Компиляция на тему Символизм в Астрологии
Символизм в Астрологии
«Создавая нас по своему подобию, Бог хотел, чтобы мы были способны воспринять и разделить с ним его собственные мысли…
Наше знание такого же рода, что и божие, но, по крайней мере, постольку, поскольку мы можем понять хотя бы что-нибудь в течение этой бренной жизни».
Иоганн Кеплер
Астрология – это учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени. Астрология возникла в глубокой древности и была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Астрология (вера во влияние звезд на события, происходящие на Земле) является составной частью истории религии, роль и значение которой для развития культуры трудно переоценить. Недооценка данного мировоззрения препятствует глубокому постижению культурного наследия древнего, античного мира, Средневековья, эпохи Возрождения [2].
Вера в то, что звездные боги обладают могуществом, порождалась величием зрелища звездного неба, отраженного в человеческом сознании. Красота и величие ночного звездного неба рождала у человека мысли о существовании вечного мирового закона, захватывавшие и воодушевлявшие наблюдателя, поскольку вера в могущество звезд основывалась не на чувстве страха, а скорее на осознании красоты и гармонии мира. Вера в могущество звезд сочетает в себе черты религии и науки. Вера в звезды породила попытки научного овладения механикой небесных тел, однако сила непосредственного воздействия звездного неба на человеческое сознание настолько велика, что на протяжении многих тысячелетий никакие открытия, касающиеся действительного порядка вещей, не смогли преодолеть религиозных представлений, возникающих вследствие созерцания созвездий.
История астрологии представляет собой единое, нерасторжимое целое, что делает ее достоянием всех религий Средиземноморья и Ближнего Востока. Пожалуй, не найдется другого такого факта в духовной жизни народов, который служил бы более неопровержимым доказательством подобной непрерывности, чем история астрологии.
Обожествление небесных светил жрецами Месопотамии способствовало появлению сложных астрологических систем предсказания будущего на основе расположения на небе планет и звезд. Шумерские и вавилонские жрецы с высоты своих храмовых башен тщательно наблюдали за движением небесных светил, закладывая основу для науки астрономии. Ранний этап развития астрологии в месопотамской цивилизации нашел отражение в старовавилонских табличках с довольно примитивными астрологическими знамениями, обнаруженных в Богазкейе, Катне, Мари и Эламе и подтверждающих существование астрологической традиции, достаточно сложной уже в старовавилонский период.
Предмет астрологии - это соответствие между Макрокосмом и микрокосмом. То самое, о котором в древнейшем эзотерическом тексте «Изумрудная Скрижаль» говорится: «То, что наверху, подобно тому, что внизу». Макрокосм («то, что наверху») - это Вселенная в целом, а точнее - вид на Вселенную, который открывается земному наблюдателю. Микрокосм («то, что внизу») - это любая сущность или целостная система. В астрологии считается, что каждый микрокосм в принципе устроен подобно Макрокосму, является одной из его проекций. И если что-то меняется в Макрокосме, соответствующее изменение более или менее явно происходит во всех его проекциях.
Каждый элемент Макрокосма имеет какое-либо соответствие во всех многочисленных микрокосмах. Например, планета Марс (элемент Макрокосма) соответствует армии в микрокосме государства, мускулатуре в микрокосме человеческого организма, железу в микрокосме природы, ножам и другим острым инструментам в микрокосме человеческого хозяйства, молодым мужчинам в микрокосме человеческого общества и т.д. Соответствие, о котором идет речь, не является буквальным, а основано на символическом подобии. Иначе говоря, это символическое соответствие [3].
Работа астролога в самых общих чертах заключается в том, что он берет мгновенный снимок Макрокосма на интересующий момент времени, изучает его и делает вывод, что происходит в этот момент в интересующем астролога микрокосме.
Астрологию можно разделить на два направления: натуральную и юдициальную астрологию (в разных источниках вы можете найти разные классификации, иногда противоричивые, но главное - суть, а не названия).
Натуральная астрология имеет дело с природой - всей, кроме человека и человеческого общества. К этому направлению относятся астрометеорология (изучение связи между Макрокосмом и земной погодой), прогноз землетрясений, извержений вулканов, сельскохозяйственная астрология (уход за растениями и животными, согласованный с конфигурациями Макрокосма) и другие подобные области исследования. В те века, когда основной силой, препятствующей развитию астрологии, была Церковь, натуральная астрология оказывалась вне критики - ей заниматься не возбранялось.
