Беседы и наставления монахам — Иоганн Тритемий

 

† † †

 

Беседы и наставления монахам

Иоганна Тритемия

Аббата Спонгеймского (Spanheimensis), впоследствии Вюрцбургского (Herbipolensis)

Беседы сии размещены в двух книгах,
первая из коих называется «Проповеди (Homiliae)», вторая – «Беседы (Sermones)».

Во имя Господа нашего Иисуса Христа

начинается

Книга первая Наставлений монахам

 

О духовной брани Монахов. Проповедь I


В брани Христиан и, в особенности, Монахов братьям надлежит претерпевать различные бедствия мира сего, и, как злато в горниле, непрестанно закаляться, будучи испытуемыми в угнетениях. Монахам же во брани Христовой предстоит прейти от устоев мирского общества к более возвышенному образу жизни, прекратив следовать не только законам господ, но также и помыслам. Монахам должно глубоко презреть богатства, почести и все удовольствия нынешнего мира ради любви Бога и подняться выше плотских страстей, присно посвящая себя одному лишь Богу. Ибо действительно, Монахом называется тот, кто словно бы пребывает один, в уединении от целого, даже самим именем своим нарицательным напоминая об отвержении мира1. Итак, долг Монаха состоит в том, дабы, утвердившись в уединении, хранить себя чистым и очищаться от пороков и превыше всего питать сладчайшую любовь ко Христу. Цель же монахов, к коей устремлено устроение их устава, есть Христос, и если кто отказывается уподобляться Ему, тот не только не Монах, но и не христианин. И потому, братие моя, мы обязаны знать, что, ежели кто-либо, называющий себя христианином или Монахом, не следует в праведном терпении и смирении Господу и Спасителю нашему, ничто не поможет ему спастись. Ибо воистину он есть тот, о коем говорится в Священном Евангелии: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). Какова же есть воля Бога, святой Апостол указывает, говоря: Ибо воля Божия есть освящение ваше (1 Фес 4:3). Но для необходимого свершения завещанного нам от Него освящения требуется великое во всем терпение зол и смирение, ибо никто не свят своими силами. Надлежит нам, братие моя, иметь непрестанное размышление о нашем призвании, кое в наших собственных руках, дабы никогда не быть застигнутыми губительнейшей праздностью и в битве не оказаться побежденными врагом, коий ходит, яко рыкающий лев, ища беспечную и ослабевшую душу, дабы поглотить и погубить ее (1 Петр 5:8). Ибо есмы воины Божии супротив трех борющих нас противников, а именно: плоти, мира и диавола. Двоякая война и весьма тяжкий подвиг, в ту нас втягивает враг, а сему предает само наше естество. Подготовимся же к бою, братие дражайшая, облачившись в добродетели: ибо даже тот, кто украшен славой благих деяний, не является бесспорно защищенным от врага. Во-первых, укрепим себя непреложной Верой в Святую и Нераздельную Троицу: исповедание такого благоговейно преданного и искреннего ума и уст изгонит прочь все беззаконные бесовские ухищрения и ложь, и в конечном итоге враг отступит, пораженный и глубоко обессиленный. Также следует нам проникнуться наипламеннейшей Любовью к Богу и ближнему, коя для демонов превыше прочего страшна, в особенности, ежели она укоренена в истинном христианском Смирении. Не полагайтесь самоуверенно лишь на свою душу, ибо блаженным называется тот, коий присно имеет Страх Божий и благоговеен; а кто ожесточает сердце свое, чей ум бесстыден и дерзок, тот попадет в беду, падет во зло (Притч 28:14). Последуем же за Ведущим нас Христом, Коий в Евангелии говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). Теперь же, братия, поразмыслите усердно над тем, что было услышано вами из Священного Писания о Спасителе нашем, кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен ходить так, как Он ходил (1 Ин 2:6). Но изначально Ему надлежало пострадать, претерпев бесчестье креста, и так войти в славу Свою (Лк 24:26), вдохновимся же сим и будем памятовать и мы, воины Его, как бы ни были недостойны, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). А посему Сам Господь, Царь вселенной, увещевает нас в Евангелии, говоря: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8:34). Вот