Макдональдизация Оккультуры — Питер-Роберт Кёниг
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Макдональдизация Оккультуры — Питер-Роберт Кёниг

Ordo Templi Orientis


Макдональдизация оккультуры


Питер-Р. Кёниг


 

Что такое «макдональдизация» и что такое «оккультура»?


Под термином «макдональдизация» я подразумеваю акцент, делаемый на вещах, количество которых можно измерить, в контексте, когда именно растущее количество становится мерилом качества, и при этом нет никаких свидетельств, доказывающих действительную качественность, нет ни намека на это. Кроме того, я бы определил макдональдизацию как символическую систему, предназначенную для создания стойких эмоциональных впечатлений, систему, подделывающую порядок и действительную эффективность, чтобы казаться более реалистичной. Вот, чего ожидает производитель «макдональдизации» от своего «продукта» во время его макдональдизации.

Макдональдизация складывается из других факторов: повышение эффективности и рационализации, как в сети быстрого питания «МакДональдс»; предсказуемый и последовательный продукт; как продукт измеряется количественно в плане его размера, численности и квот, и, наконец, насколько его можно использовать в качестве средства контроля. В качестве примера можно рассмотреть механизм для повышения эффективности услуг почты в некоторых германоговорящих странах; согласно данным «стандартам производительности», на опускание обычного письма в почтовый ящик отводится 1.71 секунды. Так же и в оккультизме присутствует необычайно сильное стремление к учености и детальным числовым схемам, как если бы все, чего нельзя выразить цифрами, кодами и символами исчезло бы.

Чего современные потребители ожидают от макдональдизации? Они желают получить умеренно качественный продукт с сильным вкусом как можно быстрее. Природа этого продукта будет определена важными факторами: он должен быть прост в приготовлении, доступен везде для потребления в любое время – фактически, он должен быть вездесущим. Такие продукты представляются человеческому обществу через призму человеческих отношений и взглядов, прошедших через фильтр мышления маркетологов и рекламщиков. Это идеи и взгляды с тенденцией относиться к людям как к объектам и превращать человечество в коммерческий, и, следовательно, потребляемый ресурс. Информация становится частью игры с Интересом и Спросом.

Термин, используемый мной, «Оккультура», охватывает генерирующие культуры аспекты происходящего в этнологическом подполье западного общества, а также он отражает некоторые культурные амбиции этого подполья в мейнстримовой форме того, что я называю «экстатическим творением культуры».

Все эти качества можно найти в американском «Калифате» Ordo Templi Orientis, основанном в 1977 году (здесь я не касаюсь других групп О.Т.О., например «Тифонианского» О.Т.О., основанного более чем десятью годами ранее). Что касается макдональдизации, то этот О.Т.О. расширил свою сферу деятельности гораздо дальше пределов предместья тайного Ордена, его можно найти не только в городах, но также и в географических пригородах и деревнях, он за последнее время также усилилось его присутствие в интернете. Он состоит из разных ветвей, в том числе из «Гностической Католической Церкви», «Mysteria Mystica Maxima», «Эзотерических Розенкрейцеров», Дома Ордена Восточных Тамплиеров», «Герметического Научного Колледжа» и «Гильдии Переводчиков». Иногда руководящее отделение «Калифата» пытается заимствовать громкие названия у других организаций, получая, например, «Fraternitas Rosicruciana Antiqua», «Illuminaten Orden», «Герметическое Братство Света», «Мемфис Мицраим» или «Academia Masonica».

Для привлечения потребителей «Калифат» выпустил ряд продуктов, напоминающих макдональдизированное «просвещение через сексуальную магию». МакГнозис транспортируется через культовую фигуру Алистера Кроули. Он скрыт за сбивающей с толку завесой эвфемизмов и предпочтительно практикуется по воскресеньям посредством портебления «гостии», состоящей из сексуальных выделений, приготовленных в соответствии с Символами и Методами Использования (в постоянно переиздающихся книгах Кроули, содержатся «просвещающие» сноски, написанные текущими лидерами «Калифата).

