Как составлено человеческое существо? — Жерар Анкосс (Папюс)
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Как составлено человеческое существо? — Жерар Анкосс (Папюс)

 Как составлено человеческое существо?

Доктор Жерар Анкосс (Папюс)

 

Как составлено человеческое существо?


Имеет ли оно только тело, скрывающее в себе начало, зародыш всех способностей человека? Имеет ли оно бессмертную душу, или дух, соединенную с этим телом?

Если тело и дух существуют в человеке, то не зависимы ли они один от другого, или же соединены воедино каким либо элементом?

Вот проблема, волнующая философов в продолжение многих веков, и этой именно проблеме мы попытаемся дать решение, разъясняя учение оккультных традиций и христианского Востока.

В этом элементарном толковании, предназначенном для всех, мы постараемся насколько возможно избежать, какой бы то ни было, философии. Желающих контролировать наши рассуждения мы просим обратиться к сложным источникам оккультных авторов, специально трактующих оккультизм.

Рассмотрим сначала три основных вопроса.

 

Состоит ли существо человека из одного только тела?

Мы ответим — “нет”, основываясь на следующих данных:

  • Менее чем за 5 лет все “клеточки” тела исчезают и полностью заменяются другими, хотя при этом тело вовсе не изменяет своей формы, т.е. вид человека не испытывает никакого искажения. Материальные клеточки не что иное, как инструмент, созданный иным могуществом, чем материя.

 

  • Клод Вернар доказал, что каждая из наших идей требует смерти нервной клеточки, которая служит ей суппортом (ячейкой, оболочкой).


Когда мы вспоминаем какой-нибудь факт, случившийся 10 лет тому назад, то за это время умерло более миллиона различных нервных клеточек, служивших стереотипом для идеи этого факта, которая вследствие этого независима от этих клеточек и их трансформации.

  • Феномены трансцендентного гипнотизма — общение мозга с мозгом без участия материального посредника (проводника), появление образов живых людей, находящихся в смертельной опасности, их родственникам или знакомым, живущим на громадных расстояниях от места данного происшествия — целый ряд подобных фактов — доказывают, кроме всех философских теорий, что тело не есть единственный элемент человеческого существа.

 

Состоит ли существо человека только из смертного тела и бессмертного Духа, помимо какого бы то ни было другого Начала?

На догматическое положение некоторых теологов и философов, что это именно так, мы ответим опять — “нет”, ссылаясь на следующие принципиальные доводы:

  • Анатомия учит, что существуют две нервные системы, причем каждая обслуживается известным рядом мускулов. Во-первых, сознательная система, обслуживаемая рубчатыми мускулами. Во-вторых, бессознательная нервная система (или жизнь органическая), обслуживаемая гладкими мускулами.

 

  • Физиология показывает нам, что во время обыкновенного сна сознательная система прекращает все свои функции, тогда как ганглиозная нервная система продолжает все свои функции. Эта двойственность систем должна заключать в себе двойственность составляющих Начал.

 

  • Все традиции Египта, каббалистики, гностиков, герметистов, a также и св. Павел утверждают существование Начала – посредника между смертным телом и бессмертным Духом, — Начала, названного св. Павлом — Anima в отличие от corpus и spiritus.


Масса оккультных опытов доказывает возможность проектирования этого Начала-Посредника за пределы тела во время жизни.

 

Следовательно, человек составлен из трех элементов

Эти три элемента:

1. Физическое и материальное тело.

2. Начало-Посредник.

3. Бессмертный Дух.

На это положение мы ответим — "да", точно так же, как это сделали Египтяне с XV столетия до нашей эры и все прорицательные школы, которые передали каббалу, гнозис, алхимию и оккультную науку во всех ее видах.

Это же утверждают Сократ, Платон и все неоплатонисты, это же утверждает и святой Павел.

Доказательству данного положения и посвящается настоящая работа.

 

Три Начала

 

Первое, чего следует всегда избегать, это системы à priori, т.е. построенной только на одном предположении.

Если человек действительно составлен из трех великих Начал, a не из пяти, шести, семи, девяти, двадцати двух или бесчисленного множества делений, установленных дополнительными анализами, то всякая физическая конституция человеческого существа должна указать нам на этот закон Троицы.

 

Схема трех центров физического тела (живот, грудь, голова), утвержденных на позвоночном столбе.


Так как природа не меняет своих законов, то каждая часть человеческого существа должна повторять собою (отражать в себе) великий общий закон.

