Трактат о Реинтеграции. Глава 17. Божественные действа Еноха. Его вознесение на небо. Енох, как предшественник Христа. Божественное духовное потомство, избранное Господом. Десятиричное число
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ «ТРАКТАТ О РЕИНТЕГРАЦИИ» МАРТИНЕСА ДЕ ПАСКУАЛИСА | ДАЛЕЕ >>>
Божественные действа Еноха. Его вознесение на небо. Енох, как предшественник Христа. Божественное духовное потомство, избранное Господом. Десятиричное число
Енох служил божественные действа со своими десятью избранными в течение десяти недель, передавая им на каждом собрании новую букву-инициал святого имени Бога. Уже после семи собраний каждый из них имел в своем распоряжении по два могущественных слова, при помощи которых повелевал всякой тварной вещью от земной поверхности и до небес. Два слова, состоявшие из семи букв, – четыре из них образовывали ужасающее, могущественное и невидимое имя Предвечного, покорявшего любое тварное существо на небесном теле и правившее им; и три другие буквы образовывали святое имя, правившее всяким тварным существом на земле. Десять вождей, наделенных Енохом первоначальными добродетелями, а также силами духовными и божественными, достигали в своих святых действах столь великих чудес, что привлекали к себе многих своих родственников и посвящали младших тварных существ, указанных святым духом, в науки, которыми они овладели под руководством Еноха, служившего ради примирения человеческого рода с Богом.
Число прозелитов стало со временем стремительно расти. Хотя вновь пришедшие не соблюдали в точности принципы добродетели и силы, переданные им Енохом. Многих совратило неправедное учение одного из десяти вождей, избранных Енохом для божественного примирения, возбудившего распрю между учениками и распространившего ненависть на Еноховы установления. Бунтарский дух широко распространился в среде прозелитов, всецело предавшихся отступлению от Творца и использовавших материю в соответствии с учением вождя-развратителя. Истинных оставалось на земле лишь девять человек. Они, положившись на могущество и знания, воспринятые от святого человека Еноха, молили его собраться еще раз вместе и заменить брата-растлителя, соблазненного демоном.
Енох, сочувствовавший их мольбам, провел с праведниками собрание, на котором поведал полностью свою тайну: вновь избранный им десятый ученик для замены развратителя войдет в добродетель и божественную силу лишь после того, как все они покаются в своих грехах, совершенных в течение их земной жизни – с тем, чтобы божественное правосудие могло обрушиться на преступников. Сердца девяти праведников были столь ошеломлены, что они оставались в состоянии уничижения и сокрушенности, продолжавшегося около часа. В течение этого времени Енох молился Творцу во благо своих девяти учеников, и они лицезрели все потоки, какие Творец намеревался послать для наказания земли и остатка ее обитателей. Ужас, воспринятый девятью праведниками, поверг их в сокрушенность, и они, обратив взор на Еноха, испустили великий вопль, спросив его: «Неужели, учитель, все, что нам довелось увидеть, обратится на землю? Нельзя ли успокоить твоими молитвами гнев того, который направил тебя к нам, и усмирить потоки, которые Он намеревается наслать на землю и ее обитателей? Наше видение есть истина: «Творец справедлив, и ты – святой, сильный и невидимый».
Енох отвечал: «Неужели я сам по себе вас просветил о предстоящем? Будьте все одним человеком, и вы будете равно святыми. Будьте все самим законом, и вы будете всегда могущественными. Будьте все подвластны одному правилу жизни, что я вам предначертал, и вы будете вечно младшими невидимыми существами. Такова воля Отца и его Святого Духа по отношению к сыну. Будьте все сыновьями Всесильного здесь, на земле, и вы узнаете, что тот, которого вы именовали Енохом, есть дух Отца, пребывающего в вышине».
С грустью Енох закончил свою речь, благословив девятерых учеников, и вдруг одно огненное облако спустилось с небес и его восхитило, чтобы он мог нести дальше этот святой дух согласно своему предназначению. Еноховы ученики, потерявшие его из виду, расстроились и стали роптать: «Кем мы станем, о Предвечный, без помощи нашего учителя Еноха! Почему его восхитил ты из среды братьев и учеников? Если земля виновна, то за что мы, плотские люди, должны отвечать, ибо все – от земной материальной крови. Но мы же, однако, остаемся в твоем святом правосудии? Услышь, Господь, наши молитвы и возьми веру твоих сыновей и рабов».
В протяженности времен Енох стал новым образом воли Творца, и видно, что он имел многих своих последователей с того времени и до наших дней. Главный принцип духовной божественной религии, установленной Енохом в потомстве Сифа, был сохранен и передан в крепости, благодаря силе Ноя, явившегося также примером духовного избранничества для примирения общего и частного. Это мы ясно осознаем, когда будем рассматривать вхождение в ковчег Ноя с разными видами животных и пребывание там в тишине и спокойствии во все время потопа. Изучим мы и духовные наставления, данные Ноем своим законным сыновьям, обозрев весь путь, которым Ной шел во спасение порученных ему от ужасной кары, низвергнутой Богом для уничтожения земли и всех ее обитателей.
