Компиляция на тему Василий Валентин
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Компиляция на тему Василий Валентин

 

Василий Валентин

 

Василий Валентин - алхимикВасилий Валентин (лат. Basilius Valentinus) алхимик, живший в XIV или XV веке; его трактаты получили широкую известность в XVII веке. Биографических сведений об их авторе не сохранилось; обычно предполагают, что он был монахом-бенедиктинцем и жил в Эрфурте во второй половине XV века. Некоторые историки ставят под сомнение подлинность приписываемых ему сочинений и самое существование Василия Валентина; предполагается, что эти трактаты были написаны разными людьми не ранее второй половины XVI века. Впервые получил соляную кислоту (spiritus salis) нагреванием поваренной соли с железным купоросом, изучил её действие на металлы. Но впервые этот автор подробно описал сурьму, способ её получения из сурьмяного блеска и соединения сурьмы. Описал азотную и серную кислоты, царскую водку, нашатырь, сулему и другие соли ртути, некоторые соединения цинка, олова, свинца, кобальта. Наблюдал «услащение кислот» — взаимодействие спирта и кислот с образованием эфиров.


Сочинения Василия Валентина в течение XVI в. распространялись во множестве рукописных копий; в начале XVII века они были изданы городским казначеем Франкенхаузена (Тюрингия) Иоганном Тёльде. Важнейшие из них: «Триумфальная колесница антимония» (Currus triumphalis antimonii), «О великом камне древних мудрецов» (De magno lapide antiquorum Sapientum), «Последнее завещание» (Testamentum ultimum), «Раскрытие тайных приемов» (Apocalypsis Chemica), «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов» (Tractatus de rebus naturalibus et supernaturalibus metallorum et mineralorum), «О микрокосме» (De microcosmo), «О тайной философии» (De occulta philosophia), «Книга двенадцати ключей» (Duodecim Claves).


Василий Валентин считал, что металлы состоят из трех начал – ртути, серы и соли. Он подчёркивал, что под этими началами металлов не следует понимать соответствующие вещества: «Все, писавшие о семенах металлов, согласны в том, что сера представляет мужское семя металлов, а ртуть – женское семя; но это нужно понимать разумом и не принимать за семена металлов обыкновенную серу и обыкновенную ртуть, потому что обыкновенная ртуть, будучи сама металлом, не может быть семенем металлов. Также и обыкновенная сера представляет собой известь металлов. Каким же образом она может быть семенем?» «Соль», по его мнению, также не какое-либо определённое вещество, а отвлечённое начало, символизирующее способность металлов образовывать соли при растворении в кислотах [1].


В сочинениях Василия Валентина приводятся новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения. Впервые упоминается соляная кислота, описывается способ её получения в виде так называемого «соляного спирта» (spiritus salts) при нагревании смеси поваренной соли с железным купоросом. Описывается действие «соляного спирта» на металлы и окислы металлов. В «Триумфальной колеснице антимония» Василий Валентин даёт подробное описание сурьмы и её соединений.


Появление сочинений Василия Валентина ознаменовало собой период нового расцвета алхимии в Европе на базе уже значительно расширившихся по сравнению с XIII веком химических знаний. Тем не менее, Василий Валентин – типичный алхимик-мистик; описывая алхимические операции, он широко пользуется весьма туманными аллегорическими и символическими выражениями и проводит мистические сопоставления. В его сочинениях в изобилии встречаются такие названия веществ, как «чёрный ворон», «павлин», «белый лебедь», «лев», «король и королева», «птица феникс».


Алхимия почиталась за королевское искусство, которое с помощью философского камня могло дать эликсир долголетия. Возможно, он жил в XIV-м, а вероятнее всего, во второй половине XV-го столетия. Конечно же, при условии, что это не легендарная, собирательная фигура, а реальная личность. Большинство исследователей полагает, что Василий Валентин в своем трактате «Азот» первым употребил герметическую формулу: «Проникай в глубины земные и, очищая, обретешь скрытый (то есть оккультный) камень» (Visita Interiora Terrae Rectificandoque Invenies Occultum Lapidem). Василий Валентин полагал, что металлы состоят из трех оснований: ртути, серы и соли [4].


