Первая часть, Десятая Глава, Хронология высших степеней — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава X
СВЕРХМАСОНСКИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
ИЛИ ВЫСШИЕ СТЕПЕНИ
В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ
ОБРЯД РАМЗАЯ
(1728 год)
Андре-Мишель де РАМЗАЙ, литератор, родившийся в Эйре (Ayr) в Шотландии в 1686 году и умерший в Сен-Жермен-ан-Лэ в 1743 году, в ходе духовных исканий успел побывать квакером, анабаптистом, англиканином, пресвитерианином, пока, приехав в Камбрэ (Cambrai), не обратился благодаря Фенелону в римско-католическое христианство. С той поры став воспитателем сына большого вельможи (герцога де Тюренна), он возомнил себя способным просветить все мироздание и им управлять; вследствие чего он дает уроки Киру (см. Путешествие Кира), чтобы сделаться лучшим царем вселенной и наиболее правоверным теологом — редкие качества, кажущиеся несовместимыми друг с другом.
Одинаково колеблясь в масонстве, как и в религии, он оставил первый путь истины, то есть исказил в нем символы, чтобы применить их к фактам, которые были ему чужды. Тем самым он открывает пагубную стезю, куда интрига и чудовищные страсти не преминули произвести вторжение; и потребовалась вся истина добротности масонского символизма, чтобы не изнемочь под двойными ударами фальсификаторов всех цветов, раса которых не угасла.
Рамзай с преданностью служил делу Стюартов и, находясь под воздействием иезуитов, пытался связать восстановление католицизма в Англии с Франкмасонством в тамплиерском облачении. С этой целью и вне истинного Масонства он создал в 1728 году свою первую систему, составленную из трех степеней:
Шотландец;
Неофит;
Рыцарь Храма (1).
Чтобы лучше ввести в заблуждение, они были привиты на трех символических степенях. Это число возросло к семи в 1736 году, дате установления Франкмасонства в Шотландии.
Рамзай дал этим степеням имя своей страны, и с тех пор почти все изобретенные градусы получили название шотландских, хотя и неизвестных в Шотландии; отсюда и так называемое Шотландское Масонство и мнимые шотландские ложи, материнские ложи и великие ложи. Эта система, составленная под иезуитским тамплиерским вдохновением и имевшая аналогии с ситуацией вокруг Стюартов, была отвергнута Великой Ложей Англии в 1728 году и, кажется, не потому, что большая часть ее членов являлись сторонниками Карла I, но из-за того, что тогда масонский здравый смысл, несомненно, отказывался признавать подлинными степени, чуждые первоначальной и общей цели установления. Ложи Германии, подражающие мастерским Франции, оказались тоже втянутыми; но позднее доктрина Рамзая здесь видоизменилась, и ее степени стали реформированными или исправленными.
МЛАДШИЙ ИЗБРАННИК
(1743 год)
Эта степень, созданная в Лионе в 1743 году, кажется, имела целью отмстить смерть Якова Мабио (Mabiot) или Мабиотта (Mabiotte), фанатичного и нечестивого духовного отца Вильгельма Завоевателя. См. Четырежды досточтимый шотландский мастер Святого Андрея Шотландского, иезуитская степень (Посвятительная Летопись).
Автор Уведомления, напечатанного в 1781 году, относительно степени рыцаря кадоша, которую он называет фанатичным и бессмысленным переплетением, рассматриваемую рядом так называемых масонов в качестве наилучшей в Масонстве, сообщает:
«Если мы доверяем этому, то барон фон Чуди вообразил своего шотландца из Шотландии, первую ступень кадоша, в Лионе в 1743 году под именем Младшего Избранника, вдохновленного лишь возмездием. В развитие сего Младшего Избранника образовались степени: Избранника из Девяти или Периньяна, Избранника из Пятнадцати, прославленного Мастера, рыцаря Якоря или Упования и, наконец, Великого Инспектора Великого Избранника или рыцаря Кадоша».
Державный Совет верховной материнской шотландской ложи Большого Французского Глобуса декретом от 9 мая 1780 года запретил эту степень, разоблаченную им как опасную и с предосудительной моралью (см. для восполнения данной степени наш Всеобщий Кровельщик).
