Ритуал Света Креста Артура Эдварда Уэйта — Eric Midnight
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Ритуал Света Креста Артура Эдварда Уэйта — Eric Midnight

«Ритуал Света Креста» Артура Эдварда Уэйта


В ходе данной статьи мы приведем текст и пояснения к модифицированному Артуром Эдвардом Уэйтом в 1914 году Малого Ритуала Пентаграммы. Данное преобразование, весьма и весьма значительное, он выполнил для Ритуалов своего Братства Розового Креста. Во-первых, следует отметить, что называть его Малым Ритуалом Пентаграммы было бы уже не правомерно, поскольку начертание Пентаграмм Уэйт заменил на начертание Крестов. Посему более правомочным было бы называть эту версию Ритуалом Света Креста. Кроме того, было изменено и расположение Архангелов во время их призывания, а также и внесены и некоторые другие существенные изменения. Именно им и будет посвящена настоящая статья.


В начале XX-го века Орден Золотой Зари, целью которого было реставрирование Оккультной традиции в Англии, распался на несколько оккультно-магических организаций, в ходе беспрецедентных расколов, после ожесточенной борьбы за власть бывшего его руководителя – Самуэля Лидделла МакГрегора Мазерса, и множества весьма нелицеприятных размолвок между другими активными членами Ордена. Эти размолвки переходили и в ведение магических войн Братьев и Сестер Ордена друг против друга, и в проведение судебных разбирательств, не говоря уже о нескольких случаях, когда один член Ордена угрожал другому пистолетом в таких ситуациях, когда добропорядочные люди предпочитают договариваться друг с другом, находить компромиссы и расставаться если и не добрыми друзьями, то по крайней мере хорошими знакомыми. Конечно же, при таких условиях от Ордена Золотой Зари, чьим руководителем был МакГрегор Мазерс, не могло остаться никакой посвятительной преемственности. Однако, после смещения МакГрегора Мазерса с его руководительского поста, его место занял Артур Эдвард Уэйт, английский мистик, Посвященный в Мартинистский Орден Папюса. Принявшись за преобразование Ордена Золотой Зари, он назвал его, в конечном итоге, «Братством Розового Креста» и наделил его абсолютно новым, мистическим наполнением, очистив от магического содержания, в том смысле, в котором «магию» понимал Мазерс. Об антагонизме между этим порочным пониманием магии и Мистицизмом Уэйт пишет в статье, которая так и называется: «Мистик и маг»:


«Воскрешение, волшебство, превращения металлов, гадание по магическому кристаллу, будь они тысячу раз возможны - никогда не укажут человеку Путь к Богу, более того, пытаясь осуществить все это, можно оступиться и отпасть от Бога».


Таким образом, работая над первоначальными ритуалами Ордена Золотой Зари, Артур Эдвард Уэйт предпринял их исправление, переориентировав с пути «магического» на Мистический. Поскольку данная статья посвящена редакции Уэйта Малого Ритуала Изгоняющей Пентаграммы, то мы заметим, что в особенности в этом случае именно что Мистическое наполнение Ритуала является весьма и весьма актуальным. Малый Ритуал Изгоняющей Пентаграммы направлен на работу с четырьмя Стихиями, составляющими существо человека. По сути, если он влияет на Оператора, в таком случае он должен произвести в нем Трансмутацию Духовной Алхимии, исправив качества и свойства Стихий, исполнив их Духом Божьим. Об этом говорил, например, Григорий Оттонович Мёбес в своем «Курсе Энциклопедии Оккультизма»:


«В нравственном герметизме задаются целью переделать мусорного, несовершенного в этическом отношении человека в другое существо, не теряющее квалификации воплощенной человеческой сущности, но обладающее синтезом эволютивных свойств человеческой души.
Конечно, всякая трансмутация этого типа основана на принципе унитарных теорий по отношению к среде, служащей объектом трансмутаций.


