Введение в теорию магии Герметического Ордена Золотой Зари — Eric Midnight
Происхождение системы магии
Герметического Ордена Золотой Зари
Психоанализ и магия
Магия и Кроули
Психоанализ и магия
Исторически так сложилось, что система магии Золотой Зари была обнародована поклонником психоанализа — Израэлем Регарди. Он посчитал уместным не просто изложить систему как она есть, но приправить текст своим видением. И согласно этому видению, психоанализ — вот чем должна быть увенчана система магии Ордена Золотой Зари. Но на самом деле психоанализ имеет к магии такое же отношение, как наркотики: никакого. А попытка употребления что того, что другого, лишь уводит незадачливого путника еще дальше в Лес Заблуждений.
Если кто-то пытается включить психоанализ в свои оккультные рассуждения и магическую практику, это значит, что он пытается заткнуть пустоты в своем мировоззрении, возникшие из-за отсутствия знаний классической западной философии, органичной для западной магической традиции. Притянутые за уши «архетипы» психоанализа даже не соотносятся ни с одним из элементов западной магической традиции, так о каком увенчивании магической системы ЗЗ психоанализом может идти речь? Они попросту из разных миров.
«Архетипы»? У адептов западной традиции уже есть свои: это семь планет, к которым привязаны все явления природы и ранги человеческого общества. Они четкие, понятные, на них держится целостная Великая Цепь Существ.
Психологические проблемы? Их корни обнаруживаются в натальной карте, где вновь они представлены положением Семи Древних Планет и их взаимодействием.
Толкование сновидений? Вот ведь незадача, это древнее искусство, описанное еще в Ветхом Завете. Одно из лучших руководство по толкованию сновидений было написано Артемидором Далдианским еще во II веке. Нет, это не просто перечисление образов и что они означают. «Онейрокритика» Артемидора Далдианского ценна в первую очередь изложением тонких принципов толкования образов, а они весьма изощренные, под стать причудливой природе астрального плана.
Психоанализ — такой «бастард», которого не признают ни наука о тонком мире, ни наука материалистическая. Если кто-то занимается психоанализом, пусть не называет это занятием магией, поскольку это абсолютно разные виды деятельности.
Резонно задаться вопросом: «Но разве не будет полезным сначала разобраться со своими внутренними проблемами, и только после этого приступать к практике магических искусств, подразумевающих взаимодействие с большим миром?» Безусловно. Но, во-первых, психоанализ не считается эффективной методикой и среди специалистов по налаживанию ментального здоровья. (Они предпочитают иное направление — когнитивно-поведенческую терапию). Во-вторых же, «исцеление души» — это очень сложный и комплексный процесс, который как раз и является одной из целей магического искусства. То есть она достигается во время занятий магией, а не чем-то еще помимо них, потому что магия якобы не может этого дать.
Сердце магической традиции — это эволютивный вектор, устремление, желание достичь сначала индивидуальной, а затем и Всеобщей Реинтеграции. Английская оккультная школа в своем Внешнем Ордене не делает на этом акцент, раскрывая ее в полной мере во Внутреннем Ордене. А Французская оккультная школа буквально выдает ее в лоб любому читателю. Но не имеет значения, на каком этапе и как вам об этом говорят: истинное исцеление человеческой души является целью этих магических систем. Все, что может сделать психоанализ в этой ситуации, это постучаться в дверь, сказать «Простите, я зайду? Просто посижу в уголочке». И Английская оккультная школа вместе с Французской ответят: «Хорошо, но только очень тихо, как будто тебя и нет». Это единственное возможное между ними взаимодействие. Нужно больше читать философских трудов магов, чтобы не образовывалось в мировоззрении таких дыр, которые затем отчаянно придется затыкать не имеющими к магии вещами, вроде психоанализа или чего угодно нового, что уже появляется или будет появляться после него, весьма поверхностного и запутанного, но имеющего очень претенциозный и напыщенный вид. Претенциозность и запутанность создает видимость чего-то якобы очень великого и оригинального. Из современных наглядных примеров: тщеславные гуру, политики-популисты, инфоцыгане и прочие пикаперы пользуются такими приемами. И бывают авторы сочинений о якобы магии, пользующиеся такими приемами: они намеренно напускают тумана над запутанной пустотой. Это описание, кстати, относится и к материалам Алистера Кроули, о котором будет следующий раздел предисловия.
Магия и Кроули
Еще исторически сложилось так, что некоторое время Израэль Регарди обучался у Алистера Кроули, и ни одна его книга не обходится без упоминания этого имени. Регарди пишет, что Кроули обнародовал куски из системы магии Ордена Золотой Зари, рассчитывая, что читатели станут обращаться за полными версиями непосредственно к нему, и таким образом будут расти как его собственный авторитет, так и авторитет организации, которую он, по его собственным утверждениям, якобы перехватил у Теодора Ройсса.
