Ритуал Врат, ведущих в Усыпальницу Адепта
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Ритуал Врат, ведущих в Усыпальницу Адепта

Ритуал Врат, ведущих в Усыпальницу Адепта

 

 

Реквизит


Для Верховного Адепта: белая сутана, желтые туфли, красный плащ Иерофанта, желто-белый немес; Роза и Крест на желтой ленте; Скипетр, окрашенный в цвета пяти стихий и увенчанный пентаграммой; белый светильник, жаровня и свеча.


Для Второго Адепта: белая сутана, белая лента, голубые туфли, голубые с оранжевым плащ и немес; Нагрудный знак в виде красного треугольника внутри зеленой пентаграммы; красный Жезл, увенчанный красным символом Серы; красный светильник и благовонные палочки.


Для Третьего Адепта: белая сутана, голубая лента, красные туфли, красно-зеленые немес и плащ; голубой жезл, увенчанный синим символом Соли; Нагрудный знак в виде голубой чаши на фоне оранжевой октаграммы; чаша с водой.


Для Иерея: черная сутана, черная лента, черно-белый немес, красные туфли, красный плащ; Меч; четырехцветный Нагрудный знак (окрашенный в цвета Малкут) с белой гексаграммой; соль.


Для Гегемона: черная сутана, белый плащ, красные туфли, желто-фиолетовый немес; Скипетр, увенчанный митрой; Нагрудный знак с красно-синей гексаграммой на белом фоне; желтая лента; розовые лепестки.

 

 

ОТКРЫТИЕ

 

(Верховный Адепт сидит за Завесой на востоке, символически пребывая в Тиферет. Остальные Служители занимают посты, по расположению соответствующие связанным с ними сефирот: Третий Адепт помещается на северо-востоке, Второй Адепт — на юго-востоке, Иерей — на западе, Гегемон — к востоку от Алтаря1. Зал погружен во тьму, светильники стихий не зажжены; горит только светильник за Завесой и затененные свечи у постов Служителей. Все зрители, входя в Храм, должны совершить Знаки Врат. Посвященные только в степень Врат располагаются у северной стены Зала; те же, кто достиг степени Младшего Адепта, — у южной стены.)

Второй Адепт:
(Один удар жезлом. Все встают.) Достопочтенные Братья и Сестры! Помогите мне открыть Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта. Почтенный Иерей! Проверь, заперты ли двери и охраняется ли Храм, как подобает.

Иерей:
Достопочтенные Братья и Сестры! В знак того, что все мы стремимся к Свету, совершите Знак степени Неофита. (Все поворачиваются к востоку и совершают Знак Входящего. Верховный Адепт протягивает из-за Завесы руку, в которой держит белый Светильник или Свечу. Незримо для всех присутствующих, Верховный Адепт совершает Знак Безмолвия. Когда светильник вновь скрывается за Завесой, все участники и зрители также совершают этот Знак.)

Верховный Адепт:
Свет во Тьме светит, и Тьма не объяла его.

Второй Адепт:
В Хаосе царили Старейшины Едомские, владыки неуравновешенной силы. Почтенный Иерей! Какой символ представлен на Алтаре?

Иерей:
Символ равновесия сил четырех стихий.

Второй Адепт:

Да низвергнется власть Старейшин Едомских! Да утвердится власть Креста! (Верховный Адепт чертит в воздухе крест зажженной свечой. Иерей идет на восток и приступает к Малому ритуалу изгоняющей пентаграммы. Когда он поворачивается лицом к востоку на заключительном этапе ритуала, все присутствующие совершают Каббалистический Крест, также обратившись лицом к востоку и повторяя слова ритуала вместе с Иереем. Иерей возвращается на свой пост на западе и совершает Знак степени Ревнителя. Гегемон на востоке совершает Знак степени Теоретика и 1 удар Скипетром. Третий Адепт на севере совершает Знак степени Практика и 1 удар Жезлом. Второй Адепт на Юге совершает Знак степени Философа и 1 удар Жезлом.)

Верховный Адепт:
Крест на Алтаре — это крест ржавления, гниения, разложения и смерти. Посему он падает на Пути Смерти и Дьявола, если только в Ход Великолепие не восторжествует над материей и тленом, утвердив Нетленность и тем возвысившись до красоты Тиферет; и если только в Нецах Победа не поглотит Смерть и Преобразователь не станет Трансмутатором, творцом чистого алхимического Золота. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»2. Итак, достопочтенный Третий Адепт, ответь мне: каков дополнительный Мистический Титул, присваиваемый Философу в знак связи со Вторым орденом?

Третий Адепт:
«Фрат» — Евфрат, четвертая Река Эдема.

Иерей:
Тав.

Гегемон:
Реш.

Третий Адепт:
Пе.

Верховный Адепт:
Достопочтенный Второй Адепт, ответь мне: что можно добавить к этому Слову?

Второй Адепт:
Каф (1 удар Жезлом).

Иерей:
Тав (1 удар Мечом).

Гегемон:
Реш (1 удар Скипетром).

Третий Адепт:
Пе (1 удар Жезлом).

Верховный Адепт:
Целое Слово — Парокет (Paroketh), Завеса Скинии. (Все совершают Знак Раскрытия Завесы.)

Верховный Адепт:
(1 удар Скипетром) Этим Словом и во имя его я дозволяю открыть Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта. (Второй и Третий Адепты раздвигают половинки занавеса, за которым восседает Верховный Адепт. Верховный Адепт встает, держа в левой руке Пантакль и тонкую свечу, а в правой — Скипетр.) Утвердим власть мистического слова ЭТ (ETH) над четырьмя стихиями! (Верховный Адепт обращается лицом к востоку. Все следуют его примеру. Верховный Адепт спускается с помоста и встает перед Скрижалью Воздуха. Гегемон берет лепестки Розы и становится за спиной Верховного Адепта. Все совершают Каббалистический Крест. Гегемон кладет лепестки Розы перед Скрижалью Воздуха и принимает позу Знака Теоретика. Верховный Адепт совершает Призывание Воздуха и зажигает Светильник. Гегемон забирает лепестки Розы, кладет их на Алтарь — на тот рукав Креста, который соответствует стихии Воздуха, — и остается стоять у восточной стороны Алтаря лицом к западу. Верховный Адепт идет на юг и встает перед Скрижалью Огня. Второй Адепт становится у него за спиной, кладет перед Скрижалью Огня благовонные палочки и принимает позу Знака Философа. Верховный Адепт совершает Призывание Огня и зажигает Светильник. Второй Адепт забирает благовонные палочки, кладет их на Алтарь — на тот рукав креста, который соответствует стихии Огня, — и остается стоять у южной стороны Алтаря лицом к северу.

 

Верховный Адепт идет на запад и встает перед Скрижалью Воды. Третий Адепт становится у него за спиной, поместив перед Скрижалью Чашу, и принимает позу Знака Практика. Верховный Адепт совершает Призывание Воды и зажигает Светильник. Третий Адепт забирает Чашу, ставит ее на Алтарь — на тот рукав креста, который соответствует стихии Воды, — и остается стоять у западной стороны Алтаря лицом к востоку. Верховный Адепт идет на север и встает перед Скрижалью Земли. Иерей становится у него за спиной, кладет соль перед Скрижалью и принимает позу Знака Ревнителя. Верховный Адепт совершает Призывание Земли и зажигает светильник. Иерей забирает соль, кладет ее на Алтарь — на тот рукав креста, который соответствует элементу Земли, — и остается стоять у северной стороны Алтаря лицом к югу. Верховный Адепт завершает обход Храма, возвращаясь в точку востока, после чего, двигаясь по ходу солнца, приближается к западной стороне Алтаря. К этому моменту все Светильники стихий уже зажжены.)


Великим Именем ЙОД-ХЕ-ВАВ-ХЕ!


(Все совершают Знаки степени Неофита, обратившись лицом к Алтарю, после чего принимают позы Знаков элементальных степеней3. Верховный Адепт чертит призывающие пентаграммы Духа с Божественными Именами ЭХЕЙЕ и АГЛА, после чего совершает Каббалистический Крест. Затем Верховный Адепт огибает Алтарь, становится у его восточной стороны лицом к западу и кладет Пантакль поверх Креста. После этого он высоко поднимает Свечу и Скипетр.)

 

Да будет сей Крест Четырех Стихий очищен и утвержден в Нетленности! Именем ЙОД-ХЕ-ВАВ-ХЕ и сокровенным Именем ИЕШУА я преумножаю силу Пентаграммы, представляющей вознесенное к Славе Тело Осириса, Знак Микрокосма.


(Все огни в Зале зажигают. Верховный Адепт берет Пантакль и вешает его на крюк в центре Зала. Затем он высоко поднимает Скипетр и Свечу и произносит воззвание.)


