Метания масонов, их ведет Хирам
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Метания масонов, их ведет Хирам

Метания масонов, их ведет Хирам

 

отрывок из  «Книги Мастера» Освальда Вирта 

 

Попробуем теперь посмотреть на труды таинственных Масонов.

 

В XVII веке прежние строительные братства утратили смысл своего существования. Развивающееся современное Государство, стремящееся ко все большей централизации, создает бесполезные организации, нужные лишь для взаимной защиты людей. Качество ремесленнического труда упало, а ветхие корпора- ции не столько его увековечили, сколько злоупотребили цеховыми организациями и званием мастера, чему воздать по справедливости должна была Французская революция.

 

На Британских островах с их устойчивыми традициями прошлое не может легко исчезнуть. Франк- масоны, Freemasons, продолжили собираться в тайне для совершения неведомых публике ритуалов. Их сообщество заявляло о своей древности и претендовало на то, что хранит тайны, восходящие ко временам мудрого царя Соломона. Было известно, что принятых в их ряды сковывала ужасная клятва, принуждавшая их к совершенному молчанию, и что они были обязаны оказывать друг другу взаимопомощь даже ценой собственной жизни.

 

Молчание этих Посвященных возбуждало любопытство многих джентльменов, решивших вступить в почетные члены этого братства, надеясь извлечь пользу из необычайных откровений. По крайней мере так было в случае Элиаса Эшмола — ученого археолога, которого приняли во Франкмасоны в Уоррингтоне 16 октября 1646 года.

 

Однако, как можно предположить, этого человека, отличавшегося обширными познаниями, разочарова- ли те немногие знания, которые ему передали его по- святители, поскольку в следующий раз он появился в Ложе лишь через 35 лет, в Лондоне, когда его попросили помочь в принятии шести джентльменов.

 

Вопреки мнению, которого придерживаются авторы, не имеющие достаточно информации, Эшмола не следует считать основателем современного Франкмасонства. Этот герметист счел, что Франкмасоны занимаются детскими играми, и даже не потрудился изучить их традиции и церемонии. Найдя корпоративные легенды о передаче секретов искусства строительства ничтожными, он, конечно, должно быть, потешался над «таинствами», состоящими в знаках признания и других условных тонкостях.

 

Скажем сразу, что ученый впал в заблуждение: посчитав, будто во всем разобрался, он упустил из виду и, таким образом, не понял, какие исключительные и плодоносные вещи скрываются под ничтожной личиной. Наивные ремесленники, чистосердечно признававшиеся, что они являются хранителями бесценной традиции, не обманывали своих благородных заказчиков. «Таинства» были подлинными, но недоступными первому встречному, пусть даже знающему все научные достижения своего времени.

 

Хирам просил своих сподвижников лишь в точности исполнять традиционные ритуалы. Их задача была скромна: ради сохранения священного огня, который не должен был погаснуть, им следовало поддерживать жар углей, сокрытых под пеплом их невежества. С умилительным почитанием они благоговейно соблюдали обычаи, о глубоком смысле которых даже не подозревали. Считая их непреложными, они с щепетильностью старались не упустить ни одной детали, и все предписанные действия носили для них сакраментальное значение. Таким образом, они очень дорожили своими тайными церемониями и были убеждены, что пропуск любой ритуальной мелочи мог обесценить посвяще- ние. Если подобную оплошность замечали, ритуал принятия приходилось исполнять с самого начала, со- блюдая в этот раз все предписания.

 

Такая суеверная тщательность, возможно, встретила презрение со стороны начитанных мужей, жаждущих познания теорий, систем и заумных сочинений. Эти любители мудрости были так заинтригованы тайной философского Камня и подобными загадками, что пренебрегли скромной процедурой обтесывания грубого Камня; так они перешагнули древнее Масонство, не сумев извлечь из него никакой пользы.

 

Однако среди вольных и принятых Каменщиков, чуж- дых практике строительного искусства, все же встречались проницательные люди, для которых символы не были одной только мертвой буквой. Их покорила явно искренняя вера неумелых последователей прославленных мастеров Средних веков, и они связали свою жизнь с Масонством, решив неустанно исследовать его тайны. С этих пор у Хирама появились ученики в интеллектуальном смысле: он мог культивировать их способно- сти, всячески напутствуя своих благочестивых служителей упорствовать в их благотворном консерватизме. В их число входили простоватые лондонские Франкмасоны 1717 года. Они преследовали лишь одну цель: спасти свое древнее и досточтимое братство. Увы! Времена тогда были тяжелые. Даже в Лондоне стало трудно еже- годно собираться в количестве, достаточном, чтобы торжественно провести обязательную ассамблею Ордена. Все более пустеющие Ложи могли превратиться в не более чем воспоминание о прошлом. Стоя на этом краю, четыре угасающие Ложи объединили свои силы, чтобы любой ценой предотвратить окончательное забвение. Благодаря этому совместно принятому волевому решению появилось современное Франкмасонство, малое дитя, что можно сравнить с преданием о младенце в Вифлееме, которого положили между волом и ослом. Переместившись из яслей в таверну, эти животные стали символизировать упрямство жизни и скудность посвятительных наставлений. Однако это не важно, поскольку масонское Слово, пусть еще не явленное, воплотилось в здоровом теле, которое дало ему силы завоевать мир и однажды восстановить его!

 

  Освальд Вирт

 Перевод: Д. Цельзин, Ю.В. Хижняк

 


Back to Top