира. В мире Ацилут сумма составляет 72, и Тайное имя этого Мира — ОБ (AUB). В мире Брия — 63, СЕГ (SEG). В мире Йецира — 45, МА (MAH). В мире Асия — 52, БЕН (BEN). (Указывает на вторую схему.) На этой схеме представлен способ записи еврейских слов через соответствия буквам алфавита, перечисленные в «Сефер Йецира». Это своего рода иероглифическая символика. Так, Тетраграмматон записывается знаками Девы, Овна, Тельца и Овна. Эхейе — знаками Воздуха, Овна, Девы и Овна. Имя Иешуа — каббалистическая форма имени Иисуса, представляющая собой Тетраграмматон с добавлением буквы Шин посередине, — дает весьма своеобразное сочетание: Дева, Овен, Огонь, Телец, Овен. Дева означает рождение от Девы, Овен — жертвенного Агнца, Огонь — Огонь Духа Святого, Телец — земного Вола, в ярмо которого он впрягся, и, наконец, Овен — стада овец, пастухи которых пришли поклониться ему. Имя Элохим записывается знаками Воздуха, Весов, Овна, Девы и Воды: это Твердь Небесная, Уравновешенная Сила, Огонь Духа (ибо Овен — огненный знак зодиака), Девственная Богиня и Воды Творения. Возвращаясь к записи имени Иешуа, по преобладанию в ней символа Овна, Огонь которого усмиряется и преобразуется другими его соответствиями, нетрудно заметить, что Агнец — весьма подобающий символ для Иисуса. (Иерофант возвращается на свой престол. Гегемон ведет Практика на запад.)

Иерей:
При посвящении в степень Теоретика тебе показали геометрические фигуры, соответствующие планетам. Здесь изображены другие фигуры: декаграмма, эндекаграмма и додекаграмма, а также две формы эннеаграммы и остальные формы гептаграммы и октаграммы, не столь созвучные природе планет. Начерченная непрерывной линией гептаграмма, вершины которой соединены через две на третью, соответствует семи планетам. Октаграмма, составленная из двух квадратов, — восьмибуквенному Имени. Две формы эннеаграммы соответствуют Тройному Тернеру. Три формы декаграммы — клипот. Четыре формы додекаграммы соответствуют зодиаку, трем четверицам знаков (угловым, последующим и падающим или кардинальным, фиксированным и мутабельным), четырем тригонам стихий и двадцати четырем престолам Старцев16. (Переходит ко второй схеме.) Многоугольниками, или полигонами, называются фигуры выпуклые, имеющие только выступающие углы, а полиграммами — фигуры, у которых имеются также углы входящие. Количество способов, которыми можно начертить геометрические фигуры, следующее: треугольник — 1, квадрат — 1, пятиугольник — 2, шестиугольник — 2, семиугольник — 3, восьмиугольник — 3, девятиугольник — 4, десятиугольник — 4, одиннадцатиугольник — 4, двенадцатиугольник — 5. (Гегемон подводит Практика к схеме, расположенной на юге.)

Гегемон:
Перед тобой геомантические фигуры, расположенные на Древе Жизни согласно их планетным соответствиям. Обрати внимание, что Сатурну соответствуют Три Высшие Сефирот, совокупность которых представлена в Бине, а Голова и Хвост Дракона соотнесены с Малкут.

Иерофант:
С превеликой радостью присваиваю тебе Титул Владыки (Владычицы) 28-го Пути. Ныне ты должен на краткое время покинуть Храм, а когда ты вернешься, совершится церемония прохождения 27-го Пути.


РИТУАЛ 27-ГО ПУТИ

 

 

(Убранство Храма показано на плане. Огни в Храме приглушены.)

Иерофант:
Почтенный Гегемон! Повелеваю тебе вручить Практику Эмблему Допуска и ввести его в Храм. (Гегемон подходит к двери, открывает ее, вручает Практику Крест Распятия из 10 квадратов и впускает Практика в зал.)

Гегемон:
Поток Киссон (Kishon) увлек их, древний поток, поток Киссон. Попирай, душа моя, Силу17! (Ведет Практика на юг и помещает его перед мистическими Столпами.)

