Последствия варварства — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Последствия варварства — Жан-Мари Рагон

Глава XLV

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ВАРВАРСТВА

 

«Эти сочинения, в которых превосходящие свои столетия люди, всегда упреждающие их, отразили бессмертные результаты своего знания, заставив познать самые тайные мистерии человеческой организации, благодаря чему все сочетается, развивается, растворяется и трансформируется в универсальной лаборатории; эти сочинения оказались лишенными по- священных для интерпретации их мистерий и секретов.

 

Старательные люди того времени, для которых книга за семью печатями оставалась скрытой, блуждая без поводыря, подчинили эти возвышенные знания своему непросвещенному рассудку: непроницаемая для них каббала утратила свое значение; алхимия и иатриция становились химией и медициной; астрология обратилась в астрономию; магизм истолковывался как магия (1), колдовство; даже магнетизм, некогда являвшийся сущностной часть искусства исцеления, был одинаково предан забвению; к счастью, его обнаружил Месмер, изучая влияние планет на человека; и под этим наименованием он сделался любопытной частью оккультных знаний тайной лаборатории магизма в общественной области науки.

 

Во времена европейского невежества и нетерпимых верований средневековья подвергались клевете и преследовались те, кто предавались определенным исследованиям этих знаний, дабы не утратить их нить; и под суеверным предлогом, что они посягали святотатственной рукой на священный ковчег веры, их изгоняли (2), обвиняли в колдовстве (3), чародействе и осуждали на смерть в пламени костров для вящей славы Божией, у которого они были самыми искренними почитателями и настоящими толкователями Его трудов.

 

Слепой фанатизм и преследования рассеяли или уничтожили почти полностью этих старательных тружеников античной философии; и в возрождении просвещения неполное знание и сомнение в насмешливом стиле оказались немощными ничего произвести, что стало бы способным заменить утраченное или представлявшееся таковым; хотя несколько великих гениев, разбросанных среди людей, в тайне занимались просвещением пути человечества, несмотря на пренебрежение лиц, которые в глазах большинства считались учеными.

 

В эту эпоху сомнения об оккультизме ФУРЬЕ не пренебрегал изучением светил и их воздействий. Этот возвышенный гений не опасался углу- бить мистерии и тайны античного знания, в чем он был чудесным образом вознагражден благодаря открытию законов УНИВЕРСАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ и ЕДИНСТВА, этого верховного сплетения причинной цепи. Он мог тогда проникнуть дальше, нежели его предшественники и сам Лейбниц в разумении мистерий естества. По примеру алхимиков он предоставил результаты знания, не ознакомив с образом действий, которые ему их обеспечили».

 

Избранные и усердные масоны, идите по его следам, откажитесь от масонских бессмысленностей, посвятите ваши умы ученым изысканиям, предайтесь сами размышлениям, которыми занимались древние мудрецы, просвещайтесь, чтобы наставлять ваших братьев, и дабы серьезное изучение полезных знаний стало целью ваших философических заседаний; разоблачите в них древние мистерии, коих вы станете славными толкователями. Я дерзнул начертать ваш путь: СТАНЬТЕ ПОСВЯЩЕННЫМИ!

 

КРАТКАЯ ЗАМЕТКА О ФУРЬЕ

 

Франсуа-Мари-Шарль Фурье, родившийся в Безансоне в 1772 году и умерший в 1837 году, является основателем Социальной фаланстерианской школы. В нашей философической галерее он фигурирует как автор Теории четырех движений и всеобщих судеб (4).

 

Фурье, которого можно было бы пытаться считать франкмасоном, вы- ражается следующим образом в своей теории, опубликованной в 1840 году (1 том формата а8 с предисловием издателей):

 

«Бог является врагом единообразия; Он желает, чтобы движение непрерывно варьировалось либо в последовательности, либо в распадении. С этой целью он периодически раскрывает в наших обществах зародыши благодетельных или вредоносных новшеств; справедливо рассуждать об использовании этих зародышей, заглушая скверные, как политические общества, развивая добрые, такие как Франкмасонство».

 

Какая спасительная партия смогла бы извлечь пользу от Франкмасонства, достигшего действенной принадлежности к себе во всех цивилизованных пределах и составляющего только зажиточный класс под покрови- тельством вельмож во главе его, и которое приучило народ смотреть без зависти на свои таинственные ассамблеи, проходящие в секрете и подальше от грубого профана.

 

Вот вопрос совершенно новый для столетия, не умеющего различать ресурсы, предоставляемые этим установлением: это алмаз, которым мы пренебрегаем, не зная его цены. Так дикари Гуаханы попирали под ноги слитки золота, прежде чем европейская алчность их научила его ценности».

 

Это просвещенность, это воодушевление глубокого мыслителя еще ничего не произвели — настолько во власти силы инерции дух масонов! Скажем здесь для масонов, которые не читали Фурье несколько слов из его системы.

 

Этот философ явился, чтобы восполнить труд Ньютона, открыв за- кон страстного притяжения. В своей обширной сколь искусной, столь и верной системе он обнаружил универсальную аналогию, законы единства и гармонии миров. Фурье был экстатической личностью, и эта предрасположенность к экстазу дает ключ к его предвидениям.

 

Ньютон развил указанное до него начало звездного (материального) притяжения, заставляющее всю планетарную систему тяготеть вокруг своего стержневого светила, производя гармонию небесных тел. Следовательно, притяжение является законом (законом любви), который правит всем мирозданием. Для исполнения этого могущественного закона Бог никогда не использует принуждения: Он возбуждает свои многочисленные творения к тому, что желает, чтобы они сделали; их свобо- да и их счастья являются результатом их послушания данному закону, называемому Фурье страстным притяжением или законом гармонии и счастья.

