Практическая Каббала: Часть II, Энергетические Силы: Сущности — Робер Амбелен
III ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
Мы видели, что Силы, вызванные Каббалистом, являются Энергетическими Силами, восходящими от Вселенной в общем, либо же они относятся только к одной из ее частей, и знание о них находится в области изучения Традиционной Метафизики.
Эти Силы подразделяются на:
А) Сущности (схоластическая латынь entitas – «существо). Сущность – это «принцип», чье существование отличается от вещи, которую в действительности он обозначает. Объединение множества Сущностей составляет Эгрегор.
B) Коллективность, или Эгрегор – объединение индивидуальностей, имеющих отличительный признак, характерный для всех них (от лат. Colligere – «объединять»).
a. Сущности
Сущности называются различными именами разными расами, религиями, в различные эпохи. Боги, богини, серафим, керубим, архангелы, ангелы, дэвы, гандарвы, даймоны, гении и т.д., они обозначают природы, отличающиеся в деталях, но укладывающиеся в рамки одного и того же принципа.
Их цель заключается в том, чтобы в их небольшой сфере, или же на плане, где они развиваются, сотрудничать как в деле творения, так и в деле сохранения Вселенной. Творящий Логос использует их для администрирования Своей Работы. Таким образом, они в полном смысле этого слова являются demiurgii (Божественными работниками).
*
* *
В отличие от Человека (индивидуального), Сущности не способны принимать на себя телесную форму. Если они когда-либо и проявляют себя во время теургических церемоний, будто бы облаченными в материальную форму, то это лишь кажущаяся внешность.
Они существуют не как Бог – они не вечны и не вездесущи. Они живут на планах, расположенных выше, чем план передвижений человека, и то, насколько выше они пребывают, зависит от их уровня духовности, соответствующему большей или меньшей доле великого действия Божественной сущности внутри них. Они подвержены ходу Времени, они не вечны, как вечен Бог. Они подчинены Пространству (по крайней мере определенному типу Пространства), поскольку являются существами, передвигающимися во времени. Таким образом, они способны преодолевать в мгновения даже весьма отдаленные друг от друга пространства.
Также они способны, по собственному желанию, медленно покидать место и медленно перемещаться к другому. Их движение – всего лишь последовательное применение их активности по отношению к различным существам и различным местам, которые, тем не менее, являются частью единого целого.
*
* *
Как у существ духовных, бытие Сущностей состоит из знания и действия. В них пребывает чисто интеллектуальное знание. Индивидуальный человек не располагает таким знанием, полученным экспериментально через посредничество своего тела, которым не обладают Сущности.
Не имея возможности извлекать знание из внешнего мира, они схватывают истинные аспекты вещей просто через свое восприятие, им не нужно размышлять, в чем нуждается человек, и потому их знание более совершенно, чем знание человека. По этой причине они человека превосходят.
*
* *
Сущности неизбежно воспринимают все, что происходит во внешнем по отношению к ним мире, поскольку идеи этих событий проявляются для них в духе тут же по их свершению. Однако область чистой мысли от них ускользает, поскольку если мысль не выражается словом, они не смогут приобщиться к нужной цепочке внешних событий.
По этой самой причине они не могут знать человеческие мысли, если только человек не раскрывает их своими поступками или словами. Из этого следует вывод, что они обладают представлением о будущих событиях, ограниченным лишь одной вероятностью, из-за частичной ее реализации. Когда невысказанная мысль собирается нарушить ожидаемое течение Будущего, а затем это нарушение действительно происходит, их предвиденье Будущего окажется ложным.
С другой стороны, им доступно и Настоящее, и Прошлое, во всяком случае если оно не относится к сфере чистой мысли.
*
* *
Античные и средневековые теологи и философы посвятили немало строк миру Сущностей. Все они приходили к выводу, что у звездных тел, подобно любым духовным или материальным сообществам земного мира, есть незримыми правителями, наделенные полномочиями вести их к цели, навеки определенной Провидением.
