Осознанные Сновидения в Герметизме — Кристофер Уорнок
Осознанные Сновидения в Герметизме
Осознанные Сновидения: введение
Когда я только приступил к изучению Магии, мой наставник, помимо того, что требовал от меня прочтения множества таких классических текстов, как magnum opus Корнелиуса Агриппы «Оккультная Философия», также настаивал на том, чтобы я изучал хиромантию, фокусы / сценическую магию, месмеризм/гипнотизм, а также физиогномику, которая суть искусство определения характера человека по его внешности. Несмотря на то, что все перечисленное выглядело довольно устаревшим и консервативным, я все же принялся за работу. Я практиковался во всех этих умениях, хотя так, в итоге, ни одну из данных сфер так и не смог объять. Однако мой наставник хотел подвести меня к чему-то конкретному с помощью всех этих ухищрений. Для того, чтобы преуспеть и проникнуть в Эзотерическое знание, необходимо нечто большее, нежели просто накапливать знание интеллектуальное, нужны практические занятия. Нужно опробовать многое в практическом плане.
И вот, пробуя снова и снова подбираться к новым областям Оккультного знания, я наконец нашел нечто весьма полезное для себя. Это были Осознанные Сновидения. Осознанное Сновидение – это такое сновидение, в котором человек знает, что он спит. При этом степень осознанности может варьироваться от простого понимания, что человек спит, до возможности свободно совершать передвижения и даже летать во сне, а также можно привносить те или иные изменения в сам сон.
Наиболее известным в нашем современном мире авторитетом в области Осознанных Сновидений является доктор Стивен Лаберже, который проводил свои новаторские исследования в Стэнфордском университете. Лаберже заслуживает большого уважения хотя бы потому, что он принялся за изучение сновидений. Многие ученые посчитали этот предмет недостойным для изучения. Лаберже, однако, не остановился на простом исследовании. Он развил техники, направленные на стимулирование у человека Осознанных Сновидений, а также и для работы с людьми, которые Осознанные Сновидения видят. Я сделал два вывода по поводу его работ. Во-первых, я считаю, что его понимание процесса сновидения было ограничено тем научным подходом, который он вложил в основу своего исследования. Этот же подход коренится в атеистическо-материалистическом мировоззрении, присущем нашей современности. «Осознанность в биологических организмах есть функция мозга… мозг интерпретирует информацию и синтезирует ее в определенное понимание о том, что происходит во внешнем мире» (Стивен Лаберже, «Исследование Мира Осознанных Сновидений» (Ballantine, 1990)). Осознанность он рассматривает в качестве функции мозга, совершенно зависимой от физического органа.
Мой второй вывод по поводу работы, проделанной Стивеном Лаберже: он концентрировался на достаточно приземленном применении Осознанных Сновидений. Он написал главу, посвященную «Путешествиям во сне», в которой сновидения предстают в качестве виртуальной реальности в видео-игре; он написал главу, посвященную репетиции действий, которые человек будет совершать в бодрственном состоянии, чтобы эти действия были более успешными; у него также есть глава о том, как использовать сновидения в творческих целях, и глава о том, как победить свои кошмары. И только лишь в последней главе своей книги он делает небольшой намек на использование Осознанных Сновидений в духовных целях.
В Западной Эзотерической Традиции, как и в традиции экзотерической, вплоть до периода, который назвали эпохой Просвещения, считалось, что именно мозг зависит от ума, но не иначе. В Западной Традиции мозг является физическим органом, на который влияет ум. Мозг не является источником мыслей, подобно тому, как и рука не является источником для письма. Ум размышляет посредством мозга, подобно тому, как использует руку для того, чтобы писать. Ум обладает различными компонентами, некоторые из которых приближены к материи, но остальные обладают духовной природой. И, наконец, осознанность рассматривалась в качестве следствия способностей души, Искры Божьей в человеке. Посредником между божественной душой и материальным телом является дух, или пневма.
