Внетелесные переживания и Осознанные сновидения: Феноменологический подход — Эд Келлог
Эд Келлог
«Внетелесные переживания и Осознанные сновидения:
Феноменологический подход»
***
Ed Kellogg
«Out-of-body experiences and Lucid dreams:
a phenomenological approach»
***
Здесь представлен перевод последней статьи (за 2016 год) известного исследователя и одного из самых опытных современных практиков осознанных сновидений и астральной проекции Эда Келлога. В отличие от большинства современных серьёзных исследователей данного феномена, он не сводит внетелесные переживания (астральные проекции) к осознанным сновидениям, и считает их вполне реальными.
Данная статья размещена в третьей главе книги «Сознание за пределами тела: свидетельства и размышления» под редакцией Александра Дефо (Consciousness beyond the body: Evidence and Reflections – Alexander De Foe, – 2016 г.), которая посвящена последним достижениям в области исследования феномена ВТП. Эта книга (на английском) находится в свободном доступе здесь: alexdefoe.files.wordpress.com/2016/02/consciousness-beyond-the-body.pdf
***
Замечание к переводу:
Как будет заявлено ниже, автор, при описании своих переживаний, использует так называемый язык Еˊ (Е-штрих), т.е. «производная английского», который сводится к тому, что он не использует глагол «быть» (обязательный для английского), и описывает свои переживания в настоящем времени от первого лица, обосновывая это феноменологическими представлениями. В русском языке таких проблем нет, он уже является «производным» в смысле автора, так как в норме в русском не используется вспомогательный глагол «быть». В английском же вспомогательные глаголы обязательны, и чтобы не употреблять глагол «быть», автор вынужден заменять его другими глаголами, такими как «кажется», «чувствуется», «ощущается» и т.п., в связи с чем многие предложения на русском звучат непривычно, – смысл такого подхода мне не понятен, но оставляю перевод дословным.
***********
Введение
Возникла некоторая полемика о природе внетелесных (физических) переживаний (ВТП) и осознанных сновидений (ОС), которые многие люди сваливают в одну категорию. Хотя ВТП и ОС имеют схожести, они также демонстрируют значительные различия. В этой главе я, прежде всего, буду обращать внимание на феноменологию моих собственных переживаний, впрочем, и другие сообщения, касающиеся отличия ВТП от осознанных сновидений, как правило, хорошо согласуются с той феноменологией, которую я буду описывать.
Итак, чем же ВТП отличаются от ОС? Для начала, многие люди, имевшие ВТП, рьяно отрицают не только то, что они были во сне, но также утверждают, что они в самом деле покидали свои физические тела. Уже по одному этому критерию ВТП не удовлетворяют самому базовому определению осознанного сновидения, т.е. что человек понимает, что он видит сновидение, находясь в сновидении.
Действительно ли люди покидают свои физические тела? С феноменологической точки зрения вопрос о том «что в действительности происходит» в гипотетической «объективной реальности» кажется второстепенным. С этой точки зрения, внетелесные переживания и внутрителесные переживания имеют один и тот же онтологический статус. Но отличаются ли ВТП от ОС значимым образом, с точки зрения их феноменологических характеристик? В моих опытах – да!
Исследователи внутренних переживаний, тонких энергий и паранормальных явлений вообще часто попадаются в незаметные ловушки своих личных и общественных предрассудков, касающихся изучаемого предмета. Неважно, насколько строго учёный следует научному методу, всё равно, неявные [скрытые, неосознаваемые] предположения могут заслонить как многообещающие перспективы исследования, так и значимость собранных наблюдений. Здесь-то феноменология и общая семантика могут предоставить методологические инструменты, которые могут значительно нивелировать завуалированные личные и общественные предубеждения.[1]
В моём случае, систематически поддерживая у себя критическую самооценку относительно глубины моего невежества и заблуждения, связанного с моими предубеждениями, – это позволяло мне оставаться открытым к возможностям, к которым, в противном случае, я был бы закрыт. Путём прямого применения инструментов феноменологии и общей семантики к внутреннему переживанию, – я полагаю, – исследователи смогут усилить свою бдительность к завуалированным предрассудкам, выработать большую открытость ума и прийти к лучшему пониманию феноменов, которые они изучают.
Феноменологический метод
Феноменология как наука нацелена на ясное рассмотрение и строгое описание существенных структур жизненного мира человека, который включает не только то, что человек переживает в обыденном бодрствующем сознании, но и в других состояниях сознания также. На протяжении всей истории люди пытались составить полезные «карты» мира, в которых они находили себя, основанных на их собственных переживаниях. Такие карты часто служили религиозной цели, равно как и практической, но среди современных учёных критерием выбора стала предиктивная [достоверность прогнозов] значимость карты. К несчастью, как и все остальные, учёные несут на себе бремя завуалированных предрассудков в отношении фундаментальной природы вещей, что феноменологисты описывают как «тезис естественной предрасположенности» (Гуссерль, 1973) [См. список литературы в конце].
По сути, эта мета-схема описывает нашу повседневную предрасположенность [attitude] к миру. Например, представление о том, что мы живём физически как люди в «объективной реальности», что физические объекты существуют независимо от осознания их нами, что расположенные рядом в пространстве-времени события существуют в некоторой причинно-следственной связи, и что мы переживаем физическую вселенную напрямую и без значительного искажения. Естественная предрасположенность во многих отношениях совпадает с тем, что такие исследователи как Чарльз Тарт (1986) называли «единодушный транс» [consensus trance], трас, запрограммированный и скрытый внутри глубочайших структур человеческой культуры и языка [речь идёт о том, что мы воспринимаем мир сквозь призму языка и культуры, а не напрямую, как нам кажется; т.е. мы как бы находимся в общем гипнотическом трансе].
