Компиляция на тему Античная астрология
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Компиляция на тему Античная астрология

 

Античная астрология

 

греческие боги

 

Астрология (от греч. Astron — звезда), в античности и средние века широко употреблявшийся термин для обозначения основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказательной науки о небесных телах и светилах. Толкование расположения звезд и планет восходит к обожествлению многими первобытными народами небесных светил и связанному с этим мифолого-магическому мышлению, коренившемуся в слаборазвитой социальной практике. Это мышление проецировало психические качества человека на природные явления и их взаимосвязи и отводило им место вышестоящих и потому божественных сил [1].

 

Путем такой субъективизации внешний мир оказывался всего лишь расширенным внутренним миром человека. Поэтому человек осознавался как микрокосмос, как некое подобие Вселенной, где он повсюду, также и включая социальную сферу, находил родственное и чуждое. Считалось, что природа в целом пронизана сетью фантастических отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Каждое изменение в одном вызывает изменение в другом и побуждает к сочувствию (учение о симпатии). В эту систему включались также звезды, которых наделяли божественными свойствами и которые, как олицетворения небесных сил, обладали особым могуществом. Например, составным элементом вавилонской астральной религии, к которой восходит вся последующая астрология, было узнавание воли звезд по их расположению [1]. Этот культ, помимо того что дал небесным светилам имена богов, наделил их способностью предвидения и другими свойствами, намного пережившими вместе с именами саму религию. Абсурдность этой «секуляризованной» астрологии заключалась в том, что, несмотря на применение астрономических инструментов, она оперировала знамениями как аксиомами, например, считалось, что Марс приносит несчастья, а Юпитер предвещает добро, в силу того что соответствующие вавилонские боги обладали такими свойствами.

 

римские богиСистематизированная астрология у вавилонян отсутствовала. Их предсказания, большая часть которых сохранилась на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюдений за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменовали чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю. В ранней и классической Греции астрология не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основанной им в 280 до н. э. астрологической школой на Косе. Ее влияние вместе с другими ориентальными астральными религиозными направлениями распространилось в эпоху Империи по всей ойкумене. Эти религии, как и вновь подхваченное философами-стоиками учение о симпатии с его фаталистическими выводами, способствовали расширению влияния халдейских теорий. Этнический термин «халдей» (которым обозначались часто вавилоняне), пришедший с Ближнего Востока, в античные времена стал профессиональным название астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 дон. э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый древний житель обращался к их услугам. Большим влиянием в эллинистическом Египте пользовались религиозно-астрологические труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н. э.) и ходившие по рукам книги, авторство которых приписывалось Гермесу Трисмегисту (1—3 вв. н. э.). На них основывались позднее антологии Веттия Валента (2 в. н. э.) и Фирмика Матерна (ок. 335). Птолемей охарактеризовал свой труд в 4 книгах (Tetrabiblos) как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основывался на астрологических принципах. В этом труде астрология предстает в систематизированном виде и увязывается с математической астрономией, удовлетворяя тем самым запросы образованных слоев общества. Объектами астрологии, кроме комет и затмений, являлись планеты (также Солнце и Луна), зодиакальные созвездия с их разнообразными толкованиями, составлявшие в своей многогранной взаимосвязи основу астрологических предсказаний [4]. Эти толкования относились как к странам в целом (универсальная астрология), так и представляли собой индивидуальные гороскопы, исходившие из расположения светил в день рождения и предсказывавшие судьбу конкретного человека (индивидуальная астрология). Наряду с ними существовала также катархальная астрология (от греч. Katarchein — начинать), преемница греческих оракулов, определявшая наиболее благоприятный момент для какого-либо политического действия или частного дела. В этой связи Ювенал высмеивал, например, испрашивание астрологического предсказания перед прогулкой, лечением и т. д. Авзоний считал, что ногти надо стричь в среду, в день Меркурия; бороду — в четверг, в день Юпитера; а волосы — в пятницу, в день Венеры. В этом якобы проявлялась «власть планет над временем». Кто из богов-планет «правил» первым часом суток, тот давал имя и знаменовал весь день (например, Solis, Lunae, Martis) [4].