ДРЕЗДЕНСКИЙ РЕФОРМИРОВАННЫЙ
ИЛИ ИСПРАВЛЕННЫЙ РЕЖИМ
Этот режим основывался на тамплиерской системе Рамзая. Ритуалпосвящения делился на две части: ВНЕШНИЙ ОРДЕН, заключающий в себе три символические степени, и ВНУТРЕННИЙ ОРДЕН, составленный из трех степеней, образующий религиозную систему, покоящуюся на рыцарстве. Эти два ордена соединяются переходной степенью шотландского мастера Святого Андрея, из которой набираются кандидаты в Добродетельные рыцари Святого Града. Вот вся номенклатура степеней:
Внешний Орден
1. Ученик.
2. Подмастерье.
3. Мастер.
Переходная степень
4. Шотландский мастер Святого Андрея.
5. Рыцарский капитул.
Внутренний Орден
6. Неофит.
7. Рыцарь.
Этот режим произвел различные ДИРЕКТОРИИ, называемые шотландскими, имевшими отдельные наименования и магистральный центр, исполняющими каждая в своей сфере мнимое масонское верховенство. Бордо имел Директорию Окситании, 2-я провинция. Лион — Директорию Оверни, 3-я провинция. Страсбург — Директорию Бургундии, 5-я провинция.
Эти три различных установления, соединенные одними и теми же принципами, одной и той же доктриной и одними и теми же масонскими формами назывались ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКОМ. Они установили письменные взаимоотношения с Шамбери, входившим в Итальянскую или Австрийско-Ломбардскую директорию. Несколько французских провинций, среди которых Эльзас, Франш-Конте, Дофине и Прованс, насчитывали по нескольку лож, образованных этими шотландскими директориями.
И по мере того, как из Германии пришло во Францию это облако символических или мнимо таковых степеней, фантастические существа вышли из отуманенного мозга Рамзая. Масонская доктрина этого интригующего новатора, соединенная с тремя первоначальными степенями, их так поособенному отделили от новых степеней, что в шотландских директориях пристрастие к различениям возвысилось до пикантного наименования исправленного режима.
Рыцарь Андре-Мишель де Рамзай или Эндрю Майкл Рэмзи (1686–1743)
Торжественным актом, согласованным и подписанным 13 апреля 1776 года, три директории скрепили свой союз с Великим Востоком Франции с сохранением за ними права учреждать, но с обязанностью визировать и подтверждать в Великом Востоке конституции, исходившие от каждой из них.
6 марта 1781 года шотландская директория Септимании, заседающая в Монпелье, попросила и получила от Великого Востока то же самое покровительство, как и другие директории.
Такой не должна была быть система Великого Востока; стало необходимым просвещать масонов, которым оказалось легко доказать, как еще и сегодня, что за пределами античного иероглифического символа магистерия существует только излишество, искажение и шарлатанство: «Всякий обряд, — говорит автор Синей Книги, — который нуждается в 4-й степени для достижения совершенства, не принадлежит больше истинному Масонству». Это же относится и к обряду шотландских директорий, неизвестных в Шотландии.
Они имели своим великим мастером герцога Бульонского, великого мастера Великого Востока Буйона.
ВЕЛИКИЙ ВОСТОК БУЙОНА
Эта масонская организация, более не существовавшая в 1774 году, была основана несколькими французскими ложами. Она имела свое пребывание в Буйоне, нидерландском городе, и своим великим мастером герцога Бульонского, ее основателя, с титулом Покровителя. Среди своих членов она насчитывала многих выдающихся людей: там отметились герцог де Роган, герцог де Гемене (de Guéménée), князь де Монбазон (de Montbazon) и другие, которых в нее ввел герцог Бульонский.
Вокруг печати сего Великого Востока читалось: Godfredus, Dei gratia, dux Bullonensis, protector.
Эта эфемерная масонская власть распространяла свои конституции и свои капитулы от имени Эдинбургской метрополии (Великой Королевской Ложи), отсюда предполагалось, что ее доктрина и ее степени имели аналогию со степенями режима, в прошлом называемого шотландским.
МАТЕРИНСКАЯ ШОТЛАНДСКАЯ ЛОЖА МАРСЕЛЯ
(1750 год)
Мы даем следующую номенклатуру, существующую в нескольких коллекциях и в некоторых из них под названием:
Шотландский обряд, именуемый философическим, Материнской Шотландской Ложи.