Это срединное состояние, ни всецело духовное, ни всецело материальное, существует не только в каждом отдельном человеке как микрокосме, но также и в Макрокосме, под которым подразумевается Мир Небесный и Мир Воображения, то есть мир, в котором материальные вещи теряют свою вещественность, становятся формами, и где духовные вещи, то есть Идеи Платона, обретают зримую форму. Каждый из нас посредством пневмы, присутствующей в нем, присоединен к Мировому Духу, подобно тому, как каждый из нас, через посредство своей души (лат. «anima»), связан с Anima Mundi - Душой Мира.
Сновидения в Западной Традиции
Исходя из этого, становится ясно, почему к сновидениям относились так серьезно в эпоху Античности, Средневековья и Ренессанса. Философ IV-го в. н.э., Макробий, в своем «Комментарии на Сон Сципиона» отмечает, что существует пять видов сновидений. Кошмары и видения, пишет Макробий, вызываются беспокойством и проблемами, с которыми человек сталкивается в своей бодрственной жизни, а также и физическими затруднениями, такими как несварение желудка. Это объяснение появления сновидений является пиком возможного для современных концепций, поскольку без понимания относительно Духовного Мира никуда далее в разъяснении природы сновидений продвинуться невозможно. Макробий говорит еще о трех категориях сновидений: это сокровенные сны, сны-оракулы и пророческие сны. Посредством таковых сновидений можно узнавать о событиях будущего. В своем «Комментарии на Сон Сципиона» Агриппа пишет следующее:
«Существует также метод Дивинации посредством Снов, истинность которой подтверждается философской традицией, авторитетными авторами в области богословия, историческими примерами, а также повседневным опытом. Сны, о которых я говорю в данный момент, не есть сны тщетные, не есть праздные мечтания: все это тщета, не связанная никоим образом с Дивинацией, они вызываются воспоминаниями об увиденном и телесными возмущениями. То, чем озабочен разум человека, то, какими тревогами он наполнен, то и предоставляет спящему. Сном я называю здесь то, что вызывается Небесными влияниями в духе воображения, в уме или в теле, во всем, что к этим влияниям предрасположено… Итак, сны наделяются большей силой, когда Луна пребывает в том Знаке, который находился в девятом доме натальной карты, когда год проходит под управлением Луны, или когда она пребывает в девятом Знаке от Знака совершенства» («Три Книги Оккультной Философии», Книга I, Глава 59.)
Мы также можем видеть причину пророческих сновидений в воздействии отдельных духовных существ, или же мы можем увидеть, что эти сны являются результатом духовной связи с Anima Mundi (лат. «Душой Мира»). Как в том, так и в ином случае мы видим сны, которые становятся явью. Та осознанность, которая является необходимой для пророческих снов, определенно обладает подобием с той, которая появляется при осознанных сновидениях.
Поэтому в Западной Традиции акцентуация делается именно на пророческие сны. В магических текстах существует множество заклинаний и ритуалов, предназначенных для обретения пророческих снов. В одном из поздних классических Греческих Магических Папирусов значится операция, предназначенная для получения пророческого сновидения. Человек должен написать магическую формулу на льняной ткани, сделать фитиль из этого льняного полотна и зажечь его. Затем семь раз зачитывается следующее: «…сотрясающий, вызывающий молнии, змею, обвивающую Луну, заглотивший, ты час за часом сотрясаешь солнечный диск… Молю тебя, господь богов… раскрыть мне то, чего желаю» (PGM VII 359-69, Greek Magical Papyri, ed. Betz (Chicago, 1986) at 127).
В Астрологической Магии присутствует множество описаний Талисманов, которые предназначены для вызывания пророческих снов, а также снов, в которых передаются оккультные знания. Агриппа в «Оккультной Философии» приводит целый список Талисманов, действие которых заключается в вызывании подобного рода снов:
«И вот изображение для сновидений, которое, будучи положено под голову спящего, заставит его увидеть истинные сны касательно любых вещей, о которых он ранее размышлял. Пусть в качестве изображения будет представлен человек, спящий на лоне Ангельском, и изображение это надлежит сделать тебе тогда, когда будет восходить Лев, а Солнце будет пребывать в девятом доме, в Овне. Напиши на груди человека, чего желаешь достичь, а на руке Ангела – имя Разума Солнца.