OL SONUF VA-ORSAGI GOHO IADA BALATA. ELEXARPEH COMANANU TABITOM. ZODAKARA, EKA ZODAKARE OD ZODAMERANU. ODO KIKLE QAA PIAPE PIAMOEL OD VAOAN.


(Верховный Адепт возвращается на помост. Второй и Третий Адепты следуют за ним и останавливаются у Столпов. Иерей и Гегемон становятся лицом к востоку у северной и южной сторон Алтаря соответственно.)


Поклонимся Владыке и Царю Воинств.



Свят ты, Владыка Вселенной!
Свят ты, не сотворенный Природой!
Свят ты, необъятный и могучий!
Владыка Света и Тьмы4!


Словом Парокет и Знаком Раскрытия Завесы объявляю Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта, открытыми.

Верховный Адепт:
(4, 1 удар.)

Второй Адепт:
(4, 1 удар.)

Третий Адепт:
(4, 1 удар.)

Иерей:
(4, 1 удар.)

Гегемон:
(4, 1 удар.)

(Верховный Адепт один раз обходит зал и возвращается на свое место. Служители возвращают символы стихий на столики под Скрижалями и рассаживаются по своим местам.)

 

 

РИТУАЛ КРЕСТА И ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

 

Верховный Адепт:
(Скрытый за Завесой.) Врата символически открылись для Ордена, но по-прежнему закрыты для неподготовленного Соискателя. (Светильники стихий затеняют, набросив на них покровы. Весь храм погружается во тьму; горит только светильник на востоке за Завесой.)

Второй Адепт:

Достопочтенные Братья и Сестры! Наш Почтенный Брат (......) оставался на степени Философа в течение семи месяцев, после чего с честью выдержал пять экзаменов, предписанных для желающих войти во Второй орден. Я получил от Достопочтеннейших Вождей Второго ордена разрешение допустить его ко Вратам, ведущим в Усыпальницу Адепта. Достопочтенный Третий Адепт! Проследи за подготовкой Соискателя. На нем должна быть Перевязь степени Философа. Повесь ему на шею Эмблему Допуска и проверь, известны ли ему Рукопожатие, Знак, Великое слово и прочие тайные символы степени Философа, а также Слово Фрат. Затем сообщи ему условный стук и впусти его в зал. (Второй Адепт стоит перед Завесой. Иерей и Гегемон стоят у двери и преграждают путь мечом и скипетром. Третий Адепт, подготовив Философа, открывает дверь. За дверью темно, только на востоке за Завесой виднеется слабый луч света. Третий Адепт вводит Философа в зал; но, едва переступив порог, тот вынужден остановиться.)

Гегемон:
В Царстве Хаоса и Древней Ночи, до начала Эонов, не было ни Неба, ни Земли, ни Моря. Не было ничего, кроме Формы, лишенной света, безвидной и пустой.

Иерей:
И в глубинах свивал свои кольца Дракон о восьми головах и одиннадцати рогах. Одиннадцать проклятий было возглашено на горе Гевал5; одиннадцать — число Властителей Клипот; и во главе их — Диада Противоборствующих Сил. (Иерей и Гегемон опускают меч и скипетр и отступают назад.)

Второй Адепт:
(Обращается лицом к востоку.) Но из Неизреченной Бездны Слова изошел То-от (Tho-oth). И встал То-от в Знаке Входящего на Пороге Зала Времени, и Вечность породила Время. (Совершает Знак Неофита.) Так стоял То-от, облеченный Силою Слова, излучая Свет, и разворачивались перед ним нерожденные Эоны. (Философу подсказывают, что он должен совершить Знак Неофита.)

Второй Адепт:
И сказали Элохим: «Да будет Свет»6. (Из-за Завесы показывается рука Верховного Адепта со свечой. Второй Адепт берет свечу и совершает Знак Безмолвия. Философу подсказывают, что он должен совершить тот же Знак. Третий Адепт идет на восток. Взяв свечу у Второго Адепта, он возвращается, двигаясь по ходу солнца. Встав перед Философом, он поднимает свечу в правой руке, а левой рукой берет Знамя Запада.)

Второй Адепт:
Почтенный Брат! Какой титул был присвоен тебе на степени Философа?

Философ:
(Без подсказки.) Pharos Illuminans. (Третий Адепт вручает Философу свечу и становится по левую руку от него.)

Второй Адепт:
Почтенный Брат Pharos Illuminans! Мы собрались здесь, дабы открыть перед тобою Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта. Пройдя эти Врата, ты поднимешься на Вторую Ступень и окажешься на Пороге Внутреннего, Второго ордена. Однако следует понимать, что с таким продвижением твое влияние на членов Ордена неизбежно возрастет. Кроме того, если ты проявишь упорство, волю и целеустремленность и совершишь этот шаг не только по форме, но и в духе, то возрастет твоя сила — сила творить как добро, так и зло. Поэтому тебе необходимо принести очередную присягу, которая, впрочем, как и присяга предыдущей Ступени, не содержит ничего, что противоречило бы твоему гражданскому, нравственному или религиозному долгу. Готов ли ты принести эти обеты?

Философ:
Я готов.

Второй Адепт:
Тогда возьми в правую руку Знамя Запада (Третий Адепт вручает Философу знамя), вложи свою левую руку в левую руку Достопочтенного Третьего Адепта — живого символа Черного Столпа, правящего Внешним орденом, и коснись левой рукой соответствующей эмблемы — Черной Перевязи ограничения на своей груди. И подняв Светоч, который ты держишь в правой руке, призови его в свидетели твоей клятвы. (Философ поднимает правую руку, в которой держит знамя и свечу, и в то же время левой рукой, за которую его держит Третий Адепт, касается перевязи.)

Второй Адепт:
Во-первых, клянешься ли ты вечно хранить тайны этих Путей и Церемонии, не доверяя их ни внешнему миру непосвященных, ни членам Первого ордена иначе как во время храмовой церемонии по долгу своего служения?

Философ:
Клянусь.

Второй Адепт:
Во-вторых, клянешься ли ты применять только для благих целей все практические знания, которыми ты владеешь на сей момент и овладеешь в будущем?

Философ:
Клянусь.

Второй Адепт:
В-третьих, клянешься ли ты воспринимать все знания, доверенные тебе, не как средство для достижения эгоистических целей, но как орудие служения всему человечеству, дабы древняя традиция Посвящения сохранилась чистой и неоскверненной и дабы те, кто взыскует Света на этом Пути, по-прежнему могли обрести его?

Философ:
Клянусь.

Второй Адепт:
И, наконец, клянешься ли ты проявлять братскую любовь, милосердие и снисходительность ко всем членам Ордена? Клянешься ли ты, что не станешь порочить их доброе имя и злословить о них, даже если у тебя будут на то причины? Клянешься ли ты сотрудничать с ними в духе взаимного доверия и поддержки? Клянешься ли ты, что не станешь возбуждать вражду между членами Ордена, не станешь зачинщиком раскола или мятежа против Вождей, а, напротив, будешь поддерживать их авторитет и хранить им верность?

Философ:
Клянусь.

Второй Адепт:
Тогда, памятуя о Кресте у тебя на груди, подними правую руку, в которой держишь Знамя и Светоч, и скажи: «Клянусь охранять Завесу, отделяющую Первый орден от Второго, и призываю Силы Стихий в свидетели моих обетов». (Философ выполняет указание. Третий Адепт ставит на место Знамя Запада и возвращается на свой пост.)

Второй Адепт:
Символ первой степени, степени Неофита, — 0—0. Первый из этих нулей изображается внутри окружности, второй — внутри квадрата. Сочетание квадрата с окружностью имеет множество смыслов, один из которых ты должен сейчас самостоятельно раскрыть, ибо без этого не сможешь продолжить свой путь. Ибо если в мистической сфере Истины путь Посвящения возможно пройти в одиночестве, то в другой сфере путь этот тройствен. Часть познаний человек может получить извне; часть он может познать только на собственном опыте; и, наконец, третья часть может быть только ниспослана ему от Бога. Став членом нашего Ордена, ты получил пищу для ума извне. Ты усвоил ее и, пройдя испытания, поднялся на высокую степень Философа. Но теперь ты должен показать, чего ты в состоянии достичь своими собственными силами. И лишь после этого ты сможешь продолжать свой путь, черпая познания из собственной Высшей Души. Символ у тебя на груди — это Крест Четырех Стихий, пребывающих в гармонии и равновесии. Твердо утверди его в Сфере своей сущности и смело иди вперед. (Иерей и Гегемон преграждают Философу путь, как в церемонии Ревнителя.)

Иерей:
Покажи мне Знаки степени Ревнителя и назови Слова Ревнителя. (Философ исполняет указание. Гегемон возвращается на свой пост.)