Если мусор можно переводить в золото, то это потому, что все тела материальной природы представляют собою различного типа коагуляты единой, односоставной материи.


Если дурного человека можно переделать в совершенного, то это потому, что элементарный состав их одинаков, но порядок группировки их астральных элементов варьирует до бесконечности. В совершенном человеке в порядке то, что спутано в несовершенном».


Итак, задачей Малого Ритуала Пентаграммы, как и задачей нравственного герметизма, является приведение Четырех Стихий, посредством Квинтэссенции, то есть Духа, к гармоническому состоянию. Однако мы видим, что в Ордене Золотой Зари этот Ритуал не имел такового действа (люди, в которых Стихии имеют гармонический состав, не угрожают друг другу пистолетами, и уж конечно не насылают друг на друга полчища лярв). Не смотря на то, что Мазерс говорил о Духе, о Квинтэссенции, он вряд ли имел о ней представление. И вот, почему: Дух стяжается только молитвой. И только лишь посредством религиозности оккультизм может привести к примечательным и верным результатам. Ритуалы Ордена Золотой Зари были направлены на влияние на внешний мир. Однако каковое гармоничное влияние на внешнее может оказать человек, не являющийся внутренне гармоничным? Переработанные практики Уэйта носили Мистический характер, то есть были направлены на то, чтобы преобразовать внутреннее существо человека во время его обращения к Истинному Источнику Жизни, то есть к Единому Богу.


На самом деле, направленность на внешнее и внутреннее выражается в самой структуре Малого Ритуала Пентаграммы Мазерса и его редакции Уэйта (данный же вариант мы называем «Ритуалом Света Креста»).


В тексте «Церемонии Посвящения в Степень Неофита Братства Розового Креста» Уэйта после Каббалистического Креста, являющегося молитвой, выполненного Магистром Храма, сказано следующее:


«Вышеописанные действия он производит в основном для того, чтобы очиститься самому, - лишь после этого он будет достоин совершить очищение Храма».


После выполнения основной части Ритуала, когда в четырех сторонах света чертятся Кресты, Магистр Храма возвращается на Восток и призывает Архангелов, при этом используя атрибутацию Стихий иную, нежели в Малом Ритуале Пентаграммы Золотой Зари. А именно: на Востоке располагается Рафаэль (чье Стихийное соответствие – Воздух), на Западе – Уриэль (Стихийное соответствие – Земля), на Юге – Михаэль (Стихийное соответствие – Огонь), и на Севере – Габриэль (Стихийное соответствие – Вода). Данная атрибутация Стихий находит свое отражение в Кватернере Апостола Иоанна, описываемом Григорием Оттоновичем Мёбесом в главе «Четвертый Аркан» его «Курса Энциклопедии Оккультизма», выдержку из которой мы уже приводили чуть ранее в данной статье. Кватернер Апостола Иоанна, со всеми его атрибутациями, выглядит следующим образом:



На данном Кватернере, посредством присоединения к нему четырех качеств Стихий, наглядно отображается, каковыми качествами обладает каждая Стихия: Воздух влажный и теплый, Вода холодная и влажная, Земля холодная и сухая, Огонь сухой и теплый. Этот же Кватернер, соответственно, является более подходящей схемой для проведения Операций Духовной Алхимии, благодаря расположению в нем Стихий, по сравнению с расположением Стихий согласно Кватернеру Иезекииля, так же приводимому Г.О.М., более подходящему для работы внешней, а не внутренней. «Этот т.наз. Кватернер Иезекииля весьма важен своими применениями в операциях призыва (прямое движение по кругу) и заклинания (обратное движение по кругу)», - приводит пояснения Г.О.М.


