Лекция о Микрокосме — материалы Ордена Золотой Зари
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Лекция о Микрокосме — материалы Ордена Золотой Зари

 Микрокосм

 

Да будет тебе известно, что вся сфера чувственного восприятия, окутывающая физическое тело человека, именуется «Магическим Зеркалом Вселенной». Ибо на поверхность этой сферы — выпуклую для внешнего наблюдателя и вогнутую с точки зрения самого человека — спроецированы все оккультные силы Вселенной. Сфера эта окружает физическое тело человека, подобно тому, как Небесные Сферы окружают тело Звезды или Планеты, отображая свои энергии в ее атмосфере. Таким образом, по своему строению сфера чувственного восприятия повторяет строение Макрокосма, Великого Мира. И поэтому в ней отображены все Десять Сефирот — в форме Древа Жизни в сплошной сфере. Физическое тело человека находится внутри Десяти Сефирот, спроецированных внутрь этой сферы. Соответствия же между частями тела и Сефирот таковы.

 

Кетер

 

Кетер располагается над теменем. Это Венец, наделенный поистине великим могуществом; однако носить его достоин не всякий. В темени заключена сила Нешамы — способность стремиться к запредельному. Теснее всего сила Нешамы соотносится с триадой Высших Сефирот в мире Асия, три манифестации которых включаются в общее понятие Нешамы. Хохма и Бина формируют два полушария мозга и, соответственно, две половины головы, правую и левую. В них заключены умственные способности — Мудрость и Понимание, нисходящие лучи которых озаряют среднюю часть души — Руах. Это обители законодательной власти разума, материальные проявления которой отражены в Руахе. В Магическом Зеркале Вселенной, в сфере чувственного восприятия, Человек помещается между четырьмя столпами Древа Жизни, спроецированного внутрь сферы. Сами по себе эти столпы неподвижны, но сфера чувственного восприятия человека помещается в той точке Зодиака, которая восходила при его рождении и зачатии (ибо при рождении всегда восходит тот же градус Зодиака, что и при зачатии, а иначе рождение невозможно). Другими словами, в оба эти мгновения на востоке поднимается одна и та же звезда, под которой и воплощается душа. И в течение всего срока своего воплощения человек обращен лицом к этой звезде — к одной и той же точке на поверхности его сферы чувственного восприятия. Иначе говоря, сфера эта не обращается вокруг физического тела.

 

Хесед и Г’вура

Хесед и Г’вура формируют руки. Руки олицетворяют способность к практическим действиям и оканчиваются символами Четырех Стихий и Духа:

Большой палец — Дух
Безымянный палец — Огонь
Указательный палец — Вода
Мизинец — Воздух
Средний палец — Земля

В руках проявляется «исполнительная власть» Руаха, а кроме того они соотносятся с чувством осязания.

 

Тиферет

 

Тиферет формирует туловище — часть тела, которая не действует, а только воспринимает внешние влияния. В туловище помещаются жизненно важные внутренние органы. Кровь — это Дух смешанный с водным началом и правящий им. Легкие — это вместилище Воздуха, очищающего кровь, как ветер очищает морские волны: без рассеивающего влияния воздушной силы кровь, обращающаяся в теле, перенасыщается ядовитыми нечистотами, подобно тому как море в штиль застаивается и становится зловонным. Сердце — это великое средоточие силы Огня, передающее свою могучую энергию другим органам. От этой огненной природы сердца происходит красный цвет крови. Область над сердцем — главное вместилище Руаха, средней части души, принимающей и сосредоточивающей здесь влияния связанных с ней Сефирот. Это место — срединная крепость тела, сосуд низшей, более физической воли. Высшая воля помещается в Кетер, но чтобы проявиться вовне, она должна сперва отразиться в сфере низшей воли через посредство Нешамы. Низшая воля же сосредоточена в области вокруг сердца и восседает там на престоле как Царь физического тела. Сосредоточение прочих способностей Руаха под началом Воли, а также отражение законодательной власти Бина и Хохма — это и есть так называемое человеческое сознание. Иными словами, сознание есть отражение двух творящих Сефирот, управляемое Четырьмя Стихиями, отражение Айма и Абба — матери и отца микрокосмического IHVH. Однако микрокосмическая Нешама существует лишь тогда, когда высшая воля, устремленная от Кетер вниз, отражается в низшем теле и когда главу Микропрозопа увенчивает пламенеющая буква Шин (Sh). Только тогда человек становится вместилищем высшей Воли, с которой его и соединяет Нешама. Низшая воля — это микрокосмический IHVH, Бог гневный и ревнивый, Сотрясатель Стихий, вдыхающий в тело жизнь. Озаренный же высшей Волей, он превращается в IHShVH, не ведающего ни гнева, ни ревности, но жертвующего собою Искупителя и Спасителя.