Такое убеждение излагали Евсевий Памфил в «Теологических Истолкованиях», Августин в «Энхиридионее», Альберт Великий в «Четырех Равенствах», Фома Аквинский в «Духовных существах», Джон Скотт во второй книге «Сентенций», епископ Уильям Парижский (являвшийся алхимиком, его авторству приписывают герметические барельефы Нотр-Дама) в «Сумме Вселенной».
До них к тому же выводу приходили Плотин, Ямвлих, Пифагор, Платон, Сократ, Моисей и все остальные мистики.
*
* *
Универсальная традиция разделяет Сущности на три класса, при этом разнится лишь терминология, в зависимости от расы, религии и географического положения.
Первый Класс Сущностей принадлежит сверхнебесному миру. У них нет власти над мирскими вещами, они не выполняют никакой службы. Это интеллектуальные сферы, «чистые духи» в полном смысле этого слова. Лишь они обращены к Абсолюту. Кроме того, они служат в качестве руководящего русла по отношению к срединному классу Сущностей.
К этому классу католическая ангелология относит Серафим, Керубим и Престолы.
Второй Класс, или класс посредничающий, принадлежит к небесному миру. Древние философы называли их земными даймонами, поскольку они выполняли работу на службе у Творца, однако пребывая при этом в сферах Мира. Они оживляют Primum Mobile. Католические теологи классифицируют их как Господства, Власти и Силы. Каббалисты усматривают в них просто Ангелов сфер Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. К этому же классу также относятся гении Деканов, Лиц и Градусов Зодиакальной сферы или Неподвижных Звезд, а также Двенадцати Небесных Знаков.
Наконец, к третьей категории относятся земные гении. Герметические философы делили их на четыре категории, по четырем элементам: огонь, вода, вода, земля. Ориген, христианский философ, писал, что они участвуют в нашей жизни, направляя наши действия, в соответствии с природой, им присущей. Католические теологи усматривают в них три последних хора Ангелов: Начала, Архангелов и Ангелов «хранителей».
Герметисты уверяют, что эти существа ориентируют нас на ту сферу, которая им свойственна, когда мы обращаемся к ним духовно.
Поэтому даймоны Огня следуют за мыслями высших душ и ведут их к созерцательной жизни и к вещам возвышенным. Даймоны Воздуха делают нас разумными людьми, предпочитая пробуждать в нас разумные силы, освобождая в определенной мере от чувственной и витальной силы. Они ведут нас к активной жизни.
Даймоны Воды следуют за воображением и чувствами. Они ведут нас к чувственной и сладострастной жизни. Даймоны Земли – совершенно иной природы, древние не много говорили о ней. Кто-то считает их действия нейтральными, полагая, что они ведут нас к чисто вегетативной жизни, если мы становимся преисполнены бездушными материями (скупость, равнодушие к идеалам и т.д.).
*
* *
Не следует усматривать в этих четырех элементах (Огне, Воздухе, Воде, Земле) физические феномены, называемые теми же терминами, поскольку это символические эссенции, имеющие аналогичные качества.
Наш Разум способен воспринимать этих Существ как потоки, разумы, живые вещи, однако с элементарным интеллектом, причем элементарность проявляется, например, в незнании о существовании элементов, отличных от них. Мы через некоторое время к ним вернемся, когда будем изучать «материю» - материальную опору «Формы» талисмана.
Эти потоки, силы, соединяются с нами через нашу духовную или чувственную направленность. Мы с ними устанавливаем контакт, и, в свою очередь, они увлекают нас в том направлении запредельного, в те духовные сферы, которые являются для них родными.
Если мы визуализируем их в ходе метафизических проявлений, как экстатических, так и магических, мы будем вынуждены представлять их согласно следующему методу без отступлений.