Юдициальная астрология изучает все, что связано с человеком и человеческим обществом. Именно она всегда попадала под огонь церковной критики - мол, не должен человек интересоваться собственной судьбой, на все Воля Божья. К основным разделам юдициальной астрологии относятся:
Натальная астрология - изучение потенциала личности и судьбы, отраженного в гороскопе рождения (или натальной карте). Методы натальной астрологии позволяют предположить, как будет разворачиваться судьба в интересующий период времени, то есть делать прогноз. Один из подразделов натальной астрологии - синастрия - изучает проблемы взаимодействия двух микрокосмов (двух людей или, например, человека и коллектива).
Мунданная астрология изучает большие общности людей - нации, государства - их взаимодействие, развитие, политическую и экономическую деятельность.
Астрология инициатив (Катархе) - к этой группе относятся хорарная и элективная астрологии, имеющие дело с человеческой инициативой.
Хорарная астрология изучает гороскоп, построенный на момент постановки некоторого вопроса и оценивает перспективы замысла, связанного с этим вопросом. Элективная астрология выбирает наилучший момент для реализации замысла.
Астрология – знание, построенное на глубоком космизме и эзотерическом символизме. Это знание гармонично и всеобъемлюще в духовном выражении, исторически ценно и не имеет временных ограничений. На протяжении многих тысячелетий формировался современный астрологический графический облик, тот совершенный облик, который поражает философов, археологов, искусствоведов и культурологов. Наряду с тем, что подобные знания привлекают большое количество специалистов и интересующихся ими людей, многое остаётся туманным или загадочным, необъяснимым или просто забытым. Говоря о символах применяемых в астрологии, следует сказать, что они имеют весьма определённое значение, но зачастую, как и многие окружающие нас символы, либо не интерпретируются, либо трактуются достаточно вольно.
Рассматривая символы планет и знаков Зодиака, во-первых, следует отметить их многоплановость, которая отражена входящими в них элементами. Каждый элемент знака-символа несёт духовную смысловую нагрузку, определяя соответствующее энергоинформационное содержание. Во-вторых, сами элементы знаков и символов, обладая собственной характеристикой, позволяют описать систему, которую они составляют своими конфигурациями. В-третьих, определяя систему (знак или символ) привнесёнными качествами, элементы и сами адаптируются к свойствам и функциям целого (знака или символа), получая некоторую специфичность, обретаемую в процессе взаимодействия с совокупными элементарными множествами.
Наиболее простыми элементами можно считать отрезок прямой, как часть бесконечной пространственной прямой, и кривую линию (дугу), которая замыкается в окружность или образует в пространстве бесконечную спираль. Эти элементы определяют формы и строения, а так же виды (направления) движения материальных и нематериальных (духовных) субстанций во Вселенной. Галилей, как приверженец Платона, излагая систему мира Коперника, говорил, что круг совершенен не только с эстетической и математической точки зрения, но и с позиции механики. Соответственно, по его словам: «круговое движение естественно присуще телам, составляющим Вселенную и размещёнными в наилучшем порядке; прямолинейное движение сообщается природой телам и их частям только там, где они размещены в плохом порядке, не на своих естественных местах». Иоганн Кеплер считал «естественным» для физического мира не круговое движение, а прямолинейное, подкрепляя доводы движением небесных тел и человеческого тела. По его заключению «все мускулы действуют согласно принципу прямолинейного движения… последовательно сжимающимися и разжимающимися». Круговое движение он считал идеальным движением с точки зрения метафизики и допускал отклонения от окружности для реальных физических тел. Обобщая взгляды Галилея и Кеплера, можно сказать, что в тонкоматериальном, идеальном метафизическом мире предпочтение принадлежит дуге, окружности и её производным (спирали), с некоторым присутствием прямолинейности. В реальном мире, мире материального господства, преобладает прямолинейное движение и прямолинейные формы, с некоторым включением криволинейности (дуги, окружности, спирали и т.д.). Это более наглядно может продемонстрировать символическое значение фигур круга (составленного из кривой или дуги) и квадрата (составленного из прямых линий).
Круг
Круг с древнейших времён обозначал духовные силы и мир духовный, он визуализировался, как мир высший и находящийся над нами. Округлая форма планет и их изображение в виде окружности представляет эти, казалось бы, сугубо материальные тела, наделёнными спиратуальными качествами. Круг символизирует дух. Описывает весь космос в целом – всё, что заключено в широких просторах небес [5]. Окружность священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, не проявленное, бесконечное, вечность. Она олицетворяет небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бога. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса. В исламе круг олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий. У Платона он «подвижный образ вечности недвижной».