как Христос явил нам путь к жизни вечной: Он, будучи Господом Небес и земли, ради нас уничижил Себя Самого, приняв образ раба, по Собственной воле, не по принуждению, принял на Себя нашу немощь, быв послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:7-8). Итак, если же Господу всей вселенной сначала надлежало пострадать, несомненно, не является возможным, дабы и мы, Его неверные подражатели и ничтожнейшие грешники, не должны были много пострадать, и все, чему подвергаемся, терпим мы справедливо, по нашим заслугам. Ибо никто не приидет к славе Небесного града, ежели не будет сперва оправдан от грехов своих, но внегда многим скорбям надлежит быть у праведных, то никоим образом не может быть праведным тот, кто отказался ради правосудия претерпеть невзгоды в мире сем. Итак, да уподобимся и мы, братие моя любезнейшая, в долготерпении и смирении Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, соделавшемуся человеком ради нас, Коий принял сие абсолютно по доброй воле, и в мире сем, никак не без горечи, был гоним. Ибо от часа Своего святейшего рождения вплоть до исхода Духа Своего из тела Он неизменно и с величайшим терпением пребывал в горечи нынешнего существования, ради нас, и ясное предвидение горечи будущих страданий никогда не ускользало из Его сознания. Егда же Бог, Иже Всемогущ, соделался человеком ради нас, Иже все знает, все разумеет, все предвидит, и притом ничто из того, что Он желает раскрыть, не может быть сокрыто, Он, дабы стать явным миру, сделался уязвимым, Бог, Коий присно остается неуязвимым и бесстрастным. Иже рожден же был от Девы Марии, без сношения с мужем, и после, дабы соблюсти закон, был обрезан в восьмой день, Иже не имел никоего греха, но был уязвляем за наши провинности. От лица преследователей младенец Сей ночью был унесен в Египет, и Тот, Кто есть Господь всего сущего, был беден и неимущ, семь лет жил в изгнании среди чужого народа. Наконец, все дни жизни Своей в мире сем Он терпеливейше пребывал в непрестанных трудах, и никогда не выказывал возражений, снося все невзгоды во славу Отца. Ибо воистину, Он, праведный и невинный, по доброй воле претерпел все тяготы и мучения вместо нас, недостойнейших, и горчайшею смертию крестной искупил нас от погибели вечной, и Своею собственной кровью милосердно воссоединил нас с Отцом. Итак, как Христос пострадал за нас плотию, как увещевает Первый из Апостолов, то и вы, братие моя, вооружитесь тою же мыслью (1 Петр 4:1): дабы мы, сострадая Невинному, усердно удерживали и обновляли в памяти своей то, что Он перенес ради нас. Воистину, ежели терпим вместе, то с Ним и царствовать будем (2 Тим 2:12), торжествуя во славе. Глядите же, как Христос призывает нас, Коий первый пришествовал к Славе и дал нам оружие, коим Он Сам первый же одолел князя мира сего, предначертав образ, коим воин Царя должен следовать к Венцу. Христос зовет своих воинов к Небесному чертогу, тяготы коих Он низводит сопутствующими дарами добродетелей, и победители удостаиваются награды - воцариться с Ним вовеки. А посему брань нашу, братие дражайшая, ведите непрестанно и усерднейше, нам следует немедля объявить войну порокам и вожделениям, якоже плоть борется супротив духа, такоже и мы с неусыпной бдительностью должны сражаться в молитве и посте супротив склоняющего к порокам. Ибо доколе живем в мире сем, мы устранены от Господа (2 Кор 5:6), и словно борец, подвизающийся на ристалище, мы преодолеваем неизбежное течение жизни в непрестанной борьбе. Но мы сражаемся не своими силами, а поддерживаемые состраданием нашего Царя, Коий сказал Своим подражателям в святом Евангелии: без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5). И о боях брани, нам предстоящей, равно как и о том, что от нее невозможно уклониться, говорит Он в ином месте: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). И как мы знаем, что Господь Иисус всегда присутствует в мире сем младшими служителями своими, так и в Апостолах Он обещает нам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20). Получив такое обещание опеки, о воины