Чтобы отстраниться от естественной предрасположенности, феноменологисты совершают epoché [2] – «трансцендентальное феноменологическое сокращение» [transcendental phenomenological reduction], которое требует фундаментального сдвига в перспективе [точке зрения] через сознательное и намеренное воздержание от суждения. Peter Koestenbaum описал этот процесс в своём введении к «Парижским лекциям» (Гуссерель, 1975):
Абсолютный и радикальный эмпиризм Гуссерля становится очевидным, когда он пишет: «мы не должны делать утверждения о том, чего мы сами не видим… За подтверждением мы всегда должны обращаться zu den Sachen selbst [нем.: к самим вещам], к самим вещам, где «Sachen», или «вещи», относятся не только к любым физическим объектам, но и к любым представлениям или феноменам, с какими может сталкиваться эго в сознании…»
Итак, epoché приводит к радикальному воздержанию от представления в обычной, глубоко укоренившейся и, как правило, бессознательной предрасположенности человека к его жизненному миру. Подробное описание epoché выходит за рамки этой главы, но, в качестве очень грубого приближения, человек может проверить абсолютную уверенность в суждении, наблюдая, засомневается ли он в нём.
Например, в этот момент вы можете сказать: «я сижу в кресле», под чем вы подразумеваете, что кресло существует в объективной физической реальности. Можете ли вы сомневаться в этом? Ну, возможно это у вас галлюцинация, вызванная гипнотическим внушением, или вы оказались в очень реалистичном сновидении, или вы переживаете какую-то продвинутую виртуальную реальность в компьютерном симуляторе. Ни одна из этих возможностей не кажется правдоподобной, но вы признаёте их принципиальную возможность, и можете сомневаться.
Однако, после epoché человек может заявить: «я ощущаю себя сидящим в кресле», и это заявление остаётся непоколебимым перед лицом самого искреннего сомнения; тот факт, что человек переживает опыт, сам по себе сводит на нет процесс сомнения, ещё до его начала. Epoché позволяет человеку двигаться к большей ясности [осознанности] в обычном бодрствующем сознании, и тем самым может служить и образцом ясности, и подготовкой к её развитию в других состояниях сознания также.
В обычных сновидениях я, как правило, продолжаю придерживаться обычных предположений [assumptions], свойственных моей повседневной предрасположенности к физическому миру. Например, если я хочу покинуть комнату, я пройду сквозь дверной проём, а не сквозь стену. В осознанном сновидении, но не обязательно в ВТП, я, по крайней мере, останавливаю одно из этих предположений, а именно, предположение того, что переживаемое происходит в объективном, физическом мире. Однако, это великое озарение только начинает задание, содержащееся в истинном epoché, так как я всё ещё могу действовать через остаток непроверенных представлений и предположений, оставшихся от естественной предрасположенности (Келлог 1989, 1999). Гуссерль назвал это автоматическим и многослойными приданием смысла «целесообразно функционирующему» [functioning intentionality] миру. Эта обычно не требующая усилий и в целом согласованная идентификация и маркировка объектов и ситуаций, принимаемая на веру в бодрствующей физической реальности, продолжает действовать в большей или меньшей степени даже в ОС и ВТП, в зависимости от степени осознания человеком своего действия, и ухитряется заморозить рассудок.
Чем просто заменять один набор непроверенных мнений [beliefs] на другой, с феноменологической точки зрения, истинная осознанность требует, чтобы мы отдавали приоритет территории опыта. Это означает, что мы будем пересматривать наши карты, чтобы подогнать их под наши территории, вместо того чтобы искажать наши восприятия, чтобы подогнать их под наши предубеждения. Epoché может помочь в выполнении этого задания.
Общая семантика
К несчастью, даже те, кто пытаются строго придерживается более феноменологической позиции, могут оказываться в ловушках привычных структур и <неосознаваемых> предположений, свойственных языку. Чтобы минимизировать такие искажения, я использую более феноменологический язык, называемый E-Prime (E´) [3], который более точно отражает мой опыт, минимизируя скрытые предположения (Келлолг 1987, Келлог и Бурланд 1990).
E´ обозначает производную от английского языка, которая исключает любое использование глагола «to be» (в основном это am, is, was, are и were) [глагол «быть» и его формы]. Использование E´ проясняет многие стороны моей научной и феноменологической работы, и делает явными многие завуалированные предположения, которые скрывает употребление обычного английского. По сути E-Prime состоит из описательной и экстенсивно ориентированной производной английского языка, который автоматически возвращает пользователя назад на уровень опыта от первого лица. E-Prime способствует мировоззрению, при котором пользователь воспринимает ситуации изменяемыми, а не статичными, и когда язык указывает на возможности, а не на ложные утверждения. Я нашёл его полезным инструментом для работы с паранормальными переживаниями, такими как сновидения и ВТП, а именно, полезным тем, что описания на E´ значительно уменьшают искажения и скрытые предположения, свойственные обычному «is» [есть] английского языка.
Сравнение ОС и ВТП
Согласно феноменологическим различиям, описанным ниже, я не считаю ВТП просто разновидностью осознанного сновидения. Конечно, различие между ВТП и ОС очень сильно зависит от того, как их определять. В моём случае я проводил между ними различие, опираясь на свой собственный опыт и на тщательные наблюдения.
Я избегаю употребления терминов «астральное путешествие» или «астральная проекция». Хотя «астральное путешествие» и может означать для кого-то нечто конкретное, в литературе оно служит универсальным понятием, включающем самые разные виды переживаний. Например, книги, употребляющие термин «астральная проекция» могут употреблять его для указания на тренировку воображения, гипнагогические видения, яркие сновидения, осознанные сновидения и на то, что я конкретно обозначаю как ВТП. В общем, мои собственные ВТП показывают хорошее согласие во многих отношениях с описаниями других, например, Роберта Монро (1971).
В этой главе я поделюсь некоторыми сравнительными феноменологическими наблюдениями, опираясь на свой личный опыт. Я записал и проиндексировал более 35000 сновидения, несколько тысяч из которых, по крайней мере, можно квалифицировать как минимально осознанные (знаю, что вижу сон во время сновидения), и примерно 100 ВТП, некоторые из которых случались спонтанно, но многие я производил намеренно. Так как я уже описывал феноменологию моего сознанного сновидения в подробностях в другом месте (см. например Келлог 1992, 2011, 2012) [см. список литературы в конце], то я начну здесь, уделяя этому основное внимание, с феноменологии внетелесного состояния, как я его переживал.
Переживания из детства
Хотя я смутно помню, что имел осознанные сновидения, будучи мальчиком, я не помню ни одного конкретно. С другой стороны, я ясно и живо помню несколько тех переживаний, которые я теперь характеризую как ВТП, – когда я летал вокруг и около нашего дома, над лужайкой и через поле, как правило на небольшой высоте, менее 6 футов. Эти переживания ощущались крайне реалистичными, такими же реалистичными, как если бы я летал физически. Это приводило меня, ребёнка, к некоторому замешательству.
