Создание Верховного Совета 33-й Степени в Париже — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XX
Создание Верховного Совета 33-й Степени в Париже
Малое время спустя после возвращения из Сан-Доминго в Париж с братом Акке обряда Эредом двадцати пяти степеней, который вышел из Франции в 1761 году благодаря Стефану Морену, устав вновь возвратился из Америки с графом де Грасс-Тилли, сыном одноименного адмирала (1), представлявшимся в Париже верховным главой нового масонства тридцати трех степеней, называвшегося древним и принятым шотландским обрядом. Эта система содержала в себе почти все степени обряда Эредом и несколько степеней, позаимствованных в других уставах, или вновь созданных. Согласно графу де Грассу, автором этой последней реформы являлся король Пруссии Фридрих Великий (откровенный враг высших степеней), который его учредил 1 мая 1786 года, собственноручно составив положения восемнадцати статей, называемых великими конституциями, и создал в Пруссии Верховный Совет 33-й степени.
Эти утверждения, которые с тех пор признавались ложью со всех сторон, поставили этого графа де Грасса в ряд наиболее бессовестных шарлатанов из сверхмасонских установлений.
Верховный Совет 33-й степени был основан и временно организован в Париже 22 декабря 1804 года. Его окончательная конституция утверждена и опубликована 19 января 1811 года (отпечатано в формате а8). Изначально совет состоял из девяти членов; затем их число увеличилось до восемнадцати; наконец, благодаря статье 1 его конституции он стал насчитывать двадцать семь членов.
Брат Тори, радостный увидеть, как поднимается соперничающая сила (мы назвали ее незаконнорожденной), враждебная легитимной власти, говорит в своей претенциозной Истории создания Великого Востока: «Это установление образовалось по согласию и по просьбе всех лож этого обряда, представленных их досточтимыми мастерами или их депутатами» (стр. 147).
«Этот режим, по словам Золотой Книги графа де Грасса, существовал в Америке, откуда был принесен во Францию в 1804 году. Управляющие им положения, рассматриваемые как его великие конституции, являются правилами, установленными комиссарами из Парижа и Бордо в 6-й день 3-его месяца 7-й луны еврейской эры (24 сентября 1762 года)».
Этот документ без подписи, который, конечно, не составлялся для народившегося шотландского обряда тридцати трех степеней, и в котором не объявлялись даже имена девяти предполагаемых комиссаров, содержит следующий вещественно ложный факт, что решение этих комиссаров было передано знаменитому Брату графу де Грасс-Тилли, суверенному Великому инспектору всех лож двух миров.
«Статуты, установленные Фридрихом II, королем Пруссии, из восемнадцати статей, приняты 1 мая 1786 года».
Это вторая историческая ложь, не имеющая нужды в доказательстве.
Вот основа, на коей покоится древний и принятый шотландский обряд 33-й степени. Насколько достаточно дерзкими смогли стать его создатели, чтобы этими грубыми приманками производить простофиль и их рекрутировать в своем большинстве в элите гражданского общества и в самом Великом Востоке? Их продолжатели, разве не играли более благородной роли, прикрывая обман и отказываясь его использовать?
29 декабря состоялось большое собрание: сорок офицеров Великого Востока, как сообщалось, были посвящены в степень розенкрейцера (18-я степень); некоторых приняли в 29-ю и 32-ю степени, а других возвели в 33-ю степень; вот клятва, подписываемая manu propria, этими последними:
«Мы, нижеподписавшиеся, объявляем, что приняли и усвоили с признанием возвышенную степень великого генерального инспектора 33-й степени от Весьма Могущественного и Весьма Прославленного брата Александра-Франсуа-Огюста де Грасс-Тилли, великого командора ad vitam для Франции, Президента Верховного Совета 33-й степени Великого Соборного Совета.
«Торжественно клянемся словом своей чести, и всеми произнесенными обязательствами и присягами перед лицом Великого Архитектора Вселенной и Великого Совета Суверенных Генеральных Инспекторов 33-й степени, слушаться вышеназванный Верховный Совет, чтить его декреты, и в своих обязанностях следовать сану Суверенных Великих Инспекторов 33-й степени и, таким образом, дорожить королевским и военным Орденом Франк-Масонства, оказывая ему почтение и все согласовывая с буквой данного нами обязательства.