Иерофант:
Monokeris de Astris!  Ныне перед тобой открывается 27-й Путь, ведущий от степени Практика к степени Философа. Возьми в правую руку Крест Распятия, состоящий из 10 квадратов, и следуй за своим Проводником по Пути Марса.

Гегемон:
Господь - муж брани; Господь Воинств Имя Ему18! (Гегемон проводит Практика вокруг зала. Когда они возвращаются к Иерофанту, тот встает, держа в руке красный светильник.)

Иерофант:
Пока Вечный не утвердил Порядок, не было ни Начала, ни Конца. Но простер Он пред Собою Завесу и под нею поставил Первых Царей. И Цари те правили в Едоме прежде, нежели пришел Царь над Израилем; но не устояли они. Когда Земля была безвидна и пуста, — то царство Едома. Когда же утвердилось Творение — царство Израиля пришло. И войны между ними — то войны титанов в Хаосе Творения. И Светоносец, сиявший нестерпимым блеском, метнул лучи огня, и устремились они, как молот великий и могучий, и летевшие от него искры стали Первозданными Мирами. Но недолго горели искры те, ибо не было в них равновесия, и они угасли. И вот сошлись цари и прошли все мимо; увидели и изумились, смутились и обратились в бегство19. И были то Цари Едома, правившие прежде, нежели появился Царь над Израилем. (Гегемон обводит Практика вокруг Храма и останавливается перед Иереем, который встает при их приближении и поднимает красный светильник.)

Иерей:

Тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских20. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и с неба капало, и облака проливали воду21. Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу,  на помощь Господу с храбрыми22. Поток Киссон увлек их, древний поток, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!23 Наклонил Он небеса и сошел, и мрак — под ногами Его24. От блистания пред Ним бежали облака25.  Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные26. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их27. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего28. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась29. Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы30. (Гегемон ведет Практика по кругу, и вновь останавливается, дойдя до помоста. Гегемон поднимается на помост и берет красный светильник.)

Гегемон
Господи! услышал я слух Твой и убоялся31. Глас Господень над водами, Бог славы возгремел, Господь над водами многими32. Глас Господа силен, глас Господа величествен33. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские34. Глас Господа высекает пламень огня35. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес36. (Гегемон сажает Практика на сиденье у западной стороны Алтаря лицом к Иерофанту, забирает у него Крест Распятия и возвращается на свое место.)

Иерофант
Элоа от Фемана Едомского грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля37. Блеск Его — как солнечный свет. Карнаим38 в руках его, и здесь тайник Его силы39. Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер40. Он стал — и поколебал землю; воззрел — и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его — вечные41. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской42. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море —  ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?43 Ты потоками рассек землю44. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих45. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы46. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод47. (Гегемон подводит Практика к Иерофанту и передает последнему Крест Распятия. В зале зажигают свет.)

 

Крест Распятия, состоящий из десяти квадратов, соответствует десяти сефирот в уравновешенном состоянии, перед которыми отступили безвидность и пустота. Он также представляет собой развертку двойного куба — формы Жертвенника Курений. (Откладывает Крест.)


27-й Путь «Сефер Йецира», соответствующий букве Пе, именуется Движущим Разумом, ибо он сотворил Умы всех Сущностей, сотворенных под Наивысшим из Небес, и привел их все в движение. Поэтому Путь сей — отражение сферы Марса. Он соединяет Нецах с Ход — Победу с Великолепием — и является нижним из трех горизонтальных Путей на Древе Жизни. (Иерофант, Гегемон и Практик подходят к западной стороне Алтаря.)


