Первая часть. Первая Глава. Масонская ортодоксия. — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Первая часть. Первая Глава. Масонская ортодоксия. — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

 Глава I

 

РАЗОБЛАЧАЕМ ЛОЖНОЕ ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ

К ИСТИННОМУ

 

Прежде чем приступить к нашему материалу, напомним быстро, чтобы облегчить разумение темы, которой мы займемся в Посвятительной летописи, о весьма современном происхождении Франкмасонства в Европе. Мы констатировали в 1-м томе об уничтожении в мире древних посвятительных мистерий на руинах Алезии (1) или Ализы, великого города кельтической Галлии, столицы Мандубиев в первой Лионезе, кельтских Фив, древней метрополии и гробницы посвящения друидического культа и галльской свободы.

 

Известно, что Верцингеторикс из страны Арвернов (Arvernes) поднял в 53 году до нашей веры против римского ига всю центральную Галлию, покоренную Цезарю. Его назначили главой конфедерации. Несмотря на чудеса отваги, этот знаменитый вождь оказался побежденным; затем, будучи осажденным в течение следующего года в Алезии, он поддерживал оттуда героическую борьбу и был вынужден сдаться. После того, как он послужил украшением кровавого триумфа победителя, его задушили в Риме в 47 году до нашей эры. Цезарь, испытывая варварский гнев, перерезал гарнизон, перебил жителей и жрецов коллегии, разграбил и сровнял с землей этот богатый и ученый город.

 

Недалеко отсюда процветал Бибракт, матерь знаний, душа первоначальных наций, город, равно знаменитый своей священной коллегией Друидов, цивилизацией, своими школами, в которых 40 000 учеников изучали философию, литературу, грамматику, юриспруденцию, медицину, астрологию, оккультные науки, архитектуру и пр. Соперничающий с Фивами, Мемфисом, Афинами и Римом, он располагал амфитеатром для гладиаторов, окруженным колоссальными статуями, размещавшим 100 000 зрителей, капитолием, храмами Януса, Плутона, Прозерпины, Юпитера, Аполлона, Минервы, Кибелы, Венеры, Анубиса; и посреди этих великолепных зданий имелась навмахия со своим огромным бассейном, невероятной конструкции, гигантским памятником, где плавали барки и галеры, предназначенные для морских поединков; затем шли Марсово поле, акведук, фонтаны, публичные бани и, наконец, стены, основание которых восходило к героическим временам. Но Сакровир, вождь Галлов, восставших против римского деспотизма, был разбит в царствование Тиберия в 21 году до нашей эры Силием (Silius) вблизи этого великого города и предан смерти со своими заговорщиками на костре на глазах осаждающих и перед разграблением самого города.

 

Царедворцы эпохи (в Галлии их всегда оказывалось предостаточно) изменили знаменитое имя Бибракта на название Августодунум (Augustodunum), которое путем сокращения и как бы для сокрытия увековечивания срама льстецов стало Отюном (Autun) (2).

 

Основанный в 2000 году до Рождества Христова Арль был разорен в 270 году. Эта метрополия Галлов, восстановленная сорок лет спустя Константина, сохраняет еще некоторые остатки своего античного блеска: амфитеатр, капитолий, гранитный обелиск 17-ти метров в высоту, триумфальную арку, катакомбы и т. д.

 

Так заканчивается кельтская и галльская цивилизация; уже Цезарь, в варварстве достойный Рима, довершил уничтожение древних мистерий разграблением храмов и посвятительных коллегий, перебив посвященных и друидов. Оставался Рим; но он обладал всегда лишь малыми мистериями, этой тенью тайного знания; великое посвящение угасло. Историки (практического масонства) говорят о корпорациях строителей, которые сенат направлял в Галлию в обозе римских войск, чтобы возвести здесь восемьсот городов, которые, по сообщению Плиния, Цезарь разрушил вместе с кельтскими и друидическими памятниками. Эти зодчие сумели хорошо восстановить пояса укреплений и реконструировать здания; но они не могли основать посвятительных коллегий. Сведущие в гражданской и священной архитектуре, они были чужды мистериям тайной доктрины, погрузившимся в сон более чем на пятнадцать веков перед своим пробуждением.