Человеческая морфология – не единственное, что населяет психическую вселенную, поскольку мысли человека и игры его творческого воображения – всего лишь один из множества аспектов Вселенской Жизни. Вечная субстанция принимает на себя множественные в сердце, где проявляются странные существа.
Несомненно, эти формы на самом деле не предполагают, что мы интуитивно наделяем их посредством воображения соответствующими им образами. Эти телесные реализации далеки от нестабильности осязаемой материи. Они бесконечно свободнее, подвижнее, они текучи и изменчивы.
Однако поскольку интеллект интуитивно признает Человека высшим аспектом Формы, и поскольку опыт логически предоставляет ему подтверждения этого, мы правильно или ошибочно почти всегда приписываем антропоморфную внешность существам, населяющим вечный субстрат.
Отсюда мы можем заключить, почему индивидуальным трансцендентным сущностям зачастую придают человеческую наружность.
В действительности, если мы изучим рисунок №11, то увидим, что человеческая форма являет собой гармоничный геометрический синтез всех традиционных графических символов, содержащих все возможные соответствия линий, объемов и движений.
«Когда дух может придать форму этому высшему форму, раскрывающему его гармоничность, - пишет Пол Ричард, - проявляется форма Человека, более совершенная, чем возможное для человека состояние».
Но подразумевает ли эта красота формы, в которую мы инстинктивно облачаем их, красоту моральную? Вовсе нет! Поскольку мы воспринимаем только внешнюю сторону этих сщуеств, а не их внутреннее состояние, которое становится видимым для нас лишь благодаря опыту, после того, как эти существа с течением времени открываются нам через свои действия.
До того момента мы воспринимаем лишь разум за работой, по сущности своей более изощренной, чем наша (и создающей для нас иллюзию), которую он формирует, разминает и преобразует по своему усмотрению.
Также Существа, живущие в сердце вечного Субстрата, способны очаровывать нас кажущейся красотой, проистекающей из их сущностного превосходства над нами. Однако это не является серьезным доказательством Благости и Чистоты. Эти Сущности столь же заинтересованы в нас, сколь мы заинтересованы в пчелах, отдающих нам свой мед. «Боги, - писал Шекспир, - служат людям, как факелы людям служат! Они лишь освещают путь им в своих целях...»
Конечно, они могут общаться до определенной степени с Самой Высшей Божественной Силой, все зависит от их большего или меньшего уровня духовности. Без сомнения, власть, данная в пользование эгоистическому разуму, пугает меньше, чем страшная и деструктивная глупость неясной Силы. Однако эти Боги имеют в том нужду; человек, сколько бы ни был он велик в своей святости, не способен продлить свою жизнь, разве что за счет разрушения жизни других природных существ, будь то существа растительные или животные. Восток говорит нам о «человеческом скоте, откармливаемом богами!» Запад говорит, что «Бог есть огонь поядающий». Мистики согласны с этим, они считают, что достаточно оказаться в присутствии возлюбленного Бога, чтобы, получив огненное лобзание этого таинственного бракосочетания, «душа навеки была побеждена Им».
Мартинес де Паскулли говорил своим ученикам: «Человек по праву является их Господином», но сколько теургов обладали достаточной силой для, чтобы приблизиться к этим психическим Существам и понять а не постигнуть интуитивно, и оградить себя от их фатального «притяжения»? Без сомнения, таких не много! И все же, именно такой великий секрет оперативного Гнозиса, грозного аркана «Жизни вечной», ведомого богам, и свободных от него. Вот, почему Апостол мог сказать, что Невежество – худшее из зол, поскольку мы порабощены Архонтами.
*
* *
Невозможно визуализировать абстрактную форму иначе, кроме как в знакомой нам форме.
Поэтому скульпторы и художники сочли нужным наделить Ангелов большим или меньшим числом крыльев, являющихся символом большей или меньшей степени духовности их сущности. Также они использовали образ величественного старца для Бога, ведь его «возраст» пробуждает мысли о его Бесконечности.
