Первая часть, Глава 13, Философское масонство — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XIII
ОРДЕНА, ВВЕДЕННЫЕ ВО ФРАНЦИИ С 1800 ГОДА
СВЯЩЕННЫЙ ОРДЕН СОФИСИАН (1801 год)
Quies, justitia, sane ambo in aede
Non omnibus lucet
Этот режим, основанный в 1801 году в Париже в ложе Братья-Художники братом Кювелье де Три (Cuvelier de Trie), ее досточтимым мастером, притязал на непосредственное происхождение от древних египетских мистерий под названием Священного Ордена Софисиан, установленного в пирамидах Французской Республики.
Этот орден обязан своим возникновением нескольким французским генералам, участвовавшим в Египетской экспедиции. Затем он был привнесен в ложу Художников.
Орден находился под эгидой Г. (Гора). Он подразделяется на три класса:
1. Аспиранты (они немые и отвечают лишь да или нет),
2. Посвященные и
3. Члены великих мистерий.
Правило аспирантов составлено из восемнадцати статей и несет этот девиз:
«Изучение есть сестра Гора» (Учредит. Хартия, параграф 3).
Последняя статья разработана следующим образом:
«Филантропия, характеризующая Франк-Масонов, предстает первой добродетелью, необходимой для Софисианина; никто в пирамидах Французской Республики не получал аспиранта, если оный не знает акацию и если не работал в срединной палате.
Совершено в большой пирамиде в 15 509 год Софисианской эры и республиканской эры в первый вендемиарий IX года» (23 сентября 1801 года) (1).
Строение Ордена:
ВЕЛИКИЙ ИСИАРХ, орган верховного трибунала; ему одному позволено слово. На его украшении солнце с девизом: Non lucet omnibus. Он обладает жезлом авгура.
4 ИСИАРХА или ФИЛИСИАРХА, постоянные офицеры, носящие жезлы авгуров.
6 низших офицеров:
1 ГАРПОКРАТ, носящий урну, князь подчиненных офицеров.
2 ГОРУФИЛА, носящих мечи вверх, адъютанты Гарпократа.
1 ГЕРМОРУС, носящий обнаженный меч, внешняя команда.
1 ТРОФАДОР, облеченный бременем расходов на питание.
1 НОМАРХ, носящий знамя трибунала.
7 высших офицеров: АГАФОС, носящий открытый кошелек.
6 СОСИС, консерваторы Ордена.
10 подчиненных офицеров:
2 АГАФОФИЛА, замещающие Агафоса.
2 СЕРИСЕСА или Меркурия, носящие кадуцей; они находятся под руководством Герморуса.
2 ДИАКТОРОСА, носящие палицы, короли оружия.
4 ПАСТОФОРА, обязанных носить ковчег; они являются его стражами.
ПОЧЕСТИ, оказываемые офицерам различных классов:
1-й Орден: Священный Ковчег, трибунал Исиархов, единственный Великий Исиарх:
Шпага в правой руке острием вниз, касаясь земли; левая рука закрывает глаза, ее большой палец на левом виске, голова смиренно склонена, правая нога отодвинута назад.
2-й Орден: один Исиарх; Агафы и Сосисы в организации:
Шпага в правой руке острием вниз, касаясь земли. Левая рука в знаке к порядку на сердце.
3-й Орден: один Сосис, Гарпократ во главе подчиненных офицеров и Номарх:
Левая рука в знаке к порядку на сердце, правая на рукоятке шпаги. ОБЪЯВЛЕНИЯ. Все объявления и все приказы совершаются в сопровождении свистков, число которых установлено. Для чего Герморус носит на своей шее эбеновый свисток, коим он пользуется лишь для того, чтобы сообщить, что происходит во внешнем помещении. Гарпократ носит серебряный свисток, чтобы повторять для Великого Исиарха внешние сигналы или передавать Герморусу приказы трибунала. Великий Исиарх обладает золотым свистком для оповещения приказов.
ЗАКРЫТИЕ РАБОТ. Великий Исиарх объявляет о том, что Ковчег под охраной и покрыт религиозной завесой; затем он семь раз подает свистком сигнал о том, что заседание завершено.
Далее идет таинственная лестница степеней этого эфемерного Ордена:
ОБРЯД МИЦРАИМ, НАЗЫВАЕМЫЙ ЕГИПЕТСКИМ
ИЛИ СКОРЕЕ ИУДЕЙСКИМ (1805 и 1814 гг.)
