Каббалистический символизм колонн масонского храма — автор Юрий Халтурин
Каббалистический символизм колонн масонского храма в интерпретациях русских розенкрейцеров конца 18-начала 19 века.
1. Каббала как символическая философия
Как мы теперь знаем, каббала играла если не центральную, то весьма важную роль в учении русских вольных каменщиков1. Русские братья были хорошо знакомы практически со всеми основными источниками христианской каббалы, а также с наиболее важными текстами собственно еврейской каббалы, - такими, например, как «Сефер Йецира» (Книга Творения), «Шаарей Ора» (Врата Света) Йосефа Джикатилы, Сефер-ха-Тмуна (Книга Образа) и Сефер-ха-Зогар (Книга Блеска). Каббалистические концепции оказали влияние на три основных аспекта масонской философии – учение о Боге, Натуре и человеке.
В различных источниках из архивов русских масонов мы встречаем разные определения каббалы2: каббала как еврейская мистическая традиция (теология, теософия), каббала как общечеловеческая универсальная тайная мудрость и предание, как особая техника толкования Священного Писания, как система магических практик. Для нас наибольший интерес будет представлять понятие о каббале как символической философии. Так каббала определяется, например, в тексте «О десяти зефирах»: «мудрость человеческого рода вообще и еврейского в особенности, таинственна по мере своей глубины или основательности и в равной мере символическа по своей форме. Ибо только символ или иероглиф может представить вышечувственное, поставив его в объясняющие отношения с видимым и обыкновенным, и таким образом дать глубокое обозрение предметов, исчерпывающее существо их3».
Другое подобное определение находим в одном из масонских журналов: «Кабалисты науку свою называют истинною Метафизикою и священным учением, которое чудесным некоим и божественным искусством чрез некоторые символы, оставя все земное и отделив всю материю, научает извлекать из формы форму до тех пор, пока дойдено будет до такой материи, которая есть единой формы и не имеет никакой формы»4.
Такие определения каббалы представляют собой особую ценность, т.к. совпадают с определением «масонской науки»: «Не есть тот орденский бр:, который не ведает Иероглифическаго языка. Сей язык требует ведения о корепондансах. Иероглифическое масонство есть научение этому языку»5. Каббалистическое учение в этом аспекте оказывается тождественным масонскому: «Обратимся к Соломону, великому мастеру тех наук, коим мы научаемся, и увидим как он описывает Премудрость и разделение ея дарований: подумаем, что суть Соломонския науки? Оне суть кабалистическия науки6».
Однако, такая тесная связь каббалы и масонства через общее понятие символического и иероглифического языка вынуждает исследователя задать закономерный вопрос: какие же именно символы масонства связаны с символами каббалы? В данной статье мы рассмотрим лишь один, но весьма важный символ – колонны масонского храма.
2. Столпы Иахин и Боаз в контексте учения о сефирот
Важнейшим символом масонского ритуала являются два стопа или колонны – Иахин и Боаз, стоявшие на паперти Храма Соломона соответственно слева справа и слева. Две эти колонны могли символизировать весьма разные вещи: 1) два столпа, огненный, который освещал путь народу Израиля в пустыне, и облачный, который скрывал их продвижение от врагов их7; 2) пассивное и активное начала, добро и зло, свет и тьму8; 3) крепость и силу (как абстрактные качества и как опоры церкви)9, используясь в таком случае как слова-пароли первой и второй степени посвящения соответственно10 (крепость и сила – приблизительный перевод названий колонн).
Два эти столпа стояли перед масонским алтарем или были изображены на ковре, и между ними проходил посвящаемый на своем пути от тьмы к свету, от состояния невежества и порочности к состоянию мудрости и добродетели, от состояния профана к состоянию брата. Кроме того, как мы сказали, названия этих колонн служили условными знаками-паролями при посвящении и допуске в ложу, поэтому их значение невозможно преуменьшить.
