Алхимия, свиток №VII — У.У. Уэсткотт

СВИТОК №VII


АЛХИМИЯ


Достопочтеннейший Брат S.A. (У.У. Уэсткотт)


Химия, современная наука, исследующая состав материальных веществ, происходит напрямую от средневекового и древнего искусства Хеми. Слог al — это арабский определенный артикль, подобный древнееврейскому hа- или английскому the, так что в целом алхимия — это Высшая Химия, изучающая сущностную природу Элементов, металлов и минералов; тогда как современная химия довольствуется служением утилитарным и коммерческим целям.


Впервые слово «алхимия» встречается, насколько нам известно, в трудах Юлия Фирмика Матерна, астронома, жившего во времена императора Константина1. Фирмик пишет, что «рожденный во время, когда Луна находилась в обители Сатурна, будет искусен в алхимии». Таким образом, он был не только астрономом, но и астрологом; но какую же обитель Сатурна он имеет в виду? Дневную (Водолей) или ночную (Козерог)? Или он, подобно некоторым современным астрологам, приписывает одну из них, а именно Водолея, Урану2?


В Парижской государственной библиотеке хранится древнейший из всех известных нам алхимических трактатов — труд Зосимы Панополитанского, написанный по-гречески около 400 года н.э. и озаглавленный «Божественное искусство изготовления золота и серебра»3. Следующий по времени создания из дошедших до нас алхимических трактатов также написан по-гречески, Энеем из Газы4, около 480 года н.э.


Средневековые авторы часто называют алхимию «герметическим искусством», намекая на ее происхождение от египетского Гермеса Трисмегиста, доисторического полубога или вдохновенного свыше учителя, которого мы почитаем как создателя «Изумрудной скрижали». Один древнегреческий автор утверждает, что герметические тайны были сокрыты в усыпальнице Гермеса и хранились там до прихода Александра Македонского, который, желая овладеть этими тайнами, повелел открыть гробницу. В ней были найдены книги, смысл которых, однако, мудрецы Александра постичь не смогли. Многие частицы мудрости человеческой стали недоступны пониманию в ходе истории.


После того, как в Александрии была уничтожена свобода мысли, наука стала почти исключительно достоянием арабов, и те далеко продвинулись по пути новых открытий; однако некоторые христианские монахи в монастырском уединении также постигали древнюю мудрость, и среди них были знаменитые алхимики и маги, иные из которых, сверх того, возвысились и в лоне церкви, став приходскими священниками, аббатами и даже епископами. Те, кто наиболее преуспел, писали меньше прочих, а потому остались нам неизвестны.


Об алхимии написано бессчетное множество книг самого разного толка — хорошие, плохие и среднего достоинства, глубокие и поверхностные, мудрые и глупые; писали их и добрые люди, и великие ученые, и простофили, и негодяи. Все потому, что алхимия как наука существует на нескольких планах, и на каждом из них есть истинные ее приверженцы, преуспевшие в постижении ее тайн, и точно так же есть мошенники и шарлатаны, интересовавшиеся алхимией лишь самого низкого свойства.


Некоторые современные исследователи писали об алхимии мудро, некоторые — не слишком, но основная ошибка современных авторов — это впадение в крайности. Одни заявляют, что алхимия — это сплошное заблуждение, другие — что алхимия и химия — одно и то же; третьи же, которые ныне пребывают в большинстве, — что алхимия есть религия.


Я твердо убежден, что сторонники всех трех этих мнений отчасти неправы. Позвольте мне изложить свое представление, близкое к срединному пути.


Алхимическая наука всегда существовала, изучалась и преподавалась на четырех планах.


В мире Асия это древняя оккультная химия, химия Адептов, в которой знания о веществах дополнялись магическим искусством и Силой Воли, способной воздействовать на «душу вещей», то есть на их астральные аналоги. В сфере этой науки трансмутация — физический факт и реальная возможность. Одни с успехом добивались ее, другие лишь выдавали желаемое за действительное, но существуют трактаты, правдиво описывающие этот процесс.