Мы сделаем наблюдение, что название Материнской Ложи является, по нашему мнению, весьма неуместным в масонстве, где все ложи суть сестры. Мы одобряем наименование Великих Лож, данное представительским организациям, облеченным управлять масонским Орденом, но которым воспрещено практиковать степени.
Сей обряд включает в себя восемнадцать степеней:
1. Ученик. 11. Рыцарь Золотого Руна.
2. Подмастерье. 12. Философский ученик.
3. Мастер. 13. Рыцарь-адепт Орла и Солнца.
4. Совершенный Мастер. 14. Возвышенный философ.
5. Великий Шотландец. 15. Рыцарь Феникса.
6. Рыцарь черного Орла. 16. Адепт Материнской Ложи.
7. Командор черного Орла. 17. Рыцарь Ириды.
8. Розенкрейцер. 18. Рыцарь Солнца.
9. Истинный Масон.
10. Рыцарь из Аргонавтов.
Мы полагаем, что этот обряд, вероятно, был установлен в Марселе до 1750 года.
Странствующий масон, имя которого и звания остаются неизвестными, говорят, учредил в Марселе в это же время Материнскую Ложу под названием Святого Иоанна Шотландского. Есть доказательства, что она процветала в 1751 году. С 1762 года ее наименование стало Материнская Шотландская Ложа Франции. Но не стоит ее смешивать с ложей Соединенных Святого Александра Шотландского и Общественного договора, которая в течение того же существования Материнской Шотландской Ложи Франции в Марселе взяла тождественное с ней название, и которая в своей номенклатуре, состоявшей из двенадцати степеней, позаимствовала восемь из них у ложи, только что нами рассмотренной; хотя ее самодовольный историк брат Тори не удосужился обосновать эти два не вполне масонских факта.
Материнская Шотландская Ложа Марселя или Материнская Шотландская Ложа Франции учредила ложи в Леванте, в колониях, в Провансе, в Лионе и в самом Париже. Ее штаб-квартира в Марселе являлась одной из самых великолепных масонских центров, существовавших в Европе.
Эта Материнская Шотландская Ложа Франции, по примеру Великой Королевской Ложи в Эдинбурге, подчиняясь только самой себе, будучи самостоятельно учрежденной, чего не было изначально, долгое время сопротивлялась предпринимаемым многократным попыткам ее объединения с Великим Востоком, придерживаясь своей независимости и названия, которое, по ее мнению, позволяло ей учреждать ложи и капитулы. В 1812 году она возглавлялась досточтимым мастером Ригорди (Rigordy), председателем Таможенного трибунала.
ПРИМОРДИАЛЬНЫЙ ЯКОБИТСКИЙ КАПИТУЛ
РОЗЫ И КРЕСТА АРРАСА
(1747 год)
Карл-Эдуард Стюарт, называемый Претендентом, пребывая в Аррасе и пожелав признать благодетельность масонов и их забот в отношении его личности, наделяет их буллой об учреждении примордиального капитула под именем якобитского Шотландца, предоставив управление им нескольким знатным горожанам, в том числе адвокатам де Ланьо (de Lagneau) и де Робеспьеру (отцу деятеля Конвента). Вот содержание этой буллы:
«Мы Карл-Эдуард Стюарт, король Англии, Франции, Шотландии и Ирландии, и в этом качестве заместитель Великого Мастера капитула H., известного под названием рыцаря Орла и Пеликана, и с тех пор в наших несчастьях и превратностях под названием Розы и Креста; желая засвидетельствовать масонам в Артуа, насколько мы признательны им за доказательства добродетельности, коей они нас одарили с офицерами гарнизона города Арраса, и привязанности к нашей персоне на протяжении шестимесячного пребывания, прошедшего в этом городе.
