Орден Неизвестных Философов в двух Степенях (Глава 25) — Жан-Мари Рагон
Глава XXV
ОРДЕН НЕИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ В ДВУХ СТЕПЕНЯХ
Следующий режим называется ОРДЕНОМ СУДЕЙ НЕИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ ИЗ ДВУХ СТЕПЕНЕЙ и принадлежит к иезуитско-тамплиерской системе, продолжавшейся в Ордене Христа. Любопытно познакомиться со средствами, используемыми могущественным Орденом для избрания, привлечения и удерживания своих адептов. Введение не будет переноситься в речи оратора ложи на день посвящения. Есть истина в суждении относительно высших степеней древнего и принятого шотландского обряда. Признаем, что современные тамплиеры и иезуиты брали для вящего распространения прикрытие Масонства. Интерпретации некоторых степеней, сделанные с тамплиерской точки зрения, представляются небезынтересными. Это отражает в своем единстве много степеней, относящихся к Ордену Храма; вот почему мы посчитали уместно привести их почти полностью. Этот замечательный ритуал имеет отношение к масонскому церемониалу только по форме: украшением адепта служит кинжал, а его работой — возмездие; наконец, это высшая степень, он один является истиной; все другие пребывают в заблуждении; так изготовители этих изделий воздают друг другу справедливостью.
ПЕРВЫЙ ПУНКТ.
СТЕПЕНЬ НЕОФИТА.
Введение
Человеческий род, пребывая в покое, радовался счастью жизни. Направляемый простыми законами естества, он коротал ясные дни. В эти счастливые времена правила невинность, и все сохранялось, не желая того лишиться, в равновесии, дарованном Творцом. Блаженство являлось всеобщим и совершенным, и ничего к нему нельзя было добавить, поскольку никакая забота не могла еще вызвать никаких слез. Золотой век процветал, и Пандора еще не открыла свой фатальный ящик. Это умиротворение не длилось долго; вскоре из-за честолюбия нечистая мать породила чудовище, которое должно было стать родительницей многих других чудовищ и принести смерть человечеству. Адская тирания, достойный плод подобной матери, установила свое пребывание на этой некогда счастливой земле, утвердив здесь свое господство; она стала действовать, чтобы все поработить себе, преуспев в этом даже слишком. Спрятав свои омерзительные намерения под видом покровительства и благоприятствования, она легко обольстила простых и справедливых людей; ее успехи вышли за пределы ее ожидания; она сама удивилась развитию, совершенному ее господством и их быстротой; ничего больше ее не останавливало, и она превзошла саму себя. Благодаря искусно распределяемым вознаграждениям, прекрасно ей возобновляемым, она сумела увеличить число своих клевретов: число стало потрясающим; она сумела это навязать всем, она смогла их сковать узами, с которыми больше не стеснялась снять маску и показаться уже в откровенном виде.
Тогда уже стало заметным ее ухищрение, но было слишком поздно; цепи укрепились; счастье исчезло вместе с упованием увидеть его возрождение; одним словом, железный век занял место первого; порок господствовал над добродетелью, и до наших дней все усилия оказывались немощными для воспоминания блаженства первого века — счастливого времени, наиболее достойного наших сожалений; именно его поэты описывают нам самым великолепным из времен; в нем процветали искусства, и оно не ведало разрушительного лукавого искуса Беллоны.
Тем не менее, надежда не была утрачена; посреди всеобщего рабства несколько мудрецов избежали власти деспотизма и сумели сохранить себя свободными. Эти неустрашимые философы преданно сохраняли драгоценный вклад, доверенный им на хранение, и из века в век они его передавали вплоть до наших дней. Души этих прославленных предков могут наблюдать из своего небесного пристанища за усилиями, аплодируя им, непрерывно возобновляемыми нашим Орденом для исполнения великого делания, элементы которого нам были оставлены.
Именно в целях напоминания о тех счастливых временах, и в целях того, чтобы они некогда продолжились в истории, как и погибельных событий, которые их заставили исчезнуть, тройственное могущество возвело дарохранительницу, поддерживаемую 28 железными колоннами, несущую каждое имя, начинающееся с одной из букв алфавита философов. Эти колонны предназначены для хранения золотых колец, которыми должны обеспечить адептов в день их посвящения таким образом, что первая колонна, называемая Абраксасом, будет хранить кольца, присланные братьями, имена которых начинаются на «А» и так далее.
Благодаря точности этого сообщения масонский мир увидит однажды день, когда бесконечным числом своих рабочих он внесет вклад в сооружение алтаря, колонны которого будут из наиболее чистого металла, хотя бы они и оказались из железа в своем начале, и это тогда олицетворит великую эпоху возрождения.
В эту счастливую эпоху Орден распределит свои вознаграждения для братьев, чьи имена окажутся в Святом святых: последние будут признаваться по иероглифам, размещенным на кольцах, после того как сумеют послужить делу возведения вечного храма, который будет разоблачен для капитулов, отмеченных девятилетием своей инсталляции.
Такова цель этой высшей степени. Пусть же новые посвященные глубоко проникнутся принципами, заключаемыми ей; степени и возвышенные истины, содержащиеся в ней, не заставят долго их утешаться в беде и прольют в их душу некоторый луч упования лучшего грядущего.
Предварительная инструкция
Когда убедишься в моральных качествах брата, который желает посвящения, то исследуются его способности… и пр. … Нужно чтобы он, по крайней мере, был розенкрейцером, который уже просвещался в царственном искусстве, и который показал бы расположения к принятию предстоящих ему впечатлений.
Поскольку должно отрицать существование нашей возвышенной степени, постольку он мог бы желать быть принятым в нее лишь после того как сумел бы увидеться с нашим братом и своим другом; необходимо избегать предварять его желания; нужно ему предоставить желать в течение некоторого времени, чтобы он стал более просвещенным… Вопрос с его принятием решен; его друг говорит ему, что его миссия завершена и показывает ему знак, носителем которого будет тот (неизвестный), кто придет его принимать, и за кем он впредь должен следовать.
Принятие
Зал принятия находится в подземелье, в которое спускаются через люк, закрывающий свод, и посредством лестницы, которая удаляется и возвращается после принятия. Подземелье освещается только одной лампой; на стенах, украшенных черным цветом, расположены следующие иероглифы.
Южная сторона
- 1. Скала.
- 2. Голова тельца.
- 3. Крокодил.
- 4. Медаль; в центре нее солнце; вокруг шесть планет и легенда Solsolus in medio.
- 5. Гарпия, наполовину женщина и наполовину змея, держащая двагорящих факела.
- 6. Звезда, излучающая свет с пяти своих оконечностей.
Северная сторона
- 1. Мастерок в светящемся круге.
- 2. Сабля или фригийский гарпун с позолоченной рукоятью, где читается слово Adonai золотыми буквами.
- 3. Закрытая правая рука, указательный палец поднят с указаниемв небо.
- 4. Бюст Януса на кубическом особняке.
- 5. Полная луна в своем свечении.
Восточная сторона
- 1. Светящаяся голова козла.
- 2. Сосуд, из которого истекает беловатая жидкость.
- 3. Голова собаки.
- 4. Кубический пьедестал, имитирующий мрамор.
- 5. Голова Януса с четырьмя лицами.
- 6. Колесо, водруженное злым гением, и любовь, останавливающая его ход.
Западная сторона
- 1. Змея, образующая несколько колец.
- 2. Солнце с девятью сияющими лучами.
- 3. Оружие из агата.
- 4. Кадуцей.
- 5. Фигура Ксантуса, чело, убранное диадемой над изображенными вратами.
- 6. Голова Аргуса.
- 7. Коса.
Каждой из этих фигу предшествует буква в написании степени, которая соответствует иероглифическому номеру, указанному в этой таблице:
Члены капитула облачены в черные плащи с капюшонами, способными скрывать лица.
Неофиту, введенному через лестницу в подземелье, оставляют свободу созерцания, чтобы он, рассматривая окружающие его предметы, мог составлять размышления.
Председатель прерывает тишину и, расспрашивая его обо всех своих степенях, говорит ему:
«Мой дражайший брат, множество порой несовместимых степеней, по которым ты был обязан пройти, чтобы достичь сего места, являются, о чем мы можем тебе сказать откровенно, такими безделушками, оставляемыми верховными главами нашего посвящения взрослым детям, приговоренным ими возрастать на позолоченных сиденьях Масонства, которое не является таковым только по названию. Если ты хотя бы несколько раз размышлял над различиями, царящими в ряду низших степеней, то, несомненно, отметишь, что главной целью Ордена является преобразование в невежественном множестве; а наряду с последним, очищение в горниле истинных масонов и подготовки их к тому, чтобы им мог быть безопасно доверен сущностный секрет сообщества и передана им даже охрана сего священного вклада, который должен передаваться из века в век до мгновения, когда Божественная Троица предпишет исполнение великого делания.
