Альберт Карл Теодор Ройсс
Альберт Карл Теодор Ройсс
Первая публикация Ройсса - "Супружеский Вопрос" - вышла в 1885 году, и с тех пор его оккультная карьера была сосредоточена вокруг йоги, чакр и сексуальности. |
Теодор Ройсс родился в семье владельца гостиницы в Аугсбурге 28 июня 1855 года. В юности он учился на аптекаря, а затем сделался профессиональным певцом. Некоторое время ему посчастливилось работать под руководством Ричарда Вагнера, которого он впервые встретил вместе с его покровителем, баварским королем Людвигом II в 1873 году. Он принял участие в первом исполнении "Парцифаля" Вагнера в Байройте (в Баварии) в 1882 году. Позже начал работать газетным журналистом и часто ездил в Англию. Некоторое время он провел в Лондоне как журналист и как певец мюзик-холла под сценическим псевдонимом "Чарльз Теодор".
В жизни Ройсса имеется один "темный" эпизод, связанный с политикой. В 1885 году в Англии он вступил в Британскую Социалистическую Лигу, придерживавшуюся тогда анархического толка. И как утверждают некоторые, он сделал это для того, чтобы шпионить за дочерью Карла Маркса в пользу германской секретной службы. По утверждениям недругов, впоследствии эти подозрения стали поводом для исключения Ройсса из Лиги и даже высылки из Великобритании. Вероятно, эта история навсегда отвратила оккультиста от политических авантюр.
Зато масонство, в самых разных видах и вариациях, всю жизнь оставалось для него безумно притягательной штукой. Первая встреча Ройсса с вольными каменщиками произошла в 1876 году. 9 ноября этого года в Лондоне он был инициирован в регулярную немецкоязычную масонскую ложу "Pilger" N 238. Однако его карьера в регулярном масонстве оказалось недолгой. В марте 1877 года он получил степень подмастерья, 9 января 1878 года - степень мастера. Однако 1 октября 1880 года его членство в этой регулярной масонской ложи было приостановлено. Возможно, причина этого была в том, что Ройсс утратил интерес к ее работе и игнорировал заседания ложи.
Прервав контакт с регулярным масонством в 1880 году, Ройсс попытался создать "масонское иллюминатство". С этой целью он занялся воссозданием Ордена иллюминатов (основанного в Баварии XVIII веке Адамом Вейсгауптом), к которому он приглашал присоединяться масонов, имеющих степень мастера.
В 1880 году Ройсс основывает в Мюнхене ложу "Людвиг", однако активной работы организовать не получилось, и вскорости ложа "уснула". Но уже в эти годы обозначилась сфера интересов Ройсса. Первая публикация Ройсса - "Супружеский Вопрос" - вышла в 1885 году, и с тех пор его оккультная карьера была сосредоточена вокруг йоги, чакр и сексуальности.
Австрийский химик, исследователь магии и оккультизма Карл Кельнер, сыгравший ключевую роль в жизни Ройсса, до встречи с ним не имел собственного ордена, однако регулярно собирал нескольких друзей, практиковавших "тантрическую" сексуальную магию. В ходе своих оккультных изысканий Кельнер обнаружил "ключ", который дает ясное объяснение всей сложной символики масонства и открывает тайны природы. Чтобы подробнее разработать и распространить свое открытие, в 1895 году Кельнер предложил Ройссу основать в Германии обновленный вариант "Герметического Братства Света" - "Академию масонства". Она должна была состоять из трех степеней и называться "Oriental Templar Order" ("Орден Восточных Тамплиеров").
Этот Орден, доступный лишь для посвященных в высшие степени масонства, должен был представлять символизм различных масонских обрядов всех степеней в свете "Ключа", которым обладал Кельнер.
Однако на первом этапе переговоры между Ройссом и Кельнером не привели к каким-либо положительным результатам, возможно, потому что Кельнер не одобрял контактов Ройсса с Энджелом. К тому же у Ройсса было много других идей.
В течение 1880 - 90-х гг. совместно с Леопольдом Энджелом из Дрездена, Максом Раном и Августом Вайнхольцем Ройсс предпринимает неоднократные, но безуспешные попытки создать иллюминатскую ложу в Берлине. Наконец, в марте 1901 году им это удается, ложа вновь получает название "Людвиг", и Ройсс становится ее главой. К концу 1901 года в подчинении Ройсса в Германии было уже 5 масонских лож, однако, ни одна из них не была признана регулярным масонством. В июле 1902 года Ройсс поссорился с Энджелом и вскоре утратил какой-либо интерес к иллюминатству.
