Российские масоны второй половины XVIII в. — С. П. Карпачев
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Российские масоны второй половины XVIII в. — С. П. Карпачев

Российские масоны второй половины XVIII в.: историко-статистический этюд

 

С. П. Карпачев

 

масонствоВ статье на основе историко-статистических методов, с помощью составления унифицированной анкеты рассматриваются профессиональная принадлежность, национальность, происхождение, уровень образования, общественная деятельность российских вольных каменщиков XVIII в.

 

Ключевые слова: масоны, XVIII век, метод исторической выборки, историко-статистический метод.

 

Статья написана на основе метода исторической выборки. По моим подсчетам, проведенным на основе Энциклопедического словаря Серкова [4], в XVIII  в. было более 3-х тысяч масонов (3118). Из данной генеральной совокупности проведена выборка, в которую включены персоналии, чьи фамилии начинаются на буквы «А» и «Б», всего 373 человека. Она составляет 12% от генеральной совокупности. Представляется, что более чем десятая часть генеральной совокупности, и достаточно случайный алфавитный принцип является серьезным основанием для репрезентативности выборки.

 

Нижеследующая таблица показывает характер профессиональных занятий российских масонов XVIII  в., включенных в выборку и предполагаемую этой основе их профессиональную принадлежность в генеральной совокупности.

 

Таблица № 1. Характер профессиональных занятий российских масонов 18 в.*

 

Профессиональные занятия

российских масонов 18 в.

Численность в выборке

Доля в выборке (%)

Предполагаемая

численность в генеральной совокупности

Чиновники**

80

22

686

Военнослужащие***

53

14

437

Военнослужащие/чиновники****

37

10

312

Лица интеллектуально-творческих занятий*****.

59

16

 500

Купцы

50

13

405

Лица, занятые ручным трудом******

20

5

156

Без указаний рода деятельности

74

20

622

Итого

373

100

3118

 

*Пояснения к таблице:

 

**Включая дипломатов

 

*** В данном случае к чиновникам и военнослужащим относятся все лица данного рода занятий без указания званий рангов и т.д.

 

****Выделение данной категории обуславливается тем, что военнослужащие подчас переходили на гражданскую службу и обратно.

 

*****К ним отнесены артисты, архитекторы, художники, скульпторы, адвокаты, ученые, переводчики, студенты, преподаватели и профессора, медики и аптекари, священники.

 

******Сюда отнесены ремесленники, слуги, парикмахеры, портные, стекольщики и т.д.

 

Наложение данных выборки на генеральную совокупность показывает, что почти половина российских масонов XVIII  в. (около полутора тысячи человек) были представителями чиновничества и военнослужащих. 500 человек была занята в сфере интеллектуально-творческого труда. Немногим более 400 человек представляли купеческое сословие. Более 150 человек занимались ручным трудом. У достаточно значительной группы профессиональная принадлежность не выявлена.

 

Национальный состав российского масонства XVIII в. можно определить исключительно «по фамилиям», что, конечно же, снижает точность расчетов, но позволяет в общих чертах представить его национальный облик. В XVIII в. масонов-иностранцев, родившихся в своих странах, принявших российское подданство или находившихся на русской службе в отечественном «королевском искусстве» насчитывалось, согласно моим подсчетам, 350 человек, т.е. менее 12% от их общего числа «братьев» [2]. Подавляющее большинство масонов с немецкими, польскими, французским и др. фамилиями были российскими подданными [3].

 

Таблица № 2. Национальная принадлежность российских масонов XVIII в.

 

Национальность

Численность

в выборке

Доля в

выборке (%)

Предполагаемая

численность в генеральной совокупности

Русские

110 

29

904

Немцы

174 

47

1466

Поляки

27

7

218

Французы

25 

7

218

Остальные

21 

6

187

Неизвестно

16 

4

125

Итого

373

100

3118

 

Мои расчеты, проведенные по всем российским масонским персоналиям, показали, что доля русских в отечественном масонстве в XIX в. увеличилась и достигла 40%. Поляки составляли 14% от их общего числа. В XVIII  в. их  было меньше, так часть Польши была захвачена Российской империей  в конце века. В XIX в. польское масонство на оккупированных территориях было инкорпорировано в российское, что увеличило его долю в отечественном «вольнокаменществе». При этом в нем уменьшилась доля немцев, хотя они и продолжали занимать лидирующее положение в национальном составе масонских лож [3]. 