Перед тобой на Алтаре — 16-й аркан Таро, символически представляющий эти идеи. На нем изображена Башня, разрушаемая Молнией. Молния исходит из круга с лучами и оканчивается треугольником. Это Вавилонская Башня, поражаемая Огнем с Небес. Следует заметить, что треугольник на конце молнии, исходящей из круга, в точности воспроизводит астрологический символ Марса. Эта молния — Сила Триады, устремляющаяся сверху вниз и разрушающая Столпы Тьмы. Три бреши, пробитые в стенах, символизируют утверждение Триады в области Тьмы, а корона, венчающая Башню, рушится, как низверглись короны царей Едомских. Эти цари изображены в виде людей, падающих с башни вниз головой. Справа от башни виден — Свет и образ Древа Жизни в виде десяти кругов. Слева от башни — Тьма и одиннадцать кругов, символизирующих Клипот.  (Иерофант, Гегемон и Практик подходят к схеме, расположенной на востоке.)


Здесь представлен алхимический символ Серы на Древе Жизни. Он не касается четырех нижних сефирот. Основание Креста находится в Тиферет, ибо верхняя часть символа охватывает три Высшие Сефирот, а Тиферет — это Человек очищенный. Значение алхимического символа Ртути тебе объяснили при посвящении в предыдущую степень. Символ Соли же охватывает все сефирот, кроме Малкут, и примиряет между собой Серу и Ртуть. Горизонтальная разделительная линия напоминает о заповеди Гермеса: «Что наверху, то и внизу». (Иерофант возвращается на свой престол, а Гегемон и Практик подходят к схемам, расположенным на западе.)

Иерей:
На этом рисунке изображена Троица, действующая через посредство сефирот, нисходящая по Древу Жизни и отражающаяся в четырех треугольниках стихий. Обрати внимание, что Воздух исходит из Кетер и через Тиферет отражается в Йесод. Вода исходит из Бины и через Хесед отражается в Ход. Огонь исходит из Хокмы и через Гебуру отражается в Нецах. Малкут же — это Земля, принимающая в себя остальные три стихии. На второй схеме представлен истукан Навуходоносора, чья голова была из золота, грудь и руки — из серебра, чрево и бедра — медные, голени — железные, стопы же — частью железные, частью глиняные48. В руках его отображены качества Жара и Влажности. (Гегемон подводит Практика к схеме Дворцов «Сефер Йециры» на юге.)

Гегемон:
Это Семь Дворцов из «Сефер Йециры», содержащие 10 сефирот. В каждом Дворце также помещены шесть букв из 42-буквенного Божественного Имени. Имя это составлено из первых 42 букв Истории Творения (начиная с Бет — первой буквы слова «боху» (bohu)49), посредством различных перестановок, подробно описанных в «Сефер Пардес»50. (Подводит Практика к схеме, расположенной на севере.) Это Клипот с их двенадцатью Князьями — начальниками над двенадцатью месяцами года. В центральном квадрате — Самаэль и Асмодаи. В юго-восточном углу — Человек, Змей и старшая Лилит, жена Самаэля. В северо-восточном углу — Вол, Осел и Аггарет (Aggareth), дочь Махалат (Machalath). В северо-западном углу — Скорпион, Асимон-Безымянный и Нехема (Nehemah). В юго-западном углу — Лев, Конь и младшая Лилит, жена Асмодаи.

Иерофант:
С превеликой радостью присваиваю тебе Титул Владыки (Владычицы) 27-го Пути. Ныне ты должен на краткое время покинуть Храм, а когда ты вернешься, совершится церемония приема в степень Философа.

 

ВСТУПЛЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ФИЛОСОФА

 

 

Иерофант:
Почтенный Гегемон! Сообщи Практику условный стук, вручи ему Эмблему Допуска и пригласи его войти в Храм. (Гегемон выполняет указание и сообщает Практику условный стук из 7 ударов, после чего впускает Практика в зал.) На северо-востоке ты видишь Врата 29-го и 28-го Путей, по которым ты символически поднялся на эту ступень от ступеней Ревнителя и Теоретика соответственно. На севере — Врата 27-го Пути, через которые ты только что прошел, покинув степень Практика. (Гегемон подводит Практика к Иерею.)

Иерей:
С каким символом ты идешь?

Гегемон:
С Эмблемой Гегемона — Крестом Распятия, состоящим из шести квадратов, заключенных в круг.

