Эгрегоры — Элифас Леви
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Эгрегоры — Элифас Леви

Элифас Леви

ЭГРЕГОРЫ
(из журнала L’Initiation, март 1893)


***


Эгрегоры – таинственное и страшное слово, объяснение которого может свести с ума.

Так что же такое эгрегоры? Эгрегоры – это боги. Эгрегоры – это духи, движущие и творящие формы. Они порождаются дыханием Бога.

Бог спит в природе, и мир – это его сновидение. Спя, он вдыхает и выдыхает. Его дыхание творит эгрегоры; и есть эгрегоры вдоха и эгрегоры выдоха. Эти духовные силы [puissances spirées] пребывают в борьбе, и их борьба фатальна [неизбежна] и вечна, потому что они – духи Элоимов. Их любовь – это война, и их война производит любовь. Именно из этого каббалистического предания вышли мифы о титанах, об исполинах из «Книги Бытия», и о битвах демонов с ангелами.

Демоны отвергнуты навсегда, потому что они – эгрегоры выдоха.

Их вождю, Шитану [Schitan], было сказано: Solve [растворяй!].

А Шикаду [Schicad], вождю эгрегоров вдоха: Coagula [сгущай!].

Вот что ещё говорят каббалисты: «Бесконечно малое не может видеть бесконечно большое и само ускользает от взора».

Для насекомых, которых мы давим ногами, не замечая их, мы являемся слепыми и неуклюжими богами, а для других богов, бесконечно больших по отношению к нам, мы являемся невидимыми насекомыми.

Эгрерогы, сражаясь друг с другом, давят народы, как муравьёв, и даже не знают, что мы страдаем и умираем.

Страшные гипотезы:[1]

2. Исполины из «Книги Бытия», титаны из мифа, ангелы из «Еноха» – это эгрегоры, враждебные богам, потому что боги – это вымыслы людей.

Паррус [Parrus] написал один непристойный памфлет, который он озаглавил: «Война богов»; он и не думал, что затронул в нём один из высших арканов магии. Война богов вечна, но ангелы никогда не боролись против Бога.

Битва Эроса с Антэросом представляет войну богов. Две змеи Гермеса всегда угрожают друг другу, но скрытая рука мага держит кадуцей и управляет им.

3. Берешит бара Элоим ат ашамаим ат хаарец [Быт. 1:1]. «Своей изначальной силой (головой) он, Бог, сотворил небо и землю».

Элоим сказал: «Вот Адам стал подобен одному из нас, знающему добро и зло; так не допустим же, чтобы он жил вечно» [Быт. 3:22]. (Комментаторы мнят, что Бог здесь шутит!!!). Элоим раскаялся, что сделал человека! Однозначно этот Элоим не является Богом, неизменным и совершенным в своей мудрости.[2]

Теологи уверяют, что всё было сотворено наилучшим образом, и что один лишь грех Адама привнёс зло и беспорядок в мир.

В таком случае грех должен был бы создать новое творение.

Однозначно лев не создан для того, чтобы есть траву, и можно спросить себя, устроен ли паук для чего-то другого, чем для делания паутины и пожирания мух.

Закон природы не сводится лишь к одному закону любви, это закон войны, разрушения и взаимного поглощения.

Переделал ли Бог злую природу? Мог ли человек её сделать? Быть может, её сделал дьявол? Ай, ай, ай! Я вас здесь подожду. Разве дьявол творец? – Тогда это Бог quod unus ex nobis[3].

Говорят, всё сотворил Бог. Nemo dat quod non habet; at qui Deus non habet formam, ergo formam dare non potest. Spiritus beati forma est rationalis determinatio limitis. Soli ergo spiritus creati formam dare possunt quod est creare. Substantia aeterna est et non creatur, nisi aeterna volitione dei. Omne quoi creatur sub ratione alicuius formae destrui necesse est quia omnis forma definitia necessario finitur.[4]

4. Иисус сказал: «Князь мира сего осуждён, и во мне нет ничего, что принадлежит ему» [Ин. 16:11, 14:30]. Разве дух мира изменился со времён Иисуса Христа, и князь, который им правит, разве он не всегда один и тот же? Иисус послал апостолов, как ягнят в стаю волков. Сначала волки съедят их, но их последователи станут волками, и они воцарятся в этом мире. Что означает тот стон с далёких островов, когда Фармуз [Tamy], поднявшись на нос своего корабля, прокричал, что великий Пан умер?[5]

Что это за таинственный эгрегор, прикованный на Кавказе, и который однажды должен будет свергнуть с трона Юпитера, когда Геркулес снова разобьёт его цепи?

Почему великий распятый не является богохульником, когда он называет себя Бени-Элоим [сыновья богов], он, который явился сияющим на Фаворе между эгрегорами Моисея и Илии? Разве он не сказал: «Мой отец больше меня» [Ин. 14:28] и «Я иду к моему отцу, к вашему Богу и моему Богу» [Ин. 20:17]? Ego dixi: diiestis et filii excelsi omnes et sicut homines moriemini [6].

Разве человек не по-настоящему является творением? Он творит свободно по знанию и фатально по жизни. Его плоть кишит невидимыми мирами, и он является слепым и глухим Иеговой [Héhovah] для бесконечного числа микроскопических животных, которые не знают о нём, и о которых не знает он.