Не вдаваясь в подробности жизненного пути и учения Еноха, обращенного от его таинственного избрания к ученикам, достаточно по существу отметить и ясно осознать, что истинный Мессия находился всегда с детьми Бога, хотя был иногда и неизвестен им. В данном толковании хотелось напомнить о пророке Данииле, мыслившем символически в своем пророческом видении о пленении Израиля в течение семьдесяти недель, превратившихся в семьдесят лет рабства у Навуходоносора. Видении, свершившемся в пленении израильтян, из которого они освободились благодаря героическим усилиям Зоровавеля, но лишь по истечении семидесяти лет неволи, предначертанных Творцом Израилю за грехи, совершенные против Него и против их братьев.
В пришествии Еноха я стал объяснять образ, в котором мы черпаем доказательства присутствия Христа между детьми Бога. Хотя и Авель, запечатлевший собой образ младшего тварного существа во свидетельство божественного правосудия, равно являл собой истинный образ Мессии. О том мы знаем по действиям всех избранных младших тварных существ, как исполнявших свои могущества и духовные добродетели среди людей прошлого, так и исполняющих их в мире по сей день. Среди них, кроме уже вышеобозначенных Авеля и Еноха, суть: Ной, Мельхиседек, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Зоровавель и Мессия. Все они предназначены для свидетельства божественной славы, а посему составляют полное десятеричное божественное число, откуда всякая вещь, духовная и материальная, произошла, чему я дам объяснение, когда буду говорить об образах и эпохах, отразившихся на теле общем и частном, а вместе с ним и на младших тварных существах. Последнее сможет вас убедить в обретенной мной истине, что все их действия подобны и соответствуют действиям Авеля. Следовательно, Авель представлял собой истинный прообраз Христовых деяний, а Каин символизировал зло демонического князя.
Каин, убивший своего брата Авеля, являет собой пример беснования демонов, вознамерившихся расчленить и разрушить всякий род творения, и, таким образом, обратить в рабство людей, у которых они развязали множество материальных страстей. Бесы играют на слабости чувств материальной и духовной природы и посредством внушения творят с младшими тварными существами дела, взаимонаправленные по своему действию, и тем самым вводят людей в смятение.
Замечаем мы и то, что материальные люди не имеют двух мыслей, двух действий, которые могли бы согласовываться между собой. Бешенство демонов выражается в сеянии неудовольствия среди людей, что ведет к возникновению безмерно горделивых и притязательных мыслей, ибо люди живут продолжительно в духовной нестроенности и не знают мотивов и причин своих тревог и печалей, к коим становятся приговоренными, когда утрачивают полностью идею культа для воздаяния Творцу.
Вот ужасы, осуществившиеся в преступлении Каина. Авель являлся его истинным земным братом, поскольку оба они произошли от самого первого человека, хотя действия, положенные в основание одного и второго были противоположны по сути. Форма Каина зачиналась в эксцессе сладострастия материальных чувств, и мы описали ощутимо искажение первого человека. Авель же, наоборот, был зачат без эксцесса материальных чувств во всей чистоте законов природы. Также и форма Авеля стала более духовной, нежели материальной, благодаря духовному зачатию его тела, уподобившемуся истинному образу тела Христа, происходящему духовно из обычной формы, но без помощи физических воздействий и участия материальных чувств.
С другой стороны, телесное воплощение Христа нам отражает материальное сотворение первого человека, низвергнувшегося в недра земли после искажения своего славного телесного образа и облеченного грубой материей. Ибо перед тем, как этот божественный дух, дважды величайший и превосходный над всяким исшедшим существом, пришел исполнять божественное правосудие к людям, он пребывал в чистом и славном круге божественного величия. Но в тот момент, когда Творец направил его к людям, он оставил свое духовное жилище, дабы идти и заключиться во чрево Пречистой Девы. Таким образом, отсутствие Христа в обители Творца не напоминает ли нам изгнание первого человека из своего славного тела? А вхождение великой духовной сущности, или Слова Творца, в тело Пречистой Девы, не напоминает ли нам вхождение первого тварного существа в бездны земли, дабы облечься в материальное тело? Различные печали и треволнения, испытываемые телом Пречистой Девы в родах, являются символом борений и духовных демонических страданий, одолевающих общее земное тело после грехопадения Адама.
Именно тогда за преследование разными народами тела Пречистой и ее Плода Бог проклял землю, заселив ее терниями и колючками, и попустил наличие демонической власти в разным странах, в частности, позволив демонам господствовать над младшими существами, населяющими эти страны.