В их пользу мы создали и возвели, создаем и возводим настоящей буллой в вышеуказанном городе Аррасе S. примордиальный капитул Розы и Креста под отличительным названием Якобитского Шотландца, который будет руководимым и управляемым рыцарями Ланьо и де Робеспьером, оба адвокаты; Азаром (Hazard) и его двумя сыновьями; все трое лекари; Ж.-Б. Люсе (J.-B. Lucet), нашим обойщиком; и Жеромом Селлье (Cellier), нашим часовым мастером; каковым мы позволяем и даем полномочие действовать, как им, так и их наследникам, и не только рыцарям Розы и Креста, но даже уполномочиваем создавать капитул во всех городах, где они сочтут обязанностью или надлежащим сие сделать; однако им не дано права учреждать два капитула в одном и том же городе, каким бы населением последний ни обладал.
И дабы доверие было присоединенным к нашей булле, мы ее подписали собственной рукой и ей же поставленной напротив секретной печатью наших повелений, скрепив подписью секретаря нашего кабинета, четверг 15-го дня 2-го месяца в год от Воплощения 1747».
«Подписано: Карл-Эдуард СТЮАРТ».
«За короля заверено: лорд де Беркли, секретарь».
Этот капитул основывали некоторые из них, но в малом количестве.
В 1780 году в Париже появился капитул Розы и Креста под названием капитула Арраса Парижской долины. Последний соединился с Великим Востоком 27 декабря 1801 года. Он провозгласил себя первым подчиненным (суффраганом) капитула Якобитского Шотландца с правом учреждения.
ОБРЯД СТАРОЙ НЕВЕСТКИ ИЛИ ВЕРНЫХ ШОТЛАНДЦЕВ
(1748 год)
В 1748 году, по истечении года после создания Якобитского капитула Арраса, был установлен в Тулузе Карлом-Эдуардом Стюартом обряд Старой Невестки или Верных Шотландцев в свидетельство признательности в отношении масонов этого Востока, как сообщает Хроника, которые благоприятно приняли сэра Самюэля Локкарда (Samuel Locckard), адъютанта Претендента (2), во время его пребывания в данном городе.
Этот обряд, состоявший из девяти степеней, подразделялся на три капитула, носивших имя консистории.
Ученик.
Первый капитул в себя включает { Подмастерье.
Мастер.
Тайный Мастер.
Второй капитул содержит четыре степени, обозначенные под названием Избранных. Его система тамплиерская.
Третий капитул был образован из посвященных в тайны научного Масонства. Данный режим управлялся советом, члены которого обладали наименованием Менатцехимов или верховных глав обряда. Великий Восток, не признавая его моральной или научной достаточно четкой цели, отказал в принятии этого обряда в 1804 году, чему не способствовало и его название. Кроме того, предполагалось, что хартия короля Англии была далека от представления признаков подлинности. Обряд продолжал практиковаться на юге Франции вплоть до 1812 года, ставшим, несомненно, его фатальным годом, поскольку 8 февраля директория обрядов вновь отвергла прошение в признании сего режима, образованного ложей Наполеон Великий (Napoléomagne) в Тулузе, и отказ основывался все на тех же мотивах.
СУВЕРЕННЫЙ СОВЕТ, ВЕРХОВНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ЛОЖА
ПРЕВОСХОДНЫХ ВЕЛИКОГО ФРАНЦУЗСКОГО ГЛОБУСА
(1752 год)
Власть высших степеней образовалась в 1752 году под выспренним названием Суверенного Совета, верховной шотландской Материнской Ложи Великого Французского Глобуса; затем она называлась Суверенным Советом, верховной Материнской Ложей Превосходных Великого Французского Глобуса (3). Но недостает номенклатуры ее степеней. Эта организация опубликовала несколько грозных декретов против новых степеней, тайком вводимых, на масонском уровне, называемом шотландским.
