Первая часть, Глава 15, Различные режимы, образованные в Германии — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XV
РАЗЛИЧНЫЕ РЕЖИМЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ В ГЕРМАНИИ
Франкмасонство пришло в Германию через Гамбург. Первая ложа датируется 6 декабря 1737 года (1). Мы не станем говорить здесь о регулярных мастерских, работы которых в целом проводились с мудростью и достоинством; но мы дадим обзор парамасонских (extra-maçonniques) установлений или режимов.
СООБЩЕСТВО МОРАВСКИХ БРАТЬЕВ ОРДЕНА РЕЛИГИОЗНЫХ
ФРАНКМАСОНОВ ИЛИ ОРДЕН ГОРЧИЧНОГО ЗЕРНА
Евангелическое Масонство, Силезия, 1739 год
Первые введенные у немецких масонов, любителей всего чудесного, новшества датируются 1739 годом. Именно в эту эпоху отмечается явное установление СООБЩЕСТВА МОРАВСКИХ БРАТЬЕВ, таинства которых основывались на фрагменте из Евангелия Святого Марка (Глава 4, стих 30–32): «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные».
Целью сообщества было распространение Евангелия под масонским покровом.
Братья носили в качестве украшения золотое кольцо и перевязь из зеленой ленты, к которой подвешивалось второе украшение в виде горчичного растения на золотом кресте со словами: “Quod fuit ante?” — “Nihil” («Чем оно было до того?» — «Ничем»).
Девиз Ордена: “Keiner unser lebt ihm selber” («Никто из нас не живет сам по себе»). Девиз гравировался на кольце.
Исходя из статутов, братья должны были ежегодно проводить большую ассамблею в часовне замка Гуаденштадт (Guadenstadt) в Силезии и отмечать, кроме того, два годовых праздника на 15 марта и 16 апреля.
Это сообщество существовало в Германии перед введением тамплиерских степеней Рамзая. N. L. граф Цинцендорф (которого авторы смешивали с Циннендорфом), родившийся в Дрездене в 1700 году и умерший в 1760 году, создал сообща с некоторыми из них некое подобие монастыря в Геррнгуте; отсюда происходит секта Геррнгутеров.
Вот другой орден такого же рода.
ОРДЕН СВЯТОГО ИОАХИМА
Христианское Масонство, Чехия, 1756 год
Считается, что этот орден был основан в Чехии в 1756 году. Неофиты клялись веровать в Святую Троицу и никогда не отклоняться. В него принимали только дворян.
В примечании 15 Эссе о секте Иллюминатов, приписываемом маркизу де Люше (de Luchet) (стр. 219, Париж, 1789), читаем, что барон Иоганн Генрих Эккер фон Экгофен, тайный советник Гогенлоэ-Вельбурга, и его брат барон Иоганн Карл Эккер фон Экгофен, советник тайной миссии, являлись «рыцарями большого креста светского Ордена высшего Учреждения или божественного Провидения…»
«Этот орден называется с тех лет (по крайней мере, с 1786 года) Орденом СВЯТОГО ИОАХИМА… выдержки из его статутов отражены в Эклектическом журнале (Любек, гр. 3), 2-я тетрадь, 1785, с. 1. Согласно этим уведомлениям, Орден был основан в Лейтмерице в Богемии в 1756 году. Здесь же содержатся церемонии принятия. Процессия направляется в часовню Ордена, кандидат остается в ризнице; рыцари входят в часовню, где священнослужитель произносит речь. После этого вводят кандидата, спрашивая его, такова ли еще его свободная воля, всерьез ли он желает вступить в Орден; после утвердительного ответа, его увещевают зрело поразмыслить и препровождают. Приведенного затем и еще раз опрошенного, его после полученного утвердительного ответа заставляют принести присягу, приняв облачение Ордена; в завершении звучит песнопение Te Deum и пр.»
Важной сектой, сообразуясь с ролью, которую она играла, представляется следующее сообщество.
КЛИРИКИ ФРАНКМАСОНЫ СТРОГОГО СОБЛЮДЕНИЯ
Это была корпорация каббалистов, алхимиков и некромантов. Необыкновенное название (клирики франкмасоны и пр.), выражающее собой ряд несовместимых идей, пробудило внимание в середине XVIII-го века. В Германии образовалось общество реформированных масонов, то есть больше приближенных к истинному духу установления, нежели обыкновенные масоны. Главным образом их занимает изучение каббалы, философского камня и некромантии или заклинания духов, поскольку, по их мнению, все эти знания составляли систему и цель древних мистерий, продолжением которых является Франкмасонство (см. ниже Оккультное Масонство).
«Именно в одном из подобных акроматических обществ был посвящен с большим великолепием маршал де Ришелье, посол Франции в правление Карла VI. Принятие имело место во время ночного собрания, и мистерии мистагогии проводились с вящей торжественностью. Вещи продвинулись столь далеко, что о мероприятии стало известно в свете: общественная ирония и сам Людовик XV не пожалели маршала Франции. Венский двор огласил эдикт против магии» (Иезуиты, изгнанные из Франкмасонства, стр. 76). Латынь предстает их капитулярным языком. Они признают католическую, апостолическую и римскую религию как одну и единственную. Руководители лож при исполнении носят облачения католических епископов. Братья имеют длинные белые рясы с красным крестом на левой стороне и красный головной убор шестиугольной формы. Чтобы стать членом ордена, необходимо иметь все рыцарские степени Строгого Соблюдения, то есть должно быть тамплиером.
Их целью являлось вызывать духи и повелевать ими, искать философский камень и установить тысячелетнее царствие. Утверждается, что барон фон Гунд перешел в католическую религию, чтобы быть принятым в орден.
Известными сановниками ордена в 1788 году являлись: барон фон Равен (Raven) в Румфельде в Мекленбурге; тайный советник Дюффель (Duffel) в Целле и проповедник Старк (Starck) в Кёнигсберге, ставший главным проповедником в Дармштадте.
Шарлатанство охватило Париж; но появился Калиостро, предприняв здесь диверсию и заставив позабыть о клириках франкмасонах Строгого Послушания.
Клирики обладали своими церемониями, знаками и особыми шифрами. Друг с другом они образовывали организацию и желали управлять Строгим Послушанием. Они имели влияние на другие масонские секты; но их притязания их же и погубили.
Профессор Войгт (Woigt) из Лейпцига разоблачил их магические и каббалистические мистерии в Исторических актах, произведении, появившемся тогда, как в Веймаре, так и в Журнале Франкмасонов.
(1) Тщетно хотели одарить Кёльн ложей от 1716 года, тогда как Великая Ложа Англии, единственная первоначальная учредительница, датируется только 1717 годом. Но вероятно раньше Гамбурга Ганновер из-за своих частных взаимоотношений с Лондоном узнал о Масонстве; не обладая поначалу регулярным установлением (см. наши Исторические обзоры Австрии, Баварии, Германской Конфедерации, Дании, княжеств Баден, Брауншвейг, Венгрии, Пруссии, Саксонии, Вюртемберга, Вестфалии и пр.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.