Иерей:
Покажи мне Рукопожатие Первого Ордена. (Философ исполняет указание. Иерей ведет Философа на север. По указанию Иерея Философ берет Соль со столика под Скрижалью Земли. Оба обращаются лицом к северу. Иерей чертит Мечом крест над Солью и принимает позу Знака Ревнителя. Тем временем Философ обходит Храм по ходу солнца, повторяя Имена Земли.)

Философ:
Адонаи Ха-Арец. Emor Dial Hectega. Ориэль. Ic Zod Heh Chal. (Философ возвращается в точку севера. Иерей чертит над Солью призывающую пентаграмму Земли. Философ снимает покров со Светильника. Иерей ведет Философа к Алтарю. По указанию Иерея Философ кладет Соль на Алтарь с северной стороны. Иерей подводит Философа к схемам, помещенным на западе.)

Иерей:
Этот крест, состоящий из четырех треугольников, называется мальтийским крестом. Он символизирует четыре стихии, пребывающие в гармонии и равновесии. Здесь он окрашен в цвета Шкалы Короля. Четырем его рукавам также соответствуют четыре сефирот, правящие степенями Внешнего ордена: Земле — Малкут, Воздуху — Йесод, Воде — Ход, Огню — Нецах. Этот же крест венчает Жезл Провозвестника, олицетворяющего Хесед — четвертую сефиру. Четверка — это также число Юпитера, Путь которого соединяет Хесед с Нецах. Следовательно, крест — весьма уместная эмблема для степени Философа. На этом рисунке изображены окружность, точка, линия, крест, квадрат и куб. Окружность — это Бездна, Ничто, АЙН. Точка — это Кетер. Точка не имеет измерений, но в движении она образует линию. Так возникает первое измерение — Единое, в котором неявно содержится двойственность, поскольку концы отрезка отмечаются двумя точками. Линия в движении образует плоскость, или квадрат. Движение точки на плоскости под прямыми углами к первоначальному направлению ее движения образует крест. Таким образом, квадрат и крест — это, по существу, один и тот же символ, образованный от окружности и точки. Внизу изображен оккультный символ Малкут — десятой сефиры. Он состоит из четырех частей, соответствующих четырем треугольникам мальтийского креста. Эти части суть земной Огонь, земная Вода, земной Воздух и земная Земля. Они соотносятся с четырьмя степенями Первого ордена, не выходящего в определенном смысле за пределы Малкут: эти четыре степени — четыре низшие сефирот сефиры Малкут в мире Асия. Над этим символом изображена белая гексаграмма в круге. Числа 6 и 4 в сумме дают 10 — число Малкут. Гексаграмма - это также знак Макрокосма, символ Тиферет и шести высших сефирот. Поэтому она здесь окрашена в белый цвет: это знак Духа, господствующего над материей. Шесть — совершенное число: оно равняется сумме своих делителей. Кроме того, шесть — это число граней куба, который образуется из плоскости (или из креста) при движении в пространстве. В этих числах и фигурах сокрыто множество тайн. Запомни, что совокупное число Малкут — 496, и это также совершенное число. Следовательно, Малкут необходимо уравновесить и усовершенствовать посредством числа шесть, управляющего числом четыре; а связующим звеном между шестеркой и четверкой является пятерка — число пентаграммы.

Второй Адепт:
Получив доступ в Малкут, ты должен пройти по Пути Тав, темному Пути астрального плана. Ступай к Скрижали Востока.

(Философ идет на восток. Иерей и Гегемон преграждают ему путь; концы их орудий при этом направлены книзу и соприкасаются друг с другом. Гегемон требует от Философа показать Знаки и назвать Слова степени Теоретика. Тот выполняет требование. Иерей возвращается на свое место. Гегемон подводит Философа к Скрижали, вручает ему лепестки Розы, чертит крест над Чашей и принимает позу Знака степени Теоретика. Философ тем временем проходит Путь Тав — обходит Храм по ходу солнца, повторяя Имена Воздуха.)


Философ:
Шаддаи Эль Хаи. Рафаэль. ORO IBAH AOZPI. Bataivah.
(Философ возвращается в точку востока. Гегемон чертит над лепестками Розы призывающую пентаграмму Воздуха. Философ снимает покров со Светильника. Гегемон ведет Философа к Алтарю. По указанию Гегемона Философ кладет лепестки Розы на Алтарь с восточной стороны. Затем Гегемон и Философ становятся к востоку от Алтаря, в сфере Йесод, и Гегемон показывает Философу Великий Герметический Аркан.)

Гегемон:
Перед тобой Великий Герметический Аркан. Одна нога этой фигуры покоится на Земле, вторая погружена в Море. В руках ее — факел и рог, наполненный водой; это символы качеств жара и влажности. Солнечные и огненные образы Царя и Льва также символизируют жар, а лунные и водные образы Царицы и Дельфина — влажность. Над всем изображением простерты крылья — символ воздушной природы; Воздух — посредник между Огнем и Водой. Сравни этот символ с описанием Ангела в 10-й главе Апокалипсиса Святого Иоанна: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его был радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные; в руке у него была книжка раскрытая; и поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев (Зеленый Лев, Путь Льва над Тиферет, соответствующий букве Тет); и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (семь Эонов, каждый из которых находится под управлением одной из планет)»7. Дракон, выходящий из пещеры, символизирует вулканический огонь. (Гегемон один раз проводит Философа вокруг Храма, на севере передает его под покровительство Иерея и возвращается на свое место.)

Иерей:
Это — истукан из Видения Навуходоносора, показанный тебе на 27-м Пути, ведущем к степени Философа. «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его — железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю. Ты, царь царей, которому Бог Небесный даровал (совершает Каббалистический Крест) царство, власть, силу и славу. Ты — эта золотая голова!»8 (Обращается к Философу.) Ты — эта Золотая голова! В твоем теле голова символизирует власть Божественного над остальными частями тела. Серебро — это мир сердца, медь — материальные страсти, железо — твердость в стремлении к цели, а ноги, частью железные, частью глиняные, — это присущее естественному человеку смешение силы и немощи. Камень же, сорвавшийся с горы без содействия рук, — это Вечный Камень Мудрецов, который станет Горой Посвящения, после чего вся Земля наполнится знанием Бога. (Иерей подводит Философа ко второму рисунку.)

Иерей:

На этом рисунке показано, каким образом наши Братья в старину символически использовали некоторые имена и названия. Обрати внимание, что начальные буквы слов этого предложения составляют латинское слово «Vitriolum» — «купорос». Далее, каждое из слов «Vitriol», «Sulphur» и «Mercury»9 состоит из семи букв, соответствующих алхимическим качествам семи планет. Начальные буквы слов следующей латинской фразы (означающей «тонкая жидкость, Свет Земли») дают слово «S.A.L.T.» — «соль»; более того, четыре слова этой фразы соответствуют четырем стихиям: Subtilis — Воздух, Aqua — Вода; Lux — Огонь; Terra — Земля. В общей сложности в этих четырех словах содержится 20 букв. Число 20 — это произведение четверки (количество стихий) и пятерки (число пентаграммы). Слова «Fiat Lux», означающие «Да будет Свет», содержат в себе 7 букв. Буквы слова «Fiat» — это начальные буквы слов «Flatus» (Воздух), «Aqua» (Вода), «Ignis» (Огонь) и «Terra» (Земля). (ГегеԼон идет на юг.) В этих четырех словах также содержится 20 букв. А буквы, которыми записывается слово «Lux» (Свет), являются частями креста: L V X. (Иерей один раз проводит Философа вокруг Храма и на юге передает его под покровительство Гегемона.)

Гегемон:
В мире Брия — Семь Дворцов Святости. Первый Дворец — Святая Святых — соответствует Кетер, Хокме и Бине и Божественному Имени ЭЛЬ. Второй — Дворец Любви — соответствует Хесед и Божественному Имени МАЦПАЦ (MATZPATZ) (Мем, Цадди, Пе, Цадди), которое образуется из Тетраграмматона по методу темуры. Третий — Дворец Достоинства — соответствует Гебуре и Божественному Имени ЙЕХВАД (YEHEVID) (Йод, Хе, Вав, Далет). Четвертый — Дворец Доброты — соответствует Тиферет и ТЕТРАГРАММАТОНУ. Пятый — Дворец Небесного Вещества — соответствует Нецах и ЭЛОХИМ. Шестой — Дворец Суровости — соответствует Ход и МАЦПАЦ. Седьмой — Дворец Кристальной Белизны — соответствует Йесод и Малкут и Божественным Именам ЯХ (YAH) и АДОНАИ. Совокупность же этих Священных Имен содержится в слове ТАКЛИТ (TAKLITH) — «Совершенство» (Указывает на другой рисунок, расположенный на севере.)