В мире Йецира это сверхчувственная алхимия — способность созидать живых существ. Ее практиковали, но преподавали и описывали редко.


В мире Брия это умственная алхимия — созидание великих произведений искусства, вдохновенных музыкальных сочинений, картин и статуй. Ее практиковали, но вплоть до нашего времени не преподавали и не описывали.


В наивысшем же из миров, Ацилут, это духовная алхимия, на практике известная лишь немногим Магам, сокрытым от мира; однако некоторые философы, преданные истине и добру, писали о ней, выражая свои взгляды на происхождение и судьбу человека (его отпадение от Бога и возможное возвращение к Нему) на языке Материального плана во избежание гонений и смерти от рук служителей церкви.


Выдавая себя за простых химиков, они спасались от обвинения в инакомыслии, а отсутствие химического оборудования помогало им спастись от вымогательств и пыток, которым часто подвергались алхимики.


Что касается материальной алхимии, упомянутой первой в этом списке, то лишь немногие ее мастера признались в том, что достигли успеха, и большинство из них поплатились жизнью за это признание. Даже в наши дни преуспеть в трансмутации и открыто заявить об этом — значит обречь себя на невыносимую жизнь, полную опасностей. Я всецело убежден, что трансмутация неблагородных металлов в золото и серебро возможна и что провести ее удавалось многим, но помимо химических способов для этого необходимы Сила Воли и власть над «Душой Природы» и «душой вещей», обрести которую можно лишь через соблюдение чистоты и овладение знаниями и способностями Адептов.


Истинный алхимик сделает все, чтобы утаить свои достижения от мира, — но если все же решится обнародовать их, то в результате почти наверняка утратит силу. Его эликсиры и порошки, действовавшие еще вчера, сегодня окажутся бесполезны — ибо Исида не благоволит тому, кто оскверняет девственную чистоту Ее святилища. Обретение мирской власти и славы — неважно, как цель или как побочный результат, — сведет на нет все достижения в практической магической работе; тот же, кто работает с оглядкой на плотские соблазны, житейскую гордыню и дьявольское честолюбие, не преуспеет и подавно.


Никто не смеет изучать алхимию в надежде обогатиться. Никто не смеет изучать оккультизм ради удовлетворения своих страстей — это непростительный грех. А посему можно сказать, что даже материальная алхимия — это искусство высокое и благородное, ибо успех в нем свидетельствует о чистоте, мастерстве и духовной силе; тот же, кто занимается только химией, может преуспеть в своей ограниченной области независимо от склада характера и сколь бы ни было запятнано его «я», — ему достаточно лишь силы разума.


Прошу извинить меня за это отступление, однако алхимии действительно присуща нравственная и духовная сторона (хотя мне кажется, что моя дорогая подруга Анна Кингсфорд5 заблуждалась, утверждая, что религиозное и нравственное начало присутствует в каждом без исключения алхимическом процессе). Алхимик побуждал ученика постигать и превыше всего ценить три сокровища:


Красный Эликсир, преображающий неблагородные металлы в золото;
Белый Эликсир, преображающий неблагородные металлы в серебро;
Эликсир Жизни, применяемый к существам растительной и животной природы, дабы жизнь их стала более насыщенной, продолжительной и богатой возможностями.


Следует также стремиться к здоровью и продлению жизни, ибо искусство требует долгих трудов; и мне представляется, что первый и второй эликсиры ценились не столько за собственные их свойства, сколько потому, что они являлись ступенями, ведущими к созданию Эликсира Жизни, а тот, в свою очередь, продлевал жизнь и расширял возможности Адепта, помогая ему приблизиться к возвышенной духовной цели быстрее, нежели это возможно для обычного человека, который проживает множество кратких жизней, чередующихся с периодами бездействия. Очевидно, что долгая жизнь по достижении «Внутреннего Адептата» полезнее, нежели ранняя смерть, за которой следует долгий период отдохновения, а после — младенчества и детства. Для истинного искателя тайного знания, стремящегося обучать других людей — ныне наставлять отдельных индивидов, а в жизнях более высокого порядка, быть может, и руководить целыми народами, — непрерывность опыта представляет несомненное преимущество!


