Принципы Теургии, или Высшей Магии, свиток №XXVII — Levavi Oculos (П.У. Баллок)
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Принципы Теургии, или Высшей Магии, свиток №XXVII — Levavi Oculos (П.У. Баллок)

СВИТОК №XXVII


ПРИНЦИПЫ ТЕУРГИИ, ИЛИ ВЫСШЕЙ МАГИИ


Достопочтенный Брат Levavi Oculos (П.У. Баллок)


Из-за склонности к умолчаниям и иносказаниям, отличающей многих авторов оккультных сочинений, ясные и четкие представления о методах священной Науки окутались покровом загадочности и утратили свою очевидность. Быть может, моим собратьям, вступающим во Второй Орден, принесет пользу нижеследующее изложение ряда идей, которые желательно понимать и учитывать всякому, кто берется за изучение оккультных предметов.


С чисто рассудочной точки зрения многие из этих духовных наставлений могут показаться всего лишь пустыми причудами. Чтобы понять и, тем более, применить их на практике, необходимо до некоторой степени усвоить истинный смысл символики и учения Внешнего Ордена.


В полной мере оценить и использовать представленную здесь систему может лишь тот, кто признает и принимает определенные принципы, лежащие в основе всех оккультных операций и связанных с ними практик.


Все эти принципы логически вытекают из одного положения, а именно — постулата о Единении всего сущего в Боге. Этот принцип созвучен наиблагороднейшим инстинктам Души — «мы Им живем и движемся и существуем»1.


Эта божественная основа Вселенной вездесуща. Она наделяет всю Природу сознанием в различных формах: ни об одной частице нельзя сказать, что божественности в ней меньше, нежели в какой-либо другой, но формы проявления божественного начала различны в творения различных типов. Платон называл это основополагающее божественное начало «единым», а проявленную природу — «другим»: Божество — архетипично, Природа — анархична. «Между Светом и Тьмою вибрируют семь цветов»2.


Эти «цвета» возникают в связи со смешениями стихий в различных пропорциях, порождающими разнообразие форм. Мир Йецира, в котором совершается их формирование, состоит из шести сефирот Микропрозопа.
Йецира — это Астральный Свет, среда, в которой действуют Эфиры Стихий под управлением планет. Выражение «Эфиры Стихий» я использую для того, чтобы передать смысл герметического представления о «стихиях». Стихии древних — Огонь, Вода, Воздух и Земля — это не сами физические стихии, а составляющие их основу тонкие Эфиры, без которых проявление плотных стихий было бы невозможным. Так объясняется символика убранства Алтаря.


Каждый объект, сформированный природой в мирах Йецира и Асия, заключен в собственную сферу и поэтому индивидуализирован. Из этих неосязаемых магнетических сфер развивается форма — статичная сила. Каждый индивид или сущность, будь то камень, планета или человек, принимает форму, соответствующую его природе, то есть выражающую архетип его сферы. Это и есть процесс развития. Все сущности пребывают в Anima Mundi, непосредственно или опосредованно, в зависимости от их носителя. В высших природных царствах сложность возрастает, достигая вершины в человеке, как сказано: «О человек, ты — благородный плод!»3.


Единство Божественного начала, «придавшего выпуклую форму Небесам»4 и составляющего основу всей проявленной вселенной, — необходимая предпосылка в учении о Макрокосме и Микрокосме — Великом и Малом Мирах. Всякая часть причастна природе Целого, и посему всякое существо есть Микрокосм, или Малый Мир, в котором, согласно определенным правилам, отражается Великий Мир, Макрокосм. Отражение подразумевает инверсию, поэтому сказано: «Кетер пребывает в Малкут, Малкут же пребывает в Кетер, но иным образом».


Венцом проявленной жизни в оккультизме считается Человек, обретший духовное совершенство. Духовное совершенство есть результат развертывания, тогда как физическое — результат свертывания.


Как только завершается нисхождение в Малкут (ибо второй Адам сперва должен сойти в нее и родиться от нее), тотчас же начинается обратное восхождение: «разлив, идущий на убыль»5, сменяется развертыванием изнутри, в ходе которого инстинкты объединения, сотрудничества и общности расширяют сферу интересов человека, распределяют его сознание по более обширному полю и наносят смертельный удар эгоистической жизни.


Всякая мысль в процессе своего развития обретает форму; стихийные духи сращиваются с такими формами и тем самым придают им подобие самостоятельной жизни. Внутренняя сила всякой мысли пропорциональна силе породившего ее волевого акта.


