Ясновидение — С.Л. Макгрегор Мазерс
СВИТОК №XI
ЯСНОВИДЕНИЕ
Достопочтеннейший Брат D.D.C.F. (С.Л. Макгрегор Мазерс)
Чтобы составить ясное представление о соотношении Человека со Вселенной и духовными планами, необходимо понять и осознать, что схема Десяти Сефирот и их символическое отображение в виде Древа Жизни применимы в равной мере и к Макрокосму, и к Микрокосму — и к Божественным Небесам, и к Звездам и Планетам, и к Мирозданию, и к Человеку. Одно из следствий этого принципа, на которое вам недавно указывали и которое демонстрировалось вам на сфере, относится к методике Прорицания; вам же предстоит расширить эту идею до логического обоснования Ясновидения и распознать сефиротическую структуру в каждой Звезде и каждом атоме, в Человеке и в каждом из его начал.
Поднимая взор к небесам и глядя на звезды, мы, согласно общему мнению, видим их материальные сферы, то есть их сферы Малкут. Однако каждая звезда имеет сложную структуру, и в действительности мы видим их светящуюся ауру, или атмосферу, содержащую в себе остальные сефирот или их отражения.
Далее, что касается нас самих, мы должны твердо помнить о собственной сложной сефиротической символике и о том, что наше тело, которое мы питаем и одеваем, есть лишь низший план нашей Малкут, а девять высших сефирот витают вокруг нас в нашей ауре, или атмосфере.
Проходя по жизни, мы влияем на других людей и, в свою очередь, испытываем их влияния посредством этих плотно окутывающих нас акашических оболочек. Поэтому, когда мы закрываем глаза телесные и замыкаем свои органы чувств от материального мира, первое, что предстает нашему внутреннему взору, — это сущности нашей собственной и сходных с нею натур. Мы воспринимаем прежде всего свое собственное окружение, и в этом заключается источник заблуждений, которым подвержен начинающий ясновидец. Он полагает, будто вышел за пределы своей среды и видит происходящее в других местах, тогда как в действительности остается среди неясных и беспорядочных образов, заполняющих его собственную ауру.
Прежнее название ясновидения, употребляющееся в наших старинных манускриптах, — «созерцание духовным зрением»; и стать таким «созерцателем» означало стать не просто ясновидцем, пассивно воспринимающим некие видения, не поддающиеся управлению и определению, а человеком, способным отыскать, распознать и постичь именно то, что он ищет.
До тех пор, пока мы пребываем среди обыденной жизни царства Малкут, зрение остается достаточно ясным, ибо здесь все лучи разделены и упорядочены. Но когда мы по собственной воле покидаем уровень мертвой материи и восходим по пути Тав на уровень Йесод, наше восприятие затуманивается. Здесь нам открывается все многообразие отражающихся и переплетающихся между собой цветных лучей Кешет — раскинувшейся над землей многоцветной радуги. Поэтому здесь возникает необходимость в руководстве, позволяющем избежать путаницы и ошибок. Однако этот уровень тоже необходимо оставить позади — чтобы подняться еще выше. Миновав Йесод, вы вступаете на путь Самех — путь прямой и тесный, ведущий к подлинно духовным областям восприятия. Это достигается посредством особого метода, именуемого восхождением по планам.
Таким образом, весь процесс, о котором у нас идет речь, удобнее всего разделить на три части, которые, впрочем, тесно взаимосвязаны и представляют собой три отрезка единого пути, плавно переходящие друг в друга:
1. Ясновидение. Созерцание духовным зрением.
2. Астральная проекция. Путешествие в духовном зрении.
3. Восхождение по планам.
Приступать к первому этапу желательно с помощью какого-либо символа — рисунка или цветной схемы, связанной по структуре, форме и цвету с избранным для изучения предметом. Для этого хорошо подходят простые и составные символы таттв. Однако таттвические символы, окрашенные в дополнительные, «сверкающие» цвета, для этой цели лучше не использовать: они более могущественны, но и более утомительны для ученика. Символ должен быть удобной величины — такой, чтобы его можно было воспринять целиком с одного взгляда, но при этом достаточно большой, чтобы можно было различить все детали, не поднося изображение близко к глазам.