Бывая в Англии, он подружился с Уильямом Уинни Уэскоттом, Высшим Магом Общества Розенкрейцеров в Англии и одним из основателей Герметического Ордена Золотой Зари. Уэсткотт предоставил Ройссу хартию масонского Сведенборгианского Обряда, датированную 26 июля 1901 года, и разрешение основать в Германии Высший Совет (представительство) Общества Розенкрейцеров Англии, датированное 24 февраля 1902 года. Ройсс стал Магом (верховным главой) Общества Розенкрейцеров в Германии, однако оно оказалось недолговечным и распалось уже в 1907 году.
24 июня 1901 года Жерар Анкосс (Папюс) предоставил Ройссу хартию, назначающую его Специальным Инспектором Ордена Мартинистов в Германии.
По версии Ройсса, после того как он окончательно расстался с Энджелом и покончил с разными другими идеями, в 1902 году он вновь встретился с Кельнером, и они решили вместе продолжать работу по созданию Ордена Восточных Тамплиеров. Приятели начали с того, что стали искать возможность практиковать различные обряды Масонства высоких степеней. Уэсткотт (по другой версии - сам Кельнер) помог Ройссу вступить в контакт с английским ученым-масоном, Джоном Яркером (1833-1913 гг).
У Яркера Ройсс получил право действовать в рамках двух высших масонских систем - "Обрядов Мемфиса и Мицраима 97° и 90°" и "Древнего и Общепринятого Шотландского Обряда 33°" (Совет Керно в Нью-Йорке, 1807).
Письменный патент в качестве Суверенного Великого Инспектора-Генерала 33° Шотландского Обряда Ройсс получил от Яркера 24 сентября 1902 года. В то же время, по всей видимости, Яркер вручает Ройссу, Францу Гартману и Генри Клейну хартию на право управлять Суверенным Святилищем (орган верховной орденской власти) 33°-95° Шотландских обрядов и обрядов Мемфис-Мицраим. Оригинала документа не существует, но расшифровка этого удостоверения была издана в 1911 году в информационном бюллетене Ройсса "Oрифламма" (исторический термин - знак, отмечающий место будущего сражения), который начал выходить в 1902 году. Яркер выдал хартию, подтверждающую полномочия Ройсса практиковать названные обряды 1 июля 1904 года; и Ройсс издал расшифровку дополнительной хартии-подтверждения, датированной 24 июня 1905 года. Ройсс и Кельнер вместе подготовили краткий манифест их Ордена в 1903 году, который был издан в следующем году в "Oрифламме".
Эти обряды вошли в систему "Ордена Восточных Тамплиеров" наряду со Сведенборгианским.
Сведенборгианский Обряд включал в себя вариант Ремесленнических степеней, а Шотландский Обряд Керно и Обряды Мемфиса и Мицраима предоставили богатый выбор эффективных "высших степеней". Таким образом, некоторые из градусов М.М. стали одновременно степенями О.Т.О.. К примеру, 90°-95° соответствовали IX степени в новом ордене. В итоге в распоряжении Ордена оказалась едва ли не самая полная из когда-либо существовавших систем масонских посвящений, благодаря чему Орден приобрел полную независимость.
Оккультному внутреннему кругу Ордена было решено преподавать тайные розенкрейцерские доктрины Братства Света Гермеса, а также "ключ" Кельнера к масонской символике и сексуальной тантрической магии, которую Кельнер почерпнул у восточных адептов.
В 1902 году друзья официально объявили об основании Ordo Templi Orientis. Ройсс (пользовавшийся псевдонимами Мерлин и Перегринус) занял должность "Внешнего Главы Ордена" (Outer Head of the Order - O.H.O ), а Кельнер - Почетного Великого Мастера.
Однако уже через три года, 7 июня 1905 года, Кельнер умер, и дальнейшая работа по созданию ордена происходила без него. С помощью двух сооснователей О.Т.О. - Франца Гартмана и Генриха Клейна - в 1906 году Ройсс подготовил проект Конституции Ordo Templi Orientis. При содействии множества других посвященных они превратили O.T.O. из плохо организованного сообщества в настоящую масонскую систему посвящения, доступную как для мужчин, так и для женщин. Было решено, что в ордене будет десять основных и восемь вспомогательных степеней. Три ступени "Масонской Академии" Кельнера стали VII°, VIII° и IX° этой системы.
Ройсс провозгласил конституцию этого нового расширенного O.T.O. 21 июня 1906 года в Лондоне (где он жил начиная с января 1906 года) и в следующем месяце объявил себя Внешним Главой Ордена (O.H.O). Как впоследствии писал сам Ройсс (в 1912 году в "Орифламме"): "Наш Орден обладает ключом, который открывает все масонские и все герметические тайны, а именно - учение сексуальной магии и этим учением, без исключения, можно объяснить все Тайны Природы, всю Символику Масонства и все Системы Религий".
