Человек и его качества — Е. Г-ва
Человек и его качества
Что такое вера и что значит быть верующим
Бог, сотворив первого человека, вдохнул в него Дух Свой, и тем как бы передал ему часть Своего Великого Духа, - дал ему душу живую; и начал человек, сотворенный от земли, жить. Таким образом Дух человеческий, будучи маленькой частицей Великого Духа Божия, естественно начал непрерывно стремиться к единению со своим целым – Богом; это стремление люди назвали «верой». Следовательно, вера зародилась у человека одновременно с его первым дыханием, с его жизнью и составляет неотъемлемую черту человеческой души. В самом деле, разве существовали люди, ни во что не верившие? Нет, таких людей мир не знал. Вопрос не в том, во что и как верил человек; был ли то Бог кары, Зевс со стрелами, был ли то золотой телец, или Единый Бог Моисея, всегда человек, если не точно понимал своим разумом, то чувствовал своим врожденным чутьем, что Дух его не есть нечто отдельное, целое, самостоятельное или обособленное, но составляет лишь частичку Великого мирового Духа, Духа всей Вселенной, и непрерывно искал то Великое Целое, часть Которого есть его Дух. Вера присуща природе человеческого духа, и выражается в стремлении к единению с Богом; существование известного стремления заставляет предполагать у человека желание этого стремления – волю, способность человеческого духа анализировать свои стремления – разум, а ощущение неудовлетворенности этого стремления – тоску – надо отнести к области чувства.
Следовательно, вместе со стремлением к Богу, у человека зародились и развивались три основные, главные факторы его души: воля, разум и чувство. От тех или иных обстоятельств жизни, или даже от врожденных склонностей человека, одна из сторон его души проявляла особенно сильную наклонность к развитию, становилась преобладающей. Стремление такого человека к Богу, то есть вера его, носила волевой оттенок. Иногда же воля, доминируя и даже исключая все прочие факторы человеческого духа, создавала веру, исключительно основанную на воле. Люди, имевшие такую веру, составили как единомышленники, целую школу философского учения; эта школа известна в истории под именем школы моралистов, те же, которые тоской своего сердца стремились к Богу – Истине, начали называться мистиками; наконец, те люди, которые признавали в мире только то, что мог постигнуть их разум, образовали школу рационализма. Не будем вдаваться в подробный разбор и критику всех трех религиозных школ, основанных на естественных свойствах человеческого духа, но вспомним, что мы силы духа человеческого рассматриваем состоящим из трех слагаемых: воля + разум + чувство = душа. Отсюда понятно, что только при одновременном и одинаковом стремлении всех трех факторов душа будет правильно функционировать, развиваться, и нормально стремиться к Богу и правильно познавать Его.
Очевидно, что ни одно из трех верований не могло дать правильного развития душе человеческой и не могло вполне удовлетворить нормального человеческого Духа, и все три были отвергнуты и забыты, когда явился Великий Основатель религиозно-философской школы, которая удовлетворяя всем запросам человеческой души – чувству, разуму и воле, покорила человечество. Эта великая школа – школа Христианского Учения, а Великий ее основатель – Господь наш, Иисус Христос. Его личность служит наглядным толкованием Его Учения, и показывает гармоническое развитие человеческого духа, у которого все три его основные фактора достигли высочайшего и совершеннейшего развития. Христос, будучи призванным уничтожить проклятие человечества, тем самым дает великий пример любви, величайший пример чувства. Для исполнения Своего земного предназначения, Он должен был иметь сильную волю, помогшую Ему терпеть гонения и вынести смерть на Кресте. Но любовь Христа к людям была любовь не слепая, это была любовь поучающая, критикующая, наставляющая, следовательно, сопровождалась разумом. Итак, Христос любил, учил, и давал нравственный пример Своею жизнью. Следовательно, в личности Христа можно найти объяснение успеха Христианства, как верования, основанного на естественных факторах человеческого духа, и дающего простор его развитию, а следовательно, и правильному стремлению – к познанию Бога.
Правда, и до Христа являлись люди, правильно понявшие то Великое Целое, часть которого они суть, - Будда и Сократ. Но то были лишь отдельные личности, не понятые массами, у которых дух не был настолько зрелым, чтобы понять идею в целостности, познать Бога Любви. Христос же, будучи Человеком и Богом, то есть Человеком, в котором Дух Божий обитал в большей мере, нежели в других просвещенных людях, а потому и правильнее других людей учивший пути устремления к Богу, учил любить Бога «всей душой», то есть всеми силами своей души, и такой человек будет истинно и правильно верующим, то есть правильно стремящимся к познанию своего Целого – Бога, так как любить, значит и стремиться, а стремиться – значит веровать.
