Устав Строгого Послушания — Артур Эдвард Уэйт
Устав Строгого Послушания
Rite of the Strict Observance
Артур Эдвард Уэйт
Франкмасонство, в том его изводе, в коем оно понимается в Цеховых степенях, и связанных с ними объединениях, например в Царственном Своде, и степени Мастера Марки, это демократический институт, управители коего избираются. Орден Храма, и некоторые другие системы масонского рыцарства, также избирают руководителей. Нет необходимости говорить, что это является положением Конституции от начала истории Великой Ложи Англии. Что касается степеней, примыкающих к цеховым степеням, существующих в различных известных юрисдикциях, то избирательное право было установлено для них в ряде стран на континенте. Типичным примером является Франция.
Тем не менее, Франция была и главной ареной деятельности и развития систем высших степеней, и среди систем, кои появились таким образом после 1740-ого года, многие не признавали главенства над собой никаких юрисдикций, а некоторые выдвигали необоснованные претензии на свое старшинство по отношению к остальным системам, и даже на управление целым масонским Орденом. Тогда как принципы равенства и братства были привлекательными новшествами для французских аристократов, предполагалось, что степени Рыцарства либо появились благодаря, либо, по крайней мере, попали в зависимость от желания части аристократии иметь нечто особенное для себя, или нечто столь же привилегированное, как и их собственное положение. В этом представлении, может быть, и есть доля истины, но в то время существовало столь огромное количество мотивов, с которыми мы не можем не считаться, что у нас нет оснований считать именно этот основным.
Суверенные юрисдикции
Тогда появились люди, утверждавшие, что они владеют особым знанием - в основном оккультного свойства, - а поэтому и особым авторитетом, и именно такие личности породили на свет все, что так или иначе было связано с Братством Розы-Креста. Были и те, кто притязал на особое откровение, и к ним необходимо, я полагаю, в первую очередь отнести Мартинеса де Паскуалли, и его Устав Рыцарей-масонов, Избранных Коэнов Вселенной. Более того, были и такие, кто выдвигал, как я уже говорил, в той или иной форме претензию на верховную или суверенную юрисдикцию. Имея титул Генерального Инспектора, Мартинес де Паскуалли, конечно, не может быть свободен от подозрения в подобных претензиях, но по большей части он, безусловно, занимался другого порядка делами. Он искал в первую очередь Первосвященнического верховенства в Небесах, так как верил, что пребывает в контакте с Высшими Источниками знания, относящимися к миру духовному. В то же время Императоры Востока и Запада, называвшие себя Суверенными Принцами среди масонов, Генеральными Блюстителями Царственного Свода, Великими Смотрителями Суверенной Ложи, гипотетически располагавшейся в Иерусалиме, в первую очередь были движимы амбициями материальными, и если бы не колоссальное количество им подобных, вполне могли бы преуспеть в реализации своих устремлений.
Иоганн Готлиб фон Хунд (J.G. von Hund)
Среди всех Уставов был один, который более десятилетия пребывал в состоянии взлета, после которого, казалось, должен был наступить полный и беспрецедентный триумф, и этим Уставом являлся Устав Строгого Послушания, основанный в Германии Иоганном Голибом фон Хундом около 1754-ого года. Он заявлял, что его познания и властные полномочия основаны на авторитете неких Высших Неизвестных, которых должно было слушаться, - и именно это в огромной мере определило успех системы. Сам фон Хунд говорил, что за двенадцать лет до этого он был посвящен в масонский Орден Храма и был уполномочен распространять его влияние. В целом, возможно, что в этом утверждении есть часть правды, но шанс существования тамплиерских степеней в 1742-ом году крайне умозрителен, и ему, кажется, нет доказательств, кроме собственно, легенд градусов, и кроме общей и главной претензии на то, что рыцари-тамплиеры продолжали конспиративно существовать после запрета их Ордена во времена Филиппа Красивого.