Относительно антидемократических, расистских и мизантропических работ Кроули его последователи замечают: «Причина […], по которой эти аспекты телемы опускаются [в публичном дискурсе] указывает на фактическую проблему попытки представить телему как религию и сделать ее государственно одобренной или же добиться ее одобрения со стороны общественности. Телема же абсолютно противоречит  и преступает закон нормального общества. Телема отвергает мораль и ценности нормального общества, действует против этих норм и нарушает их. Начиная от включения интоксикантов в ритуал и до позитивного взгляда на сексуальность, который часто рассматривается как поощряющий промискуитет, и вплоть до про-авторитарных и ницшеанских аспектов телемы. У нормального общества есть масса причин отвергнуть телему, и, наоборот, телема поощряет своих приверженцев к тому, чтобы отвергнуть большинство аспектов нормального общества». См. «The Templar's Reich»



«Калифат» О.Т.О. как типичный пример макдональдизации, или супермаркет как вершина культурного достижения


Существует множество примеров макдональдизации в оккультизме в целом, - то, что я называю оккультурой, - от гороскопов в ежедневных газетах до таро и психизма, рекламируемых по телевидению в США или в Италии, доходит даже до наборов «наложи любовные чары сам», встречающихся в оккультных книжных магазинах с низкими ценами. «Калифат» еще не дошел до такой сферы деятельности, но, с такими темпами роста популярности и раздвигающимися границами сферы оккультуры в мейнстримовой культуре, это всего лишь вопрос времени – когда «Калифат» начнет не только продавать футболки с ламеном О.Т.О. и [вместе с www.venus.com] порнографией, но также и замороженной «Амритой» (коктейлем из сексуальных выделений) через интернет.

Однажды я доказывал члену «Калифата» свою концепцию О.Т.О. как макдональдизированной оккультуры, в качестве возражения он привел пример такой же тенденции у другой организации: «Буквально на днях я увидел на улице огромный билборд с рекламой масонства. Нам нем был изображен логотип из циркуля и наугольника и номер телефона, заголовок гласил «Чтобы стать масоном, спроси масона». И эта реклама тоже была через дорогу от макдональдса! Что дальше? Одноразовые масонские запоны с Биг Маком?»

В приводимом здесь примере «Калифат» О.Т.О. проявляет себя как постмодернистский эзотерический супермаркет, придающий равное значение и значимость каббале, футболкам, йоге, инвокациями демонов и ангелов, сексуальной магии, календарям, экзорцизму, наркотикам, религии, гнозису, видео, скандалам, открыткам, философии и псевдо-науке. Простые оккультные знания переупаковываются и продаются как новый продукт. Телема Кроули превратилась в сочный гамбургер в новой блестящей упаковке. Любой человек может приготовить собственную смесь из ингредиентов, которые он найдет в репертуаре Кроули и О.Т.О. Современный кроулианский оккультизм «Калифата» предоставляет дружелюбный к пользователю метод обращения с оккультным материалом, способностями, знанием, правилами и процедурами. Современные лидеры «Калифата» переосмысливают Кроули так, чтобы удовлетворить собственные потребности, создают новые ритуалы, догмы и учения, - как их ритуал VII°, церемонии усыновления детей, с явным влиянием христианской литургии, благословения животных, исцеление с помощью наложения рук, и даже экзорцизм. О.Т.О. стал своего рода вечным двигателем, никогда не позволяющим своим членам достичь настоящего апотеоза. Они терпеливо переносят длинный ряд посвящений, которые, как утверждается, постепенно способствуют просвещению. Исключительно постепенно раскрывая обещанные секреты и приключения, этот Орден (фирма) играет с духовными стремлениями своих членов (клиентов): организация работает в качестве поставщика стремления как такового. Он старательно выбирает разрешенные и запрещенные методы. При помощи своей эффективно организованной формулы (йога, сексуальная магия, «нет наркотикам» и т.д.) «Калифат» предлагает мгновенное просвещение, идущее строго по расписанного графику, иными словами согласно иерархической системе степеней или градусов. Каждая степень посвящения включает в себя предсказуемый специальный ассортимент в рамках специального символизма и техник; каждый этап означает соответствие новым правилам и положениям для того, чтобы сделать просвещение возможным или же «исполнить» его. Иерархия обеспечивает осуществление четкого контроля над членами, за ними непрестанно наблюдают, чтобы они выдавали результаты по стандарту. Эксперименты не поощряются. Наилучший путь к развитию уже был разведан, и потому нужно придерживаться его. Эти ограничения превратили «Калифат» в институционализированную группу, чьи рядовые члены обязаны следовать строгим критериям и сдавать установленные экзамены. Конечно же, не может быть и речи о том, чтобы рядовые члены обсуждали взносы, уплачиваемые за членство и посвящения, истолкование доктрины группой и работу организации. «Калифат» - не демократическая организация, его лидеры не избираются демократическим путем. Все должно быть согласовано: все члены «Калифата», имеющие Пятую Степень, должны иметь татуировку в виде розы в верхней части груди, гематрически число 729 всегда означает кроулианскую версию написания имени Бафомет – «BAFOMIThR», иными словами МакБафомет. Креативность и оригинальность мысли исключаются по причине своей «неэффективности» и потому, что не поддаются контролю.

