Первая часть, Шестая Глава, Восстановление и реорганизация масонства Франции — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Первая часть, Шестая Глава, Восстановление и реорганизация масонства Франции — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

Глава VI

 

Великий Восток Франции

Восстановление и реорганизация масонства Франции

 

В обзоре работ Великой Ложи Франции мы увидели, как пришли к тому, чтобы искать средство спасения Франкмасонства, подорванного инертностью своей ассамблеи. Его влияние уменьшалось с каждым годом, из-за отсутствия в нем надзора за открытым введением в его юрисдикцию чудовищных систем, помпезный беспорядок которых навязывался честолюбивому духу многочисленных, но малообразованных масонов, заполонивших постепенно его плохо управляемую и плохо защищаемую область и закончивших изгнанием из него управляющего господства.

Если восемь комиссаров внешне, кажется, не только пренебрегли своей обязанностью, не проинформировав Великую Ложу о задуманной трансформации, но, наоборот, привлекались к содействию ей или, по крайней мере, к присутствию на собраниях, что, несомненно, происходило с согласия великого генерального администратора, то, осознавая систематическое сопротивление вождей, возглавлявших их глупую организацию, они предвидели бесполезность и опасность своего демарша, результат которого мог бы обернуться скандалом или пагубным промедлением для общих интересов: речь шла о спасении всего установления, а не о сбережении самолюбия неспособных упрямцев; следовательно, они имели право действовать именно подобным образом, и столь мирно достигнутый успех их извиняет.

Наконец, 24 декабря 1772 года было торжественно объявлено об учреждении ВЕЛИКОГО ВОСТОКА ФРАНЦИИ, новой силы, совершенно чуждой заблуждениям прошлого, крепкой почти единодушной власти или скорее власти единодушия всех масонов, уставших от непрерывных разочарований и устремленных к лучшему будущему; настолько же легитимной власти, насколько и все иные власти с полным основанием господствуют над людьми, поскольку к общему согласию, приветствуемому его искусным и правильным названием, коему с тех пор подражали другие иностранные масонские власти, присоединилась просвещенная поддержка великого генерального администратора Ордена, а позднее и Великого
Мастера (1).

Есть ли лучшее утверждение своего происхождения, кроме впервые провозглашенных, в высшей степени, масонских принципов организацией в масонской вселенной!

Великий Восток, состоящий из великих офицеров, досточтимых мастеров, избранных от всех лож, или их депутатов, является неким подобием национального сейма, где могут быть услышаны все интересы, и все нужды достичь своего удовлетворения; он предоставляет выбор офицеров ежегодному избранию братьев и принимает провинциальные ложи для содействия им, наряду с парижскими ложами, в управлении и в общей правовой системе ассоциации; иными словами, он отказывается от олигархии Великой Ложи, основывая правительство Ордена на представительской системе; и для того, чтобы служить образцом политическим правительствам, он доверяет это правительство представителям масонских мастерских. Его целиком либеральная конституция упраздняет пожизненность досточтимых мастеров, которые отныне не смогут исполнять те же самые обязанности больше трех последующих лет; тем самым она уничтожает узурпации, украшавшиеся названием приобретенных прав. Великий Восток не мог не знать, что атакует в своей гордыне и, быть может, в их средствах к существованию пожизненных досточтимых мастеров, большое число которых осуществляли торговлю Масонством и рассматривали ложи, где являлись руководителями, как свою собственность, и они восстали против новых статутов; но Великий Восток никак не был поколеблен; он предпочел пожертвовать правосудию свое нарождающееся влияние, которое сумеет благодаря хорошему управлению обрести позднее; его желание было понятно.

1773 год, 5 марта. Первая ассамблея Великого Востока в его Великой
Национальной Ложе. Собрания продолжаются почти непрерывно до 24
июня (2). Тогда же принимается новая конституция Ордена под названием Статутов королевского ордена Франкмасонства во Франции. Состав Великого Востока доходил до 77 членов, включая:

3 великих почетных офицеров;
15 почетных офицеров;
45 действующих офицеров;
7 досточтимых мастеров от парижских лож;
7 депутатов от провинциальных лож.

Эта организация слагалась из трех подразделений: административная палата, Парижская палата и провинциальная палата; при ней располагалась совещательная ложа для изучения обжалований решений трех палат.

8 марта. Подтверждение назначений, сделанных старой Великой Ложей, герцога Шартрского Великим Мастером, как и герцога Люксембургского генеральным администратором. Продолжаются занятия с мастерами парижских и мастерами провинциальных лож, находящимися в Париже, на общее благо установления. Санкционированы решения, принятые на ассамблее, провозгласившей Великий Восток. Выбор 15 почетных офицеров и назначение ординарных офицеров были переданы герцогу Люксембургскому, который назначает для почетных служений братьев, облеченных известными именами и занимающих видные места, чтобы согласовывать благонадежность управления, прочнее обустраивая деятельность Великого Востока.

9 марта. Провозглашается ВЕЛИКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛОЖА ФРАНЦИИ в качестве одного и единственного трибунала, объединяющего полноту властей Ордена.

24 июня. Организация Великого Востока была завершена и его статуты установлены, герцог Люксембургский собирает его членов в количестве 81 и проводит для них блестящий праздник в Воксалль де Торре (Vauxhall de Torré) на улице Бонди (rue de Bondy); это был первый праздник Ордена, отмеченный Великим Востоком.

26 июня. Кодекс новых масонских законов окончательно установлен Великим Востоком, приказывающим его отпечатать и направлять в ложи по одному экземпляру, начиная с этого дня.