Кавалер Рамзай (Chevallier Ramsey)
Из того, что кавалер Рамзай произнес свою знаменитую речь в Великой Провинциальной Английской Ложе (Grand Lodge Provinciale D'Angleterre) - между 1736-ым и 1738-ым годами, не следует, что в то время уже действовали степени рыцарства. Возможностью, о которой я упоминал, и посредством которой репутация барона фон Хунда в связи с данным вопросом могла бы быть спасена хоть частично, является возможность существования масонского Тамплиерского Ордена в зародыше - в тот период многое появлялось под знаком масонства - и того, что фон Хунд действительно мог пройти некую процедуру приема, которая, правда, скорей всего не являлась ритуалом. Старый миф о том, что он был принят в Клермонтский Капитул, не имеет под собой оснований по той простой причине, что в это время он еще не был учрежден, как, впрочем, не был сей Капитул учрежден и ни в один из двенадцати последовавших после годов.
Рыцарь Красного Пера (Knight of the Red Feather)
Что бы там ни произошло, все это было в Париже, и в присутствии некоего Рыцаря Красного Пера, чья личность не была раскрыта, но по мнению барона фон Хунда, это был молодой наследник, Карл Эдуард Стюарт. Именно поэтому считается, что Устав Строгого Послушания появился и развивался в интересах якобитов, но ничто не говорит нам об этом в его последующей истории. Лично я склоняюсь к мнению, что фон Хунд фактически или сам ошибался, или был намеренно обманут: в его представлении сей факт не означал никаких политических последствий. Что касается его самого, то очевидно, что его якобитские идеи не волновали. Его история вполне заурядна, и если это был действительно начальный пункт его карьеры, то мы можем понять, как все развивалось в течении двенадцати лет, прошедших между его принятием, и началом его самостоятельной деятельности.
Высшие Неизвестные (The Unknown Superiors)
Он ожидал дальнейших наставлений от тех, кто по гипотезе уполномочил его распространять Устав, но их не последовало, и в конце концов он начал действовать самостоятельно. В его случае Высшие Неизвестные оказались странными людьми, посвятившими его в рыцарскую степень и затем скрывшимися, имея, видимо, дела более важные, если предположить, что они действительно были якобитами. Им следовало подчиняться безапелляционно во всех делах, по той самой действенной причине, что фон Хунд был их глашатаем, с того момента, как основал Строгое Послушание в Германии кроме него никто не смог бы апеллировать к ним. Эта система была, конечно же, его собственным детищем, включая ритуалы, содействие в авторстве которых он также мог получить от простых германских масонов.
Германские тамплиерские провинции
Самое большее, что он позаимствовал от своих предшественников, если он, конечно, вообще что-то заимствовал, был список германских тамплиерских провинций и Великих Магистров. Свидетельства факта их прямого унаследования и передачи отсутствуют, однако документ, соответствующий второму из упомянутых, находится, я думаю, под охраной Великого Приората Гельвеции. На основании ритуалов становится ясно, что на посту Мастера Жака де Молэ сменил Пьер д'Омон, Овернский приор Тамплиеров, и он же возглавил Орден после его запрещения в Шотландии. Такова основная легенда Устава, и я полагаю, что она представляет собой наиболее раннюю из существующих четких формулировок гипотезы о том, как тамплиерское рыцарство было тайно увековечено после его формального запрещения под эгидой старинного масонства. Если фон Хунд в действительности получил, а не подделал список Великих Магистров, в таком случае этот список принадлежал перу авторов, обладавших некоей французской высшей степенью, и которые ранее издали рыцарские материалы речи Рамзая, или же сами сочинили сей эпохальный документ.
Мифическое основание
Из этой предполагаемой рабочей гипотезы следовало бы заключить, что Устав Строгого Послушания, разумеется, зиждется на мифическом основании, тем не менее в этой главнейшей из своих характеристик он не отличен от спекулятивного масонства, как в целом, так и в частных своих проявлениях. Устав начал пользоваться большим успехом почти незамедлительно после его учреждения, которое имело место быть в 1754 году. Некоторое время даже казалось, что он возобладал над всеми Уставами. Из Германии он получил свое распространение во Франции, и вскоре стал известен в Италии; он был учрежден в Швейцарии и даже проник в Россию. Тому можно отыскать два объяснения: (a) обаяние, которое производила тамплиерская легенда; (b) таинственность Высших Неизвестных, которые якобы им управляли. В Европе происхождение масонства являлось весьма туманным вопросом: можно было выдвигать любые претензии, причем наиболее сенсационные пользовались наибольшим успехом.
