Осознанные Сновидения в Западной Традиции — Eric Midnight
Осознанные Сновидения в Западной Традиции
Явление Осознанных Сновидений, вызывающее такой ажиотаж у современной публики, испытывающей интерес к оккультным темам, для религиозного человека эпохи Средневековья и эпохи Ренессанса на Западе было явлением совершенно обыденным и привычным, в силу самого образа его жизни. Таким образом, ему не нужно было совершать никаких специальных, изощренных по своей сложности упражнений, для того, чтобы достичь такого заурядного и простого по своей сути эффекта, как присутствие сознания во сне.
Во-первых, использование техник Искусства Памяти, которые первоначально являлись достоянием монашества, а затем перешло в распоряжение мирян, предрасполагало к тому, чтобы помнить о важнейших метафизических концепциях, постоянное припоминание о которых уже само по себе приводило к наличию сознания у человека не только лишь во время бодрствования, но также и во время сна. Одной из таких концепций, о которых постоянно старался помнить человек того времени, являлось памятование о Смерти, то есть о неизбежном прекращении существования на материальном плане. Сфера Imaginatio (лат. «Воображение») человека эпохи Средневековья и Ренессанса было наполнено образами «Пляски Смерти» (фр. «Danse Macabre»), которые напоминали как простолюдину, так и представителю знати, об иллюзорности материального плана, о тленности материального тела, о том, что «жизнь» пройдет как Сон, и больше не возвратится к человеку.
Тогда люди постоянно задавались вопросом: «Что же будет со мною, когда настанет время умирать?» Когда человек задается таковым вопросом, он буквально перестает существовать для материального плана, материального мира, он представляет себя уже освобожденным от материи и ожидающим свершения Страшного Суда. Ныне же исследователи Осознанных Сновидений советуют постоянно задаваться вопросом: «Не сплю ли я?», что должно войти в привычку, и однажды привести к пробуждению сознания во сне. Это весьма искусственная замена формулы «Что, если я уже умер?», которой непрестанно задавались люди эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.
Целью религиозных людей того времени было отнюдь не пробуждение сознания во сне, поскольку таковое явление было для них абсолютно привычным. Уже обладая ясностью сознания в своих сновидениях, они искали пророческих снов, обретения во сне связи с Источником Универсального Знания, который просветит их как в экзотерической, так и в эзотерической сути Семи Вольных Наук, а также и Науки Восьмой, стоящей над всеми ними, - Богословия. Примером тому может послужить, например, Гримуар «Ars Notoria» и «Liber visionum» Джона из Морины.
В своей «Оккультной Философии» Генрих Корнелиус Агриппа также говорит о значимости пророческих сновидений, давая определенные указания по поводу того, как нужно к ним подготовиться человеку, и какие Талисманы для этой цели можно использовать. По этому поводу приводит весьма интересные рассуждения Кристофер Уорнок в своей статье «Осознанные Сновидения в Герметизме»:
«Помимо выбора правильного момента для изготовления Талисмана, а также и проведения ритуала, Агриппа подчеркивает, что для получения пророческого сна человеку нужно достичь и поддерживать определенное физическое, эмоциональное и духовное состояние:
"Посему важно, чтобы человек, желающий видеть истинные сновидения, должен сохранять чистый, безмятежный и ни чем не обеспокоенный дух воображения и поддерживать его в таком состоянии, чтобы он достоин был обретения знания и руководства от разума и понимания. Этот дух более всего подходит для пророчества, и (как говорит Синезий) он представляет собой чистейшее зеркало для всех Изображений, которые проистекают повсюду от всех вещей. Когда наше тело исполнено здоровьем, наш ум ничем не тревожится, когда мы не отягощены мясом и питием, не опечалены бедностью, не стремимся удовлетворить страсть похоти или гнева; когда мы целомудренно отправляемся в кровать, засыпаем, - наша чистая и божественная душа освобождается от всех вредоносных мыслей, и в сновидении она наделяется божественным духом как инструментом, и воспринимает те лучи и представления, которые нисходят и излучаются из божественного ума ".
( «Оккультная Философия» Агриппы, Книга III, глава 51).
<…>
Согласно Агриппе, если я эмоционально подавлен или заинтересован, в таком случае я не буду способен сохранять ясность сознания во сне. Поэтому не следует прикладывать излишних усилий или же быть чрезвычайно заинтересованным в достижении результата».
Итак, для религиозного человека, как ранее, так и сейчас, Осознанные Сновидения не являются самоцелью, достижение их является совершенно простым и естественным результатом ведения соответствующего духовным целям образа жизни. Простейшей техникой для их достижения является памятование о смертности и тленности материального тела, которое нужно поддерживать в течение дня, чего можно достичь посредством базовых медитативных упражнений и размышлений над изображениями, относящимися к «Пляске Смерти». Однако при этом Осознанные Сновидения представляют собой основу для куда более интересных практик, таких как, например, мистические прозрения, обретение связи с источником Универсального Знания, мистический опыт «путешествий» по Незримому Миру, предстающему без бесплодных и вычурных фантазий пред взором спящего, вполне объективно, так, как видел его Данте Алигьери или иные авторы эпохи Средневековья и Ренессанса, записывавшие свой невероятный для человека нашего времени опыт сошествия во Ад или восхождения к Духовным Сферам.
© Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2012 год.