Степень, которую ты получишь, весьма достойный брат, является первым уровнем истинной лестницы философов; ты не ведаешь о ее существовании; и именно благодаря сокровенному убеждению, обретенному нами в твоих возвышенных добродетелях и в единодушном согласии, мы тебя позвали к себе. Раздирая на твоих глазах завесу, которая ее покрывала, мы тебе предоставляем познание возвышенного искусства, приводящее к открытию истинного философского камня, тщетно искомого профаническими масонами. Эти люди в своем глубоком заблуждении и в мании самой мерзкой виновности, восприняв буквально мистический язык мудрецов и пожелав достичь металла, достойного предмета своих желаний, употребили свою фортуну и свою жизнь в бесплодных исследованиях. Как далеко от нас те, кто столь мерзкую страсть, жажду золота, имел в качестве неприкрытого любопытства в преследовании наших секретов! Мы избираем наших адептов только среди врагов безумной гордыни,
тщеславной виновности и виновного честолюбия. Так в символических ложах мы используем необычные облачения; так мы применяем иногда странный язык, — все это для того, чтобы легче различать в этих питомниках худые растения, избегая их выбора для избрания. Уже долгое время ты являешься предметом наших наблюдений и нашего изучения; ты удостоился нашего попечения, и трудности будут устранены на твоем пути. Ты должен дерзнуть увидеть себя вознесенным к венцу познаний возвышенного искусства, адепты которого пребывают в очень малом числе. Но прежде чем идти дальше, ты должен иметь представление о наших обязательствах. Между нами нет больше ничего символического; повязка иллюзий не закрывает больше глаза; и это одна истина, которая спешит диктовать мои слова. С того мгновения как ты произнесешь свою новую присягу, то перестанешь принадлежать себе, сделавшись собственностью Ордена. Наиболее абсолютное послушание, полное отречение от своей воли, быстрое и без рассуждений исполнение приказаний, которые тебе будут переданы со стороны верховного руководства: таковыми предстанут твои обязанности. Самые ужасные наказания предназначены для клятвопреступников… и кто же клятвопреступник в глазах Ордена? Тот, кто даже в наиболее легких вещах нарушает приказы, полученные от своего начальника, или отказывается их исполнять; ибо ничто не безразлично в нашем возвышенном Ордене. Тем не менее, я должен вас настоятельно заверить, что никогда приказы, которые вы получите, не будут идти вразрез с вашими общественными обязанностями. Мы далеки от этого; наше сообщество стремится только улучшить людей, заботливо избегая всякого, способного поразить их права. Еще немного, мой брат, и ты больше узнаешь о нашем возвышенном Ордене и обретешь убеждение, что большая часть просвещенных масонов, думающих о высоких открытиях масонского искусства, заблуждаются посредством тщеславного знания и находятся еще очень далеко от истины: multi vocati, pauci vero electi (ибо много званых, но мало избранных).
С нашим содействием ты один преодолеешь преграду, которую никакой смертный не мог перейти. Ритуал твоего принятия развернет перед тобой великую книгу жизни. Это созерцание, наполняя тебя блаженством и делая нас дорогими для твоего сердца, будет нам гарантией уверенности твоего искреннего признания.
Прочти в нашем священном кодексе и вскоре, соединив свои усилия с усилиями твоих братьев, ты сейчас же ускоришь общую благодать, одно вознаграждение, ожидавшееся нами в наших тягостных трудах (Пауза). Убедился ли ты, мой брат, что масонский Орден, проповедующий шотландский обряд, пребывал в обладании принципом царственного искусства; и этот Орден один знает вящий секрет Масонства? (После ответа продолжение). Степень, которую ты спешишь получить, предстает nec plus ultra Масонства; и именно здесь Орден абсолютно открыт; здесь иероглифы, которые появятся перед твоим взором в различных степенях, разъяснены и целиком разоблачены. Нет больше декламации, построений, чтобы тебе их навязать; одна истина будет использована для твоего соблазна. Твоя задача в будущем образовывать людей, вознаграждаясь добродетелями, которые ты в них признаешь. Ты должен познать, как можно связать ноги и руки узурпаторам прав человека; ты научишься управлять людьми и господствовать над ними посредством добродетели, но не страха. Одним словом, необходимо, чтобы ты целиком посвятил себя Ордену, старающемся восстановить человека в своем первоначальном достоинстве; это господство добродетели. Необходимо, чтобы его тайное, но не менее могущественное правительство вело другие правительства к благородной цели, тем не менее, давая себя замечать только мнению и универсальному одобрению общества.
Существует значительное число наших братьев; мы распространились в самых отдаленных странах, все ведомые невидимой силой. Мы трудимся согласованно для великого возрождения и, собранные телом и душой, ничто не может помешать исполнению архитектурного замысла, начертанного нам Божественной Троицей. Только благодаря постоянному прилежанию и в глубокой тайне мы уже набросали многие работы; мы должны их завершить для счастья человечества.
Останови, мой дорогой брат, свои взгляды на широком поле, которое мы открываем для твоей деятельности; стань нашим достойным соратником и удвой наши усилия всеми своими средствами; у нас не бывает трудов без вознаграждений. В нас ты увидишь часть неведомых легионов, объединенных нерасторжимыми узами для сражения в пользу угнетенной добродетели. Мы обязаны изучаемыми нами высшими познаниями только благосклонности наших глав, пожелавших нас ими наделить, чтобы пробудить наше соревнование и привлечь нас к новым исследованиям. Подражай нам, дражайший брат, и удостойся уважения прославленных неизвестных, которые нами управляют. (Пауза).
Хорошо ли ты решил, мой брат, удостоиться встать со своими братьями на стражу и на защиту прав естества и нашего Ордена? (Кандидат отвечает). Шаг, который ты совершаешь сегодня, наиболее важный в твоей жизни. Принимая тебя в наш Орден, я ожидаю от тебя два благородных подвига, больших и достойных тебя и славного звания СУДЬИ ВЕЛИКОГО НЕИЗВЕСТНОГО ИНКВИЗИТОРА. Если ты добрый, честный и верный, то будешь соответствовать нашим обетам и нашему духу; но если ты окажешься клятвопреступником и ложным братом, не путайся среди нас, ты будешь проклятым и несчастным! Наше возмездие тебя настигнет повсюду. Поразмышляй над этим еще некоторое время, и я поспешу возвратить тебе твои металлы, и ты удалишься, если ощущаешь отвращение вступить в наше сообщество. Я уведомляю тебя, что здесь уже не место тщетному испытанию, и я разговариваю с тобой очень серьезно. Я повторяю тебе это: поразмышляй хорошо; я жду твоей последней воли… (Если неофит колеблется, то на его глаза надевают повязку и выводят за пределы помещения, которого он не должен знать; если упорствует, то его ставят коленопреклоненным у подножия суверенного посвящающего командора: неофит с раскрытой грудью держит левой рукой острие кинжала на своем сердце; его правая рука находится в левой руке председателя, и принимаемый произносит присягу).
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО. «Я… даю обет послушания совершеннейшей и пресвятой Троице, великому командору первому председателю и верховному судье неизвестного Трибунала, державному великому принцу в этой последней степени; насколько сие будет зависеть от меня, не принимать никакого брата, недостойного данной святой степени; я обещаю трудиться для торжества нашего Ордена; защищать его против всех ложных систем, которые могли бы попытаться в него внедрить. В особенности я обязуюсь содействовать своим братьям философским судьям и покровительствовать их невинности, как и невинности всякого другого несправедливо обвиняемого человека; я клянусь никогда не защищать дело тирана и отказываюсь от покровительства великих людей мира сего. Я обещаю смело сражаться за возрождение общества, за добродетель и свободу своих братьев; помогать разрушению суеверия и уничтожению узурпаторов права людей, спокойно пользующихся сегодня благами, которые они у нас захватили; обещаю никогда не предпочитать свой частный интерес общественному благу и следовать всем предписаниям Ордена. Кроме того, начиная с этого дня, я обязуюсь и торжественно обещаю уведомлять великого посвящающего командора обо всех своих открытиях, содержа перед ним свое сердце открытым; обязуюсь рассматривать всех своих братьев как самых искренних друзей, достойных вящего почтения и превосходящих профанических масонов; наконец, обязуюсь быть носителем лучшей воли для их пользы и без чуждой заинтересованности в этом. Я обещаю почитать за святые все мои домашние, общественные и гражданские обязанности. Пусть же Бог мне будет в помощь для счастья моей жизни и покоя моей души!» Посвящающий заставляет почувствовать острие кинжала, причиняющего легкий укол, и продолжает следующим образом:
«Итак, ты, мой достойный брат, очень продвинулся на пути прославленных людей. Ты сделал первый шаг, предписанный всем тем, кто обладают истинным желанием достигнуть возвышенных познаний шотландского Масонства (иезуитского). С этого момента ты ПОСТУЛАНТ в пути неизвестных судей философов. С этого дня берегись преклонять колено у подножия равного с тобой и еще больше перед теми, кто притязают быть выше тебя. Подумай зрелым умом и вспомни, что ты принадлежишь к великому установлению, работающему для счастья человечества». Затем берет его за руки и добавляет:
«В силу власти, сообщенной мне, которой я удостоился благодаря своим долгим странствиям, своей сдержанности и своему постоянству, я приемлю тебя и весьма регулярно учреждаю НЕОФИТА СУДЬЮ НЕИЗВЕСТНОГО ФИЛОСОФА, ВЕЛИКОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА; оставайся же всегда достойным этого высокого звания». Он поднимает посвящаемого брата и говорит дальше:
«Все услышанное тобой, весьма достойный брат, не для того, чтобы привлечь тех, кто, как и ты, стремились к степени, которую я имею право сообщить, и не для воодушевления их неудерживаемого пыла; они должны ожидать день света в тишине. Доверие является знаком, наиболее присущим искренней дружбе; мы должны увеличивать число наших братьев, но умеренно; мы должны избежать угрозы сделать эту степень слишком профанической, с вящей легкостью посвящая лицо, которое кажется нам нашим другом; прежде ему необходимо быть испытанным для нашей уверенности в скромности того, кого мы приемлем: много званных, но мало избранных. Обязательство, только что данное тобой, тебя наставляет в первых сведениях об этой степени, являющейся последней в Масонстве. Если все сказанное мной или все произнесенное вместе с тобой заставляет тебя сделать некоторое замечание, то говори, брат, я умоляю тебя всем самым священным для тебя; доверься мне; это мой долг и польза Ордена развеять все твои сомнения и угрызения» (Если возникают возражения, посвящающий их опровергает и разрушает; если же они тяжелые, то он их обращает верховной власти, и принятие приостанавливается; если ничего подобного не наблюдается, то неофиту сообщаются слова, знаки и пр. (1), и его приглашают подготовиться для исследования, которое он должен сделать в течение трех лет своего новициата».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕОФИТОВ
НЕИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ СУДЕЙ
«И поскольку целью Ордена является совершенствование общества, то его первая забота переносится на избрание своих членов. Все посвященные пользовались исследованием и изучением масонов, достойных быть принятыми в неизвестные философы. Значит, они должны постоянно иметь открытые глаза вокруг себя, наблюдая за людьми, начиная от вступления и даже перед его вступлением в Масонство, представляющимся звеном испытания. Равно он не должен пренебрегать наблюдением за поведением и поступками тех из своих братьев, посвященных в верховную степень судей философов, кто ему известен, давая отчет об этом своему посвящающему командору, с которым он обязан сохранять свои отношения послушания и покорности, обещанными ему, как и Ордену, в своем обязательстве.