С одной стороны, я знал, знал абсолютно, что я мог летать. Однако, по какой-то странной причине, мне удавалось совершать это лишь во время сна. Мне не удавалось летать, когда я бодрствовал, – как весьма жёстко доказала одна попытка, которую я совершил одной ночью, чтобы взлететь со второго яруса кровати. Однако, это привело меня к раннему осознанию того, что, с одной стороны, внутренне твёрдо зная, что я могу кое-что делать, с другой стороны оказывалось, что в бодрствующей жизни я не мог этого делать. Это противоречие между двумя такими неоспоримыми фактами вызвало во мне нужду и тягу к пониманию.
Внеручное переживание [4]
У меня прекратились спонтанные ВТП примерно в десятилетнем возрасте. Однако, на втором году обучения в колледже у меня неожиданно случилось частичное ВТП. Я получил посвящение в Трансцендентальную Медитацию (ТМ), и, получив мантру, учитель дал мне наставление (на самом деле просто предупредил меня): ограничить мои медитации 20 минутами и не больше. Я так и делал некоторое время, но затем, скорее увлёкшись, чем пренебрегая его предупреждением, я совершил марафон в медитации, чтобы посмотреть, что случиться. Примерно через два часа после начала, я возвратился к физическому осознанию, всё ещё продолжая сидеть в положении полу-лотоса, но совершенно парализованный. Хотя мои глаза были закрыты, я мог видеть комнату. Не ожидая этого, и немного запаниковав, я энергично попытался пошевелиться и, наконец, с ощущением вывиха [wrenching], мне удалось поднять свою правую руку к своим глазам.
Но что-то выглядело не так, ибо я мог видеть сквозь руку; она была бледно-золотистого цвета, и хотя я мог чувствовать её и двигать ею произвольно, я также мог видеть и чувствовать вторую правую руку, парализованную, лежащую у меня на колене. Я подумал, что я отделил руку своего тонкого тела от моего физического тела, и испугался того, что я могу повредить себя навсегда, если вновь не смогу сложить две руки вместе, так что я неистово попытался соединить их. Спустя несколько минут, мне, наконец, удалось это, паралич моего тела закончился, и я, к своему облегчению, обнаружил, что теперь моя правая рука работает как должно. Я был раздосадован тем, что я так запаниковал, вместо того чтобы воспользоваться этой возможностью, чтобы попытаться достичь полноценного ВТП. Хотя после этого я проводил и другие длительные сессии ТМ, они никогда больше не приводили к такому результату.
После окончания колледжа и прочтения всех книг по ВТП, какие я тогда смог найти, включая «Проекция астрального тела» (Мульдон 1929), «Астральная проекция» (Фокс 1962), «Внетелесные переживания» (Грин 1968), и «Путешествия вне тела» (Монро 1971), я провёл лето, сосредоточившись на развитии и возвращении способности совершать ВТП, какая у меня была в детстве. Хотя ни одна из техник, о которых я читал, не сработала у меня, тем не менее, в конце концов мне удалось разработать свою собственную технику, которая вполне сносно работала (для заинтересованных: см. дополнительный материал в конце этой главы).
Сонный паралич
Я выяснил, что моё «внеручное переживание», вызванное ТМ, имеет много общего с тем, что исследователи называют «сонный паралич» (Cheyne 2002), но которое после многочисленных переживаний такого типа, я теперь идентифицирую как «пред-ВТП состояние». В этом переходном состоянии я чувствую себя полностью пробуждённым, но нахожу, что я не могу двигаться, – моё физическое тело парализовано. Я могу видеть и слышать, но хотя мне кажется, что я делаю это так же, как и физически, однако иногда я вижу и слышу то, чего нет физически. И хотя я могу видеть, мои физические веки остаются закрытыми. Например, я вижу комнату, которая выглядит как моя физическая спальня, но я могу также видеть в ней других существ – от призраков до ангелов и до инопланетян. Многие другие сообщали о переживаниях подобных этим <имевших место> во время сонного паралича.
В моих ранних переживаниях в этом пред-ВТП состоянии я часто чувствовал волны энергии, проходящие вверх-вниз по моему телу, и слышал вибрирующий гул (жужжание). Судя по опыту, моё сознание отделялось [dissociated] от моего физического тела и соединялось [associated]со вторым нефизическим телом, но это второе тело, в котором я оказывался, часто продолжало казаться прикреплённым к физическому. Если мне удавалось намеренно ускорить ту вибрацию/волну, то моё второе нефизическое тело отцеплялось, и я мог отодвигаться (физическое тело при этом оставалось на месте) «выкатываясь» из него, или выплывая из него. В течение всего этого <времени> я чувствовал себя полностью пробуждённым, аналогично тому, когда я пробуждён физически.
Спящая поза
В отличие от осознанных сновидений, как я вскоре заметил, почти все мои спонтанные ВТП имели место в положении лёжа на спине. Мои же осознанные сновидения обычно имеют место либо в положении лёжа на боку (любом), либо на животе. Хотя у меня и были осознанные сновидения, лёжа на спине, тем не менее, эти [т.е. ВТП] случались чаще.
***
Примеры ВТП
Давайте начнём с рассмотрения моего раннего намеренно вызванного ВТП, которое наглядно демонстрирует некоторые отличительные черты.