В Кватернере Иезекииля Вода атрибутирована к Западу, а Земля – к Северу. Он выглядит следующим образом, и соответствует атрибутации Стихий (то есть, Архангелов, которым они соответствуют), согласно версии Малому Ритуалу Пентаграммы Мазерса:





В Малом Ритуале Пентаграммы Золотой Зари маг произносит: «Передо мной Рафаэль, позади меня Габриэль, справа Михаэль, слева Уриэль», таким образом объявляя, что он желает произвести воздействие на окружающую его астральную среду. И тем не менее, наилучшей защитой от любых астральных паразитов и духов злобы поднебесной является внутренняя крепость человека, то есть Архангелы, стоящие у Престола Божьего, что пребывает в сердце человека. Безусловно, это вовсе не отрицает дальнейшего воздействия на астральный агент, существующий вовне, но первоочередной является задача внутренней защиты, сохранения внутреннего разумения, внутреннее просвещение Адепта Света. И уже только потом он сможет адекватно влиять на окружающий его мир.


Вместе с тем, Ритуал Света Креста Уэйта, обладая Мистической направленностью, позволяет весьма осознанно работать над приведением в гармоничное состояние Четырех Стихий, представленных начертанными Крестами в четырех сторонах света, и освящением их Духовным Светом. Поскольку подразумевает под собой оперативное воздействие на Четыре Стихии и Элементалей, пребывающих в них.


Тем не менее, относительно расположения Архангелов в Ритуале Света Креста Уэйта, нам следует заметить, что это расположение является наиболее правомерным, поскольку оно соответствует расположению Архангелов в древнееврейской молитве «Криат Шма», читаемой перед молитвой «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль…»), когда иудей отправляется ко сну. На данную молитву опирался МакГрегор Мазерс при составлении Малого Ритуала Пентаграммы, но при этом не учел сего весьма важного момента. Речь идет непосредственно о следующих заключительных словах из «Шма Исраэль»:


«Во Имя Господа (Тетраграмматон) Бога Израиля, справа от меня Михаэль, и слева от меня Габриэль, и передо мной Уриэль, и позади меня Рафаэль, и над моей головой - Шхина Бога».


Во-первых, следует отметить, что Уэйт полностью повторил структуру молитвы, поскольку в конце призывания Архангелов в его тексте Ритуала Света Креста говорятся слова «Надо мною пребывает Святая Шхина, Слава Божья в Храме Его», чего нет у МакГрегора Мазерса, в тексте Малого Ритуала Пентаграммы которого сказано: «Вокруг меня пылают Пентаграммы, в колонне Света Шестиконечной Звезды». Это отличие является весьма примечательным. Кроме того, относительно расположения Архангелов. Следует отметить единственный нюанс относительно расположения Архангелов в «Откровении Иоанна Богослова», коие соответствует их расположению в Ритуале Света Креста Артура Эдварда Уэйта, и в приведенной выдержке из молитвы «Криат Шма». В первом случае Рафаэль (коиему соответствует Стихия Воздуха) пребывает на Востоке, а Уриэль (коиему соответствует Стихия Земли) пребывает на Западе. Во втором случае Архангел Рафаэль пребывает на Западе, а Архангел Уриэль – на Востоке. Отметим, что, во-первых, такое отличие может быть вызвано отличием смыслов, коии несут в себе данные Священные тексты. Важно отметить, что молитва «Криат Шма» принадлежит Иудейской традиции, а «Откровение Иоанна Богослова» - к традиции Христианской. Посему и вкладываемые смыслы не могут не быть отличны друг от друга. В то время, как иудеи не признали Христа, и до сих пор ожидают Пришествия Мессии, для Христиан Мессия уже явился в образе Иисуса Христа. Если в молитве иудейской речь может идти о Боге Отце, то в христианском тексте Священного Писания – непосредственно о Боге Сыне, так как и здесь, и так, описывается расположение Священных Животных вокруг Престола Божьего. То, что Артур Эдвард Уэйт воспользовался именно расположением Священных Животных вокруг Престола Божьего из «Откровения» Иоанна Богослова, обладает определенным Ритуальным значением. Таким образом человек, выполняющий Ритуал, пребывает перед Престолом Бога-Отца, представляя собой Монаду, стремящуюся к Реинтеграции в Иисуса Христа, дабы стать Совершенным Исполнителем Воли Божьей. В контексте Мистической наполняющей Ритуал Света Креста Уэйта сие расположение более, чем уместно, к тому же уместно так же и именно что привязанность данного расположения Архангелов к Христианской традиции, а не к Иудейской, поскольку «Братство Розового Креста» Уэйта акцентировало свое внимание на Христианском Мистицизме. Тем не менее, повторим это вновь, структура слов относительно расположения Архангелов из «Криат Шма» осталась нетронутой, поскольку Уэйт использовал слова «Надо мною пребывает Святая Шхина».