Неизвестный судья должен предпринимать особое изучение искусства знания и суждения о наклонностях людей благодаря их внешнему настроению, их вкусам, их манер держаться, их чувств и даже привычек их одеваться. Ему следует читать Лафатера и произведения доктора Галла, чтобы ознакомиться с искусством физиогномии».
Мы спешим здесь привести несколько выводов, которые можно извлечь из предпочтения цветов одежды, предполагая все же, что выбор никак не обязан ни положению, ни условию или способу. Изначально присутствуют первичные цвета, объявляющие, в общем, в своем выборе о большей прямоте в характере, на который указывает какая-нибудь более откровенная вещь. Ложные или же происходящие из смешений цвета предстают знаками безразличия, пустоты или легкомыслия, зачастую проистекающими, как от воспитания, так и от сущности характера. Эти впечатления восприимчивы и часто варьируются по своим малым оттенкам; тем не менее, можно надеяться установить эти характеры.
ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА
- ЖЕЛТЫЙ ЗОЛОТОЙ. Цвет, посвященный СОЛНЦУ (по-еврейски schemesch, основание или Hhamah; он указывает о величии души, о проницательности).
- ЛАЗОРЕВЫЙ. Цвет, посвященный ЮПИТЕРУ (Tsedek); это общее указание на великодушие, сообразительность и соревнование для всего того, что хорошо и справедливо.
- БЕЛЫЙ. Цвет, посвященный ЛУНЕ (jareah или lebanah по причине своей белизны); он является указанием на стыдливость и робость. Если человек носит лазоревое облачение на белых одеждах, то говорят, что он исследует истину: если облачение совершенно иного цвета, можно будет подумать, что это заключает в себе сумрачный, честолюбивый и алчный характер.
- КРАСНЫЙ. Цвет, посвященный МАРСУ (Maadim по причине своего багровеющего цвета). Лазоревое облачение снизу с красным цветом есть указание на непомерное честолюбие, духа смятения, наклонности к жестокости, бесчувственности.
- ЗЕЛЕНЫЙ. Цвет, посвященный ВЕНЕРЕ (nogah, мерцающий). Это указание на характер, сложный для удовлетворения, нетерпеливый дух, полный самолюбия, легко предающий сторонников, если он не достигает желаемого.
- ПУРПУРНЫЙ. Цвет, посвященный МЕРКУРИЮ (chochab [kokab], быстрый в пути). Указание адреса, разумения, гибкости, но без изящества; незаконного честолюбия и вожделения.
- ЧЕРНЫЙ. Посвящен САТУРНУ (schabetai — тот, кто отдыхает). Указание на молчаливость, глубокие размышления, любопытство и болтливость.
СОЧЕТАЮЩИЕСЯ ЦВЕТА
- ПУРПУРНЫЙ И ЛАЗОРЕВЫЙ. Большой либерал, завистливый.
- ПУРПУРНЫЙ И РУМЯНО-КРАСНЫЙ. Гурман, жестокосердный, вспыльчивый, надменный, субъект для безнадежности.
- ВИННАЯ МЕЗГА. Запоздалый, глухой, плохой политик.
- ТЕЛЕСНЫЙ ЦВЕТ. Распутник.
- РОЗОВЫЙ. Непостоянный, честолюбивая расточительность, пренебрежительный (2).
- СИРЕНЕВЫЙ. Невежественный и алчный.
- ТУСКЛО-РЫЖИЙ. Кровожадный.
- ЦВЕТ УТРЕННЕЙ ЗАРИ. Друг человека.
- НАСТУРЦИЕВЫЙ. Настоящий лицемер.
- КРАСНОВАТО-БУРЫЙ. Своенравный.
- ЖЕЛТО-КОРИЧНЕВЫЙ. Повеса.
- ФИОЛЕТОВЫЙ. Лукавый, придирчивый человек.
- ОЛИВКОВЫЙ. Легко приводимый в возбуждение, к слезам, опускающий глаза в просьбе об услуге.
- НАСЫЩЕННЫЙ ЦВЕТ УТРЕННЕЙ ЗАРИ. Быстрый, гневный.
- СВЕТЛО-ЖЕЛТЫЙ. Плут.
- БЛЕДНО-ЖЕЛТЫЙ. Недоверчивый.
- ЗАМШЕВЫЙ. Доброе сердце, сочувствующий, щедрый.
- БЛЕДНО-РЫЖИЙ. Исключенный из Ордена.
- МОЧЕВИДНО-ЗЕЛЕНЫЙ. Неспособный на большие предприятия.
- СЕРО-ЖЕМЧУЖНЫЙ. Расточительный, плохо организованный, нетерпеливый.
- СЕРО-БЕЛЫЙ. Жестокосердный, злой, слабоумный, устройство, присущее многим вещам.
- ЦВЕТА МОРСКОЙ ВОЛНЫ. Деятельный и свободный.
- СИЗЫЙ. Непостоянный.
- ПЕСТРЫЙ. Невежественный, высокомерный, грубый.
- БЕЛО-ЛАЗОРЕВЫЙ. Возвышенный ум, гений, уносимый к высшим познаниям.
В целом, нельзя отрицать, что цвет, указывающий преобладающий вкус был очень большим указанием наклонностей индивидов. Тем не менее, это правило не является непреложным, поскольку необходимо, чтобы оно подтверждалось и другими наблюдениями.
Человек, обладающий только простой отметиной своего подлинного вкуса, объявляет об искренности и предрасположенности к добродетели. Отсутствие выбора есть указание на лживый или неопределенный характер. Всякий позволяющий себе навязывать предпочтения других свидетельствует о слабости и склонности к горестным размышлениям. Как об этом уже говорилось, выбор цвета индивидом недостаточен для составления справедливой идеи о характере; его еще необходимо изучить в своих привычных манерах; лучше охватить черты его лица. Человек перед тобой; исследуй же его; рыжие или каштановые у него волосы, светлые, русые или седоватые? Уверенный ли у него взгляд или диковатый, живой или изможденный; томный ли он, надменный, пылкий или удрученный? Посмотри ему смело в лицо или сбоку! Перенесет ли он твой взгляд с твердостью? Имеет ли он веселое настроение? Глядит ли он вверх или потупил взору долу? Сморщен ли его лоб, и каковы его морщины — горизонтальные или вертикальные? У него благородное или обыкновенное лицо, непринужденное или жеманное? Как он держит голову — правильно или преклоняя ее? Его речь упорядочена, бестолкова или прерывиста? Когда он говорит, жестикулирует ли он руками, держа тело и голову в оживленном состоянии? Приблизься к тем, кто с ним говорит, берет ли он их за руки или за одежду? Большой ли он говорун или молчун? Как он ходит, быстро или неторопливо? Кому он обязан своим воспитанием? Имеет ли он всегда перед глазами своих родителей? Како-
вым было его образование? Путешествовал ли он? В какой стране бывал? Постоянен он и тверд ли в своих решениях? Испытывал ли он трудности на своем пути? Как мог он это заслужить? Похвалами или низостями, женщинами, деньгами или друзьями? Любит ли он сатиру? Чем он занимается более охотно? Любит ли он хорошо одеваться? Он сдержан, гурман или чувственен? Воздержанный он или велеречивый при питии вина? Каков характер, который преобладает в его пьяном состоянии? Он нежный или взбешенный? Веселый или сумрачный?
Равно необходимо узнать, много или мало спит, наблюдаемый тобой субъект; является ли он сновидцем, лунатиком или говорящим во время сна; с трудом ли он пробуждается; каков вид впечатления, оказываемого на него, когда происходит пробуждение. Все эти наблюдения должны быть тщательно отмечены судьей неизвестным философом, дабы суметь составить точный отчет о предложенном ему субъекте.
После этого наброска предметов исследования посвящающий командор продолжает в следующих выражениях:
«Среди всех познаний, приобретенных тобой, ты обнаружишь, я думаю, высшую премудрость. Остается еще много других наук, которые я не вправе давать тебе в сей день; их ты достигнешь по истечении трех лет своего новициата: он может быть сокращен, принимая во внимание и отмечая добрые услуги, которые ты сможешь оказать Ордену в целом, и некоторым из наших братьев в частности.
Мне остается предоставить тебе происхождение Символической лестницы, о которой тебе будет дано более пространное разъяснение, когда придет время».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ
«Просвещенные масоны не знают, что наш Орден был первым в мире, и что произошедшая от него религия, является сущностью всех гражданских сообществ, наряду с моральными принципами, очистившими все культы; и это от святилища Масонства, излучающего свет, освещающий мироздание. Вышеуказанные масоны не могут никак отрицать, что в первые времена признавались только пять степеней познаний; и число двадцати пяти или тридцати трех степеней экоссизма — следствие любви к новшествам или порождение нескольких самовлюбленных лиц; поскольку очевидно, что для тридцати трех степеней, предположительно практикуемых сегодня, имеется только двадцать восемь апокрифов, не заслуживающих никакого доверия.