Застрявший в дверях кухни
Лёжа в кровати, в полном сознании после совершения моей техники вызывания ВТП, я слышу [5] привычный шипящий звук. Он становится громче и грубее, пока я не чувствую его как громкую вибрацию (не плавную), и теперь я чувствую, что мои оба тела немного разделены, не совпадают. Я исполняю «выкатывание» и частично прохожу сквозь стену. Я начинаю двигаться к кухне на своих руках и коленках, время от времени проваливаясь [или проседая] в пол. Я чувствую ковёр, – как мои руки проходят сквозь него. Я пытаюсь вытянут свою руку, но она остаётся жёсткой по форме, несмотря на то что она кажется достаточно невещественной, чтобы проваливаться сквозь пол. Я встаю и хочу «видеть», но ничего не происходит. Я немного сержусь и частично открываю свои глаза, чтобы видеть, но снова их закрываю, дабы не открыть также и свои физические глаза, что случалось раньше, когда я казался слишком близко к своему физическому телу. Итак, я решаю выйти <из спальни> и отойти как можно дальше от своего физического тела, прежде чем попытаться открыть свои глаза. Я прохожу прямо сквозь несколько кресел и сквозь стол, пока я ползу к двери, но с трудом, так как я кажусь слишком плотным, чтобы пройти сквозь них без сопротивления. У дверей я начинаю проходить сквозь <них>, но застреваю на полпути, – по ту сторону только мои голова и руки. Я немного сержусь из-за недостатка полного контроля, и слегка паникую, и пытаюсь дать задний ход, не желая, чтобы всё то время и усилие, что я приложил для вызывания этого ВТП, пропали зазря. Однако, мне не кажется, что я достаточно далеко от своего физического тела; моё эмоциональное расстройство провоцирует отзыв [recall, имеется в виду притяжение физического тела], и меня тянет назад в моё физическое тело, имея в итоге лишь застревание в дверях кухни.
Ощущения: экстероцепция [внешние ощущения] – касание, давление; движение – вращательное и линейное ускорение; проприоцепция [внутренние ощущения] – положение тела.
Это ВТП началось с шипящего звука и вибрации – феномены, которые случались в предыдущих ВТП, но которые случались всё реже и реже с обретением опыта. Могу предположить, что эта вибрация случается, когда человек пытается «переключать передачи», чтобы выйти из тела, не используя при этом чего-то вроде «сцепления». Со временем экспериментаторы могут научиться переключать плавно, без скрежета. В одном из моих ранних опытов, помимо этого шума, я также чувствовал невероятный разряд энергии – как сотни тысяч вольт – проходящий [гудящий] вверх-вниз по моему телу. Он казался таким сильным, что я не сомневался, что когда я выберусь из этого, мои зубы окажутся раскрошенными. Впоследствии у меня было два отдельные воспоминания за этот один период времени: одно – воспоминание физического тела, мирно и совершенно спокойно лежащего в кровати, и другое – моего второго (ВТП) тела, подвергающегося сильным и чрезвычайно интенсивным вибрациям.
После того как я выкатился из своего тела, я попытался выползти за радиус действия отзыва [область действия астрального шнура, по Мульдону], так как я научился на опыте, что пока я не выберусь за радиус действия примерно в 10-15 футов (когда ощущение обладания двумя телами исчезает), любое эмоциональное расстройство, как правило, приводит к тому, что моя осознанность сматывается назад. Пока я полз, я проваливался [проседал] сквозь пол с очень странным ощущением: не только чувствуя, как мои руки проходят сквозь пол, но чувствуя, как пол проходит сквозь мои руки, – оба занимают одно и то же пространство. Так как я не смог найти никакого другого термина, который описал бы это уникальное и беспрецедентное ощущение, я придумал такой: «zorching».[6]
В противоположность этому, в ОС, когда я всовываю свою «сновидную руку» в сновидную стену, это ощущается, как всовывание руки в грязь, и я не испытываю того взаимопроникающего ощущения. В этом же ВТП моё тело чувствовалось каким-то полу-плотным, на полпути между твёрдым (где оно ощущалось почти физическим) и тонким состоянием, где оно могло проходить сквозь стены без труда или вообще без ощущения прохождения. Из-за этого я и застрял в дверях, когда моё второе тело стало слишком плотным, чтобы пройти сквозь них. Что касается возвращения <в физическое тело>, уже взрослым, у меня было много ВТП, в которых я притягивался [repercussed] назад к физическому телу внезапно и даже насильно, что по ощущению было чем-то похожим на ощущение при резком пробуждении [со вздрагиванием], которое у меня бывало в детстве, когда я слишком быстро засыпал [т.е. внезапное пробуждение в момент засыпания].
Частичные ВТП
Со мной случалось множество «частичных ВТП», в которых, например, ноги моего второго тела отделялись от моих физических ног и плавали над ними. Я могу ощущать обе пары ног, но произвольно двигать могу только нефизической парой. Я нахожу эти переживания скорее забавными, чем опасными. Со мной случалось это переживание двенадцать раз. Пример:
Я проснулся в кровати после сновидения с полётами и оказался парализованным, испытывая знакомое ощущение «расцепления тел» [bodies out of coincidence]. Я решаю попытаться выбраться, выплывая своим вторым телом из моего физического тела, используя заклинание: «я выплываю выше и выше», чтобы выбраться за пределы радиуса действия отзыва [recall], чтобы добиться полноценного ВТП. Совершая это, ноги моего второго тела поднимаются, но оба тела по-прежнему остаются склеенными верхними половинами, что выглядит весьма забавно. Я могу двигать этими ногами произвольно, но мои физические ноги остаются парализованными. Я непроизвольно открываю один свой физический глаз и вижу свою комнату, но при этом мои тела не тотчас же реинтегрируются, – ноги моего второго тела остаются плавающими и отделёнными ещё несколько минут до реинтеграции обоих тел, паралич исчезает, и я могу физически двигаться.
Три тела
В своём ‘феноменологическом жизненном мире’ я переживал себя в трёх разных телах: 1) физическое тело, которое я буду называть первым телом, которое ощущается наиболее плотным и стабильным; 2) второе тело, тело ВТП, которое ощущается квази-физическим и может изменяться по плотности; и 3) тело сновидения, наиболее тонкое и изменчивое из этих трёх.
Я переживал эти три тела в обратной последовательности, как ряд китайских коробочек [как матрёшка]: осознанное сновидение в моём третьем (сновидном) теле, пробуждение в моём втором (ВТП) теле, парящим вне физического, и затем, наконец, возвращение в физическое теле в результате двухступенчатого процесса «пробуждения». Точно так же как ВТП-тело выходит (по всей видимости) из физического, так и тело сновидения может выходить из ВТП-тела во «вне-внетелесное» переживание.[7] Некоторые метафизические системы учат, что у нас имеется семь и более тел, подобно слоям луковицы, каждое следующее тоньше предыдущего. Я не могу говорить о существовании всех семи этих «высших тел», но я определённо переживал три. Например:
Реалистично летая в сновидении, я вдруг пробуждаюсь, но не в своём физическом теле, а в своём ВТП-теле, парящим над ним. Хотя я не вижу шнура, я чувствую себя привязанным к своей физической голове, внизу на кровати. Я говорю заклинание: «я всё легче и легче», и начинаю подниматься, но по-прежнему чувствую себя прикреплённым к своему физическому телу внизу. На самом деле я чувствую оба тела одновременно, я чувствую одно тело, всплывающее вверх, и моё физическое тело, остающееся на кровати неподвижным. Я всплываю выше, но слишком жёстко пытаюсь выйти за пределы радиуса действия физического отзыва и возвращаюсь к физической бодрствующей реальности.