Кстати, его произведения появились в тот момент, когда страсти между сторонниками и противниками сурьмы достигли своего апогея. Сторонники привлекли в качестве доказательства своей правоты сочинения Валентина, который якобы доказал, что при помощи сурьмы можно освободить как золото, так и людей. У Валентина можно было отыскать сведения о том, как он получал из сурьмы средство для ухода за язвами и настойки.


Французский историк Андре Натаф (André Nataf) в энциклопедии «Мэтры оккультизма» отмечает по этому поводу следующее: «Злые же языки в пылу ссоры утверждали, что Василий отравил доверенных его попечению монахов, использовав сурьму в качестве укрепляющего средства» [4].


В сочинениях Василия Валентина приводятся новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения. Впервые упоминается соляная кислота, описывается способ ее получения в виде так называемого «соляного спирта» (spiritus salts) при нагревании смеси поваренной соли с железным купоросом. Описывается действие «соляного спирта» на металлы и окислы металлов. В «Триумфальной колеснице антимонія» (Currus triumphalis antimonii) Василий Валентин подробно описывает сурьму и ее соединения.


Историки установили, что имя Василия Валентина не встречается в найденных списках бенедиктинского монастыря Святого Петра (Peterskloster) в Эрфурте. Более того, установили, что гравюры, иллюстрирующие опус «Двенадцать ключей философии» (Duodecim Claves Philosophicæ), авторство которого приписывается Василию Валентину, были выполнены в 1599 году — значительно позже предполагаемого времени жизни этого монаха-алхимика.


В опубликованном в 1626 году в Йене на немецком языке трактате "Последнее завещание и откровение небесной и земной тайны» (Letztes Testament und Offenbahrung der himmlischen und irrdischen Geheimnis), которое специалистами признано апокрифическим, от имени Василия Валентина говорится о металлах, об их «пище» и «небесных добродетелях».


Французский исследователь Серж Ютен (Serge Hutin) свидетельствует: «Вполне можно допустить, что алхимик, автор этих знаменитых трактатов, и действительно был немцем, бенедиктинским монахом, жившим в середине XV века и занимавшимся «деланием» в своей келье, превращенной в лабораторию. Однако до сих пор ни один историк не сумел установить, кто же на самом деле скрывался под этим двойным именем, греческим псевдонимом, который можно перевести как «могущественный цар» или «доблестный цар» [3]. И по сей день это остается одной из величайших загадок в истории средневековой алхимии».


В предисловии к переизданию «Двенадцати ключей философии» («Douze Clefs de la Philosophie»), одного из главных произведений Василия Валентина, Эжен Канселье пишет: «После столь многих исследователей, обладавших куда большими возможностями, чем я, и имевших доступ к документам, было бы наивно пытаться найти окончательное решение исторической загадки, которая была, есть и, несомненно, останется нераскрытой, как это бывает с адептами, не поддающимися идентификации с точки зрения национальной принадлежности и социального статуса. Да, нам кажется, что не столь уж это и важно — точно указать, что автором «Двенадцати ключей философии» был тот или иной человек, избравший в силу неизбежного традиционного закона покров анонимности. Была даже попытка опровергнуть существование монастыря бенедиктинцев в Эрфурте; однако в одном из писем великого философа Лейбница, мы можем прочесть следующие слова, имеющие отношение как раз к Василию Валентину: «Мне известно, что Иоганн Филипп, курфюрст Майнцский, приказал разыскать его в подвластном ему городе Эрфурте, у бенедиктинцев; но сделать это так и не удалось». Эжен Канселье, со своей стороны, обратился к «Истории Эрфурта» («Historia Erfurtensis») (1675) Иоганна Гудена, графа Пфальцского, где этот профессор права, занимавший посты бургомистра города и ректора университета, писал: «Василий Валентин пребывал (в 1413 году) в монастыре святого Петра, был известен своими познаниями в искусстве медицины и естественных науках... Кроме того, он, следуя распространенной безумной идее, будто бы преисполнился иллюзорной надежды создать золото, за что винить его особенно нельзя, ибо на протяжении многих веков надежда сия не только увлекает любителей этой науки, но и лишает их остатков разума» [5].


