Православные священники в русском масонстве второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. — С. П. Карпачев
Православные священники в русском масонстве второй половины XVIII – первой четверти XIX вв.
С. П. Карпачев
Доклад подготовлен в рамках методологии и методик новой социальной истории, акцентирующих внимание к тематике «человек второго плана», разработке истории небольших, подчас, маргинальных групп.
В той или иной степени вопрос об участии православных священников в русском масонстве отмечался в общих классических работах по истории вольного каменщичества1.
Есть литература, посвященная исследуемым персоналиям: Гермогену (в миру – Сперанскому), Ф.А. Голубинскому, Десницкому (в монашестве Михаилу), Феофилу (Финикову П. И.)2 и др.
Доклад построен на основе опубликованных и неопубликованных (архивных) материалов. Среди первой группы источников – документация личного характера, прежде всего, воспоминания3, переписка4, труды представителей изучаемой группы5. Среди источников вторичного порядка по своей информативности выделяются: Русский биографический словарь. СПб.,1896-1918; Энциклопедический словарь А.И. Серкова «Русское масонство. 1731-2000 гг.» (М.:РОССПЭН, 2001); Bakounine T. La répertoire biographique des francs-maçons russes (XVIII-e et XIX-e siécles). Paris, 1967 (или Bruxelles, 1940) Биографический список русских франк-масонов XVIII – XIX вв. и др.
Иконография исследуемой группы представлена портретами М.М. Десницкого (Михаила), написанными В.Л. Боровиковским, Д.Г. Левицким, И.И. Олешкевичем; В.М. Дроздова (Филарета) – В. Гау; Сперанского (Гермогена) – А.Г. Варнеком, Ф.А. Голубинского и др.
Значительные коллекции масонских документов отложились в НИОР РГБ (фонды 13 и 14 Арсеньевых, 147 Ланского – Ешевского), ОПИ ГИМ (фонды 17 Уваровых, 398 Бекетова, 450 Барсова), Российском государственном военном архиве, куда переданы масонские материалы бывшего Особого архива КГБ, впоследствии Центра хранения историко-документальных коллекций, в фондах ГАРФ, РГАЛИ, ОР РНБ и др.
Здесь представлены материалы, показывающие духовные искания российских масонов 18-19 вв., в частности, собрания масонских рукописей, масонские сочинения, речи, произносимые в ложах, переписка вольных каменщиков друг с другом и с масонскими мастерскими, документы лож, описание ритуалов и проч. документы.
Первая заповедь «Книги уставов», – идейного и организационного документа масонства, – написанной пресвитерианским пастором и доктором богословия Джеймсом Андерсоном требует от вольного каменщика веры в бога и бессмертие души. Подавляющее большинство современных масонских орденов придерживается этой ландмарки.
Протестантские церкви мирно уживалась с масонством. Стоит отметить, что среди вольных каменщиков было много протестантских пасторов, некоторые из них становились его идеологами.
Совсем другую позицию по отношению к масонству заняла католическая церковь. Против него были направлены буллы Климента XII, Бенедикта XIV, Льва XIII, Пийя VIII. Время сгладило непримиримую позицию, но до сих пор отношения между католической церковью и масонством остаются напряженными.
Что касается православных церквей, в т.ч. РПЦ, то они, ни устами своих патриархов, ни в официальных документах, никогда не определяли какого-либо отношения к масонству, хотя достаточно часто их служители высказывались негативно по отношению к нему.
Численность российских масонов XVIII – XIX вв. составляла более 8,5 тыс. человек6. Численность православных священников к середине XIX доходила до 60 тыс. человек. Выявленная мною группа православных священников – масонов насчитывает 23 человек. Таким образом, количественные показатели свидетельствуют, что исследуемая группа являлась маргинальной как для генеральной совокупности российских вольных каменщиков, так и для православного клира.
Основным методом данного исследования стала унифицированная анкета, составленная автором по параметрам: фамилия, имя, отчество и годы жизни рассматриваемых персоналий, их социальное происхождение, уровень образования, профессиональная карьера, участие в масонстве.
В результате обработки материалов анкеты было выявлено:
- подавляющее большинство изучаемой группы выходило из духовного сословия;
- ее уровень образования был не ниже семинарского. Славяно-греко-латинскую академию окончило три человека, Московскую духовную академию – 5. Три человека учились в семинариях (педагогической и филологической) Дружеского ученого общества, основанного московскими розенкрейцерами (Н. И. Новиковым, И.Г. Шварцем и др.);
- все члены исследуемой группы имели священнические саны разного уровня вплоть до митрополичьего (М. М. Десницкий, В.М. Дроздов, С.В. Глаголевский). 12 человек были преподавателями и профессорами, трое из них занимали ректорские должности. Пятеро отличились в научно-богословской деятельности, двое – в переводческой, двое были духовными цензорами;
- Православные священники работали в ложах «Малый свет» (Рига), московских «Нептун», «Ищущих манны», «Феникс», петербургских «К мертвой голове», «Умирающий сфинкс», одесской мастерской «Эвксинский понт», ораниенбаумской «Равенства». Семь человек, имеющих наиболее квалифицированной подготовку, были членами Теоретического градуса. Высших масонских степеней достигли М. М. Десницкий (Михаил), С.И. Соколов (Симеон).
Выявленная и рассмотренная в докладе немногочисленная группа православных священников – масонов не была типичным явлением ни для масонов, где относительно заметную роль играли протестантские пасторы, ни, тем более для православного клира, который в целом резко отрицательно относился к масонству. Являясь маргинальным слоем и в масонстве и православии, тем не менее, отдельные представители его оставили заметный след в русской духовной культуре, просвещении, способствуя своеобразной идейной модернизации страны.