 

В действительности, сообщества строителей и других сословий не имели ничего общего ни с древней философской доктриной, поскольку не владели миссией ее распространять, ни с учением современного франкмасонства, еще не существовавшего; но скажут, что в этих ремесленных товариществах давалось звание братьев; это ровным счетом ничего не доказывает, ведь инквизитор, говоривший со своей аудиторией, пользовался таким же словом; но те из его братьев, которые не мыслили, как и он, вскоре осуждались и заживо сжигались. Впрочем, в Риме существовала коллегия Арвальских братьев для Амбарвальских жертвоприношений (Римских рогаций), состоявшая из двенадцати главных граждан, которые, конечно, никак не притязали на посвящение в египетские мистерии. Рабочие-строители не имели и не могли иметь подобного притязания. Это непосвященные писатели с начала возрождения посвящения в конце XVII-го столетия присвоили данным товариществам практикующих строителей значимость, чуждую их профессии. Эти неумелые авторы имели последователей, которые, пренебрегая просвещенностью идущего и разоблачающего времени, еще и в наши дни подражали тем же самым заблуждениям, то есть ходили, несмотря на свет, в том же самом мраке, и они продолжают принимать строительные труды за масонские работы.

 

Все постановления, дарующие привилегии этим полезным братствам, подтверждают сказанное нами: посмотрим конституцию от 926 года, предоставленную королю Эдвину и одобренную представителями рабочих корпораций королевства, основавшую в Йорке административный центр товарищества мастеровых масонов (freemasons, вольных каменщиков). В ней мы не находим никакого правила, касающегося философического общества: значит, Франкмасонство не имеет ничего общего с этим пактом каменщиков-строителей, который не мог быть составленным, чтобы позже регламентировать франкмасонское установление. Мы сожалеем, что по данной тематике пребываем в несогласии с нашими превосходными братьями из Соединенных Штатов, считающих себя правопреемниками строителей, о которых встал вопрос в Йорке. Их продолжительное заблуждение слишком велико, чтобы их пишущие собратья рано или поздно рассеяли бы этот морок. Масонство Йорка не имело отношения к Франкмасонству, каковым теперь является устав Йорк.

 

Представляющееся подлинным или близко к таковому в рассказах, составленных о братстве Эредом (Кильвининга) в пользу мастеровых каменщиков, которые, как считается, являлись частью войска короля Роберта Брюса в битве при Баннокберне в 1314 году, не может иметь никакого отношения к франкмасонскому установлению, доктрина и миссия коего еще не были известны.

 

Постройка башни Кильвиннинга от 1151 года приводилась в качестве первого сооружения, возведенного в Шотландии корпорацией иностранных мастеровых. Появившиеся позже фокусники связали с этим фактом происхождение Шотландского масонства. Здесь нет ничего, кроме абсурда; стало бы понятным, когда бы умелый архитектор украсил данное сооружение новым орденом под названием шотландской архитектуры; но сие не могло называться Шотландским масонством, ведь не говорят же ни о Коринфском масонстве, ни о Дорическом масонстве.

 

Рагон. Масонская ортодоксия

 

Статуя Верцингеторикса на месте Алезии

 

Общество Капеллы Святой Марии, основанное в Эдинбурге в 1298 году; юрисдикция установлена в 1424 году королем Яковом I в пользу братства строительных мастеровых в Шотландском королевстве; наследственный патронат дарован в 1487 году королем Яковом II в возрасте семи лет Вильяму Сен-Клеру для процветания братского сообщества; письмо короля Якова VI, покровителя этих масонов, адресованное Патрику Копланду со следующим обращением: Надзирателю в искусстве и ремесле масонства в округе Абердина, Бамффа и Кинкардина, — все эти вещи меньше всего касаются самого Франкмасонства.