Духовное развитие, ставящее своей целью освободиться от привязанности к людям и Земле, не есть наивысшая форма подобия Будде или же Просветления, говорят восточные мудрецы. Превыше ее — Будда сострадания, отвергший духовные радости, дабы помогать тем, кто все еще пресмыкается на земле и близ нее.


Посему я верую в троих вождей Розы и Креста, чьи годы трудов земных исчисляются сотнями; имена и возрасты их, быть может, аллегоричны и символичны, но служат выражением истины, гласящей, что продвижение по пути адептата привязывает некие великие Души к труженикам земным, и что такова достойная цель устремлений для каждого, кто вступает в Усыпальницу и зрит символический образ Учителя C.R.


Если спросят, почему в алхимических книгах так много говорится о трансмутации неблагородных металлов в серебро и золото, я отвечу, что эти этапы, лишь предшествующие созданию Эликсира Жизни, естественным образом получали больше внимания и с ними экспериментировало больше исследователей, нежели с третьим, наивысшим этапом, почти совершенно сокрытым от профанов.


В дополнение к этому я должен сказать, что многие так называемые алхимические трактаты, по моему мнению, в действительности написаны с позиций химии, каковой она являлась в соответствующую эпоху, и описывают химические эксперименты, проводившиеся в поисках секрета трансмутации неблагородных металлов в золото, авторами же этих книг были обычные химики, не интересовавшиеся истинным Золотом, не удостаивавшиеся духовных прозрений и, естественно, не добившиеся никакой трансмутации.


Но вернемся к физической химии и алхимии на плане Асия6. Согласно герметическому учению, вся Материя едина по своей природе и представляет собою низшую ступень падения духа, наиболее пассивный аспект Lux.


Дух — Материя
Активное — Пассивное
Двигатель — Движимое


Из единого родились две противоположности; отсюда — три первоначала и четыре элемента, существующие на всех планах материи; единое основание их — hyle7 древнегреческих философов. Из Однородного родилось разнообразие. Возникло и стало развиваться Разнородное. Под действием сефирот на плане Асия многообразие распространялось, и с течением времени появлялись новые формы и сочетания. Путем постепенного уплотнения и связывания атомов основные элементы, изучаемые современной химией, — металлы и металлоиды, галогены и неметаллы — обрели определенность и постоянство состава. Их молекулярная структура закрепилась, и ныне они пребывают в Кали-юге, эпохе, чрезвычайно отдаленной от времени их возникновения. Теперь ни один известный нам материальный процесс не может разрушить структуру химических элементов в их современном понимании. Однако я утверждаю, что Адепту по-прежнему под силу преобразовывать и разлагать их. Более того, даже современная наука со временем научится дезинтегрировать эти так называемые элементы. Однако современная наука слишком гордится своим прогрессом и в тщеславии своем требует безоговорочной веры в свой авторитет. Сегодня она пытается заглушить голос человека, который завтра продемонстрирует ее заблуждения со всей наглядностью. Наука лишь немногим менее фанатична, чем временами бывала религия.


Итак, с течением времени образовались, структурировались и закрепились металлы и прочие химические элементы. Под действием медленных природных процессов, тепла и света, электричества, конденсации и давления металлы росли в жилах каменной толщи. Несомненно, внезапные катастрофы тоже играли свою роль: быть может, некоторые металлы могли возникнуть лишь в судорогах, сотрясавших Природу, а не путем постепенного развития.