Большинство людей в большей или меньшей степени подчиняются собственным порождениям, вследствие этого приобретая тот или иной темперамент, или характер. Таким образом, каждый человек есть совокупность собственных творений плюс некое Х, неведомое и непостижимое; но по мере того, как прибывает сила этих творений, сила X уменьшается, почему и сказано: «Не преумножай свою Судьбу!»6.


После смерти материального тела Душа вступает в область собственной Йециры. Если при жизни она не научилась активно работать с собственной астральной природой, то ничем не сдерживаемая фантазия развоплощенного существования будет порождать различные состояния — добрые или злые, но неизменно властвующие над своим творцом. Этот посмертный опыт считается иллюзорным, поэтому задача оккультиста — приобрести власть над своей астральной природой, как можно более интенсивно трудясь на творческом плане — в своем мире Брия. Ибо не следует забывать, что Творец и Разрушитель суть одно, а посему истинное достоинство Души сохраняется лишь в союзе с ее собственной божественной вершиной — в состоянии, требующем более или менее совершенной отрешенности.


Оккультизм следует изучать не для того, чтобы стать праведным, а для того, чтобы стать мудрым. Методы, которым вас обучают, помогают уравновешивать духовную природу и способствуют духовному развитию.


Следствие духовного развития — расширение Сознания и распространение его на область божественных и сверхчеловеческих явлений и, соответственно, сужение «Инстинктивного Сознания» животных аппетитов и желаний.


Методы, применяемые в традиции Золотой Зари, суть методы божественной Теургии.


Теургия — это наука общения с планетными Духами, с силами, составляющими Иерархию Бытия, и с «Богами Света». Практика ее требует соблюдения двух условий. Первое — абсолютная чистота и приверженность Истине. Второе — твердое знание соответствий между силами Макрокосма и Микрокосма и понимание механизмов взаимодействия между ними.


Обычный способ оккультного развития можно описать как постепенное отступление внутрь: сначала в мир Йецира, а затем и далее. Мир Формирования, который на данном этапе следует пересечь ученику, — это Йецира Асии, поэтому работать здесь приходится главным образом со стихийными и планетными силами.


Человек, будучи наиболее развитым из всех Микрокосмов Макрокосма, объединяет в своем составе все силы Великого Мира, частицей которого он является; поэтому с ним связаны все сущности Макрокосма, а он, в свою очередь, связан с каждой из них. Вселенная — это своего рода огромный организм, все части которого взаимодействуют в силу обоюдного сродства. Взаимное сродство между частями усиливается по мере приближения к прообразу и ослабляется по мере удаления от него.


Теургические операции совершаются на основе гармоничных сочетаний между силами звука, цвета, числа и формы, при полном сосредоточении внимания на плане той силы, которую обозначает используемая сигнатура.


Числа от 1 до 10 составляют совершенный ряд, охватывающий всю полноту бытия. Это первозданные энергии — корни всех сил и форм. Оккультная практика, развившаяся на основе десятичного счисления, покоится на математическом фундаменте и потому совершенно точна, ибо математика — наука точная. Число 3 есть первое проявление энергии, число 10 — возвращение к Единству, или начало нового ряда. Поэтому проявленные формы имеют семеричную структуру, которой подчиняются также звуки и цвета.


В силу своей божественности теург повелевает сущностями и явлениями низшей природы; но прежде, нежели он обретет эту божественность, необходимо провести некоторые операции, побуждающие его Сознание к отождествлению с божественным началом.


Правило гласит: «К Божественным и Сверхчеловеческим сущностям — взывай; тех, кто ниже тебя, — заклинай». Право повелевать распространяется на все большее число сущностей по мере дальнейшего прогресса.


В обыденной жизни, желая получить сведения о некой дальней стране, вы либо расспрашиваете о ней тех, кто там уже побывал, либо отправляетесь туда сами. Так же и с теургическими операциями: можно либо призвать подобие интересующего вас объекта, либо отправиться в соответствующую область при помощи проекции.


Следует тщательно изучать и принимать в расчет тесную связь между формами и стихийными силами. «Просто поверь, что ты там, — и ты уже там», — гласит древняя герметическая аксиома, и к этому можно добавить — «неважно, осознаёшь ты это или нет». Адепт осознаёт!


Попытки представить себе людей или предметы, виденные прежде, суть не что иное, как призывание подобия. Если настойчиво упражняться в этом, то со временем развивается способность к формированию таких подобий, не окрашенных особенностями личного восприятия. Реальная местность, предмет или существо служит в данном случае идеалом и архетипом, по образцу которого формируется мысленное подобие и к которому последнее будет естественным образом тяготеть, если ему не препятствуют предубеждения в сфере вашего разума.