Данные статуты, отпечатанные в формате а4 (35 страниц), являются первыми предписанными Великим Востоком. Они состоят из четырех глав, три из которых обладают меньшей значимостью: они рассуждают о формальностях проведения избрания офицеров, полномочиях Великого Мастера, ассамблей Великого Востока и его палат, а также об организации бюро, о корреспонденции и администрации. Что касается первой главы, то она представляет собой больше интереса, поскольку содержит новую конституцию под названием Статутов королевского ордена Франкмасонства во Франции. В ней сказано:

«Организация королевского Ордена Франкмасонства под отличительным названием Масонского корпуса Франции будет состоять из одних регулярных масонов, признанных таковыми Великим Востоком (3), который признает впредь регулярными масонами лишь одних членов регулярных лож, а регулярными ложами только мастерские, обладающие конституциями, наделенными или возобновленными им; и он один обладает право их распространять (4). Впредь он будет признавать досточтимым мастером только Мастера, возведенного в это достоинство свободным выбором членов его ложи. Масонский корпус Франции будет представлен в Великом Востоке всеми действующими досточтимыми мастерами или
депутатами лож. Великий Восток будет состоять из Великой Националь ной Ложи и всех действующих досточтимых мастеров или депутатов лож, как Парижа, так и провинций, которые могли бы присутствовать на его ассамблеях; его престол неизменно установлен на Востоке Парижа. Один он обладает правом законодательства в Ордене».

Далее следуют устройство Великой Национальной Ложи, совещательной ложи и состав трех палат, посредством которых управляется Орден, как и их полномочия и пр.

С уменьшением общих фактов или относящихся к трактуемой нами теме, мы больше не станем говорить ни о действиях старой Великой Ложи, существование которой угаснет с веком, ни о действиях Великого Востока. Они находятся в примечаниях, откуда извлечен этот обзор, и касаются обеих организаций, чье ожесточенное соперничество на протяжении двадцати семи лет завершится почетным слиянием в Великом Востоке Франции (см. Посвятительную Летопись).

Прежде чем перейти к установлению сверхмасонских ассоциаций, систем и степеней, окинем быстрым ретроспективным взглядом Масонство (Freemasonry) в Англии и Шотландии.

(1) Итак, именно заблуждаясь и воодушевившись духом несправедливости неуклюжего поручителя, Тори окрестил эту власть наименованием схизматической: Франкмасонство по своей сути демократическое, большинство творит закон и все узаконивает. Значит, видя малое число братьев, оставшихся ей верными, но которые не вдохновлялись ни чувством прогресса, ни необходимостью реформы, получается, наоборот, что Великая Ложа Франции оказалась схизматической, противостоя общему мнению просвещенных масонов. Более того, она утратила свою ортодоксию, пребывая в старой рутине, тогда как новая организация, следовавшая развитию идей, стала правоверной.

(2) Circ. Du G. — O. du 26 juin, in-4, p. 2 et 8.

(3) Нужно заметить, что во всей этой учредительной части не видно ни одного сокращения. Секретариат стал их использовать позднее. Впервые это было в копии конституций Ордена, представленной Великому Мастеру 22 октября того же года; сокращение ограничивается следующим: T. S. G. M., ВЕСЬМА СВЕТЛЕЙШИЙ ВЕЛИКИЙ МАСТЕР.

Сокращение, составленное из трех точек, происходит только из циркуляра от 12 августа 1774 года, обращенного к Ложам сообщения, составленного Великим Востоком, объявляющего о вхождении во владение новым помещением на улице По-де-Фер-Сен-Сюльпис (rue du Pot-de-Fer-Saint-Sulpice) и направления им годового бюджета расходов, составляющего 16 000 франков. Этот циркуляр примечателен еще в двух отношениях. Сначала появляется сокращение из трех точек и читается впервые в заглавии документа: G:. O:. DE FRANCE… — Великий Восток Франции всем регулярным ложам. Затем Великий Восток счислял до сих пор даты по дню, неделе, месяцу и году, из-за чего впадал в заблуждения, когда брал, вместо воскресенья, понедельник за первый день недели. Таким образом, у некоторых писателей получается ошибка с днем в объявлении даты инсталляции Великого Мастера: один из протоколов сообщает, что она имела место в пятый день третьей ендели восьмого месяца 5773 года; значит, третья неделя григорианского месяца начиналась в воскресенье 17 октября, и очевидно, что пятый день — четверг — это 21-е число, дата, не являющаяся верной, поскольку инсталляция состоялась в пятницу 22 октября; и нужно было говорить о шестом дне; но брался понедельник за день начала недели. Тори указывает на 28 октября, что соответствует четвергу, пятому дню четвертой недели. Равно циркуляр оглашает, что для установления единообразия и уверенности в датах Великий Восток решил больше не объявлять в них о неделях.

(4) Впервые здесь идет разговор о регулярных и иррегулярных масонах или регулярных и иррегулярных ложах. Это различие объяснялось в писании Великого Востока, опубликованном под названием Письма о регулярных Масонах, в котором мы читаем следующий отрывок:

«… Отринутые Масоны продолжали свои работы; значит, Великий Восток был обязан различать по частному названию ложи своей ассоциации. Слово регулярный объявляло предлагавшуюся цель, намерение составить ложу только из масонов, точно исполняющих свои обязанности; оно произошло вследствие принятого, будучи наиболее присущим определению тех, кто должны составлять ложу. Регулярная ложа есть ложа, связанная с Великим Востоком, то есть с представительной организацией Масонства во Франции, одной уполномоченной Светлейшим Великим Мастером работать под его эгидой, и регулярный масон является членом одной из регулярных лож».

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top