Быть может Золото, обнаруживаемое в природном и чистом виде, в каком встречаются лишь немногие металлы, появилось на свет благодаря молниям и землетрясениям. Под действием огромного давления и температуры могло сформироваться новое, не существовавшее прежде сочетание. Золото примечательно своей тяжестью и особой плотностью. Подобное вещество — чистое, однородное и массивное — скорее всего должно было возникнуть именно так: под большим давлением и при высокой температуре.


Алхимики утверждали, что металлы, ныне именуемые элементами, в действительности таковыми не являются, — что это не простейшие субстанции. Для алхимика «элементами» были состояния — состояния и процессы. Согласно учению алхимии, всякий металл — например, свинец, — состоит из Корня Металлов и некоторых других веществ — сульфуров (сер). От природы и количества этих сер зависят род металла. Неблагородный, обычный, грубый металл легко поддается изменениям — необходимо лишь последовательно очищать его от входящих в него сер. Таким способом можно последовательно получить все металлы — вплоть до последней трансмутации, дающей Золото. Я верю, что эта теория истинна и осуществима на практике при условии одновременного астрального воздействия на физическую основу. Но если таким способом можно получать Золото, qui bono? Что в этом хорошего? Стоит только изготовить Золото таким образом, как бы «из ничего», — и оно тотчас утратит ценность. Лишь редкость делает Золото таким ценным, что на него можно покупать хлеб и предметы роскоши. Если бы его можно было создавать по желанию, оно ценилось бы не выше простого сора.


Что же до алхимика, который, будучи Адептом, преуспеет и совершит трансмутацию, то склад его личности будет таков, что богатства и слава не станут для него соблазном. Также ему будет известно, что деньги, потраченные на тех, кто не способен сам себе помочь, будут расточены впустую, и что прогресс индивида, народа и человечества в целом зависит не от того, сколько они подают нищим, а от их воли и духовных усилий.


Что же касается искушения получить путем трансмутации лишь немного золота — например, только чтобы помочь своему другу или соседу или обеспечить себя какими-то честно заслуженными благами, — то это, на мой взгляд, сущая глупость, в случая успеха способная обернуться во зло.


Много ли найдется среди нас таких, кто не желал бы подобного воздаяния за свои усилия?


Много ли во всем мире найдется людей, не желающих этого? И многие ли богачи тратят ежедневно на себя лишь необходимую сумму и не более, а остальное отдают соседу, другу, достойному человеку? Вы скажете: «О нет, я же посвященный, я буду поступать по-другому»? Поверьте мне, друг мой: чем больше возможностей у человека, тем выше ответственность. Я не стану осуждать ни вас, ни других подобных людей, но в сердце своем я благодарю Господа за то, что не владею ныне силой трансмутации. Господь ведает — как ведаю и я — сколь легко оступиться!


Впрочем, я снова отвлекся на духовные вопросы, отступив от основной цели этих заметок — рассмотрения некоторых материальных, физических аспектов алхимии. И все же, прежде чем обратиться к последним, я позволю себе привести две цитаты: одна из них, в прозе, излагает последовательность процессов алхимического делания, а вторая, представляющая собой стихотворный перевод с французского, описывает алхимическое делание на языке аллегории и мифа. В первой из этих цитат присутствует множество астрологических терминов, астрология же неразрывно связана с алхимией. Вторая — прекрасна своей поэтичностью и щедро вознаградит того, кто постарается ее осмыслить.


Первая цитата такова:


«Великое Делание должно начаться при Солнце в Ночной обители Сатурна; Чернота появится через сорок дней, когда Солнце будет в Дневной обители Сатурна; в Ночной обители Юпитера Чернота становится глубже, а по достижении Овна совершается сепарация. Лунная Белизна возникает при Солнце в Раке — обители Луны. Красота возникает в Дневной обители Красного металла — Меди, Венеры, то есть в Весах; далее следует Скорпион, а в Стрельце, Дневной обители Юпитера, Делание завершается».