 

По наблюдениям А. Тоинби в отличии русского образованного общества, чья европеизация была поверхностна, остзейские немцы были европейцами в полном смысле слова [5]. Отсюда происходила и повышенная их роль в масонстве, составляющем аспекте социально-культурной модернизации России.

 

В выборке  из 371 персоналий указано семейное происхождение 60 персоналий, 16% от всего их числа.

 

20 масонов были выходцами из офицерских (10 человек от поручика до полковника) и генеральских семей (10 человек).

 

У 20 - родители были чиновниками. Их отцами были Действительные статские советники, занимавшие высочайшие посты в правительственном аппарате - 3 человека. Тайные советники (III-й класс, соответствующий должностям министров, их товарищей, сенаторов – 2 человека). У трех вольных каменщиков родители отмечены как «высокопоставленные чиновники». Всего же выходцев из семей чиновников, занимавших высшие государственные и придворные должности, отмечено 10 человек. Наряду у 5-х персоналий родителями были провинциальные и мелкие чиновники. У остальных 5 родители были надворными советниками (VII-VIII классы Табели о рангах,  соответствующие воинскими должностям майоров и подполковников).

 

Отцами 11 масонов были священниками (8 православных, в т.ч. «дьячок» и «подъячий» и 3 лютеранских пастора).

 

На основании обработанных данных можно сделать вывод о том, что большинство вольных каменщиков были на 2/3 выходцами из семей чиновников и офицеров. Пятая часть - из семей священников. Остальные вели свое происхождение из самых разнообразных слоев населения (купцов, ремесленников, лиц интеллектуального труда). Наряду с большой долей высокопоставленных семей, масоны выходили и из достаточно демократических слоев населения.

 

В выборке оказалось 44 человека, по которым есть данные об образовании (12%).

 

Высшее образование (оконченное или неоконченное) указано у 33 (порядка 9% выборки) человек. Из них в Московском университете обучалось 13 человек каменщиков, в германских – 13,7 – в других высших учебных заведениях (Виленский, Эдинбургский, Страсбургский, Академический университетах, Славяно-греко-латинской Академии, Академии художеств, Духовной академии). Переложив данные выборки на генеральную совокупность, можно предположить, что высшее образование имели порядка 280 «детей вдовы».

 

Из оставшихся 11 персоналий образование указано: пажеский и кадетские корпуса – 6 человек, духовные семинарии – 3 человека, гимназии – 2 человека. 11 персоналий, это 3% выборки, если данные перенести на генеральную совокупность, то получится 94 человек, что, конечно же, не соответствует действительности. В XVIII в. большинство военнослужащих и чиновников оканчивали пажеский корпус, созданный в 1750 г. и кадетские корпуса. В частности, в 1732 г. был основан Сухопутный кадетский корпус, в 1752 г. - Морской кадетский корпус, в 1762 г. - Артиллерийский и Инженерный Шляхетский корпус. Это было обыденностью, и потому соответствующая информация не отложилась в источнике.

 

Масонские Конституции в качестве принятия в братство указывали, что кандидат должен быть человек свободный и добрых нравов. Нигде не упоминался уровень образования. Однако участие в масонских ложах предполагает наличие достаточного интеллекта. Здесь зачитываются «зодческие работы», т.е. рассуждения на нравственные, духовные темы, проблемам ритуала и масонской символики, проводятся беседы и дискуссии по этим вопросам. Масонская символика весьма разнообразна и человек, пытающийся ей овладеть должен иметь способность к абстрактному мышлению. Все это приводило к тому, что в масонских ложах сосредотачивалась образованная элита российского общества. Достаточно сказать, что к 1787 г. из 60 членов Российской Академии наук 13 человек были масонами [1].