Гибель Устава
Однако скалой, в итоге пустившей корабль Устава на дно, стали именно Высшие Неизвестные, поскольку не существовало ни малейших свидетельств касательно тех, кому Устав был обязан своим происхождением, а также существованием. Представитель Высших неизвестных не мог назвать имени ни одного из тех, кто стоял за ним, и и чьи следы возможно было бы обнаружить. В Альтенбурге был учрежден масонский конвент, на котором барон фон Хунд поведал историю о своем посвящении и назначении на должность, однако для подтверждения истинности этого рассказа он смог лишь поклясться своей рыцарской честью. Шли годы, и наступил 1776 год, в котором скончался основатель Строгого Послушания. Еще ранее того его постоянные отказы предоставить доказательства его претензий стали причиной его отставки. Другой масонский конвент, состоявшийся на этот раз в Брауншвейге в 1775 году, привел к дальнейшим осложнениям, которые никак не мог обойти данный Устав. К тому же, положение оказалось еще более сложным по причине притязаний нового влиятельного соперника фон Хунда, которого звали Штарк (Starck), утверждавшего, что обладает более тесной связью с Высшими Неизвестными, чем фон Хунд.
Смерть фон Хунда
Материалы, которые оставил после своей кончины руководитель Устава, фактически не содержали в себе никаких важных сведений, помимо подтверждения факта его принятия в некую ложу, располагавшуюся в Париже, а также присутствия при его посвящении принца крови. Создавалось впечатление, что дни Устава сочтены, однако он уже глубоко пустил свои корни. Главная ложа Филалетов с энтузиазмом приняла эту систему. Она также была принята в Лионе, являвшимся сущностным центром Масонства, где Провинциальным Великим Приором Оверна был ученик Мартинеса де Паскуалли. На тот момент де Паскуалли уже почил, и его Избранные Коэны ощутили на себе сильнейшее влияние немецкой системы, которая, казалось бы, заменила собой их собственную систему. Исследовав все доступные материалы касательно этого вопроса, я пришел к выводу, что в итоге Мартинистская доктрина была объединена со Строгим Послушанием, в котором уже не было места притязаниям на тамплиерство, а деятельность была направлена исключительно на духовные цели. В Лионе состоялся конвент, на котором было одобрено это преобразование.
Преобразование Устава
В результате появились: (a) две степени Св. Андрея, обладающие особенной важностью с точки зрения символизма; (b) две рыцарских степени, то есть степень Новиция и Рыцаря Святого Града, (c) две сокрытые степени, в которые была включена тайная история Масонства. В состав Строгого Послушания входили: (a) Голубое масонство, то есть цеховые степени, (b) степень Шотландского Мастера, (c) степень Новиция, (d) степень Рыцаря-Тамплиера, о которой известно, что, вероятно, позже она была разделена на четыре класса, подразделений или подстепени, и тем не менее данное предположение опровергается теми ритуалами, с которыми я имел возможность ознакомиться. Считается, что именно на Вильгельмсбадском конвенте были учреждены Рыцари Святого Града, но с большей точностью можно было бы сказать, что на данном конвенте это решение было лишь ратифицировано, в то время как сам проект преобразований относится к Лионском конвенту.
Рыцари-Благодетели (Knight Beneficient)
Затем произошла Французская революция, которая, как часто полагается, поглотила Строгое Послушание. Однако нам известно, что этот Устав вновь возник спустя некоторое время, и новым его руководителем стал князь Камбасересский, французский Великий Магистр времен Наполеона I. Однако это происходило лишь краткий период времени, и нам следует отличать историю Устава Строгого Послушания от истории Рыцарей-Благодетелей, которые перевели свою деятельность в Швейцарию, когда настали трудные времена. Принято считать, что изначальный Устав погиб безвозвратно, и тем не менее того же нельзя сказать о системе Устава, которая вновь возвратилась к жизни в Лионе, и действует по сей день под началом Великого Приората Гельвеции.