Впоследствии, кроме осознания того, что я только что пережил три феноменологически отличных тела в последовательности, я также понял, что самые реалистичные физические ощущения полёта в сновидении, скорее всего возникали в ВТП-теле, парящем в моей комнате в то же самое время. Это кажется аналогичным тому, что случается, когда сновидец переживает ощущения, которые возникают в физическом теле (например, ощущение звука или наполненного мочевого пузыря) во время сновидения.
Шнур
Имеет ли второе тело шнур, как иногда сообщали исследователи (Мульдон 1929, Фокс 1962, Монро 1971)? Мои результаты на этот счёт оказались смешанными. В некоторых ВТП я видел шнур, но только когда я искал его. Он берёт своё начало между моих лопаток, где я также чувствую некое вздутие, и хотя он достаточно толстый и его легко схватить возле моего тела, то уже на расстоянии фут или два он быстро сужается, достигая толщины рыболовной лески, и затем становится невидимым.
…лёжа на кровати в ВТП – решил встать и инвентаризировать [осмотреть] своё ‘астральное’ тело. Я удивился, когда почувствовал на нём одежды, как те, в которых я лёг спать, но эти ‘одежды’ имели текстуру и чувствовались как моё тело, и чувствовались они чрезвычайно эластичными и лёгкими. Я обратил внимание между своих лопаток, чтобы почувствовать шнур (как описывал Монро), но вместо этого обнаружил большое вздутие, как если бы моя спина была надута воздухом. Это удивило меня настолько, что я перестал искать шнур, и вместо этого стал исследовать текстуру этого тела, которое ощущалось как чрезвычайно эластичная, но не липнущая жевательная резинка.
Ощущения: осязание, движение, слух и другие ощущения, как зрение, но не совсем ясное или чёткое.
У меня было одно ВТП, которое непрямым образом подтверждает существование шнура и его функцию отзыва [т.е. притяжения назад]. В том ВТП я оказался в окружении, чем-то напоминающим Кастанедовское «Путешествие в Икстлан», где я встретил каких-то существ, которые пытались убедить меня присоединиться к их посмертной церкви. Я дал понять, что я не могу присоединиться, потому что я ещё не умер, показывая им, что у меня ещё есть шнур. Вожак сказал: «не вопрос», – достав пару больших серебряных ножниц и перерезав шнур. Я в высшей степени осознал, что мне ещё много чего нужно сделать на Земле, и бросился за шнуром, так как читал, что если вам перерезать шнур в ВТП, вы умрёте. Я нашёл оба конца, которые расширились до состояния видимости, и связал их узлом, надеясь, что эти сработает. Затем я продолжил это ВТП, которое оказалось самым длинным из всех, какие у меня когда-либо были.
Обычно мои ВТП длились лишь несколько минут и никогда не более получаса, до тех пор пока я непроизвольно не обнаруживал, что меня, как рыбу, тянут удочкой на землю, в моё физическое тело. В этом же случае этого не произошло. По крайней мере, субъективно прошли часы. Наконец это встревожило меня, и я намеренно последовал за шнуром назад к своему физическому телу, где с некоторым трудом я забрался в него, обнаружив себя едва ли способным двигаться в течение нескольких минут, – не то чтобы парализованный, просто вялый и раскоординированный. После этого опыта я у меня не было ни одного успешного спонтанного или намеренного ВТП на протяжении более 6 месяцев.
***
ВТП-тело, ОС-тело и их феноменальные миры
Как правило, моё ВТП-тело является близким аналогом моего физического тела, стабильное по форме, сопротивляющееся изменению, сделанное из какого-то эластичного, полупрозрачного, белесого материала, который может ощущаться либо очень лёгким, либо очень плотным. Я редко имею одежды. Я автоматически испытываю очень сильное и определённое ощущение нахождения в теле с чувством реальности, прямо сравнимым с таковым, переживаемым в моём физическом теле, чего почти никогда не случается в ОС. В общем, сильное проприоцептивное и кинестетическое ощущение своего тела кажется доминирующим, хотя и зрение также может оказаться чрезвычайно чётким и ясным.
С другой стороны, моё тело в ОС кажется куда более изменчивым, может широко изменяться по размеру и форме и даже по виду [т.е. может принимать облик животного]. Хотя оно может выглядеть похожим на мою физическую форму, как правило, оно выглядит полностью в одеждах, и легко поддаётся намеренному изменению. Что касается моих чувств в ОС, то они могут широко изменяться: от таковых, чья яркость и чёткость сравнимы, или даже превосходят, таковые моих физических чувств, до абсолютно ничего. Как правило, преобладает чувство нахождения в теле и/или зрение. В отличие от этого, моё проприоцептивное и кинестетическое чувство, как правило, кажется смутным и неполным в ОС, по сравнению с ВТП. Реже, в некоторых ОС могут врываться в игру другие чувства, такие как слух, обоняние и даже вкус. Я никогда не испытывал вкус или запах во время ВТП, но так как таких переживаний у меня было лишь 100, или около того, то этого кажется слишком мало, чтобы делать какие-либо общие заключения. С другой стороны, ощущение zorching/взаимопроникновения, которое я испытывал, когда всовывал свою руку в стену во время ВТП, кажется совершенно уникальным и не имеет в моём случае ни физического, ни сновидного аналога.
Пси [паранормальное]
Ряд контролируемых, научных исследований в «Лаборатории сновидений Маймонида» [Maimonides Dream Laboratory], в 1960-х показал, что субъекты могли повторно настраиваться на случайно выбранные внешние цели через пси [psi] в их сновидениях (см. Ullman, Krippnerm & Vaughn 1973). Мета-анализ пост-Маймонидских исследований пси-сновидения другими исследователями подтвердил этот результат (Sherwood & Roe 2003). У меня было много примеров явного «пси» как в моих ОС, так и в моих ВТП, так что наличие «пси» не служит верным признаком для различения между этими двумя. Здесь я хотел бы лишь сказать, что и осознанные сновидения и ВТП могут доставлять достоверную информацию, не доступную через физические сенсорные каналы, и что ни то, ни другое не кажется строго субъективным в узком значении этого термина.