Таковы проявления Сефирот в области, более приближенной к физическому плану. Кроме того, в Руахе представлены отражения Макрокосмической Вселенной в сфере чувственного восприятия. Руах окружен ими, но, в случае «естественного» человека, ощущает их совсем смутно и совершенно не понимает. Силы Земли проявлены в органах, отвечающих за пищеварение, расщепление пищи и выведение нечистот, ибо Земля расположена непосредственно над царством Клиппот. Здесь можно задаться вопросом: почему Руах отождествляется с мышлением, если все умственные способности происходят от Хохма и Бина? Но следует понимать, что Руах — это «исполнительная власть», способность рассуждать, то есть применять и сочетать между собой те дары, которые нисходят из более высоких сфер. Следовательно, мышление — это использование и сочетание принципов Хохма и Бина, а мыслительные способности берут начало в тех частях Хохма и Бина, которые соприкасаются с Руахом. Сам по себе разум есть процесс и всего лишь подобие деятельности высших начал — Мудрости и Понимания. Так и Воздух — это не Свет, а лишь носитель Света. Однако без Воздуха Свет не мог бы выполнять все свои функции. Слово «Руах» означает не только «Дух», но и «Воздух». Воздух ведь тоже приходит неведомо откуда и неведомо куда уходит: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Этот Дух-Воздух, Руах, пронизывает насквозь все физическое тело, но главное место его сосредоточения — область вокруг сердца. Однако без ограничивающей силы расположенных выше Хохма и Бина, без окружающей все тело сферы чувственного восприятия и без Сфиры Малхут, помещающейся ниже области сердца, Руах не смог бы сосредоточиться под началом Воли, и жизнь физического тела прервалась бы. Вот и все, что в общих чертах можно сказать о Руахе, то есть о действии Воли в сфере Тиферет.

 

Нецах и Ход

 

Нецах и Ход формируют ноги человека. Пальцы ног являются символами Четырех Стихий и Духа, как и пальцы рук. Однако на ногах пальцы менее подвижны, что объясняется сдерживающим влиянием Сфиры Малхут. В микрокосмических Нецах и Ход заключены качества опоры, твердости и равновесия; в них проявлены более близкие физическому плану свойства Руаха. Это сила, поддерживающая Руах. Нецах и Ход суть основания Столпов Сефирот, соответствующих пассивному началу, тогда как руки в большей мере связаны с активными Столпами. Это колонны Храма Человеческого.

 

Йесод

 

Йесод формирует органы размножения и выделения. Эта Сфира — вместилище низших желаний, и природа ее двойная: с одной стороны, она есть отрицание Клиппот, а с другой — подобие жизненных сил, заключенных в Тиферет. Йесод — сосуд Инстинктивного сознания, т.е. в ней заключена не сама Воля, но подобие Воли, пребывающей в Тиферет. Это низшая из Сефирот, относящихся к Руаху, и символ «основных механизмов». Поэтому она управляет размножением.

Итак, в Йесод помещается Инстинктивное сознание, или подобие Воли, которое соотносится с Нефеш точно так же, как способности Да’ат — с Руахом. Следовательно, в частях тела, управляемых Йесод, наличествуют свои подобия, или отражения, сердца и других жизненно важных органов. А поэтому если сознание Тиферет полностью смещается в сферу Йесод, это влечет за собой болезни и смерть. Ибо животворные силы Имени истощаются, когда человек переносит их в сферу Йесод: последняя гораздо более уязвима, нежели цитадель Тиферет. Ибо Инстинктивное сознание обеспечивает нисходящее движение от Руаха к Нефеш.