Иерей:
Этот Крест, как ты видишь, заключает в себе Тиферет, Нецах, Ход и Йесод и покоится на Малкут. Кроме того, Крест Распятия, состоящий из шести квадратов, является разверткой куба, а, следовательно, символизирует шесть сефирот Микропрозопа: Хесед, Гебуру, Тиферет, Нецах, Ход и Йесод. (Гегемон возвращается на свое место. Иерофант подходит к западной стороне Алтаря.)

Иерофант
Перед тобой — символический образ Грехопадения. Великая Богиня, которая на степени Практика поддерживала Столпы Сефирот, восседая в позе Знака Теоретика, соблазнилась плодами Древа Познания (ветви коего хоть и поднимаются к семи нижним сефирот, но и уходят вниз, в Царство Оболочек) и потянулась за ними в область Клипот. Столпы остались без опоры, и весь строй сефирот разрушился. Вместе с ним пал и Адам — Микропрозоп. Тогда поднялся Великий Дракон о семи головах и десяти рогах, и Сад пришел в запустение. Дракон обвил кольцами своего тела сефиру Малкут, отрезал ее от остальных сефирот и соединил с Царством Оболочек. А семь нижних сефирот отделились от трех верхних в области Даат, у ног Айма Элохим. И на головах Дракона —  имена и венцы восьми Царей Едомских, а на рогах его — имена одиннадцати Старейшин Едомских. И поскольку Великий Змей Зла дотянулся до ДААТ, то в этой области появилась новая сефира, из-за чего Преисподних, Извращенных Сефирот оказалось не десять, а одиннадцать, по числу Старейшин Едомских. И так осквернены были Реки Эдема, а из пасти Дракона в ДААТ изверглись Воды Преисподние. И Дракон этот — Левиафан, змей прямо бегущий, и Левиафан, змей изгибающийся51. Но между Садом опустошенным и Божественным Эдемом поставил Тетраграмматон Элохим буквы Имени и Пламенный Меч, дабы верхняя часть Древа Жизни не увлеклась в падение Адама. Поэтому и должен был явиться Второй Адам: дабы восстановить все сущее; и как первый Адам был распят на Кресте Небесных Рек, так и Сыну пришлось претерпеть Распятие на Кресте Рек Преисподних в Даат. Но для этого ему пришлось спуститься к самому подножию Древа Жизни, в саму Малкут, и от нее родиться.


Степень Философа связана с сефирой Нецах и с 27-м, 28-м и 29-м Путями. Знак этой Степени совершается так: подними руки ко лбу и соедини большие и указательные пальцы в треугольник, обращенный вершиной вверх. Это  символ стихии Огня, с которой соотносится данная Степень, а также символ Духа, носившегося над Водами Творения. Рукопожатие остается прежним: оно неизменно для всех степеней Первого ордена. Великое слово Степени Философа — девятибуквенное Имя Тетраграмматон Цебаот (Tzabaoth), означающее «Господь Воинств». Мистическое число степени Философа — 28. От него образован Пароль Кох (Koch) (Каф Хет), который следует произносить по буквам. Он означает «Сила». Этой степени и сефире Нецах соответствует Седьмой Путь «Сефер Йецира». Его называют Непостижимым Разумом, ибо он есть Сияющая Слава всех Добродетелей Разума, воспринимаемых лишь Очами Разума и созерцанием в Вере.


Отличительная эмблема этой Степени, которая тебе ныне вручается, — Перевязь Практика с добавлением ярко-зеленого креста над фиолетовым, а также числа 4 в круге и числа 7 в квадрате, размещенных слева и справа от его вершины. А под числом 31 помещаются ярко-зеленые числа 27, 28 и 29 между двумя параллельными линиями того же цвета. Эта Степень связана со стихией Огня, а, следовательно, одна из главных ее эмблем — Великая Сторожевая Башня, или Земная Скрижаль, Юга. Это Великий Четвертый, или Южный, Четырехугольник, он же — Скрижаль Огня. Это одна из четырех Великих Скрижалей, врученных Еноху Великим Ангелом Аве. Из нее почерпнуты Три Священных Тайных Имени Бога OIP TEAA PEDOCE, начертанные на Знаменах Юга, а также бесчисленные Божественные и Ангельские имена, относящиеся к стихии Огня. Значения остальных Скрижалей были разъяснены тебе при посвящении в предыдущие Степени. Треугольник, венчающий крест на Алтаре, символизирует Огонь Духа над Крестом Жизни и Вод Эдема. Обрати внимание, что знак этот тождествен алхимическому символу Серы. Красные светильники в углах треугольника символизируют три формы Огня. (Иерофант и Практик проходят на восток.)


