Остин Осман Спеар, — биография
Остин Осман Спеар
Остин Осман Спеар (Austin Osman Spare) (30 декабря 1886 Сноу Хилл (близ Лондона), Англия - 15 мая, 1956, Лондон) - английский исследователь оккультизма, основатель течения «хаос-магии», художник.
В начале мая 1904 года британские газеты раструбили о появлении гениального художника. Он только что стал самым юным художником, удостоившемся выставки в Королевской Академии, был избалован несколькими стипендиями и национальными наградами, будущее этого вундеркинда выглядело блестящим. Одна газета утверждала, что «он должен стать президентом Королевской Академии», другая описывала его картины как исполненные «мрачной трагической красоты». Юного художника называли не просто «многообещающим», его величали «таинственным», «мистиком самого оригинального типа». Он же утверждал, что изобрел собственную религию, «выписав ее в ярких и ужасающих картинах». Через 52 года этот поэт, художник и мистик умрет в бедности, одинокий и забытый современниками.
Сегодня, спустя сорок лет после его смерти, мало кто слышал об Остине Османе Спеаре, а те немногие трудные для понимания тексты, которые он создал, до сих пор не исследованы. Неудивительно, что литературные историки и критики XX столетия обошли стороной эти темные тропинки. Его проза трудна. Она погружает читателя в мир изощренной эстетической и эзотерической философии. Он исследовал мир воображаемого и бессознательного, за десять лет до основоположников сюрреализма Бретона и Дали Спеар создал своего рода «автоматическое письмо». Как оккультист, он создал систему церемониальной символьно-языковой магии, которая наметила отрыв от церемониальной практики Золотой Зари. Будучи наследником декадентов и символистов, он создал сложный сплав ницшеанской философии и романтичного мировоззрения. Он был эдвардианским Блейком и, подобно своему предшественнику, ясно выразил личную мистическую религию в сильных идиосинкразических текстах и картинах.
Забытый маг: Краткая Биография
С некоторых пор имя Остина Османа Спеара приобрело некоторую известность в узких академических кругах, и потому, прежде чем начать разговор о его текстах и идеях, имело бы смысл вооружить исследователей его краткой биографией. Остин Осман Спеар родился 30-ого декабря 1886 года [по другим данным 31 декабря 1888 года], в Холлборне (район Лондона) в семье рабочих. Он очень рано начал рисовать, и вскоре все поняли, что ребенок очень талантлив. Остин был разносторонним эрудитом, быстро развивались не только его художественные способности, но к тому же, еще ребенком, он выиграл Национальную математическую премию за работу по стереометрии. В 1904 году он поступил в Королевский Колледж Искусств, и в том же году впервые выставил свою картину в Королевской Академии.
Учась в разных художественных школах, Остин углубился в литературу, хотя позже он утверждал, что единственными книгами, оказавшими на него влияние в юности, были поэмы Гомера и рубайи Омара Хайяма в викторианском переводе Эдварда Фицджеральда. К тому же он любил говорить, что сформировало его общение с госпожой Петерсон, местной ведьмой. Если верить Кеннету Гранту, литературному душеприказчику Остина, ее влияние несомненно простимулировало врожденный интерес Спеара к оккультизму, который, соединившись с его артистическим гением, позволил ему воспроизвести свой магический опыт на бумаге.
Благодаря этим трем составляющим, подвигшим его на интеллектуальную работу, вскоре после выставки в Королевской Академии, Спеар задумал и реализовал свой первый альбом художественных работ «Ад Земной» (Earth Inferno) (1905). Следующие несколько лет он пользовался покровительством артистических и богемных кругов Лондона; среди его патронов числились известный судья Джастис Дарлинг и Ротшильд, а его поклонниками были художники Брангвин, Уоттс и Сержент. В эти годы он проиллюстрировал несколько книг и издал собрание собственных рисунков в «Книге Сатиров» (A Book of Satyrs) (1907). Спеар интересовался и духовными вопросами. Как утверждают некоторые его биографы, еще в юности он был посвящён в ведьмовской культ некой миссис Паттерсон, которую он впоследствии называл своей «второй матерью». В 1909 году Спеар вступил в Орден A.·.A.·., получив степень Probationer и приняв магическое имя Frater Yihoveaum. Однако его участие в этом Ордене не было продолжительным.
