Эзотеризм «Отче Наш» — Папюс
Эзотеризм «Отче Наш»1
Папюс
«Отче Наш» всегда считалась одной из самых эзотеричных из христианских молитв. Согласно традиции, Христос в момент жертвоприношения обратился с этой великолепной молитвой к своему небесному Отцу. Оккультисты обладают духовным даром, работой Элифаса Леви о тайном стихе «Отче Наш».
Каким бы ни было истинное происхождение этой молитвы, легко убедиться в ее Посвятительной сути даже при беглом анализе. Ниже мы собираемся представить нашим читателям вводное краткое изложение нашего исследования этого вопроса. Мы не сомневаемся в том, что лица более искушенные в этом вопросе, чем мы, смогут развить это исследование, которого мы лишь слегка коснемся.
В «Отче Наш» следует рассмотреть:
1) собственно молитву;
2) ее составные части и их суть;
3) вариации этой молитвы согласно принципу аналогии.
Молитва
«Отче Наш» состоит из двух частей:
1) экзотерической, единственной части, которая известна большинству римокатоликов;
2) эзотерической, которая известна восточным церквям, провозглашение которой является прерогативой священников.
Экзотерическая часть включает раскрытие сил, действующих в трех мирах и анализ их смысла.
Эзотерическая часть соединяет эти части с их источником путем раскрытия тайн Великого Аркана. Это синтез учений, содержащихся в первой части.
Для напоминания представим здесь текст этих двух частей:
Экзотерическая часть
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
***
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
Прости нам долги наши,
Как и мы прощаем должникам нашим;2
***
И не введи нас в искушение,
Но избавь нас от лукавого.
***
Эзотерическая часть
Ибо Твое есть
Царство, и Порядок, и Сила, действующие в Эонах (порождающих циклах).3
Таков текст молитвы, где мы также обозначили составляющие ее части, к которым мы вскоре вернемся. А сейчас давайте покажем, что слова, используемые в молитве, вполне обычны:
Отец, Имя, Царство, Воля, Земля, Небо.
Хлеб, Прощение, Долги, Искушение.
Грех.
Это говорит о том, что мы имеем дело с Законами, и согласно методам, которые были так дороги нашим предкам, каждое из этих слов является аналогическим ключом, разрешающим применение закона, выражаемого всей совокупностью реальностей. Экспериментам с некоторыми из этих адаптаций мы посвятим следующую часть статьи. А теперь давайте вернемся к тем главным частям, на которые мы разделили молитву.
Разделение Стихов Молитвы
Мы знаем, что оккультизм, независимо от времени и школ, учит о существовании трех миров:
1) божественный мир;
2) моральный4, или астральный мир;
3) физический мир.
Господин Амелинье в своей весьма познавательной работе о египетском Гнозисе настаивает на том, что все гностические школы соглашались с существованием трех миров. Аналогично все школы каббалы, алхимии и Теургии.
Итак, первые три стиха относятся к божественному миру, который характеризуется тремя понятиями.
Отец, Имя, Царство объединяются понятием Воли.
Земля и Небеса - это места между двумя мирами.
Хлеб, Прощение, Соблазн относятся к миру человеческой Воли.
И, наконец, Искушение и Грех относятся к плоти и миру физическому.
Божественный мир
Рассмотрим Бога в трех Его проявлениях:
Отец (Отче Наш), как считается, пребывает во всех Небесах, то есть на всех планах, где наше Идеальное может проявляться, будь то физически, астрально или божественно.
Этот Отец проявляет Себя через два других аспекта, Слово (Имя Твое), которое должны знать лишь посвященные, дабы не допустить его профанации (да святится), и Святой Дух (Царство Твое), сущая реализация Божественного во всех Его воплощениях, призывающая к универсальному адвенту (...да приидет).
И наконец, Божественное Единство проявляется в таинственной инво-эволюции Воли (Воля Твоя), которая потоком любви пронизывает все творение от материи (Земля) и всех его планов до Духа, Идеального (Небеса) во всех его иерархиях.
Это тот самый таинственный поток, который был призван Гермесом вначале его Изумрудной Скрижали, который объединяет Божественный мир с миром человеческим, к рассмотрению которого мы переходим.
Человеческий мир
В каждое мгновение нашей жизни, поток Божественной Любви пронизывает нас и дарует нам духовный Хлеб, которым мы должны питаться ежедневно. Но чаще мы закрываем свою душу от этого Божественного влияния, подобно тому, как Солнце, освещающее Землю, не может проникнуть в глубины пещеры, в которую мы сами помещаем себя, погружаясь в материю вместо того, чтобы эволюционировать к Духовному.
Так что же значит открыть свою сущность духовному насущному Хлебу?
