Ангелы в Масонском Ритуале — автор Артур Эдвард Уэйт
Ангелы в Масонском Ритуале
Angels in Masonic Ritual
Артур Эдвард Уэйт
«Иерархия Святых Ангелов» (Hierarchy of the Blessed Angels) представлена сонмами вестников, духов зрящих и поклоняющихся, которые собраны вокруг Престола Божьего. Вероятно, исключительно искушенные в литературе читатели смогли непосредственно ознакомиться с их именами, чинами и качествами, которые представлены во внушительном по своему объему труде Хейвуда, именно под этим названием опубликованном в 1635 году. Конечно же, в своей работе автор опирался на «Небесную Иерархию» («Celestial Hierarchy») Дионисия Ареопагита, великого мастера теософии IV века, чьему авторству приписывают это сочинение. Символическое масонство XVIII века со всеми его Уставами и степенями ничего, или почти ничего не слышало об этих двух книгах: все познания масонов об Ангелах ограничивались Священным Писанием, а что было сверх того, черпалось из поздней Каббалистической традиции. О том, что этот предмет представляет собой наивысшую сложность, можно судить по работе Псевдо-Дионисия. О том, что Ангелология полнится сторонами прекрасными и чудесными, ведомо поклонникам Данте. Масоны цеховых степеней и Королевской Арки пришли бы в удивление, если бы узнали, что Ангелы вообще представлены в масонстве. Лишь в высших степенях возможно ощутить взмахи их крыльев, но и там они крайне и крайне редки, что, впрочем, - следуя пословице, - свойственно Ангелам. Если список, приводимый ниже, и не исчерпывает сего предмета, все же он является весьма достойным и вполне соответствен нашим задачам: поскольку вопрос этот не должен нас особенно интересовать, то и нет смысла вдаваться в подробности.
(1) Адарэль, Великолепие Божье - Ангел Огня, согласно двадцать восьмой степени Шотландского Устава, которая называется Рыцарь Солнца. Вероятно, не существует оснований для установления такового соответствия, поскольку в поздней Каббалистической традиции соответствие с этой стихией приписывается Архангелу Михаэлю. Предположительно это имя происходит от евр. אדר - «великолепие» и אל - одно из Имен Божьих.
(2) Арелим, или, точнее, Аралим, на иврите מילארא - соответствуют чину Престолы и Сфире Бина на Каббалистическом Древе Жизни. Это имя встречается в Книге пророка Исаии, глава 33, стих 7, переводится как angeli pacis в Вульгате, значатся как «сильные» в каноническом переводе и как «могущественные» в обычном Каббалистическом истолковании.
(3) Архангел Ариэль - дух воздуха, в масонстве высших степеней соответствует идее невинности, для чего, вероятно, нет оснований. Следуя вульгарным Каббалистическим истолкованиям, Ариэль раскрывает места, где были тайно зарыты сокровища, раскрывает тайны природы и являет во сне вещи, которые желает увидеть человек.
(4) Азраил - Ангел смерти. Ныне его имя встречается во всей литературе по ангелологии.
(5) Касмаран - Ангел воздуха, согласно двадцать девятой степени Шотландского Устава, которая называется Рыцарь Святого Андрея. Однако согласно поздней Каббалистической традиции, Архангелом воздуха является Рафаэль. Вероятно, имя Касмаран не наделено каким бы то ни было значением, слово это лишено смысловой нагрузки.
(6) Габриэль - имя Архангела воды, согласно Каббале, однако в сочинениях, посвященных Талмуду, его связывают с огнем и молнией.
(7) Гамалиэль, как утверждают масонские источники, управляет Венерой, но в Каббале планетам соответствуют следующие Ангелы: (a) Сатурн - Кассиэль, (b) Юпитер - Сахиэль, (c) Марс - Замаэль, (d) Венера - Анаэль, (e) Меркурий - Рафаэль, (f) Луна - Габриэль, (g) Солнце - Михаэль.
(8) Исрафэль, или Исрафил - ангел Судного дня согласно мусульманской ангелологии. Э.А. По в своем бессмертном стихотворении, основываясь на Коране, пишет, что «струны его сердца - лютня», а также что у него «из всех созданий Божьих глас сладчайший».
(9) Малахим - םיכלמ . Получить о них представление можно из «Apparatus» Кнорра фон Розенрота «Kabalah Denudata». Т. 1, с. 537-538. Это Ангелы Сфиры Тиферет на Каббалистическом Древе Жизни.
(10) Михаэль - Великий Первосвященник, согласно Зоhару возносящий духов праведных на Всевышний Алтарь для принесения их в жертву Господу, после чего они остаются в Райских Кущах. В поздней Каббалистической традиции он является Ангелом Сфиры Ход на Древе Жизни, ему приписывают соответствие с Солнцем, которое, в свою очередь, соотносят с Рафаэлем, - Каббала не отличается единообразием в вопросах аттрибутации.
(11) Рухиэль - в масонстве высших степеней Ангел, управляющий воздухом и ветрами. Однако истинные соответствия стихий таковы: воздух - Рафаэль, огонь - Михаэль, вода - Габриэль, земля - Ауриэль, или Уриэль. Это соответствия Архангелов, а в отношении Ангелов соответствия следующие: воздух - Хассон, огонь - Арал, вода - Форлах и земля - Талиахад. Управители элементов: воздуха - Ариэль, огня - Сераф, воды - Фарсис, земли - Керуб. Все вышеприведенное - сведения, которые относятся к поздней Каббалистической традиции, вульгарным версиям «Ключей» и других Гримуаров.
(12) Талиахад - דהיולט , также Ангел Воды, согласно Степени Рыцаря Святого Андрея.
(13) Цафиэль - יפצ, Ангел, которого связывают с Луной, однако, как мы видели, на его месте уже значится другой Ангел.
(14) Уриэль, или Ауриэль - לאירוא, согласно герметическим степеням, Ангел Огня, но в Каббале, как уже и было сказано, это Архангел, управляющий землей.
(15) Цадкиэль, более известен в астрологии, чем в масонстве, или же в другой ангелической классификации, однако в одной из классификаций его соотносят с Юпитером, в то время как (16) Зариэль, согласно еще одному источнику, является управителем Солнца.
из книги «Энциклопедия Масонства»
Артур Эдвард Уэйт, 1921 год;
оформление и перевод Eric Midnight,
специально для Teurgia.Org