Существует несколько цветовых шкал, но для нашей нынешней цели понадобятся только две. Первая — шкала Короля, шкала Золотой Зари и Младшего Адепта: алый цвет — Огонь, желтый — Воздух, голубой — Вода, четыре тусклых цвета — Земля, а белый — Дух. Вторая — схема таттв, которая почти в точности соответствует принятой у нас цветовой шкале Королевы, использующейся также для окраски сефирот на схеме «Minutum Mundum». Здесь красный цвет — Огонь, серовато-белый — Вода, золотисто-желтый — Земля, голубой (с зеленоватым отливом) — Воздух, а фиолетово-черный — Акаша, или Дух.
Скрижали и Телесмы надлежит окрашивать в сверкающие цвета: в каждом таком символе тот или иной цвет сочетается со своей прямой противоположностью, благодаря чему оба цвета по контрасту сияют ярче обычного. В окрашенных таким образом скрижалях силы стихий проявляются быстрее и легче, и большинству учеников удается наблюдать вспышки их сияния (впрочем, этот опыт объективен лишь отчасти). Эти символы отражают лучи света, привлеченные с окутывающего их акашического плана.
Если подобную скрижаль изготавливает Адепт, достигший высокой ступени духовного развития, то она воспринимает от него заряд акашической силы магнетического характера: по мере прибавления каждой новой линии и каждого нового цвета Телесма обретает все больше силы и достоинства и все ближе продвигается к совершенству. Однако менее опытному ученику не удастся подобным образом насытить и оживить свое произведение собственной астральной силой, поэтому над изготовленной Телесмой необходимо будет провести церемонию освящения, после которой к этому символу не должна будет прикасаться ничья рука, кроме той, что его освятила. Впрочем, даже если удалось наполнить Телесму силой в процессе изготовления, все равно желательно освятить ее церемониальным образом: тогда она будет лучше удерживать «заряд»; и если бережно хранить ее, не допуская осквернения и оберегая от влияния других Телесм, она сможет сохранять силу сколь угодно долго. Любая мощная оккультная операция такого рода истощает жизненную силу мага, особенно малоопытного, так что по завершении работы вы почувствуете заметное утомление, вызванной потерей акаши — которая, однако, не пропадает втуне, а переносится в символ и какое-то время сохраняется в нем, а затем, медленно и постепенно, вытекает и растворяется в мировом океане энергий.
Чтобы использовать избранный символ для ясновидения, поместите его перед собой на стол и положите руки по обе стороны от него или просто возьмите рисунок обеими руками. Затем начинайте вглядываться в него, предельно сосредоточившись и стараясь постичь его смысл, осознать все его значения и соответствия. Когда вы полностью погрузитесь разумом в этот символ, закройте глаза и продолжайте медитацию. Образ, с которым вы работаете, должен оставаться перед вами. Удерживайте его структуру, форму и цвет в акашической среде своей ауры так же отчетливо, как они представали в материальной форме вашему телесному зрению. Перенесите основную нагрузку со зрительного нерва на умственное восприятие, с физического зрения — на зрение мысленное. При этом одна форма восприятия должна плавно и незаметно перетекать в другую: формируйте реальность сновидения с помощью осознанной воли, характерной для бодрствующего сознания. Достичь этого удастся лишь при условии, что ум ваш уравновешен, ясен и не омрачен никакими волнениями, а воля достаточно сильна. Если же вы пребываете в неподобающем состоянии тревоги, страха, возмущения, беспокойства или нетерпения, то рассчитывать на успех не имеет смысла. Обеспечьте себе спокойствие, уединение и свободное время, а также защиту от всех отвлекающих влияний.
Ни в коем случае не пытайтесь упражняться в этом магическом искусстве, если вы охвачены раздражением, гневом или какой-либо пагубной страстью. В противном случае, чем большего успеха вы добьетесь в ходе операции, тем больший вред это причинит вам впоследствии.
При благоприятных условиях работу можно продолжать. Привнесите в сознание и преобразуйте в звук наивысшие божественные имена, связанные с данным символом. Такое призывание формирует и гармонизирует потоки духовной силы, родственные объекту медитации. Далее переходите к священным именам архангельских и ангельских сущностей, воспроизводя их умственно, зрительно и с помощью голоса.