В подтверждение чего по своей собственной воле мы подписали этот акт настоящей клятвой. Дано и распространено в Парижском Ордене в 29-й день 10-го месяца в год Света Истины 5804 (29 декабря
1804 года).
Подписи: Бакон де ла Шевалери, Шалиан (Chalian), Рёттье де Монтало, Бюрар (Burar)».
Если бы офицеры Великого Востока позаботились бы узнать, в какие тщеславные титулы они алчно облачаются, они бы ни оказались постыдно попавшими в заманчивую сеть, которая столь ловко была для них натянута. Этот факт, фатальный для их памяти, предстает лишь последствием непростительного невежества: и поскольку их организация, являясь законным обладателем обряда, одна во Франции имеет полномочие им управлять, если пожелает; и поскольку они стремятся получить эти степени с признанием у злоумышленников, которые, если следовать их патентам, не имеют права практиковать их во Франции, постольку неприемлемо слепо приобретать новые степени, не проверив, не являлось ли это добавление к двадцати пяти степеням обряда Усовершенствования мошенничеством и дерзкой спекуляцией! Прискорбно видеть фигурирующим среди послушников и верных служителей нового обряда столь замечательного масона как брат Рёттье де Монтало: значит, ему оказалось легче совершенно повиноваться хорошей администрации Ордена, нежели углублять его основы и догмы (2).
Сверх того, важны ли в глазах истинного масона утвержденные и расторгнутые соглашения, затем возобновленные и прерванные; понимания высших степеней; более или менее торжественные присяги обольщенных братьев, для которых они являются узами и даже актами признания обрядов? Важны ли эти утверждения сверхмасонских конституций; эти установления капитулов, трибуналов, консисторий и всего того, что понравится породить фантазии украшенных перевязями людей? Разве это помешает рассматривать в качестве иррегулярного не только туманное происхождение Верховного Совета Императоров Востока и Запада и его обряд как немасонский, но и режим сообщества, образованного в тени символического Масонства? Разве это помешает рассматривать в качестве иррегулярного и постыдного изготовление восьми степеней, основанных на двадцати пяти градусах фокусниками из Чарлстона, расценивая их работу как бессовестное жонглерство?
И разве все эти прошлые и будущие соглашения, все эти степени, даруемые знаменитым и очень почтенным личностям, могут рассчитывать на то, что в основе более или менее всех этих систем двадцати пяти, тридцати трех степеней не было ни обмана, ни лжи? Конечно же, нет: деятельность высших степеней никогда не будет масонскими работами. Хороший полицейский надзор должен их запретить в каждом Государстве; ибо они вредят истинному Франкмасонству, они вносят в него смятение, ухудшая его; и даже терпимые им, они зачастую являлись причиной испытанных им преследований.
Если тогдашний Великий Восток, поскольку это входило в его обязанность, обладал бы архивами, доверенными просвещенному и честному брату, поручив ему приумножать их ежегодно, не преминул ли он обладать документами для определения в своей ценности всех этих мнимых масонских концепций? (3) Не должен ли был он непременно обладать тем, чем владели несколько любопытных братьев: коллекциями степеней, обрядов с именами их авторов, указанием мест и дат их создания? Откуда появился новый обряд? Пристальное рассмотрение ему позволило бы узнать его возникновение, имел ли он в своем основании новые истины или только видоизменения, либо лживость. Обязанностью ордена стало бы просвещать в послании к масонским организациям, где специалисты разъясняли, откуда происходили эти обряды. Впоследствии, вооружившись их ответом и особенно непреложным знанием, предоставляемым коллекциями, заставить Великий Восток сотрясти, уничтожить безвозвратно всех этих бесстыдных шарлатанов, безобразные дела которых позорят установление. Какую услугу оказала бы эта организация Ордену в целом, и от каких испытаний она смогла бы уберечь братьев, которые ей наследовали? В Франкмасонстве, как и повсюду, все скорби производили невежество
и гордыня.
Перед тем как вернуться к деятельности Верховного Совета, мы спешим предоставить синоптический обзор двух обрядов, чтобы лучше почувствовать подобие и различие степеней в двух последовательностях.
Ясно признается, что восемь прибавленных степеней являются излишествами, искажающими обряд Усовершенствования, послуживший для новой системы, неправильно названной древним и принятым шотландским обрядом.