Регарди говорит, что читатель теперь может ознакомиться с оригинальной системой Золотой Зари, и самостоятельно решить, какие наработки Кроули он хочет использовать, а какие нет. Но наработки Кроули, при их разборе, оказываются плагиатом с искажениями, которые не имеют никакого отношения к цели обретения бессмертия, и, напротив, заводят лишь все дальше в Лес Заблуждений,говоря образным языком Луи Клода де Сен-Мартена. Кстати, именно концепция желания мартинистов была искажена Алистером Кроули и подана как идея об «истинной воле». Так зачем же пользоваться плагиатом и искажениями, если можно воспользоваться оригинальной концепцией, являющейся центральной для западной оккультной традиции?
Кто-то может поспорить: почему же плагиатом является использование идей, которые уже были до тебя? Ведь это может быть развитием, ну или искажением. Но плагиатом является заимствование чужих идей без указания на источник. Кроули же никаких источников никогда не указывает. При том, что в целом его «наработки» являются всего лишь искаженной системой французской оккультной школы. Но нигде он не упоминает ни Мартинеса де Паскуалли, ни Луи Клода де Сен-Мартена, ни Станисласа де Гуайту. Их как будто бы не существует в мире, где живет Кроули, но почему-то его книги составлены сплошь из искаженных идей этих авторов. Есть два французских автора, к которым у Кроули особое отношение: это Элифас Леви и Папюс. С первым Кроули поступил просто: слишком уж много идей этого автора он захотел позаимствовать и исказить, потому назвался реинкарнацией Элифаса Леви. (Это не шутка, он так и сделал.) Имя Элифаса Леви упоминается среди имен «святых» так называемой «гностической» церкви Кроули (как имя Кроули в предыдущем воплощении), а также среди мудрецов прошлого приводится и имя Папюса (Жерара Анкосса), поскольку тот, преследуя в первую очередь цели популяризации оккультной науки и воюя против материализма, действовал на широкую ногу. Папюс подписал мессу Кроули, который на тот момент возглавлял английское отделение ОТО Теодора Ройсса, в то время все еще безобидного кружка, участники которого в угоду фрейдистской моде старались разглядеть в колоннах храма фаллосы, но никаких практик в связи с этим не планировали. Папюс в целом охотно шел на контакты, но затем их не поддерживал, как, например, в случае с Герметическим Орденом Золотой Зари, храм которого посетил лишь однажды ради посвящения в первую степень — Неофита. Да и в целом по английски Папюс читал не очень хорошо, или как часто говорят французы даже сейчас, когда отвечают на вопрос «Говорите ли вы по английски?» — «К сожалению, да». Поэтому с высокой степенью вероятности, как это часто бывало в карьере Папюса, этот документ он подписал не читая его содержимое.
Можно понять, почему Кроули стал популярен. Он не тратил времени и сил на философские размышления и серьезную магическую практику. Он просто сплагиатил чужие труды и «хайпанул» (еще до того, как это стало мейнстримом) на общественных табу: сексе и наркотиках. В его время театрализованное представление с женщиной, чья грудь обнажена, и сексуальной образностью, было явлением немного эксцентричным (хотя и не новым), поэтому привлекало внимание. Что же до наркотиков: они несовместимы с практической магией, поскольку подменяют реальный астральный опыт галлюцинациями.
Кроули сплагиатил не только концепции у французских оккультистов. Он сплагиатил и кое-что еще: манеру подачи. Кто читал «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, наверняка замечал что-то такое знакомое в «Книге Лжей» Алистера Кроули. И это похожее — использование парадоксов, играющих с разумом читателя. Однако если у Оскара Уайльда парадоксы — это игра, это остроумный прием, вводящий собеседника в когнитивный диссонанс, чтобы он мог по-новому посмотреть на уже привычные вещи, Кроули пользуется парадоксом, выдавая его за философские истины, буквально создавая новую религию. И эта новая религия — уже вовсе не свобода мышления, это деспотичный набор догм и ее лидер, которому единственному можно комментировать «пророчество», которое, кстати, даже не он изрек, а его жена.
Что уж там, идею «телемы» он тоже стащил — у Франсуа Рабле, из «Гаргантюа и Пантагрюэля», то ли плохо разобравшись в ней, то ли решив, что «и так сойдет». Ведь «Телемское аббатство», девизом которого была та самая фраза «Делай, что хочешь», это антиутопия в самой утопии. А возможно Кроули посмеивался, выбирая эту идею, отчетливо понимая, что принцип «Телемского аббатства» в итоге делает всех одинаковыми, лишая свободы. Так, у Кроули «богом» признан мужской половой орган. А «наконец обретенной свободой» для женщины названа возможность этому «богу» поклоняться и ублажать любого носителя этого «бога», если носитель захочет. При этом у каждого человека, мужчины и женщины, в религии Кроули имеется «истинная воля», ведь «каждый мужчина и каждая женщина — звезда». В итоге эта «истинная воля» у «звезд» оказывается почему-то очень одинаковой: беспорядочный секс и прием наркотиков. Какая поистине «яркая индивидуальность» у «истинной воли» этих звезд! Не совсем понятно, что здесь «познавать», если у всех телемитов одна на всех одинаковая «истинная воля».
