Бестиарии — составитель Eric Midnight
Бестиарии
Бестиарии (лат. Bestiarum от bestia – зверь; bestiarum vocabulum) – это сборники повествований о животных, реальных и мифических, включающие в себя правдивую информацию о них вместе с легендарными сведениями и добросовестными заблуждениями авторов этих повествований. Описание каждого животного в средневековых христианских бестиариях было аллегорическим и заключало в себе некоторый моральный урок, нравоучение.
Самым ранним в истории бестиарием является «Физиолог» (др.-греч. Φῠσιολόγος), написанный примерно во II в н.э. в Александрии неизвестным автором. В «Физиологе» приводились сведения не только о животных, но также о некоторых камнях и растениях. Это сочинение носило компилятивный характер, в нем суммировались античные знания о животных, растениях и камнях, содержавшиеся в трудах классических авторов, как то в «Historia Animalium» Аристотеля (этот труд был написан им во время его визита на остров Лесбос в 343 году до н.э.), в работах Геродота, Плиния Старшего, Солина, Элиана и других натуралистов.
Название «Физиолог» происходит от фразы, с которой начинаются тексты: «физиолог (physiologus) рассказывает...», то есть «натуралист рассказывает...». Любопытно, что «Физиолог» приписывался авторству различных выдающихся Отцов Церкви, например Епифанию Кипрскому, Василию Великому и святому Петру Александрийскому.
Примерно в 400 году н.э. «Физиолог» был переведен на латынь. Перевод на старославянский (староболгарский) язык был выполнен в 10-м веке. Известны, в частности, переводы «Физиолога» на эфиопский, армянский, грузинский, сирийский, коптский языки. Епифаний использовал «Физиолог» в своем «Панарионе» (др.-греч. Πανάριον). В средние века «Физиолог» пережил множество переводов и редакций. После появления самого раннего перевода «Физиолога» на латынь Святой Иоанн Златоуст написал свои изречения о природе зверей.
В «Физиологе» содержатся главы про: антилопу, скалы Пироболи, рыбу-меч, зуйку, пеликана, сову, орла, феникса, удода, гадюку, змею, муравья, сирену и осла-кентавра, ежа, ибиса, лису, дерево перидексион, слона, пророка Амоса, камень агат, устричный камень и жемчужину, камень адамант, смоковницу, пантеру, кита, куропатку, муравьиного льва, единорога, ласку, бобра, гиену, страуса, горлицу, ласточку, оленя, лягушку, голубей и так далее.
Исидор Севильский и Святой Амвросий, а также другие авторы, стали дорабатывать и видоизменять классические рассказы о животных, привнося в них христианскую мораль и смысл. Они привносили в тексты ссылки на священные христианские тексты. Фактическим содержанием все более и более пренебрегали, основной акцент делался на моральные уроки в легендах, текст приобретал сугубо дидактический характер. Как бы то ни было, «Физиолог» пользовался большой популярностью и истории о животных из него воспринимались как абсолютно правдивые. Чисто натуралистические наблюдения из «Физиолога» перекрывались фантастическими сведениями, так что даже к настоящим сведениям ученые переставали верить. Например, сомнению стал подвергаться и факт совершаемых птицами миграций.
Средневековые бестиарии содержат приблизительно одинаковый список животных. Они были очень популярны в Англии и во Франции в XII веке. Одним из самых знаменитых бестиариев является «Абердинский бестиарий», он входит в 50 сохранившихся до наших дней рукописных бестиариев. Как правило, бестиарии было богато украшены иллюстрациями и выглядели весьма роскошно. Бестиарии оказали влияние на раннюю средневековую геральдику. Существа из бестиариев нередко использовались для иллюстрации иных книг. Два иллюминированных Псалтыри, «Псалтырь Королевы Марии» (Британская Библиотека, Ms. Royal 2B, vii) и «Псалтырь Изабеллы» (Государственная библиотека, Мюнхен) содержат полные циклы бестиариев. В «Псалтыри Королевы Марии» иллюстрации с животными из бестиариев представлены в качестве маргиналий. Бестиарии излагались как прозой, так и в стихах.
Итальянский художник Леонардо да Винчи также в одной из своих записных книжек переписал некоторые статьи «Физиолога» по-своему. Он уделил наибольшее внимание тем чертам человеческой натуры, которые встречаются у животных бестиариев. Например, в качестве примера благодарности да Винчи написал о птице удоде, которая, будучи благодарна вырастившим ее родителям, когда видит, что те состарились, возвращает их к процветанию, кормя и леча их. Пеликан же, по трактовке да Винчи, увидев, что их птенцы в гнезде умерли от укуса змеи, возвращает их к жизни, омывая их кровью из собственного сердца.
Само восприятие животных в бестиариях носило сугубо дидактическую, искупительную цель. Считалось, что аллегории о природе и поведении животных, птиц, необходимо изучать для того, чтобы вести праведную жизнь. Даже названия животных что-то значили в дидактическом плане, поэтому в средневековье делалася сильный акцент на этимологии. В рамках бестиариев не имело значение, существует животное на самом деле или нет, содержатся о нем сведения правдивые или же вымышленные. Их смысл был в том, чтобы преподать моральный урок. Как утверждал Августин: «вера есть средство, благодаря которому можно верить в незримое. Мы можем верить во все, что только считаем значимым, и не имеет значения, насколько эти вещи могут быть правдивыми». (Enarratio in Psalmum, "Expositions on the Psalms," LXVI.10).
Аллегорические рассказы из бестиариев» весьма причудливы, в особенности для современного читателя. Они нисколько не претендуют на правдивость, однако порождали суеверия в отношении восприятия настоящих зверей. У определенных зверей авторы находили сходства с Христом, у других животных – сходства с Дьяволом. В то же время одно и то же животное могло иметь сразу качества, соответствующие Христу, и качества, приближающие его к Дьяволу. У Исидора Севильского в «Этимологии», например, присутствует образ льва, пожирающего козла, который символизирует сожранного грешника, поскольку козел является образом распутства и похоти. Однако в другом месте козел символизирует всевидящего Христа, предвидевшего предательство Иуды, поскольку козел любит высокие горы и обладает острым зрением.
У льва, с другой стороны, много положительных коннотаций. Согласно классической бестиарной истории, львята рождаются мертвыми и оживают на третий день от рева их отца. Таким образом, эти символические львята являются образом Воскресения Христова. Однако также в в Псалмах есть отсылка ко льву как к дьявольскому проявлению: «...и попереши льва и змия» (Псалом 90:13).
Бестиарии обладают богатым символическим содержанием, они позволяют найти ключ к средневековому мировоззрению, восприятию добродетели и порока средневековыми людьми.
Составлено по открытым источникам © Eric Midnight, 1.05.2019