Это хороший пример аллегорического описания, имеющего несомненную физическую основу и относящегося к Душе вещей — событиям, смене времен года и процессам на астральном плане эволюции.


Вторая цитата гласит:


I
За золотыми вратами
Сада, открытого мудрым,
Созерцая фонтан семиструйный,
Дракон Гесперид возлежит.
Подобно Ветвям негасимым
Во сне прозорливца святого,
Подобно Асийским церквам,
Взмывают прекрасные струи;
Должен трижды те дивные струи
Крылатый Дракон осушить —
И чешуи его разойдутся,
И разломится надвое Сердце.
Устремится наружу теченье,
Изольется божественный образ;
И тогда, коль пребудут с тобою
Солнце с Кинфией8 рядом в то время, —
Завладеешь волшебным Ключом.


II
В рощах Мудрости, там, где простерлись
Тени сосен, суровых и черных,
Близ таинственной кельи Гермеса,
Три прекрасных цветка расцвели:
Благовонная, с алым отливом,
Лепестки развернула Фиалка,
Млечно-белая дева-Лилея
И пурпурный цветок Любви.
Солнце Красное верно укажет,
Где Фиалка Сапфирная блещет,
Орошаема теми ручьями,
Что к ее колыбели струятся
От незримой реки золотой.
Лишь Фиалку сорви, не касаясь
Амаранта и нежной Лилеи, —
Берегись их покой потревожить,
Но заботою их окружи.


III
Точно первые проблески Солнца,
Розовеют в хрустальном пруду,
Блещут алмазными глазками,
Играют рыбы без счета.
Смело забрасывай невод,
Забрасывай сеть золотую, —
Среди пузырьков воздушных
Поймаешь блестящую рыбку.


IV
В горах древнейших на свете,
Вознесших вершины к Солнцу,
Струятся бессмертные реки
Вниз по сияющим руслам,
Те русла — из чистого злата,
Истоки несметных сокровищ —
Услады земных царей.
Но дальше, дальше стремится
За моря и дальние земли,
Тот, кто ищет Древние Горы,
Где сияет Чудесный Камень*.


* В «Мифогерметическом словаре»9 утверждается, что «Фонтан в Саду» есть «Ртуть Мудрецов», которая происходит из различных источников, поскольку является «Первоначалом» семи металлов и формируется под влиянием семи планет, хотя в строгом смысле Отцом ее является только Солнце, а Матерью — Луна. Дракон, трижды осушающий источник, есть путрефакция, побеждающая материю и названная так вследствие присущего ей черного цвета. Дракон этот сбрасывает свою чешую, или кожу, когда Черный цвет сменяется Серым. Алхимик преуспеет лишь при условии, что ему будут помогать Солнце и Луна. Регулируя Огонь, он должен отбелить Серый цвет и довести его до Лунной Белизны, а затем добиться красноты Солнца — последней стадии. Под «рыбами» подразумеваются пузыри, образующиеся в разогретом тигле. «Прудом» нередко именуется сосуд, реторта, колба, перегонный куб.


Вам уже известны две символические схемы соответствий между металлами и сефирот. Каждая схема по-своему обоснованна, и обе они помогают выявлять возможные союзы и алхимические реакции между металлами. Я добавлю к ним собственную схему, на которой обозначены соответствия между десятью сефирот и десятью более легкими, неметаллическими элементами, признающимися современной химией.

 

Алхимия и Каббала
[Подписи по порядку движения сверху вниз: Водород – Кислород – Азот – Фтор – Хлор – Углерод – Бром – Йод – Фосфор – Сера.]