 

 

Гегемон:
В видении пророка Исаии Серафим предстают шестикрылыми: «Двумя [крылами] закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал»10. Таким образом, символами Серафим являются гексаграмма и идея семерицы, связанной со сферой действия планет. А в видении пророка Иезекииля описаны четырехликие Керубим: у каждого из них одно лицо — как у Льва, второе — как у Тельца, третье — как у Человека, и четвертое — как у Орла11. И лица эти, вращаясь, сменяли друг друга, и перед каждым из них было колесо, в котором заключался Дух12. И было у Керубим по четыре крыла: два крыла покрывали тело, а два были простерты кверху и соприкасались друг с другом13. Поэтому символами Керубим являются вращающийся крест, пентаграмма и идея Духа, властвующего над четырьмя стихиями. Однако в Откровении Иоанна Керубим предстают несмешанными: у каждого из них — всего одно лицо, а крыльев — шесть14.  Таким образом, Керубим соединяют силы семерки с силами четверки. И возгласы Керубим у Иоанна подобна возгласам Серафим у Исаии: «Свят, Свят, Свят!»15.


(Гегемон возвращается на свое место. Второй и Третий Адепты преграждают Философу путь на юго-запад и требуют от него показать Знаки и назвать Слова степени Практика. Философ исполняет указание. Третий Адепт выступает вперед и ведет Философа на запад. Он вручает Философу Чашу с водой. Философ обходит Храм, повторяя имена Воды, а Третий Адепт стоит тем временем в позе Знака Практика. Философ возвращается в точку запада. Третий Адепт чертит над чашей призывающую пентаграмму Воды. Философ снимает покров со Светильника. Третий Адепт подводит Философа к Алтарю. По указанию Третьего Адепта Философ ставит чашу на Алтарь у западной стороны. Второй и Третий Адепты снова преграждают ему путь и требуют назвать Слова Степени Философа. Философ выполняет указание. Второй Адепт выступает вперед и ведет Философа на юг. Третий Адепт остается стоять у Алтаря в позе Знака Философа, а Иерей и Гегемон подходят к северной и восточной сторонам Алтаря и принимают позы Знаков Ревнителя и Теоретика соответственно. Второй Адепт на юге вручает Философу благовонные палочки, начертав над ними крест. Философ обходит Храм, повторяя Слова степени Философа, а Второй Адепт тем временем стоит в позе Знака Философа. Возвратившись в точку юга, Философ снимает покров со Светильника. Второй Адепт подводит Философа к Алтарю. По указанию Второго Адепта Философ кладет благовонные палочки на Алтарь с южной стороны. Второй Адепт снимает Крест с шеи Философа и помещает его в центр Алтаря между символами четырех стихий. Философу дают указание встать у западной стороны Алтаря в позе Знака Неофита. Третий Адепт при этом должен оказаться за спиной Философа.  Четыре Служителя принимают позы Знаков, соответствующих четырем элементальным степеням.)

Иерей:
От центра наружу движется точка, прочерчивая линию и крест. В равновесии и гармонии пребывают здесь четыре стихии тела Осириса Убиенного.

Второй Адепт:
Да возвратится крест ржавления сам в себя, извне — внутрь, от четырех сторон света к центру. Да претворится он через самопожертвование и трансмутацию в жертву угодную и в тело, вознесенное к славе. (Верховный Адепт, скрытый за Завесой, один раз ударяет в гонг.)

Второй Адепт:
(Философу) Ныне ты должен на краткое время покинуть Храм, а когда вернешься, церемония твоего продвижения продолжится. (Философ совершает Знак Безмолвия. Иерей выводит Философа за дверь.)

 

 

ОБРЯД ПЕНТАГРАММЫ И ПЯТИ ПУТЕЙ

 

Убранство Храма показано на плане. Второй Адепт восседает на помосте в юго-восточном углу, Третий Адепт — на помосте в северо-восточном углу. Алтарь символизирует сефиру Йесод, над ним висит пентаграмма. На Алтаре — четыре эмблемы стихий: благовонные палочки, чаша, розовые лепестки и соль. В центре Алтаря — Греческий Крест из пяти квадратов. Гегемон сидит у западной стороны Алтаря лицом к западу. Иерей — на западе лицом к востоку. Эмблема Допуска — Нагрудный знак Иерея. Освещение Храма — такое же, как в финале первой части церемонии.

Второй Адепт:
(1 удар)

Третий Адепт:
(1 удар)

Гегемон:
(1 удар)

Иерей:
(1 удар)

(Верховный Адепт раздвигает Завесу и чертит Факелом пентаграмму. Затем он один раз ударяет скипетром и снова скрывается за завесой.)

Второй Адепт:
Почтенный Иерей! Дозволяю тебе вручить Философу Эмблему Допуска. Сообщи ему условный стук и впусти его в зал.

(Иерей совершает Знак Приветствия и Каббалистический Крест, после чего выходит за дверь. Он вручает Философу свой Нагрудный знак. Философ стучит в дверь условным стуком — 5 ударов. Гегемон открывает дверь. Философ входит в Храм и совершает Каббалистический Крест. Гегемон возвращается на свое место. Иерей ведет Философа на запад и указывает на изображение Малкут.)

Иерей:
Здесь был утвержден Равноконечный Крест, властвующий над Царством Материи. Этот символ встречается даже на коронах царей Земли. (Вручает Философу символ Врат — Тав.) Буква Тав ведет от воздушной четверти Малкут к Йесод. Воздух помещается в верхней части символа Малкут. Точно так же на  планете Земля атмосфера отстоит от ядра дальше всего. Далее, буква Тав символизирует крест — воздействие Духа на материю. Мой Нагрудный знак вручен тебе в качестве Эмблемы Допуска по той причине, что я — Правитель в Малкут и Страж, охраняющий ее от подземного мира. Также я — Владыка Пути Тав, соединяющего первую ступень со второй, Внешний орден  — с Внутренним. Путь Тав, темный и таинственный, находится под властью Сатурна и аркана Таро «Мир». Как тебе было открыто на Степени Теоретика, он проходит через Астральный план. Поэтому в ритуале 32-го Пути тебя провели через четыре поста Керубим: тем самым были предвосхищены Обряды Креста, завершающие Первый Орден, который ты ныне покидаешь. Пройдя Путь Тав, тьму астрального плана и Черного Столпа, твердо укрепись в Йесод, дабы Черный Столп стал Белым. (Иерей подводит Философа к Гегемону, сидящему у Алтаря, и забирает у него символ Тав. Гегемон встает, загораживая Философу обзор Алтаря, так что Философ еще не вполне понимает, о каком символе далее пойдет речь.)

Гегемон:
Перед тобой на востоке — пять Врат. Это Врата 21-го, 24-го, 25-го, 26-го и 23-го Путей. Числа, соответствующие буквам этих Путей, делятся на 5 без остатка: это правило соблюдается в отношении всех Путей от 20-го (Йод) до 32-го (Тав). Пять Путей, которые ты видишь перед собой, имеют следующие соответствия: Мем — Вода; Айин — Козерог (знак Земли); Самех — Стрелец (знак Огня); Нун — Скорпион (знак Воды, но в высшем своем проявлении — также владыка Огня) и Каф — Юпитер (планета, по своим качествам родственная Духу и управляющая Устремлением к Высшему). Таким образом, и в своих числовых соответствиях, и по своим свойствам эти знаки и планеты в совокупности образуют вечный символ Пентаграммы. Ныне этот символ будет утвержден в Храме, и ты, пройдя Путем Водолея, приблизишься к высочайшему в Нецах. (Гегемон подводит Философа к помосту, к подножию Второго Адепта, в точку между буквами Каф и Нун.)

Второй Адепт:
По какому праву ты стоишь у основания Белого Столпа, будучи всего лишь Владыкой Первой Ступени?

Философ:
(По подсказке.) Я ищу Путь Каф, Путь Устремления к Высшему.

Иерей:
(Один удар мечом.) Берегись, Владыка Первой Ступени! Безрассудство — это не истинная отвага.  Помни о Башне, пораженной Молнией, о предостережении, которое ты получил на высшем из открывшихся перед тобой Путей. Как не устоит дом, построенный на песке16, так и ты не достигнешь высот Хесед без силы Гебуры. А посему оставайся, где стоишь, иначе члены твои будут переломаны на Колесе.

Второй Адепт:
Врата Каф закрыты. Стремиться к ним — это благо; но дерзнуть — безумство. Этим Путем правит Колесо Жизни и Смерти, и освободиться от этого Колеса нелегко.

Философ:
(По подсказке Гегемона). Тогда позвольте мне вступить на Путь Нун.

Второй Адепт:
Он открыт перед тобой, но ты пройдешь лишь столько, на сколько достанет твоих сил. (Гегемон возвращается к Алтарю. Второй Адепт ведет Философа на запад. Иерей преграждает путь.)

Иерей:
Властью Тифона-Разрушителя и властью Преображающей Смерти приказываю тебе: остановись! (Один удар мечом.)