Если составим сравнительное обозрение, то обнаружим, что число подобных друг другу степеней двух систем это .........................................22
Число сфальсифицированных степеней, составленных или упорядо-
ченных изобретателями 33-го градуса ......................................................9
Затем они взяли в других режимах две степени: Шотландца Святого
Андрея и Суверенного Трибунала (4) .......................................................2
Итого степеней: ................................................................................33
Из них 31-я, 32-я и 25-я и последняя 7-го разряда следуют старой номенклатуре. Что касается 33-й степени, то она — абсурдность, достойная обряда: она никогда не влекла за собой никакой обязанности, никакого достоинства, хотя и носит название верховной или суверенной; слова эти долгое время обозначали, каковым должен быть пароль (см. примечание ниже).
НОМЕНКЛАТУРА
9 июля 1805 года в Париже учреждается Великая консистория принцев Королевского Секрета 32-й степени древнего и принятого обряда. 5 сентября того же года инициаторы Верховной Консистории, несомненно, не найдя повода свободно объединиться с Великим Востоком, продолжают бездействовать с масонской искренностью: обладание их обрядом проистекало от подлога, и дух истины их не вдохновлял; вот почему слово объединение означало для них отделение, разделение, но никак не слияние; отсюда их споры между собой и с комиссарами Великого Вос
тока.
Осмысливая разрыв, они его основывали на мнимой задержке, вмененной редакционной комиссии Великого Востока в осуществлении ее работы по организации французского Масонства; следовательно, соглашение от 5 декабря 1804 года провозглашалось ничтожным на заседании в тот же день.
На следующий день прошло особое совещание у маршала Келлерманна; на нем комиссары Верховного Совета оповестили комиссаров Великого Востока о решении разорвать отношения; они сообщили, что если до 15 числа этого месяца получат редакцию основных статутов, то договор с 15 декабря, утратив силу, станет рассматриваться ничтожным; и Великая Всеобщая Шотландская Ложа вновь возобновит свои работы.
16 сентября конвенция между комиссарами Великого Востока и Вели-
кой Ложи древнего и принятого обряда провозглашает по факту и по праву
разорванным союзнический акт от 5 декабря 1804 года.
24 сентября состоялась инсталляция Великой Консистории 32-й степени древнего и принятого обряда, учрежденной 9 июля 1805 года.
1 октября. Верховный Совет издает декрет, касающийся организации его догматической власти. Это решение вызывает долгие и нескончаемые дискуссии между Великой Консисторией, настоятельно жалующейся, что это наступает на ее права, и Верховным Советом: они завершаются 29 декабря 1810 года упразднением Великой Консистории Франции.
1806 год, 10 июня. Отставка графа де Грасс-Тилли с поста суверенного Великого командора экоссизма в пользу герцога Камбасереса, признанного в этом качестве 1 июля и торжественно инсталлированного 6 июля того же года.
АДМИНИСТРАЦИЯ. Верховный Совет, который с Великим Востоком управляет этим обрядом во Франции, учрежден в духе, который, как и большинство степеней режима, удаляется от истинного масонского духа; поскольку его сановники, пожизненно назначаемые и безотзывные, олицетворяют олигархическую власть, чуждую истинному
Масонству.
Конституция Верховного Совета приписывает все догматические, законодательные, административные и другие полномочия членам 33-й степени, рекрутируемым среди себя самих. Тогда как в Великом Востоке все полномочия пребывают в руках представителей лож, которыми единственно и образована эта организация.
Из этого организационного отличия следует, что все принимаемые решения, как подразделениями Великой Шотландской Ложи, так и самой Великой Ложей на генеральной ассамблее, подчинены, в конечном счете, Верховному Совету, способному их аннулировать, если они ему не понравятся, на собрании всех членов степени, либо даже в административной комиссии, где трое присутствующих членов могут правомочно постановить, и где тем самым вопрос разрешается большинством двух голосов против одного. В Великом Востоке, наоборот, решения палат, принятые на генеральной ассамблее, обладают окончательным характером, и никто не имеет
права их изменять.
Мы разумеем бесценную благодетель масонского единства, которое не могло бы существовать там, где находятся две независимые администрации, когда даже они являлись бы связанными между собой тесными и обоюдными отношениями.
Практика этого пышного обряда в нынешних ложах дает оправдание современному уставу и идет даже дальше, поскольку сегодня в нем исполняется после трех первых степеней только степень розенкрейцера и кадоша. Другие степени являются изношенными и фигурируют лишь в Кровельщике; vanitas vanitatum!
