Месмерианское масонство, или Обряд универсальной гармонии — Жан-Мари Рагон
Глава XXXII
Месмерианское масонство, или Обряд универсальной гармонии
В естестве был признан агент или универсальный флюид, оккультный, невесомый, управляющий и видоизменяющий существа, индивидуализи- руемый в человеческом организме, получивший имя ЖИВОТНОГО МАГ- НЕТИЗМА; это жизненная сила, которой обладает и способна излучать всякая организация.
Этот агент, по существу сообщаемый благодаря волевому желанию, заставляет подвергаться живые тела, в которые он проникает, бесконечно примечательным трансформациям и большую часть времени благотворным по своим, в высшей степени, целительным и успокоительным свойствам. Его открыл в Вене МЕСМЕР (1) в 1772 году, провозгласив сущест- вование универсального флюида, способного выделяться, передаваться и становиться средством исцеления для ряда различных заболеваний; его назвали МАГНЕТИЗМОМ по причине его притягательного тождества с магнитом. Отсюда следует, что магнетизм является в некотором смысле наукой притяжений. Обсуждаемый визионером и безумцем, он пришел в Париж в 1778 году и произвел здесь чудесные излечения, живо возбу- дившие публичное любопытство. В 1784 году правительство назначило комиссию ученых для изучения средств, которые использовал Месмер и освидетельствования полученных результатов; но доклад оказался не- благоприятным, несмотря на усилия знаменитого де Жюссьё (de Jussieu), направленные на поддержку существования чудесных последствий, пу- блично признанных ученым де Пюисегюром (2) и доктором Клоке (3). Месмер учредил в Париже в 1782 году обряд Универсальной гармо- нии (4), основанный на животном магнетизме. Тогда справедливо пола- гали, что никакая доктрина, способная поражать духи благодаря некото- рому таинственному обстоятельству, не должна была оказаться чуждой Франкмасонству.
На самом деле, если масон, достойный прекрасного звания отца семей- ства, должен, чтобы его заслужить, быть одновременно законодателем, жрецом и врачевателем, то его медицинские знания, необоснованные наблюдением и опытом, могут стать очень неполными; посему ему нужно сделаться гипнотизером, и искусство исцеления в большинстве случаев станет у него фактом, полезным для всех.
Тем самым в высших степенях, вместо того чтобы играть в свято- татство, как нынешние розенкрейцеры, и в философию под тамплиер- ской антимасонской завесой, как рыцари-кадоши, серьезно и религиозно занимались изучением, преподаванием и применением знания, предназ- наченного для благосостояния человеческого рода; что было достойнее масонов, которые предстают в этих степенях лишь наполовину благоде- тельными братьями. Но это знание должно передаваться в первой степени великих мистерий только братьям преданным человечеству, нравствен- ность которых и сдержанность была бы испытана и признана в трех сим- волических степенях, тщательно предоставляемых (5).
Эти рассмотрения нас подвигают войти в некоторые подробности о магнетизме и сомнамбулизме с целью заинтересовать и просветить боль- шую часть наших братьев, к сожалению, безучастных к магнетическим сведениям.
Франкмасон не должен отрицать того, что древние мудрецы, изучив феномены естества и законы всех творений, думали увидеть существо- вание двух миров: материального видимого и бестелесного оккультно- го мира; один, ограниченный в своих следствиях; его внешние причины и проявления в их глазах могли объясняться; другой, бесконечный в своей сущности, неизмеримый в своем могуществе; его причины для них часто оставались непроницаемыми, облаченными мистерией, в которой они мо- гли только в длительных промежутках прощупывать глубину. Они раз- ыскивали общий абсолютный критерий, которому можно было отнести эти два порядка феноменов, чтобы разъяснить большую часть чудес и опе- раций, кажущихся сверхъестественными. Дальше мы увидим, что эти два мира являются лишь одним; и мы надеемся, что магнетизм приведет к от- крытию абсолютного критерия (6).
_________________
(1) Франц Антон Месмер, родившийся в Вейле, великое герцогство Баден- ское, в 1734 году. Он переехал из Парижа в Англию и умер в Мерсбур- ге
(Баден-Вюртемберг) в 1815 году. Поначалу знаменитый, затем почти забытый; его имя сегодня снова по справедливости обретает блеск. Его произведениями являются: Воспоминания об открытии животного магнетизма; Исторический обзор фактов, относящихся к магне- тизму. Mesmerismus, 2 vol. in-8.
(2) Он является автором: Животный магнетизм, 1807, 1809, in-8; Физиче- ские исследования, эксперименты и наблюдения человека в состоя- нии сомнамбулизма, вызванного магнетическим воздействием, 1811, in-8.
(3) Магнетизм, несмотря на очевидность, был расценен как обман и фоку- сничество Факультетом; затем произошла революция 1789 года, когда магнетизм и сомнамбулизм полностью потерялись из виду.
(4) Смотреть Кровельщик этой степени, где обнаруживаются характиры (начертания), используемые в теории мироздания Месмера.
(5) В древности священные вещи разоблачались только после серьезных ис- пытаний и посвящения в мистерии знания; здесь должен был присутст- вовать магнетизм и сомнамбулизм, как и медицина: знание и практика могли доверяться только людям, посвященным в особую школу, имев- шую целью исцелять.
(6) Критерий (Criterium), отметина истины. Абсолют, независимый. Абсо- лютное является противопоставлением относительному; это сущность вещей, рассматриваемая в самой себе, независимо от всякого соотноше- ния. АБСОЛЮТ — это БОГ.
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.