Второй Адепт:
Далее идти запрещено. Тайны Пути Нун откроются тебе ныне лишь отчасти. (Второй Адепт подводит Философа к карте Таро «Смерть».)

Второй Адепт:
На этой карте, 13-й карте Таро, изображен Скелет, на котором еще кое-где сохранились куски плоти. Косою Смерти он косит руки, головы, ноги и обнаженные кости разлагающихся тел, которые непрестанно вырастают из-под земли. Одна из голов увенчана царской короной; другая, очевидно, принадлежала ничем не примечательной личности. Это означает, что Смерть — уравнитель. Пять оконечностей тела — голова, две руки и две ноги —  указывают на силы числа пять, буквы Хе и пентаграммы, то есть на сокровенный Дух Жизни и четыре стихии, на принцип порождения всего живого. Знак Скорпиона ассоциируется со стоячей зловонной водой — тем аспектом качества влажности, который кладет начало гниению и распаду. Вечные превращения жизни в смерть и смерти в жизнь символизирует трава, которая вырастает из разлагающихся тел и питается ими; в свою очередь, растительность обеспечивает пищей животных и человека, а те, умирая, снова дают пищу растениям. Эта идея отражена и в образе самого Скелета, который продолжает разлагаться, скашивая траву. «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет»17. Рукоять косы образует тау-крест — символ жизни, указывающий на то, что разрушение — это еще и обновление. В целом аркан Таро «Смерть» — это символическое изображение вечной трансформации природной жизни, преображающей все сущее по новым образам и подобиям. Также это символ истребительного и разрушительного действия адского пламени, во всем противоположного Небесному Огню. Это образ Дракона Вод, египетского Тифона, убийцы Осириса (который затем воскресает как Гор). В более древнем варианте рисунка перед фигурой Смерти изображался Скорпион, Змей Зла, указывавший на смешанный и преобразующий, а, следовательно, обманчивый характер данной карты.  Символ Безымянного за ним обозначает Семя, еще не оформившееся в самостоятельное живое существо, а, следовательно, не поддающееся определению. Скорпион — это эмблема безжалостного разрушения. Змея имеет смешанную и обманчивую природу, она может служить как добру, так и злу. Наконец, орел, которого также изображают на этой карте, обладает возвышенной, божественной природой: это алхимический Орел дистилляции, Обновитель жизни. Сказано: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя»15. Итак, сей Аркан, внушающий ужас, поистине велик и заключает в себе множество тайн.
(Второй Адепт и Иерей указывают Философу на фигуру Тифона.)

Иерей:

На этом рисунке изображен Тифон-Разрушитель. Одиннадцать кругов символизируют одиннадцать Извращенных Сефирот. Одна нога Тифона покоится на земле, вторая погружена в океанские воды; голова его теряется в облаках; и вся эта исполинская фигура — образ зла и разрушения. Лоб Тифона соотносится со смешением противоборствующих стихийных сил в высших слоях Воздуха, а в человеке — с помутнением рассудка и безумием. Его глаза — всепожирающие огни насилия и похоти; его дыхание — буря, опустошительная и яростная, как во Вселенной-макрокосме, так и в Человеке-микрокосме. Руки его — проворные вершители злодеяний, сеятели мора и болезней. Его сердце — злоба и зависть в человеке, а в атмосфере — пища зла, которую также символизируют здесь извивающиеся змеи.

Второй Адепт:

24-й Путь «Сефер Йецира», с которым связан аркан Таро «Смерть», именуется Образным Разумом, потому что он придает форму всем подобиям, творящимся по образу его изящной гармонии. Ибо внешняя форма всегда следует Сокровенному Закону. Гармония рождается из Хаоса,  как из гнили рождается прекрасный цветок. А теперь возвращайся в сферу Йесод, ибо здесь тебе ничего более не откроется. (Второй Адепт возвращается на свое место. Философ подходит к Гегемону, стоящему у Алтаря.)

Гегемон:

Приблизься к посту Ход по Пути Реш, Пути Солнца. (Философ подходит к Третьему Адепту.)

Третий Адепт:

Я вижу на тебе Перевязь Черного Столпа, и ты уже прошел темный Путь Тав. Чего же еще хочешь ты от меня, Владыка Первой Ступени?

Философ:
(По подсказке Гегемона.): Я ищу Путь Мем, Путь Жертвоприношения.

Иерей:
(Один удар мечом.)
Берегись, о тщеславный! Самсон низверг два Столпа и погиб18. У тебя есть для опоры лишь один Столп. Разве сможешь ты выдержать мощь Гебуры, разве сможешь ты обрести силу без Жизни Тиферет?

Третий Адепт:
Врата Мем закрыты. Хорошо, что ты желаешь принести жертву, но ты еще не готов. Путем Мем правит Повешенный, сила Великих Вод. Что все твои слезы против прилива морского? Что вся твоя мощь против штормовых валов? Что вся твоя любовь против скорбей мира сего?

Философ:
(По подсказке Гегемона.) Тогда позвольте мне вступить на Путь Айин.

Третий Адепт:

Он открыт перед тобой, но ты пройдешь лишь столько, на сколько достанет твоих сил. (Гегемон возвращается к Алтарю. Третий Адепт спускается с помоста и ведет Философа по ходу солнца на запад. Иерей идет на север и преграждает им путь.)

Иерей:
(Один удар мечом.) Властью Пана и Козла Мендеса приказываю тебе: остановись!

Третий Адепт:
Далее идти запрещено. Тайны Пути Айин откроются тебе ныне лишь отчасти. (Третий Адепт подводит Философа к карте Таро «Дьявол».)

Третий Адепт:
На этой карте, 15-й карте Таро, изображен сатироподобный демон с головой козла, волосатыми ногами, большими когтями и массивными крыльями, как у летучей мыши. Он стоит на кубическом алтаре. Левой рукой он указывает вниз и держит зажженный факел; правая рука поднята, и в ней Дьявол держит рог, наполненный водой. Левая рука опущена в знак того, что огонь этого факела — жгучее адское пламя, а вовсе не животворный небесный огонь. Точно так же в Козероге, холодном знаке Земли, связанном с этой картой, Солнце светит слабее всего. Качества холода и влажности здесь побеждают жар и сухость. Кубический алтарь символизирует Вселенную. К кольцу на алтаре, олицетворяющему центр Земли, привязаны веревкой стоящие справа и слева от алтаря два маленьких демона, один в мужском облике, другой — в женском.  Они держат веревку в руках. Все это изображение в целом символизирует грубые производительные силы природы на материальном плане. Его ассоциируют с греческим Паном и с египетским Козлом Мендеса19, символом Хем20. В некоторых своих проявлениях этот Аркан символизирует свирепые природные стихии,  которые, с точки зрения человека неверующего, беспросветно темны и не отражают в себе Лик Господа. Кроме того, данная карта служит  символом сексуальной энергии и продолжения рода. Таким образом,  она оказывается полноценным противовесом карте «Смерть», расположенной по другую сторону Древа Жизни.

Один из малых демонов указывает вниз, второй — вверх, как и руки большой фигуры. Дьявол попирает ногами пентаграммы (отсюда возникло одно из названий пентаграммы — «стопа чародея»), а голова его увенчана перевернутой пентаграммой — символом зла. В руках Дьявол держит факел и рог — символы Огня и Воды; его поросшее шерстью звероподобное тело связано со стихией Земли, а крылья летучей мыши — со стихией Воздуха. Таким образом, эта фигура олицетворяет грубые материальные силы природы, и ее можно было бы счесть воплощением Зла, когда бы не Пентаграмма Света у нее над головой, контролирующая и направляющая все ее движения. В действительности, перед нами — вечный обновитель всех форм Творения, непрерывно видоизменяющихся в соответствии с Законом Всемогущего (да будет благословенно Имя Его). Закон этот и представлен в образе Пентаграммы Света, венчающей все изображение.

 

Итак, данный Аркан — невероятно мощный символ, и тайны его многообразны и универсальны.

(Иерей и Третий Адепт подходят к изображению Пана.)

Иерей:
На этом рисунке изображен Пан — греческий бог Природы. Он стоит на кубе — символе Вселенной. В правой руке он держит пастушеский посох — символ власти над природой, а в левой — свирель из семи тростинок, которая олицетворяет гармонию семи планетных сфер. Девять окружностей — это образы сефирот (всех, за исключением Кетер). Румяное лицо Пана — символ земного тепла; его рога — Лучи Света; его тело содержит в себе все четыре стихии; а куб, на котором он стоит, — прочная опора для них. Обрати внимание на то, что верхняя часть фигуры этого божества — человеческая, но по мере приближения к земле тело его приобретает животные черты.