Перечислив все эти заимствования и откровенный плагиат, мы задаемся вопросом: какое вообще отношение Кроули имеет к своей религиозной (да, не магической, а религиозной) системе, если концепции он сплагиатил, систему посвящений он заимствовал, “пророчество” не он напророчил, и Орден он тоже утащил? Ну, он в целом просто утащил то и сё там и сям, и затем просто утащенное подпортил, чтобы разрешить себе и своим последователям употреблять наркотики, заниматься беспорядочным сексом и называть это магией. А нет, простите за неточность, «магикой». Ведь Кроули решил выделиться на общем фоне и назвать свою религиозную систему «магикой» (мол, это более старинная форма написания слова). И «магикой» Кроули называет буквально любое действие, совершенное «оператором» по своей воле. Любое, включая набор текста на компьютере. Закономерно, что такое искаженное и невероятно упрощенное представление о магической практике, в которой все сводится просто к волевому акту, приводит к абсолютной деградации «оператора» с точки зрения магического развития. Зачем проводить магические церемонии, если человек не видит разницы между ними и простым волевым актом, будь то приготовление ужина, участие в интернет-дискуссии? Если «магикой» не является разве что нечто невольно сотворенное, вроде отрыжки, то зачем заморачиваться на целую магическую церемонию? Нет ничего удивительного, если человек, придерживающийся такого взгляда, начинает называть «магическим искусством» психоанализ. Закономерным исходом становится уход в разбор своих «психологических травм» с «демонами» как их олицетворением. И это полное безумие, сопряженное с полным уходом еще и в солипсизм, который тем более не совместим с магией, поскольку для занятий магическим искусством необходимо реально существующее мироздание, с реальными законами, которые поддаются отслеживанию и систематизации.
Проблемой вообще является то, что система Кроули религиозна, она подразумевает поклонение, и при том, как было указано выше - поклонение мужскому половому органу. Поклонение — удел религии, а не магии. Если бы Кроули хотя бы рекомендовал этот половой орган заклинать или как-то подчинять его — технически это еще можно было бы назвать магией. Но маги не подчиняются, маги подчиняют. Закономерным результатом для телемитов является последовательное погружение в идололатрию, когда вместо заклинания духов (телемиты в особенности тяготеют к демоническим существам) им начинают поклоняться. И в этом заключается абсолютная деградация для человеческого существа. Созданный трансцендентным Богом по Своему образу и подобию, чтобы быть Его наместником на земле, человек подчиняется духам, которыми должен был править.
Что касается практических наработок Кроули как мага, здесь исчерпывающим будет отметить всего несколько моментов, и тогда читатель сам сможет решить, насколько эти «оригинальные изобретения» действительно нужны.
Во-первых, все в этих «наработках» крутится вокруг фаллоса, и это трудно вообще назвать магией, скорее телемизм можно определить как «жречество фаллоса» или «фаллическое жречество». Как уже было сказано ранее, телемитская «истинная воля» — это просто воля фаллоса, причем для представителей обоих полов: фаллосу поклоняются как мужчины, так и женщины. (В угоду моде на фрейдизм времен Кроули.) Все остальное — лишь туманные софизмы, зачем-то скрывающие этот простой вывод.
Кстати, из-за невежества относительно механизма зачатия, Кроули, одурманенный нарциссическими мыслями о прекрасном фаллосе, составляет церемонию освящения талисманов, включающий момент мужской мастурбации и извержения семени на талисман. В то время многие были уверены в том, что для производства потомства лишь мужское семя играет существенную роль, в то время как женщина является всего лишь «печкой», температурный режим которой позволяет развиться сперматозоиду в человека. Да, многие были уверены, но не составители системы магии Ордена Золотой Зари, ведь в их технике освящения талисманов маг символически является сразу и мужчиной, и женщиной, и талисман считается освященным лишь после его символического «рождения». Женщине же у Кроули отводится роль не творца, а лишь «алтаря» или, в лучшем случае, помощника. Система Кроули, в самом деле, не менее мизогинна, чем большинство представлений его времени.
Помимо фаллического нарциссизма в своем самостоятельном магическом творчестве Кроули обозначил поедание фекалий как одно из возвышеннейших магических таинств. Это почти вершина его системы сокровенных магических инструкций. Этап в шаге от вершины. А на вершине фаллический нарциссизм и предпочтение фекалий менструальной крови соединяются. (В самом деле, все эти вещи не имеют никакого отношения к истинной магии, но являются главными темами «магики» ОТО Кроули).
И, наконец, чтобы сделать вывод о ценности (или ее отсутствии) «оригинальных магических разработок» Кроули, следует знать, что этот автор, посвятивший свою жизнь гедонизму, был не способен обеспечить соответствующий своей «истинной воле» уровень жизни: он промотал богатое состояние своих родителей, умер бездомным и без гроша. После смерти в его кошельке нашли лишь квадрат Абрамелина для обретения богатства. Он так желал богатства и продолжения казалось бы бесконечного кутежа, но выдуманная им «магика» привела его к нищете и одиночеству.
Sapienti sat, и потому оставим разбор ошибок и популярных заблуждений, и перейдем к более полезным для составления представлений о магии темам.
© Eric Midnight, 2024 год.