 

В России XVIII  века стали появляться элементы гражданского общества. Масонские мастерские были первыми неправительственными организациями в стране. Следовательно, участие в них уже было показателем общественной активности. Тем не менее, я выявил в выборке 54 вольных каменщиков, по которым есть более конкретные сведения об их участии в общественной жизни. Это составляло 15% от ее общей численности. В подсчетах учитывался единичный факт без учета более одной активной позиции. У некоторых масонов указаны их несколько. Экстраполяция на генеральную совокупность показывает, что 468 «брата» являлись участниками различных обществ и занимались деятельностью, не связанную со служебными обязанностями.   В частности, литературными работами, переводами, научными исследованиями. Масоны немецкой национальности стали организаторами первого в России общества страхования жизни [2]. «Дети Вдовы»  были членами Вольного экономического и общества, Английского собрания, Уложенной комиссии (1767 г.), предводителями дворянства. Они принимали участие в новиковских мероприятиях: Типографической компании, Дружеском научном обществе, Собрании университетских питомцев Педагогической семинарии при Московском университете, Переводческой семинарии. Были членами всякого рода попечительств. Участвовали в благотворительности (впрочем, это была одна из форм собственно масонской деятельности), меценатстве, коллекционировании. Отмечались их работы в области оспопрививания, садоводстве, шелководстве и виноградарстве.

 

По мнению современного исследователя, масонство XVIII в. было «прибежищем для энергичного идеализма» [1].

 

Таким образом, использование метода случайной и репрезентативной выборки показывает, что российские масоны XVIII в. были выходцами из семей офицерства, чиновничества, в меньшей степени духовенства и купечества. Сами они были, прежде всего, военными и государственными служащими, интеллектуалами, представителями торгового капитала. Российское масонство было многонациональным. Значительное большинство вольных каменщиков были российскими подданными немецкого происхождения, высока была и доля великорусского элемента. Масонский социокультурный страт имел высокий уровень образования, в нем  сосредотачивалась интеллектуальная элита страны. Как показывают расчеты, среди масонов было значительное число выдающихся деятелей России. 54 персоналий выборки (15% от нее, стало быть, 468 человек генеральной совокупности) отмечены в Русском биографическом словаре – крупнейшим справочно-биографическом ресурсе изучения российского исторического процесса.   Масоны, будучи членами первых неправительственных организаций и активными участниками общественной жизни России XVIII в. внесли значительный вклад в социально-культурную модернизацию страны.

 

Литература

 

1. Глаголева Е.В. Повседневная жизнь масонов в эпоху просвещения. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 199.

2. Карпачев С.П. Иностранцы в русском масонстве: вторая половина XVIII века // Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». 2014. № 3 (15). С. 18-24.

3. Карпачев С.П. Масоны-иностранцы в российских ложах XVIII-XIX вв. Компаративный анализ // Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». 2015. № 1 (17).

4.Серков А.И. Энциклопедический словарь «Русское масонство. 1731-2000». М.: РОССПЭН. 2001. 1224 с.

5.Тоинби А.Дж. Пережитое. Мои встречи. М. 2003. С. 488.

 

Reference

1.Glagoleva E. Povsednevnay gizn masonov v epokhu prosvetseniy. M.: Moloday gvardiy, 2012. S. 199.

2. Karpatchev S. Inostrantchy v russkom masohstve: vtoraya polovina XVIII veka // Vestnik MGPU. Seriya “Istoritcheskie nauki” 2014. № 3 (15). S. 18-24.

3. Karpatchev S. Masony-nostrantchy v rossiyskikh logach XVIII-XIX vv. Komparativnyi analise // Vestnik MGPU. Seriya “Istoritcheskie nauki”. 2015. № 1 17).

4. Serkov A.I. E’nciklopedicheskij slovar’ «Russkoe masonstvo. 1731-2000». M.: ROSSPEN, 2001. 1224 s.

5. Toinbi A. Perejitoye. Moi vstretchi. M., 2003. S.488.

 

S.P. Karpachyov

Russian Freemasons second half of the eighteenth century: a historical and statistical sketch

In article on the basis of historical and statistical methods, by composing a uniform questionnaire are considered professional affiliation, nationality, origin, level of education, social activities of the Russian Freemasons of the eighteenth century

Keywords: the Freemasons of the eighteenth century, the method of historical sampling, historical and statistical method.

 

 Автор © С. П. Карпачев


Back to Top