Третий Адепт:
26-й Путь «Сефер Йецира», с которым соотносится аркан Таро «Дьявол», именуется Обновляющим Разумом, ибо с его помощью Пресвятой Господь обновляет все переменчивые формы сотворенного мира. А теперь возвращайся в сферу Йесод, ибо здесь тебе ничего более не откроется. (Третий Адепт возвращается на свое место. Иерей идет к Алтарю. Философ следует за ним. При его приближении Гегемон встает. Иерей и Гегемон становятся по левую и правую руку от Философа у западной стороны Алтаря, лицом к востоку.)

Иерей:
Не враждебность, но забота о тебе заставила меня преградить тебе путь, о, Философ! Ныне же я могу открыть тебе, что Ключ, который ты ищешь, сокрыт в Нагрудном знаке моего Служения. Ибо треугольник в круге — это высший символ Святой Троицы и трех высших сефирот, а также сефиры Бина, которой соответствует сфера Сатурна, повелителя Пути Тав. Вот почему я ношу этот Знак; и вот почему, когда ты вошел в Зал Неофита и когда с глаз твоих впервые была снята повязка, ты увидел перед собой меч, преграждающий дорогу, и этот символ, преодолевающий препятствия. Применительно к посту Иерея этот Знак имеет и другие, более узкие значения. В круге помещены четыре сефирот: Тиферет, Нецах, Ход и Йесод. Первые три расположены по углам треугольника, заключенного в окружность. Стороны этого треугольника — Пути Нун, Айин и Пе соответственно. А буква Самех, помещенная в центре, обозначает 25-й Путь. Колесо вращается, но ступица остается неподвижной. А посему стремись к средоточию, снаружи — внутрь. Помни о Ключе твоего Пути. (Откладывает эмблему.)

Гегемон:
Перед тобой — пять Путей. Четыре из них ты попытался пройти, но на каждом тебя ожидал зловещий и ужасный символ. Вспомни, как при посвящении в Степень Ревнителя тебе было сказано, что над Малкут располагаются пути Коф, Шин и Тав, образующие Кешет — Лук Обетования, Радугу Завета.  В Йесод натянутая тетива этого многоцветного лука распрямляется и пускает стрелу Стрельца — Самех. Взмывая ввысь, стрела эта разрывает Завесу и устремляется к самому Солнцу, в сферу Тиферет. Итак, пройти между опасностями, угрожавшими тебе, можно лишь этим путем, прямым и тесным. (Третий Адепт спускается с помоста и становится у северной стороны Алтаря.)

Третий Адепт:
Однако Стрелец-Лучник — двутелесный знак: это Кентавр, получеловек-полуконь. Вспомни, что было сказано тебе при прохождении 31-го Пути, Пути Огня, ведущего к Степени Практика: «Есть видение огнеблещущего Жеребца Света, и Ребенка, скачущего верхом на том Небесном Коне, огненного, или облаченного в золото, или же нагого, что стоит на спине Коня и мечет стрелы света из лука. Но если продлится созерцание, то все эти Символы соединятся в образе Льва»21. Ибо, пройдя Путь Стрельца, ты устремишься еще выше, через шестую сефиру на Путь Тет, соответствующий Льву, Путь, примиряющий Милосердие с Суровостью, Хесед — с Гебурой, под точкой объединения которых сияет Солнце-Тиферет. А посему, следуя путем Стрельца, прямым и тесным, да летит Философ к цели, словно стрела, выпущенная из сердцевины Лука-Кешет! И поскольку знак Стрельца располагается между знаками Скорпиона-Смерти и Козерога-Дьявола, то Иисус должен был пройти через пустыню и выстоять против искушений Сатаны. (Второй Адепт спускается с помоста и становится у северной стороны Алтаря.)

Второй Адепт:
Перед тобой на Алтаре лежат четыре символа твоего очищенного тела. Над ними помещена пентаграмма, а под ней, в окружении четырех этих символов, — крест, состоящий из пяти квадратов, эмблема четырех стихий и сокрытого среди них Духа. Если ты жаждешь служения, если ты готов принести в жертву очищенные силы твоего тела, то повесь себе на шею этот крест и простри Свет (вручает Философу свечу) над четырьмя стихиями. (Философ выполняет указание. Все становятся у восточной стороны Алтаря. Философ стоит посередине, со свечой и с крестом на шее. Второй Адепт — справа от него, Третий Адепт — слева. Гегемон и Иерей — за спиной Философа. Служители берут эмблемы стихий [Иерей — соль, Гегемон — лепестки розы, Второй Адепт — благовонные палочки, Третий Адепт — чашу с водой], а Философ — девиз, написанный на листе бумаги.)

Второй Адепт:
Почтенный Философ! Каков дополнительный титул, присвоенный тебе при посвящении в степень Философа в знак твоего приближения к порогу Второго ордена?

Философ:
Фрат.

(Все подходят к помосту.)

Второй Адепт:
О, Тайный Владыка Врат, ведущих в Усыпальницу! Пришел некто со Словом «Фрат».
(Верховный Адепт, скрытый за Завесой, ударяет в гонг.)

Верховный Адепт:
Если он желает раскрыть Завесу, то пусть завершит Слово.

Второй Адепт:
О, Тайный Владыка Врат, ведущих в Усыпальницу! Пришел некто со Словом «Фрат».
(Верховный Адепт, скрытый за Завесой, ударяет в гонг.)

Верховный Адепт:
Если он желает раскрыть Завесу, то пусть завершит Слово.

Второй Адепт:
Почтенный Иерей! Что тебе известно об этом Слове?

Иерей:
Тав, буква Сатурна, правит Путем, ведущим от Малкут к Йесод, — Путем связи с Землей.

Второй Адепт:
Почтенный Гегемон! Что тебе известно об этом слове?

Гегемон:
Реш, буква Солнца, правит Путем, соединяющим Йесод с Ход; также эта буква связана с Воздухом, так как Солнце управляет Воздухом в Тиферет.

Верховный Адепт:
Достопочтенный Третий Адепт! Что тебе известно об этом слове?

Третий Адепт:
Пе, буква Марса, правит Путем, соединяющим Ход с Нецах; также эта буква связана с Водой, поскольку Марс управляет Водой, и с Огнем, поскольку Марс управляет Огнем в Гебуре.

Второй Адепт:
Марс на Пути Пе соединяет основание Черного Столпа с основанием Белого Столпа. А противоположность Марса — Юпитер, ибо Юпитер — Владыка Огня, но в Хесед он правит Водой, уравновешивая тем самым Марс в Гебуре. Далее, буква Юпитера — Каф, и Путь, соответствующий ей, соединяет Нецах с Хесед. Путь Каф продолжает Путь Пе до Хесед, и это самый высокий из ныне явленных тебе Путей. Это — Путь Устремления к Высшему, а связанная с ним планета Юпитер также управляет Стрельцом. Итак, возьми себе в проводники Свет Всевышнего,  и тогда я открою тебе букву Каф и завершу Слово.

Третий Адепт:
Пе. (Один раз ударяет жезлом и совершает Знак Воды.)

Гегемон:
Реш. (Один раз ударяет скипетром и совершает Знак Воздуха.)

Второй Адепт:
Каф. (Один раз ударяет жезлом и совершает Знак Огня.)

Иерей:
Тав. (Один раз ударяет мечом и совершает Знак Земли.)

Все хором:
Парокет (Paroketh). (Пока произносятся эти пять реплик, все совершают Каббалистический Крест.)

Философ:
(По подсказке Третьего Адепта.) Словом «Парокет» и силою Креста и Пентаграммы я требую, чтобы мне были явлены Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта.
(Верховный Адепт, скрытый за Завесой, ударяет в гонг.)

Верховный Адепт:

(Скрытый за Завесой, ударяет в гонг.)
Это Слово Завесы, Завесы Скинии, Завесы Храма, Завесы перед Святая Святых, Завесы, которая раздралась надвое22. Это Завеса четырех стихий человеческого Тела, которая была принесена в жертву на Кресте ради спасения Человека. (Верховный Адепт встает.) Со Словом «Фрат», в Духе жертвенного служения, приблизьтесь! (Второй и Третий Адепты подходят к Завесе. Второй Адепт показывает Философу первый из Знаков Врат.)

Второй Адепт:

Это Знак Раскрытия Завесы. Стоя в этой позе, ты образуешь Тау-Крест. (Философ совершает этот Знак. Второй и Третий Адепты раскрывают Завесу. За ней стоит в той же позе Тау-Креста Верховный Адепт со скипетром и белым светильником. Второй и Третий Адепты вместе с Философом поднимаются на помост. Желательно, чтобы на протяжении всей церемонии жертвоприношения Философ оставался в позе Тау-Креста. Огни в Храме гасят, кроме светильника Верховного Адепта. Иерей и Гегемон становятся за спиной Философа, который стоит между олицетворенными Столпами — Вторым Адептом на юге и Третьим Адептом на севере.)

Верховный Адепт:
Готов ли ты по доброй воле, с твердым намерением и ясным пониманием принести себя в жертву на Алтаре Духа?