Затем, не отвлекаясь на окружающую среду и удерживая сосредоточение на избранном символе и связанными с ним идеями, постарайтесь воспринять некую сцену, панораму или образ какой-либо местности. Для этого можно воспользоваться ощущением, что вы раздвигаете занавес и заглядываете «внутрь» находящегося перед вами символа. Когда упомянутая сцена появится перед вашим мысленным взором, начинайте прорабатывать подробности. Рассмотрите сначала наполняющие ее предметы, а затем переходите к поиску существ. Обнаружив какое-либо существо в этой сцене, привлеките его внимание: мысленно обратитесь к нему, используя подобающие титулы и вежливые формулировки и сопровождая это обращение уместными в данном случае знаками и символами — знаками степеней, пентаграммами, гексаграммами, сигилами и т.п. Испытайте их божественными и ангельскими именами, наблюдая, как эти сущности к ним отнесутся и какое действие произведут на них произнесенные имена. Вы перешли от созерцания символа к тому, что находится внутри него, и видите все это как будто отраженным в зеркале. Имейте в виду, что при такой форме созерцания правая и левая сторона меняются местами, и делайте соответствующую поправку. На данном этапе вы передаете символу часть своей нервной и духовной силы, с помощью которой притягиваете к нему дополнительную акашическую силу из окружающей среды, благодаря чему и получаете описанные результаты. Когда же вы не просто созерцаете те или иные сцены духовным зрением, а посылаете луч своего эго в избранную область (то есть совершаете астральную проекцию), левая и правая стороны не всегда меняются местами.
При работе с символами важно избегать самогипноза, ибо последний предрасполагает к медиумизму. Необходимо удерживать под контролем все силы, с которыми вы работаете, и не допускать, чтобы они захватили над вами власть. Отчасти именно поэтому символ должен быть достаточно большого размера. Желательно также проводить подобные исследования с помощью четырех магических орудий, разместив их на столе перед собой или даже держа в руке то из них, которое согласуется с исследуемым предметом. Если вы не используете материальный символ для перехода к духовному созерцанию, мысленно сформируйте символ в астральном свете. Однако начинающим ученикам такой метод не рекомендуется, ибо он открывает доступ астральным влияниям. Не имея достаточно опыта, вы можете нечаянно создать вихрь, притягивающий астральные влияния, что повлечет за собой путаницу и ошибки.
Метод, предписывающий помещать маленький символ на лоб оператора, также не вполне эффективен. В отличие от метода, рекомендуемого выше, он чаще вызывает нарушения мозгового кровообращения и порождает иллюзии и расстройство мыслей, что может повлечь за собой головные боли и нервное истощение.
Для работы по вышеописанному методу желательно обзавестись большой планшеткой, круглой или квадратной, по периметру которой будут написаны божественные имена и т.д., связанные со стихиями и сторонами света. Расположив эту планшетку в соответствии с показаниями компаса, поместите на нее символ, с которым собираетесь работать.
Астральная проекция, представляющая собой, с одной стороны, более развитую форму ясновидения, с другой стороны существенно отличается от последнего. При астральной проекции адепт испускает из своего эго достаточно мощный луч собственной сущности и, с помощью развитой и дисциплинированной воли, направляет его в желаемое место и там сосредоточивает, после чего созерцает все происходящее там непосредственно, а не в отражении, а затем переносит восприятие на свою телесную оболочку и возвращается домой.
Отправиться в подобное духовное путешествие можно также с помощью символа, а можно и единственно силой воли. Но в любом случае следует использовать божественные имена и во всем на них полагаться. Успешно направив луч и достигнув желаемого места, вы увидите не плоские зеркальные отражения, созерцаемые при ясновидении, а трехмерные, объемные сцены и предметы. Вначале они будут восприниматься как барельефы; затем вы увидите их сверху, как если бы пролетали над ними на воздушном шаре, — так сказать, с высоты птичьего полета. Можете смело снизиться, приземлиться в этом месте и войти в сцену как один из разыгрывающих ее актеров.
Освоив технику проекции, упражняйтесь в ней, как только представится возможность. Попадая в то или иное место, старайтесь (и помните, что у вас все получится, если приложить достаточно усилий) проходить там через все стихии — и воду, и землю, и воздух, и огонь. Учитесь летать, по желанию ускоряя и замедляя полет; учитесь плавать под водой; учитесь с помощью божественных имен без страха проходить сквозь землю и огонь в этой астральной проекции.
Затем начинайте искать сущностей этого места или плана. Старайтесь вступить с ними в беседу посредством голоса, слова, буквы и символа, и просите их о допуске и т.д. посредством знаков и призываний. Каждую представшую вам фигуру следует проверять и испытывать — такова ли она, какой кажется, или же это иллюзорное обличье некой силы, желающей ввести вас в обман. Может оказаться и так, что все ваше путешествие иллюзорно — что вы всего лишь блуждаете в своем окружении или среди собственных воспоминаний.