В том же самом году Ройсс издал свой труд по сексуальной магии "Лингам-Йони", который был немецким переводом работы Харграва Дженнингса "Фаллизм", и издал предписание Рудольфу Штейнеру (1861-1925 гг.), в то время Генеральному секретарю немецкого отделения Теософического Общества, провозгласив его представителем Гроссмейстера О.Т.О./Мемфис-Мицраим в Берлине, подчиненного Собранию Великого Совета, называемого "Мистическая вечность". Однако в 1912 году Штейнер предпочел основать Антропософское общество и в 1914 году прекратил всякое общение с Ройссом.
24 июня 1908 года Ройсс присутствовал на "Международной масонской и спиритуалистической конференции" в Париже, организованной Анкоссом. На этой конференции, Ройсс выдал Анкоссу предписание основать "Высший Великий Генеральный Совет Объединенных Обрядов Древнего и Первоначального Масонства Великого Востока Франции и ее ответвления в Париже" и, возможно, получил полномочия в Гностической Католической Церкви. Он также назначил доктора Арнольда Крумм-Хеллера (Гуиракоча, 1879-1949 гг.) своим официальным представителем в Латинской Америке.
Живя в Лондоне, Ройсс познакомился с Алистером Кроули. В 1910 году он посвятил Кроули в VII° O.T.O. (основанием этого было то, что Кроули предварительно уже имел 33° в Шотландском Обряде). В 1912 году он присудил ему IX° и назначил его Национальным Великим Генеральным Мастером X° O.T.O. в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии в соответствии с хартией от 1 июня 1912 года.
Это назначение Кроули предоставляло ему власть над англоязычными ритуалами более низших (масонских) степеней O.T.O. которым было дано название Mysteria Mystica Maxima или M:.M:.M:. В 1913 году Кроули выпустил Конституцию для M:.M:.M:. и Манифест M:.M:.M:., который он впоследствии переделал и выпустил как Книгу LII, Манифест O.T.O. В 1913 году Кроули написал Книгу XV, гностическую мессу для Гностической Католической Церкви Ройсса. Кроули также посвятил ему мистическую пьесу "Корабль" (1913) и собрание стихов "Большой палец Гиганта" (1915).
В начале Первой мировой войны, в 1914 году, Ройсс покидает Англию и возвращается в Германию. Некоторое время он работает в Красном Кресте в Берлине, затем, в 1916 году, переезжает в Базель (Швейцария). В это же время он учреждает "Вненациональную Великую Ложу и Мистический Храм" O.T.O. и Братство Света Гермеса в Монте-Верита, утопическую коммуну около Асконы, основанную в 1900 году Генри Эденкофеном и Идой Гофман, которая функционировала как центр Прогрессивного подполья.
22 января 1917 года Ройсс издал манифест для этой Вненациональной Великой Ложи, которая получила название "Истинная Мистика". В то же самое время он издал пересмотренную Конституцию O.T.O. (основанную в большой части на Конституции M:.M:.M:. 1913 года Кроули), с "Обзором Степеней Посвящения", а в качестве приложения дал сокращенное Послание Мастера Териона.
Ройсс провел "Вненациональный Конгресс по Возрождению Общества в духе практического объединения" в Монте-Верита 15-25 августа 1917 года. Этот Конгресс включал чтение поэзии Кроули (22 августа) и декламацию гностической мессы Кроули (24 августа). 24 октября 1917 года Ройсс выдал хартию на основание ложи O.T.O. "Свобода и Братство" в Цюрихе. Позже эта ложа оказалась под юрисдикцией масонской Швейцарской Великой Альпийской Ложи.
В 1918 году Ройсс издал свой немецкий перевод гностической мессы Кроули. В примечании в конце своего перевода Книги XV, он упомянул себя как Суверенного Патриарха и Примаса Гностической Католической Церкви и, одновременно, Гностического легата Всемирной Гностической Церкви (Eglise Gnostique Universelle) в Швейцарии, подтвердив полномочия Жана Брико (1881-1934 гг.) как Суверенного Патриарха этой церкви. Выпуск этого документа может рассматриваться как рождение Телемитской E.G.C. в качестве независимой организации под эгидой O.T.O., с Ройссом в качестве ее первого Патриарха.
Очевидно, что Ройсс был увлечен телемой. Гностическая месса Кроули, которую Ройсс перевел на немецкий и обнародовал на своем Вненациональном Конгрессе в Монте-Верита, - это явно телемитский ритуал. В недатированном письме Кроули (полученном в 1917 году), Ройсс сообщил, что он прочел "послание мастера Териона" собранию в Монте-Верита, и что он переводит Книгу Закона на немецкий язык. Он добавлял, "Позвольте, таким образом, еще раз выразить Вам свою поддержку! Мы живем вашей Работой!!!". Впрочем, в какой-то момент, не позднее ноября 1918 года, Ройсс покинул Монте-Верита.