Квадрат
Квадрат (прямоугольник) – фигура, соединяющая в себе вертикальные и горизонтальные линии, символизирует сферу материального, которая, с оккультной точки зрения, есть дух, ограниченный временем. Четыре стороны представляют четыре элемента (огонь, воздух, землю и воду), которые, в свою очередь, являются основой материи физического мира [5]. Квадрат олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой. Четырёхугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Круг и квадрат являются символами порядка вещей в космосе и мире людей.
Как отмечал английский королевский астролог Джон Ди (1527 - 1608) в «Monas Hieroglifica» («Иероглифическая монада» 1564 г.): «Через прямую и круг явилось на свет первое простое изображение и пресуществилось представление вещей, в том числе не существующих и сокрытых под покровами природы» [2].
Точка
Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Как центр, она говорит о цельности, целостности, абсолютной реальности. Это источник всего сущего; совокупность всех возможностей; святое место; пролом в пространстве и времени; точка взаимного сообщения между тремя мирами, соединяющая пространство и время; ось, объединяющая космос как вертикально, так и горизонтально; пересечение макрокосма и микрокосма; космический порядок; «неподвижный двигатель» Аристотеля.
Рассматривая точку как центр чего-либо, можно отметить, что продвижение от центра к окружности означает путешествие в мир существующий и в множественность, а путь обратно к духовному центру – есть путь к Единству и истинности. Точка – место, где производится пространство, из которого эманирует движение и возникают формы; точка – элемент как экспансии, так и сжимания, схождения, притягивания множественности назад к центру (от формы к содержанию), к гармонии, знанию и просветлению.
Есть два вида точек: точки, не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие точки, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге «Новая геометрия», которые характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления.
Дуги
Дуга с вершиной внизу или «чаша». Дуга данного вида, своей конфигурацией выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его. В восточной традиции, такое подобное символическо-мистическое положение рук (руки) – мудра Дхьяни (самадхи) – жест медитирующего в Дхьянасане. Это образ символической чаши, из которой боги пьют нектар бессмертия [7]. В этом изображении можно найти аналогию и с мудрой «Чаша Чандмара», которая символизирует сбор девяти драгоценностей, из которых состоит тело, ум и душа человека, а также окружающий мир. Эта мудра, говорит о единстве души и тела, о единстве Человека и Космоса . В операциях современной формальной логики, данный символ говорит о сумме двух объёмов информации, в результате чего получается третья информационная величина [1].
Дуга с вершиной вверху или «опрокинутая чаша». Дуга данного вида, в своей конфигурации выражает состояние, при котором нет возможности удержать дух, отображает состояние инерции и безжизненности [5]. В данном случае наблюдается фигура перевёрнутой или опрокинутой чаши, что характеризуется принципом отдачи. В восточной традиции рука (руки) согнутая и поднятая на уровень плеча и перевёрнутая ладонью вниз (пальцы смотрят на плечо) – Тарпана мудра – поза почтения. В современной формальной логике, данный символ обозначает умножение объёмов информации, в результате чего получается новый объём, состоящий из элементов первого и второго в области их пересечения.
) или ( — дуги, символизирующие своей конфигурацией потенциальный дух, его активность или пассивность. По аналогии с серпом луны, её фазовым отображением, левый символ говорит о росте, приращении, прибавлении, активности, внешнем выражении. Правый символ, показывает упадок, истощение, убывание, пассивность или работу на внутреннем уровне. В буддизме, правый символ (серп Луны) украшал волосы бога Шивы, который в божественной триаде (Шива, Вишну, Брахма) выступает как бог-разрушитель, уничтожающий миры и богов в конце каждой кальпы (Кальпа - 2000 Махаюг или 8640000000 лет) [1]. В современной формальной логике, эти символы однозначно характеризуют влечение, привлечение, связку или включение («импликацию»)[1].
( и ) — дуги данной конфигурации символизируют потенциальный дух и в своей совокупности выражают потенциальную жизнь или смерть. Это нечто, находящееся в состояния равновесия. Оно может опрокинуться и перейти в состояние становления, наполниться жизненными силами, либо же перевернуться, чтобы стать инертной [5]. Смыкаясь-объединяясь, данные дуги образуют круг, о котором говорилось выше. Это смыкание приведёт к трансформации состояния равновесия потенциального духа. Образованная фигура будет характеризовать истинный дух и всю Вселенную.