Иезуиты, присвоившие иерархическую систему Масонства, увеличили лестницу на две ступени, доведя их до семи. Для этих ловких мастеров не составило большого труда заставить принять их новшества адонирамитских масонов, которые без большой сверки рассматривали лестницу как истинный символ мистического знания. Вот сама лестница:
1-я ступень J akim; J nitiatio;
2-я — T ubalcain; Иезуиты интерпретируют T emporalis;
3-я — B ooz; } инициалы этих слов { B eneplacitus;
4-я — S chiboleth; как выражающие собой S cholasticus;
5-я — M ac-benac; семь степеней их Ордена M agister;
6-я — G homel G eneralis
7-я — N ekam. N oster.
Если ты усерден, мой брат, как я желал бы думать, то прочитаешь историю Игнатия де Лойолы (3) и об иезуитском посвящении и признаешь здесь не только символическую лестницу, но и принятие у наших адонирамитских масонов; как и у них, неофит совершает три символических странствия; он не наг и не одет; левая часть груди у него открыта и обнажено правое колено; его левый башмак в тапке и пр. Из-за каких соображений иезуиты скопировали систему своей организации на символической лестнице? Не потому ли, что они признавали ее превосходство, и эта градация была очень свойственна образованию людей, какими желали они их сделать, и для достижения единства действия, которое мы ищем в нашем возвышенном Ордене?
Будут ли масоны менее постоянными, чем эти люди, пытавшиеся заставить признавать верховенство, которое они приобрели, и посредством которого они смогли бы составить счастье общества, если бы не обратили все свои соображения к своему господству? Масоны, обладая больше очищенной целью, сумели бы достичь, по крайней мере, успеха, если бы захотели положить на это все свое усердие, на которое они способны, если бы пожелали использовать все свое просвещение, определенное им столетием? Мы не думаем об этом, но нас поощряет то, что мы вовлечены в усилия, предпринимаемые нами для просвещения людей в их подлинных интересах, рекомендуя им практику всех социальных добродетелей. Ты призван, мой брат, содействовать этому поистине божественному деланию. Именно здесь находится настоящий философский камень, с которым все металлы превращаются в золото; именно здесь союз всех знаний, обеспечиваемых царственным искусством, которое мы сумеем обратить на пользу общества и даже человеческих страстей, направляя их и применяя каждую в соответствии с ее средствами и ее свойствами.
Таковы уроки, полученные нами от наших предков и предшественников, слишком несчастных рыцарей Храма, от которых мы ведем свои установления. Если Европа просветилась, если времена варварского невежества и суеверия навсегда исчезли, то именно им мы обязаны этим благодеянием, и мы не можем переоценить их вящей признательностью. Равно бережем ли мы честь, будучи их преемниками, и не желаем ли мы лишить их славы, которая их нам возвращает? И поскольку ты вступил, как и мы, в их Орден, я думаю, что нелишним будет тебе преподать очерк пагубной катастрофы, поразившей их самым бесчестным и никак незаслуженным образом.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ РЫЦАРЕЙ ХРАМА
После смерти Бенедикта XI, произошедшей 31 июля 1304 года, кардиналы собрались, чтобы избрать нового папу, образовав две фракции — одну французскую; другую — итальянскую.
Филипп Красивый, король Франции, вынашивал замыслы, которые он не мог исполнить без содействия избираемого папы. Его партия подстрекала разделения в конклаве, чтобы проложить путь его намерениям. Он послал найти Бертрана де Гота, тогда архиепископа Бордо, и на совещании, проведенном вместе с ним, проинформировал последнего о своих замыслах и власти, которой обладал для избрания его папой; и что архиепископ стал бы таковым, если бы поклялся исполнить семь предложений, с коими монарх его поспешил ознакомить, за исключением седьмого, предназначавшегося на момент его исполнения, — все это было принято честолюбивым прелатом. Посему Филипп изложил ему шесть условий, чуждых нашей истории, после чего потребовал и принял от него клятву для исполнения седьмого, взяв в качестве заложников братьев и племянника Бертрана, избранного папой под именем Климента V.
Понтифик установил свою резиденцию в Лионе, где исполнил шесть первых условий; когда наступил благоприятный момент для исполнения седьмого, Филипп объявил ему, что оно заключалось в союзе с ним для полного уничтожения рыцарей Храма на всем пространстве христианства.
Мотив этого ужасного плана был таков, что за некоторое время до смерти Бенедикта XI в Париже вспыхнул мятеж, повлекший за собой погром монетного двора, поскольку Филипп велел изготавливать монеты низкой пробы. Восставший народ разграбил и разрушил дом Стефана Барбе (Barbet), начальника монетного двора; затем он устремился на королевский дворец, где совершил много бесчинств.
Рыцари, против которых возникла зависть могущественных врагов, подозревались в подстрекательстве этих беспорядков. С тех пор их уничтожение было предрешено Филиппом, поклявшимся в этом; ему не хватало только предлога. Когда с властью и могуществом у монарха стало хорошо, он легко нашел предлог, заставив его появиться. С этой целью он избрал двух авантюристов, именуемых Жераром Абе (Habé) и Бенедиктом Маюком (Mahuc; ритуал, называемый Монлюком — Monluc или Montluc), которым он предложил в надежде на большие вознаграждения вступить в рыцари тамплиеры, чтобы затем обвинить их в больших преступлениях.
И на самом деле эти двое несчастных, обладая внешним благочестием и видимыми качествами, были приняты. Малое время спустя они обвинили весь Орден в страшных мерзостях и попросились от него отделиться: в этом и заключалось то, что от них ожидали.
И хотя злодеи исполняют предательство, тем не менее, их измен опасаются. Король Филипп II велел казнить двух разоблачителей в чудовищных муках; и на основании того, что они его снабдили сведениями, он приказал в тот же день арестовать по всей Франции всех рыцарей-тамплиеров, здесь находившихся. Королевский указ был исполнен 13 октября 1307 года по истечении двух лет после обвинения, выдвинутого двумя предателями. Их документы, титулы, сокровища и имущество оказались конфискованными; король Карл Анжуйский предпринял то же самое у себя в Провансе. Арестованные во Франции рыцари были заключены в замок Мелюна в ожидании суда. Папа направил комиссаров, чтобы судить Якова Молэ, Великого Магистра, которого он привлек во Францию вместе с шестнадцатью рыцарями, среди которых находились Гвидо (Guy), брат Дофина Вьеннского (Dauphin de Viennois), Гуго Перальд (Péralde) и Теодор-Василий де Менонкур (Théod.-Basile de Menoncourt). Великий Магистр со своими товарищами были задержаны и подвержены чудовищным пыткам, чтобы их вынудить признать преступления, в которых они обвинялись, будучи невиновными. Их испытания безуспешно завершились: пятьдесят семь рыцарей сожгли заживо в один день и пятьдесят девять в следующий день; и так продолжалось до полного уничтожения Ордена.
Жак Молэ вместе с тремя рыцарями Ги, Перальдом и Менонкуром не подвергались первым пыткам: суд над ними папа сохранил за собой. Всех рыцарей арестовали, но не все были преданы смерти. Жак Молэ со своими тремя спутниками, промучившись в течение семи лет в кандалах, были заживо сожжены 11 марта 1314 года. Они привлекли сочувствие и слезы зрителей своей твердостью и героическим постоянством, протестующим своей невиновностью, затем доказанной одним памятным событием. Великий Магистр, готовый умереть, говорит, обращаясь к Богу: «Позволь нам поразмышлять над муками, которые мы претерпели из-за несправедливости и жестокости; прости, о, мой Бог, лживые обвинения, причинившие разрушение Ордена, которого Твое провидение избрало меня главой, и позволь, чтобы однажды разуверившийся мир узнал лучше тех, которые старались жить для Тебя. Мы надеемся на Твою благость в вознаграждении мучений и смерти, претерпеваемой нами, чтобы возрадоваться Твоему божественному присутствию в обители счастья». Затем, обращаясь к народу, он продолжает: «Вы, видящие нас готовыми умереть в языках пламени, рассудите о нашей невиновности; ибо я требую папу Климента V в течение сорока дней, а Филиппа Красивого в течение года предстать перед законным и ужасным престолом Бога, чтобы дать отчет в крови, которую они несправедливо и злодейски пролили!» Рыцарей стремительно потащили на эшафот из-за опасения народных волнений. Пророчество Якова Молэ было исполнено: Климент V умер 20 апреля этого года (1314), а Филипп Красивый 29 ноября 1314 года в Фонтенбло в возрасте 46 лет (4).
Весьма прославленный брат, для того чтобы рассмотреть это пророчество и все примечательные события ужасного преследования, ты можешь прочесть историю времен; ты в ней найдешь наиболее обстоятельные подробности. Мне остается теперь преподать тебе, почему масоны должны уделять столько интереса сему знаменитому сообществу; и почему мы расцениваем рыцарей-тамплиеров как наших предшественников и установителей; но до сих пор мне было не позволено развивать своих о ткровений; тем не менее, я скажу тебе, и на это имею право, что после завершения твоего новициата, тебе все будет открыто.
Я должен сейчас предоставить тебе познание правил нашего Ордена, дабы ты позаботился согласовать себя с ними. Я обязую тебя приготовиться с вящим вниманием; поскольку мне не позволено оставлять тебе их в письменном виде, постольку старайся запечатлеть их в своей памяти.