Но фиксация на Кроули означает застой. И с этого места начинается иррациональность макдональдизированной оккультуры. Свобода в О.Т.О. Кроули отражается в догмах:
- Догма о мистицикации; никто не должен знать о центральном спермо-гностическом секрете, в статутах закреплена явная цензура. Существует технократия, «владеющая» знанием и стремящаяся обладать монополией на его толкование и передачу; конечно же, любой, мыслящий в таком ключе, продает лучшие секреты на рынке. Отсюда следует и причудливое доктринальное стремление обращаться с «секретом» спермо-гнозиса так же, как Кока-Кола ревностно охраняет свой «секретный рецепт». Это «коммерческая тайна», которую следует отрицать, как только ее касаются (даже когда попытки отрицать выглядят абсурдными), поскольку «коммерческую конфиденциальную информацию» нужно сохранить любой ценой.

- В такой намеренной иерархической неразберихе, которая царит в организации, непонятно, кто за что отвечает. Знает ли левая рука, что делает правая?

- В этой иерархической пирамидальной структуре, в которой очевидно, что все члены не смогут достигнуть высшего градуса.

- В затратах – долгие годы оплаты членских взносов.

- В длительных периодах ожидания следующего посвящения (хотя большинство членов никогда не получат выше Третьей Степени).

- В приравнивании качества количеству; лишь тот, кто приводит новых членов в Орден, будут продвинуты дальше по Степеням.

- Хотя чиновники, высокопоставленные лица и знаменитости пользуются лишь ограниченными правами на неприкосновенность частной жизни и анонимность в условиях демократии, все устроено совершенно не так в таких организованных оккультных нишах, как О.Т.О. Чем выше должностное лицо в О.Т.О., тем меньше будет известно его имя, и тем более анонимно он будет осуществлять свою власть в группе. Так что «мирские» имена лидеров или представителей организации зачастую держатся в секрете.

- Доминирование организационной структуры. Не разрешается принадлежать к другим группам. Таким образом, членство в «Калифате» О.Т.О. считается несовместимым с, скажем, «Храмом Сета» или «H.O.O.R.». Это означает монополизацию рынка, очень похожую на доминирование операционной системы Microsoft в компьютерном мире.

Эта тенденция часто приводит к исключению членов, пытающихся отказаться от догм Кроули, или же к угрозам на основании закона по отношению к другим творческим группам, использующим названием О.Т.О.

Все эти факторы поддерживают иллюзию эффективности, работавшую до сих пор, так почему же ей не срабатывать в будущем? Но, в конце концов, «ключевой секрет» никогда не был секретом. Все, когда-либо интересовавшиеся О.Т.О., знают, что секрет – это Спермо-Гнозис. Так что зачем кому-то хотеть присоединиться к О.Т.О., если единственное стремление действительных членов О.Т.О. заключается в достижении следующей степени, а что случится, если больше некуда стремиться, что, если Орден перестает быть поставщиком сакрального?

В этом контексте следует помнить, что руководители групп О.Т.О. утверждают, что членские и вступительные взносы, а также плата за посвящения не рассматриваются ими как денежное вознаграждение за товары и услуги (даже 5-10% скидка на опубликованные О.Т.О. книги Кроули), но как вклад в «Великую Работу».


Интернет как иллюстрация к макдональдизации оккультуры


До этого момента я говорил о теме макдональдизации в утилитарных терминах, теперь же я намерен говорить о некоторых ее апокалиптических (а не утопических) механизмах, представленных в интернете.

