Гробы на колесиках часть 1
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Гробы на колесиках часть 1

 Гробы на колесиках

 

Ни для кого не секрет, что степеней в масонстве существует великое множество. На настоящий момент в мире успешно функционируют не менее двух-трех десятков различных уставов и отдельных орденов и обществ, в то или иной мере практикующихся регулярными Вольными Каменщиками, в то время как нерегулярные – в отсутствие необходимости следовать фиксированному списку достаточно жестких принципов (ландмарок) – практикуют их еще больше. Всего в современном мире насчитывается около тысячи разнообразных масонских степеней и орденов (около половины – в основном, в США). За всю мировую историю создано их было, и написано было ритуалов, не менее пяти-шести тысяч, если верить таким видным собирателям антикварных степеней, как А. Уэйт и Р. Макой.

 

Естественно, появление дополнительных степеней явилось результатом, с одной стороны, неудовлетворенности еще самых первых спекулятивных каменщиков кажущейся незавершенностью мистического гештальта масонского посвящения, а с другой стороны – неудержимого желания человека создать иерархическую систему неравенства повсеместно, даже в среде Братского равноправия. Спекулятивные каменщики еще в английские ложи XVIII века привнесли элемент родного для себя дворянского сюзеренитета, которые формально существуют и по сей день, к счастью, претворившись в уже совершенно декоративные формы.

 

Невозможно и бессмысленно пытаться установить какую-либо единую и сквозную иерархию в масонских дополнительных степенях, которые многие по инерции еще именуют «высшими», хотя само данное словоупотребление в последние полвека свелось исключительно к сфере антимасонской пропаганды. Именно в антимасонской среде сложилось неестественно преувеличенное «почтение» к Шотландскому уставу и мнение о вседовлеющей высшей власти пресловутых «тридцать третьих» над мировым масонством. Напротив, в масонском мире Шотландский устав занимает достойное, уважаемое, но никак не высшее место в структуре степеней для каждой отдельно взятой страны.
Для лучшего понимания структуры дополнительных степеней представляется возможным рассмотреть их здесь в отдельности и – более или менее – в системе взаимных связей, каковые устанавливаются индивидуально фактически для каждой страны. Например, в Англии и Шотландии дополнительные степени существуют совершенно автономно, объединяясь лишь отчасти и лишь территориально – под крышей Mark Master Mason Hall. В США большинство из них сведено в так называемый Американский устав, который отчасти схож с Йоркским уставом, являясь его упрощенным и локализованным вариантом. На европейском континенте существуют различные системы административного подчинения, испытавшие влияние как первой, так и второй моделей. В России на настоящий момент существует только Шотландский устав и определенное количество разрозненных посвященных степени Царственного Свода, чья активность в создании в России капитула данной степени не только к настоящему времени не привела к каким-либо ощутимым результатам, но и значительно усложнила не только внутреннюю масонскую политику в нашей стране, но и создала определенные трения на международной масонской арене, поэтому говорить о развитии дополнительных степеней в России пока, по меньшей мере, рано. Остается надеяться на изменение положения вещей в будущем.

 

В противовес широко распространенному мнению, наиболее популярными в масонском мире, помимо степеней символической ложи («голубые» или «иоанновские» степени – Ученик, Подмастерье, Мастер), являются степени Сотоварища Царственного Свода (Com-panion of the Royal Arch) и Мастера Метки (Mark Master Mason), причем, с последней неразрывно связана также побочная степень Морехода Царственного Ковчега (Royal Ark Mariner).

 

В начале нашего обзора необходимо четко пояснить, что никакие из дополнительных степеней не могут ни по каким законам вручаться Вольным Каменщикам, не прошедшим законное посвящение в степени символической ложи первых трех степеней. Эти ложи управляются Великой Ложей, каждый каменщик обязан состоять действительным членом какой-либо символической ложи, аккуратно платить ей взносы, посещать ее собрания и подчиняться распоряжениям ее руководства и руководства Великой Ложей его страны. Кроме этого, он имеет право подавать прошения о приеме в столько дополнительных степеней, сколько пожелает и посчитает возможным активно посещать и поддерживать материально. Однако это лишь налагает на него дополнительные обязательства, не освобождая ни от одной обязанности в отношении своей символической ложи. Между административными структурами масонства существуют договоры, в силу которых исключение из символической ложи автоматически влечет за собой исключение из всех остальных организаций.


Необходимым требованием для вступления в большинство организаций дополнительных степеней является посвящение кандидата в Мастера символической ложи, часто он также должен «дорасти» до Досточтимого Мастера (руководителя) ложи и отбыть год в этой должности. В некоторые степени принимают только по приглашению их руководства. В некоторые дополнительные степени можно вступить только через другие дополнительные степени. Система развивалось на протяжении многих лет во многих странах, и в настоящее время достаточно сложна.

 

Итак, самой популярной в современном масонском мире является степень Святого Царственного Свода, о которой не так давно говорилось в отдельной статье в настоящем издании. В нее допускаются Мастера символической ложи со стажем не менее полугода/года. Они получают наставление в легенде Второго Храма, платоновой и отчасти каббалистической мудрости. Практикуется практически во всех странах масонского мира. Облачение исполнено в цветах храмовой завесы (пурпурный, голубой, темно-синий, с золотом на белом фоне). Капитул управляется тремя Принципалами вместо одного Мастера и двух помощников-Стражей, как в «голубых» степенях. Сотоварищи Царственного Свода имеют возможность последовательного посвящения (согласно отдельным ритуалам) в звания Третьего, Второго и Первого Принципалов. Таким образом, фактически степеней в данном ордене четыре.