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ АМЕРИКИ В ПАРИЖЕ
В 1812 году несколько масонов, облеченных 33-й степенью, которую получили в Америке от мнимого верховного Совета этой степени, и, значит, одинаково регулярные или иррегулярные, наподобие графа де Грасс Тилли, объединившись с некоторыми людьми, намеревались установить в Париже другой Верховный совет 33-й степени под названием АМЕРИКАНСКОГО СОВЕТА, соперничающего с Верховным Советом Франции. В результате чего вспыхнули непрекращающиеся скандальные конфликты. В Париже насчитывалось три Верховных Совета. Граф де Грасс стал Великим командором Американского совета, получившего по этому случаю наименование Совета графа де Грасса или Совета Помпеи, места его заседаний, чтобы отличать от Совета Прадо, названия помещения этого последнего. Граф де Грасс отрекся от создания Совета Прадо: его он объявил схизматическим, хотя тот освободил графа с поста Великого командора шотландского обряда, призвал его на суд, приговорив к анафеме с несколькими из его сторонников. Этот постыдный спектакль для актеров и пьесы, который слишком часто порождала практика высших степеней, называемых философическими, спектакль, неизвестный скромным масонам символических степеней, завершился только 7 мая 1821 года благодаря союзу и слиянию между Верховным Советом Франции и Верховным Советом Америки под названием Помпеи (см. Исторический обзор каждого из этих советов).
УСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОССИЗМА В НЬЮ-ЙОРКЕ (АМЕРИКА)
Число шарлатанов, вдохновлявшее экоссизм, было значительным. И на самом деле тридцать три степени! Огромное и подходящее поле для спекулятивных гениев. Если, покинув на мгновение Париж, мы перенесемся в Нью-Йорк, то изучим, как древний и принятый обряд был там введен. Француз Жозеф Серно (Cerneau), ювелир, водворившийся в Сан-Доминго, оказался посвященным здесь в мистерии обряда Усовершенствования, принесенные сюда Стефаном Мореном. Вынужденный покинуть этот остров во время восстания черных, он перебрался с испанских Антильских островов в Соединенные Штаты, где осел в Нью-Йорке. Там он основал в 1806 году Верховный Совет 33-й степени, в котором он сделал себя великим командором, секретарем и отдельно казначеем. Он произвел множество принятий, особенно среди американцев Юга; он распространял дипломы и продавал запоны украшения для масонов, которых посвящал. Он предпринял даже изготовление жестяных коробов, служивших для содержания в них и хранения печатей, ставившихся на дипломы. К различным ветвям индустрии он присоединил еще и книжную торговлю: он стал автором и издателем Масонского учебника на испанском языке: им он наводнил Мексику и другие колонии этой части Америки. Позднее он установил сообщение с Великим Востоком Франции, признавшим его Верховный Совет и оказавшим ему содействие в спекуляции, которую он сделал из так называемого шотландского Масонства.
Новый успех ожидал его в Чарлстоне и завидные, казалось бы, выгоды, извлеченные им из посвящения евреев Верховного Совета этого города, мечтавших составить ему конкуренцию. На самом деле они отправили в Нью-Йорк одного из них Эммануэля де ла Мотту, уже вышеупомянутого, который, прибыв обратно, возвел в 33-ю степень нескольких братьев и вернулся с ними к брату Серно, дабы подвергнуть его дознанию о происхождении его полномочий. Последний отказался давать разъяснения, о которых его просили, и показался расспрашивавшим его масонам, по словам еврея Эммануэля, совершенно чуждым возвышенным познаниям 33-й степени.
Собрав обильный урожай долларов и учредив 5 августа 1813 года Верховный Совет Нью-Йорка, первым великим командором которого стал брат Томкинс, вице-президент Соединенных Штатов, Эммануэль де ла Мотта поспешил распространить по другим городам и весям республикиммистерии древнего и принятого обряда.