Следует отметить и приверженность Артура Эдварда Уэйта к Мартинистской Традиции, в коией на Алтарь ставятся две свечи, причем левая свеча является определяющей для присутствия во время Теургической или Мистической Операции Архангела Габриэля, а правая свеча – для присутствия Архангела Михаэля. Конечно же, таковой атрибутации было бы сложно следовать, если использовать во время Операций Малого Ритуала Пентаграммы МакГрегора Мазерса, так как Архангел Габриэль располагается у него на Западе, а не на Севере.


Данная атрибутация также и более уместна в отношении групповой Работы в Храме, в коием одна Колонна располагается на Севере, а другая – на Юге. Противопоставление здесь Севера (Габриэль) и Юга (Михаэль) действительно способно образовать деятельный Бинер, способный к порождению Тернера. Противопоставление Огня и Воды является в смысле порождения и произведения определенных энергий более приемлемым и имеющим смысл, нежели противопоставление Земли и Огня, поскольку Земля является средством перехода к новому Йуд в Тетраграмматоне, она обладает одним из качеств Стихии Огня, качеством второстепенным: сухость. В то время, как Йуд и Хей являются абсолютными антагонистами, и именно их антагонизм приводит в действие весь Тетраграмматон.


Помимо сего, приведем еще примеры расположения Архангела Михаэля справа от Престола Божьего (на Юге), а Архангела Габриэля – слева (на Севере). Таковое же соответствие мы видим в Таргуме Книги Иова (25:2):


«Михаэль пребывает по правую руку Его, предстательствуя над огнем; Габриэль пребывает по левую руку Его, предстательствуя над водой; и священные существа сии смешивают огонь и воду; и Владычеством, и Страхом Его, утверждают они мир на Небесах Небес».


Вообще же, не смотря на различные нюансы, данное расположение является традиционным для Иудаизма. То же самое расположение Архангелов у Престола Божьего мы находим и в «Сефер hа-Баhир». А именно:


«<…> Михаэль, князь по правую руку Бога, есть вода и град, в то время как Габриэль, князь по левую руку Бога, - это огонь. Оба они примиряются в князе мира.

Таково значение стиха "Он творит мир на высотах Своих"».


Не смотря на то, что в данном случае рабби Нехуниа, коиему предположительно принадлежит авторство «Сефер hа-Баhир», опирается на тот самый стих из Таргума Книги Иова (25:2), он сохраняет в своем истолковании расположение Архангелов Михаэля и Габриэля у Престола Божьего, но Архангелу Михаэлю атрибутирует Стихию Воды, а Архангелу Габриэлю – Огонь. Тем не менее, «Сефер hа-Баhир» является весьма оригинальным истолкованием текстов Иудейского Священного Писания, коиему действительно присущи некоторые Мистические озарения, несколько выходящие за рамки абсолютно точного и неотступного следования содержанию изначальных текстов. Нам нужно принять во внимание данный момент.


В деисусном чине (в коием на иконе изображается Господь наш Иисус Христос в центре, а по правую и левую руки его изображаются Богоматерь и Иоанн Креститель, или Апостолы, или же, относительно Ангельского деисуса, Михаил и Гавриил),  также Архангел Гавариил располагается слева от Христа, а Архангел Михаил – справа от Христа. То есть, данное расположение свойственно и Христианской традиции, как православной, так и католической.