Прямые
Вертикаль, символизирует восхождение или нисхождение духовной энергии или самого духа. Выражает движение сверху вниз, то есть от Небес к Земле или от Небес к Преисподней. В некоторых случаях она выражает движение снизу вверх – от Ада к Земле, или от Земли к Небесам. В оккультном символизме подобная вертикальная линия обозначает созидательную мощь, связанную с идеей спиритуальной силы, нисходящей свыше [7]. В своём отражении, это активный, динамический элемент. Как ось или космическая ось, символ прямой является центральным пунктом времени и пространства последней опорой всех вещей; тем, вокруг чего вращаются все вещи, неким стандартом или сутью всего существующего. Линия вертикальная – небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская.
Горизонталь, символизирует материю. Выражает движение с запада на восток. Также, этот символ выражает движение во времени, - из прошлого в будущее. Представляет собой пассивный или статичный элемент бытия . Как линия, означает разделение, измерение, границу, временной мир. Горизонтальная линия является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской [4].
Достаточно часто в изображениях зодиакальных знаков и символов планет присутствует крест. Этот один из древнейших и наиболее астро применяемых символов, имеет достаточно обширную и разнообразную интерпретацию в различных существующих на сегодня письменных источниках.
Крест представляет некое четвертичное состояние – духовное и нейтральное. Помещённый в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которой душа может достичь Бога. Преобладающее значение креста – «соединение». В обобщённом значении – это объединение противоположностей: положительного (вертикальное) с отрицательным (горизонтальным), высшего с низшим, жизни со смертью. Пространственное расположение вдоль вертикальной оси обозначает наиболее важный уровень (подразумевая нравственные и энергетические характеристики). Положение же вдоль горизонтальной оси: левая сторона – ретроспективна (зона «происхождения», связана с бессознательным и мраком), а правая сторона – стремление к исходу. Крест – центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землёй или космическая ось, имеющая символизм Космического Древа. Крест также несёт на себе символизм четырёх первоэлементов: Огня, Воздуха, Земли и Воды.
Если символ порождён единством смысла и чувствования, то формировать в нас возможность осознания окружающего мир, его смысла, в практике постижения совершенства, и развивать при этом свой дух, свою душу или чувственную сферу, этические и эстетические качества, невозможно без познания символического.
Солнечный символ представляется кругом с центральной точкой. Это изображение характеризует его исключительность и первостепенность. Солнце, символически, родной сын и наследник небесного Бога, начало всего сущего и духовного. Это всевидящее божество и его власть, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, «разум мира» (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокорённый, слава, величие, правосудие, царственность. Солнце связано с волей и активностью. Графический знак планеты представляется некоторыми астрологами как щит Гелиоса или бесконечный круг, где точка символизирует внутреннее Я. Солнце видит всё и знает всё. Солнце олицетворяет центр вселенной, как сердце («внутреннее место»), есть центр человека. Фиксированность центра символизирует вечность и совершенное постоянство. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны (бога воды и охранителя западной стороны); в Персии является оком Ахура-мазды (Авест. «господь мудрый». Верховный бог зороастрийцев, сотворивший мир усилием мысли; воплощение абсолютного добра и справедливости); в Греции оно известно как Гелиос – око Зевса; в Египте оно является оком Ра (бога Солнца), а в исламе – Аллаха [2].
Луна представляет собой в геометрическом изображении дугу или точнее двойную дугу. Месяц в первой четверти. Она представляется символом глаза ночного, тогда как Солнце – глаза дневного. Действительно, двойная дуга лунного символа напоминает сомкнутое веко закрытого глаза. В греческой мифологии Луна представлялась Селеной, часто отождествляемой с Артемидой или Гекатой. Как правило, эта планета олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Она символизирует периодическое возобновление творения, время и меру. Прежде время измерялось фазами луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на Земле. Луна связана с воображением и миром форм. Все богини Луны управляют судьбой и ткут её нить. В египетской традиции Луна считается «творцом загробного мира и вечности». В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. В даосизме Луна – символ истины, «глаз, светящий во мгле». В шаманизме, символизирует магическую силу. В Китае Луна отображает сущность инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна – местопребывание архангела Гавриила, а Солнце – архангела Михаила. Луне подчинены такие понятия, как вера, надежда, милосердие и другие высшие эмоции, каждодневные и домашние дела.