 

Малхут

 

Малхут формирует все физическое тело в целом, пребывающее под властью и управлением Нефеш. Сама Нефеш — это тонкое тело, состоящее из чистого астрального Света; по очертаниям этого тонкого тела, как по невидимому шаблону, строится тело физическое. Физическое тело пронизано насквозь лучами Руаха и является ее материальным воплощением. А свет Нефеш, заключенной внутри физического тела, проницает его оболочку и образует вокруг него Магическое Зеркало, или Сферу чувственного восприятия. Это Магическое Зеркало, или Сфера чувственного восприятия, есть подобие Сферы Вселенной. Пространство между физическим телом и поверхностью Сферы чувственного восприятия заполнено эфиром — субстанцией астрального мира, воспринимающей и вмещающей Астральные Лучи Макрокосма. Нефеш разделена на семь Чертогов и сочетает в себе наиболее близкие к материальному плану влияния Сефирот — то есть мир страстей, подчиненный Руаху, или миру за пределами материального. Иначе говоря, Сефирот, отображенные в Нефеш, обладают страстной природой, и в них проявляется власть страстей. Так, три Высшие Сефирот в Нефеш — Кетер, Хохма и Бина — выражаются в самой способности воспринимать и постигать впечатления. Хесед в сфере Нефеш проявляется в небрежных и вялых действиях, а Гвура — в насильственных. Тиферет выражается в более или менее чувственном созерцании красоты, а также в любви к радостям жизни. Ход и Нецах находят выражение в хорошем самочувствии и здоровье, Йесод — в плотских желаниях и удовольствиях. Наконец, Малхут в Нефеш проявляется в абсолютном господстве материи в физическом теле. Нефеш — это и есть настоящее, реальное тело человека. Физическое же тело — это лишь результат взаимодействия Нефеш и Руаха, сформированное Нефеш под влиянием лучей Руаха, в обычном состоянии не выходящих за пределы физического тела, то есть крайне редко проникающих в Сферу чувственного восприятия. Сияя сквозь бесчисленные миры и озаряя своими лучами самые дальние пределы, в Сфере чувственного восприятия помещается особый дар, подобный свету, который сосредоточен в отверстии в верхней части Руаха, воспринимающем лучи Хохмы и Бины, властвующие над разумом – Да’ат.

Дар этот может нисходить в сферу Руаха, а оттуда отражаться в Нефеш. Он имеет семь ипостасей, соответствующих Гексаграмме, и подобен Душе Микропрозопа или Элохим микрокосмического Тетраграмматона. Поэтому в голове — естественном и главном вместилище этого дара — имеется семь отверстий. Дар этот — Духовное Сознание, не тождественное сознанию человеческому. Он проявляется либо в семи ипостасях, как уже было сказано, либо в восьми — с добавлением Да’ат. Его Отец — Солнце (Хохма). Его мать — Луна (Бина). Ветер (Руах) носит его в своем чреве. Его Кормилица — Земля. Чтобы сила его стала явной, она должна снизойти в Землю и пронизать ее своими вибрациями .
Соответствия семи отверстий головы следующие:

Правое ухо — Сатурн
Левое ухо — Юпитер
Правый глаз — Солнце
Левый глаз — Луна
Рот — Меркурий
Правая ноздря — Марс
Левая ноздря — Венера

Уши представляют способность к восприятию звука. Правый и левый глаз — способность к восприятию света; поэтому они и подобны Солнцу и Луне, светилам Макрокосма. Через правую и левую ноздри, управляемые Марсом и Венерой, проходит воздух, необходимый для жизни физического тела. Рот же находится под властью Меркурия — вестника и оратора.