Испытывайте каждую встреченную сущность, и если та предложит вам какие-либо дары или посвящение, проверьте и испытайте ее божественными именами и силами. И ни на мгновение не забывайте о своей присяге адепта и о том, что вы должны быть верны этой клятве и собственному высшему Я, а также великому ангелу HUA, которому вы предстояли распятым на кресте страдания и которому принесли эту присягу.
«Поверь, что ты уже там, — и ты уже там». В этой старинной пословице, как и во многих из них, заключена великая мудрость.
Восхождение по планам — это духовный процесс, основанный на духовных понятиях и направленный на высшие цели. Вы должны сосредоточиться мыслями на божественном и сформировать Древо Жизни, простирающееся за пределы вашего эго вверх, в горние духовные сферы. Представьте себе, что вы стоите в Малкут. Затем, с помощью божественных имен и устремления к высшему, поднимитесь по пути Тав, ведущему к Йесод. Пусть вас не отвлекают попадающиеся на пути лучи. Двигайтесь ввысь, к божественному сиянию Кетер у вас над головой. От Йесод поднимается вверх путь Умеренности — Самех; это стрела, устремленная прямо к Тиферет — великому солнечному средоточию священной силы.
Призовите великого ангела HUA и представьте, что вы стоите распятым на кресте страдания. Тщательно провибрируйте священные имена, подобающие вашему положению, дабы проникнуть мысленным взором на высшие планы.
В ходе подобных операций адепты сталкиваются с тремя особыми препятствиями, ведущими к иллюзиям и ошибкам. Это память, воображение и физическое зрение. Чтобы оградить себя от их влияния, вибрируйте божественные имена, а также произносите буквы и титулы «странствующих владык» — планетных сил, символических представленных семью двойными буквами еврейского алфавита.
Если вас сбивают с пути воспоминания, воззовите о помощи к Сатурну, титул которого в Таро — «Великий в Ночи Времени», и мысленно начертайте перед собой белым цветом еврейскую букву Тав. Если видение изменится или исчезнет, значит, оно было ложным. Если вас обманывает воображение, используйте еврейскую букву Каф и обратитесь к силам Юпитера, именуемого «Владыкой Сил Жизни». Если иллюзия связана с ложью — с неистинной мыслью, — воззовите к силе Меркурия с помощью еврейской буквы Бет. Если причиной иллюзий стали сомнения и нерешительность, воспользуйтесь еврейской буквой Гимел, связанной с Луной. Если вы поддались соблазну удовольствия, призовите на помощь еврейскую букву Далет1.
Ни в коем случае не приступайте к подобным божественным операциям во времена, когда вы охвачены страстью, гневом или страхом. Прервите работу, если почувствуете, что вас клонит в сон. Не заставляйте себе проводить эти операции, когда не чувствуете к тому склонности. Уравновесьте Мем и Шин ваших натуры и разума, дабы Алеф ровным пламенем возносилась между ними ввысь.
Проводить подобную работу следует только самостоятельно. Никто не должен принуждать вас к ней и убеждать в ее необходимости. И вы, в свою очередь, не должны принуждать к ней и убеждать других. Вы можете лишь указать другому путь и дать необходимые наставления, но оказывать ему дальнейшую помощь вы не вправе.
Сильная личность может возбудить и повести за собой слабую, но по сути это будет всего лишь временное помрачение ума, которое не принесет пользы ни слабому, ни сильному. Предоставляйте руководство только тем, кто самостоятельно прилагает все необходимые усилия. Не помогайте нерадивым ученикам и не пытайтесь воодушевить тех, кто сам не испытывает склонности к соответствующей работе.
Впрочем, из этого правила есть исключение, вступающее в силу тогда, когда вы переходите от наших мистических занятий к повседневному наставничеству и воспитанию детей. Родители находятся в особом положении, и развивать, наставлять и защищать ребенка — их природный долг.
Но даже и в этом случае ваша обязанность — лишь защищать и вести ребенка, но не давить него, не навязывать ему свои собственные индивидуальные предпочтения в ущерб его личным целям. Зачастую человек считает самого себя идеалом истинного достоинства и стремится превратить ребенка в собственное подобие, полагая, будто это пойдет ему на пользу. Но хотя такой отец действительно может быть хорошим человеком, его форма праведности — отнюдь не универсальный образец. Есть множество других форм, не менее достойных и имеющих такое же право на существование. Чаще всего попытки навязать ребенку “правильный образ мысли” оказываются безуспешными и, более того, отвращают его от истины, которая могла бы в свое время направить его ко Благу своим особым путем.
