Краткая история Пентаграммы — Eric Midnight
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Краткая история Пентаграммы — Eric Midnight

 Краткая история Пентаграммы

 

Пентаграмма является древнейшим символом, и ее первые изображения относятся учеными археологами примерно к 3500 году до н.э.. Нарисованные на глине, они было найдены на раскопках древнего города Урука. В Вавилоне Пентаграмма не только несла в себе глубокий символизм, но также обладала оберегающими свойствами, и использовалась торговцами для предотвращения кражи и порчи товаров. Настолько велико было распространение данного символа. Кроме того, по мнению ученых, в Вавилоне Пентаграмма символизировала "власть правителя, распространенную на четыре стороны света".

 

В еврейской культуре Пентаграмма ассоциировалась с Торой ("Пятикнижием").

У Древних Греков Пентаграмма носила название Пентальфы, что означает дословно "пять альфа", и могла быть изображена в виде пяти переплетенных букв Альфа. В Пифагорейском обществе Пентаграмма использовалась в качестве отличительного знака принадлежности их обществу, а также служила символом пяти лет молчания в качестве испытания для каждого вступающего. Кроме того, Пентаграмма у Пифагорейцев изображала пять взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира). Для того, чтобы отобразить эту доктрину, в углах Пентаграммы расставлялись пять букв:

* ύ — ύδωρ, (верхний правый угол) символизирующая воду;
* Γ — Γαια, (нижний левый угол) символизирующая землю;
* ί — ίδέα, (самая верхняя точка) символизирующая идею, или дух по другой версии — ίερόν (храм);
* έ — έιλή, (нижний правый угол) символизирующая огонь;
* ά — άήρ, (верхний левый угол) символизирующая воздух.

У Христиан Пентаграмма имеет глубокое отношение к Иисусу Христу в память о его пяти ранах, полученных при распятии (на лбу от тернового венка, и в руках и ногах от гвоздей). Однако, в частности символом преображения Иисуса Христа служит перевернутая Пентаграмма, что мы можем видеть на нижеприведенной православной иконе:

 

Тем не менее, существует довольно поверхностное мнение, будто перевернутый символ Пентаграммы представляет собой символ зла, и заблуждение это исходит из интерпретации Антона Лавея, перенятой из "Учения и Ритуала Высшей Магии" Элифаса Леви, где тот вписал в перевернутую Пентаграмму голову козла Мэндеса, очевидно, имея ввиду не то, что затем понял этот незадачливый интерпретатор. Между тем, нам кажется занимательным тот факт, что с легкой руки основателя течения сатанизма многие люди приобрели негативное отношение к символу Преображения Христа. Однако, возможно, если мы обратимся к символу Розы-Креста, то мы заметим, что внутри Розы, которая представляет своими пятью лепестками Пентаграмму одним концом вверх, содержится другая Пентаграмма, перевернутая, или, возможно, даже расщепленный сверху надвое Крест. То есть, таким образом, мы получаем, что Пентаграмма одним концом вверх образуется перевернутой внутренней Пентаграммой. Также стоит заметить, что Малый Лик на Древе Сефирот образуется шесть Сефирот: Хесед-Гебура-Тиферет-Нетцах-Ход-Иесод, что есть Пентаграмма с Тиферет-центром, Тиферет же отождествляется с Иисусом Христом, то есть, таким образом, от перевернутой Пентаграммы, образованной этими пятью сефирот, мы попадаем в центр. Также стоит заметить, что любая Пентаграмма содержит в себе Пятиугольник, повернутый одним концом вниз. Что также интересно заметить, Римская цифра V обращена двумя концами вверх, и одним концом вниз. Число же X, которое повторяет по своей форме Крест, можно выразить как 5+5 (две Пентаграммы). По Иероглифической Монаде Джона Ди мы также можем вспомнить про Римское число L, 50, и вспомнить о том, что две L образуют Крест. Еще один интересный момент заключается в изображении Римского числа IV, то есть 5-1=4, что можно отнести к связи Пентаграммы и Креста.

Именно перевернутая Пентаграмма стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего Христианство государственной религий, и который был после причислен к лику Святых.

 

О связи Пентаграммы и Иисуса Христа стоит также сказать, что за восемь лет Венера в своей траектории описывает правильный Пентакль, а число восемь символически связано с Иисусом Христом. И здесь нам также могут проясниться слова Элифаса Леви о Пентаграмме в связи с Венерой: "Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя." Кроме того, он называет Пентаграмму "Словом, творящим плоть". Однако, если некто чертит сверху Пентаграмму, то для него она будет перевернутой, в то время как в отражении она окажется одним концом вверх. Более того, в изображении Роберта Фладда Древо Сефирот само по себе является перевернутым относительно нас, то есть оно уходит корнями вверх, а кроной смотрит вниз. Здесь также стоило бы заметить насчет черномагических высказываний по поводу того, что необходимо наращивать как крону, так и корни, то, что корни как раз относятся к Духовному, а не к материальному, и связь нужно укреплять в первую очередь с Божественным, а не с материальным, чтобы "дерево" не упало и не надломилось. И от того, каковы корни, будет зависеть и благополучие кроны.

http://www.amaluxherbal.com/images/Books/Fludd%20Sephirothic%20Tree%20web.jpg

Первыми символ Пентаграммы одной вершиной вверх в качестве символа торжества Духа над материальным миром стали использовать гностики в своих талисманах.

В Средние Века Пентаграмма являлась одним из символов Ордена Тамплиеров, а также была личным символом английского воина - сэра Гауэйна, племянника Короля Артура, который поместил ее в золоте на красном фоне. Пять концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств - "благородство, вежливость, целомудрие, отвагу и благочестие".

Кроме того, в Средневековых Гримуарах Пентаграмма использовалась в качестве символа, отпугивающего зло, оберегающего от опасности и заставляющего подчиняться Духа. Однако, во времена Инквизиции в понимании людей было утрачено истинное понимание Пентаграммы, когда она стала называться "Ногой ведьмы" (Witch's Foot).

В эпоху Возрождения была открыта и еще одна (из столь многих смыслов, или, вернее, из одного столь глубокого и многостороннего смысла) концепция Пентаграммы, описанная Генрихом Корнелием Агриппой в 1531 году в его "Оккультной Философии": если вписать человеческую фигуру в Пентаграмму, связав ее с пятью элементами (Огнем, Водой, Воздухом, Землей и Духом), то получится изображение Микрокосма, знака оккультной "духовной работы" на материальном плане. Затем астролог Тихо Браге в своем труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году опубликовал изображение Пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического божественного имени спасителя IHShVH (יהשוה), в котором Sh являл собой символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем IHVH.

 

Так в эпоху Возрождения Пентаграмма была символом одухотворенного, то есть совершенного человека, и стоит вспомнить о том, сколько замечательных и гениальных открытий было сделано в это время, когда, кстати, заявили о своем пребывании в этом мире Розенкрейцеры, и были они сделаны универсальными гениями, каждый из которых вмещал в себя множество доведенных до совершенства талантов, и сейчас мы могли бы говорить в этом смысле о Возрождении как о в некотором роде Воскресении. Таковым было одухотворяющее влияние символа Пентаграммы, верно понятой, на целую эпоху.

 Автор и составитель - Eric Midnight, Teurgia.Org 2010 год


Back to Top