Этот обряд представляет собой автократию. Единственный человек в звании суверенного абсолютного великого мастера управляет мастерскими обряда; в этом плане он не подотчетен. Данная профаническая аномалия вызывает в памяти божественное право. Этот режим, имеющий от масонского лишь заимствования у уже известных обрядов, не является масонским даже в своих формах.
В эпоху, когда встал вопрос свести нынешнее число тридцати трех степеней экоссизма, на практике суженное до пяти степеней (три символических степени, Розенкрейцер и Кадош), появляется мицраимизм с своими девяноста степенями четырех уровней, подразделенных на семнадцать классов, а именно:
1-й уровень, называемый Символическим, содержит: степени от 1 до 33, разделенные на 6 разрядов;
2-й уровень, называемый Философическим, содержит: степени от 34 до 66, разделенные на 4 разряда;
3-й уровень, называемый Мистическим, содержит: степени от 67 до 77, разделенные на 4 разряда;
4-й уровень, называемый Каббалистическим, включает в себя: степени от 78 до 90, разделенные на 3 разряда.
Суверенные абсолютные великие мастера 90-й степени, верховная власть Ордена, распространяют на себя право править ВСЕМИ ОБРЯДАМИ, которые, по их словам, являются оторванными ветвями мицраимитского древа; мы должны их поздравить с необъятным кругозором их знания, а равно и их великих учреждающих министров с необыкновенными талантами, коими они одарены, чтобы управлять всеми существующими на земном шаре обрядами.
Этот чудовищный обряд, авторы которого почерпнули большую часть его степеней инструкции из экоссизма, мартинизма, герметизма и в масонских преобразованиях, был принесен из Италии во Францию в 1814 году. Вот то, о чем говорит практиковавший этот режим автор Живописной истории Франкмасонства:
«Именно в 1805 году несколько братьев с порочными нравами, не могшие быть принятыми в состав Верховного Шотландского Совета, основанного в том же году в Милане, измыслили мицраимитский режим. Брату Лешанжёру (Lechangeur) было поручено собрать его элементы, сообразовать их и составить проект генеральных статутов. В этих начинаниях постуланты могли дойти только до 87-й степени. Три других градуса, восполнявшие систему, предназначались высшим неизвестным; и сами имена этих степеней скрывались от братьев нижестоящих степеней. С данной организацией обряд Мицраима распространился в королевствах Италии и Неаполя. В особенности, его воспринял капитул Розы и Креста, называемый Конкордией, имевший свой центр в Абруццо. Ниже на грамоте или дипломе, выданном в 1811 году этим капитулом брату Б. Клавелю, военному комиссару, фигурирует подпись одного из нынешних глав обряда брата Марка Бедаррида, обладавшего тогда только 77-й степенью. Братья Лешанжёр, Жоли и Бедаррид принесли во Францию мицраимизм в 1814 году». Следовательно, в 1814 году Париж впервые услышал разговор об обряде Мицраим.
В 1816 году одиннадцать братьев, принадлежащих к обряду, весьма недовольных и возмущенных торговлей, которую импортеры осмелились сотворить из этого масонства, решили с благородной и бескорыстной целью положить сему конец, очистив ковчег и создав новую верховную власть обряда: они образовали Верховный Совет 90-й степени.
Членами, облеченными исполнить задачи, являлись: братья Рагон, начальник канцелярии, досточтимый мастер и основатель ложи кандидатов Тринософы; Габорриа (Gaborria), Великий Абсолютный Мастер 90-й и последней степени долины Неаполя; Деколле (Décollet), глава управления монет и медалей; и Меалле (Méallet), секретарь Академического общества наук; все они находились под руководством брата Жоли (Joly), наделенного правом создавать, устанавливать и учреждать во Франции обряд Мицраим в четырех уровнях и во всех степенях, его составляющих, благодаря полномочиям, ему делегированным в Неаполе в 1815 году влас-тью, установленной в этом столичном городе.
В своих статутах они провозглашали не признавать во Франции иной масонский и законный авторитет, кроме Великого Востока, и 8 октября они предоставили ему обряд, который был принят. От обеих сторон назначались комиссары; обсуждение затянулось надолго. Проконсультированные отдельно офицеры Великого Востока обещали свою поддержку; брат Лангласе (Langlacé), оратор, определенно провозгласил присоединение в произнесенной им речи 24 июня 1817 года в праздничный день солнцестояния; но члены Великого Востока рассудили по-иному, и обряд был отвергнут 27 декабря того же года. Представители, желавшие вооружить этим обрядом Великий Восток, дабы никто кроме него не смог бы следовать обряду, не впав в заблуждение, навсегда ему отказали, провозгласив роспуск своего Верховного Совета 90-й степени.