Интернационализация торговли и влияние Голливуда стали существенными факторами, способствовавшими распространению макдональдизации американской культуры. И как средство коммуникации, и как представитель новой информационной реальности (киберпространства), интернет способствует развитию «супермаркета космических вибраций». В различных своих проявлениях, -  WWW, e-mail, MUD, ftp, списки рассылки, новостные группы, Usenet, чаты, Hot Chats, виртуальные исповедальни IRC, Интернет банки и т.д., - интернет также служит в качестве хаотического пункта сбора цифровых оккультных документов одинаковой степени валидности. Однако баланс сил на рынке между авторами и читателями сместился, поскольку полезная и стоящая информация редко публикуется в интернете. Причина – в защите авторского права и в тривиальности большинства онлайн-публикаций. Это может помешать серьезным авторам публиковать свои материалы в интернете, хотя исключение из этого правила можно найти в «Виртуальных библиотеках». Тем не менее, как рядовые пользователи, так и многие предположительно «серьезные» исследователи полностью доверяют данным, размещенным в сети (предположительно «тщательным» и «полным»), создавая теории на основе информации сомнительного качества и неизвестного происхождения; поэтому исследования, поддерживаемые только интернетом, обладают сомнительным качеством и множеством брешей.

Фрагментированность – главное качество оккультуры (в смысле индуистского разообразия), интернета, а также определения идентичности в постмодернизме. Знак равенства между «личностью» и «ролью»  приводит к разрухе, в которой множественные или децентрализованные «я» являются исходным пунктом знания.

Соединение фрагментов (или фрагментированное восприятие) имеет под собой основание, но за ней отсутствует окончательная истина. Это императив значений и их симуляция в качестве ролей. Просмотр интернет-страниц с частой сменой веб-сайтов не требует использования глубоких методов исследования источников и различения структур. Есть только нужда в эстетическом способе симуляции и навигации, чтобы найти свой путь в виртуальном пространстве; это мир, который никогда не анализируется, а просто населяется, подобно юнгианским архетипам.

Это раздробленное «я» (или, если быть точным, множественные субъективности и постмодернистские концепции самости), эти жизни, проживаемые как серии каббалистических корреляций, составляющих реальность многих оккультистов, отражается в бесконечных манипуляциях с изображениями, наблюдаемыми в состоянии транса или в видениях, или в их письменных версиях, а также в воображении, отображаемом как на экране компьютера, так и за его пределами.

Является ли это виртуальной формой гнозиса, в которой невыносимое тело виртуально трансформируется и ощущается заново, но на этот раз не с помощью экстремальных видов спорта или сексуальной магии, наркотиков или йоги? Стал ли гнозис диа-гнозом (игра слов: «Does Gnosis become dia-gnosis…» - прим. перев. E.M.), когда человечество покидает старый Храм тела, чтобы найти новый дом в Сети? Некоторые критики сравнивают редуцирование «телесности» до мышки и клавиатуры с ампутацией Самости – это процесс, способный вызвать психоз. Вместе с выросшим информационным потоком, способном привести к путанице и нерешительности, эти критики рассматривают снижение важности физического тела как один из основных влияющих на культуру факторов. Таким образом, это окажет серьезное влияние и на оккультуру. Дезориентация представляет собой шаг к ампутации Самости в море выборов, и многие оккультисты переосмысливают это как мистическую цель саморазрушения.

Единственной мерой измерения «контроля качества» в оккультизме является интенсивность переживаемого, проявляемая в страсти к «аутентичности», «истинному знанию», и интроспекции. Интернет теперь симулирует это чувство безотлагательности, это сильное чувство «присутствия», присутствования.

Если мы определяем киберпространство как пространство за изображениями, то приходим к полной отрешенности от времени, пространства и социальной значимости в интернет-коммуникации. Была создана виртуальная оккультура; технологическое дублирование реальности в «реальное» и «виртуальное» порождает всего лишь мимикрию под активность и производит «мгновенное» просвещение. Конечно, мысли и идеи, блуждающие вокруг Сети, не совсем бесформенные, но их неясность, мимолетность и иллюзорные качества возрастаю количественно и качественно. По мере того, как Сеть растет и растет, становится все труднее ухватиться за конкретные идеи и концепции, и еще сложнее должным образом судить и делать научные наблюдения. Возник непредвиденный шанс пересмотреть традиционные подходы к реальности.


«Я воспеваю тело электрическое»


 Маршалл Маклюэн считал процессы современных СМИ, - на границах постмодернизма, - «расширением человека», результатом взаимодействия организма с окружающей средой. Технический потенциал для переноса всего человеческого сознания из тела в информационные системы можно рассматривать в религиозных терминах как своего рода «доктрину спасения». Это расширение человеческого мозга (которое на самом деле рассматривает людей как эквивалент информации) имеет сильное сходство с амбициями какого-нибудь оккультиста создать или стать homo superior, господствующую расу сверхсуществ, способных изменять генетический материал по собственному желанию.