Устойчивость окружения
В моём опыте устойчивость окружения во внетелесной реальности (ВТР) ведёт себя скорее как бодрствующая физическая реальность (БФР), чем осознанно сновидная реальность (ОСР). Когда я во второй раз или даже в третий смотрю на объекты в ВТР, они остаются очень даже теми самыми, чего не скажешь об ОС, в которых, например, обычно невозможно прочитать одну и ту же страницу дважды.
В отличие от ОСР, в ВТР ‘магия’ работает не очень хорошо. Форма моего тела кажется сравнительно неизменной, и хотя я могу летать (и проходить сквозь стены), если я значительно увеличиваю свою вибрационную скорость, то я почти не добиваюсь успеха в психокинезе, трансформациях, материализациях и т.д., – в таких заданиях, которые я обычно с лёгкостью могу выполнять в осознанных сновидениях. В ВТП я едва добивался успеха в изменении формы моего тела или в проявлении одежды, которая автоматически появляется в ОСР.
Время
Я переживаю время в БФР как одномерное, которое можно себе представить как временной поток, изображаемый точкой, движущейся в одном направлении вдоль прямой линии с моим субъективным «теперь», охватывающим интервал, простирающийся от доли секунды до минуты. С другой стороны, «сновидное время» для меня имеет как одномерную, так и двухмерную компоненты (Келлог 1989). Вместо уподобления времени движению вдоль прямой линии, сновидное время более соответствует двухмерной плоскости с передним краем, соответствующим будущему, и задним краем – прошлому. Таким образом, я могу переживать сновидные события вне (логической) последовательности, и могу даже переживать «начало» сновидения в «конце». Время в осознанных сновидениях, как правило, кажется куда более линейным, чем в не-осознанных сновидениях, хотя и оно имеет двухмерную компоненту. С другой стороны, моё переживание времени в ВТР, как и в БФР, кажется строго одномерным, а не таким как в сновидении.
Видение физического мира в ВТР
Из многих отчётов о ВТП становится ясно, что их участники без тени сомнения считают, что во время своих ВТП они воспринимают физический мир. Если так, то как? Ведь они больше не видят своими физическими глазами с помощью сетчатки, палочек, колбочек и специфических пигментов (как родопсин), специально приспособленных для регистрации видимого света. Когда мы смотрим во время ВТП, мы, очевидно, делаем это, используя другие механизмы. Опираясь на свои собственные ВТП, я предполагаю, что моё нефизическое тело резонирует/взаимодействует с нефизическим миром, аналогичным, но не тождественным, миру БФР. Если так, то мои нефизические глаза не видят физический мир вообще, а вместо этого воспринимают его ВТР-аналог. Однако, точно так же как моё физическое тело имеет похожую, но не тождественную форму с моим ВТР-телом, так и физический мир может иметь похожий, но не тождественный аналог в ВТР-мире. Иногда совпадение кажется почти совершенным, но если я присмотрюсь повнимательнее, то я замечу небольшие расхождения – на камине ВТР-комнаты друга, которого я навещаю, может находиться объект, которого нет на его БФР-камине – быть может, это нечто из прошлого в БФР, что каким-то образом оставило там ‘отпечаток’, или бог весть откуда. [8]
Также некоторые люди, имевшие ВТП, сообщают, что когда ищут своё физическое тело, как и я, что они либо ничего не видят, либо видят тело, как тень или сморщенную скорлупу. Некоторые смотрят на это, как на свидетельство того, что у экспериментатора не было подлинного внетелесного переживания, но я не согласен с этим. Если предположить, что не-физическое «я» обладает зрением, адаптированным для видения не-физической материи, следовательно, восприятия физического тела, как такового, не будет, а вместо этого можно только видеть тонкую материю, оставшуюся в пространстве физического тела. Согласно этому рассуждению, чем полнее выбираешься из тела, тем меньше видишь в пространстве, занимаемом покинутым физическим телом.
Пробуждение и память
Хотя моё состояние сознания во время ВТП чувствуется очень похожим на таковое в полностью осознанном сновидении, моя память о ВТП чрезвычайно яркая и длительная. Это находится в разительном контрасте с памятью даже самых полных моих осознанных сновидений, которая угасает, если я не прикладываю сильного, намеренного усилия, чтобы запомнить их после пробуждения. Далее, в действительности я не испытываю никакого ‘пробуждения’после ВТП, скорее это возвращение моего сознания в физическое тело. Отсутствие переходного ощущения пробуждения и ясная незабываемая память о переживании служит для меня чем-то вроде лакмусовой бумажки, указывающей, что у меня было ВТП, а не сновидение.
Необычное последействие: потеря страха смерти
В конечном счёте, ВТП, а не осознанные сновидения, зачастую полностью убеждают тех, у кого они бывают, что они могут существовать без физического тела. Они зачастую теряют свой страх смерти, как случилось в моём собственном случае. Те, у кого бывают ВТП, часто сообщают, что они ещё больше наслаждаются жизнью с другим ключевым отношением к ней, – эффект, который может длиться всю жизнь. Ещё более значительный эффект бывает после ОСП [около-смертные переживания], которые также часто включают ВТП.
Промежуточные категории
Итак, если ВТП и ОС имеют такие различные характеристики, то как так случается, что некоторые люди, даже научные исследователи, каким-то образом объединяют эти два <состояния>? Я вижу три главных причины этого.
Во-первых, хотя я сфокусировался в этой главе на различиях, очевидно, что ВТП и ОС также имеют определённое число сильных схожестей. Во-вторых, как только кто-то достигнет значительного числа ВТП, у него могут начать происходить сновидения о ВТП, точно так же как бывают сновидения, которые могут убедительно имитировать переживания БФР. Например, у меня было больше сновидений о ВТП, чем самих ВТП. Часто я обнаруживал, что исследователи (особенно те, у кого мало или вообще нет личного опыта ВТП) включают «сновидения о ВТП» в свою базу данных, что зачастую приводит их к ошибочному заключению, что ВТП всего лишь разновидность сновидения. Именно поэтому, пока я не достиг большего понимания феноменологии, различающей осознанные сновидения и ВТП, я поначалу считал ВТП настоящим только тогда, когда я сохранял непрерывность сознания, начиная от лежания в кровати до переживания себя покидающим своё физическое тело, сохраняя полное осознание на протяжении всего этого процесса.