В 1425 году парламент Англии упразднил во всем королевстве собрания вольных каменщиков (freemasons), поскольку они нарушали установленный порядок, и работа мастеровых публично нарушалась. Можно ли было говорить то же самое позднее о спокойных праздниках франкмасонов, связанных с солнцестояниями; и разве прерывали они возведение общественных зданий? Этот факт имел место при несовершеннолетнем короле Генрихе VI, который, взойдя на трон, кажется, отменил данные запреты. Масоны-романисты приписывают его решительность разъяснениям, полученным им от одного вольного каменщика в отношении доктрины корпорации. Отсюда этот сказочный допрос, комментируемый Локком в 1696 году, которому монарх подверг посвященного, прежде чем самому вступить в Орден; сообщество строителей не составляло никогда Ордена, и беседа с королем посвященного (в тайные знания) осталась неизвестной. Одинаково этот эпизод сойдет за одну из сказок, которые кишат мнимыми масонскими историями.

Когда бросаешь взгляд на статуты и правила братского сообщества каменотесов Страсбурга, датируемых 25 апреля 1459 года и воспроизведенных, кстати, очень плохо, в нескольких масонских сборниках, то очевидно, что все они основаны на статутах свободных каменщиков (maçons-libres) Германии; в одних и других вы найдете только уставы для рабочих; тем не менее, авторы, — мы воздерживаемся оценивать их эрудицию, — видят в них возникновение Франкмасонства, тогда как канва всех этих уставов выдает только монастырское происхождение от монахов-строителей, хорошо подтверждаемое в их церемониале, соблюдение которого существует еще в наши дни с чествованием ежегодных праздников ремесленных сообществ, где торжественная месса и вкушение просфоры являются обязательными.

В 1681 году Вильям Пенн с большим числом Англичан, многие из которых были членами сообществ свободных каменщиков (maçons-libres), переселился в Америку, откуда и появилась Пенсильвания (лес Пенна — земля, дарованная этому квакеру королем Карлом II). Колония строит на реке Делавэр в 1683 году прекрасный город Филадельфию или Братский град, читайте город Квакеров (филантропических и республиканских теистов, узнававшихся по их обращению на «ты»). До 1800 года конгресс Соединенных Штатов располагался в этом городе, когда был перенесен в Вашингтон.

Вполне очевидное и весьма убедительное доказательство того, что эти многочисленные члены, принятые в английское товарищество строительных мастеровых, отнюдь не являлись и не считались франкмасонами, заключается в следующем: ни одно франкмасонское ателье, могучее средство единения и цивилизации, почти необходимое в нарождающейся колонии (см. хотя бы Алжир), не было основано в их столице ими по той причине, что на земле еще не существовало франкмасонства. Именно их преемники пятьдесят лет спустя основания Филадельфии, и несколько франкмасонов среди них, 24 июня 1734 года обратились в Великую Ложу Бостона (образованную 30 апреля 1733 года Великой Ложи Англии), что бы получить от нее конституцию для открытия ложи в своем городе. Бенджамин Франклин, столь знаменитый с тех пор, стал ее первым досточтимым мастером.

 

 Элиас Эшмол

 

Элиас Эшмол. Гравюра ван дер Гухта 1723 года

 

Но в 1646 году известный антиквар Элиас Эшмол, великий алхимик, основатель Оксфордского Музея (3), вступил с полковником Майнваррингом в сообщество мастеровых масонов, куда стали подчеркнуто принимать индивидов, чуждых строительному искусству.