Философ: Я готов.

(Произнося свои следующие реплики, Иерей и Гегемон поднимаются на помост и бросают свои эмблемы в жаровню. Каждый Служитель при этом совершает свой Знак Степени. Верховный Адепт чертит скипетром соответствующие пентаграммы, а другой рукой держит высоко над головой белый светильник. Философ, когда до него доходит очередь, бросает в жаровню лист бумаги с девизом.)

Иерей:
Во имя буквы Тав. (Соль.)

Верховный Адепт:
Во имя буквы Хе. (Благовоние.)

Гегемон:
Во имя буквы Реш. (Розовые лепестки.)

Верховный Адепт:
Во имя буквы Вав. (Благовоние.)

Третий Адепт:
Во имя буквы Пе. (Вода.)

Верховный Адепт:
Во имя буквы Хе. (Благовоние.)

Второй Адепт:
Во имя буквы Каф. (Благовонные палочки.)

Верховный Адепт:
Во имя буквы Йод. (Благовоние.)

Все хором:
Во имя буквы Шин23. (Философ бросает в жаровню девиз.)

(Верховный Адепт чертит пентаграммы Духа, а затем протягивает руку и скипетром касается груди Философа.)

Верховный Адепт:
Да будет жертва эта подобна дару Авеля, на который призрел Господь24. (Философ опускает руки. Верховный Адепт садится.)

Верховный Адепт:
Протяни левую руку и коснись Черного Столпа (Философ выполняет указание) — Столпа Первой Ступени, на которой все для тебя было еще укрыто тьмою Пути Тав. То было время ограничений, когда ты искал дорогу на ощупь. Об этом свидетельствует черная перевязь — Знак Первой Ступени. Среди символов Первой Ступени был Крест. Размышляй о нем, дабы тебе открылись тайны роста и перемен.
Теперь протяни правую руку и коснись Белого Столпа (Философ выполняет указание) — Столпа Второй Ступени, озаренного Огнем Пути Самех. Символ Второй Ступени в нашем Ордене — белая перевязь. Сейчас ты стоишь в точке равновесия между двумя этими ступенями. Ты — Владыка Путей ко Вратам, ведущим в Усыпальницу Адепта. Я признаю твое достижение и вручаю тебе белую перевязь Испытательного Срока. (Третий Адепт надевает на Философа белую перевязь.) Рукопожатие на этой ступени остается таким же, как и в Первом ордене, однако совершают его левой рукой. Оно символизирует сефиру Хесед и Белый Столп. Знак Врат совершается так (показывает). Он символизирует раскрытие Завесы. Ответный знак противоположен ему и совершается так (показывает). Пароль, как тебе уже было сказано, — «Парокет», Завеса Скинии. Его произносят по буквам следующим образом:

Верховный Адепт:
Пе.

Философ:
(По подсказке.) Реш.

Верховный Адепт:
Каф.

Философ:
Тав.

Верховный Адепт:
Далее, я вручаю тебе Слово ЭТ (ETH), которое венчает Пирамиду четырех стихий на степени Философа и является одним из символов Духа, превращающего крест в пентаграмму. По этой причине над моим престолом помещена эта Скрижаль (указывает на Скрижаль Единения), которую называют Скрижалью Единения и в которой совмещены под началом Духа четыре Скрижали стихий.

Вот как далеко ты продвинулся благодаря прилежному труду и нашим Обрядам. Ныне же ты должен утвердить пентаграмму в самом себе. Да будет это Пентаграмма Добра, прямая и уравновешенная, а не перевернутая пентаграмма Козла Мендеса. Да станешь ты истинным Микрокосмом, отражением Макрокосма, символ коего, гексаграмма Тиферет, руководит тобою.

Ступень, на которую ты поднялся, соответствует Йесод — основанием Пути Испытания, Пути Стрельца. Йесод — отражение сферы Луны, а Луна в полнолуние — отражение Солнца Тиферет. На степени Теоретика тебе было сказано, что с Луной соотносится число 9, но в более сокровенном смысле число Луны — пятерка, число Пентаграммы и Микрокосма.

 

(Верховный Адепт встает, держа в руках Скипетр и белый Светильник. Второй Адепт помещает Скрижаль Единения на Алтарь. Гегемон кладет на Алтарь у западной его стороны два варианта карты Таро «Умеренность». Верховный Адепт ставит на Алтарь белый Светильник. Служители кладут новые символы стихий перед соответствующими им Скрижалями и, возвращаясь к Алтарю, образуют вокруг него крест.)

Верховный Адепт:
Этот рисунок — старинная форма 14-го аркана Таро, которую вскоре заменили новой, более привычной нам формой карты «Умеренность». Новый вариант лучше отображает природную символику Пути Стрельца. Старинная карта представляла, скорее, синтез нескольких Путей, а новая имеет более узкое значение. На старинной карте изображена женщина в короне с пятью лучами, символизирующими пять начал природы: сокровенный Дух и четыре стихии: Землю, Воздух, Воду и Огонь. Над головой женщины — ореол света. На груди у нее — Солнце Тиферет. Корона с пятью лучами символизирует также пять сефирот: Кетер, Хокму, Бину, Хесед и Гебуру. К поясу женщины прикованы цепью Лев и Орел; между ними — большой котел, от которого клубами валит пар. Лев олицетворяет Огонь в Нецах (Кровь Льва), а Орел — Воду в Ход (Клейковина Орла25). Эти две стихии достигают примирения в Воздухе Йесод: Воздух соединяется с Водой, испаряющейся из котла под действием Огня. Цепи, привязывающие Льва и Орла к поясу женщины, символизируют Пути Скорпиона и Козерога, о чем свидетельствуют изображенные на заднем плане скорпион и козел. В правой руке женщина держит факел — символ солнечного Огня, возносящего ввысь и обращающего в пар Воду в Ход посредством огненного влияния Гебуры. Левой рукой женщина льет из сосуда Воды Хесед, которые умеряют и смягчают Огни Нецах. В новом, привычном нам варианте карты «Умеренность» символически отражены особенности Пути Стрельца. Здесь изображен ангел в облике крылатой женщины. На лбу у нее — эмблема Солнца Тиферет. Крылья — символ воздушной и летучей природы; в них соединены текучий Огонь и огненная Вода. Таким образом, Воздух объединяет гармонизирует и умеряет две эти противоположные стихии. Одна нога женщины покоится на сухой вулканической почве (на заднем плане изображен вулкан, извергающий потоки лавы), а другая — в воде ручья, вдоль берега которого тянется полоса свежей растительности, резко контрастирующая с сухим и бесплодным ландшафтом заднего плана. На груди женщины — квадрат, эмблема прямоты и честности. Все это изображение — символ того узкого пути, ведущего к высшей жизни, который находят лишь немногие26. Ибо следовать по этому пути, срединному между двумя крайностями, поистине нелегко, и велик соблазн свернуть вправо или влево, — где, как ты помнишь, нет ничего, кроме грозных символов Смерти и Дьявола.

 

25-й Путь «Сефер Йецира», которому соответствует аркан Таро «Умеренность», именуется Разумом Испытания, ибо он символизирует первое искушение, которым Творец испытывает каждого праведника. Иными словами, на этом Пути всегда присутствует соблазн свернуть либо в одну, либо в другую сторону.
(Второй и Третий Адепты вручают Философу Чашу и красный светильник. Тот держит их, приняв позу тау-креста.)

Верховный Адепт:
Напомню тебе еще раз, что путь к истинному тайнознанию и магической власти ведет лишь через примирение противоположностей. Подлинным могуществом обладает только Добро; Истина всегда торжествует. Зло — это не что иное, как слабость: сила злой магии покоится лишь на соперничестве неуравновешенных энергий, которые в конце концов уничтожат предавшегося им. Сказано: «Не оступись, ибо пропасть зияет под землей, спускающаяся вниз семью уступами; и в ней воздвигнут престол силы злой и губительной. Не оступись, не пади в мир мрака и тьмы. Не оскверни сияющего пламени земными нечистотами материи. Не оступись, ибо великолепие нижнего мира мнимо:  поистине он лишь обиталище сынов Злосчастного»27.

(Второй и Третий Адепты забирают у Философа красный светильник и Чашу и ставят их под соответствующие Скрижали. На Алтаре остаются белый светильник и Скрижаль Единения. Философ садится у западной стороны Алтаря. Второй и Третий Адепты возвращаются на свои места. Иерей идет на север, Гегемон — на юг. Верховный Адепт возвращается на свой престол на востоке и поднимает Знамя Востока и Нагрудный знак Иерофанта.)