Меркурий, графически представляет собой дугу, расположенную на вершине круга духа, который, соответственно, помещён над крестом. Крылатый шлем Бога. Соединение круга и креста символизирует притяжение материи к духовным сферам, что способствует не только её одухотворению, но и энергоинформационному очищению (просветлению). Дуга над кругом говорит о способности вмещать (потреблять и усваивать) духовные эманации идущие от внешнего источника. Процесс трансформации виден из сочетания дуг (сверху вниз): вогнутость— поглощение (обретение) духа, выпуклость — освобождение (передача) духа, вогнутость — последующий приём трансформированного духа (усвоение). В Близнецах, где Меркурий является управителем, присутствие воздушной стихии говорит о более энергичном нисходящем духовном энергоинформационном потоке из вне. Тогда как в знаке Девы, которым также управляет данная планета, но в стихии земли, приоритет отдаётся не приёму духовной информации, а рассмотрению или пересмотру, оценки и анализу информации уже полученной и отработанной ранее. В Деве делается акцент на крест, а не на круг.
Имя первой планеты, происходит от латинского корня merx («товар» ). Меркурий носит эпитет андрогин, т. к. со времён Птолемея он считался планетой, имеющей двойственную (anceps) природу, мужскую и женскую. Андрогин (гермафродит) означает изначальное совершенство, целостность, единство противоположностей, абсолютное состояние, автономию, независимость, вновь обретённый рай, объединение первозданных мужских и женских сил, неба и земли, царя и царицы, первоотца и первоматери. Меркурий – планета приспособления, свидетельствующая об уровне знания, достигнутого в каждой из жизней. В алхимии данный планетный бог символизируется ртутью. В греческой транскрипции Меркурий это Гермес – «толкователь» или «посредник», поэтому на него возлагаются задачи сопровождать души умерших в подземном мире (Гермес Психопомп – «проводник душ» ). Меркурий связан с интуицией и движением. В астрологии планета отвечает за коммуникации и «интеллектуальную энергию», а также контролирует нервную систему, как проводящую определённую информацию на биологическом уровне. Меркурию приписываются неограниченные способности к постижению. Его образ в виде женской фигуры и Мировой Души не менее распространён и значим, чем сведённый только к мужскому началу [4].
В знаке Венеры присутствуют элементы уже рассмотренные в знаке Меркурия. Однако соотношение элементов говорит о том, что в данном случае нет приёма энергоинформационного воздействия извне. Происходит одухотворение материальной субстанции уже оформленной целостной и динамичной энергией. Различие в трактовке данного знака может происходить от его применения в качестве управителя зодиакальных знаков Тельца или Весов. В Тельце материальная субстанция привлекает и обособляет духовную энергию. Тут Венера находится в стихии земли, где для материальной сферы и сферы обладания чем-либо существует естественный приоритет. Венера тут выражает инстинктивное поведение и низменные побуждения. В Весах же происходит процесс выведения материальной субстанции на более высокий духовный уровень. Во втором случае материальное тянется за духовным, а планета управляет знаком в стихии воздуха, что способствует данному процессу. Венера тут отражает мыслящую и живую душу. В Рыбах символ Венеры говорит о том, что её духовные качества содержат комплексную информацию о материальной сфере и эта информация не только статически существует, но и гармонично сочетается с активной духовной деятельностью [6].
Планета связана с богиней любви и с медью в алхимии. Символ, который обозначает эту планету в Зодиаке, некоторые называют «зеркальце богини Венеры». Планета связана с любовью и взаимоотношениями. Её духовное значение имеет два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения. По словам Клавдия Птолемея, Венера является планетой, оказывающей влияние на действие внутренней, непосредственной, интуитивной силы Я. Некоторые авторы сводят её значение к характеристике физического и механического. Это вполне очевидный ошибочный взгляд на данную символику, так как при учёте истинного значения любви такие доводы отпадают сами собой. В классической астрологии планета носит эпитет малого счастья. Венере подчинены такие понятия как любовь, гармония, красота, искусство, музыка, удовольствие, вкус, чувство прекрасного и женщина.