Христовы, братие моя любезнейшая, отчего же колеблемся? Почему не стоим мужественно супротив надменности мира сего? Имеем Царя и Защитника нашего, всегда пребывающего с воинами Своими, и, несчастные, страшимся вести бой супротив немощного врага, коий не может одолеть никого, кроме тех, кто сдается ему по своей воле? Препоясайтесь, молю вас, на непобедимую брань Христову, на кою вы изъявлены двояким обетом: первым, егда в источнике святого крещения отрекаетесь от Сатаны, присягаете в словах христианского учения, вторым же, егда торжественно облекаетесь в монашеское одеяние. Великая нужда преуспеяния обязывает вас восполнять ваш обет необходимым рассуждением, ибо подобно тому, как значение звания христианина предписывает должным соблюдение Евангельских заповедей, такоже и обет, что приносится по доброй воле, требует хранения правил монашеского устава. Кроме того, нам для спасения уже не является достаточным только исполнять предписания, кои установлены христианам для соблюдения в миру, но еще и усерднейше соблюдать правила монашеской жизни, в соответствии с нашим обетом. Воздавайте обеты, как говорит Писание, и делайте (Пс 75:12). И вот в ином месте повторяет: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни» (Еккл 5:3). Также и святой Августин увещевает нас касательно необходимости выполнения обещаний, даваемых Богу, говоря: «Есть то, что мы еще не обещали Господу, но обязаны, и есть то, что, ежели не пообещали, не обязаны. Но после того как пообещаем сие Господу, связываемся необходимостью исполнить». Так что, братие моя, прошу вас, тщательно обдумывайте то, в чем будете давать обет Господу Богу вашему, и, оказавшись во власти необходимости выполнения обещания, будьте основательны и ревностно воздавайте должное. Ибо вы даете обет Богу вашему, не человеку, обет послушания и обращения ваших нравов, в согласии с уставом нашего святейшего законодателя Бенедикта, и непоколебимой верности и стойкости в сем религиозном ордене. Повиноваться же, как обещали Богу, вам нужно его заместителю-человеку, коий в монастыре несет службу Христову соответственно уставу, коий вы заявляете, что изучили. Касательно же обращения нравов, каковыми им следует быть согласно уставу, вы можете посмотреть в ясно представленной четвертой главе об орудиях благих деяний2, в коей вы найдете вкратце изложенную сумму всех монашеских подвигов. Действительно, относительно того, что духовный отец наш заповедовал делать послушникам, все вы слышали, и не находитесь в неведении по поводу коего-либо из ваших действий по вступлении в несение своего обета. Ибо так сказано: «Посвящаемый же в воззвании пред всеми должен дать обет своей верности, и обращения нравов своих, и послушания, пред лицом Бога и Святых Его, и ежели когда-либо поступит иначе, то должен знать, что будет осужден Богом, Коего обманул». Итак, смотрите же, братие, в какую великую необходимость соблюдения устава вы возводитесь: ибо ежели не будете исполнять своей работы, в чем вы клялись при принятии монашеского облачения, не пред слугой Бога, не пред другом, не пред монахом, но лукавствуя пред лицом Всемогущего Бога, - быть вам осужденными. А посему неизменно памятуйте о том, что предписывает ваш устав, и далее об обещании устроения ваших нравов, и трудитесь, как истинные воины Иисуса Христа, непрестанно бодрствуя в страхе Божием, ибо как говорится в Писании, если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем, то скоро разорится дом его (Сир 27:3). Поразмыслите же о призвании вашем, ибо Господь призывает вас не к праздности, не к наслаждениям мира сего, равно как и не к следованию плотским желаниям, но, скорее, к непрерывному труду, к воздержанию от всех удовольствий и неустанному умерщвлению плоти по образу Распятого, дабы носили вы в сердцах ваших Его стигматы. Ведь вы уже возложили руки ваши на плуг священного Небесного земледелия, с коим нам заповедано пребывать в непрестанной работе и не только никогда не озираться назад3, но, тяжело дыша, всегда продвигаться вперед от добродетели к добродетели до самой верхней ступени совершенства. Ибо жизнь