 

Характером этого божественного закона является единство или единственное универсальное начало, причина порядка, всеобщей гармонии и простоты в средствах порождения (см. выше); откуда проистекает, что начало, правящее в естестве материальным или телами вещей и существ, предстает тем же, что правит их минеральным, растительным и животным воодушевлением.

 

Фурье идет дальше: он рассматривает человека как установленного Богом царем земли и, согласно началу единства, все сущее на земле должно сообразовываться с человеком; земля должна отражать человека, поскольку сам человек отражает Бога. Значит, все сотворенные существа находятся в соответствии с двойным (материальным и анимическим) естеством человека; и этот исследователь называет закон соотношений универсальной аналогией, безграничным знанием благодаря которому он открывает историю будущего и прошлого; таким образом, следуя ему, животные и растения являются такими же иероглифами по отношению к человеческим предназначениям; и которые учит разгадывать аналогия. К сожалению, Фурье не создал полного трактата о страстной ботанике (5): он ограничился только ключом системы и классификации; он соединил с предписанием примеры, придающие привлекательность этому знанию. Процитируем:

 

САМШИТ, эмблема бедности, обитает в засушливых местах и на неблагоприятных почвах, как нищий, сведенный к утлому жилищу. Мы ви- дим насекомых, привязывающихся к нему как будто к бедному, который не имеет средства от них защититься. Нищий не имеет удовольствий: естество изобразило этот результат, лишая цветения лепестки самшита, являющиеся эмблемами радостей. Его плод наподобие опрокинутого чугунка, образа кухни бедняка, сведенного к ничтожеству. Его лист испещрен ложечками, чтобы собирать капли воды, как и рука нищего, ищущего подаяния от сочувствия проходящих мимо людей. Его древо зажато и как бы сильно перевязано в аллюзии на суровую жизнь и смущение отверженного, которым правит антисанитария, изображаемая смрадным маслом, добываемым из самшита. ОМЕЛА это портрет паразита; живущая жизненным соком другого; она развивается безразлично в прямом или переносном смысле наподобие интригана, надевающего все маски. Омелу отображает двойственность ее листа; ее клейковина оказывается силком для птиц, в который они попадают, как и глупцы поддаются на ухищрения паразита.

 

БАЛЬЗАМИН. Фурье описывает в этом цветке предприимчивого и удачливого интригана.

 

РЯБЧИК ИМПЕРАТОРСКИЙ представляет собой картину смирен- ного мастерства; искусности ученого или художника. Этот цветок, обладающий шестью перевернутыми и восходящими венчиками и густой листвой, как и у бальзамина, и истинной формы (треугольная форма лилии и тюльпана). Он вызывает живой интерес аксессуаром из шести слез, которые обнаруживаются на дне чашечки. Каждый прохожий по- ражается: кажется, что цветок пребывал в печали; он склоняет головку и распространяет крупные слезы, сокрытые под его тычинками. Значит он — эмблема стенающего в тайне сословия. Это сословие весьма умело; поскольку цветок несет на своем знамени артистический знак — пучок листьев, собранных наверху стебля в качестве символа возвышенной и благородной предприимчивости, знаний и искусств. Этот разумеющий класс предстает сословием полезных ученых, обязанных склоняться перед плебейским тщеславием; одинаково и растение преклоняет свои прекрасные цветки в положении страдания. Они набухли от сокрытых слез: образ участи ученых и художников, главного украшения общества. Этот цветок оранжевого цвета, олицетворяющий собой энтузиазм по аналогии с сословием ученых и художников, не обладающих иной поддержки, кроме воодушевления против бедности. Таковы сущности, сколь бы незначительными они ни казались на первый взгляд, украшенные верностью интерпретации и своей иероглифической обоснованностью. КОНЕЦ

 

Примечания: (1) Один физик по имени Этейлла учредил в Париже 1 июля 1795 года (II год) школу магии, где он публично преподавал: на ее курсы приглашали афиши, написанные на стенах столицы.

 

Уже Шрёдер, называемый Немецким Калиостро, открыл в 1779 году в ложе Сарребурга свою школу магии, теософии и алхимии в четырех степенях, которым он дал название Исправленного обряда Розы и Креста (см. выше) (2) В 1243 году папа Григорий IX подверг анафеме императора Фридриха II, сообщая, что тот использовал против него медицинский меч Святого Петра и опубликовал в духе кротости определение об отлучении. Этот дух кротости снял клятву верности с подданных императора, низложил его и передал корону другому принцу.

 

Добрый кюре Парижа, получив наказ опубликовать это отлучение, сказал с амвона: «Я имею приказ обличить императора как отлученного. Я не ведаю почему: я изучил только, что между ним и папой случился большой спор. Я не могу сказать, на какой стороне правда: но поскольку я могу отлучить, постольку отлучаю из них того, кто был не прав».

 

(3) Знаменитый философ АЛЬБЕРТ, которого за огромное разнообразие его познаний стали именовать ВЕЛИКИМ, прослыл колдуном благодаря своим современникам из-за своей великой образованности. Назначен епископом Регенсбурга в… и снят с должности в 1263 году. Он умер в Кёльне в 1280 году.

 

(4) В ожидании достойного памятника ему от его почитателей его прах скромно покоится на кладбище Монмартра в Париже.

 

(5) Господин Туссенель, вдохновленный Фурье, в своей Страстной Зооло- гии (духе животных) и живописным стилем, отличающим этого резкого и ученого сочинителя, написал любопытные вещи о звездном происхождении множества растений, плодов, животных и металлов.

 

  перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.




Back to Top