И в-третьих, точно так же как сомнамбулы могут иметь сновидения, бессознательно бродя физически (внедряя в свои сновидения физические ощущения, которые они испытывают), я полагаю, что «спящие ВТП-шники» могут <иметь> и имеют сновидения, бессознательно бродя в своём втором теле, также внедряя эти ощущения в сновидение, которое они видят [Об этом же писал ещё Мульдон]. Я привёл выше пример одного из таких сновидений, когда я испытывал сновидение полёта с очень реалистичными ощущениями, от которого я проснулся и обнаружил себя в ВТП, парящим над своим физическим телом.
***
Заключение
Следующая таблица суммирует девять экспериментальных переменных, которые значительно отличаются в моих ВТП и ОС.
Таблица: Характеристики ВТП и ОС, основанные на личных наблюдениях
Характеристика |
ВТП |
ОС |
1) Обычное положение физического тела во время опыта: |
Лёжа на спине. |
Лёжа на боку или животе. |
2) Опыт часто начинается с: |
Сонный паралич. Сильные вибрации. |
Обычные сонные ощущения. |
3) Опознаётся как сновидение во время опыта: |
Нет. |
Да. |
4) Реалистичность: |
Очень высокая, даже гипер-реальная. Также имеется очень сильное чувство нахождения в теле. |
Изменчивая, но хотя обычно и яркая, часто не хватает ‘твёрдости’ и тонких деталей. Обычно немного смахивает на эскиз. |
5) Устойчивость окружения: |
Почти такое же устойчивое, как и физическая реальность. Если я покидаю комнату, а позже возвращаюсь, то комната, как правило, остаётся той же. |
Изменчивое. Если я покидаю комнату, а позже возвращаюсь, то комната обычно меняется, зачастую разительно. |
6) Феноменальное тело: |
Устойчивое. Близкий аналог к моему физическому телу, устойчивое по форме, сделанное из какого-то упругого, полупрозрачного, белесого материала. |
Изменчивое. Обычно человекоподобное, но может широко меняться по размеру, форме, цвету и даже виду. |
7) Ощущение пробуждения после опыта: |
Нет. Я уже чувствую себя полностью пробуждённым во время ВТП, и вместо этого просто испытываю сдвиг местоположения сознания в моё физическое тело. |
Да. В конце даже самого полного осознанного сновидения я всё ещё ‘пробуждаюсь’ со значительным изменением сознания, точно так же как пробуждаюсь от других сновидений. |
8) Память об опыте: |
По сравнению с ОС, мои воспоминания о ВТП кажутся почти незабываемыми. |
Воспоминания об ОС, как и о любом сновидении, угасают сразу после пробуждения. |
9) Потеря страха смерти после опыта: |
Да. После моего первого полностью сознательного ВТП, во взрослом состоянии, я потерял свой страх смерти, потому что я теперь знал, каким-то неоспоримым образом, что я могу существовать без физического тела. |
Нет. У меня было множество осознанных сновидений до ВТП во взрослом состоянии, и они не имели такого эффекта. |
Имея ограниченное число ВТП, с которыми я могу работать, феноменология, представленная здесь, может не быть определяющей даже в моём случае [т.е. для меня], не говоря уже о других. Имея критическую массу систематически описанных сообщений из широкого спектра опытных экспериментаторов, может потребоваться долгий путь в прояснении непонятного в этой области, в нахождении здравых общих знаменателей, и также в выведении на свет новых и важных переменных.
Вопреки убедительным свидетельствам о противоположном (Ullman и др. 1973; Sherwood & Roe 2003; Van de Castle 1994), многие люди продолжают считать сновидения исключительно субъективными фантазиями, создаваемыми спящим мозгом. Концептуально, сведе́ние ВТП к сновидениям, пусть и к осознанным сновидениям, даже и сейчас служит эффективным способом отбросить их объективную ценность и потенциальное, онтологическое значение. Однако, в этой главе я, надеюсь, ясно показал, что в моём случае ВТП принадлежат к категории опыта, легко отличимого не только от сновидений, но и от осознанных сновидений. «Ни рыба, ни мясо», царство ВТП имеет схожести как с физическим окружением, так и с состоянием осознанного сновидения, но при этом также и имеет характеристики, отличные от обоих.
***
Список литературы
· Cheyne, J. A. (2002). Situational factors affecting sleep paralysis and associated hallucinations: Position and timing effects. Journal of Sleep Research, 11(2), 169-177.
· Fox, O. (1962). Astral projection: A record of out-of-the-body experiences. New Hyde Park, NY: University Books.
[Оливер Фокс. Астральная проекция: хроники внетелесных переживаний.]
· Green, C. (1968). Out-of-the-body-experiences. New York, NY: Ballantine Books.
[Селия Грин. Внетелесные переживания.]
· Husserl, E. (translation by Cairns, D.) (1973). Cartesian meditations: An introduction to phenomenology. The Hague, Netherlands: Martinis Nijhoff.
[Гуссерль Эдмунд. Картезианские размышления.]
· Husserl, E. (translation by Koestenbaum, P.) (1975). TheParis Lectures. The Hague, Netherlands, Martinis Nijhoff.
[Гуссерль Эдмунд. Парижские доклады.]
· Kellogg III, E. W. (1987). Speaking in E-Prime: An experimental method for integrating general semantics into daily life. Et cetera: A Review of General Semantics, 44(2), 118-128.
· Kellogg III, E. W. (1989). Mapping Territories: A phenomenology of lucid dream reality, Lucidity Letter, 8(2), 81-97.
· Kellogg III, E. W., & Bourland, D. D. (1990). Working With E-Prime: Some Practical Notes. Et cetera: A Review of General Semantics, 47(4), 376-392.
· Kellogg III, E. W. (1992, June). The Lucidity Continuum,” presented at the Eighth Annual Conference of the Lucidity Association in 1992, published in 2004 in Electric Dreams, 11(10).