ПРАВИЛА ОРДЕНА СУДЕЙ НЕИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ
Статья 1. Считаться со дня своего посвящения в высшую степень судьи неизвестного философа адептом, признающим только своим главой судью командора, который его принимал.
Статья 2. Неофит должен внести, перед тем как быть принятым, в руки своего подготавливающего брата, который передаст это по праву другому брату, сумму в 300 франков, в том числе 60 франков за диплом.
Статья 3. Посвящение является только началом новициата, длящегося три года, которые могут быть сокращены только благодаря превосходным услугам, оказанным Ордену и по особому дозволению его Верховной власти. По завершении третьего года неофит достигнет вознаграждения, обязанного своему терпению, своей настойчивости и своему примерному поведению. Он будет принят в верховный разряд командоров, став пользоваться прерогативами, присущими этой степени. Он будет наделен ее сертификатом дипломом (заблаговременно оплаченным).
Статья 4. Со второго года неофит сможет представлять одного кандидата, в качествах которого будет уверен в соответствии с указанным изучением; в третий год он сможет представлять столько кандидатов, сколько будут признаны достойными подобной чести.
Статья 5. Кроме указанного выше финансового взноса, каждый посвященный передает в руки принимающего его командора золотое кольцо в знак союза, на внутренней стороне которого должно быть выгравировано имя и фамилия неофита с датой его посвящения и рядом имя братапоручителя, его представлявшего. Это кольцо передается посвящающим командором Верховной власти и полагается на колонну, к которой он принадлежит.
Статья 6. В течение своего новициата посвященный может знать лишь брата-поручителя и посвятившего его командора, и только благодаря последнему его прошения и предложения могут достичь капитула, под надзором которого он находится. Возведенный в ранг командора, он принимается в капитул, и все его члены становятся ему известными. С этих пор попечение над посвященными братьями входит в его обязанность. Ему дается разъяснение буквы Е, выгравированной на сердце орла (Éternité: Вечность, то есть уничтожение).
Статья 7. Всякий судья или неофит должен всегда быть обеспечен своим украшением (кинжалом).
Статья 8. Всякий неофит, вступая в Орден, избирает характеризующее себя имя, которое сохраняет всю свою жизнь, и под одним которым он общается со своими руководителями. Всякий судья командор, пользующийся правом распространять сертификаты своих принятий, должен иметь для легализации своей характеристики печать Ордена, носящую отличительный знак своего владельца, оттиск которой хранится в архивах верховной Власти.
Статья 9. Пять судей командоров, собранных в одном месте, где отсутствует установленный капитул, могут его образовать с одобрения верховной Власти, который даруется безвозмездно, за исключением затрат на доставку и гербового сбора, установленных неизменно в сумме 20 франков. Всякий капитул, число членов которого становится меньше пяти по причине смерти одного из них или продолжительного отсутствия в связи со сменой места жительства, по праву упраздняется и не может больше действовать как таковой.
Статья 10. Председатель всякого капитула назначается пожизненно верховной Властью по представлению трех кандидатов для капитула. Никакой капитул не может превышать числа восемнадцати членов, включая председателя.
Статья 11. Старшинство капитула регулируется его давностью; так первый капитул, установленный в провинции или в департаменте, в каком бы месте он ни находился, становится там столичным, и под его надзором пребывают все капитулы, которые будут учреждены в его округе.
Статья 12. Там, где существует капитул, никакой судья не может действовать по собственному движению без подготовки депутатов, которая предоставляется на усмотрение всех; но для посвящения необходимо, чтобы капитул совещался и приходил к соглашению. Если нет никакого капитула, то судья должен дать отчет последнему капитулу, к которому он принадлежал, и отчет верховной Власти обо всех своих действиях.
Статья 13. Всякий судья должен отвечать за свои действия перед своим капитулом; он не может ослушаться своих полномочий, отказавшись подчиняться под угрозой наказания, которое может быть объявлено против него в случае виновности.
Статья 14. Всякий капитул, желающий учредиться, направляет одному из известных ему капитулов, в том числе столичному капитулу или верховной Власти не только список своих членов, но и вносит одновременно в казну Ордена сумму в три тысячи франков (5).
Статья 15. Всякая конституция капитула исходит от верховной Власти; столичные капитулы могут ее распространять, но всегда благодаря дозволительному предписанию верховной Власти без соперничества, которое не должно мешать ничему важному.
Статья 16. Всякий капитул ответственен перед верховной Властью за каждого из своих членов; вот почему он один обладает правом юрисдикции над ними.
Статья 17. Всякий судья или неофит должен являться по призыву, который может состояться на благо Ордена, по крайней мере, по легитимным мотивам льгот, о которых он должен дать отчет своему непосредственному начальнику; их правомерность будет проверена. Если данное извинение покажется несоответствующим действительности, то будет предпринято наблюдение за поведением подозреваемого брата; если окажется недостаточным повторного увещевания, то его предадут судебному испытанию; если он от него отказывается, то признается клятвопреступником и осуждается как таковой (6). Суд ему назначается председателем капитула, если подозреваемый — судья командор; и посвящающим командором, если он — неофит. Если осужденный субъект возвращается к покаянию и подчиняется наказанию, объявленному против него, то можно и даже должно уменьшить его применение, а иногда и целиком даровать брату прощение. В противном случае, суд исполняет свое наказание по всей строгости.
Статья 18. Клятвопреступление является самой тяжким заблуждением, которое способен совершить неизвестный философ. Недостаточное соблюдение своих присяг уже клятвопреступление: наказание за это преступление настигнет виновного в любой части мира, где бы он ни считал необходимым укрыться.
Статья 19. Строго воспрещается публикация книги конституций Ордена, как и свода его положений, под угрозой быть объявленным клятвопреступником.
Статья 20. Позволяется только давать для чтения положения адептам в соответствии со следующим правилом: 1) для неофита от первой до 23 статьи; 2) для судьи командора от 24 до 34 статьи; 3) для членов вновь установленных капитулов от 35 до (пропуск) статьи и пр. Положения хранятся в дарохранительнице, сбережение которой доверено верховной Власти: они будут сообщены всем членам Ордена в день великого возрождения.
Статья 21. В случае, когда член Ордена, которому по его обязанностям было доверено хранение всех или части наших секретов и наших написанных положений, умудрится их потерять, то он обязан немедленно известить об этом руководство, в том числе членов верховной Власти, дабы использовать все возможные средства для их восстановления. Во всех случаях распространяемые копии или выдержки, либо вправе совсем не носить названий, либо должны быть записаны иероглифами; их аутентичность будет удостоверяться только оттиском властной печати, которой станут скрепляться документы.
Статья 22. В случае тяжелой болезни члена, обладающего секретами Ордена или одной из их частей, он формирует запечатанный пакет документов, касающихся Ордена, в адрес судьи командора, ближе всего к нему проживающего, чтобы быть переданными в новой обертке капитулу, к которому он принадлежит, или верховному Правлению, если он с ним связан. Этот пакет будет храниться в третьих руках, на верность которых можно рассчитывать, чтобы дальше следовать своему предназначению в случае смерти брата.
Статья 23. Великий праздник Ордена отмечается в день летнего Святого Иоанна. Равно чествуется день зимнего Святого Иоанна; хотя этот праздник обладает меньшей торжественностью и не входит в обязанность. Обычно неофиты должны в этот день совершить почетный визит к посвятившему их судье командору. «Здесь, мой брат, завершаются сообщения, которые я имел право тебе доверить. Трудись, чтобы стать достойным других познаний и возрасти в разряд судей-командоров: тогда ты получишь справедливое вознаграждение за твое усердие и твои работы».
ОРДЕН СУДЕЙ НЕИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ.
ВТОРОЙ ПУНКТ.
СТЕПЕНЬ СУДЬИ-КОМАНДОРА
ПРЕАМБУЛА. Неофит, испытанный в течение трех лет своего послушничества и найденный достойным быть избранным в достоинство судьи-командора, уведомляется об этом своим посвящающим командором. Тогда, чтобы убедиться в его расположенности, узнают о мнении, приобретенном им об Ордене. Его просят письменно изложить свои размышления обо всем том, что он мог увидеть, обо всем том, чему он был обучен древними мистериями, дав обет подчиняться всему тому, что будет предписано в новой степени, которую он желает достичь. Одинаково ему задают несколько философических вопросов, на что он будет отвечать также письменно своими доводами; наконец, будут использованы все средства, которые позволят даже судить о способах мышления, складе ума и воззрениях неофита. Все его ответы передадут в капитул, и им они будут направлены верховному Правлению, определяющему уместность его принятия. В случае, когда склонности неофита не соответствовали бы ожиданиям Ордена, то ограничиваются сообщением ему второй части истории Тамплиеров, начиная с того места, где она была прервана в 1-й степени; продолжение истории преподносится в том виде, в каком мы ее приводим ниже; неофиту же говорится, что больше нет никакого секрета, кроме только что раскрытого перед ним. Если же, наоборот, его наклонности рассмотрены и найдены подходящими, то приступают к его принятию, как мы это увидим. Неофит предупрежден, что должен обзавестись черным облачением для присутствия на капитуле; он доверяет его своему посвящающему командору, кладущему облачение на стол председателя. Затем он препровождается в капитул с теми же самыми предосторожностями, что и в 1-й степени принятия.