Положение в истории
В заключении мне хотелось бы сказать, что положение в истории Строгого Послушания не так уж и сложно определить, как это может показаться на первый взгляд. Утверждают, что барон фон Хунд, будучи на смертном одре, заявил, что все, произнесенное им в Альтенбурге, является правдой, и, если мы примем данную историю, учтя все оговорки оговорки, которые можно отнести на счет заблуждений автора, происходящих из его искренности, тогда нам должно признать тот факт, что за ним действительно стояли Высшие Неизвестные, которые оставили его, после чего фон Хунд стал действовать по собственной инициативе. Таким образом в основание системы фон Хунда был заложен истинный факт, на котором фон Хунд и возвел величественное здание. Следует, тем не менее, отметить, что степени данного Устава не слишком имели отношение к историческим основаниям, на которых было построено предание, и кроме того Устав все же содержал в себе ложные притязания: (a) в отношении существования и наличия линии преемственности от Ордена Тамплиеров после того, как он был запрещен, (b) касательно своего исторического первенства относительно других масонских Уставов, причем многие, не состоящие ни в одном из них, могли бы заключить, что при весьма сходных обстоятельствах возникло и цеховое масонство, - из глубин неведомого, - что и стало в последствии причиной официального учреждения первой Великой Ложи в 1717 году.
Великие Магистры Тамплиеров
Список Великих Магистров тамплиеров, неизвестный никому в Англии, ничем не уступает списку масонских Великих Мастеров Джеймса Андерсона; притязания на тамплиерство со стороны Строгого Послушания - это правдоподобная романтическая история, если сравнить ее с той несказанной ложью, которой именовали в Англии XVIII века истинной историей происхождения цехового масонства, не говоря уже о таких поддельных документах, как, например, хартии Кельна и подобные ей. Конечно, обман со стороны одних не может извинять обмана другой стороны, однако писателям, возводившим обвинения во всех грехах на Строгое Послушание, следует помнить, что современное масонство, с самого момента его символического начала, во всех существующих своих Уставах и системах, произрастает из исторической лжи.
Тайная традиция (The Secret Tradition)
Все же, в истории цехового масонства существуют такие элементы, каковые вполне приемлемо считать не сухими историческими фактами, а способом предания, посредством которого предполагалось совершать передачу и поддерживать существование тайной традиции, причем предания эти относятся к глубокой древности. Енох, Моисей, Соломон и Зоровавель, князь народа, представляют собой вехи данной традиции, и, когда речь заходит о одухотворенном Соломоновом Храме, под ним я понимаю исключительно Доктринальную Обитель, о которой свидетельствует вся теософическая литература позднего Израиля. Масонские легенды, в которых говорится о Священном Храме, собранные в Королевской Арке, подтверждают возрождение этой доктрины. А также и представления о том, что тамплиеры в тайне существуют под эгидой масонства, похоже, воплощают собой идею, существующую уже на протяжении семи столетий, и согласно которой величайшие христианские рыцари привезли с Востока на Запад некие элементы тайной доктрины, с которой не могли смириться правители христианского Израиля, жившие в Риме и Авиньоне, поскольку, по их мнению, она представляла собой угрозу для их положения. Тайная доктрина, обладающая исключительным значением, существует; и это доктрина, обладающая своим жизненным опытом; и каким бы образом масонство в любых из своих Уставах, а также и практически во всех своих аспектах, ни сталкивалась со свидетельствами этой доктрины, факт остается фактом: лишь в масонстве, и исключительно в нем поддерживается живой интерес к данной идее, а также желание предоставить ей нишу среди ныне существующих проявлений религии.