Каждый проступок против нашего Божественного Бессмертия является долгом, которым мы добровольно обязываем себя, и который должны будем выплатить в следующем воплощении. Пифагор учил, что используя настоящее, мы непрерывно формируем собственное будущее. Чтобы открыть дверь в свой внутренний рай, необходимо пожертвовать частью своего эгоизма ради части своей универсальности. Наша эгоистичная жизнь в нас, но наша моральная жизнь - в других. Чтобы поступать эволютивно, нужно поступать во благо других, тогда как действуя ради собственной корысти мы инволюционируем.
Если кто-то оскорбляет меня, он становиться моим моральным должником, и я свободен отсрочить выплаты. Из-за своих действий он становится как бы моим рабом. Если я испытываю ненависть и думаю о мести, я становлюсь эгоистичным, и добровольно создаю зло, которое убивает меня духовно. Но если я прощаю, я универсализирую себя, я поступаю божественно, и разрушаю не только зло, которое собирался сделать сам, но и то зло, которое мой враг причинил себе; я способствую эволюции всего человечества, я связываю две души, которые отталкивали друг друга, возможно веками, отсрочивая всеобщую Реинтеграцию.
Добровольное прощение - это самый чудесный способ приблизиться к Богу, который у нас есть.
Итак, мы видим важность этого слова с точки зрения сознательного творения, человека, и его Бессмертия.
Физический мир
Это творение, Грех, то есть зло, совершаемое против себя самого, является ключом к нашему воплощению в мире плоти, в этом мире Физического Искушения. Духовный Адам, желая соединиться с материей в надежде стать сильнее Бога, создал в своих молекулах - то есть, в нас - Искушение к нижнему миру. И наше положение на данный момент весьма гибельно.
Меж двумя силами, не воплощенной и, казалось бы, бессильной Идеей, и Богатствами, которые при поверхностном взгляде видятся всемогущим рычагом, способным поднять всю вселенную, профан выбирает именно богатства, и он не может остановиться, и не пребывать более в иллюзии всемогущества материальных благ. Он не сознает, что груды золота все более и более уменьшаются, соразмерно численности людей, на которых обладатель богатства желает произвести влияние. С другой стороны, Идея приумножает свои силы, и они становятся соразмерны тому, сколько людей занимаются ее воплощением. Она становится все сильнее и сильнее с течением времени. Меж Духом, тонкой идеей, и Материей, или же непосредственным проявлением, Адам избрал второе. Отсюда же возникло Зло, Грех, Воплощение, которые каждая из молекул Адама, - то есть каждое человеческое существо, - должна убить внутри себя, воззвав к Единению с Идеей-Провидением, постепенно жертвуя Материей-Судьбой.
Ключом к этой эволюции, к этому потенциальному единству Бога и Человека, является единственный принцип: Прощение.
Если вы прошли только первые две степени Посвящения, стоит закончить молитву здесь; но пневматики могут пойти дальше и призвать великую тайну Божественного.
Мы поднимем вуаль настолько, насколько это можно сделать безопасно, проведя следующую параллель:
Царство........Принцип Отца
Порядок.......Принцип Сына
Сила..............Принцип Духа
В Эонах........Творящие принципы Неба, Человека, Земли, то есть, трех миров. Манифестация Божественной Воли. (Эоны соответствуют Элохим Моисея).
Давайте суммируем все в финальной таблице, и в следующем разделе вернемся к наиболее интересной части исследования - адаптациям «Отче Наш».
Божественный мир | Отче наш, сущий на небесах! | Отец |
Да святится имя Твоё; | Имя | |
Да приидет Царствие Твоё; | Святой Дух | |
Инво-эволюция (место) | Да будет воля Твоя | Переход от Божественного |
и на земле, как на небе; | к Моральному | |
Моральный мир | Хлеб наш насущный дай нам на сей день; | Постоянное влияние Провидения на нас |
Человек | Прости нам долги наши, | Самосоздание нашего будущего |
Как и мы прощаем должникам нашим; | посредством нашего настоящего | |
Физический мир | И не введи нас в искушение, | Разрушение Зла посредством нашего |
Но избавь нас от лукавого. | Завета с Богом | |
Синтез | Ибо Твое есть Царство, | Эзотерическая часть |
и Порядок, | ||
и Сила, | Ключ к спасению | |
действующие в Эонах. | ||
(порождающих циклах) | Великий Аркан. | |
Аминь. |
Адаптации Отче Наш
В предыдущей части исследования мы проанализировали молитву двумя способами:
1) устройство самой молитвы
2) тайное разделение и его суть. Мы отложили адаптации «Отче Наш».
Фактически, мы долго колебались, прежде чем опубликовали результаты исследования этого вопроса. Нам казалось, что эта работа никогда не может быть окончена из-за грандиозности предмета исследований. Но одно важное соображение сейчас позволяет нам опубликовать попытки: это уверенность в том, что не смотря на несовершенство, они послужат указателем пути для тех, кто пожелает продолжить эту работу.
Напомним, что мы определили понятия «Отче наш», представляющие собой серию законов, которые можно применять в трех мирах. Также, мы показали, что эта великолепная молитва дает ключ к действию Божественного на моральный и материальный мир и к реакции человека на Божественное посредством великого закона Прощения, продемонстрировав его оккультную важность.