Астрологические представления, встречающиеся уже у Гомера и Гесиода и заимствованные у вавилонян, послужили благотворной основой для последующего восприятия астрологических доктрин, созданных вавилонским мудрецом Бероссом и подхваченных Фалесом, Пифагором и Демокритом, а теория и методы египетской астрологии нашли свое освещение в сочинениях Манефона Себеннитского. Приверженцами астрологии были и стоики. Астрологией также занимались все древнегреческие астрономы [6].


Эвдокс Книдский
, автор теории концентрических сфер, первым из астрономов посвятил себя занятиям астрологией. Гиппократ с острова Кос в своем труде «De Aere Aqua et locis» («О воздухе, воде и местностях», около 300 года до нашей эры) подробно изложил преимущества астрологического метода в связи с диагностикой, прогнозированием и лечением болезней. При этом прогностический аспект в медицине он ставил выше диагностического, более распространенного в настоящее время. Так, Александрийская медицинская школа строила методы лечения в соответствии с астрологическими показаниями. Центром астрологии того времени служила Александрия. Из наиболее известных представителей александрийской астрологической школы этого периода следует упомянуть Нехепсо-Нетосинуса, считавшегося великим магом и астрологом. Этому фараону и его верховному жрецу Петозирису приписывается авторство знаменитого компилятивного труда под названием «Библия звездочетов» (датируемого 150 годом до нашей эры), претендующего на Божественное откровение [3].


Сохранилось немало извлечений из этого произведения в позднейшей астрологической литературе на греческом и латинском языках. Изображение знаков Зодиака, принятых Александрийской астрологической традицией, можно увидеть на плафоне храма в Дендерах (14—37 годы до нашей эры).


Культ звезд не был особенно популярным в Греции. Лишь на острове Кос, впоследствии ставшим воспреемником астрологических традиций Вавилонии, существовал культ служения звездным Богам.


Воззрения греков в отношении вопросов, связанных с могуществом звезд, изначально имели существенные различия, что следует из стихов Архилоха и Пиндара, посвященных солнечному затмению. Архилох упрекает Зевса в содеянном, чем весьма ужасает Пиндара, уверенного, согласно распространенному в Фессалии поверью, в том, что затмения обусловлены действиями ведьм, способных стащить Луну на Землю. Лунное затмение 27 августа 443 года до нашей эры во время сицилийской экспедиции, описанное Фукидидом в «Истории Пелопоннесской войны», заставило афинян, по совету Никия, задержаться у стен Сиракуз. Иначе трактовал подобные явления Перикл: по словам Плутарха, во время солнечного затмения, имевшего место перед отбытием афинского флота в первый год Пелопоннесской войны, он накрыл лицо одного из солдат своим плащом и спросил его, что видно при этом, желая проиллюстрировать на конкретном примере, каким образом может Луна заслонить Солнце. Своим познаниям в области астрономии Перикл был обязан Анаксагору, находившему естественное объяснение всех небесных явлений.


Развитие астрологических представлений эллинистической Греции осуществлялось в трех направлениях.

Аполлон1. Звездный культ, когда каждая звезда рассматривалась в качестве определенного Божества, которому возносились соответствующие молит¬вы и приносились жертвы.


2. Толкование звезд, когда целью наблюдений за звездами служило выявление обстоятельств, связанных с человеческими судьбами.


3. Астральная мистика, то есть вера в существование взаимозависимости метампсихоза (переселения душ) и звезд.


Отношение греков к небесным светилам не было однозначным. Планеты обозначались в соответствии с приписываемыми им свойствами или по имени соответствующего Божества. В основе веры в божественность созвездий лежит концепция пифагорейской школы, развитая впоследствии в «Тимее» Платона. В частности, Филолай, современник Платона, представитель пифагорейской школы с ее мистикой чисел, соотнося углы треугольника с Богами, отождествляет Зевса с числом 12 и додекаэдром, что обусловлено двенадцатилетним периодом обращения Юпитера (Зевса) вокруг Солнца. В «Пире» Платона Аристофан предвосхищает миф о детях планет. Наиболее отчетливо эллинистические астрологические представления проявляются в заключительном мифе «Государства» Платона, где Платон, по сути, закладывает основу для последующего развития астрологических идей, а в диалоге «Политик» происходящие на Земле события ставит в зависимость от космических явлений. Надгробные стеллы (Потидеи) эллинов свидетельствуют о вере в переселение душ умерших на звезды.