Духовные Рыцари-Тамплиеры (Clerical Knight Templar)
Дважды я уже упоминал имя Иоганна Августа фон Штарка. Он родился в Шверине в 1741 году и умер, судя по всему, в 1816 году в Дармштадте. Относительно его личной и профессиональной жизни можно сказать следующее: (1) он окончил университет Геттингена, (2) отправился в Санкт-Петербург, где работал школьным преподавателем, (3) стал школьным директором в Висмаре в 1767 году, (4) получил приглашение на кафедру теологии и назначение на пост судьи-священника в Кенигсберге в 1770 году, следовательно, ранее он должен был стать причастным к лютеранскому духовенству, (5) стал главным проповедником в суде Дармштадта в 1781 году, и оставался на этом посту до самой своей смерти. Все эти сведения были приведены за тем, чтобы продемонстрировать его высокое общественное положение. Относительно его масонской карьеры следует сказать: (1) утверждают, что он был посвящен в масоны во французской военной ложе в 1761 году, (2) стал членом Строгого Послушания примерно в 1764 году и (3) учредил ложу Трех Львов в Висмаре в 1767 году. Вскоре к его заслугам добавилось учреждение Шотландской ложи, к которой позже Штарк присоединил принципиально новую масонскую организацию, которая получила название Духовного Капитула. Это событие послужило началом его личных притязаний в отношение Строгого Послушания. В особенности стоит отметить его следующие утверждения: (1) изначально рыцари-тамплиеры подразделялись на два класса - военные тамплиеры и тамплиеры-священнослужители, (2) ветвь священнослужителей обладала тайным знанием Ордена, (3) для иных она была недоступна, (4) Штарк является современным представителем этой ветви, (5) она выше светской ветви и (6) если барон фон Хунд признает ее, в таком случае ему и его Уставу станет ведомо новое знание. Эти притязания и попытки на их основании создать новую организацию лживы от начала и до конца. Их мотив следует искать в голословном утверждении о господствовавшем положении священнослужителей. Поскольку я не привожу в полной мере историю Строгого Послушания, то имею возможность сообщить лишь о том, что Штарк действительно имел виды на Строгое Послушания, но его планы не увенчались успехом. Фон Хунд оказал Штарку внимание, поскольку рассчитывал на то, что в конечном итоге он подтвердит теперь уже его притязания; на Кохловском конвенте, состоявшемся в 1772 году, фон Хунд вступил в соглашение с так называемой Священнослужительской ветвью, которая принимала участие также на конвенте 1775 года, состоявшемся в Брауншвейге; однако, по причинам, которые очевидны, ни одно из обещаний не было выполнено, и на конвенте, состоявшемся после смерти фон Хунда в Вольфенбютеле в 1778 году, соглашение утратило свою силу. Возможно, что Духовный Капитул Рыцарей-Тамплиеров еще существовал в Дармштадте, более о нем ничего неизвестно. Утверждают, будто Штарк разработал несколько надцеховых степеней, однако ни один из опубликованных списков не вызывает у меня доверия. Позже его обвиняли в тайных связях с парижской католической партией, а также в привнесении им католических элементов в тамплиерскую систему, и в том, что он сделал возможным вступление в его Устав исключительно для кандидатов, принявших это вероисповедание. Но нет ни единого доказательства приведенных выше тезисов; очевидно, что он жил и умер в лоне лютеранской церкви, не смотря на то, что исследователи, утверждающие обратное, находят подтверждения его симпатий к римской религии. Все, что может вызвать у нас интерес относительно Штарка, можно найти в его воспоминаниях: (1) «Апология Ордена Франкмасонов», 1778 год, (2) «Устройство Ордена Франкмасонов», 1781 года, «Древние и современные мистерии», 1782 год, и, если эта книга в действительности была написана им, (3) пользующийся известностью анонимный труд под названием «Святой Никейский символ веры», 1785 год, автор которой, следуя признанию, которое в нем присутствует, принадлежал как к Строгому Послушанию, так и к так называемой ветви Священнослужителей, притязания которой и подтверждаются в данной работе.
из книги «Энциклопедия Масонства»
Артур Эдвард Уэйт, 1921 год;
оформление и перевод Eric Midnight,
специально для Teurgia.Org