 

Отдельной (в большинстве стран) или предшествующей степени Царственного свода (в США) является степень Мастера Метки. Это одна из древнейших степеней всего масонского ордена. В то время как по основным английским документам, степень Царственного Свода до сих пор является «завершением, венцом и продолжением» третьей степени символической ложи, степень Метки выполняла ту же функцию в отношении степени Подмастерья, второго градуса символической ложи. Недавний демарш, совершенный группой английских каменщиков, сформировавших некую «Регулярную Великую Ложу Англии» в противовес древнейшей Объединенной Великой Ложе Англии, в значительной степени сводился к тому, что они насильственно и в обход преамбулы к Конституции Андерсона ввели степень Метки как этап, который следует проходить после второго градуса перед третьим. Во всех остальных юрисдикциях степень Метки авторитетна, широко распространена, популярна, но практикуется в качестве отдельного ордена.

 

Ритуал степени Метки подкрепляет версию о ее древнейшем происхождении, потому что носит совершенно оперативный, каменщический и достаточно приземленный характер, свободный от позднейших мистико-инициатических наслоений «лож джентльменов» и сконцентрированный вокруг собственно процесса строительства Храма Царя Соломона и идеи Замкового Камня, соделавшегося главою угла. Для всех очевидны как оперативные, так и христианские его корни, откуда и делается вывод о древнем происхождении в парадигме раннего протестантского церковно-часовенного цехового братства, какаовым масонство было в старом Лондоне.

 

Основной идеей ритуала Метки является отстаивание истины даже вопреки кажущемуся здравым смыслу, нерушимая вера в справедливость и ее победу, пусть и спустя сколь угодно продолжительное время, отвага и братская взаимопомощь.

 

Облачение голубое, отличающееся от облачения символических лож исключительно тонкой малиновой каймой. Административное управление осознанно идентичное управлению символической ложи, за исключением трех дополнительных офицерских званий.

 

Основная цель посвящения – дать кандидату возможность ознакомиться с истоками масонского оперативного мастерства и изначальными, достаточно простыми и достаточно поэтому первичными нравственными устоями.
Непосредственно в рамках Великой Ложи Мастеров Метки (в Англии) или параллельно с ней (в других странах) действует крайне интересное и поучительное Древнее и Достопочтенное Общество Мореходов Царственного Ковчега. Важно отметить, что первичная масонская легенда основания, т.е. легенда, объясняющая происхождение общества и неизменно существующая во всех человеческих объединениях, если верить древнейшим из известных масонских конституций и хартий, связывала Братство отнюдь не с Храмом Царя Соломона, а с Ноевым Ковчегом и его строителями. Это если не вспоминать про «Питера Говера из кентского Гроттона», основоположника масонства по другой версии. Мало кто из грубоватых мастеровых поверил бы, если б его стали убеждать, что Питер Говер не носил штанов и кожаного фартука, а наоборот, был ученым в тунике и жил на острове Кротон, а не в кентской деревушке.

 

Как бы то ни было, в настоящее время степень Морехода Царственного Ковчега практикуется во многих странах, в значительной мере является милым архаическим наследием оперативных времен, повествует в своих легендах и посвятительных ритуалах о строительстве Ковчега и его прибытии к горе Арарат, управляется Мастером, носящим звание Капитана Ноя и двоими его «сыновьями»-помощниками, Симом и Иафетом, наставляет своих посвященных в уповании на Бога и трудолюбии, особое внимание уделяет поиску данных о заболевших братьях и оказании им помощи, пользуется в обиходе военно-морской терминологией, как бы это ни смотрелось в сочетании с «библейским» стилем речи, и имеет схожие с Мастерами Метки регалии, отличающиеся лишь дополнительной оранжевой полосой и полукруглым клапаном запона.

 

Однако для современного исследователя в данной степени есть также и нечто неизмеримо важное. Присяга в ней приносится не на Библии. Библия, согласно всем законам и регламентам Ордена, обязательно присутствует в раскрытом виде на видном месте в зале собраний. Однако эпоха Ноя относится к периоду До Откровения Закона людям. И библейская легенда недвусмысленно гласит, что по прибытии на склоны Арарата Ной возвел алтарь и впервые принес жертву Богу Живому, результатом чего стал Первый завет и в небе явилась радуга. Радуга является одним из символов степени Морехода. И присяга в ней приносится на кубическом камне, воплощающем возведенный Ноем первый жертвенник. В этом для нас – свидетельство истинной древности степени и ее первично-экуменического характера. Действительно, в данном случае, возвращение к истокам в их масонском понимании неизменно приводит к концепции Единого Бога Живого и общей пред Ним ответственности при полном горизонтальном равенстве людского рода.


В следующем номере мы продолжим обзор дополнительных степеней современного масонства.

 

P.S.: Почему «гробы на колесиках»? Потому что для работы дополнительных степеней, численность членов  в которых всегда в силу естественных причин меньше, чем в «голубых» ложах, используются, в основном, помещения обычных масонских храмов. Или для них создается отдельный, но общий для всех, Храм. Поэтому для облегчения переоборудования Храма при работе в разных степенях с разным антуражем основные элементы декора снабжаются ручками для переноски и колесиками. А по соседству расположена гардеробная с соответствующими облачениями.

© Z.


Back to Top