Степени Устава Мемфис
Степени Устава Мемфис
Зачем нужно описание степеней?
В последнее время Капитул Розы и Креста приобрел такую же универсальность, как масонские ложи мастеров, описание которых вы без труда найдете в многочисленных опубликованных пособиях по данной теме, и принципы которых действуют во всех структурных подразделениях Йоркского Устава. В виду того, что данная масонская система в последнее столетие изучается только за рубежом, мы сочли необходимым включить в данную книгу (которая написана с расчетом на то, что покупать ее и обращаться к ней будут только масоны) краткое описание системы 18 степеней, которые существуют в Капитуле Розы и Креста. Прибегая к масонской манере выражения и масонскому языку, я хочу описать главные положения, относящиеся к не эзотерическим аспектам степеней.
Первая степень Капитула носит название Тайный Мастер и соответствует четвертой степени масонства. Вместе с восьмой степенью, описывающей и объясняющей степень Мастера, степень была основана во время событий, предшествующих и сопровождающих строительство первого храма. История создания степеней дополняет трагическое описание честности, мужества и прочих добродетелей некоторых древних членов цеха, чью доблесть мы стараемся увековечить и чьей добродетели стремимся подражать. Мы также стремимся чтить память тех, кто до нас отправился в неизведанную страну, откуда не возвратился еще ни один путешественник. Эта история демонстрирует испытания силы духа, которую должен в той или иной мере обрести каждый, кто стремится к познанию истины, и производит неизгладимое впечатление на умы, которое не иссякнет, пока разум восседает на троне и окна души отражают тени минувших событий. Здесь новообращенный будет впервые посвящен в незавершенную святая святых этого великолепного, и в то же время самого колоссального Храма, который когда-либо был возведен евреями или любой другой нацией на земле; ему откроется слава этого Храма, возведенного на горе Мориа, на которой Авраам принес в жертву сына своего Исаака, Храма, известного как место, где Всемогущий открыл человечеству свое имя.
Этот Храм замышлялся царем Давидом, когда он был царем Израиля, и был возведен сыном его Соломоном в бытность того царем Израиля при помощи финикийского архитектора Хирама, став самым дорогим и великолепным сооружением, возведенным в те времена. Слава и восторг от Храма разнеслись по всему цивилизованному миру. Именно в этой степени Тайного Мастера отразились непревзойденные мужество и чистота, образец человека, который скорее пойдет на смерть, нежели лишиться чести. Здесь совершаются подобающие церемонии, отдающие дань уважения возвышенному и истинному Масонству. Лишь достигнув этой степени, Мастер познает вознаграждение за добродетель, мужество и честность, и лицезрит Святую Шекину, видимое воплощение славы, которая, символизируя правду и справедливость, призвана изгнать невежество и грех. Здесь ищущий света научится познавать бессмертное, научится формировать в себе привычки, приемлемые для Великого Архитектора Вселенной его страны, семьи, соседей и себя самого, постигнет, что человек создан для добродетели и научится познавать самого себя; он постигнет, что Бог создал человека для счастья. Для этого Бог одарил человечество разумом, хранящим ум и рассудок, что является окончательным и неоспоримым доказательством его бессмертия, и благодаря чему мы знаем, что если наш разум хорошо оснащен и наша энергия направляется в нужное русло, мы наиболее приспособлены для выражения совершенного благоговения, которое должно воздаваться творением своему творцу, и, таким образом, способны оценить по достоинству величие его власти, великодушие его светлости, щедрость благодати, ежедневно изливаемой на его творения и способствующей еще большему их совершенствованию, так что они достойны будут унаследовать корону славы, хранящуюся для тех, кто воздает Создателю должное восхищение и чтит его в душе и в действии. Степень закрывается великим моральным уроком о непостоянстве человеческих страстей и надлежащим восхвалением прославленного характера воистину добродетельного человека, который скорее расстанется с жизнью, чем обманет оказанное ему доверие.
Оратор читает в Наставлении следующее:
Господь царит; пусть люди трепещут. Он восседает в окружении херувимов, пусть земля движется; восхваляйте, о слуги Господни, восхвалите имя Господа.
Да благословенно будет имя Господне отныне и вовеки веков. Славится Богородица. Бог вознесен над всеми нациями, и слава его парит над небесами.
Славьте Господа, славьте имя Господне, славьте его, о слуги Господа, ибо вы стоите в доме Господнем и во дворе дома нашего Господа; славьте Господа, ибо Господь благ; пойте хвалу имени его, ибо это несет отраду; ибо Господь избрал Иакова, а Израиль избрал хранилищем своих сокровищ; пусть славится имя Господне, ибо только его имя есть совершенство; его слава над землей и над небесами.
Имя твое, Господь, да пребудет вечно; и память о тебе сохранится через все поколения. Благословен Господь, о моя душа, и все внутри меня, да славит его святое имя.
Пятая степень, или степень Совершенного Мастера, в выразительной и поражающей воображение манере иллюстрирует благородные и воистину достойные одобрения черты характера, которыми обладают верные Масоны, дает потомкам урок почитания старости и увековеченья добрых дел долгой и полезной жизни, посвященной Дружеству и Братской любви, полное понимание которых доступно лишь на реальном примере, понимание теми, кто хочет присоединиться к увековеченью их через участие в мистериях, теми, кому это может быть передано с позволения их товарищей, за завесою и должным образом.
В Шестой степени, которая носит название Возвышенный Мастер, изображается и иллюстрируется примерами действие мудрого правления и награда за похвальное любопытство, которое порождается желанием защитить друзей, настоятелей и братию от посягательств алчности или ножа убийцы, а также выявить алчность и корысть нечестных связей. В этой степени новообращенный учится ценить факт Его существования (Сына Божьего), нареченного Святой Любовью. Здесь новообращенный осознает глубинную связь между Создателем и его созданием, между святостью и человеческой природой, осознает союз со своим Небесным Отцом, и в этот момент он впервые осознает факт его небесного происхождения. Он узнает об этом с радостью, придерживается истины с благодарностью. Бог есть его душа, его свет, его попутчик; они объединены силой взаимного притяжения, откуда проистекает слава и совершенство человека до падения. Он также становится свидетелем альянса, при помощи которого истинный масон, вооруженный истинным мужеством, демонстрирует свою силу противостоять злу и совершать добро, что есть совершенство и высший смысл священных слов B. * * ** N. **** S.* * **, сообщением которых закрывается ритуал посвящения в эту степень.
Седьмая, Восьмая, Девятая, Десятая, Одиннадцатая и Двенадцатая Степени могут быть освоены только путем инициации в Капитуле, окруженном двойным кольцом стражи, так как они опираются на примеры, о которых мне недозволенно писать или говорить за пределами Капитула.
Тринадцатая Степень Священного или Царственного Свода отражает события, которые происходили на Святой Горе в скором времени после того, как Ноев Ковчег причалил к земле. Она украшена Колоннами Силы и Красоты и девятью знаками Зодиака: Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Козерог и Рыбы. Оставшиеся три зимних знака Весы, Стрелец и Водолей опущены, так как в мифологии египтян это были знаки зимы и смерти. Помимо этого, перечисленные выше девять знаков Зодиака были девятью именами, под которыми Бог был известен нашим Древним Братьям, и которые были выгравированы Енохом на сияющей Дельте. Чтобы сохранить это для братства и от уничтожения, если этому миру вновь суждено быть разрушенным наводнением, и объяснение чему дано.
© Перевод Евгении А., Редактор Z.