Поэтому многие оккультисты воспринимают интернет как бессознательное электронное расширение нервной системы – своего рода астральное тело, ведущее к новым формам человеческого взаимодействия. Земное физическое тело – это жесткий диск. Основная память компьютера, такая же бесформенная, как ртуть, и его процессор предоставляют астральную энергию, священный огонь вырывается из ампутированного и редуцированного тела в виде мышки и клавиатуры. Таким образом, существуют граждане киберпространства, приравнивающие образный визуальный язык программирования к Таро, и рассматривают хранилища данных поисковых систем интернета как хроники Акаши. Какой странный побочный продукт истории: привлекательность отображаемого на экранах компьютеров означает, что уровень рациональности упал, уступив место новомодному анимизму.

Интернет, как коллективный мозг Маклюэна, идет вразрез с секретностью определенных групп О.Т.О., которые продолжают вести себя так, словно он будет способствовать его производству, распространению и торговле. Но их заявления о том, что они являются единственными держателями «коммерческой тайны» спермо-Гнозиса на фоне открытости этого колективного мозга похожа на попытку какой-то новосозданной фирмы утверждать, что им принадлежат права на огонь и воздух; танец синопсиса мозга на могиле авторского права. Право на интеллектуальную собственность должно быть пересмотрено, необходимо найти новое основание для законов. Кодовые ключи для безопасности в интернете заменяют традиционные границы между вами и мной.

Скорость передачи данных имитирует и стимулирует иллюзию богатства, власти и общности. Любая потеря самоограничения через эту скорость, кажется, дает «мгновенный» доступ к внутреннему «я» оккультиста. Но, кажется, теперь это «я» забыло основные правила грамматики, или принципы аналитического мышления, утратило следы «политической корректности» и свою обычную вежливость. Вырождение большей части языка в интернете в своего рода пиджин английский, возможно, из соображений скорости общения и прагматичности. Шрифты, иконки, картинки и анимации на экране, общепринятое молчание в интернет-общении, отсутствие невербальных подсказок языка тела – все это, похоже, привело к чрезмерно преувеличенным симпатиям, антипатиям, идеализациям и демонизациям. Исчезновение такого рода традиционного сознания, которое формировалось внешними факторами (такими как повседневная жизнь, время, необходимое для прибытия старомодной «почты-улитки», необходимость составлять черновики и редактировать, культурные барьеры и так далее) означает, что старомодные статегии разрешения конфликтов были утеряны или забыты. Здесь на ум приходит слоган компании «Nike»  «Just do it» («Просто сделай это») на кроссовках жертв секты «Небесные Врата», совершивших суицид: был ли это еще один пример злоупотребления ритуалами общения, когда возросла предполагаемая «осознанность»? Слоган Кроули «Do what thou wilt» («Делай, что изволишь») в 1960-х годах превратился в «Do your own thing» («Делай, что хочешь»); и, через коммерциализацию, превратился в «Just do it» («Просто сделай это»), теперь же – в демонстративное «Do!» («Делай!»).