монаха есть не что иное, как избегание людского общения и деятельное преуспеяние наедине с одним лишь Богом, в томлении пламенной любви. О сем говорится в Писании: Благо человеку, когда он несет иго в юности своей, сидит уединенно и молчит (Плач 3:27-28), ибо будет спасен чрез него. Потому как, ежели желаете быть совершенными, кои обязались любить совершенство сообразно принципу устава, приступайте к ведению образа жизни, коему учил Христос, и ежели вы уже презрели все ради Его любви, не нерадите побороть, превзойти и смиренно презреть также и вас самих. Ибо раб Христа не имеет ничего, кроме Христа, ничего не любит, ни о чем не печется, ничего не ищет, кроме Христа, дабы иметь возможность быть совершенным и угодным Ему, на брань Коего присягнул по доброй воле. Монах же, коий держится за что-либо, кроме Христа, не может быть совершен, ибо истинная Любовь не разделяется, не обращается в ином направлении, как ум истинно единится в противоположностях. Посему Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). А ведь мы, братие возлюбленная, уже, как я уповаю, оставили мир и все, что имели в мире сем, не только все вещи мира, коими обладали или могли бы обладать, но и отказались иметь желания и идем к сей киновии божественного покровителя Мартина, в коей есть великая бедность в вещах преходящих и богатства лишь те, коими одаривает нас сие место, где нельзя найти побуждений к жадности. Воистину, как не самые муки делают мучениками, но правое дело4, так и не бедность бедного делает блаженным, но добровольное терпение в сей бедности ради любви Христа. Ведь Господь в Евангелии не каких угодно нищих объявил блаженными, коим будет даровано Царство Небесное, но предрек, что лишь нищие духом, как нам известно, могут быть блаженны (Мф 5:3). Ибо презрения богатств не достаточно для Спасения, ежели раздающий золото не старается также всеми силами чрез терпение и смирение неизменно подражать Спасителю. Действительно, легче презреть мир, нежели отвергнуться и отречься себя самого. Однако же, кто бы ни пожелал уподобиться Сыну Божиему и стяжать Евангельское совершенство, надлежит тому стать презревшим не только мир и вещи преходящие, но даже и самого себя. В самом деле, Спаситель говорит в Священном Евангелии: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14:33). И сие мы не должны считать достаточным для совершенства, потому как Он снова заявляет о собственном отвержении, говоря еще более ясно: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, и Евангелия, тот сбережет ее» (Лк 9:23-24). Христос был послушным Отцу даже до смерти (Флп 2:8), и ежели вы желаете Ему уподобиться, как обещали, необходимо вам, братие, самих себя отречься. Воистину, не может быть Монахом тот, кто прежде в целом не отсек своей частной воли. Вам, кои пред Богом и всеми Святыми Его дали обет впредь жить по монашескому уставу, не позволительно в последующем исполнять свою волю, ибо то, что единожды было посвящено Богу, паче не возвращается в человеческое пользование. Вы же должны служить не самим себе, но Царю Христу, так что ни решать, ни отказываться не в вашей власти. Ибо вы умерли, как говорит святой Возлюбивший Христа (Christophilus), и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол 3:3-4); и ежели жаждете пребыть с Ним в радости без конца, должно вам ныне, во время сие, вести неустанную битву ради Его любви. Ибо никто не будет увенчан со Христом, окромя тех, кои законно упорствуют в подвиге вплоть до самого конца, и не одержать победу тем, кои не могут упорствовать5.

 

Примечания переводчика:


1. – От греческого  μοναχός  - «одинокий».
2. – «Regula Benedicti», с. 4: Quæ sunt instrumenta bonorum operum («Устав Бенедикта», гл.4: Каковы суть орудия благих деяний).
3. – Ссылка автора на Лк 9:62: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озира¬ю¬щийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
4. – Св. Августин Аврелий.
5. – Ссылка автора на стих 2 Тим 2:5: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться».

 

Перевод с латыни © Арафель для Teurgia.Org, 2012 г


Back to Top