На каббалистическое значение двух столпов указывали такие видные масоны как А. Э. Уэйт и О. Вирт. Уэйт в своей энциклопедии связывает два столпа соломонова храма с двумя сефирами – Нецах и Ход, отсылая читателя своей энциклопедии к «Вратам Света» Йосефа Джикатилы11. По мнению Уэйта, масонский символизм столпов связан не с библейским, а именно каббалистическим контекстом. Вирт указывает, что в самих названиях колонн имеется каббалистический подтекст. Буква йуд – первая буква слова Иахин – своей формой напоминает фаллос, мужское начало, с буква бет – первая буква слова Боаз – может читаться как бейт (дом) и бат (дочь), т.е. обозначает воспринимающее, пассивное, женское начало. Однако, ни Уэйт, ни Вирт не показывают, каким образом повлияла каббалистическая интерпретация символики столпов храма Соломона на восприятие самими масонами символики этих же столпов в пространстве масонской ложи. Это влияние я и постараюсь проследить.
Русские масоны наделяли две эти колонны метафизическим значением: «На вопрос о двух столпах пред жертвенником, не значат ли они огненный и водный: сказано: сие близко. – Все в мире сделано двумя силами, притягивающею и разширяющею. Свет и мрак»12. В данном фрагменте один из духовных лидеров русских масонов И. А. Поздеев, возродивший розенкрейцеровскую степень в России в 19 веке, проецирует на эти столпы метафизический принцип, заимствованный у Я. Бёме, о свете и мраке, хладе и тепле, воде и огне как двух противоположных началах, борьба и единство которых порождают вселенную.
Интересно, что идеи Бёме органично соединяются в метафизике русских масонов с каббалистическими идеями: «В видимом мире закон равновесия есть общий закон физический, происходит в равновесие от кажущегося противодействия двух сил. Этот физический общий закон, наводит на мысль равновесия метафизического и по заключению, что в Боге, т.е. в первоначальной живой и действующей причине, должны быть два свойства необходимые оно другому: устойчивость и движение, необходимость и свобода, справедливость и любовь или строгость и милосердие. – Эти 2 принадлежности Божества олицетворяют некоторым образом кабалисты под именем Гвура (написано на иврите – прим. авт) и Хэсед или Гедула , слова эти означают силу, строгость и милосердие или величие.»13 Здесь две противоположные силы божества, которыми творится мир, соотносятся с двумя из десяти сефирот – Милосердием и Строгим судом.
Итак, если две колонны символизируют у масонов два противопложные начала творения, а последние связываются с двумя сефирами, нет ли связи между колоннами и этими сефирами? Думаю, что есть, и эта связь видна в следующем высказывании Поздеева: «Два столба J и B, т.е телесность и духовность, земля и небо, магия и кабала, суть 2 ноги Астрономического человека»14. Ту же символику встречаем и ниже: «Два столпа, Магия и Кабала, или 2 ноги, на коих Теозов стоит, яко на двух столпах, или двух силах Материального и духовнаго мира»15.
Что позволяет нам говорить о том, что в этих интерепретациях содержится каббалистический элемент? Кроме упоминания кабалы как таковой, это символика двух колонн как двух ног некоего Астрономического человека. Эти две ноги упоминаются и в другом фрагменте у Поздеева в связи с теософской символикой двух сефирот: «Циркуль знаменует Самого Бога, ибо верх онаго знаменует вечность, коея протяжения, или т.ск. лучи, или ноги, знаменуют два свойства Божии, досягающие все безпредельно: Правосудие и Милосердие, ибо ничто против сего устоять не может»16. Как видим, две ноги увязываются здесь с Милосердием и Судом, в предыдущем фрагменте – с колоннами и метафизическими противоположностями, которые в свою очередь символически отсылают к сефирам Милосердия и Суда. Круг замкнулся.