В этот период было положено начало научному освоению неба: звезды объединялись в определенные группы, называемые созвездиями, а заимствованные у вавилонян образы переосмысливались, получая иное мифологическое звучание и пластическое оформление. Созданный в эпоху Августа так называемый «Atlas Farnese» (фарнезский атлас), послуживший дальнейшим развитием знаменитого глобуса Эвдокса, наглядно иллюстрировал представления о созвездиях, переосмысленные в соответствии с греческими мифами (в частности, в качестве одного из созвездий, изображенных на глобусе, фигурировал «Трон Цезаря»). Предполагаемые взаимосвязи душ умерших со звездами способствовали формированию представления о том, что душа состоит из того же огня, что и звезды.


Формирование греческого Зодиака относится к VI веку до нашей эры. Первым ученым, составившим обстоятельное описание звездного неба (глобус) был Эвдокс. Основу астрологии того времени составляло представление о том, что люди, родившиеся под определенными знаками Зодиака, подвержены их влиянию, рассматривавшемуся в качестве проявления Божественных сил. Так, рожденный под «Короной» должен был господствовать в любой, какой бы он ни занимался, области деятельности.


Начало формирования эллинистических астрологических представлений было положено книгой основателя астрологической школы на острове Кос, вавилонского жреца Беросса «Откровение Бела» (около 280 года до нашей эры), посвященной сирийскому царю Антиоху Сотеру I. Влияние Беросса в эллинистической Греции было настолько велико, что афиняне воздвигли в его честь статую с позолоченным языком. Об особенности научной системы Беросса упоминают Плутарх и Плиний, по словам которых Беросс полагал, что Луна представляет собой двухцветный шар: полу-белый, полу-синий. Светлая половина Луны, притягиваясь, поворачивает ее к Солнцу, а темная половина стремится к Земле, в результате чего возникают чередования фаз и затмения. Что касается мировой истории, то согласно Сенеке (книга 111-я «Естественные вопросы»), Беросс считал, что Земле предстоит пережить сначала очередной всемирный потоп, а затем всемирный пожар, которые произойдут в тот момент, когда все планеты сосредоточатся в одном месте. Значительное воздействие астрология оказала и на стоиков, поскольку отличительной чертой их учения о хемармене (утрата свободы воли) являлась уверенность в фатальности всего происходящего.


Распространению астрологических представлений среди стоиков также способствовало и то, что первыми стопками были семиты ближневосточного происхождения. Кроме того, глава школы Посейдоний находился под сильным влиянием веры в могущество звезд. Волна астрологических представлений, захлестнувшая эллинистическую Грецию, вызвала бурный протест со стороны ученых и философов. С аргументами против астрологии выступил Карнеад. «Можно ли говорить о влиянии звезд на судьбу человека, — спрашивал ученый, — если люди, рожденные под разными созвездиями, но оказавшиеся в бурю на одном тонущем корабле, одинаково погибнут при кораблекрушении? Неужели гороскоп каждого, отдельно взятого лица, предвещал смерть?».


Стоики решили оспорить доводы Карнеада: их спор нашел отражение в трактате Цицерона «О предсказаниях» («De divinatione»). Вопрос об утрате свободы воли и нравственной ответственности за содеянное неоднократно поднимался стоиками. В этом смысле показателен ответ поэта и астролога Манилия, автора поэмы «Астрономика», восходящий к воззрениям стоиков: «поп refert scelus unde cadit, scelus esse fatendumst» (Не важно почему совершено преступление; преступление остается преступлением.). Основная мысль стоиков этого периода выражена в знаменитых словах Сенеки: «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt» (Желающего судьба ведет, нежелающего заставляет следовать предписанному.). Звезды воспринимались стоиками в качестве Богов, а человек — как звездное существо, цель которого заключалась в осознании своего родства и возвращении на исконную родину: «Quis caelum posset nisi caeli munere nosse. Et reperire deum nisi qui pars ipse deorum est» (Никто не сможет узнать Небо без дарованного Небом. И никто не отыщет Бога, если не является частью его сущности.).


