Альберт Пайк — биография
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Альберт Пайк — биография

Альберт Пайк

(1809 – 1891)

 

«Черный Папа мирового масонства», «Верховный Понтифик вселенского масонства», «основатель черного люциферианского масонства», «учредитель и идеолог Ку-Клукс-Клана», «глава сатанинского Ордена Бафомета»… И все это один и тот же человек. «Некий Альберт Пайк», как  было указано в «Мемуарах одной палладистки», вышедших в Париже в 1896 г. под «редакцией» некоего Лео Таксиля. Кроме описания кровавых жертвоприношений «идолу Бафомету», отвратительных оргий «посвященных» обоего, кстати,  пола, кроме текстов богохульных «присяг» и описания ритуалов «ордена Палладия», там содержится «стенограмма» речи Альберта Пайка перед собранием посвященных 33-го, 32-го и 31-го градусов, посвященная «падению Распятого и грядущему царству Люцифера – нашего бога, света истинного, зари неугасимой». Уже 19 апреля 1897 г. Таксиль (провинциальный журналист Габриэль Жоган-Пажес) собирает огромную пресс-конференцию, где собирается предъявить людям свою «знакомую-палладистку», с чьих слов были, якобы, записаны «Мемуары», однако вместо этого в течение полутора часов рассказывает потрясенной аудитории, как именно сочинял это и многие другие произведения по заказу и с благословения Римско-католической церкви, получая за них достойное вознаграждение и обретая все большую популярность, являвшуюся единственной его целью во все времена – и тогда, и раньше, в годы написания им печально известных «Забавной Библии» и «Забавного Евангелия», направленных против теперешних «работодателей». Публика шокирована. Таксиль предан общественному остракизму. Популярность его невероятна. Цель достигнута.


С тех пор, в течение более чем полутора веков после скандала, по миру идет молва о Пайке единственно как о «черном Папе» и пр., основывающаяся на отрывке из бездарного памфлета беспринципного борзописца. На нем основывают свои фундаментальные «исследования» авторы «Протоколов Сионских мудрецов», Розенберг, Гитлер, Стивен Найт, Пэт Робертсон и прочие нынешние «масоноборцы», включая российских, причем как «видных исследователей» типа Замойского и Дугина, так и пропагандистов вроде Воробьевского.


«Всемирного масонства» не существует, потому что масонский Орден основан на верховной власти территориальных Великих Лож; «люциферианского масонства» не существует в силу заложенной в основополагающих масонских ландмарках веры его членов в Бога и их верности добродетели; «ордена Бафомета» не существует и не существовало в природе;с Ку-Клукс-Кланом Пайка связывает единственное письмо генералу Форресту (основателю Клана) относительно ритуала Алабамского ковена… Таким образом, становится более или менее понятно, кем не был Альберт Пайк.


Кем же он был?
Он был реформатором и самым известным Державным Великим Командором Материнского Верховного Совета Тридцать третьего и последнего градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава Южной юрисдикции для Соединенных Штатов Америки, величайшим, по нашему субъективному мнению, масонским ученым всех времен и народов, как ни одиозно это звучит, боевым генералом армии Конфедерации, государственным и общественным деятелем, защитником и почетным вождем арканзасских индейцев, губернатором Индейских территорий, вошедших в 1861 г. в состав США, талантливым и плодовитым журналистом, видным юристом, соавтором конституции Арканзаса, редактором нескольких журналов и газет, средней руки поэтом – автором духовных гимнов, несомненно одаренным историком и глубоким, оригинальным философом.


Альберт Пайк родился 29 декабря 1809 г. в Бостоне,  штат Массачусетс,  в семье башмачника Бенджамина Пайка и его жены Cарры (в девичестве  Эндрюс) Пайк. Род Пайков, однако, мог похвастаться великими предками. Так, например, дед Бенджамина Николас был автором первого в Америке учебника арифметики и другом генерала Вашингтона, а двоюродный дядя Завулон Пайк открыл и описал гору, и ныне носящую имя «пик Пайка».


Обучался Альберт Пайк в Байфилде, Ньюберипорте, а затем в академии Фрэмингхема,  штат Массачусетс. В 14 лет он уже чувствовал себя в силах поступить в Гарвардский университет и мало того – успешно сдал экспромтом экзамены за первые два года обучения, намереваясь сразу поступить на третий курс юридического факультета. Однако руководство университета все равно затребовало с него оплату первых двух лет обучения, на что он, само собой, пойти не мог, а потому отказался от дальнейших попыток поступления. Большую часть своего времени с 1824 по 1831 год он посвятил  преподаванию и самостоятельному обучению, в свободные часы писал стихи. В 1850 г. Гарвард удостоил А.Пайка почетной степени  Магистра  искусств, тем самым косвенно признавая ошибочность своего давнего решения.  В  качестве учителя он работал в средних  школах Глостера, Фэйрхейвена и Ньюберипорта.