То же самое изображение можешь сделать тогда, когда будет восходить Дева, а Меркурий будет удачно пребывать в Овне, в девятом доме, или же когда Близнецы будут восходить в Меркурии, сулящем удачу, а девятый дом будет располагаться в Водолее. От Сатурна должно будет получить благоприятные влияния, и напиши на изображении имя духа Меркурия.
То же можно сделать и тогда, когда восходить будут Весы, когда Венера получена будет от Меркурия в Близнецах в девятом доме, и напиши тогда на изображении имя Ангела Венеры. Кроме того, можешь сделать это изображение, когда восходить будет Водолей, а Сатурн в своей экзальтации, которая суть Весы, благоприятно обретаться будет в девятом доме, и напиши в этом случае на изображении имя Ангела Сатурна.
Или сделай изображение тогда, когда будет восходить Рак, когда Луна получена будет от Юпитера и Венеры в Рыбах, и благоприятно расположится в девятом доме, и напиши тогда имя духа Луны.
Делают также кольца для сновидений, обладающие чудеснейшей действенностью. Есть кольца Солнца и Сатурна, а также созвездие их: когда Солнце или Сатурн восходит в своей экзальтации в девятом доме, и когда Луна присоединена к Сатурну в девятом доме, причем в том знаке, который был девятым домом натальной карты человека. И напиши на кольцах этих имя духа Солнца или Сатурна» («Оккультная Философия», Книга II, глава 50).
Агриппа приводит астрологические условия, которые нужно соблюсти, он показывает схемы и изображение, описывает, какие результаты могут быть достигнуты посредством Талисмана. Помимо выбора правильного момента для изготовления Талисмана, а также и проведения ритуала, Агриппа подчеркивает, что для получения пророческого сна человеку нужно достичь и поддерживать определенное физическое, эмоциональное и духовное состояние:
«Посему важно, чтобы человек, желающий видеть истинные сновидения, должен сохранять чистый, безмятежный и ни чем не обеспокоенный дух воображения и поддерживать его в таком состоянии, чтобы он достоин был обретения знания и руководства от разума и понимания. Этот дух более всего подходит для пророчества, и (как говорит Синезий) он представляет собой чистейшее зеркало для всех Изображений, которые проистекают повсюду от всех вещей. Когда наше тело исполнено здоровьем, наш ум ничем не тревожится, когда мы не отягощены мясом и питием, не опечалены бедностью, не стремимся удовлетворить страсть похоти или гнева; когда мы целомудренно отправляемся в кровать, засыпаем, - наша чистая и божественная душа освобождается от всех вредоносных мыслей, и в сновидении она наделяется божественным духом как инструментом, и воспринимает те лучи и представления, которые нисходят и излучаются из божественного ума».
( «Оккультная Философия» Агриппы, Книга III, глава 51).
Личный опыт Осознанных Сновидений
Я нашел Талисманы весьма эффективными в деле обретения снов духовного содержания. Кроме того, я увидел дополнительную пользу, которую может извлечь из практики Осознанных Сновидений современный последователь Западной Духовной Традиции, который вообще же должен хорошо понимать, в чем заключается природа осознанности как таковой. Лаберже в качестве одной из техник по достижению Осознанных Сновидений предлагает вменить себе в привычку спрашивать себя в бодрственном состоянии: «Это сон?» Если вы привыкнете задаваться этим вопросом, в таком случае во время сна вы так же зададите себе этот вопрос, и таким образом сможете достичь осознанности во сне, поскольку вы поймете, что спите на самом деле. Следует отметить, что наше внимание и осознанность в состоянии бодрствования чрезвычайно подобна тому же состоянию во время сна. Кроме того, все, что мы испытываем на материальном плане, отражается в нашем разуме. Когда я сижу перед монитором и печатаю эти слова, то, как сам монитор, так и эти слова в действительности воспринимаются для меня в моем разуме посредством их чувственного восприятия. На первый взгляд это кажется просто занятной загадкой, однако, если размышлять об этом длительное время, то через определенный период вы действительно сможете достичь Осознанного Сновидения. Таким образом, Осознанные Сновидения могут научить человека абстрагироваться от вещей материального плана.