Во второй половине VI в. до н.э. жил Клеострат Тенедосский - первый известный нам древнегреческий астроном-наблюдатель и астролог. Он ввёл в Древней Греции использование системы деканов, октаэтериду, написал поэму «Астрология». Астрономией в этот ранний период (VII - VI вв.) занимались и знаменитые греческие философы. Так, Фалес ввёл новое созвездие - Малую Медведицу и, вероятно, интересовался Солнцем; Анаксимандру приписывают изобретение гномона, устройство солнечных часов и сооружение небесного глобуса; Пифагору - открытие того, что Утренняя и Вечерняя Звезда - одно и то же светило. Начало наблюдений пяти планет в Древней Греции связывают с пифагорейцами. Алкмеону из Кротона приписывают первое утверждение о движении планет с запада на восток (помимо суточного). Однако главные заслуги древнегреческих философов были в разработке натурфилософских концепций.


Для древнегреческой натурфилософии характерно было убеждение в тесной связи человека и Вселенной. Причём, как и в Индии, раннее «заселение» неба антропоморфными богами здесь уже в VII - V вв. заменяется пониманием богов как абстрактных сил, действующих в мире. Правильным, упорядоченным устройством окружающего мира, которому они дали имя Космос (порядок, красота), древнегреческие философы стремились обосновать необходимость этических норм и в общественном поведении человека.

 

древнегреческие боги


Таким образом, в Древней Греции велись прежде всего теоретические разработки астрологии, тогда как практическое приложение концепций о связи человека и Космоса интересовало античных учёных и философов гораздо меньше. Интересные концепции были разработаны в рамках орфизма - системы философско-религиозных взглядов, сыгравшей большую роль в истории Античной астрологии. Развитие медицинской астрологии в Древней Греции связано прежде всего с деятельностью Гиппократа и врачей-пифагорейцев. Астрономические основы астрологии были предметом научных занятий Евктемона, который, видимо, ввёл тропический Зодиак из 12 знаков, и Евдокса Книдского, предпринявшего попытку построения теории движения планет и составившего древнейшую карту звёздного неба. Первые историко-научные исследования по астрологии были проведены Евдемом Родосским [4].


Но настоящую популярность астрология приобрела лишь в эпоху эллинизма. Начала развиваться теория астрологии, появились оригинальные астрологические школы. Ключевым моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и историком Беросом в 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос. Благодаря Беросу греки, видимо, впервые познакомились с халдейской астрологией. Среди непосредственных учеников Бероса следует упомянуть греческого астролога Архинопола [3].


Астрологические сочинения на греческом языке писались в разных регионах эллинистического мира. Авторами наиболее важных трудов были Манефон, Арат, Критодем, Нехепсон и Петосирид, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Птолемей, Анубио, Веттий Валент, Гален, Протагор Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский. Особую роль сыграло развитие философских концепций, обосновывавших астрологические влияния. Ключевое значение для технического развития астрологии сыграли выдающиеся астрономы античности Гиппарх и Птолемей.


В Древнем Риме астрология изначально играла гораздо более важную роль, чем в Древней Греции. Астрология была популярна как в широких кругах населения, так и среди правящей элиты, многие императоры, сенаторы и т.п. сами занимались астрологией. Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: астрологи неоднократно подвергались гонениям - именно потому, что правильно определяли тенеденции жизни сильных мира сего и этим могли воспользоваться противники правителя. Развелось большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных астрологов. Но несмотря ни на что астрология продолжала оставаться популярнейшим учением, и интерес к ней был унаследован Византийской империей вместе с основными традициями Рима [5].


Традиции Античной астрологии. были унаследованы астрологами Средневековья, которые смогли познакомиться с этими традициями не только по дошедшим работам античных учёных, то также и благодаря компилятивным трудам Фирмика Матерна, Боэция, Ретория и др., которые подытожили итоги развития астрологии античности.

 


Литература

1. Трояновский А. Астрологический словарь, М., 1991.

2.  Кефер Я. Практическая астрология. Кн. 2. М., 1993.

3. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. II. Рождение астрономии. М., 1991.

4. Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.

5. Истолкование доктора Люстрио с комментариями И.Г.Михайловой и Н.В.Скородум, -М.,Рига,1992.

6. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М.,1890-1907.

 


Back to Top