Верховный Адепт:

Ввиду того, что ныне ты стал Владыкой Путей ко Вратам, ведущим в Усыпальницу Адепта, и поднялся на Вторую Ступень, приблизившись к порогу Второго, Внутреннего ордена, тебе подобает узнать смысл этих эмблем и тем завершить знакомство с Силами Служителей Первого, Внешнего ордена. Обе эти эмблемы соответствуют числу 6, следующему в натуральном ряду за числом 5. Продвижение свершается шаг за шагом, медленно и постепенно. Откровение может прийти как внезапно, в мгновение ока, так и после долгого ожидания — как итог неторопливого, длительного процесса; но и в том, и в другом случае жидкость следует довести до полного насыщения.

Нагрудный Знак Иерофанта содержит в себе образы сефиры Тиферет, которой соответствует Крест Распятия из шести квадратов — развертка куба. Сочетание двух цветов — красного с зеленым, самого активного с самым пассивным, — указывает на практическое применение знания о равновесии. Это символ примирения небесных сущностей Огня и Воды, ибо примиряющий желтый цвет, будучи соединен  с голубым, дает зеленый, который является дополнительным к красному, а, будучи соединен с красным, дает оранжевый, который является дополнительным к голубому. Малый внутренний круг, изображенный поверх креста, символизирует Розу. Таким образом, в этой эмблеме заключен важнейший для нашего Ордена символизм Розы и Креста.

Поле Знамени Востока окрашено в белый цвет — символ света и чистоты. Как и на предыдущей эмблеме, Крест Распятия из шести квадратов символизирует число 6 и Тиферет. Это желтый крест солнечного Золота и кубический камень, в центре коего заключена священная буква Тав — символ Жизни. Поверх креста изображена макрокосмическая гексаграмма, состоящая из красного треугольника Огня и голубого треугольника Земли (Руах Элохим над Водами Творения). Шесть углов этой гексаграммы в наложении на Древо Жизни соответствуют следующим планетам: Даат — Сатурн; Хесед — Юпитер; Гебура — Марс; Нецах — Венера; Ход — Меркурий; Йесод — Луна. В центре же помещается Солнце — Тиферет.


У меня на груди символ, который еще не знаком тебе, о Владыка Путей ко Вратам, ведущим в Усыпальницу Адепта. Этот символ не принадлежит ни Ордену Золотой Зари, ни Первому, Внешнему ордену, ни даже той Ступени, на которую ты поднялся. Это символ Красной Розы и Золотого Креста, объединяющий в себе силы чисел 4, 5 и 6. Но чтобы полностью постичь его значение, ты должен быть допущен в Братство иного Ордена, для коего Золотая Заря является всего лишь одной из Завес. Обсуждать это с кем-либо, стоящим в иерархии Ордена ниже тебя, ты не имеешь права.


Чтобы заслужить дальнейшее продвижение, уже недостаточно овладеть новыми знаниями, хотя это тоже необходимо. Все истинное знание ниспосылается из милости, а не вручается по требованию. Поэтому допуск может быть лишь дарован тебе — не по твоему желанию, но по усмотрению Достопочтеннейших Вождей Второго ордена. Девять — число Луны в Йесод; девять лунных месяцев — срок развития ребенка в утробе матери. Пять — число пентаграммы Микрокосма и эзотерическое число Луны, число Духа и четырех стихий, число Души, вселяющейся в тело. Произведение девятки и пятерки — 45, число Йесод и самое большое число в магическом квадрате Сатурна, символ Троицы, снизошедшей в материю.

 

 

ЗАКРЫТИЕ

 

Верховный Адепт:
(Один удар скипетром.) Достопочтенные Братья и Сестры! Помогите мне закрыть Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта. (Все встают.) Почтенный Иерей! Проверь охраняется ли дверь, как подобает.

Иерей:
Достопочтенный Верховный Адепт! Дверь охраняется как подобает.

Верховный Адепт:
Достопочтенный Братья и Сестры! Совершите Знаки Неофита, Ревнителя, Теоретика, Практика и Философа. Совершите Знак Раскрытия Завесы. Совершите Знак Смыкания Завесы. Достопочтенный Второй Адепт! Назови Слово.

Второй Адепт:
Пе.

Верховный Адепт:
Реш.

Второй Адепт:
Каф.

Верховный Адепт:
Тав.

Второй Адепт:
Целое Слово — Парокет, Завеса Скинии.

Верховный Адепт:

Этим Словом и во имя его я объявляю, что Врата, ведущие в Усыпальницу Адепта, закрыты, как подобает. (Верховный Адепт закрывает Завесу. Служители занимают свои посты рядом со Скрижалями Стихий. Верховный Адепт стоит у западной стороны Алтаря лицом к востоку. Философ стоит у него за спиной.)

Верховный Адепт:
Властью Имени Йод-Хе-Вав-Хе и силою сокровенного Имени ИЕШУА, символом   Скрижали Единения и Словом ЭТ (ETH), — Духи Пяти Стихий, поклонитесь своему Создателю!
(Далее при слове «ступайте» каждый Служитель начинает чертить перед своей Скрижалью изгоняющую пентаграмму той стихии, с которой связан его пост. Все Служители должны начать эту операцию одновременно. Завершив пентаграмму, каждый Служитель выполняет соответствующий своей стихии Знак степени.)

Верховный Адепт:
Ступайте с миром в свои жилища. Да будет мир между вами и нами, и да будете вы готовы явиться на зов.
(Верховный Адепт чертит изгоняющую пентаграмму Духа и совершает Знаки LVX. Все обращаются лицом к востоку и одновременно совершают Каббалистический Крест, хором произнося следующую реплику.)

Все хором:
О Тетраграмматон, твои есть Малкут, и Гебура, и Гедула во веки веков, АМИНЬ.


Верховный Адепт:
(4, 1 удар.)

Третий Адепт:
(4, 1 удар.)

Второй Адепт:
(4, 1 удар.)

Иерей:
(4, 1 удар.)

Гегемон:
(4, 1 удар.)

 


Примечания:

 

1. Служители образуют подобие нижней части Древа Жизни: Верховный Адепт (Дух) занимает место Тиферет; Второй Адепт — Нецах (Огонь); Третий Адепт — Ход (Вода); Гегемон — Йесод (Воздух); Иерей — Малкут (Земля). — Примеч. перев.

2. Ин. 3:5. — Примеч. перев.

3. Второй Адепт — Знак Философа, Третий Адепт — Знак Практика, Гегемон — Знак Теоретика, Иерей — Знак Ревнителя. — Примеч. перев.

4. Этой же молитвой из «Поймандра» Гермеса Трисмегиста («Герметический корпус», I, 31) открывается первый Ритуал Внешнего ордена — ритуал Неофита. — Примеч. перев.

5. См. Втор. 27:15—26. — Примеч. перев.

6. Быт. 1:3, в переводе, приближенном к тексту оригинала. — Примеч. перев.

7. Откр. 10:1—3. — Примеч. перев.

8. Дан. 2:31—38. — Примеч. перев.

9. Англ. «купорос», «сера» и «ртуть». — Примеч. перев.

10. Ис. 6:2. — Примеч. перев.

11. Иез. 1:10: «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех». — Примеч. перев.

12. Иез. 1:15: «И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их»; там же, 1:20: «…куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах». — Примеч. перев.

13. Иез. 1:11: «…у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их». — Примеч. перев.

14. Откр. 4:6—8: «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг». — Примеч. перев.

15. Откр. 4:8: «…и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет»; Книга пророка Исаии, 6:2—3: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» — Примеч. перев.

16. Ср. Мф. 7:26: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». — Примеч. редактора-консультанта.

17. Пс. 102:15. — Примеч. перев.

18. Пс. 102:5. — Примеч. перев.

19. См. Суд. 16:29: «И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою». — Примеч. редактора-консультанта.

20. Козел Мендеса — египетский бог Амон, которому поклонялись в городе Мендес. В действительности изображался с головой барана, а не козла. — Примеч. перев.

21. Хем (Кем, Кеми, букв. «черная земля») — древнее название Египта. От него произошло слово «алхимия». — Примеч. перев.

22. The Chaldean Oracles of Zoroaster, §198. — Примеч. перев.

23. Мф. 27:50—51: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу». — Примеч. перев.

24. В этих репликах Божественное Имя Йод-Хе-Вав-Хе преображается посредством добавлением буквы Шин в Имя Спасителя — Иешуа. Буквы Имени Йод-Хе-Вав-Хе перемежаются с буквами слова «Парокет» («Завеса»). — Примеч. перев.

25. Быт. 4:4: «И призрел Господь на Авеля и на дар его». — Примеч. перев.

26. Алхимические термины, обозначения компонентов алхимического процесса, символизирующие  соответственно мужское и женское начало, или Солнце и Луну. — Примеч. перев.

27. Мф. 7:14: «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». — Примеч. перев.
The Chaldean Oracles of Zoroaster, §§146—147. — Примеч. перев.

Перевод: © А. Блейз

Оформление: © Теургия.Org, 2010 г.


Back to Top