10 мая 1919 года Ройсс выдал документ "Залог дружелюбия" Мэттью Макблейну Томсону, основателю злосчастной "Американской Масонской Федерации". 18 сентября 1919 года Ройсс был повторно посвящен Брико, получив, таким образом "антиохийскую преемственность" и вновь назначен Гностическим легатом Всемирной Гностической Церкви Брико в Швейцарии. В 1920 году Эденкофен и Гофманн покидают Монте-Верита, чтобы основать вторую колонию в Бразилии, и Ройсс издает документ под названием "Программа Создания и Руководящие принципы гностических нео-христиан: О.T.O.".
17 июля 1920 года он посетил Конгресс "Мировой Федерации Универсального Масонства" в Цюрихе, который продолжался несколько дней. Ройсс, при поддержке Брико, пытался там предложить религию гностической мессы Кроули в качестве "официальной религии для всех членов Мировой Федерации Универсального Масонства, обладающих 18° Шотландского Обряда". Усилия Ройсса в этом отношении оказались напрасны, и он покинул Конгресс по окончании первого дня его работы. 10 мая 1921 года Ройсс выдал Хартию X° Чарльзу Стенсфилду Джонсу и Генриху Тренкеру, назначив их, соответственно, Великими Мастерами США и Германии. 30 июля 1921 года Ройсс выдал другой документ "Залог Дружелюбия", на сей раз Генриху Спенсеру Льюису, основавшему в Сан-Хосе (Калифорния) розенкрейцерское общество A.M.O.R.C. (Древний Мистический Орден Розы и Креста). В сентябре 1921 года Ройсс возвратился Германию и поселился в Мюнхене.
Есть некоторые основания предполагать, что весной 1920 года Ройсс перенес удар, однако в точности это неизвестно. Кроули написал У.T. Смиту в марте 1943: "покойный O.H.O. после первого удара пришел в панику относительно продолжения работы..., он торопливо вручил почетные дипломы Седьмой Степени различным людям, некоторые из которых не имели никакого права на что-либо вообще, а другие были только дешевыми трюкачами". Как представляется, Кроули вступает в переписку со своим учеником Франком Беннеттом вскоре после того, как он назначает его своим вице-королем в Австралии, и обсуждает с ним свои сомнения относительно способности Ройсса продолжать эффективно управлять Орденом.
Очевидно, Ройсс обнаружил эту переписку; 9 ноября 1921 года он написал Кроули сердитый ответ в свою защиту, в котором отделил себя и O.T.O. от телемы, хотя, как показано выше, прежде он объединял эти понятия. 23 ноября 1921 года Кроули ответил на письмо Ройсса. В своем письме он заявил: "Моя воля - быть Верховным Братом и O.H.O. Ордена и требовать сложения Вами полномочий - чтобы объявить таковым меня". Письмо он подписал: "Бафомет O.H.O.". Ответа Ройсса не существует, но Кроули сообщает в своей "Исповеди", что Ройсс "оставил пост [O.H.O.] в 1922 году в мою пользу". Кажется, что Кроули и не ждал ответа Ройсса, чтобы принять эту должность. В дневниковой записи от 27 ноября 1921 года Кроули пишет: "я объявил себя Верховным Братом и O.H.O. Ордена Восточных Тамплиеров".
Ройсс умер 28 октября 1923 года. В письме от 14 февраля 1925 года к Генриху Тренкеру Кроули заявляет следующее: "Ройсс был человеком очень неопределенного характера и во многих вопросах ненадежным. В последние годы жизни он, кажется, совсем "спекся". Он даже обвинял Книгу Закона в прокоммунистических тенденциях. Может ли быть более абсурдное утверждение?! И все же, кажется, что его, должно быть, до некоторой степени направляло на верный путь, учитывая, что он назначил Вас и Брата Ахада, а также завещал мне быть его преемником в своем последнем письме".
В письме Чарльзу Стенсфельду Джонсу, датированном "Солнце в Козероге, год XX (декабрь 1924 - январь 1925 гг.)", Кроули утверждает: "в последнем письме O.H.O. ко мне он предложил мне стать своим преемником в качестве Верховного Брата и O.H.O.". Письмо Ройсса, где он назначает Кроули своим преемником в качестве O.H.O., не было найдено, но также нет и никаких достоверных документов, которые бы указывали, что Ройсс когда-либо назначил своим преемником кого-либо иного.