Религиозные открыватели, говоря нам вопить к Богу, непрестанно присоединять к нему наш голос и силою брать небеса, – не предполагают ли они, что мы должны сами открыть себя нашему эгрегору, чтобы он сжалился над нами?Мир в целом управляется провидением, но в деталях фатален; архитектор велик, но каменщики!..

5. К кому обращаться муравьям за справедливостью, когда их давит нога мужика? Они не обращаются ни к кому. Они усиленно работают, чтобы отстроить свои кладовые; они сознательно борются против слепого рока. Когда нас кусает блоха, мы не поступаем, как дурак из басни Лафонтена; мы не взываем о помощи к богам, мы просто давим насекомое без гнева, но также и без жалости. Я нахожу, что г-н Тартюф был бы прав, если бы он искренне укорял себя за то, что:

«За молитвою поймална днях блоху,
<Так небу приносил потом он покаянье>,
Что раздавил её без чувства состраданья».[7]

Г-н Тартюф в гневе на блоху равен Богу в гневе на человека, и гнев г-на Тартюфа ставит его на один уровень с блохой. Разве блоха более злое животное, чем шелкопряд? Но первая нам вредит, тогда как второй нам полезен.

Все существа невиновны; но война – это закон мира. Тот, кто устроил всё так, несомненно, не мог сделать лучше; но бесконечно вероятно, что в других вселенных дело обстоит иначе. «Не искушай нас, но избавь нас от зла», – Богу или Дьяволу сказал это Иисус? Легко можно обмануться; разве наши отцы [т.е. иудеи]не сделали Дьявола из доброго Бога Иисуса.

Заткните одно ухо, и я мимоходом брошу вам в другое секретное слово великих посвящённых: Осирис – чёрный Бог.

Вся божественность Иисуса Христа в его жертве. Его жертва останется, а его идеи о человеке пройдут. Те, кто его убили, знали, что делали, и он, быть может, не знал, что сказал [когда сказал на кресте, что они не ведают, что творят].

6. Очевидно, что в порядке и гармонии вселенной проявится сознание, высшее сознанию человека; но обязательно ли это наивысшее сознание? Порядок и гармония вселенной ограничены злом; мы сами, можем ли мы себе представить нечто лучшее. Так что же такое вселенная?

Инфузории также имеют свою вселенную, о которой мы и не подозреваем. Муравьи и пчёлы имеют естественную цивилизацию, превосходящую нашу. Разве вы не слышали, как муравей сказал, что над ним может быть только безграничное и всемогущее существо; более того, это существо должно необходимо превратиться в муравья, чтобы явить себя муравейнику, поклонение которого ему необходимо, и что на небе, над ростками самой высокой травы, один воскресший муравей уселся справа от Бога?

Говорят о цепи существ [в смысле иерархия существ, вроде эволюционной цепи]; но эта цепь, – круглая или у неё два конца? Два конца в руках Бога, – скажет поэт. Но как он может их касаться? Между неизмеримым для нас и абсолютной бесконечностью всегда одна и та же бездна.

Тогда зачем цепь? Зачем пропорции в том, что неизбежно разорвано с двух сторон? Если цепи нет, не может быть и не должна быть разорвана, если она восходит от бесконечно малого к бесконечно большому, и если аналогия, опирающаяся на пропорции точных наук, есть наш верный путеводитель по случайным гипотезам, то существуют эгрегоры, существует в Боге три-ликость: восходящая (вознёсшийся сын), нисходящая (отец) и промежуточная (святой дух), и всё это находится в воплощённом сыне – вожде и прототипе человечества, который спустился, поднялся и остаётся нашим посредником.

{Продолжение следует}

 

Примечания:


[1] Начинаются эти гипотезу с номера 2, очевидно первая была чуть выше. Дело в том, что эта рукопись Элифаса Леви не предназначалась им для публикации, т.е. не редактировалась им. Очевидно, это одно из его писем к своим ученикам.

[2] Православное толкование этого места такое: Съев запретный плод, Адам повредил свою человеческую природу, и если бы он остался жить вечно в раю, то вечно бы страдал из-за своей повреждённой природы. Поэтому Бог, по великой любви, а не по злобе, даровал Адаму смерть, как единственную возможность прекращения его страданий, будущего исцеления человеческой природы, и наконец воскресения.

[3] (лат.) Как один из нас.

[4] (лат.) Не даёт тот, кто не имеет; а так как Бог не имеет формы, то форму дать не может. Форма блаженного духа есть рациональное определения границы. Только одни тварные духи могут дать форму, это и означает творить. Вечная субстанция есть, а не творится, разве что вечной волей бога. Всё, что создаётся по какой-либо форме, необходимо должно быть разрушено, ибо всякая ограниченная форма необходимо оканчивается.

[5] Данную историю приводит Плутарх в сочинении «Об упадке оракулов».

[6] (лат.) Я сказал: вы – боги, и сыны всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки. – Пс. 81:6-7

[7] Мольер. Тартюф, или обманщик.

Перевод с французского: Иван Харун, для сайта Теургия.Org, 2015


Back to Top