Далее я поделюсь своим личным опытом относительно Осознанных Сновидений. Книга Лаберже «Изучение мира Осознанных Сновидений» довольно интересна, однако я считаю, что сама концепция «работы» над достижением Осознанного Сновидения может оказать противоположный желаемому результат. Слишком напряженные попытки достичь Осознанного Сновидения могут предотвратить их появление. На собственном опыте я убедился в том, что техника размышления над тем: «Не сплю ли я в данный момент?», а также чтение сочинений, посвященных Осознанным Сновидениям, - вот уже достаточные меры для обретения осознанности во сне. Согласно Агриппе, если я эмоционально подавлен или заинтересован, в таком случае я не буду способен сохранять ясность сознания во сне. Поэтому не следует прикладывать излишних усилий или же быть чрезвычайно заинтересованным в достижении результата.
С другой стороны, я нашел довольно полезными многие из советов Лаберже. Один из них стал популярным благодаря фильму «Waking Life» («Бодрствование»). Он заключается в том, чтобы рассматривать мелкий шрифт. В одном примечательном Осознанном Сновидении я понял, что сплю, когда рассматривал карты. Изображения на этих картах менялись, и поэтому я понял, что сплю. Также я осознал, что сплю, когда снял свои очки, но при этом видел так же хорошо, как и ранее.
Одним из наиболее интересных упражнений, позволяющих достичь осознанности во сне, является взаимодействие с персонажами. Во время одного из своих снов я пошел за двумя персонажами. Они направились в мою сторону, и один из них спросил другого: «Как ты думаешь, он сможет это распознать?» На что я ответил: «Я сплю».
В своем эссе, посвященном Осознанным Сновидениям в Герметизме, я старался в точности следовать тому, что изложено в «Герметическом Корпусе», - то есть сочинениях, приписываемых Гермесу Трисмегисту. В первом тексте «Герметического Корпуса», который называется «Поймандр», видения представали перед рассказчиком, который желал познать суть всего сущего, когда он устремился мыслью ввысь, а чувства его были притуплены «как в тяжелом сне» («Герметический Корпус», с. 1). После того, как рассказчик узрел это видение, в котором отражалось все сущее, ему сказано было: «То, что в тебе видит и слышит, есть Слово Господне; Ум есть Бог-отец. <…> Сосредоточь же свой ум на Свете и постигни сие» («Герметический Корпус», с. 2).
Конечно же, это не означает, будто бы рассудок нашего эго есть истинный наш ум, о котором говорится в «Поймандре», но это означает, что этот истинный ум пребывает в нас, и что потенциально мы способны раскрыть его в себе. В том заключается обретение герметического Гнозиса: это не просто обучение, но подлинное и совершенное познание нашей истинной натуры, являющейся божественной. Поэтому нам следует вознестись над своим эго и отрешиться от проблем, которые его тревожат.
Однажды мне приснился сон, в котором я должен был совершить переезд на новое место, но у меня было так много вещей, которые хотелось бы взять с собой, что ни один чемодан не мог бы их уместить. Этот сон был весьма беспокойным для меня. Недавно я увидел как бы продолжение этого сна: во сне я потерял все свои пожитки. Но теперь, однако же, когда это произошло, я достиг осознанности во сне и сказал: «Мне не нужны мои вещи, и мне вообще ничего не нужно, ведь это всего лишь сон». Когда же я бодрствую, и жизнь моя исполнена проблем и забот, я часто думаю: «если я смог достичь подобного понимания во сне, когда же оно войдет и в мою жизнь после пробуждения?» Таким образом, я заключил, что, занимаясь серьезно практикой Осознанных Сновидений, со временем я смогу приблизиться к тому, что в Западной Традиции называется Гнозисом.
© Кристофер Уорнок
Оригинал материала расположен на сайте renaissanceastrology.com
перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2012 год