Раны Христова тела, содеянные человеческой рукой, нам доказывает вполне наглядно, что демоны имеют силу над телесными материальными внешними формами, но нужно знать и другое, – сами демоны не в силах помешать реинтеграции духовных субстанций, составляющих формы, ибо субстанции не имеют к ним никакого отношения. Демоны способны разрушить частную форму, но им невозможно это сделать с общей земной формой, которая должна исчезнуть лишь во время, предписанное Творцом.
Разрушение телесной индивидуальности Христа, совершенное людьми в присутствии двух женщин, Марии Заведдевой и Марии Магдалины, было отображено в убийстве Каином своего брата Авеля в присутствии двух их сестер. Две женщины, названные мной, пережили на земле Христа во всех его божественных и духовных деяниях, а две сестры Каина последовали за своим братом во всех демонических действиях.
Здесь не только тождественность деяний Христа и первых тварных существ. Мы не можем также отрицать того, что кровь, истекшая из тела праведника Авеля, была прообразом Христовой жертвы, поистине им распространенной. Кровь Авеля, пролившаяся на землю, есть образ и воплощение дела божественного милосердия, объявившего о мире и милосердии земле и ее обитателям. Это же и стало прообразом Завета, который Творец должен был совершить со своим творением после примирения с ним, и мы видели первого человека, обретшего милость у Творца сразу после жертвы Авеля. Не повторилось ли все сие и в призвании Авраама, когда прежде патриарх, отец множеств, пролив свою кровь, достиг полного примирения у Творца и познал союз, заключенный между ним и Предвечным. Не ощущаем ли мы здесь, что пролитие крови Христа есть подтверждение всех предшествующих образов, ибо оно заставило трепетать землю, напомнив всей природе о примирении и Завете, заключенном Творцом с ней и ее обитателями?
Я начал вам говорить о событиях, сопутствовавших деяниям Христа, сообщая о колебаниях земли, случившихся во время Христовой жертвы, но вы могли бы спросить меня о солнечном затмении, произошедшем тогда же. Я вам скажу: затмение, покрывшее небесный свод – реальный образ потока, обрушившегося на демонические духи, сделавшиеся ослабленными и униженными благодаря действу Христову, – в это время они не могли пользоваться силой своего проклятия против творения общего и частного. Затмение символизировало собой и тьму неведения, в которую погрузились евреи, когда ослепла их память и стерлись в ней святые божественные имена, прежде сопровождавшие все их дела земные, духовные, а равно и божественные. Затмение символизировало также ослепление легковерных, остающихся до конца столетий в лишении божественного света.
Затмение отразило, наконец, истинный смысл общей материи: она будет затмеваться до конца времен и стираться от присутствия человека подобно тому, как чистое полотно стирается в представлении художника. Такое сравнение вам укажет, что принцип материи общего тела для Творца есть не что иное, как духовное полотно, появившееся в его представлении. На этом духовном полотне возникла всякая телесная тварь без материальной субстанции, содержавшая изначально младшее тварное существо, которое должно было быть одарено телесной оболочкой.
Объяснив, смысл затмения, произошедшего во время крестной смерти Христа, я должен лучше растолковать и значение разрыва храмовой завесы, случившейся тогда же. Разрыв храмовой завесы есть образ блага для младшего духовного тварного существа, которое обретет истинное счастье и попадет в разряд награжденных Творцом великой духовной божественной славой. Эта разорванная завеса – настоящий образ освобождения младшего тварного существа, некогда лишенного божественного присутствия. Кроме того, разорванная завеса объясняет нам реинтеграцию внешней материи, покрывающей и отделяющей всякое младшее тварное существо от совершенного знания всех великих деяний, совершаемых Творцом каждое мгновение для своей вящей славы. Разорванная завеса – также разрыв и схождение семи планетарных небес, закрывавших своими материальными телами от младшего тварного духовного существа великий божественный свет, царствующий в небесном круге. Она же – разрыв с тем, который прятал и таил от большей части младших тварных существ знание о Господних свершениях во имя величайшего правосудия и во славу всего творения.
Моисей нам ясно передал смысл этого образа, уча евреев знанию о божественном законе, который он им возвестил лицом, закрытым красной завесой. Эта красная завеса, прятавшая от народа лицо Моисея и Скрижали Завета, на которых были написаны энергия и воля Творца, в точности символизировала собой падших духов, служащих проклятой завесой для всех меньших тварных существ, подчиненных им. Красный цвет этой завесы представляет собой навязывание демонического интеллекта принципиальным чувствам, заключенным в форму меньшего тварного существа, которое лишено всякой связи с чувствами духовными божественными, и поэтому оно не может удержать никакого духовного впечатления ни через образ, ни через тайну, ни посредством чистой и простой духовной природы. Покрытое завесой лицо Моисея объявляло о состоянии забвения божественных знаний, которых Израиль был частично лишен из-за смешанных браков с хананеями. Ведь Моисей видел, что тем самым народ шел на сотрудничество с князем демонов и впадал в неведение духовного образа, творимого Моисеем перед ним.