Вообще же, нам следовало бы так же обратиться и к самому «Откровению» Иоанна Богослова и «Книге пророка Иезекииля», в соответствии с расположением Четырех Священных Животных вокруг Престола Божьего, в которых и были названы два приведенных выше Кватернера.


«Книга пророка Иезекииля» является текстом Священного Писания, написанным во время Вавилонского плена, когда народ Израильский оказался в чужой стране с чуждыми для него обычаями. Священнослужителю Иезекиилю было явлено видение Колесницы, на коией восседал Бог в образе человеческом, и коия окружена была четырьмя животными, у каждого из них при этом было по четыре лица: лицо человека, льва, тельца и орла. После же сего видения Бог велел Иезекиилю проповедовать народу Израильскому, дабы отвращающиеся от Бога обратились, и оставили свои беззакония, а праведники, если собьются с пути, были вновь наставлены на путь истинный, и не пали. Помимо сего, в «Книге пророка Иезекииля» присутствует и пророчество о Новом Иерусалиме. То есть, уже и сам смысл «Книги пророка Иезекииля» как бы говорит нам о внешней направленности Кватернера Иезекииля, поскольку речь идет о проповеди и об обращении, причем только обращенные будут достойны войти в Новый Иерусалим.


В то же время, в «Откровении» Иоанна Богослова так же говорится о процессе созидания, через очищение, Нового, Святого Иерусалима Небесного. Это есть прекрасная метафизическая аллегория не только Макрокосмического, но так же и Микрокосмического Преображения, Восстановления, в коием не обойтись без очищения от всего непригодного. Сие есть метафизическая аллегория, в том числе, водворения в сердце человеческом Царствия Божьего, коие не приходит приметным образом, согласно Евангелию. Итак, Ритуал Света Креста Уэйта опирается именно на Кватернер Апостола Иоанна. И, помимо сего, примечательны заключительные слова, которые произносятся в нем после призвания Архангелов: «Надо мною – Святая Шхина, Слава Божья в Храме Его». В то время, как в тексте Малого Ритуала Пентаграммы версии Мазерса говорится: «Вокруг меня пылают Пентаграммы, в колонне Света Шестиконечной Звезды». Это отличие является весьма примечательным.


Гексаграмма является, с одной стороны, символом единения Бога и человека, символом Природы (в Мартинистском Пантакле), а также и в принципе символом всей проявленной Вселенной, а Пентаграмма, распространенная на четыре стороны света, может служить как бы «проекцией» Пентаграммы (символа человека на астральном плане) Оператора, четырехкратно обращенной вовне. То есть, это обеспечивает возможность влияния Оператора на внешний мир, при том, что внутри себя он обладает тем Центром, который связывает его человеческую волю с Волей Божьей, как и должно быть при Теургических Ритуалах. Таковое условие выполнимо только при нахождении этого внутреннего Центра; оно выполнимо лишь тогда, когда, действительно, в Храме Божьем, что обретается в сердце человека, Бог восседает на Своем Престоле, и человек, чувствуя Волю Его, направляет соответствующим образом и свою волю, выражаемую через Кресты, начертанные в четырех сторонах света. Шхина есть Присутствие Божье, а без Присутствия Божьего невозможно почувствовать и Волю Его.


Помимо сего, следует заострить свое внимание на том момент, что Магистр Храма в Ритуале Света Креста Уэйта не чертит в четырех сторонах света Пентаграмму, но чертит Крест. Это также является весьма примечательным моментом, поскольку, по сути, Четыре Одухотворенные Стихии являются различными Проявлениями Шхины Бога, а значит в данном Ритуале Уэйта мы действительно работаем над тем, чтобы снискать Царствие Божие внутри себя, над тем, чтобы внутренний Храм наш озарился Шхиной, Присутствием Божьим. Отметим, что расположение Шхины над головой человека, проводящего Ритуале Света Креста Уэйта, может быть сравнимо с нимбом, коий не только в Христианской, но и в Зороастрийской традиции выражает Свет Славы Божьей, с коией и соотносится Шхина.