Бина — Азот, встречающийся только в газообразной форме, совершенно инертный, не поддерживающий ни жизнь, ни горение.
Фтор — газ, очень активный, почти не воспринимаемый органами чувств.
Хлор — едкий газ желтого, как золото, цвета.
Бром — тяжелая и плотная жидкость красного цвета.
Йод подобен красной меди и двуполой латуни.
Углерод — Тиферет, самый примечательный из неметаллов: он соединяется со множеством других элементов, образуя бесчисленные сочетания, и служит основой для всех растительных и животных субстанций.
Фосфор и Сера, соответствующие Йесод и Малкут, — твердые вещества, завершающие шкалу.


Эти аналогии весьма интересны и подлежат дальнейшему развитию. Не исключено также, что в дополнение к схемам Золотой Зари можно использовать еще одну, в которой металлы в соответствии с сефирот будут располагаться в химическом порядке, по степени своей чистоты и приближения к hyle — «первоматерии». Сефирот — это последовательные эманации, каждая следующая из которых располагается ниже, чем предыдущая, то есть ближе к материальному плану. И в мире Асия могут существовать подобные шкалы металлов, металлоидов и прочих веществ, построенные таким же образом. В таком случае, согласно алхимической теории поэтапного очищения, на каждом следующем этапе металл, с которым ведется работа, будет естественным образом трансмутироваться в следующий по порядку в этой шкале: свинец — в медь, медь — в серебро, серебро — в золото, а золото — в Эликсир Жизни, золото жизни Растительных и Животных форм.


По учению алхимии, все металлы состоят из Философской Ртути и Серы, которая закрепляет Ртуть, то есть делает ее твердой.


Философская Ртуть — не то же самое, что ртуть в обычном понимании этого слова. Это обычную ртуть — серебристую жидкость — алхимики называли «Водой Серебра», полагая, что она образуется из Серебра при «низкотемпературном плавлении», а также «Протеем» — из-за многообразия принимаемых ею форм. Обнаружив, что Золото — чрезвычайно тяжелое вещество, алхимики экспериментировали главным образом с другими металлами, обладающими большим удельным весом, — со свинцом, ртутью (в обычном понимании этого слова) и медью, полагая, что от Золота их отделяет меньше ступеней трансмутации: чем тяжелее металл, тем легче полностью очистить его.  К примеру, они утверждали, что Свинец по весу очень близок к Золоту, а следовательно, состоит почти целиком из Философской Ртути и Золота. Если подобрать вещество, которое при воздействии на Свинец выжжет из него все, кроме Философской Ртути, а затем закрепить эту Ртуть с помощью Серы, то в результате получится Золото.


Соотношение между удельными весами различных металлов таково:


Золото — 19
Ртуть — 14
Свинец — 11
Серебро — 10
Медь — 9
Железо и олово — 7
Сурьма — 6
Мышьяк — 5


Многие из «элементов», называвшихся так со второй половины XVIII века, к настоящему времени удалось расщепить, — к примеру, в 1807 году Дэви10 продемонстрировал, что поташ и сода в действительности представляют собой природные соединения.


Алхимики признают три основных способа получения Золота.


Первый — сепарация, ибо Золото содержится во многих минералах.


Второй — матурация (созревание), последовательность процессов, призванных облагородить, очистить и выпарить Ртуть, преобразовать ее в более тяжелое вещество, а в конечном итоге — собственно в Золото. Философская Ртуть здесь представляется соединением Золота с неким другим веществом; с помощью Огня и путем добавления подходящего реагента, вызывающего взрыв, примесь надлежит выжечь, и в результате должно остаться чистое Золото.


Третий — путем переплавки неблагородных металлов с частицей Философского Камня достигается совершенная трансмутация: все нечистые примеси выжигаются, и проявляется Корень Металлов в виде Золота.


В качестве примера алхимического рассуждения можно привести следующую цитату: «Если взять 19 унций Свинца и переплавить его с надлежащим Веществом, то 8 унций при этом рассеется и останется 11 унций, и этот остаток не может быть ничем иным, кроме чистого Золота, поскольку Золото и Свинец соотносятся как 19:11. Если же избрать постепенный путь и вначале свести 19 к 14, то в результате получится Ртуть, но далее процесс можно продолжить и довести массу до 11 унций, и этот остаток будет таким же чистым Золотом, как и в процессе, протекавшем без промежуточного этапа».