Возможность в киберпространстве менять свою личность, пол и возраст по желанию, чтобы существовать в виде чистого «текста без тела» или иконки (а также аватарки) находится в явном противоречии с традиционным оккультным образом жизни и опытами (спорт, наркотики, музыка, танце, световые эффекты, йога и сексуальная магия). В интернете все сводится к единообразию шрифтов, форматированию и стилю. Соскальзывание в такое внетелсное астральное существование воспринимается некоторыми оккультистами не только как выполнение «Великой Работы», но и как сопутствующее чувство, как будто к тебе присосался паразит, или тебя пожрали, с огромной потерей энергии в результате. Они считают, будто бы интернет стал злым эгрегором. Процесс обработки и усвоения всех данных становится одномерным, это дорога, с который, кажется, невозможно сойти: это умственное потребление, сопряженное с физической неподвижностью. В результате наблюдается физическая дегенерация наряду с психическим расстройством: глазные инфекции и плохое зрение, постоянные травмы от перенапряжения, эксцентричные привычки, головные боли, нарушение сна и недостаток концентрации. Еще одним тревожным результатом этой утраты прежней эмоциональной аутентичности является желание как-то раствориться в компьютере, например желание Энди Уорхола стать машиной, которую иногда можно увидеть в японских фильмах о человеке-машине, или, в более широком масштабе, как у Дэвида Боуи в «Герои на один день». Но кому нужно добиваться такого слияния? В наше время, когда индивидуальное определение того, что составляет идентичность, становится все более раздробленным, не стоит удивляться распространением популярных мифов, стремящихся объединить мир. Но разве этот миф возникает сам по себе, или, напротив, это мы стремимся его продвигать? И, если уж на то пошло, то что это за миф: миф о всемогуществе и вездесущести, или миф об освобождении тела в виде йогической ненависти к себе, или бессмертия, или подобии Богу? Но это старые идеи. Новые СМИ  в действительности не посвящены устаревшему стремлению к бессмертию, только гностической необходимости достичь совершенства. Физическое тело обесценено, и теперь необходимо хотя бы отчасти его заменить. Неврологическая технология направлена на разделении разума и тела, чтобы ум мог храниться в электронном виде и, таким образом, совершенствоваться и перепрограммироваться. Интерес к возможности воздействовать на тело с целью его изменения и улучшения является симптомом нежелания принимать физические и психические нарушения. И вновь, богатые выиграют в этой гонке к самосовершенствованию. Например, богатые в группах О.Т.О., определяющие, кто из членов будет возвышен в более высокие степени: совершенным посвященным нужны совершенные тела, чтобы совершать совершенный акт сексуальной магии для производства совершенного «Эликсира Жизни».

Это позволяет ввести новый миф: бытие вымышленным творением становится неотъемлемой частью бытия реальным человеком; быть симуляцией среди симуляций. Маги чувствуют себя комфортно, живя с такой концепцией, поскольку, в конце концов, это всего лишь еще один способ изменения мира чисто через упражнение магически заточенной воли. Беда в том, что эта магическая воля у каждого, кажется, выражает себя только благодаря воздействию постоянных новых стимулов (например, исходящих от более высоких измерений) или же для того, чтобы скачать новый разум из интернета. Протофашистская самость прячется в бункере, являющемся всего лишь глобальным сообществом разобщенных существ в интернете, с которыми эта воля никогда не соприкасается и не встречается. Это конечная форма безопасного секса, безопасных наркотиков, безопасного трансцендентного и безопасного феминизма.

Тимоти Лири пытался переформулировать эту теорию существования виртуального киберпространства; он хотел, чтобы человеческий мозг научился дышать, ныряя в то, что он называл «атмосферой данных» («Datmosphere»), в то время как их тела наслаждались бы собой в медленной похоти мира «мясной материи». Он считал, что «на уровне кожи-и-жидкостей» левая часть человеческого мозга концентрируется на механических, материальных изображений, в то время как в киберпространстве правая часть мозга, по-видимому, высвобождается, чтобы исследовать интенсивный поток кибер-реальности, в котором происходит быстрый обмен ответными реакциями с другими источниками информации и другими совершающими внетелесный опыт существами. Но способен ли компьютерный экран создать расширенное сознание вне «авторизированных реальностей»?

Многие оккультисты привыкли проводить много времени, блуждая по альтернативным реальностям, то есть к таким вещам, как астральные планы и духовный мир. Таким образом, киберпространство всего лишь означает еще одно (символическое?) расширение к «высшим измерениям» для людей, способных присоединить и расшифровать подобные вещи ради личной магических и расширяющих сознание нужд. Хотя киберпространство кажется одним из инструментов выхода из реальности, способный сталкивать оккультистом со скептицизмом или неприятием, один из оккультистов, отвечая на мой вопрос об «использовании интернета», очень четко выразил оккультную точку зрения на этот счет: в интернете «мы можем просто существовать». Отсюда чрезвычайно возможной становится возможность того, что такие люди воспринимают реальный мир как «сверхреальный» после того, как снимают свои кибер-шлемы. Таким образом, можно вновь обратиться к этим новым средствам массовой информации как к «расширению человека», чтобы вернуться к физическому миру как к «фантомной боли», подобно той, что возникает на месте ампутированной конечности.

Тумульт в гостиной
Некоторые антропософы считают, что предсказания Рудольфа Штайнера претворяются в жизнь через интернет: свобода мысли, социальное понимание человечности и познание ума. В культуре электронной информации эти люди увидели реализацию гуманистических идеалов, таких как философская толерантность, осуждение цензуры и насилия; чистая жизнь ума, не подверженная влиянию политики, идеологий или средств массовой информации.