ПРИНЯТИЕ. Неофит введен на капитул, председатель ему говорит: «Мой досточтимый брат, ты видел, начиная с твоего принятия в Орден судей неизвестных философов, насколько необходимо применяться к познанию людей, и насколько философия является необходимой в наших лабораториях. С твоего посвящения миновало три года; в этом ты уподобился ученикам Пифагора, придерживавшихся в течение равного промежутка времени наиболее глубокого безмолвия и сохранявших его; наблюдавших за естеством в его последствиях, дабы легче возвыситься к первоначальной причине того, что им представлялось перед их взорами. На протяжении времени твоего новициата для тебя было необходимостью сделать обычными все обязанности, налагаемыми нашим Орденом; с частью его положений ты уже знаком. Тебе стало доступно судить о целях Ордена и его предназначении, и ты должен теперь знать, как их придерживаться. Золотая дарохранительница предстает перед твоими глазами; она окружена двадцатью шестью колоннами, украшенными богатыми капителями; все то чем обладает самым величественным и самым роскошным архитектура в орнаментах служит для возвышения ее славы и великолепия. Эти двадцать шесть колонн выражают для тебя равное число колен, которые охраняют и окружают Святое святых, где хранятся оракулы естества. Напрасно пытаться долгое время воздвигать храм, посвященный изучению святой философии; это цель может быть достигнутой лишь благодаря нам, только благодаря надежному установлению нашего Ордена. Каждое из колен знает своих детей; оно бдит над их философическим воспитанием; благодаря заботам своих наставников они достигнут определенного совершенства в столь сложном искусстве подлинной мудрости. Ты войдешь сегодня, мой брат, во второе колено, и ты должен там трудиться над своим совершенствованием в искусстве, проповедуемом неизвестными рабочими, средства которого почерпнуты в здравой философии. На новом пути, открывающемся перед тобой, ты будешь обязан просвещать и направлять одиноких странников, ищущих истинное знание. Если ты заметишь у них равнодушие и малое желание просвещаться, оставь их в своем печальном состоянии; изучение наших знаний требует воспитания души и определенной воодушевленности красотами естества: слабые души на это неспособны. Прежде чем больше распространиться на эту тему, необходимо, мой брат, чтобы ты вручил мне новое обязательство, которое сможет меня убедить в твоем благоразумии. Эта клятва должна сделать тебя дороже нашим сердцам, каковым ты не был до сего дня. Собираешься ли ты, дать этот новый залог своей верности Ордену и привязанности к своим братьям? (Ожидается ответ; если он согласен, то опускается на колени в том же самом положении неофита, спешащего произнести обязательство).
ОБЕТ 1-й: «Ты клянешься и обещаешь самым священным для тебя в мире практиковать милосердие и никогда не открывать имени человека, посвятившего тебя, ни места, ни способа твоего принятия». (На каждой паузе принимаемый отвечает: «Да, я клянусь и обещаю это»).
2-й: «Равно ты клянешься и обещаешь мне быть скромным в действиях; никогда не посвящать в эту степень никакого брата, даже если бы он был твоим близким другом, без согласия твоего капитула или, по крайней мере, одного из двух наших братьев, когда находишься слишком далеко от капитула, или не имеешь особого полномочия, исходящего от верховного Правления!..»
3-й: «Ты клянешься и обещаешь иметь во всякое время кроткий характер; содействовать своим братьям, а особенно судьям философам, в Ордене которых ты приобрел большую степень; помогать в их нуждах, заботиться о них в болезнях и никогда ни под каким предлогом не восставать против них!..»
4-й: «Ты клянешься и обещаешь принимать всегда истину за основу своих рассуждений; почтительно соблюдать секрет этого Ордена и передавать только с вящей осмотрительностью степень судьи избранного философа великого неизвестного командора!..»
5-й: «Ты клянешься и обещаешь трудиться над распространением Ордена, как и над его безопасностью и сохранением; во всякое время, во всяком месте и во всякий час делать, говорить и писать только то, что будет предписано мной или твоими руководителями; и уверен, что ты не окажешься обманутым, ведь приказы, которые будут тебе сообщаться, исходят от законного правления, которому ты клянешься послушанием, хотя оно до сих пор было неизвестно тебе и могло бы оставаться таковым еще долго. Ты клянешься, что будешь чтить во мне орудие верховного главы Ордена, неизвестного философа, первого рабочего великой лаборатории!..»
6-й: «Ты клянешься и обещаешь мне быть терпеливым в невзгодах и принимать в эту степень только свободных людей в своих поступках и по своей воле!..»
7-й: «Наконец, ты клянешься и обещаешь мне хранить нерушимо секреты, которые я тебе спешу доверить; никогда не прощать предателей, подвергая их участи, предназначенной для них Орденом; иметь большее почтение к масонам, облеченным высшими степенями, принимая во внимание, что наш Орден может и должен передаваться только масону 30-й степени, кому эта возвышенная степень будет сообщена согласно желательным формам по статутам Масонства. Ты клянешься и обещаешь беречь себя от излишеств в вине, яствах и женщинах, наиболее обыкновенных причинах невоздержанности и слабости. Ты клянешься и обещаешь расценивать рыцарей Мальты как самых страшных наших врагов, как узурпаторов наших прав, расхитителей наших имуществ, титулов и достоинств рыцарей философов командоров тамплиеров, наших предков и наших предшественников, и которых мы являемся законными наследниками. Клянись, дражайший брат!» Ответ: «Да, я клянусь и обещаю это!»
Повторяй за мной: «ПРЕМУДРОСТЬ, БЛАГОРАЗУМИЕ, ПРАВОСУДИЕ, БЛАГОСТЬ…» Посвящаемый брат встает только на левое колено. Командор-руководитель ему говорит:
«Посредством семи условий, которые я только что на тебя наложил во имя Ордена, и благодаря данным мне полномочиям, заслуженным мной долгими странствиями и моей умеренностью, моим рвением и моим постоянством, я регулярно приемлю тебя в число судей философов великих инспекторов, великих неизвестных командоров. Потрудись же никогда не забывать этого славного звания!»
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ. «Ты, несомненно, брат мой, не забыл о первом моральном пункте иероглифа лестницы, объяснение которого тебе давалось в день твоего посвящения. Я прибавляю еще к тому, что тебе известно, о чем профанические масоны пребывают в наибольшем заблуждении. Эта лестница принадлежит нам только частично; она является мистическим образом нашего Ордена: она состоит из двух стояков, напоминающих нам союз, имевший место между Филиппом Красивым и папой Климентом V, и силу, которую использовал сей союз против наших несчастных предшественников. Соединение этих двух стояков благодаря семи степеням, из которых она складывается, дает справедливую идею семи условий, навязанных Филиппом Бертрану де Готу, чтобы возвести последнего на кафедру Святого Петра. Эти семь ступеней представляют собой также семь пунктов обязательства, которое ты вручил мне таким же самым образом, коим король Франции заключил с архиепископом, чтобы заставить его участвовать в уничтожении рыцарей тамплиеров. И поскольку ты только что дал обязательство и поклялся в неумолимой ненависти к врагам этого Ордена, постольку ты должен соединить все свои усилия для их полного разрушения, дабы войти в обладание нашими правами, узурпированными ими.
МОРАЛЬ. После стольких забот, мой брат, ты заслужил наибольшее вознаграждение, нежели все те, которые давались тебе до сих пор: это разоблачение тайны всех эмблем Масонства. Перенеси свои воспоминания к первым степеням, полученным тобой; ты увидишь, что принимаемый в степень подмастерья должен держать в руке мастерок; и если эта формальность не исполняется в ложах, то это нужно относить лишь к глубокому невежеству, в котором пребывает большая часть досточтимых мастеров, и с которой они практикуют королевское искусство. Рассмотри степень избранника, и ты увидишь масона, вооруженного кинжалом и мечом в степени рыцаря Востока. Обрати внимание на ответ, данный в последней степени суверенному мастеру для истолкования сновидения, его беспокоившего: «Это глас Великого Архитектора, который уже долгое время тебя призывал управлять Востоком, и который повелевает тебе дать свободу пленникам… Взгляни на льва, готового тебя пожрать; это образ участи, тебе предназначенной, если ты пребудешь глух к гласу, говорившему с тобой».
Полученные тобой наставления являются средствами, способными помочь тебе разодрать повязку заблуждения и познать истину во всей ее протяженности; что и предстает единственной целью Ордена. Благодаря окончанию этого сновидения ты разумеешь судьбу, предуготовленную тем, кто оказались настолько несчастными, чтобы стать неверными в своих обязательствах в отношении нас, будучи глухими к повелениям, исходящим от верховного правления. Теперь ты сможешь, мой брат, просветить себя собственными исследованиями; огромное поле открыто для твоего изучения, и ты имеешь ключ знания; завеса разодрана для тебя с первого дня твоего посвящения в наши мистерии. Перенеси свои мысли на то, что ты увидел с тех пор; размышляй над церемониалом, который ты видел практиковавшимся; подумай хорошо над моралью, изученной тобой; и, несомненно, ты обретешь всякое знание, коим я мог обладать; убедись же сам по себе в цели Масонства.
Вернемся к степени рыцаря Востока: в одной руке он вооружен мечом; в другой — держит мастерок. В этой эмблеме ты должен распознать масонов после преследования. До него они работали без тайны; но когда оно их постигло, и они оказались преследуемы со всех сторон, меч стал необходимым для их верной защиты; и они носили его, чтобы использовать при первом нападении; это аллегорически выражено в данном действии. Но если ты исследуешь форму мастерка и форму креста, служащего украшением всякому высшему рыцарству, то признаешь в нем кинжал, необходимый для защиты против внезапного нападения; если ты равно обратишь внимание на вопросы и ответы степени, как и на цвет морской волны в ней, то не сможешь не узнать о разряде людей, о которых вопрошает наш Орден (7). Вскоре ты воспримешь с нами надежду увидеть приход великого возрождения, увидеть судей философов, реинтегрированных во всех своих правах; чего, однако, не случится без силы, отваги, непоколебимых постоянства и твердости, которые мы требуем от всех, кого принимаем разделить наши возвышенные труды.