Суверенный Совет в декрете от 9 марта 1780 года, любопытный текст которого сохранился, выражается следующим образом:
«Приняв в рассмотрение предпринятое разоблачение нескольких опасных поддельных и иллюзорных степеней, введенных в Масонство по честолюбию, невежеству или виновности, и признав, что Младший Избранник, Избранник из Девяти или Периньяна, Избранник из Пятнадцати, прославленный Мастер и Рыцарь Якоря или Упования являются только ступенями предосудительной морали, ведущими к чудовищной степени Великого Генерального Инспектора, или Рыцаря Кадоша, или избранного Рыцаря, или Рыцаря Черного Орла, возвышающейся на иллюзорных и паразитических командорствах; одинаково обстоит дело со степенями суверенного командора и шотландца Святого Андрея Шотландского; последняя степень измышлена и принесена в Париж покойным бароном фон Чуди и воспроизводится сегодня в шотландских директориях Дрездена, принятых в Лионе, Страсбурге и Бордо; она не что иное, как видоизменение великого инспектора рыцаря кадоша и пр.; ее цель и вознаграждения те же самые, в чем она справедливо порицаема; степень шотландца Святого Андрея Шотландского не менее опасна своим проецируемым распространением, искусно представляемыми софизмами и устремлена к разрушению настоящего Масонства; так называемая степень Розы и Креста со своими сторонниками представляют собой нелепости, которые можно было определять по-другому; степень рыцаря Востока, увенчанная командорами Востока, простоватое и ублюдочное произведение, выражающее лишь ложное развитие масонской литературы, неспособной примериться к своему духу и пр. пр.; ПОСТАНОВЛЯЕТ, что вышеуказанные степени будут упразднены и запрещены всеми ложами, где предписано это светом истины и пр.»
Герб барона Андре-Мишеля де Рамзая, протагониста
сверхмасонских степеней
Избранник, Избранник из Девяти или Периньяна, Избранник из Пятнадцати, прославленный Мастер и Рыцарь Якоря или Упования являются только ступенями предосудительной морали, ведущими к чудовищной степени Великого Генерального Инспектора, или Рыцаря Кадоша, или избранного Рыцаря, или Рыцаря Черного Орла, возвышающейся на иллюзорных и паразитических командорствах; одинаково обстоит дело со степенями суверенного командора и шотландца Святого Андрея Шотландского; последняя степень измышлена и принесена в Париж покойным бароном фон Чуди и воспроизводится сегодня в шотландских директориях Дрездена, принятых в Лионе, Страсбурге и Бордо; она не что иное, как видоизменение великого инспектора рыцаря кадоша и пр.; ее цель и вознаграждения те же самые, в чем она справедливо порицаема; степень шотландца Святого Андрея Шотландского не менее опасна своим проецируемым распространением, искусно представляемыми софизмами и устремлена к разрушению настоящего Масонства; так называемая степень Розы и Креста со своими сторонниками представляют собой нелепости, которые можно было определять по-другому; степень рыцаря Востока, увенчанная командорами Востока, простоватое и ублюдочное произведение, выражающее лишь ложное развитие масонской литературы, неспособной примериться к своему духу и пр. пр.; ПОСТАНОВЛЯЕТ, что вышеуказанные степени будут упразднены и запрещены всеми ложами, где предписано это светом истины и пр.»
Другим декретом от 27 ноября того же самого года Суверенный Совет упраздняет названия шотландцев, англичан, ирландцев, саксонских шотландцев, африканцев из Берлина, реформированных масонов Брауншвейга и пр.; и восстанавливает древнее звание превосходного, поскольку в декрете говорится: «Сохранять дольше иностранное наименование, источник предосудительного заблуждения или доброго порядка, в мире и в союзе, которые должны править во всех ложах Франции, это значило бы подвергнуться упрекам мудрых и легитимных масонов» (Выдержка с распечатанной гранки атлантического формата с подписью: Лабади (Labady) по повелению Суверенного Совета, Верховная Материнская Ложа и т. д.)
Этот Суверенный Совет предполагал пользоваться правами Великой Ложи Франции, с которой он, возможно, смешивался или которую он принял в свои ряды, потеряв свое название. На самом деле, в предуведомлении, предшествующем степени великого инспектора, великого избранника или рыцаря кадош, напечатанном в Париже в 1781 году мы читаем данное замечание (с. 18): «В 1766 году Суверенный Совет, верховная Материнская Ложа Превосходных, опубликовал рассуждение своего оратора, дабы все мастера лож, к которым он обращался, смогли бы проголосовать о предложенном объединении с полным и цельным знанием дела». В 1772 году на ассамблее был установлен союз между Суверенным Советом и Великой Ложей. Эта Великая Ложа, несомненно, являлась инакомыслящей и неугомонной фракцией, приветствовавшей предложение, сделанное 2 октября 1766 года братом Гуийаром (Gouillard) (4) в Великой Ложе и отвергнутое ей, о чем идет речь в замечании того же самого предуведомления (с. 9): «Многие из масонов не знают о том, что в октябре 1766 года Суверенный Совет, верховная Материнская Ложа, названная мастерской Превосходных, предложили объединиться с тремя достопочтенными Великими Ложами; хотя приостановка их работ помешала исполнению сего предложения, необратимо осуществленного в письменной форме S. A. Серена к верховному Великому Магистерию от 5 апреля 1772 года было составлено на имя Суверенного Совета, верховной Материнской Ложи, называемой ателье Превосходных Великого Французского Глобуса, и от весьма достопочтенной Великой Ложи Франции». Такое объяснение находит данный исторический пункт.
