Гермес — Жан-Мари Рагон
Глава XL
ГЕРМЕС
Египет произвел из своей среды человека совершенной премудрости, посвященного в тайные знания Индии, Персии и Эфиопии, именовавшего- ся Тотом или Фтатом (Phtath) своими соотечественниками, Таутом Финикийцами, Гермесом Трисмегистом Греками и Адрисом раввинами: «Казалось бы, естество его избрало своим любимцем, наделив всеми необходимыми качествами для своего изучения и совершенного познания. Бог в него, так сказать, вливал все знания и искусства, дабы он ими просветил весь мир».
Он изобрел много вещей, необходимых для жизни, дав им соответствующие имена; он научил людей способу записывать свои мысли и упорядочивать рассуждение. Он установил церемонии, соблюдаемые для культа каждого бога; он наблюдал за ходом светил; он изобрел музыку, различные телесные упражнения, арифметику, медицину, металлургию, трехструнную лиру; он настроил три тональности голоса, взяв высокую для лета, низкую для зимы и среднюю для весны (тогда существовало только три времени года). Именно он обучил Греков способу интерпретации понятий и вещей, откуда он и получил имя ГЕРМЕСА, что означает толкователя.
В Египте он установил иероглифы; он избрал одно определенное число людей, которых посчитал наиболее подходящими для сохранения своих тайн; и только они могли достигнуть престола и воспринять обязанности мистерий; он их объединил, сделав священниками Бога живого (1); и обучил их знаниям и искусствам, объяснив символы, которые их прикрывали. Среди этих знаний существовали тайны, сообщавшиеся им только при условии, налагаемом УЖАСНОЙ клятвой, раскрывать их лишь тем, кто после длительного испытания оказывались достойными их наследовать: цари им воспрещали их разглашать даже под угрозой жизни. Этот секрет назывался ЖРЕЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ, заключая в себе алхимию, астрологию, магизм (магию), знание духов и пр. Оно им предоставляло ключ иероглифов каждого из знаний, которые рассматривались в качестве священных и сохранялись в самых тайных местах храмов (2).
В течение долгих лет соблюдавшаяся посвященными жрецами большая тайна и высшие знания, ими проповедуемые, заставили уважать и почитать весь Египет, который расценивался иными народами как коллегия, святилище знаний и искусств. Окружавшая их мистерия живо возбуждала любопытство. Орфей, так сказать, превращался в египтянина; его посвящали в теологию и в физику. Он настолько проникался идеями и умозаключениями своих установителей, что гимны проявляют скорее египетского жреца, чем греческого поэта; и он был первым, кто перенес в Грецию египетские мифы.
Пифагор, всегда ревностный к познанию, согласился даже претерпеть обрезание, чтобы попасть в число посвященных; и именно в глубине святилища ему были открыты оккультные знания. Посвященные в то или другое знание, просвещенные мифами, загадками, аллегориями, иероглифами, начиная с того, что касалось мистерий в их рассказах, писали таинственно и продолжали скрывать знание под завесой вымыслов.
Когда уничтожение нескольких городов и разрушение почти всего Египта царем Персии Камбизом (528 год до нашей эры) рассеяли большую часть жрецов по Греции и другим странам, они принесли туда свои знания, продолжая преподавать их загадочным образом; иными словами, всегда под сенью сказок и иероглифов; дабы профан, взирая на них, ничего не увидел, и ничего не уразумел, их слушая. Все авторы черпали от этого источника; но эти мистерии, скрытые под такими неизъяснимыми оболоч- ками, завершились порождением ряда абсурдностей, которые из Греции распространились по всей земле.
Афанасий Кирхер в своей OEdipus oegyptiacus (t. II, De Alchym., c. 1) выражается следующим образом по поводу Гермеса:
«Достоверно известно, что первые люди владели искусством изготовления золота, либо путем извлечения его из всяких видов материи, либо в трасмутации металлов, и всякий, кто сомневался или желал это отрицать, рассматривался бы совершенно невежественным в истории. Жрецы, цари и главы династии были одними в нем сведущими. Это искусство всегда сохранялось в большом секрете; и лица, являвшиеся его обладателями, всегда сберегали глубокое безмолвие, страшась, что лаборато- рии и самые сокровенные святилища естества окажутся открытыми для невежественного народа, который бы обратил данное познание во вред и для разрушения Республики. Значит, изобретательный и благоразумный Гермес, предвидя опасность, угрожавшую Державе, имел основание утаить это искусство изготовления золота под тем же самыми завесами и теми же самыми иероглифическими сумраками, которыми пользовались для сокрытия от профанического народа части философии, касавшейся Бога, ангелов и мироздания».
Понадобилась очевидность и сила истины, чтобы вырвать такие признания у весьма ученого отца, боровшегося во многих обстоятельствах за философский камень.
Всякий непредвзятый читатель рассудит, как и он, не только если он изучает историю, но и если ищет ответ на то, как необыкновенные памятники, великолепные храмы, роскошные дворцы, безмерные труды, покрывшие землю Египта, могли быть задуманы, предприняты и осущест- влены. Золота мира в ту эпоху явно недоставало.