Отсюда со всей очевидностью следует, что некий монах-бенедиктинец, имя которого осталось неизвестным и который взял псевдоним Василия Валентина, действительно существовал. В XIV веке им были написаны трактаты, сохранившиеся до наших дней. Впрочем, несколько биографических деталей можно извлечь из сочинений самого адепта: в одном месте он, например, упоминает, что в юные годы совершил путешествие в Англию и в Бельгию. И напротив, никак нельзя считать реальным его «путешествие» в Сантьяго де Компостелло, о котором он говорит в своей «Триумфальной колеснице сурьмы» («Char de triomphe de l’antimoine»): «Когда я, совершив по данному мной обету трудное паломничество к мэтру Иакову из Компостелло, вернулся в свой монастырь (за что по сию пору благодарю Господа), показалось мне, что многие вместе со мною и по милосердию Божьему возрадуются при виде святых реликвий, которые привез я во благо и утешение монастыря нашего и всех бедных людей. Однако таких, кто исправил бы к лучшему жизнь свою и ощутил признательность за проявленное Господом великодушие, нашлось мало; напротив, все принялись изощряться в насмешках, богохульствах и злоречии; впрочем, справедливый судия на Страшном суде воздаст им всем, без сомнения, самым ужасным образом».


Согласно распространенной легенде, Василий Валентин не только открыл сурьму (что истинная правда), но и, убедившись в ее вредоносном воздействии, угостил ею своих собратьев бенедиктинцев, которые умерли от этого — отсюда будто название сурьмы — «антимонах» [6]. Помимо очевидной абсурдности подобного поступка для адепта следует отметить, что все его трактаты были написаны по-немецки, и грубая игра слов, с помощью которой пытаются доказать подлинность обвинения, на этом языке лишена смысла.


С точки зрения алхимической философии великой заслугой Василия Валентина было четкое определение третьего элемента, а именно соли. Эжен Канселье цитирует по этому поводу отрывок из книги «Заря медицины» («L’aurore de la Me decine») личного врача принца Оранского, Иоганна Батиста ван Гельмонта, который писал в 1652 году: «Василий Валентин, монах-бенедиктинец, гораздо яснее прочих очертил душу металла, которую назвал серой, или тинктурой; вещества, то есть соли; и, наконец, духа, названного им ртутью. Принципы сии у Василия позаимствовал столетия спустя Теофраст Парацельс; он применил их самым изумительным образом в отношении всей совокупности веществ» [2].


Великий интерес составляет его знаменитая максима: «Проникните должным образом в недра земные и вы найдете спрятанный камень, истинное снадобье». По латыни это пишется так:


VISITETIS INTERIORA TERRAE RECTIFIANDO INVENIETIS OCCULTUM LAPIDEM VERAM MEDICINAM


В этом изречении первые буквы слова, если их написать вместе, образуют V.I.T.R.I.O.L.U.M., то есть купорос — название, данное адептом тайной соли и растворителю, которые использовались в магистерии [3].

 


Краткое описание «Двенадцати ключей к философии»:

 

ПЕРВЫЙ КЛЮЧ. Приготовление исходной материи для Великого деяния. Золото (король) очищают сурьмой (волк); серебро (королева) – купеляцией со свинцом (старец).

 

Первый Ключ Василия Валентина

 

ВТОРОЙ КЛЮЧ. На рисунке изображен юноша Меркурий (ртуть), объединяющий символы Солнца (золота) и Луны (серебра). Жезлы с переплетенными змеями – дополнительный символ объединения, идущий от греческой мифологии. Корона юноши говорит о том, что он – сын короля, тогда, как крылья определяют его как дух Ртути, присущий и сыну и отцу. Фигуры, угрожающие его жизни, символизируют необходимость чистоты исходных ингредиентов, в чем – залог успеха в соединении.

 

Второй Ключ Василия Валентина


ТРЕТИЙ КЛЮЧ. «Петух пожирает лису, но затем, погружённый в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет проглочен лисой». Так иносказательно трактует Василий Валентин процедуры растворения и выделения из раствора. Если второй ключ относится к одному из алхимических начал – ртутному, то третий связывается с другим началом – серным (приготовление огненной серы).