ОБРЯД КЛЕРМОНСКОГО КАПИТУЛА
(1754 год)
Прискорбное состояние, в котором находилось установление в 1754 году благодаря принятию в различные степени ряда незаслуживающих внимание индивидов, подвигло рыцаря де Бонневилля при помощи масонов из элиты создать от имени великого мастера и под его эгидой капитул высших степеней с названием Клермонского Капитула. Его инсталляция прошла 24 ноября в прекрасном здании, намеренно сооруженном в Новой Франции вблизи Парижа.
Уставшие от раздоров, позоривших парижские ложи из-за пожизненности их руководителей, самые замечательные придворные и городские масоны составили здесь вскоре отдельное собрание, ставшее многочисленным, хотя его существование едва ли насчитывало четыре года. Тамплиерская система, созданная в Лионе в 1743 году по реформе Рамзая, сделалась режимом нового капитула, насчитывая только три степени:
1. Рыцарь Орла или избранный Мастер;
2. Прославленный рыцарь или Тамплиер.
3. Возвышенный прославленный рыцарь.
Но эти степени стали вскоре более многочисленными.
Барон фон Хунд в этом капитуле обретает высшие степени, а вместе с ними и идею строгого соблюдения, установившуюся в Германии, на его родине, малое время спустя; но это произведение, рожденное из заблуждения, не могло там удержаться. Мы о нем скоро расскажем. Рыцарь де Бонневилль полагал снизить зло, создавая данный капитул, но он его лишь увеличил; поскольку на его обломках образовался в 1758 году новый капитул, именовавшийся Советом Императоров Востока и Запада, сыгравший наиболее продолжительную роль в масонском Ордене, и благодаря чему имевший печальное превосходство стать точкой отсчета сверхмасонских установлений.
Комментарии
(1) Обманутый тамплиерской доктриной, он предполагал, что масонский орден появился на свет в Святой Земле в эпоху Крестовых походов, и что рыцари, в большинстве своем принадлежавшие к Ордену Храма, объединились с ним тогда для восстановления церквей, разрушенных Сарацинами; и что последние для провала столь благочестивого замысла направили в него своих эмиссаров, которые под видом христиан смешались со строителями, пытаясь всеми средствами парализовать их работы; что раскрыв эту измену, рыцари с вящей тщательностью избрали и установили знаки и слова признания, чтобы уберечь себя от смешения с неверными и пр. пр.» Это фокусничество не имело успеха.
(2) Фавориты, сопровождавшие этого принца, продавали во Франции спекулянтам хартии материнских лож, буллы капитулов и пр. Эти названия были их собственностью; дабы жить, они не преминули их эксплуатировать. Новая торговля, обязанная высшим степеням.
(3) Эти три последних выражения фигурируют в декларации герцога Люксембургского с датой от 1-го мая 1772 года (см. Великая Ложа Франции) и заставляют думать, сей прославленный брат создал или создавал в эту эпоху часть данного Суверенного Совета.
(4) Позднее Совет Императоров Востока и Запада, полагая остановить свой упадок, принял 22 января 1780 года бесцеремонно то же самое название верховной Материнской Шотландской Ложи Великого Французского Глобуса, Суверенной Великой Ложи Франции (см. в его примечаниях).
(5) В 1773 году вышло Искусство Гаргуийардов (Art des Gargouillardes, in 12, 26 p.); это сочинение было направлено против Великой Ложи Франции и, в частности, против брата Гуийара, профессора права, ее великого оратора. Этот брат Гуийар являлся автором Критических писем о Франкмасонстве Англии (Letttres critiques sur Francmaconnerie d’Angleterre, in-8, 60 p.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.