С 1909 по 1913 годы Спеар работал над своим magnum opus - «Книгой Наслаждения» (The Book of Pleasure) [изданной в 1913 году], которая была признана наиболее важной его магической работой. Эта книга содержит детальные инструкции к изобретённой им системе сигилизации и к «позам смерти», которыми он широко известен. Его первая персональная выставка прошла в 1914 году. Два года спустя Спеар выступил соредактором (вместе с Фрэнсисом Марсденом) (псевдоним Фредерика Картера, друга Д.Х. Лоуренса), издаваемого большим тиражом литературного журнала - «Форма» («Form»). Будучи издан одновременно в Лондоне и Нью-Йорке, он объявил себя «Ежеквартальным Журналом, посвященным поэзии, скетчам, статьям критическим и литературным, и одновременно - эстампам, гравюрам, литографиям, каллиграфии, декорациям и инициалам». Серьезный вклад в него внесли Йейтс, Уолтер Де ла Мар, Хевлок Эллис и многие другие. Остин усердно трудился над оформлением журнала и написал одну статью об автоматическом рисунке.
Однако редакция успела выпустить только два номера журнала, ибо началась Первая мировая война. Во время войны Остин работал официальным военным художником в Египете, который оказал на него огромное влияние. К «Форме» он вернулся лишь в 1921 году, и начал издавать ее как «Ежемесячный журнал искусств». Впрочем, ему удалось выпустить лишь три номера журнала, после чего в 1922 году издание пришлось прекратить. Впрочем, он получил хорошие отзывы как первый журнал, посвященный автографам и факсимиле, и различным видам гравюр.
Не сломленный неудачей, спустя всего лишь семь месяцев, в 1922 году Спеар выступил как соредактор другого журнала, посвященного литературе и искусству. Это была «Golden Hind» («Золотая Лань»), издание, которое он редактировал вместе с Клиффордом Баксом. Пылая энтузиазмом, Остин создал восемь рисунков уже для первого выпуска. Почти все они изображали обнаженную женскую натуру. Некоторым читателям показалось, что это оскорбляет их нравственность. Г. Хеффер, продавец книг Кембриджского издательства, отказался брать на реализацию эти журналы, и как позже вспоминал Бекс, он тут же бесцеремонно переименовал «Золотую лань» в «Золотую задницу» («The Golden Behind»). Предполагалось, что журнал будет издаваться как минимум в течение двух лет и бесперебойно поступать читателям каждые три месяца. Однако хотя у издания появились несколько серьезных спонсоров, журнал закрылся уже после того, как вышил восемь номеров, из-за недостаточного финансирования.
Позже Бэкс говорил о том, что это предприятие стало фактически культурным анахронизмом: Остин и я не понимали, что страсть к скорости и машинам вылечила общество от вкуса к искусству и литературе ... В 1922 году мы должны были понимать, что ежеквартальные журналы, посвященные искусству и литературе, принадлежали веку цилиндров, двухколесных экипажей, гостиных и постоянных браков. Очевидно, Остин разделял подобные чувства, ибо его энтузиазм по отношению к «Золотой лани» резко пошел на спад, а художественное участие свелось практически к реализации старых проектов обложек, фактически в последних двух номерах он вообще не принимал участия. Война существенно изменила восприятие Остином проблем общества.
Остин оплакивал время: «За эти годы многое изменилось. Мне становится все труднее продолжать то, что я начал. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы абстрагироваться от мира и более или менее покинуть его». И это было правдой. В 1921 году Остин издал «Фокус Жизни» (The Focus of Life). В этой работе афоризмы перемежались рассказами о снах и грезах. Остаток жизни он, в основном, посвятил мирам мечтаний и духовных реальностей. Он продемонстрировал свое критическое отношение к официальное культуре, издав в 1927 году книгу, написанную с помощью автоматического письма, под названием «Анафема Zos» («Anathema of Zos»).
Больше до самой смерти Остин не издавал никаких своих работ. Он вернулся в Южный Лондон, чтобы найти свободу развития своей философии, своего искусства и магии. Его путь пролегал во тьму. Иногда он проводил выставки, только лишь для того, чтобы не впасть в окончательную нищету, и все же очень быстро он вошел в пополнил когорту забытых художников. В 1947 году Спеер встретил Кеннета Гранта и вновь был вовлечён в круги известных оккультистов того времени. В 1948-1956 гг. он начал работу над окончательным вариантом гримуара Культа Зос Киа («Grimoire of Zos»), на который ссылается во многих прочих своих работах. Он был незавершён и позже собран Кеннетом Грантом, унаследовавшим все бумаги и записи Спэ. Большая часть этой информации была включена в книгу Кеннета Гранта «Образы и Оракулы Остина Османа Спеера».
Остин Спеер умер 15 мая 1956 года, в подвальной квартире в Брикстоне (Brixton), в полном одиночестве, если не считать компании многочисленных беспризорных котов.