Но на самом деле интернет оказывается глобальной стадией самопознания, с одним единственным теоретическим катарсическим эффектом; это среда для разрушения табу и самый низкий общий знаменатель. Здесь встречаются уверенность в себе и традиционные стремления, недостатки, вытекающие из массовой культуры. Доступ в Сеть поддерживает крайние мнения, придает им авторитет и снабжает аудиторией. С таким социально непреодолимым гибридном созвездием умов киберпространство вырождается эстетически опосредованное выражение социального мейнстрима, и, соответственно, в ритуализированное место для болтовни о йогне, каббале, гнозисе, церемониях и Кроули (как в некоторых группах О.Т.О.). Все утверждения о том, что интернет якобы является формой расширенного сознания, оказываются простой реконфигурацией мира, позволяющей всему развиваться как и в прежние времена. Это подобие выражения индивидуальной воли и планов, имитация свободы, ослепленная корсетом ритуалов. Или, если хотите, это обновленная сага о Нарциссе: МакНарцисс.

В интернете постоянно растет число «экспертов» в сфере оккультизма, поскольку не существует никакого контроля или редакторского выбора, так что практически каждый член О.Т.О. с домашней страницей в интернете стал «экспертом» в соответствии с высказыванием Йозефа Бойса «каждый – хозяин своего ток-шоу». Но затем человек сталкивается с дублированием предположительных источников истины, что в конечном счете полностью аннулирует любую истину. Все равным образом теряет свою значимость, хотя представляется совершенно иначе. Будь то реклама «Беннеттон», антикультовые организации или карты Таро, все одно: мир – словно оберточная бумага. В гипердемократии интернета больше не существует таких понятий, как «правильное» и «истинное» как противоположность «неправильного» или «ложного», есть лишь признаки, указывающие на методы, диктуемые макдональдизацией: быстрее, громче, ярче, сочнее. В этой межконтинентальной дискуссии о ценности знаний, эмпатии и поиске качества должны подвергнуться грандиозной информационной перегрузке и выходу за рамки разумного, приходящим с повышением количественных показателей. То, что поначалу казалось революцией или анархией, быстро деградировало до явного потребительства.

Почти все домашние странички членов О.Т.О. в интернете представляет собой самореферентное общение, вне зависимости от их содержания, все, что они говорят, имеется и на других домашних страницах членов О.Т.О. Пакет считает себя содержимым (носитель считает себя сообщением). Эта самореферентность распространена среди оккультистов, среди кроулианцев или сайентологов, а также некоторых масонских «ученых» (исключительно цитирующих масонскую литературу в своих эссе), таким образом усиливающих свои предрассудки.

Может показаться, что макдональдизация оккультуры разрушает эти кровосмесительные тенденции из-за публичного доступа в интернет; там, где раньше чтили академические звания и старые различия между белыми воротничками, синими воротничками и униформой, теперь царит только ASCII. Избирательное внимание теперь решает является информация стоящей или нет. Теперь не имеет значения правильна информация или нет, не важно даже истинна она или ложна. Важно лишь то, привлекает ли она внимание. «Пользователи сети» самоорганизуются в сетевые-кольца – сообщества по интересам, не зависящие от географии, сообщества, основанные на часовых поясах, широко распространенной анонимности и постоянно меняющихся идентичностях. Постоянство и надежность являются стандартами для связи с этими веб-сообществами, на мета-уровне, существующем лишь онлайн.

Благодаря интернету то, деятельность, ранее доступная лишь оккультным Орденам, стала частью популярной культуры, фактические события сужаются до уровня «событий» Web 2.0 и мнений из вторых рук, знание становится накоплением данных, линейное становится интерактивным, а настоящая дружба исчезает, ее заменяет кибер-взаимодействие. Оккультура становится аудиторией, раздираемой фракциями, вываливающими свою полуправду из бездонного цифрового омута. Эта макдональдизированная оккультура является ареной, на которой что-то происходит, почвой для теорий заговоров, где полуправда классифицируется как научная работа. Например, при полностью количественном использовании данных исключительно для интернета в университетских диссертациях. Это сведение фактов к галлюцинаторным спекуляциям не оставляет места для контролирующего влияния истины и приводит к бесконечному фрагментированному лабиринту неограниченноых выборов. Любая информация здесь будет сталкиваться с постоянной эластичностью в процессе трансформации и интерактивной реконфигурации.  В огромных катакомбах гипертекста слишком легко потерять чувство целостности. В туманной атмосфере, вызванной отсутствием беглого обзора, могут исчезнуть связность и последовательность. Там, где есть гипертекст, отсутствует контекст. Смогут ли пользователи интернета, во избежание нежелательной перспективы, создать надежный информационный иммунитет против заражения ложной информацией во Всемирной паутине?