Знак Марса говорит о Духе, получающем импульс – круг со стрелой устремлённой вверх. Основываясь на аристотеливской концепции разделения Миров на Верхний и Нижний, Марс в Овне показывает трансформацию Духа в Нижний Мир (нижнюю полусферу Зодиака). Символически стрелка символа направлена вниз, к погружению в плотные материальные сферы. Это состояние духа можно охарактеризовать как целеустремлённое, импульсивное, бесстрашное и безоглядное. У Ф. Гудман Марс в данном положении имеет отношение к идее креста, олицетворяющего материальность, который отягощает круг спиритуальной жизни. Марс в Скорпионе (планета в верхней полусфере Зодиака) – предтеча знака Стрельца. Это импульс, получаемый после того, как Дух в Весах стал выше по значению, чем физическое его окружение (см. символ Венеры). Марс показывает активность Духа в плане его выхода из-под влияния материального принципа, импульс Духа устремлён в сферы психического. Чувствуя важность своей эволюции, Дух характеризует себя всепроницающей, высвобождающейся и мятежной субстанцией и в тоже время это основа будущих достижений, это твердь и фундамент одухотворения. В знаке Козерога символ Марса можно представить стрелкой расположенной над кругом, как продолжение его диаметра. Это положение говорит о высочайшем достижении или деятельности направленной на высочайшее достижение. Это сфера активности в формообразовании идей.
Марс символизирует позитивное активное мужское начало, страсть, страстность и мужество, огонь. Его символ — копьё и щит бога Марса, бога войны. Он связан с действием и разрушением. Его цвет – красный, металл – железо. Марс считался покровителем земледелия и ему посвящался первый месяц весны, в дальнейшем он стал богом войны. Марс является символом инверсии, т. е. связи между высшим неоформленным миром будущих возможностей и низшим миром материализованных форм [8].
Знак Юпитера образован крестом и дугой. Дуга обозначена слева вверху от креста и примыкает к его горизонтальной составляющей. Юпитер представляет собой идею о кресте материи, вознесённом дугой потенциального духа. Из духа отображающего самого себя, порождается дуальность мира сотворённого. Элементарный символ этой дуальности – число два. Цифра два построена из прямой горизонтальной линии и вертикальной дуги. Эти два компонента представляют собой противоположные по своей сущности начала (дуга – элемент круга, прямая – элемент креста) – конфликт света и тьмы (пограничное состояние). Двойка примыкает к вертикальной прямой, которая характеризует ось, соединяющую Верхние и Нижние структуры бытия. Таким образом, Юпитер может характеризовать переходное состояние как при устремлении вверх, так и при нисхождении вниз. Так, рассматривая эту планету в знаке её управления – Стрельце, можно говорить о переходном состоянии, в котором оказывается материя. Дуга ориентирует на духовность и предполагает одухотворение материальной сферы. В этом знаке духовность увлекает или привлекает физический компонент. Тут могут быть представлены силы, имеющие положительное или отрицательное воздействие на материальный план, но в любом случае эти силы (сущности — носители этих сил) будут представлять высоко духовную основу. Ориентация на духовное тут первостепенна. В знаке Рыб, где Юпитер является вторым управителем (брат Нептуна), наоборот, духовное привлекается физическим. Дух и его носители ориентированы на материальную сферу. Материя тут выступает предметом внимания и тут наблюдается определённый переход, своеобразная двойственность. Именно в Рыбах формируется импульс, который в дальнейшем проявиться в Овне. Юпитер, который экзальтирует в знаке Рака, характеризует максимальную активность духовной энергии погруженной в материальный мир. Согласно кульминационной характеристике (лат. Exaltatio – экзальтация – «величие», положение планеты, при котором её влияние наиболее сильно) Юпитер в Раке показывает, что духовный элемент необходим для жизнедеятельности физической субстанции. Отсутствие духовного фактора ставит под сомнение жизнь (полноценное существование) и адекватность проявленного материального мира его высшей идеи.
Юпитер издревле связывали с верховным божеством, атрибутами которого считаются молния, корона, орёл и трон. Его знак – первая буква греческого слова, обозначающего бога Зевса. Планета носит эпитет «Великое счастье». Символ спиритуальной экспансии и любви. В некоторых случаях, Юпитер представляется величественной сидящей фигурой, иногда на колеснице, с жезлом или копьём. Это Творец, душа, рассудочная воля, организующая сила, экспрессия и экспансия. Он соотносится с верным суждением и руководством. Его цвет – синий, фиолетовый или оранжевый. Металл – олово [8].