Брат Серно, предавшийся своей коммерции, не помешал установлению нового совета; он только снизил свои расценки и увеличил принятия среди прибывавших в Нью-Йорк иностранцев. Но цинизм его действий отдалил от него всякого, почитавшегося в этом городе из приличных масонов. К 1830 году он стал предметом столь глубокого презрения и впал в такое сильное отчаяние, что мечтал покинуть этот театр своего прошлого блеска, поспешив завершить свои дни в стране, где он увидел свет. Тронутая сочувствием к его несчастью Великая Ложа выдала ему в 1831 году сумму денег для оплаты его проезда. С тех пор никто не слышал ни слова о нем. Люди, которыми себя окружил еврей де ла Мотта, чтобы создать Верховный Совет в Нью-Йорке, являлись тоже торговцами от масонства более ловкими и менее циничными, нежели Серно. Они пополнились некоторыми почтенными личностями, имена которых им служили рекомендацией и прикрытием. Под сенью этих имен они обращали в свою пользу права, проистекающие от принятий и дипломов; и чтобы избавиться от отчетов, они не созывали Верховного Совета, как в стародавние и иррегулярные времена, и только для проведения посвящений, церемониал которых соответствовал замыслу, заседание исполнялось целиком и не позволялось заниматься другой вещью.
С различными предлогами они ополчались против своего конкурента брата Серно, обвиняя его в обмане доверия масонов, передаче им ложного экоссизма (как если бы ювелир Серно не обладал таким же правом, как и евреи из Чарлстона, добавлять восемь фантастических степеней к двадцати пяти степеням обряда Усовершенствования) и присвоении сумм от братских агап степеней и распространения дипломов. Последний опубликованный ими против него манифест датирован началом 1827 года. Тем не менее, обнаружился некий адрес, по которому они скрывали свои хищения; совершилось дознание, вследствие которого они были исключены без шума из Верховного Совета добропорядочными членами, составлявшими в этой организации большинство. Но корыстное усердие изгнанников являлось единственным орудием этой масонской власти; и с тех пор как они больше не стали ее частью, она впала в полное усыпление. Едва ли несколько собраний тогда имели место, на которых присутствовало малое количество членов. Собственно говоря, этот Верховный Совет больше не существовал.
В данных обстоятельствах прибыл в Нью-Йорк в 1832 году некий масон (жемчужина жанра); он называл себя Марией-Антуаном-Николя-Александром-Робером-Жоашеном де Сент-Роз, РУМОМ ДЕ СЕНЛОРАНОМ (9); и он принял титул весьма могущественного великого командора ad vitam Суверенного Совета 33-й степени древнего и принятого шотландского обряда, ВЕРХОВНОГО ГЛАВЫ древнего и современного Франкмасонства для Земной Тверди, Южной Америки, Мексики и пр. пр.; от одного и другого моря; на Канарских островах, в Пуэрто-Рико и пр. пр.
В добрый час! Вот брат, которого здесь слушаются; и, подпрыгнув ногами над масонским равенством, он оставляет далеко позади себя всех де ла Мотт, Серно, Грасс-Тилли, Пиронов и других ejusdem farinae.
Да здравствует древний и принятый шотландский обряд, превращающий простого масона, едва ставшего мастером, в великого и даже возвышенного командора, равного по титулам и достоинствам земным властелинам!
Этот многоименный масон представлялся как облеченный полнотой власти Верховного Совета, которым он руководил, чтобы договориться о его объединении с Верховным Советом Нью-Йорка для создания одной организации, охватывающей все Верховные Советы Америки, и для завершения всех расколов, раздиравших экоссизм в этой части света. Его предложения были приняты, в результате чего в Нью-Йорке устанавливается масонская власть, получившая имя ОБЪЕДИНЕННОГО ВЕРХОВНОГО СОВЕТА для Западного полушария 33-й и последней степени древнего и принятого шотландского обряда и имевшая великим командором Элиаса Хикса (Elias Hicks); судью полицейского суда; он исполнял те же самые обязанности в Верховном Совете Нью-Йорка.
Новая организация опубликовала манифест, в котором объявляла о своем учреждении, знакомя с мотивами этого и призывая к себе всех шотландских масонов Америки. В итоге появился текст союзнического договора из шестнадцати статей, датированного 5 апреля 1832 года, и исповедание веры, главными догмами которой были независимость обрядов и масонская толерантность.
Несмотря на весь шум, прогремевший при его создании, этот Верховный Совет почти тотчас же погрузился в сон, а граф де Сен-Лоран, являвшийся его душой, покинул страну, чтобы возвратиться во Францию; и во время, когда наш масон рассуждал в Париже об альянсе столичного Верховного Совета с Верховным Советом Нью-Йорка, от последнего оставалось существовать только наименование (См. Масонское установление в Штате Нью-Йорк, Посвятительная Летопись).