В этом обзоре ты почувствовал, сколько попечения мы должны посвятить выбору наших новых братьев; и ты должен видеть, что за неимением земли для вещественного сооружения наших храмов, мы должны возвести их в своих сердцах. Итак, ты обязан признать, мой дражайший брат, что мы обнаруживаем в тебе все качества, которые ищем, поскольку мы тебя приняли в свою среду. Мы уповаем, что это будет для твоего счастья и процветания Ордена.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ РЫЦАРЕЙ ТАМПЛИЕРОВ
Португалия является местом, где достопочтенный Орден был с наибольшим достоинством сохранен. Король Дионисий, именовавшийся Щедрым и правивший тогда в этой стране, являлся единственным самодержцем, отказавшимся от преследования против Тамплиеров; он им покровительствовал, сохранив им имущество и продолжив орден под названием Рыцарей Христа. Если во время своего принятия в новициат, ты не приобрел полного знания обо всем имеющем отношение к уничтожению Тамплиеров, то приготовь сегодня свое внимание: ты откроешь для себя не только, как этот прославленный Орден был упразднен, но и как получилось, что с ним тесно связаны интересы масонов; ты увидишь, что масоны в действительности являются тамплиерами; что нам и не позволяло, вероятно, быть достаточно мудрыми для их наставления.
Новость о преследовании рыцарей Храма достигла Кипра, где орден обладал своим главным установлением. В отсутствие великого магистра, задержанного во Франции, они оказались побежденными Турками, взявшими у них твердыню Сен-Жан-д’Акр и несколько других укрепленных мест. Часть имуществ рыцарей Храма была передана папой Климентом V рыцарям Святого Иоанна Иерусалимского 22 мая 1312 года во время закрытия Вьеннского собора, начавшего свою работу 16 октября 1311 года. Эти рыцари еще и сегодня владеют тем самым расхищенным имуществом, и отсюда мотив праведной ненависти рыцарей Черного и Белого Орла, судей неизвестных философов, против Ордена Мальты, чувств, которые нам еще и сегодня позволительны в нашем обязательстве. Итак, число Тамплиеров, избежавшее смертоносного меча преследования, было очень маленьким, и для возмездия неслыханного злодеяния, жертвами которого они стали, они нуждались в пополнении своих утрат и принимали в свой Орден людей признанного достоинства, которых искали и находили среди масонов. Осознавая все добродетели, коими профессионально располагал этот класс выдающихся людей, рыцари полагали, что могли быть с ними хорошо связанными, только предоставив им посвящение в Ордене, что и было с усердием воспринято, а взамен Тамплиеров посвятили в масонские мистерии.
Рыцари Храма избавили своих новых братьев от варварских жестокостей, которые они могли поддерживать, как и от первопричин ужасного преследования, направленного против них. Они объявили о принятом секретно решении восполнить потерю своих братьев новыми принятиями, дабы восстановить Орден и войти в обладание своих имуществ; они взывали к содействию своих новых братьев для достижения предлагавшейся цели. Масоны аплодировали этому щедрому замыслу и с воодушевлением приняли сделанное им предложение. Они согласились, что вместо креста, украшавшего рыцарей, они принимали двуглавого орла, несущего корону; и для создания себе убежища от расследований и вероломства, важным представлялось спрятать секрет своего Ордена от всех тех, которые были недостаточно проверенными; к ним отсутствовало доверие, как к себе самим, после их изучения в различных степенях Масонства. Они постановили еще, что во избежание всякой неожиданности, пришло время пользоваться знаками и словами, имевшими аналогию с их историей.
Когда ты получал степень мастера масона, то проливал слезы на могиле мастера Хирам-Аби; самым живым образом ты возмущался против Абирама, его убийцы. Не здесь ли картина преследования Филиппом Красивым с двумя другими злодеями, объединившимися с монархом для уничтожения Тамплиеров? Не являлись ли они убийцами нашего досточтимого мастера? Эти три нечестивых подмастерья не вызывают ли в нашем сердце желание возмездия, каковое, разумеется, было осуществлено над тремя убийцами Хирама? Степени, по которым ты прошел для преуспевания в познании исторических фактов Библии (8), не заставляют ли тебя сделать справедливое применение смерти Хирама с трагическим и гибельным концом Якова Молэ, судьи философа, великого командора Ордена? Разве твое сердце не приготовилось к возмездию, и не ощущает неумолимой ненависти, в чем ты поклялся, к трем предателям, которым мы должны отмстить за смерть Якова Молэ? Вот, мой брат, истинное Масонство, какое нам было передано. Займи свое место посреди людей, мужество и добрые нравы которых составляют всю доктрину. Эта доктрина является правилом, которое ты должен связать с собой подобно тому, как мы связываем с собой нашу конституцию.
Ты теперь помещен на уровень усердных масонов, преданных нам для совершения общего возмездия. Тебя могут устрашить зависть и преследование; ты сумеешь их избежать только, тщательно соблюдая свои обязательства и скрывая от профана высокую судьбу, тебе предназначенную. Поскольку ты достиг последней степени света, удостоившись подлинного звания своими качествами и нравами, я осмелюсь надеяться, что ты подтвердишь оказанное тебе доверие, и никогда Орден не упрекнет меня в принятии обезображенного или вредоносного члена. Я нисколько не колебался, просвещая тебя об истинных мотивах нашего поведения как в отношении тебя и в том, что интересует Орден в целом, так и драгоценных преимуществах, которые ты смог из этого извлечь. Я хочу верить, мой брат, что соединяя тебя с нами священными узами самой искренней дружбы, ты приобретешь благодаря покорности наших установлений совершенства, достойные твоего усердия, составляющие основание возвышенной степени судьи философа неизвестного великого командора.
Ты теперь находишься в ранге избранных, призванных исполнить великое делание. Твое имя теперь пребывает вложенным в урну избранничеств, и твои действия тебя поведут, я надеюсь, к счастью, которое составляет твое упование, и к которому мы все стремимся… Аминь!
Судья-председатель дает лобзание новому судье и сообщает ему истинные слова и пр. (9).
ДИАЛОГ ПРИЗНАНИЯ
Вопрос: «Являешься ли ты великим командором судьей неизвестным философом?»
Ответ: «Мой брат, я знаю только Абатоса, Мендеса и Крокодила».
Вопрос: «Кому тебя представили для получения этих познаний?»
Ответ: «Престолу Всемогущества, на котором восседает правосудие».
Вопрос: «Что ты увидел, выйдя из тьмы?»
Ответ: «Суеверие, узурпацию, тиранию, лицемерие, варварство; пять фурий, готовых принести в жертву невинность» Вопрос: «Как ты решился на подобное лицезрение?»
Ответ: «Я присягал на символе чести, рискуя своими благами и своей жизнью, отмстить невинность».
Вопрос: «Что требовалось от тебя, перед тем как ты стал адептом?»
Ответ: «Клятва, содержащая это условие, которое я обещаю целиком исполнить, и я ее готов повторить вместе с вами».
Вопрос: «Что может тебя защитить от твоих врагов?»
Ответ: «Твердость моего характера, быстрота моей работы и власть моего украшения, против которого ничто не устоит».
Вопрос: «Где носишь ты это драгоценное украшение?»
Ответ: «На сердце».
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
Статья 24. Учрежденный капитул может устанавливать другой, но с позволения верховного Правления.
Статья 25. Половина финансовых средств, установленных для конституций и посвящений, вносится в общую казну Ордена, учрежденную при верховном Правлении; другая половина хранится в казне капитула, чтобы быть распределенной в виде помощи братьям, испытывающим нужду, и чтобы покрывать затраты капитула.
Статья 26. Казначей ежегодно представляет свои отчеты в день летнего солнцестояния, где он проверяется на текущем заседании: после определения кассового остатка расходные документы затем подвергаются сожжению.
Статья 27. В местах, где нет никакого капитула или, по крайней мере, на расстоянии пяти лье от всякого капитула половина финансовых средств посвящения, которые должны вноситься в казну капитула, принадлежат посвящающему судье-командору.
Статья 28. Всякому судье-командору воспрещается совершать посвящения за пределами места своего пребывания, за исключением особой миссии, которой он будет наделен капитулом или верховным Правлением. В этом случае он получает вознаграждение за свое перемещение.
Статья 29. Никакой капитул не должен хранить записи своих операций; подобная запись затем направляется в верховное Правление путями, указанными ниже, под угрозой недействительности того, что было решено. Вследствие чего ему вменят в вину принятие, исходя из регулирующего это протокола. Этот документ будет сохраняться председателем капитула.
Статья 30. Всякий капитул может регулировать внутреннюю дисциплину; но данное положение всегда подчинено одобрению верховного правления, обладающего полномочием реформировать или исправлять обустройство, но не может ничего изменять затем без содействия или без просьбы капитула.
Статья 31. Для поощрения усердия членов капитула можно наделить их правами присутствия, если ситуация с казной это позволяет.
Статья 32. Наказания, объявляемые против братьев, оказавшихся виновными, в каком бы то ни было проступке, суть следующие: выговор, порицание, исключение; и даже более тяжкие наказания, если преступление по своей природе подрывает общество. Приговоры последнего характера не могут исполняться без утверждения суда верховным Правлением.
Статья 33. Каким бы ни являлся вид исправления, на который капитул сумел бы осудить, удручившего его одного из своих членов, об этом должно проинформировать верховное Правление, которое составит ноту в отношении брата, кого это касается.
Статья 34. В целом, все то, что стремится просветить верховное Правление в вопросах нравственности и поведения членов Ордена, должно быть точно адресовано и включено в отчет, который будет направлен председателем капитула в течение трех месяцев.