 

Троица в физическом существе. Три секции (голова, грудь, живот) физического существа и члены, соответствующие каждой секции. Органические соотношения секций между собою и лицом.



Из скольких частей состоит палец руки? — Из трех фаланг.

Из скольких частей состоит рука?— Из трех: плечо, предплечье, кисть.

Из скольких частей состоит нога?— Из трех: бедро, голень, ступня.

Из скольких частей, наконец, состоит наш корпус?— Из трех: голова, грудь, живот.
Но если число три повторяется до бесконечности в физическом теле, то должны появиться и другие числа.

 

Три центра тела физического и три пары членов (головных, грудных и брюшных), разделенных на три.


Так, у нас дважды по 5 пальцев, 7 отверстий головы (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, 1 рот). Все это указывает на то, что мы не должны быть догматичны, a следует искать основания всех этих, так сказать, вспомогательных цифр, имеющих целью развить нам некоторые виды и некоторые субделения элементов составной Великой Троицы.

Чтобы избежать всякой туманности, возьмем у физического тела ключ от всех наших дедукций. Это есть аналогия, характерный метод оккультизма, который много поможет как дедукции, так и индукции.

 

Физическое тело и тело астральное

 

Человеческое тело представляет три больших центра — голова, грудь, живот, и каждому присуща пара членов.

К голове прикреплены члены головные (нижняя челюсть). К груди — члены грудные (плечо, предплечье и кисть). К животу — брюшные (бедро, голень и ступня).

Каждый из этих центров имеет очень характерную физиологическую функцию.

Голова экстрагирует из крови нервную силу, приводящую в движение всю человеческую машину.

Грудь перерабатывает питательный сок в кровь.

Живот извлекает питательные соки из приходящей извне пищи.

Кроме того, каждый из трех больших центров тесно связан с двумя другими. Так, грудь посылает кровь, динамизированную дыханием, в другие центры. Голова, посредством нервной зависимости, приводит в движение все органы без исключения. Живот имеет свои соконосные и лимфатические сосуды во всем человеческом существе.

 

Человек-Животное


В особенности интересно и любопытно для нас то, что вся эта органическая работа лабораторий головы, груди и живота совершается абсолютно вне всякого вмешательства сознания или воли человека.

Это «Животный Человек», работающий один, a «Человек-Дух» имеет свои специальные органы и функции, совершенно различные от предыдущих.

«Человек-Животное» представляется специальной нервной системой растительной или органической жизни, состоящей почти исключительно из большого симпатического нерва, его плексусов и придатков.

Это та система, которая заставляет биться наше сердце, сокращает и расширяет все наши артерии и вены, приводит в действие печень, желудок, кишки, легкие — совершенно игнорируя то обстоятельство, что бодрствует ли, или спит ли «Человек-Дух», ибо органы также хорошо функционируют как во время бодрствования, так и во время сна.

Эта система пополняет уже использованные клеточки посредством, зародышевых клеточек и белых шариков, приходящих извне микробов, исцеляющих поверхностные поранения кожи — одним словом, занимается всею органическою лабораторией.

Три больших сплетения большого симпатического сплетения. — Сплетение мозговое, сплетение грудное и сплетение Солнечное.— Органические центры действия тела Астрального.


«Человек-Дух» не имеет ничего общего с органической жизнью… Но кто же это тот, кто управляет всей специальной нервной системой?..

 

 

Астральное тело

 

Как мы сказали, системы органов есть не что иное, как суппорт (ячейки, оболочки) чего-то: органы функционируют, не являясь в то же время причиною, вызывающей функции, так как их клеточки умирают по мере того, как функция совершается.

Этот принцип, управляющий всякою работой физического тела, получил различные названия в различные времена, так как он был известен уже в глубокой древности.

Египтяне называли его «Светящееся Тело» (Kha), последователи учения Пифагора — «Колесницей Души», латинисты и св. Павел, «Принципом Одушевляющим» (Anima), философы-герметисты окрестили его именем «Пластического Медиатора» и «Универсальным Меркурием».

Парацельс и его школа, также и ученики Клода С. – Мартина, а также неизвестные философы (не открывшие своих имен) называли его «Астральным Телом», так как он берет свое начало из interplanétaire — междупланетной, или астральной субстанции.

Каково бы ни было его имя, нужно только хорошо усвоить, что этот принцип в нашем существе имеет свои органы — свою нервную систему, свои функции, и его существование — действительность для оккультиста, как и для физиолога.