Мы здесь не станем приводить короткое изложение четырех последних степеней (от 87-й до 90-й), предоставленное каждому из пяти членов экзаменационной комиссии под названием Arcana Arcanorum; оно есть в Толковом курсе посвящений (стр. 344 и сл.)
Этот обряд (называемый еще обрядом братьев Бедарридов) со своей 1-й и до 66-й степени не что иное, как заимствованное хищение у бесформенного древнего и принятого обряда тридцати трех степеней и у разных коллекций степеней, изобретенных во Франции и других странах, начиная с 1730 года. Реально этот обряд начинается лишь с 67-й степени и разворачивается только на библейских сюжетах, где подлинному Масонству нечего делать и видеть, и на темах, относящихся к израилизму, что не имеет никакого отношения к Египту, который намного старше всего этого. Вот почему мы его называем иудейским обрядом. Мы даем во Всеобщем Кровельщике сообщения о каждой из девяноста степеней.
Степени обряда, то есть с 67-й до 90-й обладают каждая своей характеристикой, которую мы здесь воспроизводим.
Торжественные праздники этого обряда установлены в те же самые дни солнцестояний; день весеннего равноденствия отмечается под названием Пробуждение естества, а день осеннего равноденствия — под названием Отдохновение естества.
ОБРЯД МЕМФИСА, НАЗЫВАЕМЫЙ ВОСТОЧНЫМ (1839 год)
Египетский обряд Мицраим, диковинная коллекция различных степеней и градусов, в котором нет ничего египетского, кажется, вдохновил братьев Маркониса (Marconis) и Мутте (Mouttet), которые пытались установить в 1839 году в Париже, а затем в Марселе и Брюсселе новый обряд, называемый МЕМФИС, состоящий из девяноста одной степени: его номенклатура и статуты находятся в сборнике формата а12 из 240 стр., опубликованном этими братьями в том же году и озаглавленном Иерофант. В нем на стр. 6 говорится, что обряд Мемфиса признает непосредственными учредителями рыцарей Палестины или братьев Розы и Креста Востока. Как бы то ни было, авторы в новой с тех пор опубликованной книге под названием Святилище добавили к этому уже чудовищному обряду 92-ю степень, сообщенную, несомненно, несколькими преемниками рыцарей Палестины, тем самым видоизменив свою первоначальную номенклатуру. Во Всеобщем Кровельщике мы воспроизводим ее новый перечень для любопытных масонов, интересующихся подобными вещами.
Режим разделен на три уровня, подразделяющихся на семь разрядов следующим образом:
1-й УРОВЕНЬ. Он содержит 3 разряда от 1-й до 35-й степени: «В нем изучается мораль, дается объяснение символов, адепты наставляются в филантропии и познают первую историческую часть Ордена». С легкими отличиями в названиях, в некоторых словах и прикосновениях эти степени являются степенями шотландского режима. К нему прибавили как облачение голубую небесную тунику. Мы спрашиваем у авторов, почему, когда они похищают обряд, коим овладевают от известной степени, то искажают средства признания, как если бы память это достаточно уже не удерживала?
2-й УРОВЕНЬ. Он заключает в себе 2 с половиной разряда до 68-й степени: «На нем изучаются естественные знания, философия истории и объясняются поэтические мифы древности. Его цель есть побуждение к исследованию причин и порождений и развитие гуманитарного и дружелюбного чувства».
На этом уровне присутствуют весьма известные степени, хотя и никак не являющиеся восточными.
3-й УРОВЕНЬ. Он содержит половину 6-го разряда и 7-й, от 69-й до 92-й и последней степени: «На нем совершается восполнение исторической части Ордена, занимаются высшей философией, изучают религиозный миф разных периодов человечества, получая доступ к наиболее смелым философическим исследованиям».
Орден оплачивается только на первых семи степенях (см. шотландский обряд). Другие степени, вплоть до 92-й, сообщаются по заслугам и на безвозмездной основе.
Он принимает в сущих соответствующих степенях масонов всех обрядов.
Этот обряд, как и шотландский устав, имеет заблуждение рассматривать Франкмасонство в качестве культа. Это подобает иезуитско-тамплиерскому Масонству, не являющемуся истинным.
Мемфисиане ежегодно отмечают праздник на весеннее равноденствие под названием Пробуждение естества (как и мицраимиты). Трапеза у них обязательна и проводится по первой степени (шотландского ученика). На ней семь обязательных заздравных тостов. Символические имена столовой посуды такие же, как в шотландском или французском обрядах.