Символы, которые вы используете для операций ясновидения, лучше всего изготовить самостоятельно. В противном случае необходимо очистить их от влияния человека, который их изготовил.
Операции высокого ясновидения следует проводить в одиночестве или в обществе людей, исключительно чистых духом и таких, которым вы полностью доверяете.
Если один и тот же процесс пытаются проводить одновременно несколько человек, возрастает опасность ошибок, поскольку в астральном свете формируется сложный символ и между участниками начинается борьба за то, кто возглавит управление потоками. Если двое работают в Усыпальнице, между ними должно поддерживаться равновесие. Так же и с тремя. В случае с двумя участниками они должны сесть по обе стороны от Пастоса или один в изголовье, а другой в ногах. В случае с тремя — они должны занять места в вершинах правильного треугольник: например, один может сесть в изголовье Пастоса, второй — по правую руку, а третий — по левую, образовав подобие Розы и Креста.
Пример
Достопочтенная Сестра V.N.R. (Мойна Мазерс), 6—5, садится за стол в церемониальном облачении и кладет перед собой карточку с цветным символом таттвы (Теджас—Акаша) — красный треугольник, обращенный вершиной вверх, с темно-фиолетовым или черным овалом в центре. Руки она кладет по сторонам от карточки; время от времени она берет карточку в руки и подносит к глазам (в правой руке она держит магический жезл огня). Сосредоточившись, она созерцает символ до тех пор, пока он не начинает зрительно увеличиваться в размерах. Наконец, символ становится огромным и заполняет все пространство перед ней. Теперь Сестра V.N.R. может войти в этот огромный огненный треугольник, за которым расстилаются горячие и сухие пески пустыни.
Сестра V.N.R. сосредоточивается на имени Элохим и произносит его с вибрацией. Становится еще жарче и светлее. Сестра V.N.R. проходит внутрь символа и оказывается посреди пустыни. Она ощущает под ногами горячий, сухой песок. Вдали виднеется пирамида. Усилием воли Сестра V.N.R. поднимается в воздух и летит по направлению к пирамиде, опускается рядом с ней, обходит ее вокруг и видит в каждой ее стороне небольшую квадратную дверцу. Сестра V.N.R. вибрирует имена: Элохим, Михаэль, Арал, Сераф, Даром, Аш.
Она пять раз топает ногой, и из-за двери появляется какая-то фигура. Сестра V.N.R. снова топает пять раз и вибрирует имя Серафиэль. Из пирамиды выходит воин, возглавляющий отряд стражников. Сестра V.N.R. просит показать его печать. Он показывает сложный символ: какую-то эмблему, окруженную четырьмя треугольниками. Возможно, это иллюзия. Сестра V.N.R. чертит перед ним букву Бет. Воин, по-видимому, испуган. Он убирает свой символ. Однако он держится учтиво, и Сестра V.N.R. спрашивает его, что это за пирамида. Воин отвечает, что здесь проводят церемонии. Сестра V.N.R. просит допустить ее внутрь и совершает знак степени 0—0. Чувствуется сопротивление. Тогда она совершает знак степени 1—10, и этого оказывается достаточно. Воин в ответ совершает знаки Адептата. Стражи опускаются на колени, и Сестра V.N.R. проходит внутрь пирамиды. Здесь очень светло, как во храме. В центре зала стоит алтарь, окруженный коленопреклоненными фигурами; за ним, в глубине зала, возвышается помост, и на нем — множество фигур. По-видимому, это стихийные духи Огня. Сестра V.N.R. визуализирует пентаграмму, помещает в центре ее знак Льва и благодарит своего проводника. Пожелав пройти пирамиду насквозь и выйти с противоположной стороны, она вновь оказывается среди песков. Затем она сосредоточивает волю на том, чтобы вернуться обратно, в свое тело. Возвращается и вновь ощущает, что она сидит за столом в зале Второго ордена.
Примечания:
1. Используйте еврейскую букву Пе и силы Марса, чтобы усмирить чувства гнева и ярости. Прибегните к еврейской букве Реш и силам Солнца, чтобы совладать с чувствами высокомерия и тщеславия. — Примеч. С.Л. Макгрегора Мазерса.
Автор С.Л. Макгрегор Мазерс
Перевод © Анна Блейз