Мы будем называть его «Астральным Телом». Это скрытый работник человеческого существа, это лошадь организма, физическое тело которого есть карета и сознательное существо которого есть кучер.

Лошадь — более сильная, чем кучер и она везет экипаж, но, однако, кучер, хотя менее сильный, но более интеллигентный управляет лошадью и тем самым экипажем.

Также и в человеческом существе: «Человек-Животное» — более силен, чем «Дух», — и это он двигает человеческую машину, но, несмотря на это, «Человек-Дух»,—менее сильный, но более интеллигентный, управляет внешнею жизнью «Человека-Животного» и тем самым всей его органической машиной.

Для лучшего усвоения этого займемся изучением тела.

 

Физические органы астрального человека. Главные сплетения большого симпатического нерва и их поле деятельности (полусхема).

 

 

«Человек-Дух» и органы человеческого лица

 

Мы говорили, что тело имеет три центра: голова, грудь, живот.

Под словом «голова” мы подразумеваем череп и его содержимое, т.е. все сосредоточие «высших центров”.

Впереди черепа вертикально помещена серия органов, составляющих лицо, и эти органы имеют ту особенность, что они функционируют по большей части только тогда, когда мы бодрствуем, т. е. в то время, когда «Человек-Дух» в действии извне.

Как только мы засыпаем, глаза закрываются, слух перестает функционировать, рот закрывается, обоняние приканчивается и только дыхание волнует ноздри. Следовательно, органы лица принадлежат «Человеку-Духу», a не «Человеку-Животному» и каждый из них имеет целью установить контроль над каждым из центров «Человека-Животного».

 

Лицо. Синтез трех человеческих центров. Рот — входная дверь живота; нос — входная дверь груди и уши — мозга.

 

Так, рот (представляющий из себя одно только отверстие, так как желудок один, не двойной), это — входная дверь в живот с верным сторожем – вкусом, которому приказано не пропускать ничего, кроме того, что нравится и не вредно «Человеку-Духу».

Все же, что проходит в живот, тотчас же отразится на рту и его принадлежностях — сухой, запекшийся язык есть признак воспалительного состояния кишок, сухие и бледные губы указывают на перитонит.

Ноздри имеют два отверстия, так как легкие двойные; они суть входная дверь груди с верным стражем — обонянием, которому поручено предупреждать «Человека-Духа», когда через дыхание организму угрожает опасность.

Все, что проходит в грудь, отражается на ноздрях и других частях носового аппарата, например, краснота скул может служить показателем пневмонии.

Уши суть входные двери уголовной нервной системы, глаза же, в особенности, принадлежат «Человеку-Духу», так прилив крови к мозгу и анемия отражаются на ушах, тогда как сумасшествие и психические расстройства отражаются на зрачке и во взгляде.

«Человек-Дух» есть, следовательно, «кучер» организма: итак, посредством вкуса «Человек-Дух» господствует над выбором пищевых продуктов, которые должен перерабатывать живот для того, чтобы они пошли на поправление всего человеческого организма.

 

«Человек-Животное» и «Человек-Дух». Все черные места указывают на область, на которую может действовать воля; белые места указывают на область органической жизни, на которую воля не имеет прямой силы, это есть область «Человека-Животного», низшего астрального существа.

 

Обоняние господствует над выбором среды дыхания посредством легочно-желудочного нерва, господствует над ритмом дыхания, а, следовательно, и над распределением жизненной теплоты и силы в организме.

Наконец, посредством зрения и слуха воспринимается материал, служащий пищей для высших умственных впечатлений.

Окончим это изучение тела, сказав, что голова служит центром, с одной стороны, для интеллектуальной части астрального тела, что мы называем психическим существом, и, с другой стороны, самому «Человеку-Духу»; грудь есть место астрального тела и живот — физического.

Теперь займемся разбором этих различных начал (тело физическое, тело астральное и "Дух").

 

 

Три психических центра человека

 

Платон был осмеян многими философами за то, что говорил, что человек имеет три души.

Между тем это имеет несомненный глубокий смысл.

Каждое из трех Начал содержится непременно в двух других, так как природа не разделяет своих творений на изолированные части. Следовательно, нет оснований, чтобы каждый центр человека не имел своего интеллектуального проявления, своего духовного луча.

Анатомия уже указывает нам тот факт, что спиной мозг поднимается к уровню трех больших центров, с дополнительной выпуклостью для репродукции.

 

Три мозговые выпуклости и их тройное действие на гортань, грудь и ноги.