Украшение
Орден Мемфиса обладает тремя большими украшениями легионов
и одной символикой:
Большая Звезда Сириуса;
Украшение легиона рыцарей Элевсина;
Украшение легиона рыцарей грозного Садаха;
Символическое украшение: рыцарей Золотого Руна.
Правление ордена
Он руководится пятью верховными советами:
СВЯТИЛИЩЕМ, где пребывает почитаемый ковчег преданий (как
у Софисиан);
МИСТИЧЕСКИМ ХРАМОМ, великой империей суверенных принцев
Мемфиса;
ЛИТУРГИЧЕСКОЙ КОЛЕГИЕЙ;
СУВЕРЕННОЙ ВЕЛИКОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНСИСТОРИЕЙ верховных князей Масонства;
И ВЕРХОВНЫМ ВЕЛИКИМ ТРИБУНАЛОМ великих защитников
Ордена.
Мы приглашаем читателя взглянуть выше на размышления, пришедшие нам о том, что касается данного обряда и обряда Мицраим; и мы полагаем, что название обряд должно присваиваться только простой единственной и не размноженной системе, у которой развиты доктрина и догма без нарушения и замешательства на очень ограниченном уровне хорошо упорядоченных степеней; здесь присутствует странное заблуждение в названии, даваемом чудовищной коллекции степеней всякого происхождения, изобретенных за пределами истинного Масонства: таковыми они нам представляются в тридцати трех степенях экоссизма, девяноста степенях Мицраима и девяноста двух степенях Мемфиса; они, конечно, не являются и не могут быть обрядами, ведь тогда мы позволили бы себе именовать ВСЕОБЩИМ ОБРЯДОМ нашу коллекцию приблизительно 400 кровельщиков, которая, будучи многочисленной, не стала бы ни более несуразной, ни менее смехотворной в качестве обряда, три коллекции чего мы только что приводили.
Мы добавляем сюда образец диплома, содержание которого может быть только забавным для всякого серьезного читателя.
ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН НОАХИТОВ (1816 год)
Наполеоновское Масонство
Еще царил террор 1815 года, когда сей Орден, имевший много сторонников, был основан в Париже в 1816 году. Его концепция принадлежит
верным друзьям императора НАПОЛЕОНА I, мысленно представившим себе все обстоятельства его смерти; этим старым спутникам его славы, сражавшимся с ним на Рейне и на Дунае, у Океана и на Средиземноморье; преодолевавшим своими шагами Альпы и Пиренеи; и для которых острова Эльба и Святой Елены остаются тем, чем Мекка для Османли.
Орден разделялся на три степени:
1. Рыцарь;
2. Командор;
3. Великий Избранник (из трех пунктов 1. Тайный Судья,
4. 2. Совершенный посвященный,
3. Рыцарь дубового Венца.
В каждой степени встречаются аллюзии, легкие для разумения;
цитируем.
1-я СТЕПЕНЬ. Приветственный возглас.
Слава Архитектору (Наполеону)!
Инструкция
Вопрос. — Под руководством какого мастера вы трудились?
Ответ. — Под руководством мастера Фалега.
Вопрос. — Кем был Фалег?
Ответ. — Умелым тружеником, масонские знания которого возвысились до управления работами при строительстве Вавилонской башни. Он трудился четырнадцать лет как ученик, подмастерье и мастер (от 1790 до 1804) и десять лет как архитектор.
Вопрос. — Каковой предстает эта башня?
Ответ. — Огромным зданием, которое должно служить людям прибежищем от нового потопа.
Вопрос. — Где она располагалась?
Ответ. — В долине между двумя горами и двумя озерами.
Вопрос. — Сколько в ней было этажей?
Ответ. — Восемь.
Вопрос. — Какими именами они обладали?
Ответ. — Адам, Ева, Ной, Ламех, Наамах, Фалег, Убал, Ориент (Восток) (десять инициалов, образующих слово Наполеон).
Вопрос. — Какой ваш возраст?
Ответ. — Я прожил только десять лет (от 1804 до 1814).
Закрытие работ
Вопрос. — Каков ныне час?
Ответ. — Час, когда строители башни были рассеяны.
Объявление
Сохраним это в наших сердцах! Ложа потемнела. Слава архитектору!
2-Я степень
Посвящаемый несет урну, покрытую завесой.
Вопрос. — Как твое имя?
Ответ. — Fidelis.
Вопрос. — Откуда ты идешь?
Ответ. — Insulae (с отсрова).
Вопрос. — Что ты видел?
Ответ. — Salixium (иву).
Вопрос. — Что ты несешь?
Ответ. — Urna (урну).
Вопрос. — Что она содержит?
Ответ. — Cineres Phalegi (прах Фалега).