История развития ментализма и его значение для жизни
Первые люди в раю жили как дети; всякая борьба им была неведома, дух их не мог развиваться и был неопытен и слаб, потому они не могли противостоять искушению и подпали греху. С грехом в мир вошло и зло., и все его проявления. Вскоре одна из низких страстей – зависть – овладела слабым духом человека, и на земле случилось братоубийство: Каин убил Авеля, и тем самым было положено начало будущих войн человеческих. Следовательно, всякое проявление греха – зла – является последствием слабости духа. Отсюда ясен вывод: твердый, закаленный дух сумеет бороться со злом, и победит его. Пока креп и развивался человеческий дух, человек находился под властью зла, и был рабом своих низменных страстей, хотя уже в Библейские времена встречаются отдельные случаи замечательного развития человеческого духа: Моисей и Иисус Навин служат тому примерами. Все время язычества есть господство плоти, зла и слабости духа. Подчиняясь вечному мировому движению вперед, дух человеческий продолжал развиваться и крепнуть. Высшую же его духовную мощь мы увидели у Христа. В это время человечество в языческом учении начинало разлагаться: оно начинало сознавать неудовлетворительность его, грубость форм, ему присущую; вечный живой Дух человечества просился наружу из-под грубых языческих верований, стремился к жизни, к развитию, и высшего своего и полного развития достиг в личности Христа. Сила Его духа укрощала волны моря, воскрешала мертвых. Его Учение – Евангелие – пережило все времена, так как вызывает к жизни у людей Дух вечный и живой, и делает его сильным. Христос, будучи Богом и Человеком, Духом и плотью, понимал громадное значение духовной силы человека и вызвал ее для борьбы со злом. Со времени Христа человеческая личность возвысилась, Дух ее получил свободу действия, стал крепнуть, развиваться и действовать. Пассивное признание судьбы (рока) в жизни человека перестало мало помалу служить объяснением жизненных обстоятельств.
Человек научился понимать, что он не игрушка слепых случайностей, но что наоборот, сам может управлять как своею личностью, так и другими людьми, жизненными явлениями, и даже силами природы.
Народ, в массе, понял силу, присущую человеческому Духу, выразив это понимание словами: «каждый человек своему счастью кузнец». Счастье в нас самих.
Люди, имена которых вечно будут живы в истории человечества, которые сумели вести за собой народные массы и увлекать умы, были людьми сильного духа, умели все его проявления концентрировать на известной идее, факте, или действии. Ученый, чтобы труды его увенчались успехом, должен уметь владеть всеми силами своего духа. Люди имеющие влияние на других, обязаны этому исключительно более сильному Духу.
Так называемые неудачники, которых «заедает среда», которые подпадают отрицательному влиянию общества, опускаются на дно жизни, - это все люди слабые духом, не умеющие настолько хотеть, чтобы мочь. Тайна успехов в жизни – уметь хотеть так сильно, чтобы мочь. Уметь развить настолько свой дух, чтобы владеть собой и влиять на обстоятельства и людей, сообразно своему желанию – ключ к счастью. Болезнь – один из видов зла, с которым человек начал бороться также с помощью своей души; гипнотизм основывается на ней, и фраза, которую так часто приходится слышать пациенту, особенно при нервных заболеваниях – «возьмите себя в руки», - бессознательно со стороны врача призывает душевные силы больного на борьбу с недугами.
Таким образом, глубоко вдумываясь во все явления жизни, мы можем заметить, что у человека, действительно, есть особая духовная сила. Эту силу называют «ментализм».
Но мы замечаем также, что не у всех людей сила духа – ментализм – одинакова; у одних она сильнее, у других слабее, наконец, у некоторых находится в зачаточном состоянии, и это последнее создает печальные обстоятельства в их жизни.
Потому, необходимо уметь вызывать к деятельности силу духа человеческого, воспитать ее, упражнять. Для этого существуют законы, называемые законами ментализма.
Учение о ментализме не есть какая-нибудь отдельная наука – нет, это скорее, необходимая составная часть всякой науки.
Без него не возможен никакой труд, никакое дело, ни даже правильное мышление. Сеньо говорит, что сила ментализма в душе человека есть источник всякого действия и прогресса, умственного, духовного, научного, и артистического.
Отсюда ясно значение ментализма.
С прогрессом и цивилизацией смягчалась грубость человеческих нравов, но взаимоотношения людей сделались сложнее. Грубая сила уступила место более утонченному оружию – Духу; но для борьбы со всяким проявлением зла Дух должен сам быть этому злу; он должен быть чист от низменных страстей, и тогда только борьба будет иметь успех.
Следовательно, ментализм, призывая к развитию и деятельности духовные силы человека, требует для достижения успеха высоты и чистоты Духа. Только тогда возможен прогресс.
Человек при посредстве сил своей души, по законам ментализма, будет стремиться бороться со злом и в то же время совершенствоваться лично сам, и таким образом внесет во вселенную двойную долю добра. Велико значение ментализма для выяснения мировой правды, которой тщетно ищет мир.
Е. Г-ва., журнал «Ментализмъ» 1906-1909 годы.
Оформление и редактура - Teurgia.Org, © 2010 год.