С другой стороны, алхимики утверждали, что «Камень Философов есть благороднейшее огненное вещество, закрепленное и сгущенное, кое, будучи добавлено к расплавленному металлу, соединяется как бы посредством магнетической силы со Ртутным телом металла, оживляет его и очищает от всех примесей, так что в итоге остается расплавленная масса чистого Солнца».


Но, как уже было сказано выше, мне представляется бессмысленным тратить время на чисто химические эксперименты. Для проведения алхимических процессов необходима одновременная работа и на физическом плане, и на астральном. Если вы не овладели искусством Адептов в достаточной степени, чтобы воздействовать на вещество не только теплом и влажностью, но и Силой Воли, не только электричеством, но и жизненной силой, — никаких удовлетворительных результатов вы не добьетесь.
Насколько мне известно, сила, необходимая для трансмутации, может прийти к Адепту наряду с другими магическими достижениями — labor omnia vincit11. Никакое посвящение в степень не наделяет ею Адепта автоматически; время от времени ее самостоятельно открывают для себя отдельные исследователи; о том же, как обрести ее, говорится немного и уклончиво. Она может снизойти на любого из вас — и это магическое событие может свершиться, когда вы меньше всего ожидаете чего-то подобного!


Примечания:

1. Фирмик Матерн  (IV в. н.э.) — древнеримский автор, чье сочинение «Матесис» является наиболее подробным учебником по астрологической науке древних. — Примеч. редакции.
2. Нелепое предположение, поскольку Уран был открыт лишь в 1781 году, и Фирмик Матерн (ум. после 360 г. н.э.) не мог даже подозревать о его существовании. — Примеч. перев.
3. Зосима Панополитанский (ок. 350 — ок. 400 н.э.) — греческий натурфилософ, естествоиспытатель и алхимик. — Примеч. редакции.
4. Эней из Газы (ок. 450 — после 518 н.э.) — греческий философ-неоплатоник, автор трактата «Теофраст, или О бессмертии души и воскресении тел». — Примеч. перев.
5. Кингсфорд (Kingsford), Анна (1846—1888) — английская оккультистка и суфражистка, с 1883 г. — президент Лондонской ложи Теософского общества. В 1884 г. порвала с Теософским обществом и основала собственное оккультное братство — Герметическое общество, ставившее своей целью изучение восточной и западной мифологии и интерпретацию священных текстов. — Примеч. перев.
6. Отметим интересное и никем не опровергнутое упоминание о случае, когда в некую золотую раму ударила молния, вследствие чего золото обесцветилось, а на обесцвеченных пятнах обнаружились следы Серы. Что можно сказать об этом происшествии? Либо Сера содержалась в Золоте, в соответствии с утверждением древней алхимии, гласящим, что изначально всякое Золото было Серой; либо же Сера содержалась в Молнии, каковая, по данным современном Науки, представляет собой электричество и не может содержать никакой серы. Однако в других веществах, не содержавших Серы, после удара молнией Сера не появляется. — Примеч. У.У. Уэсткотта.
7. Здесь: первоматерия. — Примеч. перев.
8. Кинфия — в древнегреческой мифологии один из эпитетов лунной богини Артемиды; здесь — именование Луны. — Примеч. перев.
9. Dom Antoine-Joseph Pernety, Dictionnaire Mytho-Hermétique, Paris, 1787. — Примеч. перев.
10. Дэви (Davy), Гемфри (1778—1829) — английский химик, физик и изобретатель. — Примеч. перев.
11. «Труд преодолевает всё» (лат.). — Примеч. перев.

 

Автор У.У. Уэсткотт

Перевод © Анна Блейз
Оформление и редактура Teurgia.Org


Back to Top