Закрытие работ
Вопрос. — Какой ныне час?
Ответ. — Менее шести часов десяти минут. — Consummatum est!
(Свершилось!) и пр.
Великим Мастером этого ордена являлся генерал Бертран, находившийся тогда на Святой Елене и не сомневавшийся в своей чести. В его отсутствие Орден управлялся верховным командором и двумя лейтенантами. Орден был масонским лишь по форме. Он просуществовал в большой тайне несколько лет; затем он угас (см. Всеобщий Кровельщик).
ПЕРСИДСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ОБРЯД
Мы читаем в одном обзоре о создателях обряда:
«Под великолепным небом и в стране столь плодородной, сколь и превосходной, где пребывала колыбель человеческого рода и земной рай, у истоков Евфрата и Тигра, напоминающих сразу о стольких величиях и стольких руинах, возвышается богатый и большой город Эрзерум, торговый склад Индусов, наполненный негоциантами всех народов Европы и Азии. Это постоянное прохождение просвещенных и независимых иностранцев, соседство с Персией, непрерывные и возобновляющиеся воспоминания через путешественников о доктринах Зороастра, Брахманов, Конфуция, и современные теории, смешанные с началами древней философии, — все это способствовало установлению среди некоторых мудрецов Эрзерума идей, давших рождение замечательной масонской системе». Эта система состоит из семи степеней:
1. Ученик-слушатель,
2. Подмастерье-адепт, оруженосец Благодетельности,
3. Мастер, рыцарь Солнца (взята из 29-й степени экоссизма),
4. Архитектор всех обрядов, рыцарь Философии сердца (энтузиазм),
5. Рыцарь Эклектизма и Истины,
6. Мастер Пастырь Добрый (эта степень есть восполнение пяти первых степеней).
7. Досточтимый великий избранник (это скорее степень, нежели превосходное достоинство).
Три первых степени образуют Символический орден, две следующих Капитулярный орден; и две последних — Орден ареопагит. Невозможно перейти из одной степени в другую без обладания историческими, философическими и масонскими знаниями, составляющими предмет предыдущей степени.
Автор Масонского Словаря говорит на данную тему:
«Европейские и азиатские масоны, которых они принимали, основали материнскую ложу, сохраняя ее большом секрете, особенного обряда под названием Детей первоначального Света, во славу верховного распорядителя миров и для морального усовершенствования семейств.
Эти масоны, сохраняющие в великой тайне существование материнской ложи нового обряда, совершили ошибку, с поспешностью сообщив свои мистерии неблагоразумным лицам. Они пытались установить в Париже это новое Масонство; но, кажется, замысел не имел успеха». Именно последнюю инновацию старались привить на трех первоначальных степенях. Названия этих степеней современные и обвиняет их в парижском, но никак не персидском происхождении.
Можно, несомненно, перенести к своему истоку Масонство с его европейским костюмом; но если по случайности, не существующей в природе вещей, Египет или всякая другая классическая земля первоначального посвящения произвела бы сегодня масонский обряд, то это было бы и могло бы быть лишь воспроизведением античных ритуалов; и поскольку образы, основанные на естестве, являются неизменными, Хирам бы исчез, чтобы уступить место Осирису или даже более еще древнему персидскому или индийскому образу; и это возобновленное масонство, более рациональное, нежели существующее, по причине изменений, которым сила обстоятельствего, несомненно, обязала подвергнуться, чтобы продолжать свои принципы под новым покровом; это возобновленное масонство, повторим, сохранившее все свое первоначальное благоухание и свои вековые силы, конечно, воспринялось бы в Париже и повсеместно. Но чтобы воспроизвести такие степени необходимо обширное посвятительное образование, избавленное от предрассудков или привычек, коими более или менее обладает, не осознавая того, полностью сбросившее современный маскарадный костюм, чтобы одеться в античное облачение. Когда мы сможем увидеть этот шедевр? В это последнее время бесплодные опыты, предпринятые руководителями исследовательских лож, доказывают трудность задачи; и в то же самое время свидетельствуют, что ИХ ТЕТРАДИ, кажущиеся полными, далеко отстоят от ценности прекрасной простоты наших ритуалов, подлинной, но очень искусной канвы, которая в руках умелого досточтимого мастера создает в соответствии с посвящаемым лицом разнообразную вышивку, соблазнительную и всегда новую, интересующую, нравящуюся и просвещающую.
(1) Брошюра формата а16 на 16 стр. В продолжение правила, завершаемого словами: отпечатано по приказу; находится номенклатура офицеров, их функциональных обязанностей, размещения, почестей, им воздаваемых и пр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.