В ходе церемонии начертание круга (который, как вам говорилось, есть ключ ко всему остальному) есть формирование магического вихря. Вы окружаете сферу разума оградой, за которую не сможет проникнуть ни одно постороннее впечатление, — и тем самым обеспечиваете совершенную спонтанность. Как вам говорилось, Мистический Обход символизирует восхождение Света.


Если вдуматься, то станет очевидно, что всякая творческая и активная мысль (в отличие от пассивных медиумических реакций) должна заключать в себе собственное дополнение и завершение — то есть интуитивное прозрение. Подобно тому, как электрический ток, протекающий по одному проводу, возбуждает в параллельном проводе обратное течение, так и венец мышления — интуитивное прозрение — становится дополнением к центробежному импульсу интеллектуальной энергии. Ввиду привычки к поверхностному мышлению многие упускают из виду этот факт и не осознают всей полноты своих возможностей; но уже одно то, что Призывание влечет за собой отклик, свидетельствует о более высоком уровне психической чувствительности, нежели принято полагать.


Мысли, выраженные тем или иным образом — посредством речи или символа, — обладают гораздо большей силой, чем те, что остаются невыраженными. Выражая мысль, мы освящаем свою Волю. «Разум Отца посеял символы в душе»7 — а живительное воображение открывает нам этим символы.


Силы — это сущности, а всякую сущность можно выразить посредством формулы или сигнатуры. Сигилы оккультных сил применяются для теургических операций по той причине, что любой символ, хотя бы внешне подобный этим силам, напрямую связан с ними.


Воля — великий вершитель всей Оккультной Работы; она властвует над нервной системой безраздельно. Воля способна удержать мимолетное видение среди вероломных волн Астрального Света; но, как было сказано, нельзя идти Путем Стрелы, не постигнув прежде силы Лука.


Операции с яркими цветами помогает признать разнообразие всего сущего и стимулирует умственную восприимчивость того рода, которая пробуждается посредством воображения, или работы с образами.


Картина, на которой взору цивилизованного человека предстает прекрасно изображенный предмет, дикарю покажется беспорядочной мешаниной мазков. Точно так же и человек, чьи мысли замкнуты в сфере его личной жизни, не постигает того, что доступно расширенному восприятию гражданина Вселенной.


Препятствие, стоящее на пути излучения Мысли и привязывающее ее телу, — эгоизм. И это — научный факт, как бы мы к нему ни относились. Эгоизм, простирающийся далее потребностей тела, — сущая пошлость.


Дорога к Summum Bonum пролегает через Самопожертвование — принесение низшего в жертву высшему, ибо за нашим Высшим Я сокрыт лик Ветхого Деньми — Сущности, объединяющей в себе все Богочеловечество.


Эти истины постигаются Душой: одна только песнь Души слышна в Святилище безмолвия, вспоенного Богом.


Сила объединения, или общности, велика даже в мирских делах, — но возрастает многократно, когда связующие узы рождаются в сокровеннейших недрах Бытия.


Вступая во Второй Орден, вы попадаете в сферу психодуховной силы, которая возникла много веков назад, набрала собственный импульс развития и ныне простирает на всех принадлежащих к ней свой защитный покров. Ученик-одиночка лишен такой защиты. История и само существование этой тайной организации суть памятник усилиям, которые вложили в нее Прародители нынешнего ордена Золотой Зари — носители наиблагороднейшего духа, кои трудились на благо божественной науки, еще пребывая на Земле. Наследие, которое они нам оставили, есть нечто большее, нежели свод практических знаний — при всем несомненном величии последних. Ибо сила, исходящая от наших могучих предков, осеняет нас по сей день, и сами тени их побуждают нас к дальнейшей усердной работе.

 


Примечания:

1. Деян. 17:28. — Примеч. перев.
2. Из реплики Верховного Адепта в Церемонии 5—6. — Примеч. перев.
3. Искаженная цитата из «Халдейских оракулов»: «О Человек дерзновенный, ты — благородный плод!» (The Chaldean Oracles of Zoroaster, §94). — Примеч. перев.
4. The Chaldean Oracles of Zoroaster, §120. — Примеч. перев.
5. Из Реплики Иерея в церемонии 4—7. — Примеч. перев.
6. The Chaldean Oracles of Zoroaster, §153. — Примеч. перев.
7. Ibid., §80. — Примеч. перев.

 

Автор П.У. Баллок

Перевод © Анна Блейз


Back to Top