Именно по причине этих преступных браков евреи стали называться с тех пор детьми тьмы и детьми материальной крови, и они были заменены теми, которые называются детьми божественной милости. Но эти новые дети должны быть подальше от желания почить на лаврах в милости, которой они владеют по отвержении еврейского народа, – новое испытание этого народа является поразительным примером реальности событий, которые свершатся однажды на лице вселенной, и о чем я скажу, объясняя последние потрясения, какие постигнут творение к концу его временной протяженности.
Я достаточно коснулся истинной природы Каина и Авеля и теперь вам расскажу о следующем потомстве Адама. Я показал, каким образом Адам был совершенно примирен Авелем. Вы хорошо уразумели, что без этого примирения вселенская природа, общая и частная, не существовала бы посредством способа, благодаря которому она существует сегодня, хотя ее временная протяженность была той же самой. Но поскольку воплощенные дары Творца призваны действовать во всей временной протяженности – как свидетельства божественной славы во благо творения и во зло демонов, – то явилось необходимым, чтобы после смерти Авеля эти дары отразились на другом меньшем тварном существе. Решения Господа творятся и будут твориться с неумолимой неизменностью. Итак, Адам, по воле Творца, зачал своего третьего сына, названного Сифом, что означает: принятый в потомство Бога. Это было меньшее тварное духовное существо, унаследовавшее все могущественные дары, которыми владел Авель. При этом Авель был лишь простым образом духовного примирения, а Сиф должен был воплотить в себе не только этот образ, но еще и образ стабильности законов природы, управляющих течением различных эволюций и революций, которых уже не будет в тот момент, когда природа сотрется из глаз давшего ей родиться такой, какой она явилась в божественном представлении.
Для этого Творец поведал через своего духовного посланника Эли счастливому человеку Сифу тайны духовных божественных даров, составляющих основу мироздания и управляющих всей природой – как материальной, так и духовной. Сиф воспринял непосредственно от Творца знание неизменных законов Предвечного, усвоив также и то, что любой закон временного творения и любое божественное действие зижделись в основе своей на различных числах. Он изучил от Эли, что благодаря различным числам Творец создал всякую фигуру, всякий образ своего творения. Дабы вы не сомневались в этой истине, я вам дам знание о числах, которые были рождены в Творце. Несомненно, вы знаете, что все мудрецы прошлого и настоящего всегда рассматривали десятеричное число в качестве превосходного во всех отношениях. Мудрецы столь почитают десятеричное число потому, что в результате, своих духовных божественных операций они постигли средство, благодаря которому получили дары, данные некогда Сифу. Эти мудрецы, однако, приобрели дары не для своего телесного потомства (большая часть из них и вовсе не имела его, хотя они и были соединены с тварными меньшими существами женского рода согласно воле Творца). Мудрецы использовали эти дары только во время воспитания и просвещения своих духовных детей, указанных Творцом, чтобы вознести их до уровня сосудов, посредством которых осуществляется свидетельство божественной славы.
В духовном потомстве и продолжилось знание о знаменитом десятеричном числе, содержащем всякий род чисел творения, и духовные ученики могли привлекать все земные (меньшие, большие и высшие) числа, вложенные в десятеричное. Подобным же образом десятеричное число было познано счастливым человеком Сифом, и он мне указал на изучение этого числа в человеке желания. Я вам поведаю, благодаря тем, которые обязаны были мне показать, что десятеричное число свидетельствует о наполнении четырех чисел божественным могуществом. Я помещаю перед вами десятеричное число в виде четырех фигурах арифметического характера: 1, 2, 3, 4. Сложите эти четыре числа следующим образом: 1 и 2 равно 3; 3 и 3 будет 6; 6 и 4 равно 10, и вы найдете ваше десятеричное число, являющееся великим и первым божественным могуществом, в котором три другие числа содержатся, и это можно увидеть в результате следующего сложения: 3 и 4 производят 7, что составляет второе могущество Творца; 1 и 2 в сумме дают 3; 3 и 3 равно шести – вот третье могущество Творца; наконец, сложите 1 и 3, и вы будете иметь 4; а это четверичное число определяет и заключает в себе четыре божественных могущества, содержащихся в десятеричном числе.
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ «ТРАКТАТ О РЕИНТЕГРАЦИИ» МАРТИНЕСА ДЕ ПАСКУАЛИСА | ДАЛЕЕ >>>
© Мартинес де Паскуалли «Трактат о Реинтеграции существ
в их первоначальных качествах и силах, духовных и божественных»
перевод с французского © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт