О Зороастрийском Яйце — Афанасий Кирхер
О Зороастрийском Яйце
Отрывки из книг Афанасия Кирхера «Obeliscus Pamphilius» (1650) и «Oedipus Aegyptiacus» (1652-54)
(Отрывок из главы III тома «Эдипа Египетского», посвященной исследованию Обелиска Barberinus)
<...> Сей Обелиск (Barberinus) был возведен древними Египетскими Жрецами, а также Иеромантами1 в честь верховного Божества (кое Трисмегист называл (принимающим (заключающим в себе) все формы), равно как и Платон, иные именовали его Осирисом, или Митрой Египетским, иные – Душой Мира (Anima Mundi) и подобными (равноправными) именами) и в честь 48 Гениев Мира (Духов Мира, Genii Mundi), называемых служителями Божества и как бы управителями Вселенной.
Что можно понимать как обозначение Египетских 48 порядков (положений, позиций, местопребываний, stationes) Богов, кои Греки позднее стали называть (созвездиями) или констелляциями (взаимными положениями небесных тел), кои можно было наблюдать на Небе, о коих, сообразно их устроению, говорили Арат и Гигин, а также и мы в «Астрологии Египтян», выражая сие посредством двух Полушарий; 24 из них расположены в Южном Полушарии, и столько же в Северном. Южное Плутарх называл сосудом света, царством Осириса, правой стороной Мира, здравой (исцеляющей, спасительной) и творящей благо; что и отражает первая сторона сего Обелиска, на первом месте коей взору ясно предстает Осирис с главою Сокола, как позднее мы увидим. Противоположностью же ему является Северное Полушарие, левая сторона Мира, причиняющая зло, отравляющая, женская, начало тьмы, царство Аримания, или Тифона, называемое так согласно представлениям Египтян, и содержит 24. порядка Божеств (соперников в мастерстве) Осириса, о коих и делает упоминание Дамаский, как написано у Bulengerus’а в «Астрологии Халдеев», где говорится следующее: «После Зодиакального круга определили 24. иных звездных порядка, одну часть коих расположили на Севере, вторую – на Юге, с равным сим количеством созвездий; те из них, кои явственно зримы, относили к светлой стране живых, а те, кои нельзя увидеть, считали принадлежащими темному царству мертвых, как их установили вселенские порядки. Итак, они вместе с Солнцем, проходящим их по кругу в течение одного годового цикла, (параллельно) обращенным(и) пирамидам(и) своих движений2 , суть причины великих изменений повсюду в Мире сем». Взгляни на его изображение подлинного Образа мирового Зороастрийского Яйца.
(Изображение из «Эдипа Египетского», 1654 год издания)
Сие есть то Зороастрийское Яйцо, то есть Мир, в коем Ормузд (Orimazes) заключил 24 Бога и столько же (соперников в мастерстве) Аримана (Arimanius), что есть причина смешения добрых и злых. Предание сие можно прочесть у Плутарха, в книге «Об Осирисе и Исиде», а также более пространное его исследование на стр. 176. «Обелиска Памфилия»; что выражали и Халдеи в представленном изображении.
Египтяне же на сем Обелиске, на каждой из четырех сторон Обелиска, изображали порядки 48. Гениев, как творящих благо, так и свершающих зло, так что каждая из сторон содержала сих по двенадцать, кои обозначены звездами на верхнем крае каждой из сторон. И они суть не что иное, как порядки Богов, кои мы ранее в «Астрологии Египтян» представляли двумя Полусферами в понимании Древних; им же, как считали Египтяне, все, что находится в Мире, подчинено, ими же все управляется и поддерживается.
Итак, Обелиск Barberinus содержит, во-первых, действия и влияния Божества Всех Форм (Pantamorphum Numen) и 48. Гениев Мира, его служителей, выраженные иероглифическими символами, кои непрерывно действуют четырьмя срединными первичными стихиями (primae naturae) или элементами в нижнем Мире. <...>
(Изображение верхней части Южной стороны Обелиска Barberinus)
(Отрывки из книги «Обелиск Памфилия»)
<...> Далее Плутарх говорит, что Orimazen утроил себя, то есть силой своей объединил надмировой (сверхъестественный), небесный и элементарный миры в тройной мир, и превознесся над Солнцем на такое расстояние, насколько Солнце отстоит от земли, то есть к сфере неподвижных звезд (коя, как полагали древние, расположена настолько же выше Солнца, насколько земля ниже его), и небо украсил звездами, то есть светом, поделенным между прочими вещами природы, более всего ради яркости света, большему изобилию коего они соделались причастниками. Сделав так, он поместил в яйцо двадцать четыре сотворенных Бога, двадцать четыре созвездия, кои должны были быть смотрителями и управителями дел и вещей мира, и коих он заключил в яйцо, то есть мир, коий, как свидетельствуют Евсевий, Порфирий, Ямвлих и иные, что в дальнейшем пространно будет доказано, Египтяне сравнивали с яйцом. Ариман (демон соперник в мастерстве) противопоставил ему столько же, заключенных в том же яйце, то есть столько же противоположных созвездий, и поместил в северной области, злотворные лучи коих переплелись с лучами Добродетельных, что явилось причиной смешения благого и злого.
<...> Взгляни на его изображение подлинного Образа мирового Зороастрийского Яйца.
На нем можно увидеть 24. звезды на Севере и 24. на Юге, с таким же количеством обращенных пирамид, 24. белых и стольких же черных; кои суть вышеупомянутые корни (лучи) Гениев света и тьмы.
Однако, из сего становится ясно, сколь хорошо сия аллегория двух противоположных начал, измышленная Зороастром, согласуется с тем, что выше мы приводили касательно двенадцати Гороскопов, семи Усиархов, тридцати Деканов3 и иных Герметических Гениев, в соответствии с представлениями Ямвлиха о Творце, об Icthon, Амоне (Amun), Эмефе (Emeph), Пта (Phta), Вулкане, Осирисе, а также их господствах и подчиненных, кои хорошо соотносятся между собой: хоть и обладающие различными именами и утвержденные в иных покровах легенд и загадочных иносказаний, они выражают некие, кажущиеся отличающимися, но, все же, те же самые таинства природы, и, как мы видели, являют то же превращение в различных формах, поскольку, как было сказано, посредством них мудро обозначали не что иное, как secunda natura (вторичную или вторую природу) лучей, проистекающих от тел Солнца, Луны и остальных небесных тел в области вселенского мира, неким пирамидальным продвижением (pyramidalis processus) во все проникающую и все преисполняющую своей силой. Но об этом достаточно. <...>
Примечания переводчика:
1. Иероманты (Hieromanti) – жрецы-предсказатели судьбы по жертвоприношениям.
2. Имеются в виду светлые и темные треугольники с символами 6 Планет на них, кои изображены внутри Яйца.
Касательно тонких прямых линий, пересекающих Яйцо: скорее всего, центральная горизонтальная линия – обозначение Экваториальной плоскости Земли, наклонная линия обозначает плоскость Эклиптики, а верхняя и нижняя горизонтальные линии - максимальные отдаления Солнца от Экваториальной плоскости (в дни Летнего и Зимнего Солнцестояний соответственно).
3. Гороскопы (Horoscopi) – буквально с греческого: «наблюдающие время» или «хранители времени», управители Зодиакальных созвездий. Усиархи (Usiarchi) – с греческого: «верховные сущности», имеются в виду управители Планет или небесных сфер. Деканы (Decani) – буквально с латинского «десятники»; обычно их выделяют 36, каждый из коих управляет 10 градусами круга.
Перевод © Арафель для Teurgia.Org, 2013 г.