ФИЛОСОФИЧЕСКИЙ И ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
(Этот алфавит несколько отличается от алфавита, опубликованного Tacxci) (10).
В этом ритуале отмечается много фрагментов, указывающих на герметическую работу и доказывающих, что занятием адептов являлось изучение операций естества под названием тайного знания. Мы расскажем об этом знании и оккультных знаниях в последующих главах, как сформировавших в Египте высшее посвящение или великие мистерии. Мы не думаем, чтобы старательный масон мог бы разумно обойтись без ознакомления с ними, создавая идею и находясь на пути толкования древних иероглифов.
Необходимо также подчеркнуть опору, которую предоставляет мнение НЕИЗВЕСТНЫХ СУДЕЙ относительно всего того, о чем мы написали в этом произведении, касаясь высших степеней и, в частности, экоссизма. Но экоссизм является иезуитским и тамплиерским; и, тем не менее, неизвестные судьи, обладавшие секретом этого практикуемого ими режима, говорят о нем следующее:
«…Вышеуказанные масоны не могут никак отрицать, что в первые времена признавались только пять степеней познаний; и число двадцати пяти или тридцати трех степеней экоссизма — следствие любви к новшествам или порождение нескольких самовлюбленных лиц; поскольку очевидно, что для тридцати трех степеней, предположительно практикуемых сегодня, ИМЕЕТСЯ ТОЛЬКО ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ АПОКРИФОВ, НЕ ЗАСЛУЖИВАЮЩИХ НИКАКОГО ДОВЕРИЯ» (см. ранее).
Что должны думать об этом неоспоримом суждении нынешние сторонники экоссизма?
Ну а мы переходим к ОККУЛЬТНОМУ МАСОНСТВУ.
Конец масонской ортодоксии
_________________________
(1) Они находятся во «Всеобщем Кровельщике».
(2) О толкованиях, даваемых цветам, существует интересное произведение Фред. Порталя (Fred. Portal) под названием: «О символических цветах в Средневековье, в Античности и в настоящее время» (Париж, 1837, а8). Его автор далек от согласия с приводимой здесь интерпретацией. Итак, если говорить только о розовом цвете, то в его книге сообщается, что он заимствует свое значение у красного и белого: красный есть символ божественной любви, белый — божественной премудрости. Одинаково известно, что в древних мистериях роза являлась символом мудрости, скромности, о чем свидетельствует посвящение Апулея. Добавим, что искусство селама (сераля), распространенное столь далеко по Востоку, дает многочисленные опровержения слишком произвольным интерпретациям судей неизвестных философов.
(3) Мы не думаем, что история, которую посвящающий брат рекомендовал для чтения соответствует той, что мы извлекли из Философического словаря, как наиболее приближающуюся к истине:
ИГНАТИЙ ДЕ ЛОЙОЛА. «Желаешь ли ты обрести громкое имя, стать основателем; будь же полностью безумцем, но с безумием, соответствующим твоему веку. Имей в своем безумии разумную основу, способную услужливо управлять твоими сумасбродствами, и будь чрезмерно настойчив. Оно могло бы привести к тому, что ты бы оказался повешенным; но если ты не таков, тогда сможешь обладать алтарями».
«По совести, имелся ли более достойный человек из мелких дворян, нежели Святой Игнатий или Святой Инаго Бискайец, поскольку это его подлинное имя? Голову ему обратила к чтению Золотая легенда, как она обращалась с тех пор к дон Кихоту Ламанчскому для прочтения рыцарских романов. Вот мой Бискайец, который поначалу становиится рыцарем Святой Приснодевы, соблюдая свое оружие в честь своей дамы. Пред ним появляется Святая Приснодева и принимает его службу; она возвращается несколько раз; она приводит ему своего Сына. Стоящий на страже дьявол, предвидящий все зло, которое ему однажды совершат иезуиты, спешит произвести в доме гам домового и разбивает все стекла: Бискайец его изгоняет знаком креста; дьявол убегает сквозь стену, оставляя в ней большое отверстие, которое показывали еще любознательным людям пятьдесят лет спустя этого события.
Его семья, видя расстройство его духа, желает его запереть, подвергнув режиму: он избавляется от семьи, как и от дьявола, и удаляется, куда глаза глядят. Он встречает Мавра и спорит с ним о Непорочном Зачатии. Мавр, принимающий его за того, кто он есть, очень быстро его покидает. Бискайец не знает, убить ли ему Мавра или молиться Богу за него; он предоставляет решение своему коню, который, будучи мудрее его, бредет обратно в свою конюшню.
Наш человек после этого приключения принимает участие в паломничестве в Вифлеем, нищенством зарабатывая себе на хлеб. Его безумие увеличивается по дороге; доминиканцы сжалились над ним в Манресе; они его охраняют у себя в течение нескольких дней и отсылают его, не имея возможности излечить.
Он отправляется в Барселону, прибывает в Венецию; его изгоняют из Венеции, он возвращается в Барселону, всегда нищенствуя, всегда впадая в экстатические состояния и часто видя Святую Приснодеву и Иисуса Христа. Наконец, он услышан; но чтобы идти в Святую Землю обращать Турок, христиан Греческой церкви, Армян и Евреев, необходимо было немного начать изучение теологии. О лучшем наш Бискайец и не мечтает; но чтобы быть теологом нужно хотя бы немного знать грамматику и латынь; но это его нисколько не смущает; он поступает в коллегию в возрасте 33 лет: над ним смеются, и он ничего не понимает».
Он отчаялся из-за невозможности идти обращать неверных: в этот раз дьявол сжалился над ним; он появился перед ним и поклялся ему верой христианина, что если тот пожелал бы предаться ему, то он сделал бы из него самого ученого мужа Церкви Божией. Игнатий не мог находиться в подчинении у подобного учителя; он возвратился в класс; получил несколько раз кнутом, но от этого не стал более ученым.
Изгнанный из коллегии Барселоны, преследуемый дьяволом, наказывавшим его за отказ, оставленный Приснодевой Марией, которая едва ли что-то предпринимала для содействия своему рыцарю, он не устрашился; и взялся пройти страну с паломниками Святого Якова; он проповедовал на улицах от города к городу. Его заключали в тюрьмы инквизиции. Избавившегося от инквизиции его поместили в тюрьму в Алькале; он скрывался затем в Саламанке, будучи и там заточенным в темницу. Затем, видя, что не бывает пророка в своем отечестве, Игнатий принял решение идти учиться в Париж, куда он предпринимает пешее путешествие в сопровождении осла, несшего его багаж, его книги и сочинения. Дон Кихот, по крайней мере, имел лошадь и оруженосца; но Игнатий не располагал ни тем, ни другим.
В Париже его преследуют те же самые злоключения, что и в Испании: с него снимают штаны в Коллегии Святой Барбы и хотят прилюдно выпороть. Его призвание, наконец, вызывает его в Рим.
Как смогла подобная экстравагантная личность воспользоваться, наконец, в Риме определенным почтением, получить учеников и стать основателем могущественного ордена, в котором пребывали очень достойные люди? Это то, что сделали настойчивость и воодушевление. Он нашел подобных себе энтузиастов, к которым присоединился. Те, обладая большей рассудочностью, нежели он, привнесли немного своего: к концу своей жизни он стал более дальновидным, обретя некоторую умелость в своем поведении. Возможно, Магомет начинал одинаково свой путь, будучи столь же безумным, как и Игнатий, в своих первых разговорах с архангелом Гавриилом; возможно, Игнатий на месте Магомета совершил бы подобные великие вещи, как и пророк, поскольку последний был столь же невежественным, сколь и отважным визионером.
Говорят обыкновенно, что такие вещи случаются лишь однажды: тем не менее, не так давно мужланистый Англичанин, более невежественный, чем Игнатий Лойола, основал общество, называющее себя квакерами, общество, по численности намного превышающее орден Игнатия. Граф фон Зинцендорф (Sinzendorf) в наши дни создал секту Моравских братьев; и страдающие судорогами духовидцы Парижа находились на грани совершения революции. Они были слишком безумными, не являясь достаточно настойчивыми».
(4) Это пророчество напоминает нам подобное же прорицание, находящееся у Цицерона: Александр принимал участие в казни Индийца, приговоренного быть сожженным заживо, Каламуса, поднятого на костер и вскричавшего там с воодушевлением: «О! Замечательный отсчет жизни; мое тело, разрушенное пламенем, оставит мою душу устремляться в обитель чистого света». Александр спросил его иронически, хотел ли он что-либо сказать. Тот ответил: «Да, только то, что скоро тебя увижу». Спустя несколько дней Александр умер в Вавилоне. Вот другой экстатический факт: Никокреон, тиран Кипра, велел растереть в мельнице для извести философа Неарха; той спокойный и презренно улыбающийся воскликнул: «Это не Неарха ты мелешь, но ничтожную оболочку, его покрывающую».
(5) С такой таксой и неудивительно, почему орден или степень судей неизвестных философов никогда и никак не имела звучания в Масонстве.
(6) К чему?... Не к смерти ли? Мы надеемся, что нет; но положение этого не говорит; и к его молчанию стоит прибавить статью 18, оставляющую лишь некоторое свободное поле для предположений.
(7) Объяснение, даваемое в 1-й степени на толкование цветов, обозначает цвет морской волны как активный и свободный. Значит, Орден требует от своих адептов деятельности и смелости.
(8) Эти факты обнаружились лишь в 1649 году: в Библии они не существуют.
(9) Проходные слова, знаки, прикосновения и шаги находятся во Всеобщем Кровельщике, наряду с ритуалом РЫЦАРЕЙ ХРИСТА.
(10) Во Всеобщем Кровельщике вы найдете слова сообщения и харак те ристики этой важной степени.
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.