По сути, Крест также является определенного рода Пентаграммой, но Дух в нем выражен в Точке, что пребывает в центре Креста, в то время как в Пентаграмме обычного вида Дух означивается на самой ее вершине. Отметим, что при исполнении Ритуала Света Креста Артура Эдварда Уэйта начертание Крестов, при желании, можно заменить начертанием Пентаграмм.


Для тех, кто желает серьезно подойти к данному вопросу, весьма рекомендуется проводить Ритуал Света Креста согласно версии Артура Эдварда Уэйта в ходе «Высшей Церемонии Пентаграммы» (автор: Бр. B.’. H.’.), представленной на сайте Teurgia.Org, а также с учетом статьи Доктора Папюса «Эзотеризм "Отче наш"» и другой статьи, которая называется «Теургические операции: молитва "Отче наш"» (автор: Бр. B.’. H.’.). Кроме того, весьма рекомендуется сравнить данную работу, а также, возможно, совместить ее с Теургической Операцией «Возведение Внутреннего Храма» из «Антологий Теургических Операций Розы+Креста Востока» Деметриуса Полихрониса.


Далее же мы приводим непосредственно Малый Ритуал Изгоняющей Пентаграммы согласно Артуру Эдварду Уэйту:

Большим, указательным и средним пальцем правой руки Магистр Храма  запечатлевает свое чело и произносит:)


Атэ (Ateh). (Запечатлевает грудь и произносит:)

Малхут (Malkhut). (Запечатлевает правое плечо и произносит:)

Ве Г’вура (Ve G’burah). (Запечатлевает левое плечо и произносит:)

У Г’дула (U G’dulah). (Соединяет ладони перед грудью и произносит:)

Лей Олам. Аминь. (Le Olahm. Amen.) (Вышеописанные действия он производит в основном для того, чтобы очиститься самому, - лишь после этого он будет достоин совершить очищение Храма. При этом он должен быть обращен лицом к востоку. Все присутствующие также стоят лицом к востоку.)



Магистр Храма чертит на востоке большой равносторонний крест с помощью Жезла, и произносит, медленно и отчетливо, Священное Имя: Йуд, Хей, Вав, Хей.


Переходит к югу, держа Жезл поднятым перед собой. Чертит Крест на юге, и произносит Священное Имя: Адонаи (ADNI).


Таким же образом переходит к западу, совершает те же действия и произносит Священное Имя: Эhйе (EH-YEH).


Таким же образом переходит к северу, совершает те же действия и произносит Священное Имя: АГЛА (AGLA).


Таким же образом возвращается на восток, в итоге обойдя весь Храм. Так проводится очищение Храма, а также и призвание Присутствия Божьего в мир проявленный. Так совершается очищение Храма. Все присутствующие в ходе очищения поворачиваются лицом в ту же сторону, что и Магистр Храма. На данном этапе все они смотрят на восток. Магистр Храма простирает руки так, как если бы он был прикован к Кресту:


Передо мной Рафаэль.
Позади меня Уриэль.
Справа от меня Михаэль.
Слева от меня Габриэль.
Надо мною – Святая Шхина, Слава Божья в Храме Его.


Это Ангельская Формула, воздвигающая священные холмы вокруг Иерусалима, коим здесь является Храм, и преображающая сам Храм в цепь священных холмов вокруг его собственного внутреннего Иерусалима. В завершение Магистр Храма, как и в начале, читает Запечатлевающую Молитву, коя означает затворение врат наружных и внутренних от образов зла. Каждый из присутствующих членов Братства должен присоединиться к этой священной работе, повторяя мысленно слова, чтобы эффект так же был оказан и на него.
Магистр Храма возвращается к своему Престолу и обращается лицом на Запад. Офицеры и члены Братства занимаются свое обычное положение.

© Eric Midnight для Teurgia.Org, 2011 год


Back to Top