Врата на востоке и северо-востоке — Врата Путей, ведущих от этой степени к Высшим. Остальные Врата — Врата Путей, которые ты уже прошел. Степень Философа связана с планетой Венера. Ее камея, или мистический квадрат, состоит из 49 квадратов, в которых содержатся числа от 1 до 49, расположенные таким образом, чтобы сумма чисел в каждой строке и в каждом столбце была одинакова. Управляющие числа этой Камеи — 7, 49, 175 и 1252. На этом рисунке (указывает) представлены мистические Имена и Печати, произведенные из Камеи Венеры. Печати образуются линиями, последовательно соединяющим определенные числа внутри квадрата. Числу 7 соответствует имя АХА (AHA); числу 81 — ХАГИЭЛЬ (HAGIEL), имя Разума Венеры; числу 175 — Кедемель (Qedemel), имя Духа Венеры; числу 1252 — БЕНИ СЕРАФИМ (BENI SERAPHIM), имя Разума Венеры. На этом рисунке (указывает) представлено значения символа Венеры на Древе Жизни. Он охватывает все сефирот и поэтому является достойной эмблемой Исиды Природной. По этой же причине окружность, входящая в символ Венеры, больше окружности, входящей в символ Меркурия. (Иерофант возвращается на свой престол. Гегемон подводит Практика к Иерею, и они вместе направляются на запад.)

Иерей:
На этой схеме (указывает) изображены Пути, образующиеся при добавлении ДААТ к Древу Сефирот. Соответствия здесь отличаются от обычных. Однако данная схема не совсем верна, поскольку Даат не является сефирой в строгом смысле слова. На этой схеме (указывает) показано расположение сефирот в Четырех Мирах: в каждой сефире заключены свои десять сефирот, так что общее число их составляет 400 — число буквы Тав, последней буквы алфавита. (Иерей возвращается на свой престол. Гегемон подводит Практика к схеме, расположенной на юге.)

Гегемон:
Здесь представлена символика Жертвенника Всесожжений, воздвигнутого царем Соломоном. Этот жертвенник состоял из четырех кубов: площадь его основания была 20 на 20 локтей, а высота — 10 локтей52. 10 основных его частей соотносятся с сефирот, и таким образом над жертвенником как бы возносится Треугольник Огня. (Гегемон ведет Практика к схеме, помещенной на севере.) Здесь представлена символика Медного Моря, которое изготовил царь Соломон. Диаметр его составлял 10 локтей, по числу сефирот, высота же — 5 локтей, а это число буквы Хе. Окружность его была 30 локтей: 10 локтей, умноженные на число Троицы53. Под ободом находились 300 выступов, а это число священной буквы Шин и число имени Руах Элохим; стояло же Медное Море на двенадцати волах, соответствующих двенадцати звездам в венце Великой Матери, Айма. Таким образом, здесь совместилось множество символов Бины — сефиры, содержащей Воды Творения. (Усаживает Соискателя на приготовленное для него сиденье на западе, лицом к Иерофанту, а сам возвращается на свой пост.)

Иерофант:
Почтенный Брат! Поздравляю тебя с достижением степени Философа и в знак твоего вступления в эту степень присваиваю тебе Мистический Титул «Pharos Illuminans», что означает «Светозарный маяк». Также вручаю тебе символ АШ (ASCH). Это еврейское название Огня. И далее, поскольку ты наконец достиг высшей степени Первого ордена и приблизился к порогу Второго ордена, я присваиваю тебе титул «Почтенный Брат», а также дополнительный титул «Фрат» (Phrath), или «Евфрат», по имени Четвертой Реки. (Один удар скипетром.) Именем Тетраграмматон Цебаот я объявляю, что ты должным образом принят в степень Философа и стал Владыкой (Владычицей) 27-го, 28-го и 29-го Путей.