В марте 1831  г., фактически без  денег и каких-либо конкретных планов он устремляется на Запад. Добравшись на перекладных од Сент-Луиса, он записывается в странствующую партию охотников и торговцев, направляющуюся в Санта-Фе.  Прожив  некоторое  время  в этом городе,  он затем присоединяется к другой партии и совершает вместе с ней экспедицию в Стейкед-Плейнз, откуда, встретив  на своем пути множество тягот и лишений,  набравшись жизненного опыта, попадает в Форт Смит, штат Арканзас. В 1833 г. он преподает в средней школе  в  округе  Поуп,  штат Арканзас.  В тот же год под псевдонимом "Каска" он пишет для «Arkansas Advocate» с  редакцией в городе  Литтл Лэйк серию статей на политические темы,  озаглавленную «Перехваченные письма». Эти статьи получили такое широкое признание, что издатель  газеты предложил Пайку стать его компаньоном. Пайк принял это предложение, одновременно получив и место помощника клерка в местном законодательном органе во время его сессии. 10 октября 1834 г. он женится на Мэри Энн Гамильтон. Ей принадлежала некоторая собственность,  которая позволила ему приобрести дополнительные паи  в «Advocate», и в 1835 г. он становится его единственным владельцем и издателем.
Несмотря на то, что родился и вырос в Массачусетсе, Пайк выступал в поддержку положения о сохранении рабства в конституции Арканзаса образца 1836 г.,  мотивируя это тем, что, поскольку Арканзас окружен штатами, поддерживающими  рабство, и в значительной степени заселен рабовладельцами, декларировать свободу в конституции было бы политически невыгодно.


В 1837 г. он продает «Advocate», получив к тому времени лицензию на юридическую  практику. В последующие годы он стал одним из наиболее знающих и опытных адвокатов на всем Юго-Западе. Он был одним из первых официальных пресс-секретарей Верховного  Суда Арканзаса, и его отчеты содержатся в пяти первых томах пресс-архива Верховного  Суда за 1840 – 1845 гг. В 1842 г. он опубликовал «Свод законодательных актов Арканзаса», включавший в себя также и извлечения из общегосударственного законодательства. В тот же самый год он был допущен к работе в Верховном Суде Соединенных Штатов.  Он принимал активное участие в Мексиканской войне в качестве командира кавалерийского соединения,  которое сам и набрал.


Пайк принимал участие в Мексиканской войне и отличился под Буэна-Вистой, впоследствии описав это сражение в эпической поэме.


Во время Гражданской войны его карьера, однако, не удалась. Хотя он и испытывал неприязнь к рабству и,  как он сам позднее утверждал, к концепции апартеида (если это только не вынужденная  и  единственно возможная мера),  - все же он решил занять сторону штатов Конфедерации, не желая предавать своих друзей и терять собственность. Летом 1861 г. он был отправлен с миссией обсуждения условий мирного договора с индейскими племенами к западу от Арканзаса. В этом деле ему удалось добиться частичного успеха. Позже ему было присвоено звание бригадного генерала, а когда, по приказу от 22 ноября 1861 г., индейские земли к западу от Арканзаса и к северу от Техаса составили департамент Индейских  Территорий, Пайк был назначен его главой («Official Chronicles», 1, series VIII, 690).
В течение нескольких лет после войны он вел жизнь путешественника. Собственность его была конфискована, и на него с подозрением смотрели как на Севере, так и на Юге. В 1865 г. он приезжает в Нью-Йорк, но, опасаясь ареста по обвинению в подстрекании индейских племен к восстанию, бежит в Канаду. Его друзья не прекращали попыток выхлопотать ему официальное прощение, и 30 августа 1865 г. президент Джонсон отдает распоряжение, позволяющее ему вернуться домой при условии,  что он принесет клятву верности и пообещает вести себя как человек, послушный властям. Пока он ведет себя таким образом, он не должен подвергаться преследованию гражданскими  или военными властями. Он выполнил эти условия. В 1867 –1868 гг. он проживал в Мемфисе, штат Теннеси,  где занимался юридической практикой и некоторое время был издателем «The Memphis Appeal». В 1868  г. он переехал в Вашингтон, округ Колумбия. Там он продолжил свою юридическую практику, был помощником главного редактора «The Patriot» (1868 –1870), много писал и много занимался исследовательской работой, большую часть своих творческих сил и внимания посвящая франкмасонству.