 

Третий ключ Василия Валентина

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛЮЧ. Венера и Вулкан – два начала, которые должны объединиться и породить младенца Эроса. У уст Венеры – чёрный сосуд, наполненный землей и пеплом и символизирующий сгорание. Этот сосуд является в виде её дыхания, символизируя сублимацию Венеры в дух земли. Вулкан также находится в состоянии сублимации, о чём свидетельствует его огненное дыхание.. Своими мехами он раздувает печь. По Василию Валентину, необходимо последующее затем соединение воспламенившегося воздуха и порошкообразной земли. Лев, угрожающий жизни младенца, символизирует трудность задачи. Сначала наше вещество должно быть тщательно очищено. Затем его нужно разложить и превратить в прах и пепел. Затем приготовьте из него летучий дух, белый, как снег, и другой, красный, как кровь. …Они и есть духи, сохраняющие и преумножающие жизнь.

 

Четвертый Ключ Василия Валентина

 

ПЯТЫЙ КЛЮЧ. Обычная алхимическая аллегория смерти, за которой следует воскрешение. Кажется, что в алхимических процедурах материя исчезает, но на самом деле она существует и в дальнейших процедурах появляется, но уже в очищенном виде. Негаснущая свеча – символ ещё неугасающей жизни. Текст говорит: «Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была».

 

Пятый Ключ Василия Валентина

 

ШЕСТОЙ КЛЮЧ. Союз короля и королевы, персонифицирующих химическую процедуру нагревания (может быть, сплавления) с отводом легколетучих веществ и последующей их конденсацией. Строгое соблюдение пропорций исходных веществ – основной смысл этой аллегории. «Здесь необходимо особое мастерство. Незыблемость и правильность соотношений – залог истинного состава».

 

Шестой Ключ Василия Валентина

 

СЕДЬМОЙ КЛЮЧ. Вода в окружении четырех времен года. Солнце – источник тепла, оплодотворяющего землю, – мир земель, или веществ; тепла, отпускаемого неодинаково, – в зависимости от времени года.

 

Седьмой Ключ Василия Валентина

 

ВОСЬМОЙ КЛЮЧ. Вновь тема смерти и воскресения: материя Великого деяния, помещённая в термически закрытый сосуд – Философское Яйцо (символ Вселенной), умирает, чернея, дабы вновь ожить в сиянии белизны. Два лучника бьют в цель. Один попадает в центр мишени. Это истинный адепт. Лжеадепт попадает в «молоко».

 

Восьмой Ключ Василия Валентина

 

ДЕВЯТЫЙ КЛЮЧ. Повреждённый свинец, долженствующий уступить место ртути мудрецов, на пятках которой птица Феникс, вдыхающая жизнь в камень философов. Именно он призван изменить природу свинца: «Да будет достигнут цвет славы короля-триумфатора». Три змеи, заключённые в круг, обозначают три алхимических начала: ртуть, серу, соль.

 

Девятый Ключ Василия Валентина

 

ДЕСЯТЫЙ КЛЮЧ. В углах треугольника графические символы солнца, луны и ртути. Латинская надпись по сторонам треугольника – «Я рождён мужчиной и женщиною вместе» – свидетельствует о мужеско-женской дихотомии, обозначающей ртуть-серный состав философского камня.

 

Десятый Ключ Василия Валентина

 

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛЮЧ. Орфей, его бездетная жена Эвридика и вооружённый позолоченный рыцарь. Влетевший в сон Орфея крылатый вестник сообщил Орфею: «Да будет взята твоя кровь с правой стороны твоего тела и кровь жены твоей с левой стороны её тела. Смесь ваших кровей составит шар семи мудрецов. Жди из смеси сей дитя». «Яснее не скажешь»,– комментирует Василий Валентин.

 

Одиннадцатый Ключ Василия Валентина

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ КЛЮЧ. Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай двенадцать часов. Когда же расплавится, грей ещё три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото. Примерно так описывает Василий Валентин двенадцатую стадию – венец алхимического рукотворения.

 

Двенадцатый Ключ Василия Валентина

 

 


Список литературы:

1) Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. — М.: Наука, 1969. 
2) Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. — М.: Наука, 1980.
3) Джуа М. История химии. — М.: Мир, 1966.
4) В.Л.Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М.,1975
5) Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999
6) Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006

 


Back to Top