Однако, эта замкнутость обманчива, так как в классической каббале ноги Адама Кадмона, который у Поздеева назван Астральным Человеком, символизируют две другие сефиры – Нецах и Ход, Победу и Вечность. Например, у Йосефа Джикатилы: «Ноги относятся к Нецах и Ход… которые суть колонны сефирот, и им соответствуют две колонны Соломона, Иахин и Боаз»17. Заметим, однако, что все-таки ноги Адама Кадмона соотнесены здесь с колоннами храма, как и у русских масонов. Встречаем ли мы у последних тексты, где символика выстроена в более традиционном духе? Да, таким текстом является, например, «О десяти зефирах». В нем со ссылкой, правда, не на еврейские мистические тексты, а на классика христианской каббалы Афанасия Кирхера, приводятся следующие соответствия: Нецах – голень, нога, столб правый; Год – столб и нога левые18.
3. Эротический символизм двух столпов и каббала.
Каббалистическая интерпретация символики колонн Иахин и Боаз разварачивается у русских масонов и по другой линии – через эротический символизм. Так, Поздеев упоминает, что «Х Ст: (степень шотландского мастера или андреевская – прим. авт.) нам изъясняет, что два толпа I: и B: означают красоту и силу. Тоже самое подтверждается и в одном Р:К: сочинении, с присовокуплением, что они означают также время и вечность, женское и мужеское, два неугасимых семени, страждущее и действующее. Также означают Царство Натуры и царство Благодати; телесноть и духовность, земную сферу и небесную, тако же Магию и Кабалу, ведение коих было платою Уч-в и Тов:-й»19. К уже встреченной нами символике здесь добавляется эротический аспект – две колонны как мужское и женское начало, два семени. Розенкрейцеровское сочинение, которое упоминает Поздеев – это так называемое «Братское увещание», своеобразный катехизис Ордена Золотого и Розового Креста20. Похожий эротический символизм двух колонн находим и в другом русском розенкрейцеровском тексте: «Круг с вертикальной чертой – Земля – Первый столб – Жена. Круг с горизонтальной чертой – Небо – второй столб – Муж»21.
Отмечу, что эротический символизм колонн храма Соломона, возможно, является генетически исходным, как об этом пишет А. М. Пятигорский: два столпа, не имевшие в пространстве храма никакого конструктивного значения, встречаются в различных ближневосточных культах как символы мужского и женского божества. Какое отношение имеет эта символика к каббале?
Установить прямую связь с еврейской мистической традицией здесь сложно, но косвенную – через интерпретацию этой традиции русскими масонами – вполне возможно. В частности, эротизм видится центральной чертой каббалистического учения И. Г. Шварцу: «Однако, чтобы подать об них некоторое понятие, почерпнем из некоторых писателей, писавших о сей науке (каббале – прим. авт). Что они о сотворении человека и о прочем каббалистическим образом говорят? Что человек при сотворении своем имел в себе мужеския и женския семена, или действующую и страдательную причину, … что потому-то он есть образ божий, что обе сии причины, яко Бог, в себе заключают. Далее они продолжают, что первое падение человека есть отлучение женской силы от мужеской… И что все стремление соединения паки двух воедино или возвращения образа Божия, которой человеком потерян, т.е. чтобы сила действующая, страдательная и производящая, соединилась в человеке, яко в Боге оне соединены суть и составляют его Троицу. Которое стремление соединения трех воедино, говорят они, изображено в Песне Песней»22.
И. Г. Шварц достаточно адекватно описывает здесь каббалистические идеи о мужском и женском аспектах божества – Боге и его Шхине, об их отражении в человеке, о грехопадении как разлучении божественных супругов, которые мы можем найти, например, в Зогаре. Однако, как мы видели выше, эти идеи символически увязываются с двумя столпами, используемыми в масонском ритуале, каковую увязку сложно найти в еврейских мистических текстах.