Мы читаем в брошюре, опубликованной на французском языке в Филадельфии в 1810 году, «что совету Барракоа острова Куба, образованному метрополией Кингстоуна, было позволено самому по себе создать отдельный совет в Нью-Йорке; что этот совет был провозглашен 28 октября 1808 года, породив в себе сомнения о легитимных полномочиях учредившей его организации». «Чтобы устранить все сложности, — как добавляет это сочинение, — совет решил испросить регуляризацию у высшего руководства».
«Братья, несомненно, иррегулярные, по их мнению, спешат обратиться к суверенным инспекторам 33-й степени древнего и принятого обряда в Америке и к Верховному Совету, великому регулятору данного режима, мнимому главе консисторий, состав которых они, конечно, должны были знать. Как бы ни так; 33-я степень и Верховный Совет являлись полностью неизвестными в Америке.
Эти братья решили (стр. 7 сборника) обратиться с ходатайством к весьма прославленной и весьма могущественной Великой Консистории Кильвиннинга в Шотландию. Посему они пишут принцу Уэльскому для получения его поддержки в подобном обстоятельстве» (HERMES maçonnique, tome Ier, p. 301).
________________
(1) Вице-адмирал флота; родился в Валетт (Прованс) в 1723 году, умер в 1788 году. Он отличается своей храбростью в Американской войне, но показал в ней мало умения и был разбит Родни (Rodney) за Доминику в 1782 году.
(2) Имеем ли мы право от себя воскликнуть в Предисловии против губительных последствий невежества?
(3) На генеральной ассамблее Великого Востока 28 апреля 1799 года брат Анжебо (Angebault), председатель палаты, произнес речь, в которой сказал относительно архивов Ордена: «Нам приходится сожалеть о потере самых драгоценных сокровищ наших архивов; мы даже опасаемся, как бы они ни попали в руки профанов; и хотя масоны приносят клятву восстанавливать те из документов, которым они смогли бы предоставить хранилище, все равно наши потери не являются восполненными». «Это недостойное расхищение продолжало их опустошения, ибо спустя малое время после объединения архивов Великой Ложи Франции с архивами Великого Востока, исчезли драгоценные манускрипты, редкие книги и любопытные хартии. Коллекций циркуляров, протоколов и отпечатанных ежегодников либо больше не существовало, либо они представлялись неполными: сие произошло потому, что слишком долго вожди Великого Востока, привыкшие рассматривать все архивы в качестве своей собственности, черпали оттуда щедро и ничего не возвращали на место. Посещение их библиотек или библиотек их наследников смогло бы возвратить больше предметов, нежели ими обладает библиотека Великого Востока» (выдержка из Хронологической истории Великого Востока Франции). В определенной степени способен частично восстановить удручающую пустоту, причиненную несчастным рассеиванием столь полезных и ценных документов, собранный нами и упорядоченный объем материалов для предоставления нашим братьям: ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ каждого обряда; история ассоциаций, принявших масонские формы; история установления в каждом из государств Земного шара; история управляющей им масонской власти; и множество документов в подтверждение с нашими наблюдениями, являющимися плодом более чем пятидесятилетних исследований и изучений масонских работ. Мы начали и начертали путь; другие его лучше преодолеют.
(4) Это заимствование осуществлено на ассамблее, состоявшейся в конце 1804 года в помещении на улице Нёв-де-Пти-Шан; там же был составлен 1 мая 1786 года и Берлинский устав, прибавленный к уставу Бордо от 1762 года (первый и второй одинаково аутентичны) (Hermes, t. I, p. 308).
(5) Избыточные названия по-итальянски присутствуют с тех пор при повторном появлении тех же самых степеней во Франции.
(6) В новой номенклатуре настоятель и судья появляется раньше интенданта зданий; но увидев выше допускаемое удаление, находим, что должно быть так. Тори ее располагает подобным же образом (стр. 125, История создания Великого Востока).
(7) В 15-й и 16-й степенях Дионисий, король Португалии, позволивший Тамплиерам объединиться в сообщество (Орден Христа), обозначен Киром. (8) В этом разряде начинает действовать ложь; она переставляет местами степени и добавляет к ним новые, чтобы достичь числа 33.
(9) См. Масонское установление на Гаити (Сан-Доминго. Посвятительная летопись).
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.