Приложение. Алфавитный список исследуемой группы:
1.Андрей протопоп преображенского полка.
2.Арсеньев Иван Васильевич (Иоанн). 1859-1930. Священник. Магистр богословия.
3.Беневоленский Павел Игнатьевич. Умер 24.4.1865. преподаватель кафедры логики и опытной психологии Вифианской академии. Цензор ж. «Душеполезное чтение».
4.Гермоген свящ. (в миру – Сперанский Георгий Прокопьевич). С 1813 г. – монах. В 1814 г. соборный иеромонах Донского монастыря. Член московского Духовного цензурного комитета. В 1816 г. и.о. ректора Московской Духовной академии. Затем настоятель монастырей.
5.Глаголевский Стефан Васильевич (Серафим). По мнению ряда исследователей – «ренегат» масонства. Вице-президент Библейского общества, противник А.Н. Голицына, союзник архимандрита Фотия и Аракчеева. В декабре 1825 г. обличал и вразумлял мятежников.
6.Голубинский Федор Александрович. 1797-1815. Священник, настоятель монастырей, профессор философии Московской духовной академии
7.Десницкий Матвей Михайлович (митрополит Михаил). 1761-1821.
8. Ефимов Григорий,священник масон ложи «Малый свет».
9.Иоанн, священник, архимандрит.
10.Иов (Куроцкий) 1783-? 1815-1818 гг. иеромонах Морской кадетского корпуса.
11.Колоколов Андрей Николаевич. 1763-1802 Ученик Дружеского ученого общества. Осташковский протоирей. Переводчик.
12.Лебедев Петр. Дьякон. Умер в1818 г. Масон московской ложи Нептуна.
13.Мельхиседек. В 1828 г. архимандрит Симонова монастыря в Москве.
14.Милованов Александр Симеонович. 1815-1875. Священник, протоирей.
15.Моисей, иеромонах. Основатель масонских собраний в доме купца Мещанинова в Коломне.
16.Соколов Михаил Семенович. Настоятель церкви Николы в Столпах в Армянском пер. в Москве.
17.Соколов Семен (Симеон) Ивнович.1772-1860. Член Дружеского ученого общества. Переводчик, выдающийся проповедник.
18.Сперанский Алексей Абрамович. 1783-1821. Катехизист Академии художеств.
19.Феоктист (Орловский) ум. в 1829. Преподаватель Московской духовной академии, в 1817 г. игумен московского Знаменского монастыря. В 1819 г. – ректор Московской семинарии.
20.Феофил (Фиников Петр Иванович). 1788-1860. Иеромонах. В 1817 г. законоучитель и член правления Ришельевского лицея, фактический его управляющий. В 1821 г. настоятель монастыря. Обвинен Фотием в масонстве, отстранен от должности и перемещен в Ростов. Позже настоятель монастырей.
21.Филарет (Дроздов Василий Михайлович). 1782-1867. 1800-03 Троицкой лаврской семинарии. В 1809 г. иеромонах. В 1812 г. ректор Петербургской духовной академии. Доктор богословия. С 1826 митрополит московский. С 1820 г. действительный член Российской академии.
22.Эвенхов Иоанн Васильевич. 1787-1834. Священник. Законоучитель кадетского корпуса. 1819 пострижен в монахи под именем Игнатия. Затем иеромонах.
23.Священник церкви Рождества Христова в Столешниках инициирован в масонство в феврале 1776 г.
1. См.: Вернадский Г.В. Русское масонство в царствовании Екатерины II.СПб., 1999. Лонгинов М.Н. Н.И. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. Масонство в его прошлом и настоящем. Т.1-2 М., 1914-1915 (репринтное издание – М., 1991). Пекарский П.П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. СПб., 1869. Петровский С. А. Очерки по истории русского масонства в XVIII в. СПб., 1889. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX века. Пг., 1916 (переиздание: М., 1997). Серков А.И История русского масонства XIX века. СПб., 2000. С. 209-212. Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX столетия). СПб., 1908. Флоровский А.В. Состав масонской ложи «Понт Эвксинский» в Одессе // Известия Одесского библиографического общества. Т.1.1913. С.351-356. Hass L. Wolnomularstwo w Eropie środkowo – wschodniej w XVIII i XIX wieku. Wrocław…, 1982 и др.
2. См., например, Г[ригорий], а [архимадрид]. Архимандрит Гермоген // Душеполезное чтение. 1866. Кн.1. С. 208-239. Протоиерей Ф.А. Голубинский. Биографический очерк. М., 1855. Лопухин И.В. Записки. Репринтное воспроизведение. М., 1990. С. 72 и др.
3. См.: Беляев А.П. Воспоминания. СПб., 1882. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. Измаилов Ф.Ф. Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М., 1860. Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. М., 1989. Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита московского. М., 1868. Толстой М.В. Мои воспоминания // Русский архив.1881. Кн.III. Фотий. Из записок // Русский архив. 1873. Кн.2. Стлб. 1438.
4. Письма духовных и светских лиц к московскому Филарету (1812-1867) изд. А.Н. Львовым СПб., 1900. Письма В.П. знаменского, А.А. Благовещенского и К.А. Неволина к протоирею Ф.А. Голубинскому // Богословский вестник. 1914. №10/11. С. 276-312.
5. Голубинский Ф.А. Лекции философии. Вып.1-4. М., 1884.
6. См. Карпачев С.П. Иностранцы в русском масонстве: вторая половина XVIII века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 3 (15). С. 18.
Автор © С. П. Карпачев