Духовное сознание — это центр, в котором сосредоточивается влияние Нешамы. Под управлением низшей воли духовное сознание нисходит в Руах, а оттуда — в Нефеш; до тех пор, пока оно не опустится в Нефеш, человек не может воспринимать образы, возникающие в его Сфере чувственного восприятия. Человек замечает лишь то, что озарено лучами духовного сознания, пронизывающими Руах. Дар духовного сознания — престол и основание Мысли. Мысль есть Свет лучей духовного сознания, пронизывающих Руах, подобно тому, как всякий Свет пронизывает Воздух, и выхватывающих из тьмы те символы, что отражаются в Сфере чувственного восприятия, в магическом зеркале Вселенной. Затем отражения этих символов переносится при помощи все тех же лучей — лучей Мысли — обратно в Духовное Сознание и оттуда переходят под управление Разума и Низшей Воли. Иными словами, когда обычный, «естественный» человек бодрствует, мысль его действует через посредство Руаха, подверженного влиянию Низшей Воли и подчиненного силе разума, которая, как было сказано выше, происходит от Хохма и Бина. Однако у спящих людей, а также у сумасшедших, идиотов и пьяниц этот процесс протекает иначе. Дело в том, что во время бодрствования Руах сосредоточивается в области сердца и ослабевает в остальных пяти связанных с нею Сефирот физического тела. Чтобы сохранить жизненно важную связь между Руахом и Нефеш в физическом теле (пределы которого определяются теми Сефирот, что относятся к сфере Руаха), время от времени необходимо отводить избыток Руаха из Тиферет к другим Сефирот. Это рассредоточение и происходит во время сна. Отток Руаха к пяти низшим Сефирот естественным образом влечет за собой ослабление Низшей Воли, поэтому во время сна Разум отражается в Руахе не так четко, как при бодрствовании. Мысль, исходящая от духовного сознания, дает спутанные и смутные отражения, и низшая воля осознает их лишь частично. Так происходит у обычного «естественного» человека в состоянии сна. У сумасшедшего (если рассматривать его состояние вне одержимости навязчивыми идеями, которые часто сопутствуют мании, а еще чаще оказываются ее причиной) мысль и низшая воля переразвиты, а сила разума ослаблена. Иными словами, совместное действие мысли и низшей воли пересиливает и сводит на нет то влияние, которое оказывают на разум Хохма и Бина. Человек, страдающий мономанией, обращает внимание лишь на какой-то один-единственный символ, который оказался чрезмерно привлекательным для Воли. Вообще, любая цепочка мыслей — это последовательность вибраций, или волн, порождаемая соприкосновением луча мысли с тем или иным символом.

 

Находясь под управлением Разума и Воли, эти волны гармоничны и имеют равную длину. Но если низшая Воля и Разум теряют над ними власть, то волны становятся нестабильными и дисгармоничными. У пьяного человека равновесие в сфере чувственного восприятия, а соответственно и в Нефеш, нарушено. Поэтому каждая волна, порождаемая лучами мысли, испытывает сильные возмущения, так что у границ физического тела, где оканчивается область действия Руаха, Сфера восприятия Нефеш постоянно дрожит и колеблется. В результате символы, возникающие в Сфере чувственного восприятия, ослепляют мысль, подобно тому как слепит глаза дрожащее или качающееся зеркало. Создается впечатление, будто Сфера чувственного восприятия вращается вокруг тела, и это вызывает тошноту, головокружение и потерю ориентации в пространстве. Почти то же самое происходит при морской болезни и под действием определенных химических препаратов. Затем равновесие в Сфере чувственного восприятия восстанавливается, но это естественным образом влечет за собой отток Руаха от Тиферет. Поэтому у пьяного возникает непреодолимая потребность в сне. Если он будет противиться этой потребности, а также если равновесие под действием алкоголя будет постоянно, вновь и вновь, нарушаться, то лучи мысли станут пронизывать Сферу восприятия так беспорядочно и резко, что пробьют ее границу без санкции на то Низшей Воли, Разума или даже самой Мысли. Результатом станет delirium tremens , и в Сфере чувственного восприятия возникнет брешь, через которую смогут проникать враждебные влияния. Эти влияния проявляются как одержимость.