 

Данный факт еще более ясен из того, что большой симпатический нерв, который есть истинный физический суппорт астрального тела, представляет также три больших сплетения: один мозговой — для головного центра; другой — грудной, для груди, третий же брюшной (Солнечный) — для живота, с принадлежностями для репродукции.

Если мы покинем психическую область и обратимся к наблюдениям не философов, a к повседневному опыту обыденной жизни, то можем констатировать тот факт, что при сильной досаде, горе, неожиданной радости, неожиданной новости — человек испытывает в груди, на уровне сердца, такое ощущение, которое выражается фразой — "в сердце кольнуло"… Вот обыкновенная реакции интеллигенции этого центра.

Когда, несмотря на мужество, управляемое Духом, происходит физическая реакция, например, в момент сильного испуга, в момент смертельной опасности на поле битвы, то не в голове, но в брюшном центре происходит ощущение, так хорошо знакомое многим бедным солдатам…

 

Психологическое распределение трех Начал человека. I — идея, II — чувство, III — впечатление.

 

Таким образом, мы можем сказать, что Платон был прав в своем упоминании тайного учения египетских храмов, что тело действительно представляет три центра, что три Начала живут в этих центрах и что три рода интеллектуальных проявлений обнаруживают эти три Начала.

 

1 — интеллигенция, 2 — чувство, 3 — инстинкт и 4 — воля.

 

Итак, центр физический обнаруживает инстинкт с впечатлением как средством реакции, при чем удовольствие или боль (горе) — есть результаты произведенного движения.

Астральный центр обнаруживает интуицию с чувством реакции и любовью или ненавистью, как результатом произведенной эмоции.

Психический центр проявляет идею чувством, как средством реакции и действительностью или заблуждением, как результатом произведенного увлечения.

Так, целый мир инстинктов, страстей и интеллектуальных увлечений, характеризуемых: первые — вином, вторые — женщинами, третьи — игрой, противодействуют Духу, господствующему над этими страстями и управляющему ими точно так же, как рот управляет желудком и ноздри легкими в теле физическом.

Дух, благодаря воле, пользуется нервной силой и поэтому имеет возможность противодействовать увлечению интеллигенции тела, которая хочет, например, возбуждения алкоголем; Дух может бороться астралом, стремящимся инстинктивно к страстям, могущим иметь на тело гибельное влияние. Наконец, Дух в состоянии сдерживать порывы психического существа, высшего астрала при обнаружении им склонности отдаться эмоции азарта, игры и т. п.

 

Три импульсивных центра и уравновешивающий их круг воли.

 

Но для всего этого следует, так сказать, тренировать, развивать те органы, которые служат Духу в его функциях регулирования и командования, нельзя позволять им заснуть и атрофироваться в бездеятельности.

Вот почему военные школы стараются спиритуализировать центры страстей, школы духовные спиритуализировать физическое существо, a школы магические стараются развить волю, при чем каждая школа имеет для достижения цели свои собственные способы и упражнения, и, в общем, цель их одна: парализовать реакцию материального тела, вызвав к деятельности высшие силы Бессмертного Духа.

При всей пользе, при всей высоте назначения этих стремлений, в них нельзя не найти одного дефекта. А именно того, что человек, идущий по пути высшего совершенствования своего Духа, часто забывает, что он все-таки не что иное, как слабое творение.

Он воображает, что он уже значительное "нечто" — почти полубог, если его, для него в совершенстве могущественная, воля доминирует не только над своими личными органами, но также и над видимыми и невидимыми силами природы.

Точно так же, как огонь, исходя из горящего в камине полена, не создан материей дерева, но есть только энергия солнца, фиксированная в той материи и возвращающаяся к своему центру, так и силы, проявляемые человеческим Духом, не что иное, как продукт рефракции, пришедшей из Божественного Начала путем недосягаемого для нас анализа.

Так, древние алхимики устраивали при своих лабораториях молельни, чтобы показать, что молитва — венец магии и что смирение есть необходимое условие всякой спиритуальной эволюции.

Предыдущие рассуждения заставляют предполагать raison détré (причину) нашего бытия на земле. Мы постараемся мало-помалу выяснить эту важную проблему, рассмотреть некоторые положения невидимой части человека, или Оры, являющихся результатом его физических, моральных или интеллектуальных действий.

 © Жерар Анкосс (Папюс), журнал «Ментализмъ» 1906-1909 годы.

Оформление и редактура - Teurgia.Org, © 2010 год


Back to Top