С луком или без?

Будучи еще более влиятельным, чем радио, фильмы или телевидение, интернет изменит наше восприятие и язык. Уже десять процентов пользователей интернета являются детьми и подростками, а это ресурсная база и рынок западного общества. ЕС установил планы по обеспечению всех школ подключением к интернету.

Конечно, широкий спектр информации в интернете способен стать источником вдохновения для внимательных и тщательных исследователей. И его открытость означает, что некоторым группам гораздо труднее поддерживать свое оскорбительное поведение. Стоит отметить, что основатели О.Т.О., Теодор Ройсс и Алистер Кроули, разработали очень «открытые» и либертарианские мнения относительно образования и сексуальности (детей должны воспитывать «священники-доктора» или либертарианские гностики, а не семейная структура).

Бесчисленные проявления множественной идентичности в нашей культуре, включая создание интернет-личностей, способствует общему подтверждению традиционных унитарных теорий идентичности и поддерживают постмодернистские мировоззрение. Есть подходящие метафоры, описывающие этот бег сквозь информационную науку, психологию, детские игры, литературу, рекламу, биологию, медицину (теперь можно сделать виртуальное препарирование лягушки), массовую культуру и курс оккультуры. Принцип «воплощенного искусственного интеллекта» хорошо известен, он используется в качестве парадигмы в физике, информационных технологиях, биологии и поведенческой науке – уже есть примитивные искусственные «существа», способные к независимому совершению движений, они могут сотрудничать, организовываться и эволюционировать. Никогда еще пропасть между высокой культурой и культурой массовой (или потребительской) не была настолько узка. Зримое не должно ссылаться на скрытое, существование не должно ссылаться на сущность, а знак – на обозначаемое. Мы живем в электронной версии обманчивой внешности по Оскару Уайльду, где «истинная тайна мира – зрима, а не невидима».

Но какие недостатки постмодерна приносятся вместе с этим явлением? Постоянные скачки от одного субъекта к другому в мире, привязанном к незамедлительности и одновременности сознание будет стерто из истории. Пассивность и неподвижность постмодернистской личности неразрывно связаны с растущей потребностью к более сильным стимулам.

В то время как всемирно известная торговая марка определяется наличием единства, ясности и строгой удовлетворенности потребностей клиента в создании узнаваемого бренда и его лояльности, «Калифат» О.Т.О. является чуть больше, чем коммерческим концерном, позволяющим своему управляющему директору жить за счет гонораров, генерируемых произведениями Алистера Кроули. На самом деле это не членские взносы, обеспечивающие хороший доход руководителям этой организации, а почти полностью (некоторые говорят, что неправомочные) гонорары. Эти гонорары поднимаются через запугивание издателей, слишком ленивых для того, чтобы признать реальную ситуацию в правовой сфере. Благодаря этому «Калифат» может продолжать свое паразитическое существование на теле издаваемых книг. Этот факт пытаются отбелить на множестве домашних страниц в интернете, на которых выказывается чрезмерная любовь к тому, чем «Калифат» является – к МакО.Т.О. С эсхатологической точки зрения оккультные части интернета стоит рассматривать как место, где информация (как фактор производства и потребления) используется меньшинством в качестве инструмента контроля, власти и манипулирования массой оккультных потребителей. Маргинализированные религиозные группы и неолиберальная экономика (например, макдональдизация) являются двумя сторонами этой (долларовой) монеты.


Новый адаптированный перевод статьи был выполнен  Mark Parry-Maddocks в 2000 году.

Немецкая версия: Deutsche Version: Die McDonaldisation der Okkultur, версия от 2011 года

Также текст использовался в качестве речи для  C.E.S.N.U.R. в Университете Амстердама в 1997 году и в Лондонской Школе Экономики в 2001 году.

 

© Peter-R. Koenig, 2011.

Источник © The Ordo Templi Orientis Phenomenon (www.parareligion.ch)

Оригинал материала https://www.parareligion.ch/mcdonald.htm

Перевод ©  Eric Midnight (Er Might) 12.04.2019


Back to Top