Теперь оставим в стороне теорию и просто предоставим результаты адаптаций понятий Отец, Имя, Царство, Воля, Земля, Небеса и других, которые составляют основные законы, на которых основываются вышеупомянутые адаптации.
Адаптация к Идеальному
(Образ Отца в Нравственном Мире)
Совершенный осуществитель,
Сущий в моем внутреннем Раю
Пусть Твое Имя проявится
сквозь разоблаченное существо,
Пусть Твое эволюционное влияние осуществитьёся,
Пусть Твое влияние распространиться в моем теле так же,
как оно распространяется в моем сердце
Являй мне каждый день Свое присутствие.
Прости мне мою слабость
Как и я прощаю слабость немощных смертных, моих братьев,
Охрани меня от миражей испорченной материи,
И избавь меня от отчаяния.
Ибо ты есть Царство, Баланс и Сила во веки в моей интуиции.
Адаптация к Истине
(Образ Отца в Интеллектуальном Мире)
Живая истина,
Сущая в моей бессмертной душе,
Да укрепиться имя Твое через Работу,
Пусть Твоя манифестация проявится,
Пусть Твой закон придет в материю
Как он пришел в духе.
Дай нам каждый день
Творческую идею,
Прости мне мое невежество,
как и я прощаю невежественных, моих братьев.
Охрани меня от бесплодного отрицания,
И избавь меня от моральных сомнений.
Ибо ты есть Принцип
И Баланс
И Владычество.
В единстве моего Разума.
Адаптация к Страданию
(Отеческий принцип Искупление в Материальном Мире)4
О благотворное страдание,
Корень моего воплощения,
Да будет Твое имя благословлено
Неустрашимостью перед испытанием,
Да будет Твое воздействие понято,
Да поглотит Твой очищающий огонь мое тело,
Как поглотил он мою душу.
Прибудь в день каждый, дабы привести к эволюции
Мою праздную природу,
Приди и разрушь мою лень и гордыню,
Как разрушил Ты лень и гордыню
Грешников, Братьев моих!
Сохрани меня от малодушия, которое может
Привести меня к отказу от Тебя, поскольку только Ты
Способен удалить меня от зла, сотворенного мною.
Ибо ты есть Очиститель
И Уравнитель
И Искупитель
В кругах моего существования.
Каббалистическая Адаптация
О Yod Творец,
Ты, сущий в Эйн Соф,
Да будет благословенна Кетер Словом Твоим,
Да испустит свои лучи Тиферет, слава царствования Твоего,
Да царствует Яхве, цикличный закон Твой,
В Малхут,
Подобно тому, как царствует Он в Кетер.
Даруй каждый день Нешаме
Просвещение одних из 50 Врат Бины.
Направь безграничное Милосердие Хесед
Против скорлуп, которые я создаю в моем Imago (лат. образ. - прим. перев.),
Когда, заблуждаясь на 32 Путях
Хохмы, я эманирую строгость Руах
На моих Братьев.
Сотвори так, чтобы Нешама продолжала формировать влечения Нефеша,
и избавь нас от Нахаша.
Ибо Ты есть Resh. | или EL |
Управитель Тиферет. | или YOD |
Творящая Слава Йесод. | или MEM |
Ты есть матрица.5 |
в Элохим
Папюс и Мэтр Филипп6
...
Итак! В этом мире Существа весьма редко обладают могуществом. Мне известен только один: Мэтр Филипп. Он учил нас стараться быть добрыми. Он учил толерантности в отношении всего, и к ошибкам других: необходимости никому не говорить ничего дурного; абсолютной вере в Отца; состраданию к мучениям других людей. И, наконец, он показал нам, что человек может эволюционировать только в том случае, если проявляет участие к страданиям ближних своих, а не закрываясь в башне из слоновой кости в страхе утерять чистоту и мудрость.
Поэтому мы стараемся пробудить небольшую часть человечества, чтобы распространять вокруг себя некоторые идеи, которые не порождаются в наших собственных умах, и распространять две великих добродетели, которые нисходят к нам с Небес: доброту и толерантность.
Примечания:
1. Репродукция брошюры, изданной в 1895, и ставшей весьма редкой. - прим.
2. Вспомним, как эти стихи звучат на латыни: «Dimitte nobis debita nostra sicut et nos dimittimus debitoribus
nostris». Их следует перевести следующим образом: «Отдай нам долги наши, как мы отдаем тем, кто, в свою очередь, должен нам». - прим.
3. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. - прим. перев.
В данном случае слово «моральный» может быть заменено на «ментальный» или «интеллектуальный». - прим.
4. Положительный стих становится отрицательным в материальном мире, и наоборот. - прим.
5. Матрица = форма. - прим. перев.
6. Отрывок из «Первоначального трактата по Оккультизму», 1976. - прим.
© Доктор Жерар Анкосс (Папюс)
Перевод © EIFB и Eric Midnight, для Teurgia.Org 2011 год