Символика Сатурна, как и символика Юпитера, включает в себя материальный крест и дугу потенциального духа. В данном случае, дуга присоединена к основанию вертикальной составляющей креста. С этим согласуется и представление Д. Ди («Monas Hieroglifika» 1564.). Но из некоторых других источников следует, что Сатурн, есть перевёрнутое изображение Юпитера. Сатурн, в качестве перевёрнутого Юпитера, встречается и в аллегорических изображениях того же времени (H. Spiczynski «O ziolach», 1556.). В этих изображениях дуга отходит от горизонтальной составляющей креста. Рассматривая данные разночтения, стоит обратить внимание на то, что в Зодиаке оконечность горизонтальной оси, к которой присоединяется дуга («левая»), характеризуется как «пассивность», «заход» и «влажность», а нижняя оконечность (по Д. Ди) вертикальной оси – «инстинктивность», «полночь» и «холод» (Сатурн – север). Левая половина и нижняя часть в оккультизме издревле несли неблагоприятные предзнаменования, характеризовались отрицательными качествами и выполняли роли объектов скрытого содержания. Обобщая символ Сатурна, можно сказать, что противоборство духовного и материального (духа и материи) отбрасывают вниз дугу спиритуального потенциала, погружая её в сферу забвения, холода, иллюзии и небытия. Сатурну также принадлежат такие понятия как расставание, препятствия, трудности, потери, противостояние, выдержка, терпение, настойчивость, основательность, отчуждение, одиночество, холод, возраст, трудность, жестокость и т. д. Кроме того, Сатурн символизирует дух тьмы, пленённый материей, и ассоциируется с драконами, ядовитыми змеями, кошками, мышами, лисами и ночными птицами. Сатурн в философском (духовном) значении, как управитель знака Козерога, представляет совокупность Идей покоящихся в Хаосе, которые стали телом, основанием и самовыражением Господа (базой). В том же смысле, Сатурн управляет комплексом потенциальных возможностей Всевышнего, его качествами (ресурсами) и его принадлежностями (имуществом). Как планетарный символ – серп бога времени. Цвет Сатурна – чёрный, металл – свинец [8].
Символ Урана состоит из креста, водружённого над окружностью и двух дуг, расходящихся от концов горизонтали этого креста. Рассматривая элемент символа, который представляет собой крест, водружённый над окружностью, стоит отметить его сходство с символом перевёрнутой Венеры или Марса (олицетворяющего идею креста материальности, отягощающего круг спиритуальной жизни). В этом качестве элемент данного символа достаточно характерен для нижней полусферы. В верхней полусфере этот элемент может говорить о выделении Идеи взаимопроникновения духа и материи (креста) из спиритуального пространства (круга). Потенциальный дух, через посредство дуг располагающихся у концов горизонтали креста, распространяется во все стороны, давая равные возможности для проявления и выражения в мире смешения пространственно-временных факторов. Дорога по левую сторону, как правило, считается путём зла (именно поэтому последователей чёрной магии часто называют «Последователями Пути Левой Руки» ). Путь, находящийся по правую руку, это путь добра. Это и разведение по разные стороны определённых возможностей материальной реализации запрограммированной свыше, определение их полярностей, обособление, раздвоение, а так же столкновение, сопоставление и отождествление одного полярного положения в другом. Аллегорически это состояние можно назвать хаосом с огромной потенцией выражения конкретного необычного, яркого и прогрессивного. В астрологии Урану, управителю знака Зодиака Водолея, подчинены такие понятия, как внезапность, непредвиденные волнения, неожиданно возникшая напряженность, неожиданные события, нервозность, не спокойствие, спонтанные скачкообразные изменения. При рассмотрении понятий принадлежащих Урану, законно возникает вопрос о том, что же такая неуравновешенная характеристика может представлять второй управитель Козерога, знака символизирующего уверенность, терпение, настойчивость и упорство. Дело в том, что Уран в Козероге даёт сознательного реформатора, опережающего время и эпоху, активного и смелого, преображающего себя и мир. Это астрологическим, мистическим и религиозно-философским образом характеризует качества, тип энергии и ресурсы, которые направляются Всевышним (знак Стрельца) на процесс созидания Себя и Мира (второй Дом от Стрельца), то место, где Он чувствует себя активно и откуда черпает энергию. Уран в экзальтации (Скорпион) проявлен ярче, чем в Козероге, ведь там он действительно подталкивает к кризису, поддерживает его, способствует борьбе и преодолению чего-либо. Если рассматривать символику Урана с тривиальной точки зрения, как это делают некоторые астрологи, то он всего лишь изображает первую букву от имени астронома Гершеля, открывшего его в 1781 г [6].
