Символы Розенкрейцеров, Роза и Крест — Неизвестный автор
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Символы Розенкрейцеров, Роза и Крест — Неизвестный автор

 

Символы Розенкрейцеров

Роза и Крест

 

Очевидно, что Роза и Крест в символизме розенкрейцеров занимает важное место. Обычно именно из них составлены Эмблемы Розенкрейцерских Орденов. В зависимости от разных интерпретаций учения, Роза могла быть рубиновой, а Крест - Золотым, либо - наоборот - Рубиновый Крест и Золотая Роза.

Рассматривая наиболее распространенный вариант, в котором Крест золотой, можно интрпретировать это так: золотой Крест представляет физическое тело человека и испытания земной жизни. Красная Роза в центре символизирует душу и ее постепенный расцвет в цепи последовательных воплощений и работы над собственным совершенством.

Практически любой эзотерический символ помимо первого, достаточно доступного прочтения, всегда несет в себе дополнительную информацию. Для тех, кому удается читать эту информацию, каждый открытый символ становится источником знаний, силы и вдохновения.

Разумеется, что Крест и Роза как отдельные символы употреблялись не только розенкрейцерами. Представляется достаточно интересным кратко коснуться их использования в других контекстах.

Несмотря на свою простоту, крест - один из самых содержательных и основополагающих эзотерических символов. В отличие от многих других культовых символов, которые бытовали в более или менее ограниченном ареале, этот знак был известен почти во всем мире. В древности его носили на груди, подобно позднейшим христианам, египтяне, ассирийцы, этруски, греки, американские индейцы. Одно из основных символических значений креста - обозначение нашего проявленного физического мира. Действительно, крест, связанный с цифрой «четыре», это и четыре стороны света нашего Мира, и четыре времени года, и четыре «первоэлемента» (огонь, воздух, вода, земля), и четыре Каббалистических Мира (Олам Ацилут, Олам Бриа, Олам Йецира и Олам Асиа), и четыре буквы Имени Тетраграмматона IHVH, и многое другое. Другая, восточная, интерпретация: крест состоит из вертикальной и горизонтальной линий. Вертикальная линия (принцип ЯН), символизирует активное начало (или ДУХ). Горизонтальная линия (принцип ИНЬ) - пассивное начало (или непроявленная материя, «БЕЗДНА»). Вместе, соединённые в виде креста, эти две линии символизируют проявленную материю или наш проявленный Мир (в том числе и нашу Землю). Следующая интерпретация креста - это символическое обозначение трех Земных царств. Первое царство, растительное, представляется вертикальным отрезком креста, расположенным ниже горизонтальной линии. Сама горизонтальная линия - животное царство. И царство человека - это вертикальный отрезок креста выше горизонтальной линии. Соединённые вместе эти царства составляют «крест» жизни на Земле.

Роза вошла в сокровищницу эзотерических символов позднее креста. Многослойность лепестков розы позволяла использовать её как символ постепенного открытия сокрытого, поступательной эволюции. Не отвлекаясь на другие толкования значения этого символа, рассмотрим только одно, связанное с принципом развития.

Ниже приведнн фрагмент из книги Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров». Этот фрагмент хорошо иллюстрирует то, как символ может находиться в прямом соответствии с элементами невидимого мира. В данном случае - как роза может быть связана с развитием духовных способностей человека. В связи с приведенным ниже фрагментом следует заметить, что, согласно общепринятой символике, лотос, получивший большое распространение в восточной традиции, соответствует розе в западной традиции.

Итак, Рудольф Штайнер:  «Чем дальше продвигается человек в своем душевном развитии, тем правильнее слагается организм его души. У человека с неразвитой душевной жизнью он хаотичен и нерасчленен. Но и в этом нерасчлененном организме души ясновидящий может различить некое образование, ясно выделяющееся из окружения. Оно простирается от внутренней части головы до середины физического тела. Оно имеет вид как бы самостоятельного тела, имеющего определённые органы. Органы, о которых здесь прежде всего будет идти речь, воспринимаются духовно вблизи следующих частей физического тела: первый - между глазами, второй - вблизи гортани, третий - в области сердца, четвёртый находится по соседству с так называемой подложечной впадиной, пятый и шестой расположены в области живота. Эти образования у тайноведов носят наименование «колес» (чакр), или также - «цветков лотоса». Они называются так благодаря своему сходству с колесами и цветами; но нужно, конечно, помнить, что это выражение следует понимать примерно в том же смысле, в каком обе части легкого называют «легочными крыльями». Всякому ясно, что здесь речь идёт не о «крыльях»; также и в нашем случае нельзя забывать, что это название имеет смысл лишь в качестве аналогии. У неразвитого человека эти «лотосы» темной окраски, спокойны и неподвижны. Но у ясновидящего они находятся в движении имеют сияющие цветовые оттенки. Нечто подобное имеет место и у медиума, но всё же несколько иначе. Здесь незачем касаться этого подробнее. Когда духовный ученик приступает к упражнениям, то прежде всего его «цветки лотоса» просветляются; позднее они начинают вращаться. С наступлением вращения проявляется способность к ясновидению. Ибо эти цветки - суть органы чувств души. И их вращение является выражением того, что человек воспринимает в сверхчувственных мирах. Никто не может созерцать чего-либо сверхчувственного, прежде чем описанным образом не будут развиты его астральные органы чувств»

Итак,  наиболее распространено изображение одной Розы, наложенной на центр Креста, но существует несколько вариантов изображения Розы и Креста в различных сочетаниях. Эти изображения отличаются друг от друга количеством лепестков розы, количеством роз, их расположением, их цветом, видом креста. Например, в книге «Тайные фигуры розенкрейцеров» Генриха Мадатануса Теософа, есть изображение шестнадцатилепестковой розы на фоне косого креста. Там же приводится изображение креста внутри десятилепестковой розы. Существует вариант, в котором семь красных роз, образующих круг, наложены на крест. Причем три розы расположены выше горизонтальной линии, а четыре - ниже горизонтальной линии. В силу вышеизложенного можно попытаться понять символику такой фигуры. Вернее, подобрать один «ключ» к пониманию этого многопланового символа. Так, три розы над горизонтальной линией соответствуют трём «высшим» человеческим телам, расположенным выше животного царства и свойственным только человеку (в проявленном мире). Четыре розы под горизонтальной линией - это четыре «низших» человеческих тела. Эти тела расположены ниже горизонтальной линии и имеют аналогии как в растительном, так и в животном царствах.

Конечно, символика Розы и Креста не ограничиваются приведенными здесь объяснениями. И у Розы, и у Креста на разных планах - видимых и не видимых - существует множество граней. И по мере продвижения Адепта в его духовном развитии эти замечательные символы будут все более раскрываться перед ним в своем великолепии.

© Неизвестный автор


Back to Top