В тот же самый год общество Розы и Креста, образованное в соответствии с идеями Новой Атлантиды Бэкона, собирается в зале собрания свободных масонов (freemasons) в Лондоне. Эшмол и другие братья Розы и Креста, признав, что число ремесленных мастеровых было превышено работниками интеллектуального труда, поскольку первое всякий день уменьшалось, тогда как последнее непрерывно увеличивалось, подумали, что настал момент отказать формулам приема мастеровых, состоявших лишь в нескольких церемониях, почти схожих с обрядами, употребляемыми среди ремесленников, которые до сих пор использовали укрытие для посвященных, чтобы собираться адептам. И они заменили устные предания, использовавшиеся для кандидатов в оккультные знания, записанным способом посвящения, скопированным из древних мистерий и таинств Египта и Греции; и первая посвятительная степень оказалась записана почти так, как мы ее знаем. Эта первая степень, получившая одобрение посвященных, степень подмастерья, была составлена в 1648 году; и малое время спустя появилась степень мастера; но обезглавливание короля Карла I-го в 1649 году и сторона, занятая Эшмолом в пользу Стюартов, привнесли большие изменения в эту третью и последнюю степень, ставшую библейской, заложив в ее основу великий иероглиф природы, символизировавший конец декабря. В ту же самую эпоху вскоре возникли степени тайного мастера, совершенного мастера, избранного и ирландского мастера, героем которых предстает Карл I под именем Хирама; но эти степени политических группировок нигде не проповедовались; тем не менее, позже они составят украшение экоссизма.

1650 год. Но неремесленные члены, принятые в корпорацию, придают ей тайно, особенно в Шотландии, политическую направленность: главы (покровители) шотландских мастеровых, сторонников Стюартов, трудятся в тени над восстановлением престола, разрушенного Кромвелем. Для собраний свободных масонов (freemasons) используются уединенные места, где в безопасности проводятся их совещания и согласовываются планы действий. Обезглавливание Карла I должно быть отмщенным; для достижения сего и взаимного распознавания его сторонники предложили степень тамплиера, где насильственная смерть Я. Б. Моле взывает о возмездии. Итак, Эшмол, разделявший то же политическое чувство, изменил свою степень мастера, заместив египетскую доктрину, составлявшую в ней полное единообразие с двумя первыми степенями, библейским неполным и разнородным покровом, как того требовала иезуитская система, инициалы священных слов которой этих трех степеней воспроизводят инициалы имени великого магистра ордена тамплиеров. Вот почему с этого времени посвященные всегда рассматривали степень мастера, единственное восполнение Франкмасонства, как степень восстановления; несомненно, в соответствии именно с этой реформой обе колонны и слова двух первых степеней равно получили библейские имена.

1703 год. Важное решение свободных масонов (freemasons) об открытом приеме в ассоциацию в Лондоне людей, чуждых строительному искусству (4). Масоны-философы, называемые принятыми, долгое время смешанные со строительными мастеровыми оказываются достаточно сильными, чтобы публично осуществлять столь желаемую трансформацию.

1714 год. Георг I начинает свое правление. Масонские авторы рассматривают эту эпоху как завершение темных времен масонского Ордена. Они заблуждаются, масонского Ордена еще не существует: эта эпоха только конец сообществ строительных мастеровых, существование которых сделалось весьма ненадежным, с тех пор как их архитектурные тайны стали достоянием общественности (5).

 

(1) Город на двух реках: Оз (Ose) и Озерэн (Oserain); посад, сегодня его заменяет село под именем Сент-Рейн (Кот-Дор); здесь находятся два минеральных источника, приносящие славу своей лечебнице.

(2) Здесь еще присутствуют прекрасные памятники древности, каковы храмы Януса и Кибелы.

(3) Рожденный в Личфилде в 1617 году и умерший в 1692 году. Автор Истории ордена Подвязки — Histoire de l’ordre de la Jarretière, in-fol.

(4) Уже в 1641 году, согласно дневнику Эшмола, корпорация присоединила к себе в качестве внешних членов людей, чуждых материальной архитектуре, из чего она надеялась извлечь определенную пользу или некоторую выразительность; отсюда выражение accepted, прибавленное к слову freemason, и которое намного позже фокусники незаконно присоединили к названию двусмысленного обряда.

(5) Но только после 1691 года появилось в Англии название free and accepted (свободных и принятых) и извещалось об открытом приеме лордов (сеньоров), герцогов, юрисконсультов, негоциантов, торговцев и пр.

(6) Отрывок из главы, называемой: Происхождение школ или коллегий архитекторов-строителей (угасших в IV столетии) и корпораций свободных масонов (Посвятительная Летопись).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top