В символе Нептуна нет элемента окружности и, следовательно, нет спиритуального пространства, духовной составляющей. Левая и правая части горизонтали, говорящие о различных путях развития, получают возможность духовного подъёма, через преодоление или отказ от пристрастий физического плана. В символе нет активизации вертикали креста, а есть ориентация на сферы более высокого духовного порядка. Стремление к духовности. Тут приоритетом служит пространственная ориентация, отрыв от материальной и временной сферы. Безвременье есть главный лейтмотив данного символа. Не умея управлять подъёмом (развитием), можно дезориентироваться и потерять контроль состояния, впасть в небытие, потеряться в пространстве. В подконтрольном состоянии Нептун помогает раскрывать горизонты таинственного и ранее неведомого. Символу Нептуна тождественен трезубец Посейдона (Нептуна), бога моря. В астрологии Нептуну подчинены такие понятия как заблуждения, злоба, коварство, растерянность, неизвестность, мистика, незаметно наступающие перемены, жадность, фальшь и ложь [8].
Изображение символа Плутона представляет собой «крест, маленький месяц, над которым парит круг бесконечности». Вертикаль креста венчает дуга способная удерживать или сохранять дух. Над дугой парит то, что обладает высшей степенью духовности – круг. С одной стороны материальный фактор представленный крестом предрасположен к взаимодействию с духовным фактором. Крест выступает инициатором действия, демонстрируя свои трансцендентные возможности. Он, посредством сопряжения с дугой готов как принять, так и отпустить на некоторое обозримое расстояние духовную субстанцию. Дух получает большую свободу. Такое состояние Плутон демонстрирует в знаке своего управления – Скорпионе. Рассматривая символ с другой стороны, можно сказать, что Высший Дух или духовная субстанция нисходит или погружается в материальное лоно. Дух выступает тут первопричиной или причиной взаимодействия. Данное нисхождение есть элемент оплодотворения материальной (материнской) структуры, проникновение в её суть и закрепление в ней. Это положение характерно для Плутона, являющегося вторым управителем знака Овна. Как отмечалось ранее, Марс, своей символикой, в данном знаке подобным образом демонстрирует нисхождение духовного плана в низшие слои (Нижний Мир) для обретения опыта и совершенствования самого духа. Символика Плутона достаточно определённо характеризует положение планеты в знаке своей экзальтации – Льве. В данном месте достигается гармоничное сочетание воспринимающей (дуга) и сохраняющей (крест) частью, активизированными в Овне, с духовной составляющей (круг). Это триединство физического, психического и духовного даёт наиболее яркие возможности самовыражения характерных черт планеты именно во Льве. В этом знаке данные качества рождаются в своей совокупности, проявляются как бы в едином порыве [4].
Плутон ведает всеми скрытыми процессами, неосознанным (бессознательным) Я. В астрологии ему приписывают управление страхами, замедленным ростом, групповыми факторами, трансмутацией, началом и концом, рождением и смертью, изоляцией, принуждением, пропажами, бактериями и вирусами. Он представляет появление, восстановление и возрождение. Выражает всё таинственное.
Символ Земли представляет собой крест, заключённый в окружность. Это ограниченный материальный элемент в пределах духовного целого. Четыре радиальных прямых исходящих от центра креста как бы соединяют источник физической жизни с реальным миром (окружностью). Окружность или мир истинный объединяет все четыре направления своим вращением, «сглаживающим» углы квадрата мира феноменов и тем самым, показывая дифференциацию представленных качеств (осей и направлений креста), разнообразие мира явлений и их взаимодействие. Сочетание креста и круга, это скорректированное изображение совмещения квадрата (земли) и круга (неба), на более высоком духовном уровне интерпретации. Это созвучно соединению земного материального с неземным и нематериальным, сведение конечного с бесконечным.
Мать-Земля является универсальным архетипом плодородия, неиссякаемой творческой силы и средств к существованию.
В астрологии Земля по своему расположению в карте всегда противоположна Солнцу. Она показывает, как и где мы вступаем в контакт с миром, и представляет нашу жизненную миссию. Земля находится в непосредственной связи с физическими и мировыми проблемами. Она символически управляет (ограниченно) Тельцом и находится в изгнании/заточении (ограниченно) в Скорпионе.
Литература
1. Маркина Н. Ю. Ключи к интерпретации гороскопа. – М., 1994.
2. Левин М. Б. Метазодиак. Двенадцать граней одной сущности. – М., 1996.
3. Пенник Н. Магические алфавиты. – Киев, 1996.
4. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты.
5. Гудман Ф. Магические символы. – М., 1995.
6. Гусев А. Б. Тайный Зодиак. – М., 1998.
7. Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. – М., 1994.
8. Христианская астрология. В. Лилли