Посмертной репутацией Спеер обязан усилиям горстки энтузиастов и друзей. После его смерти и до начала 1970-ых о нем было написано лишь одно короткое вводное эссе. Оно было помещено в Монографии Распутья («Carfax Monograph») Кеннета Гранта, Номер 4, вышедшей очень малым тиражом. Однако, рост интереса к мистике, магии и оккультизму в конце 1960-ых коренным образом изменил эту ситуацию. В 1972-ом был издана «Книга автоматических рисунков» («A Book of Automatic Drawings»), которые Остин создал в 1925 году, в 1973-м были изданы некоторые эссе из «Анафемы Zos», которые отчасти помогли восстановить некоторый интерес к персоне Спеара. В 1975 году Грант издал «Образы и Оракулы Османа Остина Спеара» («Images and Oracles of Austin Osman Spare»). Тогда оригинальные работы Остина Спеара можно было приобрести в Лондонском магазинчике «Atlantis Bookshop» всего за несколько фунтов!
Впрочем, из небытия Спеар восстал ненадолго. Оригинальное грантовское исследование биографии Спеара вскоре было распродано, а его книга «Автоматический рисунок» («Automatic Drawing») продавалась гораздо хуже его гравюр, выпущенных тиражом 1200 экземпляров. В течение следующих десяти лет интерес к Спеару проявляла лишь горстка оккультистов. Сегодня только малоизвестная группа современных эзотериков называет себя «Магами Хаоса» (Temple Ov Psychic Youth), продолжая изучать то, чем занимался Спеар.
И все же, имя Спеара становилось все более известным, благодаря успеху большой ретроспективной выставки, которая прошла в 1987 году, а также нескольким коротким монографиям Уильяма Уоллейса. Все это создало предпосылки, чтобы впервые за почти 15 лет начать реально изучать творчество Спеара. В 1988 году Роберт Энселл издал «Экслибрисы» («Bookplate»), нарисованные Остином Османом Спеаром. Наконец-то, в 1992 году, Спеар, хоть и с опозданием на много десятков лет, получил свою толику заслуженного внимания. Этот год был омечен публикцией, его первых, начиная с 1927 года, текстов. «Аксиомату» («Axiomata») и «Шабаш ведьм» («Witches' Sabbath») стало возможно выпустить роскошными и стандартными изданиями, поскольку на предыдущее было больше претендентов, чем позволял тираж, но и эти издания были раскуплены вскоре после выхода. Все, что экспонировалось, на выставке, которая прошла в Лондоне для привлечения внимания к выходу книг, было распродано в первую же ночь. Время от времени распространялись даже слухи, что о Спеаре был снят фильм!
В 1993 году тексты Спеара дошли до Америки. До тех пор, за пределами Великобритании никто не знал об этом оккультисте из-за абсолютной невозможности приобрести его книги. Однако в 1993 году, одновременно в Англии и США было издано новое собрание его сочинений, начиная с «Ада земного» и заканчивая «Zos». Но теперь эти книги опять перешли в разряд раритетов, очевидно, до следующего издания.
В этом году, спустя сорок лет после смерти Спеара, было выпущено два фундаментальных исследования. Одно из них посвящено анализу его творчества и магии Остина Спеара «От Инферно до Zos-2», и принадлежит перу уже упомянутого Уильяма Уоллейса. Другое - первое полное издание воспоминаний о жизни этой творческой личности «От Инферно до Zos-3».
Две не опубликованные при жизни работы Спеара «Книга Чудовищного Экстаза» («The Book of Ugly Ecstasy») и «Два Трактата о Карточных Гаданиях» («Two Tracts on Cartomancy») теперь вышли в лондонском издательстве «Fulgur Ltd» и американской издательской группе «Holmes». В настоящее время первые издания его работ расходятся по ценам, выражающимся четырёхзначными цифрами, а его живописные произведения экспонируются в таких престижных местах, как Выставочный зал Британского Искусства XX Века.
Когда-то давно, еще при жизни Спеара, один проницательный обозреватель заметил, что «/Спеару/ никогда не стать популярным». Может быть, пока это и похоже на правду, но есть шанс, что со временем его оценят по достоинству.
Книги Остина Спеара:
EARTH INFERO, 1905
A BOOK OF SATYRS, 1907
THE BOOK OF PLEASURES (SELF LOVE):
THE PSYCHOLOGY OF ECSTASY, 1913
THE FOCUS OF LIFE: THE MUTTERINGS OF AAOS, 1921
HYPOCRITES, 1927
A BOOK OF AUTOMATIC DRAWINGS, 1925 (Posthumously published by the Catalpa Press, London, 1972)
Книги об Остине Спеаре:
William Wallace, The Early Work of Austin Osman Spare 1900-1919 (1987),
William Wallace, The Later Work of Austin Osman Spare 1917-1956 (1989)
Austin Spare, An Introduction to his Life & Writings by Sunny Shah (1998)