Иерей:
Почтенный Брат! Поднявшись на эту высокую ступень, ты получил право быть избранным на пост Иерея, когда тот окажется свободным. Насколько хватит сил, помогай членам Второго ордена работать в Храме, в котором ты состоишь. Старательно углубляйся в Тайны, которые открывались тебе по мере продвижения со скромной степени Неофита, дабы знания твои не остались поверхностными, как у самодовольного невежды; дабы ты поистине глубоко постиг ту мудрость, на обладание которой притязаешь; и дабы своим невежеством и безрассудством ты не навлек бесчестие на Орден, до сих пор относившийся к тебе с почтением. Также тебе вменяется в обязанность надзирать за учебой слабейших и не столь преуспевших Братьев и стараться, насколько возможно, стать подлинным украшением своего Храма и Ордена.

 

ЗАКРЫТИЕ

 

Иерофант:
(Один удар скипетром.) Достопочтенные Братья и Сестры! Помогите мне закрыть Храм степени Философа. Почтенный Гегемон! Проверь, охраняется ли Храм, как подобает. (Указание выполняется.)

Гегемон:

Достопочтенный Иерофант! Храм охраняется, как подобает.

Иерофант:

Поклонимся Владыке и Царю Огня! (Один удар скипетром. Все обращаются лицом к востоку.) Тетраграмматон Воинств, Могучий и Грозный! Ты — Предводитель Воинств Эфира! Аминь! (Все совершают знак Приветствия. Иерофант подходит к Скрижали Огня. Все обращаются лицом к югу.) Вознесем молитву Саламандрам, Духам Огня! (Один удар скипетром.) Отец Всего сущего, бессмертный и вечный, неизреченный и несотворенный! Ты восседаешь на Колеснице Миров, катящейся неутомимо в беспрерывном движении. О, Владыка Эфирного Простора, в коем вознесен Престол Силы Твоей, с вершины коего Очи Твои созерцают все сущее, и Слух Твой, Пречистый и Священный, всему сущему внемлет! Помоги нам, детям  Твоим, возлюбленным Тобою от Начала Времен! Великолепие Твое, Золотое, Безбрежное, Вечное, сияет над Небом Звезд. Над Небом Звезд превознесся Ты. О, Пылающий Огонь! Все сущее озаряешь ты Своим нестерпимым блеском; неиссякаемые потоки Славы питают Твой беспредельный Дух. А Дух Твой беспредельный питает все сущее. Неиссякаемой Сокровищницей Порождений Он облекает Тебя, — Сокровищницей, кою от начала времен наполнил Ты бесчисленными формами. От Духа сего восстают пресвятые Цари, стоящие у Престола Твоего, вельможи Двора Твоего. О, Вселенский Отец, Единый и Единственный! Ты порождаешь Бессмертных и Смертных. Ты сотворил Силы, подобные неиссякаемой Мысли Твоей и древней и священной Твоей Сущности.  Ты поставил их над Ангелами, возвещающими миру Волю Твою. И, наконец, сотворил Ты нас — третий Чин в нашем Царстве Стихий. Неустанно воспеваем мы желания Твои и воздаем им хвалу; беспрерывно пламенеем мы вечным стремлением к Тебе, Отец! О, Мать Матерей! О вечный Прообраз Материнства и Любви! О, Сын, Цветок благоуханный среди Сыновей! Образ всех образов! Душа, Дух, Гармония и Мера всего сущего! Аминь. (Чертит скипетром в воздухе перед Скрижалью окружность и изгоняющие пентаграммы.) Ступайте с миром в свои жилища. Да пребудет с вами благословение Тетраграмматон Цебаот. Да будет мир между вами и нами, и да будете вы готовы явиться на зов. (Один удар скипетром. Иерофант возвращается на свое место. Все обращаются лицом на восток.) Именем Тетраграмматон Цебаот объявляю Храм степени Философа закрытым.