Пайк был посвящен в общество франкмасонов в июле 1850 г. в ложе «Западная Звезда» (Western Star) № 2 в Литтл-Рок, штат Арканзас, тогда же переведен в степень Подмастерья и возведен в степень Мастера 4 ноября того же года. Однако здесь наблюдается тот редкий случай, когда столь стремительное продвижение по масонской иерархической лестнице символической ложи оправдало себя в будущем.


4 ноября 1852 г. Пайк выступил инициатором основания и одним из членов-учредителей новой ложи «Магнолия» № 60 в Литтл-Рок, которую возглавил в качестве Досточтимого Мастера в 1854 г. Спустя четыре года он, однако, по причине нестабильности собственного положения, в силу необходимости исполнять офицерские обязанности и прочих причин «взял димит», то есть масонский отпуск в ложе, в которую вернулся аффилиированным членом только в 1884 г., однако уже в 1859 г. был аффилиирован ложей «Килвиннинг» № 341 в Мемфисе, штат Теннеси. Также Пайк был аффилиированным членом в ложе «Марион» № 68 в Новом Орлеане и с 24 февраля 1871 г. состоял почетным членом «Пентальфа» №  23 в Вашингтоне.


29 ноября 1850 г. Пайк был возвышен в степень Царственного Свода Соломонова, а в феврале 1853 г. был посвящен в Рыцари Храма, тем самым завершив цикл посвящения американского Йоркского Устава.


В степени Шотландского Устава он был принят 20 марта 1853 г. в Чарльстоне, штат Южная Каролина, самим Альбертом Г. Макеем, великим масонским историком и философом. 25 апреля 1857 г. ему была присвоена почетная тридцать третья степень Шотландского Устава, а 20 марта 1858 г. он был коронован как Действительный член Верховного Совета Генеральных инспекторов тридцать третьего и последнего градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава Южной юрисдикции для Соединенных Штатов Америки, каковой Верховный Совет он возглавил в 1859 г., будучи избран Великим Командором. Этот пост Альберт Пайк занимал в течение 33 лет. Чуть ли не все современные ему Верховные Советы всех стран избрали его своим почетным Верховным Командором. В некоторой степени, не будь масонство действительно совершенно территориально самоуправляемо, его можно было бы назвать «всемирным масонским отцом». Как организатор, исследователь и толкователь франкмасонства, а также как писатель, он сослужил неоценимую службу франкмасонству Шотландского Устава, заслужив величайшее почитание в  Соединенных Штатах и широкую известность за рубежом. Хотя заслуги его были многочисленны и разнообразны, величайшими из них  были, по всей видимости, новая редакция масонских ритуалов, над которой он кропотливо трудился много лет, и его труд "Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества" (издания 1872, 1878, 1881, 1905 гг.).


Под два метра ростом, широкий в кости, грузный, с внешностью Юпитера, волосами до плеч и длинной бородой, Пайк производил неизгладимое впечатление на всех знавших его. Таланты его были разносторонни, и он находил применение своим способностям во множестве различных наук. Кроме родного, он прекрасно знал древнееврейский, греческий, латинский и французский языки, а в последние годы жизни много времени посвятил переводам восточных поэтов. В периодических изданиях было опубликовано великое множество его статей по самым разным вопросам.


В своей собственной специальности он  был не только замечательным  юристом-практиком, но и исследователем права. Его перу принадлежит пространное сочинение «Максимы  Римского Права,  а  также  извлечения  из  древнего Франкского Права, распространенные и рассмотренные в свете доктрины юриспруденции», которое «будь оно  опубликовано, поставило бы его в первый ряд американских авторов в области гражданского права» (С.С.Лобинжье в «American Bar Association Journal» за апрель 1917 г., С.208).


Он получил немалую известность как поэт. В начале своей карьеры в Арканзасе он отослал в «Blackwood's Edinburgh Magazine» сборник «Гимны богам», который редактор издания Кристофер Норт опубликовал в июне 1839 г. с примечанием: «Эти чудесные гимны...  дают их автору право занять достойное место в первых рядах поэтов этой страны». Этот сборник был позднее включен в фундаментальный труд «Гимны богам и другие стихотворения» (1872), изданный за счет автора. Время не подтвердило поэтических достоинств Пайка. У него было живое воображение, отличные навыки стихосложения, но он явно отдавал ритму предпочтение перед благозвучием. Многие его стихотворения полны неподдельной страсти, но в целом его работы в этой области весьма неравноценны,  часто им не хватает оригинальности, и иногда они просто напоминают цитаты из других поэтов.