Еще сложнее найти в еврейской каббале, например, такие идеи: «Человек есть троякий, первообразный, звездный и земный, и каждому троякие члены приписываются… желудок в том Нецаг, в сем марс, почки в том Год, в сем венеру»23. Хотя общая идея о связи членов человеческого тела с той или иной сефирой здесь прослеживается, сами эти соотношения нетрадиционны для еврейской мистики, как и связь с Марсом и Венерой. Последняя придает сефирам Нецах и Ход, которые, как мы видели, и в каббале, и у русских масонов соотносятся с ногами Адама Кадмона и колоннами храма, эротический характер, также отсутствующий в традиционной каббале, где эти сефиры если и получают эротическую нагруженность, то символизируют мужское начало, а не единство мужского и женского.
Зато эротический символизм двух колонн добавляет дополнительное мистическое измерение ритуалу посвящения – он превращается в путь от греха к спасению, от расколотости и разделенности мужского и женского начал к их единству и целостности, от двойственности к первоначальной простоте, от отлучения от Бога к возвращению к нему, через прохождение во время ритуала между двумя колоннами.
Разумеется, не стоит преувеличивать значение каббалы в символике русских масонов. Во-первых, их символы и ритуалы не строились изначально на каббалистическом фундаменте, во-вторых, и каббалистические интерпретации изначально некаббалистических ритуалов носят фрагментарный характер. Тем не менее, не стоит их и игнорировать, т.к. они отражают некоторые фундаментальные для масонов установки в отношении символизма, а также порождают весьма интересные и неожиданные смысловые эффекты в восприятии ордена, ложи и ритуала, добавляющие к масонской работе дополнительные глубинные измерения.
Примечания:
1. См.: Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. Vol. 4. P. 9–59; Бурмистров К. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 22-23 апреля 2002 г. М.: Рудомино, 2003. С. 102-113; он же. Каббала в космогонии русских масонов конца 18 в. // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 21-23 апреля 2003 г. – с. 95-103
2. См.: НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 992. Краткое понятие о кабале - л.1-3; НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 1116. О десяти зефирах – л.2; НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 991. Искусства и знания кабалистические и магические.
3. НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 992 – л. 3
4. О науке, называемой кабала// Покоящийся трудолюбец. Ч. 3. – М, 1785 – с. 95 – с. 95
5. НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 616. Тезисы из бесед И. А. Поздеева. Часть вторая – с. 116
6. НИОР РГБ. Ф.147, е.х. № 97. Избранные речи по теоретическому градусу – л. 25 об.
7. См.: Бокс Губерт С. Природа франкмасонства: mason.ru/Publications/BOX.htm
8. См.: Уилмхерст У. Л. Масонское посвящение: theosophy.ru/lib/mas-posv.htm
9. См.: Пятигорский А. М. Указ. соч. – с. 306-318
10. См.: Соколовская Т. О. Обрядность вольных каменщиков/ Масонство. Т. 2 – М, 1991 – с. 110-111
11. См.: all-magic.ru/modules.php?name=encyclopedia&op=content&tid=4908
12. НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 617 – с. 20
13. НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 676. Философов А. А. Записи религиозно-мистические 19 в сер.(выписки покойнаго А. А. Философова по Кабале) – с. 41.
14. НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616 – с. 163
15. Там же - с. 167
16. Там же - с. 170
17. Gikatilla J. Gates of Light – HarperCollinsPublishers, 1994 – p. 125
18. НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 1116 – л. 6.
19. НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 617 – с. 90
20. См.: НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №195. Сильное увещание, извлеченное из истинных писаний высокоосвященнаго Ордена Злато-Розоваго Креста. – л. 8 об.
21. НИОР РГБ. Ф 14, е.х. № 305. Речь по розенкрейцеровской степени о свобдоде воли. – л. 6
22. НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №682. Шварц И. Е. Лекции по философии 1782 г. – л. 15 об.
23. НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. №204. Об изустном предании евреев – л. 18
© Юрий Халтурин, Теургия.Org 2009г.