Вся мыслительная деятельность духовного сознания порождается излучением, а излучение связано с духовным сознанием так же неразрывно, как и с самим Светом. Влияния Нешамы сосредоточиваются в духовном сознании. Духовное сознание, в свою очередь, есть Престол или Орудие Жизни Духа — Хия; в сочетании же с Нешамой она становится Колесницей Высшей Воли, которая заключена в Кетер и являет собой особый дар Нешамы — способность стремиться к запредельному. Проявляется же Высшая Воля через посредство Йехиды. Хия — это истинное Жизненное Начало, в отличие от сравнительно иллюзорной жизни физического тела. Сияющее Пламя Божественного Огня, микрокосмическая Кетер, — вот истинное Я воплощенного человека. Но лишь очень и очень немногие сыны человеческие знают о нем и ощущают его присутствие. И еще меньше найдется таких, кто верует и постигает те Высшие Силы — Ангельские, Архангельские и Божественные, — проявления которых непосредственно связывают Йехиду с Высшим Гением. У обычного человека Йехида очень редко действует через посредство духовного сознания, поскольку для этого Царь Физического Тела (т.е. Низшая Воля) должен подняться со своего Престола и признать свою подчиненность высшему началу. Именно поэтому Высшая Воля иногда открывается обычному человеку лишь во сне. Впрочем, она может проявляться и в иных ситуациях — например, при искреннем отправлении религиозных обрядов или в случаях, когда человеку представляется возможность для самопожертвования. Во всех подобных обстоятельствах Низшая Воля на мгновение осознает и признает свою высшую форму, и микрокосмический IHVH становится образом Вечного Владыки Жизни Горней. Йехида — единственная часть человека, которая с полным правом может сказать: AHIH, Я есть, или «Я буду». Иными словами, она есть Кетер в микрокосмическом мире Асия, т.е. высшая часть человека как Человека. Она соприкасается с высшим, величайшим планом Бытия, проявляет этот план. Йехида — это одновременно и Высшее Я Человека, и его Низший Гений, Бог Человека, Ацилут его мира Асия — подобно тому, как Хия и Нешама суть Бриа Асиа, а Руах — Йецира Асиа. Итак, Йехида — это Высшая воля и Божественное сознание, Да’ат — Духовное сознание, Тиферет — Человеческое сознание, а Йесод — Инстинктивное сознание.

Божественное сознание — единственная часть человека, способная соприкоснуться с Всемогущими силами. За Йехидой стоят и в ней проявляются Ангельские и Архангельские силы. Посему Йехида — это Низший Гений, Наместник запредельного Высшего Гения, Ангела Могучего и Страшного. А за этим Великим Ангелом, Высшим Гением, стоят и в нем проявляются силы Архангельские и Божественные.


Вспомни пункт Тиферет из Присяги Младшего Адепта:

«Далее я торжественно обещаю и клянусь, что, с Божественного Соизволения, отныне и впредь я обращу свои усилия на Великое Делание и буду очищать и возвышать свою духовную природу, дабы с Божественной Помощью, наконец, превзойти человеческое естество, постепенно подняться к своему Высшему Божественному Гению и соединиться с ним, — и что, достигнув этой цели, я не стану злоупотреблять вверенной мне великой властью».

 

Заметь, что эта статья поставлена в соответствие Тиферет: тем самым подразумевается, что труд Великого Делания должна взять на себя Низшая Воля — Царь Физического Человека.

Все Сияющие (которых мы именуем Ангелами) суть микрокосмические подобия макрокосмического Олам Йецира, подобно тому как Человек — микрокосмическое подобие макрокосмического Олам Асиа. Все Архангельские сущности — микрокосмы по отношению к макрокосмическому миру Бриа, а Боги Сефирот — соответственно, микрокосмы по отношению к макрокосмическому миру Ацилут. Поэтому рассматривай совершенствование своей Духовной Природы как подготовку Пути, по которому снизойдет к тебе Сияющий Свет, Свет Божественный.

Темная часть человеческого «я» — это сфера Клиппот, а демоны — микрокосмы по отношению к макрокосмическому миру Клиппот. Это темное «я» также имеет свои части и подразделения, и Кетер его сферы соприкасается с Малхут сферы человеческой Нефеш. Помни, что как над Кетер Человека возвышаются его Ангельские и прочие высшие сущности, так и под Малхут темного «я» таятся чудовища.

Материал взят из теоретических наставлений Герметического Ордена «Золотой Зари»
составители © Anna Blaze & Baal-Hiram, 2009 год

Back to Top