Так же и демоны в народных легендах всегда ужасны и грозны в их традиционных обличьях, вне зависимости от континента и расы.
То же самое касается и теургической или магической операции.
Высшее сознание непосредственно видит суть этих существ. В момент контакта происходит взаимопроникновение между Оператором и Сущностью.
Подсознание получает это впечатление от высшего сознания, в виде туманного предчувствия, слабо определенного. Чтобы понять его, выразить в физическом чувстве, подсознание использует образы и символы, как у Сивилл. Мы еще определим ключ к этим формам.
*
* *
Когда мы имеем дело с чисто антропоморфной формой, имеющей то или иное число особенностей (крылья, лучи, слава и т.д.), мы имеем дело с существом высших планов: небесных или сверхнебесных. По деталям мы еще больше узнаем об этом существе.
Когда визуализированная форма имеет получеловеческое-полуживотное обличье, это значит, что оно относится к более низкому плану. Наличие частичной животности укажет нам на его истинную природу. Так изображал своих богов египтяне, это были боги с головой льва, львицы, ястреба, кошки, ибиса и т.д., либо вспомним о гностическом Абраксасе – человеке с головой петуха, являющегося символом Солнца (эта птица объявляет о восхождении этого звездного тела).
Когда визуализируемая форма имеет чисто животное или чудовищное обличье, она редко предстает в совершенно естественном виде. Обычно видение будет составным. Визуализируя такую форму, мы можем быть полностью уверены в том, что это существо приближено к нам и должно вызывать у нас подозрения. При наличии крыльев это существо будет более интеллектуально развито, чем существо лишь с конечностями. Однако это еще не говорит о моральном превосходстве такого существа! Когти рога, черты, свойственные рептилиям, ползучие формы, множественность форм, впечатление «копошения», указывают на наличие угрозы.
Если же мы «видим» просто туманную или неясную форму, значит существо происходит от неразумной, естественной силы, пребывающей в границах материального. Этот тип существ – знаменитые «черные вуали» из шотландских сказок, предрекающих смерть или траур. (Это вуаль, отделяющая этот ир от иного. Она вызывает нечто неведомое).
В случае аудиальных, а не визуальных феноменов, будет полезно применить те же самые ключи. Наше подсознание переводит их согласно тем же правилам. Вспомним в этой связи о повозке Анку и о ночных мойщиках легенд Бретани.
Символы и образы пробуждают в нас ассоциации традиций, знакомых нам, или обращаются к нашему расовому подсознанию.
Однако, опять же, отметим, что эти Сущности являются лишь силами, потоками, не более. Мы визуализируем их в двух измерениях, но это не должно заставлять нас думать, будто бы они являются двухмерными существами. Возможно, порой они обладают лишь одним измерением...
Мы также истолковываем определенные природные силы и концепты согласно тем же правилам. Мы говорим об «Электрической фее», представляющей собой Смерть в образе скелета с косой, также мы представляем политический образ страны (французская нация носит фригийский колпак, древний символ свободы), у Изобилия есть свой Рог, а слепая Фортуна вращает свое Колеса, Любовь же сгибает свой лук!
Это концепты, оживленные с незапамятных времен и визуализируемые по древнему обычаю.
В Священных Писаниях, в Евангелие от Иоанна, в книгах Пророков (Иезекииля, Даниила и т.д.), в Апокалипсисе мы часто видим этот тип образов (четыре всадника Апокалипсиса, Животные Иезекииля и т.д.).
*
* *
Освященный веками опыт показывает, что эвокации по одному и тому же ритуалу приводят к идентичным проявлениям. Силы приводятся в движение так или иначе в зависимости от временного фактора, фактора места и имени. Таким образом Ритуал является истинной формулой трансцендентальной физики, причем оператор является первоматерией, подверженной действиям этой формулы, он одновременно является объектом операции и ее результатом.
Источник © «Практическая Каббала» Робера Амбелена
Перевод © Eric Midnight (aka Er Might), 2018