Являемся ли мы колдунами? — Освальд Вирт
Являемся ли мы колдунами?
Отрывок из "Книги Мастера" Освальда Вирта
Если верить нашим оппонентам, мы являемся черными магами, предающимися самым от- вратительным практикам: святотатству, убийствам посредством колдовства, инвокациям дьявола, шаба- шам, оргиям и т. д. Нас не обошла стороной ни одна из бредовых фантазий: доказательством этому является существование целого жанра специальной литературы. Первые христиане пользовались столь же дурной репутацией, поскольку подобно нашим собраниям их встречи были «покрыты», а то, что скрыто от их любопытствующих глаз, раздосадованные профаны всегда готовы интерпретировать в плохом смысле. Если бы мы были колдунами, пусть даже в ме- нее плохом смысле этого слова, мы должны были бы стремиться развивать некие так называемые «психические» способности. Наши Ложи были бы школами практической магии, имели бы класс человеческого магнетизма, как о том мечтал Месмер, или ясновидения в лучших традициях Калиостро, Пюисегюра или современных оккультистов.
В действительности же Франкмасоны не интересуются сугубо оккультизмом. Они изучают его толь- ко для того, чтобы максимально расширить область непрекращающегося поиска истины. Они никогда не позиционировали себя как чудотворцы, а их тайны не имеют ничего общего с «Великим Альбертом» или «Малым Альбертом».
Однако не могут ли они заниматься магией бессоз- нательно, подпав под таинственное влияние тщательно сокрытой сверхъестественной силы? Здесь мы попадаем в царство слепой веры, где рассудок теряет свои права.
Тем не менее, поскольку заблуждение никогда не бывает абсолютным, зерно истины может скрываться и под завалами наихудшего сумасбродства, а значит, искать его можно и там. В наших ритуалах не все прозрачно, и мы вполне способны без всякой задней мысли проводить сомнительные ритуалы. Именно по этой причине древние Масоны даже не предполагали, что они участвуют в сугубо магической операции, произ- водя мгновенную трансмутацию самых обыденных помещений в действительный храм, пригодный для отправления их культа.
Совершенно сокрывшись от профанного любопытства, адепты Царственного Искусства, некоторые из которых теперь встречаются только среди них, просили Бр.˙. Эксперта мелом или углем начертить прямоугольник посередине пола. Ограниченное таким образом пространство сразу становилось священным, и никто более не смел поставить своей ноги на него. Что- бы подчеркнуть значимость этого непритязательного четырехугольника, который отличается от знаменитых магических кругов лишь своей формой, наносили также особенные символы. Небольшой равносторонний треугольник со знаками Солнца и Луны по бокам чер- тили наверху прямоугольника, в центр которого впи- сывали Пламенеющую звезду, довлеющую над двумя колоннами, помеченными Й.˙. и Б.˙.. Завершив таинственный чертеж, адепты помещали Масонские инструменты внутрь прямоугольника, где было предусмотрено место для наугольника, циркуля, уровня, отвеса, зубила, киянки, мастерка. Во время этих приготовлений Бр.˙. Обрядоначальник ставил у краев прямоугольника три больших подсвечника со свечами, зажечь которые должны были последовательно Мастер и два Блюстителя. Когда начинал сиять светоч Востока, Мастер торже- ственно произносил: «Мудрость, направляй наше строительство»; когда в свой черед загорался Запад, Первый Блюститель уверенно восклицал: «Сила, исполни нашу работу»; наконец, когда третий светоч загорался на Юге, Второй Блюститель кротко говорил: «Красота, укрась наш труд». Далее, когда все вернулись на свои места, Мастер призывал Великого Архитектора Вселенной, только после этого объявляя об открытии работ.
С точки зрения Христианства подобная инвокация являлась обычной молитвой наподобие тех, что обычно читают в церквях; однако, поскольку любой церемониал носит откровенно эвокативный характер, изначально Масоны, конечно, открывали свои рабо- ты, совершая магическую эвокацию. Во время ее проведения надо было заклинать бога строителей, чтобы принудить этого духа незримо скоагулироваться среди тех, кто взывал о его вдохновении. В этот момент они должны были преисполниться осознанием, что Великий Архитектор Вселенной присутствует среди них. Предположим теперь, что подобные ритуалы совершаются с твердым убеждением. Тогда импровизированная Ложа, открытая где угодно, приобретает инициатическую ценность, которой с этой точки зрения не способствуют роскошно обставленные помещения наших масонских собраний, убранные в соответствии с требованиями самого замудренного символизма, при этом оставаясь холодными, мертвыми, неодушевленными.
Это — магия, которой мы не должны пренебрегать. Она не имеет отношения к мелочной ловкости рук, пусть даже «психического» плана, поскольку масонский запон не должен превращаться в клоунскую сумку. Наши таинства относятся к высшей магии, чуждой пустым трюкам, и мы осуществим свою Великую Работу лишь тогда, когда найдем Утерянное Слово.
Стоит добавить, что бесполезный строителям Меч является магическим орудием, перед которым трепещут фантомы, как это продемонстрировал Гомер в «Одиссее», где он воспевает своего героя, вызывающего тень прорицателя Тиресия.
Если овладеть этой сталью, никакие наговоры не смогут причинить нам вреда.
Освальд Вирт
Перевод: Д. Цельзин, Ю.В. Хижняк