Пайк умер 2 апреля 1891 г. в здании Храма Шотландского Устава в Вашингтоне на восемьдесят третьем году жизни. Последние годы он практически безвылазно провел в здании Храма Шотландского Устава, в его библиотеке, которую начал собирать сам и которая в настоящее время является самым крупным и самым авторитетным книжным собранием масонского мира. Там он предпочитал работать в тиши и книжной пыли, курить трубку и встречаться с посещавшими его историками, государственными деятелями и просто масонами, интересовавшимися тем же чем он. В последние годы жизни его особенно увлекали восточные языки, и последние труды Пайка неискушенному  читателю практически невозможно осилить, потому что он пишет одновременно по-английски, по-французски, по-гречески, по-древнееврейски (пользуясь арамейским, финикийским, самаритянским и так называемым «ангелическим» алфавитами) и по-латыни.


Пайк оставил после себя письменное распоряжение относительно своего тела, в котором указывалось, что оно должно быть кремировано, а пепел – зарыт в землю у корней двух акаций, растущих у фронтона здания Верховного Совета; но это распоряжение не было выполнено и Пайк был похоронен на кладбище Оук Хилл в Вашингтоне. В 1901 г. Верховный Совет Южной Юрисдикции установил на территории, специально выделенной ему для этих целей Конгрессом, монумент памяти А. Пайка.


Его жена умерла в 1876 г. Он потерял троих своих  детей: один сын был убит, сражаясь на стороне штатов Конфедерации, другой утонул в Арканзасе, третий умер от лихорадки; после его смерти остались еще двое сыновей и дочь.


Опубликованные труды А. Пайка составляют в различных изданиях 16 томов. Неопубликованные рукописи хранятся в библиотеке Верховного Совета Южной Юрисдикции Древнего и Принятого Шотландского Устава в Вашингтоне,  округ Колумбия.

 

Как уже говорилось, главным трудом Пайка является «Мораль и Догма». Это монументальное произведение является основой его титанического труда по оживлению Шотландского Устава в США и приданию ему нового смысла, однако они далеко не исчерпываются данной работой. Перу Пайка принадлежат обновленные, усовершенствованные и упорядоченные ритуалы всех градусов («литургия»), их наставления («лекции»), уставы и регламенты, административные и правовые уложения и акты.

 

Во второй половине XIX в. Шотландский Устав, пришедший в США из Пруссии через Францию, находился в упадке, как в плане численности членов, так и в области учения и литургии, довольно эклектичных и маловразумительных. Только Пайку мы обязаны нынешней стройной и всеохватывающей организационной и философской системой этого Устава, включающего в себя практически все лучшее, что может предложить ищущему Света мировая эзотерическая традиция. Предлагая идеологическую основу для духовных исканий посвященного, Пайк разворачивает перед его взором обширную палитру мировых нравственных учений, ни в чем его, тем не менее, не ограничивая, а лишь поощряя к дальнейшему стремлению к Свету. Одновременно предлагается четкая организационная структура, ритуальная практика; Пайком разработаны облачения, ритуальные атрибуты, стройная система знаков и символов. Он предлагает посвященному готовый, если так можно выразиться, «посвятительный продукт», вместе с тем, являющийся не догмой, но стартовой точкой, побудительным мотивом для собственного духовного развития.


«Мораль и Догму» Пайка невозможно понять, не будучи хотя бы в общих чертах знакомым с мировой философской, религиозной, художественной и литературной традицией. Да и знакомство с ней отнюдь не гарантирует свободной ориентации в его фундаментальном труде, а уж о желании почитать на досуге нечто увлекательное можно просто забыть. Более того, чтение Пайка – труд, труд нелегкий, зачастую неблагодарный, но необходимый. Необходимый каждому человеку, стремящемуся не только расширить философский кругозор, но и приобщиться к истинам, которые лишь на первый взгляд кажутся непостижимыми, а в действительности буквально лежат на поверхности, сокрытые от наших взглядов вековыми наслоениями извечной человеческой глупости, догматизма, упрямства и лжи. Будучи сам человеком энциклопедически образованным, библиофилом, создателем и хранителем огромной библиотеки, ставшей для него фактически домом на протяжении последних лет его, Пайк составлял свой труд, полагая его главным делом своей жизни, а поэтому вложил в него все свои знания, всю душу. Отсюда и его стремление объять необъятное: представить в сжатом виде всю мировую эзотерическую традицию так, чтобы она была понятна человеку, не обладающему его образованностью и интеллектом.

© Z., 2009 год


Back to Top