Воззрения на сны в эпоху Ренессанса — перевод Eric Midnight
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Воззрения на сны в эпоху Ренессанса — перевод Eric Midnight

 Воззрения на сны в эпоху Ренессанса

 

Сны относятся к той сфере жизни человека, в которую включены также такие явления, как лотереи, дивинация, оракулы и так далее. То есть сон, наряду со всеми перечисленными явлениями, является средством предсказания будущего или же средством выбора между различными возможными действиями, которые могут повлиять на общий ход человеческой жизни.


Как Платон, так и Аристотель признавали, что сны могут быть пророческими. Платон считал, что способность видеть сны была дарована богами человеку для того, чтобы он мог воспринимать «некоторое представление об истине» («Тимей» 71d). Тема истолкования снов была затронута Филоном Александрийским в его работе «De Somniis», врачом Галеном (род. ок. 129 г. н.э.), который жил в I в. н.э. Артемидором Далдианским, жившим в III в. н.э., написавшим сочинение, которое так и называлось – «Истолкование Снов» («Онейрокритика»).  Артемидор разделял сны на два основных класса: обычные и аллегорические. Цицерон в своей работе «Сон Сципиона» комментирует символизм Платона и Макробия. В этом своем комментарии Цицерон выделяет пять видов снов: сны, видения, оракулы, бессонница и фантомы. Согласно ему, исключительно видения и оракулы обладают провидческим значением, и эти два вида снов тождественны аллегорическому типу, который был описан Артемидором.


В поздний период эпохи Средневековья существовал «Сонник Даниила» и «Сонник Иосифа». Оба этих сонника относились к XII-му столетию. Клод-Франсуа Менестрир в его сочинении «Философия образов: загадочные образы» (1694) говорит, что в Ветхом Завете Бог отрицает эффективность снов, однако также приводит цитаты, в которых описывается, как Иосиф и Даниил успешно истолковывали сновидения (См. исследование Крюгера, чтобы получить более подробную информацию о средневековых сонниках).


Сон Рыцаря - РафаэльМы видим как тема сновидений подчеркивается в таких сочинениях, как «De Planctu Naturae» (лат. «Плач Природы») Аллана Лилльского (сюжет разворачивается во сне рассказчика), в сочинении «Roman de la Rose» (фр. «Роман о Розе»), а также в работах Джеффри Чосера, в особенности в «Птичьем парламенте». В этом контексте мы можем вспомнить также о сне во сне из «Гипнэротомахии Полифила», сочинение «Songe de Descartes» (фр. «Сон Декарта»), в котором, по мнению Байлле, описывается прозрение, которое привело великого философа к избранию пути самопознания. Также вспомним о «Путешествии Пилигрима в Небесную Страну», - сочинении, которое рассказчик начинает с того момента, как он погружается в сон.


С символизмом снов были также связаны тексты с описаниями видений, которые были присущи Христианской культуре с ранних времен. Вероятно, наиболее ранним примером такой литературы является апокриф «Видение Святого Павла», относящийся к IV-му веку, за которым воспоследовали «Диалоги» Григория Великого, в которых он рассказывает несколько историй о видениях. Затем эта традиция продолжилась «Видением Дрифелия» из «Церковной Истории» Беды, и достигла своего апогея в XIII-м и XIV-м веках в «Божественной Комедии» Данте.


Жанр сновидений представлял собой назидательные истории об ужасах ада, которые ждут человека после смерти. В этих историях присутствовала совершенно очевидная мораль: всех этих ужасов можно избежать только в том случае, если человек совершает благопристойные поступки во время своей земной жизни. Большинство этих историй рассказывались людьми, которые возвратились или очнулись после того, как пережили опыт предсмертного состояния. В жанр сновидений зачастую включались видения жизни после смерти, духовное обращение в самый последний момент из возможных и возвращение к существованию на земле, часто уже в качестве монаха, и всегда – в ведении нового, духовного образа жизни. В видениях жизни после смерти можно встретить множество сходных моментов. Например, это созерцание мучений в чистилище, во время которого рассказчик направляется неким провожатым. Одним из наиболее частых и даже центральных мотивов видений был мост, по которому должен был пройти путешественник, и с которого был бы сброшен человек грешный. Данте отличался в порядке описываемого им путешествия от всех своих предшественников, однако и он следовал основной линии работ, в которых приводились глубокие размышления об аде, грехе, о необходимости вести богоугодный образ жизни, чтобы верующий человек мог стать достойным жертвы Христовой, и, таким образом, чтобы он мог удостоиться жизни вечной.

 

Оригинальный материал расположен на сайте camrax.com

перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2012 год


Back to Top