Иерофант:
(3, 3, 1 удара.)

Иерей:
(3, 3, 1 удара.)

Гегемон:
(3, 3, 1 удара.)

 


 

Примечания:

 

1. Около 1 метра. — Примеч. перев.

2. Быт. 1:26, в переводе, приближенном к тексту оригинала. — Примеч. перев.

3. Быт. 1:2: «…и Дух Божий носился над водою». — Примеч. перев.

4. Нехуштан — имя, данное медному змею Моисея в IV Книге Царств, 18:4. — Примеч. перев.


5. Чис. 21:6, 21:9: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ […]И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». — Примеч. перев.


6. Ин. 3:14—15: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». — Примеч. перев.

7. The Chaldean Oracles of Zoroaster, §§25—27. — Примеч.  перев.

8. Там же, §36. — Примеч. перев.


9. Там же, §§27—28. — Примеч. перев.


10. Там же, §35. — Примеч. перев.


11. Там же, §34. — Примеч. перев.


12. Там же, §33. — Примеч. перев.


13. Там же, §37. — Примеч. перев.

14. Там же, §99. — Примеч. перев.

15. Там же, §101. — Примеч. перев.

16. Откр. 4:4: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». — Примеч. перев.

17. Ср. Суд. 5:21: «Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!» — Примеч. перев.


18. Ср. Исх. 15:3: «Господь муж брани, Иегова имя Ему». — Примеч. перев.


19. Пс., 47:5—6: «…ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо; увидели и изумились, смутились и обратились в бегство». — Примеч. перев.


20. Исх. 15:15. — Примеч. перев.
21. Суд. 5:4. — Примеч. перев.
22. Суд. 5:23. — Примеч. перев.


23. Ср. Суд. 5:21: «Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!» — Примеч. перев.


24. Пс. 17:10. — Примеч. перев.


25. Пс. 17:13. — Примеч. перев.

26. Пс. 17:14. — Примеч. перев.

27. Пс. 17:15. — Примеч. перев.

28. Пс. 17:16. — Примеч. перев.

29. Пс. 76:19. — Примеч. перев.

30. Пс. 76:20. — Примеч. перев.

31. Авв. 3:2. — Примеч. перев.

32. Пс. 28:3. — Примеч. перев.

33. Пс. 28:4. — Примеч. перев.

34. Пс. 28:5. — Примеч. перев.

35. Пс. 28:7. — Примеч. перев.

36. Пс. 28:8. — Примеч. перев.


37. Ср. Авв. 3:3: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля». — Примеч. перев.

38. Карнаим (букв. «двурогий») — название лунного серпа. — Примеч. перев.

39. Ср. Авв. 3:4: «Блеск ее [т.е. славы Бога] — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» — Примеч. перев.

40. Авв. 3:5. — Примеч. перев.

41. Авв. 3:6. — Примеч. перев.

42. Авв. 3:7. — Примеч. перев.

43. Авв. 3:8. — Примеч. перев.

44. Авв. 3:9. — Примеч. перев.

45. Авв. 3:10—11. — Примеч. перев.

46. Авв. 3:12. — Примеч. перев.

47. Авв. 3:15. — Примеч. перев.

48. Дан. 2:32—33. — Примеч. перев.

49. «Пустота» (др.-евр.), из Быт. 1:2. — Примеч. перев.

50. «Сефер Пардес», точнее «Сефер ха-Пардес» («Книга Сада») — каббалистический трактат, приписываемый Раши (рабби Шломо бен Ицхаку, 1040—1105). — Примеч. перев.

51. Ис. 27:1. — Примеч. перев.

52. 2 Пар. 4:1: «И сделал медный жертвенник: двадцать локтей длина его и двадцать локтей ширина его и десять локтей вышина его». — Примеч. перев.


53. 2 Пар. 4:2: «И сделал море литое, — от края его до края его десять локтей, — все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом». — Примеч. перев.

Перевод: © А. Блейз

Оформление: © Теургия.Org, 2010 г.


Back to Top