· Kellogg III, E. W. (1999, October). Lucid Dreaming and the Phenomenological Epoché. Presentation at the Society for Phenomenology and the Human Sciences, Eugene, OR.
· Kellogg III, E. W. (2011, September), Lucid Dreaming, Lucid Waking, Lucid Being: An online workshop. Presentation at the International Association for the Study of Dreams’ Tenth PsiberDreaming Conference, online.
· Kellogg III, E. W. (2012), Lucid Dreaming, Psychic Development, and Spirituality. The Lucid Dream Experience, 1(3), 19-22.
· Monroe, R. A. (1971). Journeys out of the body. New York, NY: Doubleday.
[Роберт Монро. Путешествия вне тела.]
· Muldoon, S., & Carrington, H. (1929). The projection of the astral body. New York, NY: Samuel Weiser.
[Сильван Мульдон и Хиеворд Каррингтон. Проекция астрального тела.]
· Sherwood, S. J., & Roe, C. A. (2003). A review of dream ESP studies conducted since the Maimonides dream ESP programme. Journal of Consciousness Studies, 10(6-7), 85-109.
· Tart, C. (1986). Waking up: Overcoming the obstacles to human potential. Boston, MA: Shamballa Publications.
[Чарльз Тарт. Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека.]
· Ullman, M., Krippner, S., & Vaughn, A. (1973). Dream telepathy: Experiments in nocturnal ESP. Baltimore, MD: Penguin Books.
· Van de Castle, R. L. (1994). Our dreaming mind. New York, NY: Ballantine Books.
***
Дополнение – Техника ВТП
Замечание: Используя нижеописанную технику мне удавалось вызывать ВТП примерно в одной из трёх попыток.
Упражнение:
11) Лягте на спину в полу-удобном положении, сохраняя голову и спину ровными [т.е. вдоль одной линии]. Имеется в виду, достаточно удобным для расслабления, но не достаточно удобным, для того чтобы уснуть. Если вы обычно засыпаете на спине, то попробуйте это положение, но без подушки, или используйте книгу, обмотанную полотенцем, как заменитель подушки.
12) Используйте любые техники, какие вы знаете, для глубокого расслабления, например, медленное глубокое дыхание (1-2 вдох-выдох), постепенное мускульное расслабление, согревание руки и т.д. Когда вы расслабитесь, пусть ваше дыхание следует естественному ритму.
13) С этого момента и далее, по крайней мере следующие два часа, вам нужно удерживаться от любых произвольных движений. Теперь, вам нужно держать свой ум пробуждённым, пока ваше тело засыпает. Чтобы сделать это, вам нужно выбрать какую-либо деятельность, чтобы держать свой ум бодрым и занятым, таким образом, чтобы это не помешало, а лучше, чтобы поспособствовало, естественному процессу засыпания вашего физического тела.
Я рекомендую следующее. Когда вы вдыхаете, повторяйте слово за-ря-жаю [en-er-gise] и «перцептуализируйте» (визуализируйте и ощущайте), как энергия стремительно течёт от ваших ног, вверх по спине вашего тела, до макушки головы. На выдохе повторяйте слово у-луч-шаю [op-ti-mise] и перцептуализируйте, как энергия стремительно течёт с макушки вашей головы, вниз по передней части вашего тела, до ваших ног. Повторяйте непрестанно. Не контролируйте ритм дыхания, а только этот перцептуализационный паттерн [т.е. представление потока энергии], сопровождающий его. Как альтернативный вариант, вы можете пытаться перцептуализировать энергии, движущиеся внутри вашего тела, поднимающиеся к голове на вдохе и опускающиеся к ногам на выдохе. Когда ваше физическое тело перейдёт ко сну, оно будет ощущаться кататоническим – обездвиженным. Сохраняйте спокойствие и мягко пытайтесь выкатиться из своего физического тела в своём более тонком втором теле. Если это не сработает легко, то пытайтесь представить себя в парящем положении под потолком.
Оптимальные условия: Эта процедура, вероятно, работает лучше всего, если предпринимать попытку после 3 – 4 часов сна в первые часы после полуночи, когда ум чувствует себя отдохнувшим, но тело по-прежнему находится под биохимическим воздействием вашего нормального цикла сна. Встаньте, походите и почитайте 15 – 30 минут. Не перестарайтесь, – вам нужно реактивировать ваши ментальные способности лишь чуть-чуть выше порога того, что вы считаете своими нормальным состоянием бодрствующего сознания.
***
[1] За дополнительной информацией о феноменологическом методе, общей семантике и их приложении к работе со сновидениями обращайтесь к списку литературы, представленному в Kellogg 1989 и 1999 [см. список литературы]. Также вы можете найти все упомянутые статьи автора в списке литературы онлайн на сайте: independent.academia.edu/EdKellogg [сайт изменился: duke.academia.edu/EdKellogg]. – Прим. автора.
[2] Воздержание от суждения (на греческом). – Прим. перев.
[3] Prime означает здесь «штрих», как например в математике, y´(игрек штрих) – производная от y. – Прим. перев.
[4] Out-of-the-arm, – по подобию Out-of-the-body (Внетелесное). В данном случае речь идёт о раздвоении руки. – Прим. перев.
[5] Как уже было сказано, автор описывает свои переживания от первого лица и в настоящем времени, избегая использования глагола «быть». – Прим. перев.
[6] Zorch на сленге означает «делать нечто со сверхскоростью». Как по мне, здесь вполне достаточно термина «взаимопроникновение», ведь именно об этом говорит автор. – Прим. перев.
[7] О последовательном переходе из одного вида осознанного сновидения в другой писал ещё Фредерик ван Эден. Например, он говорил, что ему никогда не удавалось сразу проснуться из глубокого осознанного сновидения в физическом теле, обязательно с ним случалось ложное пробуждение, и только после этого он мог проснуться по-настоящему. См. его статью «Исследование сновидений в состоянии ясного сознания». – Прим. перев.
[8] См. «Астральную проекцию» Оливера Фокса, где он предполагает, что астральный мир является не просто копией физического, но может содержать в себе как прошлые, так и будущие предметы и события физического мира. – Прим. перев.
Перевод с английского: Иван Харун, для сайта Teurgia.Org, 2016