Но золото, скопившееся для такого использования, вышло из священ- ных лабораторий. Жрецы, посвященные и цари были согласны: они задумывали, это являлось желанием, самые гигантские творения, и без шума сооружались наиболее грандиозные здания для удовлетворения удивлявшихся людей и во славу знания и городов, богатство которых оно основало. Разве не сказал Плиний, что цари Египта в своем великолепии возводили эти чудеса света только чтобы использовать свои несметные богатства? Откуда они произошли, если не от герметического искусства? Семирамида воздвигла в Вавилоне храм в честь Юпитера, на вершине которого распорядилась поместить три статуи из золота высотой в 40 футов, изображающие Юпитера, Юнону и богиню Опс, весившие каждая по 1000 вавилонских талантов, за исключением статуи Юноны, весившей только 800 талантов. В храме находились два льва и две змеи из серебра: каждая фигура огромной величины весила 30 талантов; и в зале золотой стол длиною в 40 футов и шириной в 12 весил 50 талантов. Статуя Опс держала в правой руке голову змеи, а в другой — каменный скипетр. Делать каменные скипетры для золотой статуи? Нет. Это было бы смехотворно, если бы не несло в себе символики. Но богиня Опс (богатства) являлась герметическим изображением: ее стало естественно так пред- ставлять, поскольку золотом философов назывался камень, а их ртутью именовалась змея. Опс или земля, будучи здесь материей, держала в руке два символа для указания, что она заключала в себе оба начала искусства, которое представая источником богатств, побуждало рассматривать Опс как богиню, откуда происходит opulentia, роскошь. Два льва и две змеи восполняют аллегорию, поскольку обозначают материальные начала делания в течение алхимической операции.
Юпитер и Юнона, брат и сестра, находились в этом зале с их великой матерью (Опс) перед золотым столом, общим для троих, поскольку про- исходили из того же самого начала, превращающего в золото, из которого извлекались две вещи: воздушная и ртутная влажность, а также устойчивая и огненная земля; объединившись вместе, они творили одну и ту же вещь, называемую герметическим золотом, общим для троих, ибо они составлены из него.
Здесь уместно отметить, насколько все эти распространенные в изобилии роскошества обогатили сам народ: перенесемся к Исходу Евреев, когда Моисей им повелел (со сторонней порядочностью) похитить золотые и серебряные вазы своих хозяев. Эти Евреи представлялись рабами, бедными, грязными и прокаженными; они могли пребывать лишь у самых ничтожнейших из народа; и если эти люди последнего сословия обладали золотыми и серебряными сосудами, что же тогда должны были иметь высшие классы, жрецы и Фараоны?
Но, спросите вы, как же те, кто в нынешние времена пришли, чтобы овладеть этим знанием, жили без роскошеств и умерли, не оставив больших богатств?
Они хорошо сохранились: это знание предписывает сдержанность, благотворительность и скромность. На самом деле такой философ разоблачается, когда исцеляет умирающего человека как бы чудесным образом; и его благодеяния (пожертвования, вспомоществования, щедрости и пр.) были известны; все те, кто сомневались или не верили (не отрицал ли ты алгебру, когда она создавалась?), будут подозревать: философ станет обуреваемым; его жизнь окажется под угрозой; его начнут преследовать больные, нищие, и то, что самое худшее — алчные, честолюбивые, выдумщики и пр. Ему станет необходимым удалиться в изгнание и скрыться или жить безвестно, прежде чем раскрыть себя в опрометчиво дарованном благодеянии.
Приведем то, что ученый Патер Кирхер говорит о философическом эликсире или золотой медицине; итак, он продолжает:
«Египтяне нисколько не имели в виду практику этого камня, и если они касались некоей вещи приготовления металлов, и когда разоблачали самые секретные сокровища минералов, то не разумели в этом того, что понимают древние и современные алхимики (ну и что же, спросим мы, тогда они разумели?); но они указывали на определенную субстанцию низшего мира, аналогичную солнцу, наделенную превосходными добродетелями и свойствами столь удивительными, что они превыше всего, что можно понять человеческим разумением; то есть квинтэссенцию, скрытую во всех смешениях, пропитанную добродетелью универсального мирового духа; и всякий, вдохновленный от Бога и просвещенный божественным светом, способный найти средство ее извлечь, стал бы избавлен от всех немощей, приступив к жизни, полной радостей и удовлетворений».
Мы спешим перейти к философической интерпретации символов, иероглифов и мифов, под которыми сокрыты разными способами операции герметического делания. С данной точки зрения мы последовательно изучим историю Осириса, Исиды и Гора, содержащую рассказ о Тифоне; мы дадим: обзор жреческого искусства, показав все операции делания; значение быка Аписа, равно и смысл различных символических животных; наконец, рассмотрим разные иероглифические растения, многие из которых сегодня отражены на религиозных памятниках в непонятных очертаниях. Мы полагаем должным сказать об этом, чтобы облегчить разумение читателям, мало осведомленным в этих изображениях, фигурирующих по большей части бесцельно, не сделавшись более понятными самим строителям, которые с течением столетий утратили ключ данных символов.
(1) «В Египте за 1500 лет до Моисея почитался в мистериях ЕДИНЫЙ ВЕРХОВНЫЙ БОГ, называемый одним несотворенным. Второстепенно страна поклонялась семи богам (откуда неделя, означающая семь утр). Именно Гермесу, жившему за 1500 лет до Моисея, приписывают опи- сание или прикровение (индийского) культа, разоблаченного и вновь сокрытого Моисеем. Согласно некоторым авторам Моисей не являлся первым священным писателем; значит, прежде самого разоблачителя существовал рассказчик.
Моисей не желал изменять закону Гермеса, кроме большинства его мистических богов».
(2) В Посвятительной Летописи мы приводим печать Гермеса (универсальный иероглиф).
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.